суббота, 1 октября 2016 г.

Борисоглебский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от улицы Новый Арбат до Поварской улицы. 

Рядом – метро «Арбатская» (Арбатско-Покровской и Филевской линий).

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Новый Арбат. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.

История:

Переулок назван в конце 18 веке по церкви святых Бориса и Глеба, стоявшей рядом, на Поварской улице, с 1635 года, и снесенной в 1936 году. 

В 1962-1994 годах – улица Писемского (в честь жившего здесь писателя Алексея Писемского (1821-1881)).

Нежилые объекты:

• Дом-музей Марины Цветаевой (№ 6; здесь М. Цветаева жила в 1914-1922 годах). О Цветаевой см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_661.html.

Между Поварской и Новым Арбатом, рядом с бывшей Собачьей площадкой стоит двухэтажный с виду особнячок – последний счастливый московский дом поэта Марины Ивановны Цветаевой.
Владение, долгое время не располагавшее каменным домом, в середине XIX в. досталось жене отставного подполковника А.Д. Сабко, которая построила в 1861-1862 гг. нынешний дом: двухэтажный, а с чердаком и подвалом – четырехэтажный. Во двор вели витые чугунные ворота с калиткой. Вскоре дом купил коллежский асессор А.А. Цветаев – нет, не родственник, просто однофамилец. Семья Цветаевых владела им до конца века. Затем Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы. В 1914 г. юная Марина Цветаева с мужем С.Я. Эфроном и дочерью Ариадной сняла здесь одну из четырех квартир (№ 3 на втором двухъярусном этаже).
Марина прожила в доме восемь с половиной лет. Здесь прошли первые счастливые годы ее замужества. Тогда она называла дом: «колодец уюта и волшебства», «волшебный дом». Здесь же она пережила две революции, войну, страшную нищету, голод, рождение и смерть второй дочери – Ирины, известие (ложное) о гибели мужа. Тогда этот дом был «странным и даже страшным». Здесь же она состоялась как поэт и прозаик, написав 11 книг и множество стихов. Отсюда в 1922 г. Цветаева с дочерью уехала в эмигрантские скитания.
Квартира Марины начиналась комнатой с камином и потолочным окном – «тёмной гостиной», далее кабинет поэта, детская в три окна, во втором ярусе кухня и комната мужа – «чердачный дворец», которую Марина любила больше всего. К 1922 г. уютные квартиры превратились в многочисленные коммуналки. В распоряжении семьи Цветаевой остались три комнаты.
Коммуналки в разрушающемся доме оставались все советские годы. В 1930–х гг. его пытались снести, помешала война. В 1979 г. он вновь подвергся атаке. После многолетней борьбы, благодаря самоотверженности последнего жильца дома и первого научного руководителя музея Н.И. Катаевой-Лыткиной, дом не просто спасли от разрушения, но восстановили его архитектуру и мемориальное значение. В год столетия поэта в 1992 г. открылся Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой».
Ныне музей располагает семью мемориальными комнатами, научной библиотекой, концертным залом, архивом Русского зарубежья.

Уникальные образцы застройки Арбатской части. 

Дом соединил в себе два архитектурных направления: классицизм начала 19 в. и эклектику второй половины 19 в. Здесь соседствуют элементы полуособняка, построенного для отдельной семьи, и элементы многоквартирного доходного дома.
1 ноября 1990 года решением Президиума совета фонда культуры под председательством академика Д. Лихачева был зарегистрирован культурный центр - дом поэта Марины Цветаевой. 
Официальное открытие дома-музея состоялось 12 сентября 1992 года.
За эти годы музей стал центром по изучению жизни и творчества Марины Цветаевой, здесь ежегодно проводятся Международные цветаевские научно-тематические конференции, литературные и музыкальные вечера.

Дом на четыре квартиры, построенный в 1862 году как доходный, сменил много владельцев и пережил не одно уплотнение: многочисленные коммунальные квартиры располагались в нём вплоть до 1979 г. 

В 1962 году после ремонта здание потеряло лепной декор, дубовые рамы и двери заменили сосновыми, паркет застелили досками, а пристройку, где была детская, снесли и возвели заново.

В большую полутораэтажную квартиру № 3 Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной въехали в 1914 году. В этом доме поэтесса прожила до эмиграции в 1922 г.

В новой просторной квартире места оказалось много: столовая, детская, комнаты для супругов, кухня, мансарда и гостевая. Были здесь и водопровод, электричество, телефон, чёрный ход. «Да, что-то кораблиное есть в этой квартире, и это такая прелесть. Все комнаты — сами по себе, понимаешь? Это сборище комнат, это не квартира совсем! Как будто часть замка. Откуда-то её пересадили в этот дом № 6! Такая квартира, будто ты в ней давно живешь — там всё понятно, точно это всё ты сам сделал. Как во сне!» — такой представала новая квартира в рассказах Цветаевой сестре Анастасии.

В столовой под окном в потолке стоял круглый обеденный стол красного дерева, у стен — диваны и буфет, на полке камина — часы в виде верблюда и бюст Пушкина. В маленькой проходной комнате с красными с золотом обоями красовался рояль виртуозной пианистки Марии Цветаевой, матери поэтессы. В детскую маленькой Ариадны переехали серый с рыжими листьями ковёр из комнаты её бабушки и бабушкин же книжный шкаф орехового дерева.

Сергей Эфрон выбрал себе комнату на втором уровне. В 1914 г. в ней стояли тахта, шкаф, буфет, два стола, диванчик из красного дерева, а над ним — распростёрший крылья орёл. Кабинет матери Ариадна Эфрон запомнила таким: «В многоугольную, как бы гранёную, комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком, с волчьей — немного пугающей, но манящей — шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди». Над кроватью с твёрдым пружинным матрацем — портрет Сергея Эфрона, в простенке — книжный шкаф, на стенах — репродукции Михаила Врубеля, а у окна — письменный стол. «Окно моё — прямо в голубей, их на наружном подоконнике — тьма» — говорила Цветаева сестре.

Мемориальный дом-музей Марины Цветаевой открылся в 1992 году. Сегодня в его коллекции автографы и рукописи, документы, фотографии, неопубликованные письма, печатные издания, живопись, графика, скульптура и, конечно, личные вещи поэта. Среди них клипсы, коралловые бусы, кофейная пара с портретом Жозефины Богарне, миниатюрное издание Библии 18 века, брошь с портретом герцога Рейхштадтского. А ещё — платье Марины Цветаевой, о котором предположительно писала её дочь Ариадна Эфрон: «Крестьянский этот, ситцевый фасон с обтянутым лифом и сборчатой юбкой она любила и носила всю жизнь, каждое лето этой жизни».

Только о гостевой комнате, что напротив входной двери, Марина не рассказывала Анастасии. На вопрос о ней поэтесса равнодушно ответила: «Это просто даже лишняя комната. Мы её, наверное, сдадим. И так хватает! Пять, кроме кухни. Совсем обыкновенная, не вписывается в эту квартиру. Комната-отщепенец».

Её назначение, как и обстановка, часто менялось. Некоторое время она использовалась как гостевая: здесь останавливались Анастасия Цветаева, мать Максимилиана Волошина, Осип Мандельштам и многие другие. Когда в 1992 году заработал музей, комнату отдали под фондохранилище.

После реставрации дома-музея в 2017 году впервые открыта эта гостевая комната. Здесь размещена выставка, посвящённая людям, бывавшим в доме Цветаевой. Среди них поэты Осип Мандельштам, Константин Бальмонт и Павел Антокольский, пианистка и фактическая жена Александра Скрябина Татьяна Шлёцер, писатель и переводчик Борис Зайцев.
Памятник Марине Цветаевой. Скульптор Нина Матвеева, архитекторы Сергей Бурицкий и Александр Дубовский.
Памятник поэтессе открыт к 115-летию со дня рождения поэтессы. Место для установки памятника было выбрано не случайно - в доме напротив Марина Цветаева прожила восемь лет. В этом доме, который она очень любила, прошли ее самые счастливые годы жизни. Этому дому поэтесса посвятила множество стихотворений. Из этого дома она уехала в эмиграцию, покинув город, который любила, где родилась, где прожила много и многое.
• Женская консультация № 7 (№ 6, стр. 2).

• Офисы (№ 6, стр. 3).

• Бывший доходный дом архитектора С. Родионова (№ 8; 1900 год постройки). 

О С. Родионове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_887.html.

• Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии (№ 9; 1882 год постройки; бывший Александровский приют для неизлечимо больных и калек комитета Христианская помощь «Общества Красного Креста» с домовой церковью). 

Построен в 19 в., архитекторы И. Поздеев, И. Семёнов.

Сохранилась главный корпус, корпус для сестер милосердия и домовая церковь (1881 г., конец 1892 г.), архитектор И. Семёнов. 

Здесь в 1892 г. был крещён А. Алёхин – шахматист, чемпион мира.

• Посольство Литвы (№ 10; 1982 год постройки; бывшее постпредство Совета Министров Литовской ССР в Москве). 

Комплекс зданий бывшего постпредства Совета Министров Литовской ССР в Москве был построен в 1978–82 гг. по проекту литовских архитекторов Леонаса Мардосаса и Юозапаса Шипалиса. 

В Борисоглебский переулок выходит монументальный трехэтажный объем административного здания, а во двор – девятиэтажный жилой корпус. 

Здания выстроены с применением монолитного железобетона и кирпича. Фасады отделаны структурной штукатуркой.

• Посольство Монголии (№ 11а, стр. 1; 1914 год постройки; бывший дом Писемского).

О Писемском Алексее см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_794.html.

• Офисы (№ 13, стр. 1).

• Офисы (№ 13, стр. 2).

• Офисы (№ 15). 

Бывшая городская усадьба (стр. 1, 3; 19 век, бывший главный дом и флигель).

• Офисы (№ 15, стр. 2).

Жилые дома:

5 этажей (№ 12; 1880 год постройки). На 1-м этаже – продукты.

4-5 этажей (№ 13, стр. 3; 2005 год постройки). 

Жилой комплекс «Посольский дом» состоит из двух корпусов с запоминающимся внешним обликом и индивидуальным дизайном. Корпуса объединены общим вестибюлем, фасад отделан штукатуркой цвета слоновой кости, цоколь и первый этаж облицован бучардированным юрским камнем типа Brasil. Огороженная территория создана в едином стиле, декорирована малыми архитектурными формами, скамейками, ландшафтным дизайном. В комплексе «Посольский дом» предусмотрен подземный паркинг на 26 машиномест (из расчета по два места на квартиру) и гостевая парковка.
Постройка возведена из кирпично-монолитных стен с железобетонными плитами перекрытия.

Всего в жилом комплексе 12 квартир разной площади (209 - 245 кв. м). Каждая квартира имеет деревянные палисандровые окна, витражи из алюминия, высокие потолки (3,3 метров).

Достопримечательности:

Дом-музей Марины Цветаевой (№ 6, стр. 1).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» на автобусе № 6, на троллейбусах №№ 2 и 44 до остановки «Кинотеатр Октябрь» (на улице Новый Арбат) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий