среда, 26 октября 2016 г.

Русаковская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Сокольники (ВАО) от улицы Олений Вал, Проектируемого проезда № 1889 и Оленего моста до Большой Семеновской улицы, Рубцовской набережной и Электрозаводского моста. 

Проходит по правому берегу реки Яузы. 

Пересекает улицу Стромынка у Матросского моста. 

Недалеко – метро «Электрозаводская» и «Преображенская площадь».

Описание:

Набережная с односторонним движением автотранспорта по 3 полосам в сторону Рубцовской набережной; по части набережной отдельно (в стороне) от автомобильных полос проложены трамвайные пути. Тротуары – с 2-х сторон; с одной стороне на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуаром и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 2, 3 км.

История:

До 1936 года — Старая Дворцовая набережная (по бывшему загородному Покровскому дворцу царя Алексея Михайловича) и Лагерная набережная (по месту расположения лагеря 2-го учебного карабинерского полка).

Набережная названа в 1936 году в честь врача, одного из создателей Народного комиссариата здравоохранения, профсоюза медработников Москвы, руководителя Сокольнического райсовета, революционера, погибшего при подавлении антибольшевистского Кронштадтского мятежа, Ивана Русакова (1877–1921).

Нежилые объекты:

• Трамвайное депо им. И. Русакова (№ 1 с несколькими строениями; с 1912 года). До 30 ноября 2015 г. — трамвайное депо (№ 5) им. И. Русакова. 

До марта 2016 г. — Краснопресненское трамвайное депо (площадка № 5).

Знаменитые Сокольники в Москве стали особенно известны в конце 19 и начале 20 веков в связи с бурным развитием промышленности. 

С появлением общественного транспорта линия от центра Москвы через Каланчёвскую площадь с её железнодорожными вокзалами играла огромную роль, именно на этой линии был самый большой пассажиропоток. Поэтому трамвай появился в Сокольниках в самом начале века, и вагоны выходили на линию из ворот Сокольнического парка, который очень скоро был переоборудован в главные вагоноремонтные мастерские для всего трамвая Москвы. Так возникла задача построить новый трамвайный парк. Он был заложен на правом берегу реки Яузы в строительный сезон 1910 года.

Строительство осуществлялось по типовому для того времени проекту, который включал: производственный корпус, состоящий из нескольких сараев, в котором располагалось 20 смотровых канав и другие производственные помещения; дом администрации и трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Ново-Сокольнический парк был рассчитан на эксплуатацию 160 трамвайных вагонов.

Строительство осуществлялось в годы самого мощного подъёма российской экономики, и потому сооружение нового парка было недолгим. 

Уже 16 октября 1912 г. состоялось открытие Ново-Сокольнического трамвайного парка. 

Новый трамвайный парк был оснащён новыми трамвайными вагонами. Инвентарный парк состоял из 100 трамвайных вагонов как зарубежного, так и отечественного производства. В то время Мытищинский и Коломенский вагоностроительные заводы выполняли заказ Москвы и московский трамвай заполнял этими вагонами строящиеся трамвайные парки.

Коллектив нового трамвайного парка формировался из тех, кто работал в старом Сокольническом парке, ведь новый парк пока использовался как стоянка. Вместе с тем производственные площади осваивались, и постепенно парк становился настоящим эксплуатационным предприятием.

О том, что парк быстро сформировался как эксплуатационное транспортное предприятие, свидетельствует тот факт, что уже через 4 года коллектив Ново-Сокольнического трамвайного парка стал ярким примером организованности и сплочённости. Объявленная в декабре 1916 г. в защиту кондуктора М. Ермаковой забастовка, поддержанная всеми трамвайщиками Москвы, закончилась восстановлением Ермаковой на работе.

Трамвайщики Ново-Сокольнического парка активно участвовали в жизни своего района. Известно их участие в событиях 1917 года и последующей затем гражданской войны. Они активно поддерживали одного из руководителей Сокольнического райсовета И. Русакова, именно поэтому Ново-Сокольнический трамвайный парк в 1921 году получил его имя.

В тяжёлые годы после окончания революций и гражданской войны коллектив депо им. Русакова одним из первых трамвайных предприятий Москвы осваивает производство малых периодических ремонтов подвижного состава. Депо им. Русакова в то время характеризовалось высокими темпами восстановления подвижного состава. 

В 1927–1928 гг. депо было реконструировано и расширено. Был пристроен 6-й вагонный сарай, и производственный корпус стал иметь 32 смотровых канавы. Расширен веер путей.

В 1930-е годы проводится замена вагонов на новые и пополнение парка. 

К началу Великой Отечественной войны депо становится самым большим трамвайным предприятием СССР, в нём эксплуатируется 431 пассажирский вагон, вагоны депо перевозят ежедневно более 800,0 тыс. пассажиров по 20 трамвайным маршрутам.

С началом Великой Отечественной войны многие работники депо ушли на защиту Отчизны от немецких захватчиков. Территория депо стала настоящим полем боя с вражеской авиацией: с крыши вагонных сараев зенитчики вели обстрел самолётов врага. В одном из боёв от фашистских бомб погиб, защищая Москву, весь расчёт зенитчиков.

В это же время в цехах депо выполнялись задания по производству некоторых видов военной продукции. Работники депо участвовали в сооружении оборонных рубежей столицы. Закончилась война, и коллектив депо приступил к восстановлению подвижного состава и его модернизации. Одновременно началась реконструкция депо. Её необходимость была вызвана тем, что депо было построено на низменном правом болотистом берегу реки Яузы. Каждый год с приходом весны разливавшаяся Яуза затапливала территорию депо. В отдельные годы приходилось выводить подвижной состав на прилегающие улицы и переулки, проезд по территории депо и вывоз жильцов из домов производился на лодках. 

Проведённая реконструкция не только избавила депо с 1957 г. от постоянных подтоплений, но и позволила улучшить социально-бытовые условия на предприятии: появились бытовки, была открыта поликлиника.

Одновременно с реконструкцией депо началось техническое оснащение предприятия новым технологическим оборудованием, совершенствовались технологические процессы ремонта и осмотра вагонов.

В 1951 г. коллектив депо первым на московском трамвае внедрил дневной осмотр вагонов вместо ночного, что значительно облегчило условия труда, дало значительную экономию и улучшило качество осмотра вагонов.

В 1953–1955 гг. вагоны оборудовались стеклообогревом, пневматическими стеклоочистителями, обогревательными устройствами в кабине водителя.

Отличительной особенностью коллектива работников трамвайного депо им. Русакова является то, что через их руки прошли все типы трамвайных вагонов, когда-либо эксплуатируемых в Москве: до 1965 г. в депо эксплуатировались вагоны Ф и КМ с прицепами С, с 1965 г. по 1974 г. – вагоны МТВ-82, с 1974 г. по 1997 г. – вагоны Т-3, с 1990 г. – вагоны 71-608К и 71-608КМ, с 2002 г. – КТМ-19 и с 2011 г. – ЛМ-2008.

Каждый раз, когда поступали вагоны нового типа, коллективу предприятия приходилось проводить реконструкцию производственных цехов и участков, создавать новые производства, осваивать новую продукцию. При этом производственная база депо постоянно приобретала новые черты, появлялись новые машины и механизмы. Одним из первых депо ввело в эксплуатацию механизированную моечную машину для подвижного состава, внедрило разработанную киевским Институтом сварки им. Патона установку для наплавки изношенных бандажей колёсных пар. Трамвайное депо им. Русакова было единственным предприятием на московском трамвае, освоившим производство пластмассовых подшипников скольжения.

Депо проводило реконструкцию производственной базы в 1964–1965 гг. для эксплуатации вагонов МТВ-82, в 1972–1976 гг. – для эксплуатации вагонов Т-3. Сегодня депо перешло на эксплуатацию вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-608К и 71-608КМ. И вновь работники депо трудятся над тем, чтобы освоить эксплуатацию этой новой для Москвы техники.

За последние годы облик депо им. Русакова изменился. Произведённая реконструкция крышевых фонарей, ремонт путевого веера, обновлённый парк трамвайных вагонов сделали это предприятие одним из лучших предприятий общественного транспорта. В настоящее время депо эксплуатирует пассажирские вагоны моделей 71-619К и 71-619КТ, а также различные типы служебных, включая уникальный поезд-путеизмеритель на базе вагонов Tatra T3.

• Причал Преображенский (самый верхний – последний – причал на судоходном участке реки Яузы).

Автосервисные организации.

Жилых домов нет.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Сокольники» на автобусе № 265 до остановки «Трамвайное депо им. «Русакова» (на улице Стромынка) и пешком через улицу Стромынка; от метро «Бульвар Рокоссовского» на автобусе № 265 до остановки «Русаковская набережная». Общественный транспорт проезжает только по части набережной.


Видео:




Состояние на 12.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий