понедельник, 3 октября 2016 г.

Велозаводская улица

Расположение:

Улица проходит по Даниловскому (ЮАО) и Южнопортовому (ЮВАО) районам от улицы Симоновский Вал до улицы Сайкина, окружной железной дороги и Третьего Транспортного кольца. 

Недалеко – метро «Автозаводская» и Москва-река.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении и выделенные крайние полосы для движения автобусов и троллейбусов). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.

История:

Улица названа в 1930-е годы по находившемуся здесь велосипедному заводу (ныне территория ЦНИИ «Комета»).

В конце 1950-х годов в состав улицы вошла часть бывшей улицы Симоновослободский Вал.

Нежилые объекты:

• Больница № 13 (№ 1/1 с несколькими корпусами, поликлиникой и пр.; с 1940 года).

• Офисное здание (№ 2а).

• Ресторан «Ночное рандеву» (№ 2б). Построен в 1999 году. 
Скоро снесут в соответствии с постановлением Правительства Москвы 22.08.2017 года.

• Компания «Алгоритм» (№ 4). Программное обеспечение: продажа, разработка. 

Бывшее СНПО "Алгоритм" ВМФ СССР, а до этого – школа.

• ЦНИИ «Комета» (№ 5 с несколькими строениями; ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса России в области создания больших космических информационно-управляющих и разведывательных систем различного назначения; раньше тут был как раз велосипедный завод, по которому названа эта улица).

Предприятие основано в 1929 году как Московский велозавод, с 1941 г. – Московский мотоциклетный завод, с 1951 г. – завод № 663 МПСС (а/я 3365), с 1965 г. – Московский приборный завод «Мосприбор», с 1972 г. – в составе ЦКБ «Алмаз», с марта 1973 г. – в составе ЦНИИ «Комета», с 1979 г. – НПО «Комета» (затем ЦНПО и ЦНИИ «Комета»).

3 тематических КБ; научно-теоретическое отделение; 3 отраслевых КБ; отделения: автоматизации и документирования, научно-технологическое, метрологии и стандартизации; отделы: расчетно-конструкторский, надежности и стойкости; опытное производство; учебный центр (кафедры МИРЭА, МФТИ, аспирантура); научно-технический совет; совет по защите докторских и кандидатских диссертаций; обеспечивающие подразделения; подразделения социально-бытовой сферы (медсанчасть, физкультурно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания, гостиница и др.).

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475996088/

• Полиграфический колледж № 56 (№ 8). 

Бывшая школа.

• Детский сад № 1460 (№ 9а, стр. 1).

• Велозаводский рынок (№ 13; с 1971 года). Открыт в 1971 году. 

Летом 2017 закрыт на реконструкцию: здание разобрано до несущих опор.



• Гостиница «Велозаводская» (№ 13, стр. 2).


Жилые дома:

Общая хар-ка: 5 и 9 этажей (1960-е годы постройки); 7 этажей (№ 3/2; бывший дом завода имени Лихачева; конструктивизм); 6 этажей (№ 6; 1940 год постройки); 10 этажей (№ 6а; 1956 год постройки); 6 этажей (№ 9; 1951 год постройки; здесь жил знаменитый футболист Эдуард Стрельцов); 10-11 этажей (№ 11; 1953 год постройки); 17 этажей (2012 год постройки).

9 этажей (№ 2). 1962 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 2, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 2, к. 2). 1961 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 2, к. 3). 2010 год постройки. Панельный.

7 этажей (№ 3/2; бывший дом завода имени Лихачева; конструктивизм). 1937 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнит», хозмаг, аптека и пр.

На момент постройки дома конструктивизм был уже в опале как буржуазное течение в архитектуре. Господствующим стилем стал сталинский неоклассицизм с его монументальностью и пышностью. Возможно, проект Милиниса все же был осуществлен потому, что тоже смотрелся довольно-таки монументально. Еще бы! Два его семиэтажных корпуса соединены впечатляющей аркой с колоннами. В других домах тоже устраивали арки для проезда во двор, но они были высотой этажа в три, и над ними располагались квартиры. Здесь же – ничего, огромный семиэтажный проем! На уровне второго и седьмого этажей оба корпуса дома объединены мостиками, причем верхний еще и с колоннами. Правда, непонятно, можно ли на эти мостики попасть. Окно какое-то туда выходит, а вот как насчет дверей? В советское время, впрочем, огромной арке нашли применение: ее завешивали портретами вождей.

Автор проекта дома И. Милинис был соавтором архитекторов-конструктивистов при возведении домов-коммун переходного типа на Новинском бульваре, 25, и Гоголевском бульваре, 8. 

Дом на Велозаводской, формирующий квартал новой застройки между строящимся автозаводом и велозаводом, сохранил пространственную свободу и проницаемость, хотя и стоит по красным линиям генплана 1935 г. 

Круглые колонны пронизывают фланги жилых секций по вертикали, оставляя проезды внизу и проемы вверху для циркуляции воздуха и ощущения нерасчленённости пространства озеленённого квартала и невысокой редкой застройки до берега Москвы-реки, где возводился спорткомплекс «Торпедо».

В сторону реки ориентированы горизонтальные пояса лоджий, объединяющих индивидуальные квартиры многосекционного дома. 

Застройка 1970-х годов перекрыла эти перспективы, выгодно оттенив своей безликостью дом, развивавший достижения 1920-х годов.

6 этажей (№ 6; 1941 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – японский, украинский и итальянский рестораны и банк.

10 этажей (№ 6а; 1956 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – ресторан.

6 этажей (№ 9; 1951 год постройки; здесь жил знаменитый футболист Эдуард Стрельцов). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – продукты, парикмахерская, детский клуб, автотовары и пр.

10-11 этажей (№ 11/1; 1953 год постройки). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – библиотека № 147, универсам «Дикси», диспетчерская, ателье, парикмахерская, офисы и пр.

17 этажей (2012 год постройки).

На некотором протяжении улицы по одну сторону расположены дома, относящиеся к улице Симоновский Вал, а по другую — к Велозаводской улице.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Автозаводская» пешком через Автозаводскую улицу.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475888503/

Видео:




О велосипеде в Москве


Состояние на 7.5.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий:

  1. Андрей, не НПО "Ракета", а "Комета". Если уж об истории рассказывать, то хоть ошибок не делать.

    ОтветитьУдалить