суббота, 1 октября 2016 г.

улица Буракова

Расположение:

Улица проходит по району Соколиная Гора (ВАО) от Золотой улицы до шоссе Энтузиастов. 

Проходит параллельно Проспекту Буденного и рядом с железной дорогой Казанского направления (грузовая станция «Москва-Сортировочная-Казанская». 

Недалеко – метро «Шоссе Энтузиастов».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон или с одной стороны; на многих участках узкие полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Много заборов. Длина – около 1, 6 км.

История:

До 1929 года – 1-й проезд Соколиной Горы; в 1929–1967 годах – Золотая улица (по ней золотари вывозили из Москвы нечистоты, которые иронически назывались «золотом»).

Улица названа в 1967 году в честь бригадира слесарей находящегося на этой улице депо Москва-Сортировочная, одного из организаторов первого субботника Ивана Буракова (1888-1952). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_614.html.

Нежилые объекты:

• Отдел по вопросам миграции МВД по району Соколиная Гора (№ 1, стр. 3). Двухэтажное здание, построенное в 1962 году.

Бывшее 62-е отделение милиции.

• Оптовая база (№ 6 с несколькими строениями).

• Предприятие «Стройсервис» (№ 6а).

• Локомотивное депо «Москва-сортировочная» (№ 8 с многочисленными строениями). «Здесь 12 апреля и 10 мая 1919 г. состоялись первые коммунистические субботники, названные В.И. Лениным Великим почином».

До революции одна из наиболее грузонапряженных магистралей — Московско-Казанская железная дорога — принадлежала немцу Н. фон Мекку. Потоки грузов из Москвы на восток России и оттуда в Москву постоянно увеличивались, принося владельцу все большие барыши. 

В 1903 году у станции Сортировочная в 6 км от Москвы, на склоне горы Соколиной было заложено новое депо. 

Через 6 лет строительство закончилось, и в 1909 году депо приняло первые паровозы. 

Депо «Москва-сортировочная» стало родиной коммунистических субботников, которые В. Ленин назвал "великим почином" (памятная 
доска).

Первый субботник был проведен 12 апреля 1919 года, когда 13 коммунистов и 2 беспартийных железнодорожника депо станции Москва-Сортировочная безвозмездно и срочно, за одну ночь отремонтировали три паровоза (Ов-7024, Чн-358 и V-504). 

– Музей «Великий почин» в здании бывшего веерного депо. Построено в 1909 году. Бывшее веерное паровозное депо с поворотным кругом. Сейчас на некоторых канавах стоят тепловозы, на некоторых - спецвагоны, на некоторых путь снят и они превращены в склады. 

Музей открыт 1 января 1957 года. Экспозиция посвящена первому субботнику, состоявшемуся 10 мая 1919 г. в депо станции Сортировочная Московско-Казанской железной дороги по инициативе местной партийной организации. Музей называется «Великий почин» в честь первого коммунистического субботника, состоявшегося 12 апреля 1919 г. Тогда 13 железнодорожников-коммунистов и двое беспартийных бесплатно отремонтировали три паровоза Ов-7024, Чн-358 и V-504, которые срочно требовались для отправки на фронт. Один из них – исторический Ов-7024 типа 0-4-0 выпуска 1909 г. – в советские времена ежегодно гудком возвещал о начале коммунистического субботника в депо. 

В экспозиции два зала, представлены старинные знаки, оборудование, форма железнодорожников разных лет, материалы по истории депо и Московско-Казанской ж.д.

18 мая 1984 г. музею было присвоено звание "народный музей"

В 2015 г. открыта уникальная выставка военного плаката – "Окна РОСТА", сохранившихся в архивах депо.

Режим работы: ежедневно (лучше понедельник, среда) с 9:30 до 12:00. Вход через административное здание депо свободный.

На территории памятник Ленину В.
Материалы: бетон, гранит.
Памятник представляет собой фигуру Владимира Ильича, стоящего в полный рост. Ленин изображен в костюме, голова слегка повернута влево, а взгляд устремлен вдаль. Правая нога чуть выставлена вперед. Правая рука согнута в локте, жест направлен в сторону, в левой руке сжата кепка. По позе и жестам кажется, что Ленин выступает перед народом. Фигура покрыта лакокрасочным материалом серебряного цвета.
– Памятник «Великий почин» (в сквере).
Скульптор: О. С. Кирюхин. Архитектор: В. А. Нестеров. Материалы: бронза, гранит. Год установки: 1982.
Памятник Первому коммунистическому субботнику, проведенному 12 апреля 1919 г. рабочими депо «Москва-Сортировочная» Московско-Казанской железной дороги. Представляет собой бронзовую скульптурную композицию, размещенную на облицованном гранитными плитами постаменте. Скульптурную композицию составляют фигуры трех рабочих, которые тянут колесо вагона на ремонт. На лицевой стороне постамента посвятительная надпись: «Первому коммунистическому субботнику посвящается».
Великий почин — памятник, посвященный первому субботнику и его участникам — рабочим-железнодорожникам. Скульптура расположена на улице, названной в честь инициатора субботника инженера депо Ивана Буракова.
Авторами монумента выступили О. Кирюхин и В.Нестеров. По их задумке, на гранитном постаменте размещена бронзовая скульптурная композиция — трое рабочих катят вагонное колесо. Персонажи олицетворяют собой коммунистический идеал — тех, кто был способен работать дополнительную смену ради общего дела.
Сюжет скульптуры весьма реалистичен. Первый субботник прошел 12 апреля 1919 года в депо «Москва-Сортировочная». Железнодорожники вернулись ночью на работу, чтобы отремонтировать три паровоза необходимые для отправки эшелонов на фронт. Всего в то время работало 15 человек.
В дальнейшем в депо вернулся только один паровоз. В рабочем состоянии его обнаружили на путях в Хабаровском крае.
Примечательно, что в 1919 году в свет выходит статья Владимира Ленина «Великий почин», рассказывающей о большом значении субботников при постройке коммунизма.
Скульптура была установлена 18 декабря в 1982 году во время всесоюзного коммунистического субботника. В этот день по всей стране отмечалось 60-летие со дня образования Советского Союза. На постаменте есть позолоченная надпись: "Первому коммунистическому субботнику посвящается".
Каждый год 1 Мая около этого памятника и депо проходит субботник. На него собираются все работники, чтобы вновь вспомнить те времена.

• Общежитие (№ 14).

• Офисы (№ 16).

• НИИ шинной промышленности (№ 27; с 1941 года). 

Создан постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР 29 марта 1941 г. на базе лаборатории Научно-исследовательского экспериментального института резиновой промышленности (НИЭИРП). Задачей института была разработка моделей по заказам автосборочных и шинных предприятий. О жизни отечественного технолога и конструктора, организатора пр-ва, одного из создателей современной шинной индустрии Петра Баденкова (1909-92) см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_928.html.

Научно-исследовательский институт шинной промышленности является базовой научной организацией отрасли в России. НИИШП постоянно производит разработки новых шин различных типов. Институт обладает крупнейшим в России патентно-информационным фондом по шинной промышленности, является организатором и участником Международных конференций и выставок. 

Полно аренды.

• Бизнес-центр «Восток-Запад» (№ 27). Здание построено в 1972 году.

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Материал: бетон. Год установки: 1967.
Памятник представляет собой композицию из высокой бетонной стелы и треугольной формы плиты позади нее. Стела окрашена в белый цвет, в верхней части помещен барельеф — изображение солдата в каске с красной звездой. Ниже расположена памятная надпись, выполненная прорезными буквами: «Светлой памяти сотрудников института, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., от коллектива Научно-исследовательского института шинной промышленности. Май 1967 г.».

• Бизнес-центр «Буракова 29» (№ 29). Четырёхэтажное здание. 

Построено в 2014 году на месте снесённого нежилого здания 1958 года постройки.

Много складов, баз, офисов, небольших производственных компаний, автосервисных организаций в промзоне «Соколиная гора».

Жилые дома:

Общая хар-ка: 4 этажей (1949 год постройки); 5 и 12 этажей (1950-е – 1970-е годы постройки); 16 этажей (1993 год постройки).

5 этажей (№ 1, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 1, к. 2). 1961 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 3, к. 1). 1962 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 3, к. 2). 1961 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 5, кк. 1 и 2). 1965 год постройки. Блочные.

5 этажей (№ 7, к. 2). 1963 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 9). 1967 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 11). 1966 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 11, к. 1). 1974 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 13). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, ателье, мировой суд.

5 этажей (№ 15/1). 1963 год постройки. Панельный.

5 этажей (№ 17/2). 1958 год постройки. Кирпичный.

16 этажей (№ 19). 1993 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 21). 1959 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 23). 1960 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 23а). 1958 год постройки. Кирпичный.


4 этажа (№ 25а). 1949 год постройки. Кирпичный. Построен немецкими военнопленными.

Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Перспективы развития:



Дома №№ 1, кк. 1 и 2, 3, кк. 1 и 2, 7, к. 2, 13, 15/1, 17/2, 21, 23, 23а и 25а будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Шоссе Энтузиастов» на автобусе № 125, троллейбусах №№ 30, 53, 68 и трамваях №№ 8, 24, 37 до остановки «Улица Буракова» (на шоссе Энтузиастов) и пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий