воскресенье, 23 октября 2016 г.

Новодевичий проезд и площадь Новодевичьего монастыря

Расположение:

Проезд проходит по району Хамовники (ЦАО) от Большой Пироговской улицы до Саввинской набережной Москвы-реки.

Описание:

Проезд с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение хорошее. Длина – около 400 метров.

Площадь с односторонним движением автотранспорта, но не круговым: от Малой Пироговской улицы и улицы 10-летия Октября в сторону Большой Пироговской улицы и Новодевичьего проезда и обратно по другой стороне площади. Тротуар – с одной стороны (а с другой стороны сквер, но по нему нет сквозного прохода с выходом на улицы 10-летия Октября и Большую Пироговскую улицу). Озеленение среднее. Длина по периметру – ? метров. 

История:

В 1956-1974 годах — Новодевичий переулок, ранее — 2-й Новодевичий переулок.

Проезд назван в 1974 году по Новодевичьему монастырю, рядом с которым он проходит.

Названа до 1917 года и снова в 1948 году по близости к Новодевичьему монастырю.

В 1928—1948 годах — площадь 10-летия Октября.

Вокруг площади раньше было трамвайное кольцо «Ул. 10-летия Октября», ранее — «Новодевичий монастырь». В связи с закрытием в 1962 году трамвайного маршрута № 31 "Ул. 10-летия Октября - Фили" и всей сети Артамоновского трамвайного депо конечная станция была ликвидирована. Но из-за того, что 8 сентября 2007 г. конечная станция «Лужники-Северные» была упразднена, троллейбусный маршрут № 15 был укорочен до конечной остановки "Лужнецкий проезд" с разворотом вокруг этого сквера. Со 2 мая 2016 г. троллейбус № 15 заменен на автобус № Т15. 13 мая 2017 г. конечной остановке возвращено историческое название «Новодевичий монастырь».


Сейчас внутри площади находится небольшой сквер.



Монастырь основан в 1524 году великим князем Василием III в память о возвращении в состав Русского государства Смоленска в 1514 году (штурм города войсками князя начался на следующий день после празднования Смоленской иконы Божией Матери), на том месте, где в 1456 году москвичи провожали в Смоленск чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». Монастырь получил название «Пречистыя Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего (нового женского), в отличие от старого девичьего (женского) — Вознесенского монастыря в Кремле. 

Раньше девицами называли девушек или молодых женщин, причем незамужних. И конечно в монастырь именно они в основном и шли, принимали смолоду постриг, чтобы всю последующую жизнь полностью посвятить служению Богу. Тут даже было целое Девичье поле и на нем жили и служили Богу женщины-монахини, в основном молодые. А что касается наименования монастыря новым, то это связано с тем, что до него в Москве уже существовали 2 женских монастыря – Зачатьевский (он и сейчас действует) и Вознесенский, который был в Московском Кремле (его разрушили в 1929 году). И вот возник новый женский монастырь – и назвали его Новодевичим, то есть, проще говоря, новым женским монастырем. Название Богородице-Смоленский связано с городом Смоленском и Смоленской иконой Божией Матери. Тогдашний правитель России – великий князь Василий 3-й в 1514 году победил литовского правителя и присоединил Смоленск к Москве. А его главной святыней была Смоленская икона Божией Матери (эта икона была написана еще в 1 веке апостолом Лукой, потом долгое время была в государстве Византия, а в 12 веке она была принесена в Смоленск. Потом икону подарили Москве, но в 1456 году попросили вернуть назад, что и было сделано. А прощались с этой иконой как раз на том месте, где сегодня стоит Новодевичий монастырь. Наконец, перед битвой за Смоленск князь Василий 3-й пообещал, что построит на этом знаменательном месте монастырь с храмом в честь Смоленской иконы, если он победит и завладеет Смоленском. Он победил – и через 10 лет после этого события был основан Новодевичий монастырь, который и сам был посвящен Богородице в честь Ее Смоленской иконы и главный храм (или собор) в монастыре тоже был назван Смоленским.

Существует версия, что название монастыря происходит от фамилии его первой настоятельницы схимонахини Елены Девочкиной, которая умерла в 1548 году и почитается как местночтимая святая. 

Монастырь расположен в Лужниках, около бывшего Девичьего поля, в излучине Москвы-реки, у трех переправ (Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор). 

Раньше монастырь входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей, у дороги на Смоленск и Литву. 

В 1571 году монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем. 

В 1591 году артиллерия монастыря отражала нападение крымского хана Казы-Гирея. 

В 1598 году в монастыре был призван на царство Борис Годунов. 

Во время польско-литовской интервенции в 1611 году монастырь сильно погорел. 

Со вступлением на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и укреплен. 

Петр I приказал давать в монастыре приют детям-подкиды- шам. 

В 1812 году в монастыре размещалась французская батарея. При отступлении из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать монастырь, но он был спасен благодаря находчивости казначеи монахини Сарры, которая быстро погасила фитили у бочек с порохом.

В 16—17 веках в монастыре постригались в монахини женщины из царской семьи и знатных боярских родов. После смерти в 1598 году царя Федора Ивановича его жена Ирина, сестра Бориса Годунова, удалилась сюда, став инокиней Александрой. В 1698 году по воле Петра I здесь была пострижена в монахини с именем Сусанна царевна Софья, содержавшаяся до этого под стражей с 1689 года как вдохновительница Стрелецкого бунта. Сюда же по указу Петра II была переведена из суздальского Покровского монастыря первая жена Петра I Евдокия Лопухина (монахиня Елена). 

В монастыре похоронены многие царские инокини и знатные женщины (в Смоленском соборе и его подклете — дочь Ивана Грозного Елена, вместе с Софьей (скончалась в 1704 году) погребены другие дочери царя Алексея Михайловича — Екатерина и Евдокия, и др.). 

В монастыре хранились золотые и серебряные изделия, художественное шитье, собрание древних рукописей, книг 16—19 веков.

До революции 1917 года в монастыре действовал приют для девочек-сирот, открытый в 1871 году.

В 1925 году на территории монастыря находилось 2811 надгробных памятников, а сейчас около 100. В их числе — памятники на могилах героя Отечественной войны 1812 поэта Д. Давыдова, декабристов М. Муравьева-Апостола и С. Трубецкого, историков М. Погодина и С. Соловьева, археолога графа A. Уварова, писателей М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Писемского, философа B. Соловьева, генерала А. Брусилова.

В 1898 году за южной стеной монастыря было открыто новое кладбище (Новодевичье), после установления советской власти ставшее местом захоронения деятелей государства, военных, ученых, писателей, композиторов, артистов. Сюда же были перенесены с уничтоженных кладбищ останки деятелей русской культуры: Н. Гоголя, А. Хомякова, Н. Языкова, С. Аксакова, А. Чехова.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили здесь музей раскрепощения женщины, но быстро осознали, к чему наглядная демонстрация необузданной женской энергии и желаний может привести. И в 1934 году вместо него открыли здесь спокойный и куда более соответствующий месту художественно-исторический музей. Долгое время он был филиалом Исторического музея, а несколько лет назад его фонды и помещения передали Церкви. Но при этом тематика музейных экспозиций практически не изменилась – по-прежнему основу музейного собрания составляют церковные предметы, реликвии и святыни; экспонаты, связанные с жизнедеятельностью известных церковных деятелей и святых. Часть помещений было занято под жилье. Последним был закрыт храм свт. Амвросия Медиоланского (в 1928 году).

В 1944 году в монастыре начали работу Православный Богословский институт и Пастырско-Богословские курсы, переведенные в 1948 году в Свято-Троице-Сергиеву Лавру и переименованные в Московскую духовную академию и семинарию. В 1944—46 годах тут действовал надвратный Преображенский храм. В 1945 году открыли Успенский храм. 

Успенский храм является кафедральным, Преображенский (с 1982 года) — домовым. 

С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских (подмосковных), а органом, через который митрополит руководит своей епархией и где под его руководством принимаются различные решения, касающиеся жизнедеятельности епархии, ее храмов и духовенства, является Московское епархиальное управление. Поскольку Москва и Московская область – являются различными субъектами России и управлять такими обширными территориями одному епископу сложно, то Московскую епархию решили разделить на городскую и областную. И вот здесь находится главный центр управления (администрация, штаб-квартира, – это уж как кому удобнее) Московской областной (или подмосковной) епархии, которую с 1977 года возглавляет митрополит Ювеналий.

Монастырь был снова открыт в 1994 году и находится в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Смоленский собор и некоторые корпуса раньше были в ведении музея, а теперь все постройки принадлежат монастырю. 

Действует воскресная школа, клирики посещают больницу № 61.

Вход в монастырь открыт для всех. Конечно, не во все помещения и места монастыря любому удастся попасть – это действующий женский монастырь, поэтому вход в келейные корпуса, в монастырские служебные помещения для посторонних закрыт, как и здание московского епархиального управления, а также в домовую церковь митрополита. Некоторые помещения монастыря заняты музейными экспозициями, куда вход открыт всем (разумеется в дни и часы работы музея, а работает он ежедневно, кроме вторника и последней месяца с до), но по платному билету. А в остальном ограничений нет, по благоустроенной и озелененной территории монастыря можно всегда прогуляться, посетить Смоленский храм и церковную лавку. 

Здесь можно спокойно фотографировать - в этом отношении среди московских монастырей он едва ли не самый демократичный - по крайней мере, мне не приходилось слышать о каких-то запретах и гонениях тут на фотографов, сам я тут много раз без проблем фотографировал. Что же касается внутренних помещений монастыря, то там съемка платная (как и в других музеях) или туда просто посторонних не пустят (даже и без фотоаппарата). 

Иногда монастырь закрывают, когда в нем проходят торжественные церковные мероприятия и торжества с участием высоких церковных и гражданских лиц, но бывает это нечасто.

Подворье монастыря находится в Московская области, в Домодедовском районе, в селе Шубино.


Постройки:

Большая часть зданий монастыря — 17 века, в стиле московского барокко. 

Самое древнее сооружение монастыря — Смоленский собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский собор – это храм-музей. Он даже по виду похож на Успенский Собор московского кремля. А внутри – это можно сказать роскошный дворец. Росписи стен сохранились с 16-17 века, то же относится и к высоким золоченым иконостасам. Есть несколько икон работы знаменитого иконописца Симона Ушакова. Здесь Борис Годунов был наречен царем, здесь же покоятся сестры Петра I – Евдокия, Екатерина и, конечно, Софья. Храм окружен галереями с арками. Построен собор в 1524—25 годах, по преданию, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным. Сходен по архитектуре с Успенским и Архангельским соборами Московского Кремля. Четырехстолпный, крестовокупольный, пятиглавый, на высоком подклете (в нем есть усыпальница). Окружен с трех сторон закрытой галереей (к ней пристроены 2 крыльца) с двумя приделами (апостолов Прохора и Никанора и Чуда архангела Михаила в Хонех. Третий придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии находится за алтарной преградой. Роспись стен и столпов собора выполнена в 1526—30 годах, роспись сводов можно отнести ко времени царя Бориса Годунова. Впоследствии фрески неоднократно поновлялись. В 17 веке стены расписывали иконописные мастера И. Елизаров и Ф. Карпов. Их работой руководил С. Ушаков. Он написал 5 икон и на одном из столпов — «Седьмой Вселенский собор», на другом столпе — фреска его ученика Н. Павловца «Царь царей» или «Предста Царица». Резной пятиярусный деревянный иконостас (конца 17 века) выполнен мастерами Оружейной палаты по заказу правительницы царевны Софьи, много заботившейся о монастыре. В местном его ряду иконы 16-17 веков — «Господь-Вседержитель» С. Ушакова, «Архидиакон Стефан» Ф. Зубова, «Избранные святые» Ф. Зубова и П. Рименского. Четыре верхних ряда — из иконостаса 16 века, установленного по велению Бориса Годунова. В центре храма — водосвятная чаша 17 века.
Чтимые святыни: Смоленская икона Божией Матери — список чудотворного образа и чудотворная Иверская икона Божией Матери. В подклете Смоленского собора похоронены представители княжеских родов: Воротынские, Голицыны, Ярославские, Кубенские, Барятинские, бояре Дашковы. Здесь же был погребен боярин Б. Хитрово — основатель Оружейной палаты в Кремле. 

Остальные сооружения монастыря выполнены в стиле московского барокко. 

С северной стороны Смоленского собора — трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы (1685—87) — длинное одноэтажное строение на высоком подклете. С восточной стороны к нему примыкает высокий куб храма Успения, на котором находится восьмерик с барабаном, увенчанный луковичной главкой. Первоначально трапезную окружала открытая галерея, разобранная в 19 веке, тогда были сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой. В храме сохраняется роспись, выполненная в 19 веке, иконостас 17 века из уничтоженного храма Успения Богородицы на Покровке. Приделы: апостола Иоанна Богослова (приставной) и св. благоверного князя Даниила Московского (в крестильном храме, устроен в 1982 году в трапезной). На верхнем этаже Успенского храма придел Сошествия Святого Духа. Чтимые святыни: Смоленская и Тихвинская (16 века) иконы Божией Матери. С 1964 при Успенском храме — кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. 

К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и храмом свт. Амвросия Медиоланского (16 век с позднейшими перестройками). 

В монастыре выделяется шестиярусная, восьмиугольная, увенчанная луковичной главой колокольня (1690 года, верхний ярус достроен в 1704 году, высота - 72 метра). Открытые 3-й и 5-й ярусы — для колоколов большого и малого звонов. Все ярусы (кроме барабана купола) окружены галереями-гульбищами с белокаменными балюстрадами, обрамлены по углам колоннами так, что получается ряд уступов устремленной ввысь башни, кажущейся легкой и благодаря изящной обработке окон и арок. В нижнем ярусе — храм преподобных Варлаама и Иоасафа. В среднем ярусе — храм апостола Иоанна Богослова. Колокольня возвышается над крепостными кирпичными стенами (1680 года, в ряде мест сохранились фрагменты стен конца 16 века) с 12 башнями (4 круглых — по углам, между ними — 8 квадратных), с бойницами и стрельнинами. Круглые башни: Напрудная, Никольская, Чеботарская и Сетуньская. Между ними возвышаются квадратные башни: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. В северо-восточной башне — часовня святителя Николая Чудотворца (1752 года). 

В 1911 году в монастыре построили часовню-усыпальницу Прохоровых. Стены завершаются двурогими зубцами, башни — ажурными «коронами». Крепостные стены башни, сооруженные в конце 17 века, в правление царевны Софьи, военным целям не служили.

Надвратные храмы — Покрова Пресвятой
Богородицы (построен в 1688 году) над южным входом, трехглавый, с открытой террасой, и Преображения Господня (1689 года), над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; три яруса нарядных окон; внутри — восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты (1688 года). 

К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (1686 года), — жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727—31 жила царица Евдокия Лопухина. По его фасаду — наличники окон, однотипные Преображенскому храму. 

К 16—17 векам относятся Мариинские жилые палаты, кельи и стрелецкие караульни.

В 1909 году на территории нашли кирпичный тоннель к Москве-реке, его вырыли на случай осады монастыря.

В 2015 году в монастыре провели работы по внутренней отделке Лопухинских палат и отремонтировали Певческий корпус. На западной крепостной стене обновили кирпичную кладку.

В 2016 - 2019 годах проходит новая реконструкция монастыря. Вход в Смоленский собор-музей закрыт до мая 2017 года, некоторые башни закрыты строительными лесами.


На территории монастыря находится Смоленский собор с сохранившимися фресками 16 века, 8 храмов и часовен, жилые и хозяйственные постройки.

Монастырь появился в 1524 году по указу князя Василия III в честь присоединения Смоленска от Литвы к Москве в 1514 году (штурм города войсками князя начался на следующий день после празднования Смоленской иконы Божией Матери). Монастырь получил название «Пречистыя Одигитрии Нового девичьего», или Новодевичьего (нового женского), в отличие от старого девичьего (женского) Вознесенского монастыря в Кремле (его разрушили в 1929 году). Раньше девицами называли девушек –незамужних молодых женщин. И в монастырь они в основном и шли, принимали постриг, чтобы всю жизнь полностью посвятить служению Богу. Тут было Девичье поле и на нем жили и служили Богу монахини. Название Богородице-Смоленский связано с городом Смоленском и Смоленской иконой Божией Матери, которая была главной святыней города (эта икона была написана в 1 веке апостолом Лукой, потом была в Византии, а в 12 веке была принесена в Смоленск. Потом икону подарили Москве, но в 1456 году попросили вернуть назад. Прощались с этой иконой на том месте, где сегодня стоит Новодевичий монастырь. Перед битвой за Смоленск князь Василий III пообещал, что построит здесь монастырь с храмом Смоленской иконы, если он завладеет Смоленском. Он победил – и через 10 лет после этого события был основан Новодевичий монастырь, который был посвящен Богородице в честь Ее Смоленской иконы и главный храм (собор) в монастыре назван Смоленским.

Существует версия, что название монастыря происходит от фамилии его первой настоятельницы – монахини Елены Девочкиной, которая умерла в 1548 году и почитается как местночтимая святая.

Монастырь располагался на перекрестке важных путей, поэтому служил и крепостью на пути к Москве в излучине Москвы-реки, у трех переправ (Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей, у дороги на Смоленск и Литву.  Он был обнесен деревянными, а потом зубчатыми кирпичными стенами с бойницами. 12 башен выполнены по подобию кремлевских: круглые по углам и квадратные в стенах.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы, пользовался покровительством царей и владел большими землями. 

В 16-17 веках был местом пострижения в монахини представительниц царской династии, богатых боярских и дворянских родов: после смерти в 1598 году царя Федора Ивановича его жена Ирина, сестра Бориса Годунова, удалилась сюда, став инокиней Александрой; в 1698 году по воле Петра I здесь была пострижена в монахини с именем Сусанна царевна Софья, содержавшаяся до этого под стражей с 1689 года как вдохновительница Стрелецкого бунта; сюда по указу Петра II была переведена из суздальского Покровского монастыря первая жена Петра I Евдокия Лопухина (монахиня Елена). В монастыре похоронены царские инокини и знатные женщины (в Смоленском соборе и его подклете — дочь Ивана Грозного Елена, вместе с Софьей (скончалась в 1704 году) погребены другие дочери царя Алексея Михайловича — Екатерина и Евдокия, и др.). 

Тут хранились золотые и серебряные изделия, художественное шитье, древние рукописи и книги 16–19 веков.

В монастыре происходили важные исторические события 16–19 вв.: в 1571 году монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем; в 1591 году артиллерия монастыря отражала нападение крымского хана Казы-Гирея; в 1598 году в монастыре был призван на царство Борис Годунов; во время польско-литовской интервенции в 1611 году монастырь сильно обгорел; при вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и укреплен; Петр I приказал давать в монастыре приют детям-подкидышам, а с 1871 г. до революции 1917 г. тут работал приют для девочек-сирот; в 1812 году в монастыре размещалась французская батарея, а при отступлении из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать монастырь, но он был спасен благодаря находчивости казначеи монахини Сарры, которая погасила фитили у бочек с порохом.

На территории монастыря находилось до 1920-х годов около 3000 надгробных памятников, а сейчас их около 100: памятники на могилах героя Отечественной войны 1812 поэта Д. Давыдова, декабристов М. Муравьева-Апостола и С. Трубецкого, историков М. Погодина и С. Соловьева, археолога графа A. Уварова, писателей М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Писемского, философа B. Соловьева, генерала А. Брусилова.

В 1898 году за южной стеной монастыря было открыто новое кладбище (Новодевичье), после установления советской власти ставшее местом захоронения деятелей государства, наиболее известных военных, ученых, писателей, композиторов, артистов. Сюда же были перенесены с уничтоженных кладбищ останки некоторых известных людей: Н. Гоголя, А. Хомякова, Н. Языкова, С. Аксакова, А. Чехова и пр.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили в нем музей раскрепощения женщины, но осознали, к чему демонстрация женской энергии может привести – и в 1934 году вместо него открыли более соответствующий месту художественно-исторический музей, в том числе, одним из ег объектов был Смоленский собор. Долгое время он был филиалом Исторического музея, а несколько лет назад его фонды и все помещения передали Церкви. Но при этом тематика музейных экспозиций почти не изменилась – основу музейного собрания составляют церковные предметы и святыни; экспонаты, связанные с жизнедеятельностью церковных деятелей и святых. Часть помещений монастыря отдали под жилье. Последним был закрыт храм свт. Амвросия Медиоланского (в 1928 году). 

В 1944 году в монастыре начали работу Православный Богословский институт и Пастырско-Богословские курсы, переведенные в 1948 году в Троице-Сергиеву Лавру и переименованные в Московскую духовную академию и семинарию. 

В 1944–46 годах тут действовал надвратный Преображенский храм, в 1945 году открыли Успенский храм. 

Успенский храм является кафедральным, Преображенский (с 1982 года) – домовым. 

С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских (подмосковных), а органом, через который митрополит руководит своей епархией и где под его руководством принимаются различные решения, касающиеся жизнедеятельности епархии, ее храмов и духовенства, является Московское епархиальное управление. Поскольку Москва и Московская область – являются различными субъектами России и управлять такими обширными территориями одному епископу сложно, то Московскую епархию решили разделить на городскую и областную. И вот здесь находится главный центр управления (администрация, штаб-квартира, – это уж как кому удобнее) Московской областной (или подмосковной) епархии, которую с 1977 года возглавляет митрополит Ювеналий.

Монастырь был снова открыт в 1994 году и находится в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 

Итак, сейчас здесь женский монастырь и областное епархиальное управление.

Про Варвару Чичагову-Черную см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_744.html.

Действует воскресная школа, священники посещают больницу № 61.

Вход в монастырь открыт для всех. Конечно, не во все помещения и места монастыря любому удастся попасть – это женский монастырь, поэтому вход в келейные корпуса и служебные помещения для посторонних закрыт, как и в здание московского епархиального управления, а также в домовую церковь митрополита. Некоторые помещения монастыря заняты музейными экспозициями, куда вход открыт всем (разумеется в дни и часы работы музея, а работает он ежедневно, кроме вторника и последней месяца), но по платному билету. А в остальном ограничений нет, по благоустроенной и озелененной территории монастыря можно всегда прогуляться, посетить Смоленский храм и церковную лавку. 

Здесь можно спокойно фотографировать - в этом отношении среди московских монастырей он едва ли не самый демократичный - по крайней мере, мне не приходилось слышать о каких-то запретах и гонениях тут на фотографов, сам я тут много раз без проблем фотографировал. Что же касается внутренних помещений монастыря, то там съемка платная (как и в других музеях) или туда просто посторонних не пустят (даже и без фотоаппарата). 

Иногда монастырь закрывают, когда в нем проходят торжественные церковные мероприятия и торжества с участием высоких церковных и гражданских лиц, но бывает это нечасто.

Подворье монастыря находится в Домодедовском районе, в селе Шубино.

Постройки:

Большинство сохранившихся на сегодня зданий монастыря были построены в 17 веке. Это образец московского барокко.

Особая ценность комплекса монастыря заключается в том, что он сохранился почти в первозданном виде: не перестраивался, мало реконструировался – были и идут только работы по реставрации и консервации.

Самое древнее сооружение – Смоленский собор – в честь Смоленской иконы Божией Матери. Храм-музей. Построен из белокаменного кирпича в 1524—25 гг., по преданию, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным. Четырехстолпный, крестовокупольный, пятиглавый, на высоком подклете (в нем – усыпальница: похоронены представители княжеских родов Воротынских, Голицыных, Ярославских, Кубенских, Барятинских, бояре Дашковы и боярин Б. Хитрово — основатель Оружейной палаты Кремля). Центральная часть поставлена на высокий подклет, сверху ее венчает пять барабанов с главами. Собор почти лишен декора. Окна верхнего этажа маленькие по размеру, нижнего – более большие, оформленные наличниками из белого камня. Высота храма составляет 40, 2 метра. Похож на Успенский собор Кремля, а внутри – роскошный дворец. Росписи стен – 16-17 века, как и высокие золоченые иконостасы. Стены расписывали иконописные мастера И. Елизаров и Ф. Карпов. Их работой руководил С. Ушаков. Он написал 5 икон и на одном из столпов — «Седьмой Вселенский собор», на другом столпе — фреска его ученика Н. Павловца «Царь царей» или «Предста Царица». Резной пятиярусный деревянный иконостас (конца 17 в.) выполнен мастерами Оружейной палаты по заказу царевны Софьи, заботившейся о монастыре. В местном его ряду иконы 16-17 вв. — «Господь-Вседержитель» С. Ушакова, «Архидиакон Стефан» Ф. Зубова, «Избранные святые» Ф. Зубова и П. Рименского. Четыре верхних ряда — из иконостаса 16 века, установленного по велению Бориса Годунова. Впоследствии росписи неоднократно обновлялись. В центре храма — водосвятная чаша 17 века. Здесь Борис Годунов был наречен царем и покоятся сестры Петра I – Евдокия, Екатерина и Софья. Храм окружен с 3-х сторон закрытой галереей с арками (к ней пристроены 2 крыльца) с 2 приделами (апостолов Прохора и Никанора и Чуда архангела Михаила в Хонех). Третий придел мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии находится за алтарной преградой. Вход в церковь сделан в форме длинного крыльца. Главные святыни: Смоленская икона Божией Матери — список изначального чудотворного образа и чудотворная Иверская икона Божией Матери. В 20 веке в нем проходили реставрационные работы, в рамках которых один из археологов пытался найти подземный ход. В настоящее время здесь иногда проходят богослужения.

С северной стороны Смоленского собора — трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы (1685—87), построенная по приказу царевны Софьи в стиле «нарышкинского» барокко. Трапезная – длинное одноэтажное строение на высоком подклете, к которому примыкает высокий куб храма Успения, на котором находится восьмерик с барабаном, увенчанный луковичной главой. Здесь раньше часто трапезничали монахи, а также принимали царей и высокопоставленных лиц. Первоначально трапезную окружала открытая галерея, разобранная в 19 веке (после пожара в конце 18 века), когда были сделаны крытые пристройки с лестницами, а пятиглавие заменено одной главой. В храм ведут несколько крылец. Здание декорировано белой лепниной: колоннами на углах и наличниками на окнах. В храме сохраняется роспись, выполненная в 19 веке, иконостас 17 века из уничтоженного храма Успения Богородицы на Покровке. Приделы: апостола Иоанна Богослова (приставной) и св. благоверного князя Даниила Московского (в крестильном храме, устроен в 1982 году в трапезной). На верхнем этаже Успенского храма придел Сошествия Святого Духа. Чтимые святыни: Смоленская и Тихвинская (16 века) иконы Божией Матери. После 1917 года церковь закрыли. В 1945 году в ней установили четырехъярусный иконостас из храма Св. Троицы в Хохлах. С 1964 при Успенском храме — кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. Здесь проходят богослужения по выходным и праздничным дням.

К юго-западу от Смоленского собора располагается старая трапезная с палатами Ирины Годуновой и храмом свт. Амвросия Медиоланского (16 в. с позднейшими перестройками). Церковь возведена еще до появления царицы Софьи — в 1560-е годы. Изначально она была освящена в честь Иоанна Предтечи, чуть позже переосвятили во имя святого Амвросия Медиоланского. Потом церковь несколько раз меняла свой облик. В 1796 году во время пожара она была почти полностью уничтожена. Сейчас это одноэтажное здание с небольшим декором: наличники на окнах, карниз и колонны. Хотя изначально храм отличался обилием лепнины и кокошниками после карниза. Сверху здание венчает резной «глухой» барабан с главкой и крестом. После 1917 года храм закрыли, в нем находились хранилища государственного исторического музея. В 1990-х годах его вернули РПЦ, и с тех пор здесь проходят службы по выходным дням и праздникам. Возведение палат относится к середине 16 в. Изначально они строились для княгини Иулиании Палецкой, вдовы брата Ивана Грозного. Здание представляло собой замкнутую усадьбу. Чуть позже его перестроили для царицы Ирины Годуновой. Она была пострижена здесь в монахини под именем Александра. Сейчас это двухэтажное белокаменное здание со скатной крышей. Верхний этаж обрамляет карниз. Раньше с северной стороны к палатам примыкала открытая галерея, следы которой остались до сих пор. Внутри сохранились одно- и двухстолпные сводчатые помещения.

В монастыре выделяется пятиярусная, восьмиугольная, увенчанная луковичной главой колокольня (1690, верхний ярус достроен в 1704 году, высота – 72 метра). Ее возведение начали по приказу царевны Софьи в 1683 году, но через 7 лет остановили. Колокольня создана в стиле «нарышкинского» барокко. Автор проекта неизвестен, но многие считают,Ю что это Яков Бухвостов. В основе здания восьмиугольник — символ Царства Небесного. Каждый из ярусов красиво декорирован белым камнем: колоннами по углам и наличниками на окнах. Ярусы между собой отделены невысокой балюстрадой. Нижняя часть звонницы оформлена галерей. Завершается здание восьмигранным барабаном с главой. Изначально планировалось, что колокольня будет из 6 ярусов, но один ярус не построили. Сегодня их 5. Открытые 3-й и 5-й ярусы — для колоколов большого и малого звонов. Все ярусы (кроме барабана купола) окружены галереями-гульбищами с белокаменными балюстрадами, обрамлены по углам колоннами так, что получается ряд уступов устремленной ввысь башни, кажущейся легкой и благодаря изящной обработке окон и арок. В нижнем ярусе — храм преподобных Варлаама и Иоасафа. В среднем ярусе — храм апостола Иоанна Богослова. За время существования колокольню несколько раз реставрировали. В 2015 году в здании случился пожар, сильно пострадала верхняя часть, сейчас продолжается восстанавление, колокольня закрыта сеткой и «лесами». Попасть в колокольню может каждый, но по билету за деньги. С нее открывается отличный вид на близлежащие постройки монастыря и окрестности.

Колокольня возвышается над крепостными кирпичными стенами (1680, в ряде мест сохранились фрагменты стен конца 16 века) с 12 башнями (4 круглых — по углам, между ними — 8 квадратных), с бойницами и стрельнинами. Круглые башни: Напрудная, Никольская, Чеботарская и Сетуньская. Между ними возвышаются квадратные башни: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. В северо-восточной башне — часовня святителя Николая Чудотворца (1752). 

Филатьевское училище находится рядом с колокольней. Здание из белого камня было построено в 1871 году на месте военного госпиталя. Средства на его возведение дала вдова тайного советника Наталья Филатьева. Сооружение двухэтажное, на втором этаже есть балкон, с которого открывается хороший вид на монастырь. Окна украшены наличниками. Училище создавалось для девочек-сирот из разных сословий. На их содержание в год учредительница давала 50 000 серебром. Обучение девушки проходили в подготовительном, первом и втором классах. В каждом учеба длилась по 2-3 года до 17 лет, затем их распределяли. Обучали наукам, рукоделию и тому, что могло бы пригодиться в хозяйстве. На базе училища работа церковно-приходская школа. После 1917 г. училище было закрыто. Большинство помещений использовалось под жилье. Сейчас тут размещается секретариат обители и Московское епархиальное управление.

Храм Преображения, или Преображенская надвратная церковь располагается над северными воротами. С нее начинается посещение монастыря. Здание построено в конце 17 века по приказу царевны Софьи в стиле «нарышкинского барокко», но некоторые с этим не согласны. Автор проекта неизвестен, по архитектурному убранству строение похоже на колокольню монастыря и храм Успения Богородицы. Внизу храма располагаются 3 арки-прохода (ворота) в ансамбль монастыря. Они созданы из белого камня и почти лишены декора: между собой их разделяют колонны коринфского ордера. В основе здания четверик, который венчают 5 декоративных глав на барабанах. Сооружение украшено лепниной: колоннами по углам, наличниками на окнах, закомарными раковинами перед крышей. За счет 3-х рядов окон храму придается вытянутость. Внутри церковь также отличается пышностью. До наших дней дошел иконостас одного из лучших мастеров Карпа Золотарева. С востока и запада у храма располагается алтарь и притвор. До наших дней храм сохранился почти без изменений.

С запада к храму примыкают Лопухинские палаты (1686), которые предназначались для царевны Екатерины Алексеевны, дочери Алексея Михайловича. В 1727—31 гг. здесь жила первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. На их фасаде – наличники окон, однотипные Преображенскому храму. Свое название — Лопухинские палаты — получили от первой жены Петра Первого Евдокии Лопухиной. Она жила в монастыре с 1727 по 1731 года, хотя изначально при своем муже была сослана в Суздольско-Посольский монастырь. Царица приняла сторону заговорщиков. Здание палат возведено в 1687-1688 годах. Двухэтажная постройка создана в стиле нарышкинского барокко. На верхнем этаже располагались покои царицы, на нижнем — служебные помещения. Ее фасады украшены лепниной из белого камня: колоннами (сейчас от них сохранились пьедесталы и капители), карнизами, наличниками на окнах второго этажа. По декору близка к Преображенской церкви. На фасаде установлены старейшие в столице солнечные часы. 

В 1911 году в монастыре построили часовню-усыпальницу Прохоровых. Она находится рядом со Смоленским собором. Это надгробная часовня над могилой мануфактурщика 19 века Ивана Прохорова и его семьи. Владелец Трехгорной фабрики Иван Прохоров активно помогал монастырю при жизни, часто жертвовал денежные средства. Здесь служила монахиней его сестра. Семья Ивана, как и он сам, были сначала похоронены на территории обители, а затем их останки перенесли в часовню. Здание построено в 1911-1917 годах на пожертвования сына Ивана Прохорова Николая. Автор – архитектор В. Покровский. Сооружение возведено из гранита и серого песчаника в неорусском стиле. Крыша сделана в форме кокошников, завершена куполом. Наверху располагается икона Божией Матери с младенцем. Слева к зданию примыкает придел с нишей и мозаичной иконой Николая Чудотворца. Стены завершаются двурогими зубцами, башни – ажурными «коронами». Крепостные стены башни, сооруженные в конце 17 века, в правление царевны Софьи, военным целям не служили.

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы (1688) над южным входом – трехглавый, с открытой террасой. 

Мариинские палаты располагаются рядом с Покровской церковью и напротив северных ворот. Свое название получили от сестры Петра Первого Марии, т. к. палаты предназначались для нее. Также в Мариинских палатах некоторое время жила царевна Софья. Трехэтажное здание из белого камня возведено в монастырской стене в 1683–1688 гг. Северный фасад нижних этажей украшают колонны на пьедесталах, созданные в одном стиле с остальными сооружениями ансамбля. Третий этаж построен в форме терема со скатной кровлей. Изначально с северной стороны к нему примыкала открытая галерея, из которой открывался вид на монастырь. Также через нее можно было попасть в Покровскую церковь. За счет своего оформления палаты получили второе название – «Русский терем». В 18 в. проемы между столбами галереи заделали, из-за чего здание утратило свой уникальный вид.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне, или палаты царевны Софьи находятся рядом с северным входом в монастырь. Здесь в одно время жила сестра Петра Первого. Обитель считалась одной из главных оборонительных крепостей столицы. При Борисе Годунове около нее были выстроены мощные стены высотой 11–13 м, которые в случае атаки защищали святое место. Так появилась Напрудная башня со стрелецкой караульней. Во время правления царевны Софьи стены были укреплены и расширены. Двухэтажное здание построено в 17 веке, по своему стилю напоминает остальные сооружения обители. Создано из белого камня и оформлено сдвоенными окнами с решетками остроовального рисунка. Этажи разделяет многопрофильный карниз. Изначально здесь жили стрельцы, которые в случае нападения врагов могли быстро добраться до башни и отразить атаку. После Стрелецкого бунта против Петра Первого в 1698 году в здание караулен была заточена царевна Софья. Ее постригли в монахини под именем Сусанны, а сподвижники были казнены перед окнами здания в назидание. В конце 19 — начале 20 вв. здание было заброшено, его хотели снести. В советские годы отреставрировали. Сегодня это единственная жилая постройка в монастыре, в которой сохранилась широкая входная лестница. Сейчас башня и караульни открыты для посещения. По легенде, царевна Софья выполняет желания тех, кто приходит ее навестить в темницу. Необходимо подойти к стене башни и написать желание.

Казначейские палаты рядом со Смоленским собором построены 17 века из белого камня. Изначально были одноэтажными, но в начале 19 века на крыше надстроили мезонин из дерева. Вход украшает деревянный портик со столбами. Название палаты получили от своего назначения. Раньше в помещениях хранилась казна монастыря, часть комнат использовалась под жилье старцев. Здание несколько раз реставрировали. В начале 21 века специалистам удалось восстановить в первоначальном виде планировку, рисунок на фасаде и мезонин.

Больничные палаты. Одноэтажное здание, построено в конце 17 в. В этом доме с 1938 по 1984 год жил архитектор и реставратор Петр Барановский (мемориальная доска). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_801.html.

В 1909 году на территории монастыря нашли кирпичный тоннель к Москве-реке – его вырыли на случай осады.

В 2015 году в монастыре провели работы по внутренней отделке Лопухинских палат и отремонтировали Певческий корпус. На западной крепостной стене обновили кирпичную кладку.


В 2016–2019 гг. проходит новая реконструкция монастыря. Вход в Смоленский собор-музей был закрыт до мая 2017 года, некоторые башни закрыты строительными лесами.

Нежилой объект (на проезде):

• Заброшенный с 2005 года детский сад (№ 6а). Двухэтажное кирпичное здание.

Жилые дома (всего пять и только по четной стороне):

Общая хар-ка: 5 и 8 этажей (1960-е годы постройки).

8 этажей (№ 2). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Дикси» (с 2016 года), детский сад № 681, Магазин «Шик» и пр.

8 этажей (№ 4). 1962 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, Ресторан «У Пиросмани», сбербанк, салон красоты «История любви» и пр.

8 этажей (№ 6). 1960 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 8). 1961 год постройки. Панельный.


8 этажей (№ 10). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Библиотека им. М. Волошина, почта, театральная школа-студия Ольги Бабич, книжный магазин «Восточная коллекция» и пр.

Достопримечательность и зона отдыха:

Сквер.

Скульптурная композиция «Миру — мир». Скульптор: С. Савицкий.
Установлена в 1957 г. как бронзовая трехфигурная группа, изображающая людей из трех разных рас, держащих на своих руках земной шар, обвитый лентой с надписью: «Миру — мир!» на многих языках. Позднее из-за коррозии была убрана скульптура девушки (представляла европейскую расу). Остались два атлета: азиат и африканец.

Парк «Новодевичьи пруды», а по нечетной стороне расположен сквер Новодевичего монастыря (правда, он числится по площади Новодевичьего монастыря).

2 монастырских замкнутых пруда – большой и малый (а между собой они соединены небольшой протокой). Они представляют собой отделившиеся от основного русла Москва-реки рукава или протоки. Купаться здесь нельзя, хотя пруды довольно глубоки (до 3 м глубиной), но небезопасны в санитарно-эпидемиологическом отношении, да и вообще не оборудованы для купания. В прудах много уток.

У входа в монастырь – сквер (пешеходные дорожки, скамейки, деревья и кустарники).


Фото:

Обновленный после реконструкции Новодевичий проезд (вид в сторону Москвы-реки). Пешеходная часть расширена и выложена плиткой, а проезжая часть сужена. Слева — парк «Новодевичьи пруды». 2015 год

Газоны, дизайнерские лавочки и урны на проезде (установлены в 2015 году). 2015 год


В 2015 году тротуары были выложены вот такой плиткой, а на нем были поставлены такие комбинированные лавочками с цветочными грядками. 2015 год

Проезд:

От метро «Спортивная» пешком через улицу 10-летия Октября.


Видео:




Художественное чтение:

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Привет тебе, Девичье поле,
С твоей обителью святой,
Где девы юные в неволе
Проводят век печальный свой.
Какой окрест прелестный вид
Красой природною блестит...
Взгляни: сребристыми струями
Москва-река в брегах течет.
Чернеет лодка с рыбаками
И быстро вдоль реки плывет;
А там, внизу ее зыбей,
Тащатся сети рыбарей;
Среди прибрежной луговины
Рога пастушечьи трубят
Вдаль Воробьевых гор вершины
С зеленой рощей взор манят
Прохладно утренней порою.
Аврора гаснет; а потом
Выходит солнце за горою
На небе чистом, голубом;
Пернатых хор его встречает
Веселой песнею, живой,
А Феб лучи свои бросает
Над очарованной землей;
От них брега реки златятся,
И рыбы в струйках веселятся,
Плывя по зыбкому стеклу
На дно к янтарному песку.
Волшебный край очарованья,
Твои бесчисленны красы!
С душой, исполненной мечтанья,
Один, в полдневные часы,
Там, там, под тению дерев,
Внимал я иволги напев,
И шум нагорного потока,
И говор листьев надо мной,
И песни девы одинокой,
Пленяло все меня собой...
Александр Полежаев (1825)


Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий