понедельник, 26 сентября 2016 г.

Богоявленский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Никольской улицы до Биржевой площади и улицы Ильинка. 

Метро «Площадь революции».

Описание:

По переулку осуществляется одностороннее движение автотранспорта от Биржевой площади до Никольской улицы, но выезда на Никольскую улицу нет, т. к. Никольская улица — пешеходная. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 200 метров.

История:

Переулок назван в 13–14 веках по находившемуся здесь Богоявленскому монастырю (основан в конце 13 века). 

Впервые упоминается как Богоявленский переулок в 1468 г. (назван по Богоявленскому монастырю, известному с конца 13 в.). 


Чётную сторону переулка занимают в основном монастырские строения: Богоявленский собор и кельи (д. 2/6, 1693—96; 1870—80), Богоявленские торговые ряды (дома 4—6, 1870-е гг.), сдававшиеся монастырём в аренду. Дом 8 — Тёплые торговые ряды — построен в 1865 (архитектор А. Никитин).

В 1920-е годы монастырь был закрыт, часть строений – снесена. Сохранился лишь храм Богоявления Господня и бывший келейный (братский) корпус монастыря.

В 1930 по 1938 годах – Блюхеровский переулок (в честь советского военачальника В. Блюхера).

В 1939 — 1993 годах – Куйбышевский проезд (в честь революционера, советского партийного и политического деятеля Валериана Куйбышева).

В 2017 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Площадь революции» (один из выходов выводит непосредственно в один из домов по этому переулку; также из метро есть выходы на Никольскую улицу и к площади Революции; рядом — Ветошный переулок и Красная площадь; Арбатско-Покровская линия; открыта 13 марта 1938 года название станции было дано по находящейся над ней площадью и связано прославлением социалистической революции 1917 года, о чем, помимо названия, ярко свидетельствует и ее оформление: фигуры с изображением героев-персонажей революции, гражданской войны, последовавшей за ней, и новой советской жизни — 76 таких скульптур находятся на постаментах в арках между пилонами станции, причем расставлены они в хронологической последовательности — пройдя мимо них от выхода в город на площадь Революции к другому концу этой станции можно наглядно увидеть вехи истории нашей страны от революции 1917 года до расцвета сталинизма в 1937 году; остальные декоративные элементы станции скромные и направлены на привлечение внимание к этим символическим революционным фигурам; глубокая (глубина 34 метра) — входов-выходов на станции два, причем оба имеют наземные павильоны, но только один из них (западный) совмещен со станцией Театральная: он ведет на площадь Революции, а другой, свой собственный (восточный), выводит на Никольскую улицу и Богоявленский переулок (этот выход встроен в одно из зданий по Богоявленскому переулку и представляет собой роскошный полуциркульный зал, облицованный мрамором, украшенный мозаикой с алыми знаменами, гербом СССР, строками из первого гимна СССР, большой 24-рожковой люстрой и очень высокими колонообразными торшерами на мраморных постаментах; тут же есть широкие длинные диваны; вход-выход осуществляется только по высоким эскалаторам (по ним же можно перейти и на станции «Театральная» и «Охотный ряд»); цоколи под арками со статуями облицованы черным мрамором, а путевые стены — серым; полы — гранитные и сложены в виде шахматной доски; люстры — в виде двояковыпуклых линз-тарелок белого цвета; посидеть можно только на диванах, где останавливаются первые и последние вагоны поездов, но для отдыха они весьма неудобны; вблизи станции находятся соединительные ветви, связывающие Арбатско-Покровскую линию с другими линиями метро: при движении в сторону станции «Арбатская» можно видеть двухпутный тоннель, который ведет к станции «Александровский сад» Филевской линии (это — единственная сохранившаяся в Москве двухпутная служебная соединительная ветвь раньше использовалась для пассажирского движения по линии, объединявшей участки нынешних Арбатско-Покровской и Филевской линий; а другая служебная соединительная ветка отходит от перегона «Курская» — «Площадь Революции» и соединяет его с Замоскворецкой линией.

• Памятник просветителям Иоанникию и Софронию Лихудам. Дар правительства Греции городу Москве. Установлен в 2007 г.

Памятник работы народного художника России Вячеслава Клыкова и архитектора Виктора Пасенко представляет собой облаченных в длиннополые одеяния греков-просветителей, занятых переводом Библии на церковнославянский язык. Стоящий слева от массивного стола Иоанникий держит рукописный свиток, а его брат Софроний с развернутой грамотой в руках восседает на резном стуле. Рядом на столе находятся Священное писание и чернильница с перьями. Высота памятника вместе с постаментом – более 3,7 м. Его фасад украшен бронзовым картушем с посвятительной надписью, выполненной золочеными церковнославянскими буквами.

Братья Лихуды в 1687 г. основали в Москве Славяно-греко-латинскую академию, которая впоследствии была преобразована в Духовную академию. Они также известны своими научно-богословскими трудами.
Братья Лихуды родом с греческого острова Кефалония, потомки византийского княжеского рода царской крови. Они были православными монахами, окончили Падуанский университет, где получили докторские дипломы. Братья Иоанникий и Софроний – первые преподаватели Славяно-Греко-Латинской академии - первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве. Лихуды прибыли в Москву 6 марта 1685 года и в этом же году стали преподавать в Богоявленском монастыре, где под их руководством, первоначально, обучались 6 учеников. В 1687 году школа братьев была переведена в Славяно-Греко-Латинскую академию. Академия размещалась в здании Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, выстроенного по велению царя Алексея Михайловича и по обещанию боярина Федора Волконского в 1660 г. В 1701 г. собор был перестроен архитектором Иваном Зарудным и приобрел вид трехэтажного каменного памятника петровского барокко с хорами, над воротами была надпись «Славяно-Греко-Латинская академия». Поверх надписи висела картина с изображением горящей свечи с надписью «Non mihi sed aliis» («Не для меня, но для других»). При академии была заведена типография. Изначально, в академии обучались 30 человек, позже, их количество возросло и к Рождеству 1687 г. составило 76 человек учащихся, а к Пасхе 1688 г. - 64 человека. На греческом и славянском языках преподавались риторика, диалектика, логика, физика; грамматика и пиитика – только на греческом. Также, велось обучение типографскому искусству. В академии обучались многие видные деятели России: М.В. Ломоносов, Л.Ф. Магницкий, В.К. Тредиаковский, Д.Н. Бантыш-Каменский, Д.И. Виноградов и другие. В 1694 г. Лихуды были отстранены от преподавания в академии из-за обвинений в ереси и выселены в московскую типографию. С 1697 г. братья, по велению Петра I, стали обучать итальянскому языку. В 1698 году, вновь по ложному обвинению в распространении католичества, удалены в Новоспасский монастырь, затем, в 1704 г. – в костромской Ипатьевский монастырь. После долгих лет скитания, братья начинают благоустройство Славяно-Греко-Латинской школы в Новгороде, количество учеников в которой доходило до 153 человек. В 1707 году Софроний возвращается в Москву, в академию. Иоанникий оставался учителем в Новгороде до 1716 г., но и он возвращается в Москву для помощи брату над трудом по исправлению славянского перевода Библии. Братья Лихуды внесли огромный вклад в дело русского духовного просвещения. Их деятельность сильно повлияла на развитие образования, ведь они составили учебники по грамматике, пиитике, риторике, логике, физике, богословию, писали литературные труды, переводы, проповеднические сочинения, пересмотрели и внесли исправления в славянский текст Ветхого Завета. Иоанникий и Софроний Лихуды стали учителями многих первых русских ученых, ставших в будущем начальниками и профессорами академии, таких как: Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Алексей Барсов, монахи - Косьма, Феолог, Иов, Палладий Рогов, доктор Постников, а из более поздних Фёдор Максимов. В 2007 году 31 мая в Москве в Богоявленском переулке перед алтарём Богоявленского монастыря был установлен бронзовый памятник в честь братьев Иоанникия и Софрония.

• Бывшие доходные дома Чижовского подворья (№ 1/8, стр. 1а, б; 3, в, г, д; 4; в 1842 году купцы Гавриил и Алексей Чижовы приобрели участок, ограниченный улицами: Никольская, Богоявленский переулок, Старопанский переулок и Большой Черкасский переулок) и бывший православный храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижовском подворье (1691).

• Федеральная служба охраны (№ 2). 

Бывшее здание одного из структурных подразделений ГУЛАГа. 

Здание строилось для ГУЛАГа, но после постройки управление прекратило своё существование.

• Бывшие Архиерейские палаты (№ 2, стр. 2). 

Построены в 17 веке, перестроены в 1870–1880 гг. Построен в 1690 году в формах нарышкинского барокко, перестроен в 1880–1890 гг. 

С 1998 г. — Московская регентско-певческая семинария. Открыта при храме Богоявления б. Богоявленского монастыря в 1998 г. по благословению Патриарха Алексия II. Готовит регентов, уставщиков и певчих церковного богослужебного хора. Срок обучения 3 года и 10 месяцев. Обучение бесплатное. 

• Келейный (Братский) корпус бывшего Богоявленского монастыря (№ 2, стр. 3).

• Православный храм Богоявления Господня (№ 2, стр. 4; при храме действует братство, воскресная школа, кружки иконописи, вышивки, медицинский, курсы регентов, приходская библиотека) и бывшие келейный и братский корпуса Богоявленского монастыря (№ 4, стр. 3; с 1998 года – регентско-певческая семинария, готовит регентов, уставщиков и певчих церковного богослужебного хора). 

Собор был частью монастыря и дал приют грекам, положившим начало высшему образованию в России.
Богоявленский монастырь – бывший мужской монастырь, один из древнейших в Москве. 

Согласно преданию, основан «за Торогом» Великого посада князем Даниилом Александровичем около 1296 г. 
Предание относит к числу монашествующих Богоявленского монастыря будущего митрополита Алексия; одним из первых игуменов монастыря был брат Сергия Радонежского Стефан. 
Первая каменная церковь была заложена в 1342 г. 
В 1382 г. Богоявленский монастырь был разграблен воинами Тохтамыша, в 1427 г. опустошён «моровой язвой»; неоднократно страдал от пожаров (в 1547, 1551, 1687, 1737 гг. и др.). 

Богоявленский монастырь пользовался покровительством великих князей и царей. По указу Ивана IV Грозного в монастырь доставляли «годовой корм и оброк», в 1584 г. царь пожертвовал значительную сумму на поминовение опальных. В 1632 г. монастырю было предоставлено право на беспошлинный сплав определённого количества строительных материалов и дров. 

Богоявленский монастырь имел свой конюшенный двор, кузницу, сдавал здания в аренду. Значительные земельные участки жаловали монастырю великий князь Василий III, Иван IV, Борис Годунов, бояре Ромодановские, Л. Шереметев, Г. Колычев и др. 

В 1672 г. боярыня Ксения Репнина передала Богоявленскому монастырю своё владение на углу Никольской улицы и Богоявленского переулка, где образовался второй двор Богоявленского монастыря. Вдоль границы бывшего владения Репниной и монастырского владения стояли жилые каменные палаты с проездом, по оси которого на линию Никольской улицы вели главные ворота Богоявленского монастыря с церковью Рождества Иоанна Предтечи (17 в.). 

В 1680—87 гг. в Богоявленском монастыре помещалась школа братьев И. и С. Лихудов, преобразованная после перевода в Заиконоспасский монастырь в Славяно-греко-латинскую академию. 

В 1624 г. начато, в 1693—96 гг. завершено строительство нового, ныне существующего Богоявленского собора; в 1690-х гг. сооружены также братские кельи и настоятельские покои (перестроены в 1879—80-х гг.). 

В 1739 г. над внутренними воротами Богоявленского монастыря возведена колокольня. 

К 1700 г. за монастырём числилось 216 крестьянских дворов, к 1744 г. — 1014 крестьян. 

В 1764 г. недвижимое имущество монастыря было конфисковано; штат составлял 17 монахов. 

В 1788—99 гг. Богоявленский монастырь был местом пребывания викарного епископа Московской епархии. 

В конце 18 в. в корпусах, ограждавших монастырь, по линиям улицы и переулка размещались галантерейные лавки. 

На месте надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи в 1905—09 гг. был построен доходный дом. 

К 1907 г. в Богоявленском монастыре было 14 монахов и 18 послушников; монастырь владел 60 десятинами земли и получал из казны 1245 рублей. 

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в 1929 г. прекращены службы в Богоявленском соборе, в помещениях монастыря находились общежитие студентов Горной академии и служебные помещения Метростроя, позже — цех металлообработки. 

В 1950-х гг. на территории бывшего монастыря построено административное здание. 

Сохранились собор, колокольня, здание братских келий (18-19 вв.), настоятельские покои (18-19 вв.). Монастырский собор с нижней церковью Казанской Богоматери (построена в 1624 г.) и верхней Богоявленской церковью поставлен на подклете, включающем фрагменты белокаменного храма 14 в. и трапезной палаты конца 15 — начала 16 вв. Масштабное, господствующее в окружающей застройке сооружение — примечательный образец московского барокко. Храм типа восьмерик на четверике богато декорирован белокаменными резными деталями: наличниками с «разорванными» фронтонами, балясинами, пышными карнизами; в интерьере сохранилось лепное алебастровое убранство 18 в. в стиле барокко (скульптор Д. Фонтана). В 1980-х гг. в Богоявленском монастыре проводились реставрационные работы и археологические исследования. В 1991 г. Богоявленский собор возвращён православной церкви.
Богоявленский мужской монастырь основан в 1296 г. сыном князя Александра Ярославича Невского князем Даниилом, который получил Московское княжество по завещанию.

Это один из древнейших московских монастырей. Одним из его первых игуменов был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В монастыре принял в 1312 г. постриг св. Алексий, будущий митрополит московский. В этой обители он провёл 27 лет.

Первоначально храм Богоявления с приделом Благовещения к нему был деревянным. В 1342 г. тысяцкий Протасий построил белокаменный собор – первое каменное здание вне стен Кремля, который долго был самым замечательным храмом на Посаде.

1624 г. – церковь перестроена.

1671 г. – княгиня К. И. Репнина пожертвовала собору участок земли на Никольской ул..

1693–1696 гг. – возведён существующий Богоявленский собор, включивший в качестве подклетной части церковь 1624 г.

1690-е гг. – построены каменные корпуса монастыря – монашеские кельи и дом настоятеля.

В 1704–1705 гг. собор украшен скульпторами из Тессинского кантона Швейцарии.

В 1739 г. над внутренними воротами на углу с Никольской ул. возводят колокольню и церковь св. Бориса и Глеба (впоследствии - Спаса Нерукотворенного Образа).

В 1780-е гг. в корпусах, выходящих в переулок, разместились галантерейные лавки.

В 1852 г. на территории монастыря были церкви: Богоявления Господня, Казанской Божей Матери, Георгия Победоносца, Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворенного Образа.

В 1870–1880-е гг. перестроены каменные корпуса монастыря (Братские кельи и Настоятельский корпус) и с южной стороны построены трёхэтажные каменные торговые здания  – Богоявленские ряды (Богоявленский пер., 6).

В 1918 г. монастырь был закрыт. Спасская церковь и Богоявленский собор преобразованы в приходские храмы.

В 1925 г. закрыта Спасская церковь. Колокольня снесена во второй половине 1920-х годов.

В 1929 г. закрыт Богоявленский собор. В 1940 г. на монастырской территории было возведено четырёхэтажное административное здание.

В советское время в соборе было общежитие студентов Горной академии, нижняя церковь была отдана Метрострою. После войны там находился цех металлообработки.

Собор пострадал от взрывной волны в 1941 г., когда рядом с ним упал сбитый немецкий бомбардировщик. Тогда собор потерял завершающий восьмерик с главой.

Реставрационные работы начались в 1980-х гг. В 1991 г. возобновлены богослужения.

Внизу – церковь Казанской Божией Матери (1624 г.) с приделами святителя Алексия, Митрополита Московского; святителя Феодосия Черниговского; вмч. Георгия. Вверху – главный Богоявленский престол и приделы: Тихвинской иконы Божией Матери; св. вмч. и цел. Пантелеимона; Рождества Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Последний из них устроен после слома в 1905 г. одноимённой надвратной церкви.

Освящены: Алексиевский и Казанский престолы, а в 1998 г. – Богоявленский с новоустроенным приставным престолом свмч. Владимира, митрополита Киевского. На северной галерее действует придел святого Апостола Андрея Первозванного.

Огромный Богоявленский собор не утратил своего значения в современной Москве. Уже нет как такового монастыря, рядом возникли новые здания, но он по-прежнему возвышается среди окружения, претендуя на центральное значение в Китай-городе. Его мощный купол отлично виден из Замоскворечья и способен конкурировать даже с Покровским собором на Красной площади.

Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693 1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.
Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».

В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.

Богоявленский монастырь был еще и одним из центров просвещения в России XVII веке. В 1685 году в нем поселились ученые-монахи из Греции – братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Здесь же они основали свою школу, в которой преподавали греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику и другие науки. Через два года, в 1687 году, школа переехала в соседний Заиконоспасский монастырь и преобразовалась в Славяно-греко-латинскую академию – это было первое высшее учебное заведение в России.
Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920 х годов после закрытия монастыря.

Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры. 

Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.

С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.

Богоявленский монастырь — древнейший монастырь в столице. На его территории начинала работу Славяно-греко-латинская академия. Основателем считается, как и Даниловского монастыря, младший сын Александра Невского Даниил.

До наших дней от монастыря сохранился собор Богоявления, игуменский и братский корпусы. Здесь проходят богослужения по выходным и праздникам. При нем работает воскресная школа, иконописная студия, библиотека.

Точная дата постройки неизвестна. Его возвели в центре столицы рядом с Кремлем, на дороге во Владимир и Суздаль. Недалеко текла река Неглинка, в которой устраивалась иордань для священных купаний. Монастырь пользовался популярностью среди верующих, особенно живших в этом районе ремесленников и купцов.

Изначально святыня была деревянная, а в 14 веке ее построили из камня. Она пострадала во время нашествия ордынского царевича Мазовши. Восстановить строения удалось уже во время правлений Василия Третьего и Ивана Третьего. При последнем здесь появилась трапезная из сверхпрочного на то время кирпича.

Во времена Ивана Грозного в монастыре жил опальный митрополит Филипп. С его пребыванием связывают несколько легенд. Так, вошедшие к нему стражники не обнаружили на его руках оков, а запущенный в камеру медведь не тронул старца.

В 17 веке монастырь построили в стиле барокко. Сначала возвели новые кельи, а потом собор Богоявления. Он представляет собой двухэтажное здание из кирпича, наверху которого располагается башня с резным барабаном и главкой. Само сооружение красное, а декор белый, за счет чего придается колорит церкви.

Почти в два раза территория монастыря увеличилась в 17 веке: свой двор подарила боярыня Ксения Репина. Здесь возведены первые врата святыни с надвратным храмом Рождества Иоанна Предтечи. В первой половине 18 века над другими воротами появилась церковь Бориса и Глеба.

Монастырь закрыли через два года после Революции, но службы велись вплоть до 1929 года. Часть построек снесли, а оставшиеся помещения передали под склад, общежитие, типографию. Позже здания отдали Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.
В 1980 году начались восстановительные работы в соборе Богоявления. Вернуть РПЦ уцелевшие постройки монастыря удалось в 90-х годах.
• Бывшие доходные дома Ново-Чижовского подворья (№№ 3–5; 2-я половина 19 века).

– Доходный дом Ново-Чижевского подворья (№ 3, стр. 1). 19 век. 

Реконструируется под гостиницу.

• Пятиярусный паркинг (№ 3, стр. 2). 

Построен в начале 2000-х годов на месте складских корпусов середины 19 века.

• Центральный совет «Всероссийского общества охраны природы» (№ 3, стр. 3).

• Бывшие Богоявленские торговые ряды («Богоявленские линии») (№ 6, стр. 1 и 2; 1870-е годы постройки).

Сохранившийся фрагмент корпуса Тёплых торговых рядов – южный корпус Богоявленских торговых линий (№ 6, стр. 1). Три трёхэтажных кирпичных корпуса тёплых торговых рядов по Богоявленскому переулку (корпуса в глубине квартала снесены ранее), построенные с включением фрагментов более старых зданий в 1864-1868 годах, были снесены в 2006-2007 годах, за исключением небольших фрагментов, выходящих в Богоявленский переулок, для строительства гостиницы. В настоящее время строительство заморожено.

• Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы (№ 6, стр. 2). 

Бывший северный корпус Богоявленских торговых линий. 1871 год постройки.

• Фрагменты корпусов бывших Теплых торговых рядов (№ 8, стр. 1 и 2; 1865 год постройки; в основном были снесены в 2000-е годы).

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Православный храм Богоявления Господня (№ 2, стр. 4).

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Площадь революции». Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 3.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий