воскресенье, 16 октября 2016 г.

улица Космонавта Волкова

Расположение:

Улица проходит по районам Войковский и Коптево (САО) от Ленинградского шоссе до пересечения улиц Приорова и Новая Ипатовка. 

Проходит вдоль путей Рижского направления (у платформы Красный Балтиец). 

Недалеко – метро «Войковская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; с одной стороны на многих участках полосы газонов между тротуаром и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 2 км. 

По стороне улицы, идущей вдоль путей, располагаются нежилые строения, по другой стороне улицы –преимущественно жилые дома. 

В начале улицы (рядом с Ленинградским шоссе) – выход Алабяно-Балтийского тоннеля — составной части развязки на Соколе и Северо-Западной хорды. 

Конец улицы утопает в зелени – он выходит в Тимирязевский лес (или парк с/х академии им. К. Тимирязева).

История:

До 1971 года – Подмосковное шоссе (по прилеганию к бывшему поселку Подмосковный и железнодорожной станции Подмосковная).

Улица названа в 1971 году в честь советского космонавата Владислава Волкова (1935-1971), который окончил МАИ (находится неподалеку отсюда). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_942.html.

Нежилые объекты:

РЖД железнодорожная пассажирская платформа Красный Балтиец
Значение названия: Красный как символ большевистской революции и коммунистической идеологии, а Балтиец — потому что направление тут Рижское, в страны Балтии (Прибалтики), на Балтийское море.
Направление: Рижское.
Координаты: находится между платформой Гражданская (в сторону вокзала) и Ленинградская (в сторону области); расположена около улицы Красный Балтиец; платформа не имеет никакого адреса, но ближе всего к ней находится улица Космонавта Волкова, а также 2-й Амбулаторный проезд (но по нему надо идти через весь длинный пешеходный мост через железнодорожные линии платформы Красный Балтией и бывшей грузовой узловой станции Подмосковная).
Местность: находится в районе Коптево, рядом с его границей с районом Войковский. Близко — Тимирязевский лес, который относится к МСХА имени Тимирязева.
Описание: остановочный пункт представляет собой 2 боковые прямые платформы, соединенные длинным пешеходным мостом (который идет дальше на 2-й Амбулаторный проезд), и находится в границах бывшей грузовой станции Подмосковная, которую можно наглядно лицезреть и со стороны платформ и особенно с моста.
Тарифная зона: 2-я.
Цена проезда: от Рижского вокзала и от всех других станций и платформ в пределах Москвы: 32 руб. (единая цена для проезда на электричках в пределах Москвы).
Расстояние от Рижского вокзала: 9 км.
Время в пути: от Рижского вокзала до платформы — 13-15 минут; от метро «Войковской» (железнодорожной платформы Ленинградская) до платформы — 2-3 минуты.
Куда можно доехать в ту и в другую стороны: в сторону области максимально можно доехать до станции Шаховская, в сторону Москвы — до Рижского вокзала и через соединительную ветку на Курское направление — до Серпухова.
Пассажиропоток: небольшой (из-за относительной удаленности платформы от станций метро и других мест большого скоплений народа), хотя останавливаются здесь все пригородные электрички.
Удаленность от метро: от ближайшей станции метро («Войковской») платформа удалена примерно на 1, 5 км, а напрямую от платформы — только на маршрутках (№№ 78м и 661м).
История: платформа открыта в 1945 году в границах грузовой станции Подмосковная окружной железной дороги.
Платформа: две боковые прямые платформы, асфальтированные, находится в удовлетворительном состоянии, их постоянно «подлатывают», особенно в последнее время; а пути тоже два: на одну платформу (2-й путь) прибывают электрички только в сторону вокзала («на Москву»), а на другую платформу (1-й путь) — только в сторону области («из Москвы»).
Вход-выход на платформе производится непосредственно с улицы Космонавта Волкова (только в сторону «из Москвы», а на платформу в сторону вокзала — через мост) или со 2-го Амбулаторного проезда и 3-го Балтийского переулка через пешеходный мост.
Платформа находится в равнинной местности, здания вокзала она не имеет — только небольшой билетный павильон на одной из платформ.
Путевое развитие: отсутствует (есть только два пути — к вокзалу и в сторону области), но рядом располагается множество путей, относящихся к бывшей узловой грузовой станции Подмосковная.
Билетная касса: есть и находится только на одной платформе (в сторону области — «из Москвы») под навесом в специальном помещении; около кассы размещается расписание поездов и вся информация для пассажиров; расписание есть также на стенде и на платформе «на Москву».
Турникетов нет (из-за небольшого пассажиропотока).
Скамейки для отдыха: есть по всей длине платформы, в том числе, под навесом от дождя и солнца.
Цветовая гамма: таблички окрашены в серо-черный цвет с белой надписью с названием станции.
Объекты у платформы: много объектов, относящихся к станции Подмосковная, а также к улице Космонавта Волкова (в особенности, научные и учебные институты и учреждения).
Места отдыха: нет (до ближайшего небольшого сквера имени Космонавта Волкова придется пройти всю эту улицу до ее пересечения с Ленинградским шоссе — около 1 км).
Торговые точки: торговых точек поблизости нет вообще (!), ближайший продуктовый магазин находится на пересечении улицы Космонавта Волкова с Большой Академической улицей.
Храм: поблизости от платформы храмов нет.
Возможность прохода между соседними платформами: между этой платформой и платформой Гражданская полностью отсутствует, местность довольно пересеченная и платформы никак не связаны с этой пешеходно и даже общественный транспортом (по пути много железнодорожных строений, гаражей, а также Тимирязевский лес), а между этой платформой и платформой Ленинградская проходит улица Космонавта Волкова, так что по тротуару спокойно можно между ними пройти (общественный транспорт не проезжает).
Куда ведут выходы с платформы: или на улицу Космонавта Волкова и через нее на улицы Приорова и Большую Академическую, или (через мост) на 2-й Амбулаторный проезд и 3-й Балтийский проезд (а через них далее на Часовую улицу).
Проезд: с Рижского вокзала (от метро «Рижская») или от метро «Тушинская» (станция Тушино).
Достопримечательности у платформы: старые строения бывшей узловой железнодорожной станции Подмосковная, где недавно создан музей, который можно посетить. Интерес могут представить также Тимирязевский лес (но там надо знать тропки) и бывший клуб Красный Балтиец (но теперь это бизнес-центр и туда без пропуска вряд ли пустят).
Важно! Никаких указателей на наличие здесь платформы у Ленинградского шоссе и в других местах нет. Пользуйтесь картой предварительно.
Важно! На этой платформе бывает большое техническое «окно» примерно между 11.30 и 13.30, когда электрички вообще не ездят.
Литература и сувениры, связанные с этой платформой, отсутствуют.



• Бывшая грузовая железнодорожная станция Подмосковная (окружной железной дороги; узловая сортировочная грузовая станция; начало 20 века, когда здесь была Московская область, рядом находился поселок Подмосковный, в котором проходило Подмосковное шоссе; до открытия платформы «Красный Балтиец» пассажирское движение осуществлялось через эту станцию; путей на станции много — более 30. Ходят по ней не электрички, а тепловозы и паровозы; работает и погрузочный терминал. Грузовые поезда прибывают на станцию с Малого кольца МЖД и из области по Рижскому направлению; много исторических памятников (деревянное здание вокзала, водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, контора депо и дом для персонала, обслуживающего башню). Причем, все эти строения являются единым архитектурным ансамблем — последним, уцелевшим на Рижском направлении железной дороги; все остальные станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. Сегодня многие здания по-прежнему испорльзуются по своему прямому назначению — как ремонтное депо для тепловозов и паровозов; также воссоздан паровозный цех; в конторе живут машинисты, работающие вахтовым способом; водонапорная башня до сих пор обеспечивает станцию водой; с 2006 года по станции Подмосковная проводятся экскурсии. Каждое воскресенье с Рижского вокзала на Подмосковную отправляется ретропаровоз. Во время экскурсии можно посмотреть на паровозы, как их водой заправляют, как они разворачивается, и на интересные старые постройки станции; было планы по сносу станции и строительству на ее территории жилых домов, но в 2012 году было решено построить здесь моторвагонного депо для электропоездов «Ласточка», которые будут курсировать по реконструированному под пассажирское движение Малому кольцу МЖД и радиальным направлениям Московской магистрали).

Еще одна станция Московско-Виндавской железной дороги, Подмосковная, была основным пунктом назначения для грузов, направленных к Москве по новой линии. Там было паровозное депо, поселок для служащих и деревянный вокзал. Из-за задержки в строительстве Виндавского (Рижского) вокзала несколько месяцев в 1901 году Подмосковная была конечной станцией для всех поездов, приходивших в Москву, а ее деревянный вокзал выполнял функции столичного.
Вокзал использовался по назначению до 1945 года. С этого года пригородные поезда стали останавливаться у вновь построенной платформы Красный Балтиец, существующей в наши дни, а вокзал превратился в железнодорожную телефонную станцию, обеспечивающую связь между всеми пунктами от Москвы до Нахабино. 
В 2001 году телефонный узел закрылся — вокзал стоял заброшенным, несколько раз горел. Тем не менее здание сохранило историческую планировку и множество оригинальных деталей. В 2008 году оно получило статус объекта культурного наследия. Депо с административными домиками открылось после реставрации в июле 2015 года — теперь там Музей железных дорог и ремонт действующих паровозов.

– Здание вокзала станции Подмосковная Виндавской железной дороги (№ 10, стр. 2). Сейчас это заброшенное и наполовину сгоревшее и разрушенное здание. В первое десятилетие XX века проектированием вокзала и станций Виндавской дороги занимался архитектор С. Бржозовский. С высокой степенью достоверности здание вокзала платформы можно атрибутировать как работу этого архитектора. Здание построено в технике фахверк. Такой тип деревянных строений противостоит времени до 300-400 лет.

По состоянию на март 2016 года здание пребывает в состоянии полуразрушенного остова. Теперь над остатками делают крышу-навес.

– Службы пути станции Подмосковная (№ 18а).

Деревянные и краснокирпичные строения комплекса станции «Подмосковная», возведенного в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. Рост промышленного производства, утверждение капитализма и развитие торговли требовали связать Москву с латвийскими портами. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (современный Вентспилс), а затем и в Ригу.

Почти полвека, до 1945 года, когда была открыта платформа Красный Балтиец, Подмосковная обслуживала и товарные, и пассажирские поезда. Связал две станции пешеходный мост, проходящий над путями станции.
Подмосковная - станция уникальная, почти все остальные станции рижского направления были уничтожены во время бомбежек в Великую Отечественную войну, и после восстанавливались уже по характерным типовым проектам 50-х годов.

В 1940-е годы Подмосковная являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. На ее территории до 2000-х годов находилось  локомотивное депо ТЧ-16.

В настоящий момент комплекс станции включает в себя несколько разных по назначению построек. Почти все здания построены архитектором Юрием Дидериксом. На станции сохранилось деревянное здание вокзала, именно он выполнял функции московского вокзала с июля до сентября 1901 года, пока не открылся Рижский вокзал.

В административном здании жили машинисты, работающие вахтовым способом. Это один из представителей деревянного модерна, о чем говорят деревянные причудливые кронштейны, резные причелины. Вертикальной доминантой является кирпичная водонапорная башня с деревянным завершением. Она функционирует до сих пор и обеспечивает водой железнодорожников. А заправлять паровозы можно из аутентичной водяной колонки.

Есть на территории и дом для отдыха локомотивных бригад. Его пытались снести в январе 2013 года, но, к счастью, организацией "Архнадзор" работы были остановлены.

Основное здание Подмосковной – это само веерное депо с поворотным кругом. Поворотный круг расположен перед зданием депо. Он работает следующим образом: паровоз попадает на круг, который затем поворачивается (сейчас электроприводом, а до этого при помощи ручной силы машинистов), и паровоз оказывается напротив ветки, ведущей в нужную секцию. 

В здании депо сохранились все секции для ремонта паровозов и цех механообработки. На крыше депо функционирует вытяжная вентиляция, которая  используется, когда ремонтируется работающий паровоз. Раньше подобное депо по паровому столбу было видно за две станции.
В настоящее время в депо силами энтузиастов ремонтируются паровозы.

• Стадион «Красный Балтиец».

• Офисное здание (№ 5а). Двухэтажное здание. Построено в 1953 году.

Ранее принадлежало детскому саду. 

В начале 1990-х годов несколько лет находилось в заброшенном состоянии.

• Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре: филиал «РЖД» (№ 6).

• Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения (№ 6а).

• Офисное здание (№ 10, стр. 1). 

Бывший государственный институт проектирования предприятий атомного машиностроения.

• ЦНИИ «Электроника», «Магазин 01» и пр. (№ 12). 1969 год постройки.

• Институт проектирования промышленных предприятий машиностроения (№ 22). 1972 год постройки.

Теперь тут компания МДМ, проектирующая торговое оборудование для магазинов. 

• Офисное здание с КБ часовых механизмов (№ 14). 1970 год постройки.

• Офисное здание с кафе «Три ступени» (№ 16). 1969 год постройки.

• Канализационная насосная станция «Коптево-2» (№ 17, к. 2, стр. 2). 1953 год постройки.

• Институт «ГипроАтом» и ВШЭ (№ 18; военная кафедра). 1967 год постройки.

Военная кафедра размещена на 3-х этажах 5-ти этажного здания и в своём составе имеет 12 учебных классов, лекционную аудиторию, преподавательские кабинеты и технические помещения. 

Во внутреннем дворе размещен строевой плац. 

• Международный независимый эколого-политологический университет – Академия МНЭПУ (№ 20). Здание 1985 года постройки.

Основан в 1992 году.

• Школа № 213 (№ 23). Пятиэтажное кирпичное здание 1958 года постройки.

• Бизнес-центр за забором и с шлагбаумом и охраной (№ 31; напротив выхода с платформы Красный Балтиец; здесь располагался в советское время клуб «Красный Балтиец»; построен профсоюзом железнодорожников в 1929 г.; конструктивизм; состоял из 3-х частей в 2 и 3 этажа: центральная – муз. школа и разные кружки, левая – спортзал и библиотека и правая – кинотеатр и адм-ция, также тут проводились партийные собрания от ж/д, также кружки и кино посещали местные жители, а не только железнодорожники, хотя здание всё советское время принадлежало МПС; перед клубом был сквер; 2007–2008 гг. – реконструкция под офисы с перестройкой, заменой перекрытий, надстройкой мансардой, облицовкой плиткой, вместо сквера – автостоянка, снесли памятник Ленину и балкон здания; в 2019 г. суд обязал собственника снести надстройку). 




Несколько предприятий железнодорожного транспорта (Межтранс, проектно-технологическое бюро и ремонтно-обследовательская водолазная станция МПС).

Гаражи, паркинги, автосервис.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 6 этажей (1932 год постройки); 5, 7, 8, 9, 12, 13 и 14 этажей (1950-е – 1970-е годы постройки); 16 этажей (1982 год постройки); 9-16 этажей (1998 год постройки).

9 этажей (№ 3). 1954 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детская библиотека № 135, мебельный магазин "Карельская берёза", магазин "Мужская и женская одежда" и др. «Дважды Герой Социалистического труда, генеральный конструктор систем противовоздушной обороны, академик Борис Васильевич Бункин жил в этом доме с 1955 по 1976 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_507.html.

13 этажей (№ 5, к. 1). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже –детская изостудия "Скоморохи".

14 этажей (№ 5, к. 2). 1979 год постройки. Кирпичный («башня Вулыха»). 

9 этажей (№ 7/1). 1953 год постройки. Кирпичный. сталинский ампир. На 1-м этаже – книжное издательство «Текст», магазин «Обувь 21 века» и пр. 

Раньше тут был рыбный м-н.

8 этажей (№ 9/2). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – медцентр.

14 этажей (№ 11). 1971 год постройки. Блочный.

6 этажей (№ 13, к. 1). 1932 год постройки. Кирпичный. 

В середине 1990-х был надстроен шестой этаж. 

Перед реконструкцией стал давать сильный крен и выпучку стен. Подпёрт контрфорсами со стороны улицы.

5 этажей (№ 13, к. 2). 1959 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 15, кк. 1 и 2). 1960 год постройки. Кирпичные.

5 этажей (№ 15, к. 3). 1962 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 17, к. 1). 1961 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 17, к. 2). 1962 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 19). 1961 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 21, кк. 1 и 2). 1960 год постройки. Кирпичные.

7 этажей (№ 25/2). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, почта, мебель, пельменная, аптека, хозмаг, салон красоты и пр.

7 этажей (№ 27). 1956 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 29). 1960 год постройки. Кирпичный.

9–16 этажей (№ 29, к. 1). 1998 год постройки. Кирпичный. 

В конце 80-х здесь приступили к строительству детского сада с бассейном. Отстроили огромнейший котлован и нулевой цикл. После чего строительство остановили. А потом на подвалах бывшего детсада воздвигли этот дом.

16 этажей (№ 31, к. 1). 1982 год постройки. Блочный.


12 этажей (№ 33). 1966 год постройки. Блочный.

Достопримечательностей нет.

Сквер им. Космонавта Волкова


Памятник Волкову В.


Бронзовый бюст помещен на высокий бронзовый постамент, вокруг которого развевается бронзовая лента, символизирующая прерванный полет. На постаменте посвятительная надпись: «Летчику-космонавту Волкову Владиславу Николаевичу», ниже изображены полученные им награды.

Проезд:

С Рижского вокзала (метро «Рижская») до платформы Красный Балтиец и пешком.


Видео:




Состояние на 14.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий