четверг, 27 октября 2016 г.

Хоромный тупик

Расположение:

Тупик проходит по Басманному району (ЦАО) от площади Красные Ворота до дома № 4, стр. 4 по этому тупику. 

Рядом – Садовое кольцо. Метро «Красные ворота».

Описание:

Тупик с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 150 метров.

История:

Тупик возник в 17 веке в дворцовой Огородной слободе около церкви Трех святителей Вселенских. От конца тупика начиналась и текла на юго-восток речка Черногрязка. Тупик упирался в дворовые строения большой усадьбы, которая в конце 17 века принадлежала А. Волкову, а затем — Юсуповым.

В середине 19 века – Тупой переулок (из-за своей тупиковости).

До 1922 года — Трехсвятительский тупик (по церкви Трех Святителей, что в Старых Огородниках, которая здесь находилась; в 1928 году была снесена).

Тупик назван 1922 году по находившимся в конце его барским хоромам – палатам 18 века, которые в 1727-1917 годах принадлежали князьям Юсуповым (Большой Харитоньевский переулок, 21) (хоромы — «жилые деревянные строения»).


Нежилые объекты:

Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ) им. А. Иосифьяна (№ 4 с многочисленными строениями).

Научно-производственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А. Иосифьяна» является одним из старейших предприятий, входящих в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса).


ВНИИЭМ был создан в военное время осенью 1941 г. сначала как завод № 627 для разработки и быстрейшего выпуска электротехнических средств для обороны столицы. Днем рождения института принято считать 24 сентября 1941 г., когда нарком электротехнической промышленности подписал приказ о назначении директором завода Андроника Иосифьяна, доктора технических наук, профессора, крупного ученого-электромеханика и талантливого инженера, который заложил фундамент института как многопрофильной политехнической организации.


Вскоре завод был преобразован в Научно-исследовательский институт № 627 с опытным заводом № 1, затем в 1959 г. во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ).

В связи с расширением сферы деятельности институт в 1992 г. стал научно-производственным предприятием, а наименование «Всесоюзный» было превратилось во «Всероссийский».

В 1996 г. НПП "ВНИИЭМ" было присвоено имя его основателя профессора А. Иосифьяна. 


ВНИИЭМ – это первый в стране завод-институт, в котором одновременно были развернуты научные, проектно-конструкторские подразделения и производство. С первых лет космической эры, когда страна осуществляла первые шаги в освоении космоса и создавала свой ракетно-ядерный щит, ВНИИЭМ, как головная организация, активно участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, в частности знаменитой Р-7, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, а затем и первый пилотируемый космический корабль «Восток». В 1961 г. за эти работы ВНИИЭМ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Благодаря успеху этого проекта на ВНИИЭМ было возложено создание первых метеорологических спутников. Первый экспериментальный метеорологический спутник «Космос-122» был выведен на орбиту 25 июня 1966 г., а весна 1967 г. была встречена уже запуском сразу двух спутников «Космос-144» и «Космос-156». Таким образом, была создана первая оперативная космическая метеорологическая система, которая в дальнейшем восполнялась аналогичными спутниками, получившими название «Метеор». Успешная реализация этих космических проектов и определила место нашего предприятия в космической отрасли.


В последующий период ВНИИЭМ создаёт несколько поколений автоматических космических аппаратов «Метеор», «Метеор-Природа», «Ресурс-О1» для нужд гидрометеорологии, исследования природных ресурсов Земли и экологического мониторинга, а также первый в России геостационарный гидрометеорологический космический аппарат «Электро».


За истекшие годы у предприятия накоплен богатый опыт в разработке, создании и запуске космических аппаратов. За последние 40 лет было запущено 71 КА, общий налет которых в космосе составляет 208 лет. Федеральная космическая программа России на 2006-15 гг. предусматривает формирование национальной космической группировки. Составной частью программы является создание метеорологической системы России. Головным исполнителем космического комплекса метеорологического назначения «Метеор-3М» было выбрано одно из старейших предприятий космической отрасли – ВНИИЭМ.

Основная цель создания перспективного космического комплекса «Метеор-3М» с космическими аппаратами «Метеор-М» – это оперативное получение глобальной гидрометеорологической информации в целях прогноза погоды, контроля озонового слоя и радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, а также для мониторинга морской поверхности, включая ледовую обстановку в полярных районах. Проект создания малого КА «Канопус-В» является следствием, с одной стороны, необходимости создания в России унифицированной малой космической платформы для различных целевых нагрузок, а, с другой стороны, необходимостью организации оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Малая платформа в перспективе позволит создавать дешевые многоспутниковые системы. Планируется запустить два специализированных космических аппарата «Канопус-В» массой не более 350 кг. и массой полезной нагрузки порядка 130 кг.

Наряду с решением задачи по освоению космического пространства на предприятии накоплен богатый опыт в разработке и изготовлении оборудования для атомных электростанций – системы управления и аварийной защиты (СУЗ) для водо-водяных энергетических реакторов и автоматизированные информационные системы «СКАЛА» для реакторов РБМК. Эти работы определили целое направление деятельности. В настоящее время ВНИИЭМ является одним из лидеров в разработке и производстве СУЗ для АСУТП современных АЭС.


В рамках конверсии во ФГУП «НПП "ВНИИЭМ"» были разработаны и изготовлены электромагнитные подшипники для химической и газовой промышленности и машиностроения, на основе богатого опыта создания магнитных подшипников для роторных машин космического назначения. В кон. 1980-х гг. сформировалось отдельное направление по созданию безмасляных нагнетателей с магнитным подвесом ротора и сухими газодинамическими уплотнениями для газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. За годы существования во ВНИИЭМ разработано множество электрических машин, приводов и электромеханических преобразователей для нужд ВМФ, в частности, малошумные приводы для автоматизированной АПЛ проекта № 705. Данная АПЛ, по отзывам специалистов, явилась лучшим кораблем XX столетия.


В ближайшей перспективе основными видами деятельности ФГУП «НПП "ВНИИЭМ"» останутся: во-первых, создание космических аппаратов гидрометеорологического и океанографического направления и космических комплексов на их основе; во-вторых, разработка и изготовление систем управления и защиты для энергоблоков АЭС в России и за рубежом, в-третьих - проведение исследований с целью улучшения характеристик электрических машин, традиционно создаваемых на предприятии, совершенствования методов их расчета и создания новых высокотехнологичных электромеханических устройств в интересах народного хозяйства, ВМФ и Газпрома.


Особняк фон Дервизов недоступен для простых граждан.

– Стр. 1. Особняк был построен в 1886 году. Приглашённый фон Дервизом рязанский архитектор Николай Вишневецкий спроектировал его в стиле итальянского Ренессанса.


Дом поставлен в глубине владения и представляет собой двухэтажное здание с ризалитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. К нему с двух сторон ведут полукруглые пандусы, у въезда на которые поставлены большие светильники, выполненные в виде женских фигур. Фасады особняка украшены крупным рустом, цоколь отделан гранитом, в оформлении фасадов использованы элементы ренессансной архитектуры — сдвоенные арки с колонками на углах здания, лепные элементы карниза и фриза. Простенки между окнами второго этажа украшены лепными львиными масками, во фризе помещены лепные изображения драконов, держащих щит с буквами SVD (Sergei von Derwies). Ограждение крыши особняка украшено вазонами.

Для оформления интерьеров особняка фон Дервиз пригласил молодого талантливого архитектора Фёдора Шехтеля. Созданное Шехтелем декоративное убранство особняка отличается роскошью и изысканностью, в оформлении помещений использованы элементы и мотивы разных архитектурных стилей — классического, восточного, готического. Живопись и гобелены, витражи, шёлковые ткани, деревянная резьба, тонко выполненный лепной декор — всё это делает оформление интерьеров дома уникальным по богатству отделки и стилевому разнообразию. Стоит отметить, что подлинное убранство особняка сохранилось практически полностью, за исключением части мебели.

Столовая и гостиная первого этажа оформлены деревянными резными панелями, в декоре потолка столовой использована роспись — фрукты на золотом фоне; стёкла окон — витражные, как и все витражи в доме, они выполнены по авторским рисункам Шехтеля.

Белый парадный зал второго этажа оформлен в классическом стиле и украшен позолоченными лепными деталями, в центре потолка — живописный плафон. Другой плафон, меньшего размера, украшает потолок парадной мраморной лестницы; в оформлении стен верхней лестничной площадки использованы гобелены с пейзажными сюжетами, в нишах на лестнице поставлены статуи, выполняющие также функцию светильников; освещает лестницу витражное окно с изображением герба рода фон Дервиз. Кессонированный потолок вестибюля первого этажа, оформленного в готическом стиле, украшен резными деревянными фигурками средневековых человечков.

Особой изысканностью декора отличается восточная (китайская) гостиная, стены которой обтянуты шёлковыми тканями с орнаментом и украшены расписными деревянными панелями; в росписи потолка повторяются стилизованные изображения китайского дракона.

В одной из угловых комнат второго этажа был устроен зимний сад, который освещался витражным световым фонарём и большими витражными окнами.

Во всех парадных и жилых комнатах были установлены мраморные или деревянные камины. Сохранились также светильники, сделанные по авторским рисункам.

Сергей фон Дервиз принадлежал к немецкому роду фон дер Визе, его предки обосновались в России при Петре III, и вскоре получили потомственное дворянство. Его отец Павел фон Дервиз сколотил состояние на строительстве железных дорог, много занимался благотворительностью, в частности на его средства была построена детская больница св. Владимира в Сокольниках. Сергей управлял доставшимся ему по наследству семейным бизнесом, также состоял на службе при Министерстве юстиции, но проявлял гораздо больше склонности к искусству — играл на рояле (одно время он учился в Московской консерватории) и сочинял музыку, писал стихи, увлекался театром.


После революционных событий 1905 г. фон Дервиз решил покинуть Россию, он продал почти все свои владения, включая и московский особняк, и в 1908 году уехал во Францию, где и жил до самой смерти в 1943 г.


Особняк у него купил нефтепромышленник Лев Зубалов, при нём в 1911 г. была построена высокая каменная ограда, в результате чего особняк стало не видно с улицы. Зубаловы жили здесь до 1918 г., когда они решили подарить особняк Румянцевскому музею, и здесь ненадолго разместился филиал музея. В дальнейшем особняк использовался под разные нужды, с 1941 г. и по настоящее время здесь размещается ВНИИЭМ — полузакрытый Институт электромеханики, входящий сейчас в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса).


Неоготический замок принадлежал ложе Великий Восток, видимо она продолжает действовать, в рамках ложи Почетного Легиона, в рядах коих состоят 12 современных функционера РФ. Один из них Сеславинский. Зачем НИИ такой антураж и такая секретность здания, в которое и сегодня попасть невозможно. Поэтому этот объект можно рассматривать, как домовый масонский храм с прямым выходом в Метро-2, если будет угроза.

Все старые дома Москвы, в которых работали ложи, сегодня сохранились. Шехтель в основном проектировал дома масонам и везде символом выступает грифон собака Зевса.

– Стр. 2 и 3. Флигели бывшей городской усадьбы С. фон Дервиза - Л. Зубалова. Здания в стиле неоренессанса.

– Стр. 6. Палаты 17 века, дом, конец 18 века – начало 19 веков.

– Стр. 7. Дом стоит, как писал историк П. Бартенев, бывавший здесь, «самым оригинальным образом: он не на улице, не в переулке и не на площади – к нему ведет особый проезд, точно как в чувашских деревнях». Дом этот выстроен, вероятно, в 1-й пол. 18 в. – это были каменные палаты «волочильной и плющильной золотой и серебряной фабрики компанейщика» И. Тележникова. 


В конце века палаты переходят к известному в Москве медику, «одному из знаменитейших московских практиков», профессору Московского университета Ф. Политковскому.



После 1812 г. дом был во владении тайной советницы В. Мертваго, у которой в 1824–26 гг. его снимал М. Сонцов, родственник А. Пушкина, женатый на его тетке Елизавете.


В кон. 1820-х гг. дом с большим тенистым садом и «почти сельским простором» покупает штабс-капитан А. Елагин, женатый на племяннице В. Жуковского Авдотье Юшковой, матери известных литераторов Ивана и Петра Киреевских. В 1820-40-х гг. в доме Елагиной, по словам поэта Н. Языкова, „У Красных ворот, в республике привольной Науке, сердце и уму,” — было любимое место «соединения ученых и литературных знаменитостей Москвы, а по тону сдержанности, гуманности и благосклонного внимания, в нем царствовавшему, представлял нечто вроде замиренной почвы, где противоположные мнения могли свободно высказываться, не опасаясь засад, выходок и оскорблений для личности препирающихся... Все это вместе дает ему право на почетную страницу в истории русской литературы, наравне с другими подобными же оазисами, куда скрывалась русская мысль в те эпохи, когда не доставало еще органов для ее проявления». Трудно даже перечислить всех, кто бывал здесь – А. Герцен, Н. Огарев, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, А. Хомяков, В. Жуковский и многие другие. В гостиной А. Елагиной развертывались ожесточенные споры западников и славянофилов: «Война наша, – писал А. Герцен в «Былом и думах», – сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще, Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни». По воскресеньям салон Елагиной наполнялся посетителями. «Сверх участников в спорах, сверх людей, имевших мнения, на эти вечера приезжали охотники, даже охотницы, и сидели до двух часов ночи, чтоб посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого; приезжали в том роде, как встарь ездили на кулачные бои, что за Рогожской заставой».

А. Пушкин побывал в доме Елагиной зимой 1828/29 гг., посетив жившего здесь И. Киреевского. Во время этого посещения он отобрал свои книги из библиотеки С. Соболевского, которую тот оставил Киреевскому на время отъезда за границу. Весной 1830 г. Пушкин посетил поэта Н. Языкова, поселившегося в доме Елагиной, а в августе 1833 г. опять был у И. Киреевского.

Жилые дома: 

6 этажей (№ 2/6, 1929 год постройки; бывший дом кооператива работников Народного комиссариата иностранных дел). Кирпичный. Конструктивизм. 

В этом доме с 1929 года по 1935 год жил Народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов (мемориальная доска). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_113.html.

1 этаж (№ 4, стр. 8, до 1917 года).

1 этаж (№ 6, до 1917 года). Здание бывшей конюшни городской усадьбы Юсуповых. Построено в 1895 году архитектором Н. Султановым. Находится в составе ансамбля «Городская усадьба Волковых, Юсуповых, 17 в. – 19 в.».


Все дома, относящиеся к этому тупику, находятся только по его четной стороне, а по нечетной – сквер (пешеходные дорожки, скамейки, газоны и деревья) и бывшая усадьба, числящаяся по Садовой-Черногрязской улице.

Достопримечательности:  

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Красные ворота» пешком. Общественный транспорт по тупику не проезжает.


Видео:




Состояние на 24.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий