среда, 8 апреля 2020 г.

Барановский Петр

Барановский Петр – реставратор памятников архитектуры, архитектор, хранитель церковных древностей, живший в России и СССР (1892–1984).

Из жизни:

Родился в крестьянской семье в селе Шуйское Смоленской губернии (ныне области).
В 1933 году был репрессирован и до 1936 года находился в ссылке в Мариинске Кемеровской области. 
На первые заработанные деньги купил фотоаппарат и поехал с ним путешествовать по России (от Белого моря – до Азербайджана).
Что мог – спасал, что не мог спасти – обмерял, фотографировал и зарисовывал с риском для жизни.
Плохо видел, но часто работал на больших высотах.
Был требователен к себе и к подчиненным, своим помощникам не прощал ошибок.
Был очень целеустремленным, фанатиком своего дела, работал часто и ночью, а вставал рано утром.

В Москве:

Большую часть свой жизни Барановский прожил в Москве, хотя постоянно выезжал из нашего в города в разные научно-археологические экспедиции по многим городам и краям России. В Москву впервые приехал в 18 лет, поступил в Московское строительно-техническое училище и окончил его в 1912 году, а затем окончил отделение археологии Московского археологического института (в 1918 году). В 1922–1923 годах преподавал историю русской архитектуры в МГУ. С 1919 года был старшим научным сотрудником московской секции ГАИМК, в 1920-х – начале 1930-х годов - старшим научным сотрудником-архитектором ЦГРМ. Был последним человеком, посетившим Чудов монастырь в Кремле перед его сносом в 1929 году, причем он смог вынести оттуда мощи митрополита Алексия Московского. С 1938 года – член структур государственной охраны памятников, один из основателей ВООПИК в 1966 году. Создал и был первым директором (в 1923–1933 годах) музея Коломенское. Некоторое время после освобождения из ссылки ему запретили жить в Москве (так что он жил в 1936–1938 годах в Александрове), но он каждый день тайно приезжал на Красную площадь, чтобы успеть обмерить и сфотографировать Казанский собор, который потом снесли. Создал музей древнерусского искусства в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре (в 1960 году): в 1947 году сделал доклад о времени и месте погребения Андрея Рублева, где сообщил о находке копии сохранившейся надписи с надгробия Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, сделанной в 18 веке Г. Миллером, и предложил свой вариант реконструкции текста надписи. Находка стала важным доводом в пользу сохранения монастыря (частично разрушенного). Барановский и Грабарь выступили за создание музея древнерусского искусства на базе монастыря; решение было принято в 1947 году, но музей открылся для посещения только в 1960 году. Благодаря его усилиям удалось спасти церкви Зарядья в Китай-городе, а также возможно и храм Василия Блаженного на Красной площади (по легенде, грозился войти в него в случае его уничтожения и погибнуть вместе с храмом, но сам он это не подтвердил). Был женат на Марии (она была знатоком московских кладбищ), имел дочь. Последние годы Петр жил в больничных палатах Новодевичьего монастыря (в маленькой комнате, среди документов и чертежей). Умер в Москве в 92 года среди книг, разных материалов, чертежей, проектов.
Автор новых методов исследования и восстановления памятников архитектуры. Открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича (так называемым хвостам), первым стал вводить железобетонные связи в каналы, оставшиеся от сгнивших деревянных частей, занимался проблемами консервации руин, восстановления фрагментов упавшей кирпичной кладки. В 1920–30-х гг. активный сторонник музеефикации архитектурных памятников, инициатор создания первого в России музея под открытым небом в Коломенском. В Москве составлял обмеры и фиксировал этапы разборки Казанского собора на Красной площади (1923–33), церкви Николая Чудотворца в Мясниках (1928), реставрировал палаты Голицына (1923) и Троекурова (1928), архитектурные памятники усадьбы Коломенское, в том числе церковь Вознесения (1923–28), церковь-колокольню Георгия Победоносца (1923–33), Водовзводную башню (1923–26), Казанскую церковь (1925–28); Львиные ворота усадьбы Измайлово (1928–36), церковь Трифона в Напрудном (1934–37), трапезную Андроникова монастыря (1947–49), ансамбль Крутицкого подворья (1947–84). Своей активной деятельностью в защиту разрушаемых памятников архитектуры навлек на себя репрессии со стороны властей; был выслан в г. Мариинск (1933–36). 

Творчество:

В 1919–1922 годах преподавал историю русской архитектуры в Ярославском отделении Московского археологического института.
После освобождения из ссылки в 1936 году – сотрудник музея в городе Александров Владимирской области.
Создал архитектурно-краеведческие музеи в Болдинском монастыре Смоленской области (в 1920-х годах), в Чернигове (в 1946 году) и в Юрьеве-Польском (в 1947 году).
В разные годы жизни (начиная с 1911 года) обмерял, изучал и реставрировал многие памятники архитектуры в разных уголках России, в том числе, в Москве (Введенскую церковь Свято-Троицкого Болдинского монастыря в Смоленской области, старые храмы и монастыри Владимира, Александрова, Смоленска, Ярославля, Углича, Ростова, храмы и деревянные гражданские постройки на Русском Севере, Соловецкий монастырь, храмы Новгорода; Боровский Пафнутьев и Перемышльский Лютиков монастыри в Калужской области и пр.). 
В Москве провел много научно-реставрационных работ: собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, в Коломенском (храмы Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Дьякове, Вознесения Господня, Казанской иконы Божией Матери, вмч. Георгия, а также разыскал, вывез в Коломенское и сохранил памятники деревянного зодчества: домик Петра I, Моховую башню из Сумского острога, башню Николо-Карельского монастыря с Беломорья, башню Братского острога с Ангары, хозяйственную постройку из Преображенского и пр.,  иконы, обломки белокаменных украшений, изразцы, металлические и деревянные изделия и другие вещи из разных мест страны; здесь создал музейные экспозиции и свою реставрационную школу; здесь же он и жил, а не только работал), в Симоновом монастыре, в церкви святой Параскевы в Охотном ряду, в Андрониковом монастыре, Успенского и Воскресенского храмах, палатах, воротах и башнях Крутицкого подворья и др. 
Провел реставрацию Новоиерусалимского монастыря в Истре, осуществлял научное руководство реставрационными работами в Троице-Сергиевой Лавре.
Во многих монастырях и храмах создавал музеи, в том числе, чтобы таким образом спасти их от уничтожения.
Работал также в Киеве, Чернигове, Полоцке.
Всего отреставрировал и сохранил более 100 памятников и архитектуры. Его принцип реставрации – восстанавливать первоначальный облик здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения.
Опробовал новые приемы воссоздания облика архитектурного сооружения по сохранившимся фрагментам, разработал метод укрепления средневековых зданий с помощью железобетона, создал историко-архитектурные музеи-заповедники на терр. монастырей, в т. ч. музеи деревянного зодчества под открытым небом. 
Собрал материалы о более чем 1700 древнерусских зодчих и большую библиотеку и архив.
Воспитал многих реставраторов и историков архитектуры. 
Организовал первый в стране молодежный реставрационный клуб «Родина».

Мировоззрение:

Православный христианин, хотя и по понятным причинам не афишировал это. Он был крещен во младенчестве в Смоленской губернии, а венчался в храме Трех Святителей на Кулишках. Знал близко к тексту и рассказывал по памяти «Слово о законе и благодати митрополита Илариона», «Поучения» Владимира Мономаха, слова Кирилла Туровского в новую неделю после Пасхи, «Моления Даниила Заточника» и пр.

Афоризмы:

– Я всю жизнь что-то спасал, вывозил в Коломенское, а меня за это посадили.
– За памятники Отечества надо стоят насмерть!

Комментариев нет:

Отправить комментарий