среда, 8 апреля 2020 г.

Чичагова-Черная Варвара

Варвара Чичагова-Черная – игумения Серафима (1914–99) родилась в Петрограде. Ее отец Василий Резон, служивший в Финляндском статс-секретариате, пропал без вести в начале 1-й мировой войны. Ее мама, Леонида Чичагова, была врачом, но в годы разрухи была вынуждена вместе с дочками переехать в деревню. Чтобы хоть как-то прокормиться, подросшие девочки ходили на поденщину (любая работа в зажиточных домах). Именно тогда 7-летняя Варя сказала маме: «Я всегда смогу прокормить себя, я выучилась хорошо мыть полы». Рано оставшись сиротой, Варвара была привязана к своему деду – врачу (в его картотеке было 20 000 пациентов, каждому из которых он оказывал помощь, не забывая ни одной детали диагноза и страданий своих подопечных), впоследствии митрополиту Серафиму Чичагову. С 1933 по 1934 годы она почти ежедневно навещала его во время его проживания в Москве. В 1936–1937 годах до его ареста, уже студенткой вечернего факультета института, жила в его доме у станции Удельная. Раннее сиротство и неудобное для тех времен дворянское происхождение не сломили девушку, она выбрала путь служения Отечеству и оставшуюся жизнь прожила, верно исполняя его на научном и на монашеском путях. Школу, в которой она училась, со временем преобразовали в нефтехимический техникум и в 1931 году Варвара закончила Московский нефтехимический техникум. Однажды ее отчислили из института тонкой химии по причине дворянского происхождения. Но вскоре преподаватели настояли на ее восстановлении – настолько она была трудолюбива и талантлива. В 1939 году закончила Московский институт тонкой химической технологии. Так как с 18 лет она работала в институте органической химии Академии Наук СССР лаборантом, то после окончания института ее направили на работу на Московский завод «Каучук». Она была назначена ответственной за эвакуацию завода, а когда угроза оккупации была снята и необходимо было запускать производство для выполнения важнейших заказов фронта, именно ей было доверено руководить восстановлением технологического процесса. В 1942 году она стала заместителем главного инженера завода «Каучук». Работники завода 4 года войны жили на заводе, на казарменном положении, спали по 2 часа в сутки. В 1946 году Варвара была переведена на научную работу в институт резиновой промышленности. Являлась автором 150 научных работ, имела 36 авторских свидетельств об изобретениях. Лаборатория, которой она руководила, участвовала в разработке скафандров для космонавтов. В этом институте Варвара была заместителем директора в течение 16 лет и проработала там до ухода на пенсию в 1986 году. Науке и развитию промышленности Варвара посвятила почти всю свою долгую жизнь. Она создала новую отрасль резинового производства – латексную технологию. Ее статьи переводились на множество иностранных языков. Существует предание о том, что однажды во сне дед попросил внучку послужить ему. Наверное, с этого момента у нее начинается новый этап жизни. В 80 лет она стала игуменьей возвращенного Церкви Новодевичьего монастыря, первой после долгого перерыва (1994–1999). Первое время в монастыре ничего не было. Монахини ночевали на чердаке Успенского храма на расстеленных на полу одеялах. В обители ею был введен монастырский устав, организован монашеский хор, создан синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благоустроителей монастыря со дня его осн.ия. При ней было воссоздано внутреннее убранство храма святителя Амвросия Медиоланского, отреставрирован снаружи и внутри Успенский храм. С приобретением ткацкого станка началось возрождение рукоделия в монастыре: ковроткачества, пошива и ремонта облачений. Были созданы иконописная и золотошвейная мастерские. Во многом благодаря ее имени нашлись благотворители и за короткий период монастырь был преображен. Собирая архивные материалы о жизни митрополита Серафима, своего деда, она открыла страшную правду о месте гибели тысяч москвичей – Бутовском полигоне – месте, где погиб и ее дед. И не просто открыла, а внесла вклад в сооружение храма-памятника Новомученикам и Исповедникам Российским в Бутово. В завещании Серафимы, в том числе, сказано: «Возродится Россия: не может не возродиться. В России очень много талантливых людей». Умерла в 85 лет.

Игуменья Серафима (Варвара Васильевна Черная) родилась 12 августа 1914 года в Петрограде. Ее отец, Василий Резон, служил в Финляндском статс-секретариате и пропал без вести в самом начале первой мировой войны. Мать, Леонида Чичагова, была врачом, в 1953 по благословению Патриарха Алексия I поступила в Пюхтицкий Успенский монастырь, где приняла монашество с именем Серафима; скончалась в 1969 и похоронена в Пюхтицкой обители. Дед по матери, Леонид Чичагов, – офицер-артиллерист, участник русско-турецкой войны, в будущем митрополит Серафим, подготовивший канонизацию преподобного Серафима Саровского, принял мученическую кончину в 1937; в 1997 причислен к лику святых. Окончив Московский нефтехимический техникум, Варвара с 1931 работала в Военно-технической академии и в институте органической химии АН СССР. В 1939 окончила Московский институт тонкой химической технологии и была направлена на завод «Каучук», вскоре став заместителем главного инженера. После войны переведена на научную работу в институт резиновой промышленности. В 72 года ушла на пенсию. С детства воспитанная в православной вере, Варвара всей жизнью в науке показала, что подлинное знание не только не противоречит вере в Бога, но делает веру еще более убедительной. И уже в почтенном возрасте она избирает для себя новый путь – путь деятельного служения Церкви. С 1994 Варвара, незадолго до того принявшая монашеский постриг, становится настоятельницей Новодевичьего монастыря. Обладающая подлинной силой духа, неиссякаемым трудолюбием и непоколебимой верой в помощь Божию, она пять лет неустанно заботилась о благоустройстве монастыря. Благодаря ее разысканиям в архивах и по ее ходатайству Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить молитвенное почитание схиигуменьи Елены Девочкиной – первой настоятельницы монастыря. 18 декабря 1999, в день погребения, просторный Успенский храм не смог вместить пришедших проводить ее в «путь всея земли». Нам дорого всякое свидетельство о матушке Серафиме, тем более ее собственные высказывания о себе, о жизни, о вере. Сегодня мы предлагаем читателям фрагменты не публиковавшейся ранее беседы с ней, которая состоялась 26 февраля 1997.

Комментариев нет:

Отправить комментарий