четверг, 27 октября 2016 г.

Товарищеский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Таганскому району (ЦАО) от Таганской улицы до Добровольческой улицы. 

Рядом – Садовое кольцо и метро «Таганская» и «Марксистская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Доброслободской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение – среднее. Длина — около 750 метров.

История:

До 1919 года – Чертов переулок (происхождение этого названия не установлено, но жившие в переулке и его окрестностях старообрядцы добились переименования переулка в Дурной).

Переулок назван в 1919 году по принятому в коммунистической партии и в армии, а в советское время распространенного и в иных сферах, обращения «товарищ».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Ресторан «Шеш-беш» (№ 1, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисное здание (№ 1, стр. 2). Одноэтажное с мезонином кирпичное отштукатуренное здание 18-19 веков.

• Спецшкола № 486 (№ 3-5). «В этом здании 15 апреля 1919 года В.И.Ленин выступил с речью на торжественном собрании при вручении знамени Рогожско-Симоновского райкома РКП(б) первым московским курсам тяжелой артиллерии».

Четырехэтажное кирпичное здание 1907 года постройки.

Бывшее училищное здание имени князя Щербатова – 5-я женская гимназия. 

Здесь 15 апреля 1917 года выступал В. Ленин.

Потом – школа Военведа; здесь располагались первые Московские командные курсы тяжелой артиллерии. 

До середины 1960-х здесь была школа № 468 (до 1955 года – мужская). 

• Компания «Молодёжная мода» (№ 4). Производство одежды. Первая в России керамическая фабрика, основанная в 1724 г. А. Гребенщиковым, сын которого Иван разработал технику производства тонкой майолики и фарфора. Завод Гребенщикова был одним из лучших в Европе в конце 18 столетия. 

Сохранившееся здание постройки 19 века.

• Офисное здание (№ 6). 

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание 1982 года постройки.

На этом месте располагались Филипповская старообрядческая моленная и "Кимрское подворье", которые были образованы в 1790-е годы. Включало моленную, гостевой дом, женскую и мужскую богадельню, жилые дома и детскую школу. "Кимрским подворьем" именовалось по главному центру Филипповского учения – селу (ныне городу) Кимры на Волге. 

• Бывшая городская усадьба Ложечниковых — Зиминых (№ 7, стр. 2, 18-19 века).

• Магазин "Канцтовары" (№ 7, стр. 3). Одноэтажный павильон 2001 года постройки.

• Редакция журнала «Наука и религия» (№ 8; начало 20 века; бывший дом купчихи И. Лаптевой). Двухэтажный особняк в стиле модерн.

• Офисное здание (№ 8, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Офисное здание (№ 10). Двухэтажное с мезонином кирпичное отштукатуренное здание 1904 года постройки. 

Крестьянин П. Архипов построил жилой дом по проекту архитектора В. Осипова.

• Офисное здание (№ 10, стр. 2). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Первая национальная школа телевидения (№ 19). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Школа № 1270 (№ 21). С углублённым изучением английского языка. Конструктивизм. 

После долгого строительства к старому стандартному строению школы пристроили сооружение из светлого кирпича с затейливой башенкой рядом.

• Учебно-методический центр Департамента образования Москвы (№ 22). «Владимир Ильич Ленин в апреле 1918 года выступал в этом здании на Московской областной конференции работниц».

Здание начала 20 века.

Бывший городской училищный дом.

В этом доме (бывший Работный дом) 23 апреля 1918 г. В. Ленин выступил на Московской областной конференции работниц (памятная доска).

В постсоветское время – колледж легкой промышленности. 

• Бывшая городская усадьба (№ 23). Двухэтажное здание 19 века с деревянным вторым этажом.

— Бывший дом художников — братьев Сергея и Константина Коровиных (№ 24).

Про К. Коровина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_539.html. Про С. Коровина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_111.html.

«Я помню прекрасный дом деда..., – вспоминал Константин Коровин. – Огромный особняк с большим двором; сзади дома был огромный сад, который выходил на другую улицу, в Дурновский [сейчас – Товарищеский] переулок... Помню большой колонный зал в стиле ампир, где наверху были балконы и ниши, в которых помещались музыканты, играющие на званых обедах». Вспоминает Константин Алексеевич и «конюшни и экипажи разных фасонов, дормезы, коляски, в которых возили пассажиров из Москвы по арендованным у правительства дедом дорогам, по которым он гонял ямщину из Москвы в Ярославль и в Нижний Новгород».

В газете «Ведомости московской городской полиции» от 1851 года читаем: «От конторы дилижансов купца М.Е. Коровина сим объявляется, что по примеру прошлых лет, в нынешнюю Нижегородскую ярмарку, контора будет ежедневно отправлять желающих гг. пассажиров, из Москвы в Нижний Новгород и обратно в Москву, как в конторских экипажах, тарантасах, так и в собственных...»

Дед Константина и Сергея Коровиных Михаил Емельянович начинал дело как ямщик, со временем разбогател, записался в ейское купечество (в московское купечество староверам в середине XIX века вступить было невозможно), приобрел владение в Рогожке, держал постоялые дворы, завел ямскую гоньбу.

Все, что сохранилось от обширной усадьбы Коровиных в Рогожской слободе, где родились и провели свое детство два прекрасных художника – братья Сергей и Константин Коровины – это флигель, выходящий в Товарищеский переулок (дом № 24).

После смерти М.Е. Коровина дело перешло к его сыну Алексею, отцу будущих художников. Со временем семья разорилась, не выдержав в первую очередь конкуренции с появившейся незадолго до этого железной дорогой.

А.М. Коровин был дружен с известными художниками: Л.Л. Каменевым, служившим некоторое время в коровинской конторе дилижансов, и И.М. Прянишниковым. Они-то и преподали первые уроки живописи юным Сергею и Константину, а потом порекомендовали отдать их учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

После разорения семьи часть владения между нынешним Товарищеским и Большим Рогожским переулками перешла к купцам Ершовым – друзьям Коровиных (А.Н. Ершов был крестным отцом Константина). Дом № 24 до 1917 года принадлежал Алексею Ивановичу Ершову. В середине ХХ века второй – изначально деревянный – этаж был заменен на кирпичный.


Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

19 век.

Здесь родились и провели детство художники – братья Сергей и Константин Коровины. Сергей родился 7 апреля 1858 г., а Константин на 3 года позже. «Я помню прекрасный дом деда, – вспоминал Константин Коровин.  Огромный особняк с большим двором; сзади дома был огромный сад, который выходил на другую улицу, в Дурновский переулок. Помню большой колонный зал в стиле ампир, где наверху были балконы и ниши, в которых помещались музыканты, играющие на званых обедах». Во дворе дома стояли конюшни и экипажи разных фасонов, дормезы, коляски, в которых возили пассажиров из Москвы по арендованным у правительства дедом дорогам, по которым он гонял ямщину из Москвы в Ярославль и в Нижний Новгород.

Вот объявление в газете "Ведомости московской городской полиции" 1851 г.: 
«От конторы дилижансов купца М. Коровина сим объявляется, что по примеру прошлых лет, в нынешнюю Нижегородскую ярмарку, контора будет ежедневно отправлять желающих гг. пассажиров, из Москвы в Нижний Новгород и обратно в Москву, как в конторских экипажах, тарантасах, так и в собственных».

Семья была богатой – дед не только содержал постоялые дворы и ямскую гоньбу, но и торговал в Сибири. Отец Коровиных хорошо рисовал, с ним дружил художник И. Прянишников, а другому художнику – Льву Каменеву – дед просто дал 5 000 на образование в Петербурге.

• Центральный объединенный архив учреждений системы образования Москвы (№ 25). Двухэтажное с цоколем кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Главный дом бывшей городской усадьбы И. Силкина (№ 27, 19 век). Двухэтажное с бельведером кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисное здание (№ 29, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание начала 20 века.

• Академический художественный институт им. В. Сурикова (№ 30). 

Одно из крупнейших отечественных учебных заведений высшего художественного образования. Готовит живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов. 

Ведёт историю от Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое в свою очередь ведёт историю от основанного в 1832 группой любителей искусства (Е. Маковский, А. и В. Добровольские, А. Ястребилов и др.) художественного кружка, в 1843 г. преобразованного в училище (после 1834 г. кружок находился на Большой Никитской улице, 14, строение во дворе; после 1844 г. училище размещалось на Мясницкой улице, 21). 

После 1917 г. училище преобразовано во 2-е Государственные свободные художественные мастерские, в 1920 г. — в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), реорганизованные в 1927 г. в Высший художественно-технический институт (Вхутеин). 

В 1930 г. Вхутеин был расформирован на ряд самостоятельных институтов, графический факультет вошёл в состав издательского факультета Полиграфического института (ныне Московская государственная академия печати). 

В 1934 г. на базе графического факультета создан Московский институт изобразительных искусств с графическим и живописным факультетами, в 1937 г. институт переименован в Московский государственный художественный институт (МГХИ). 

После эвакуации во время Великой Отечественной войны (Самарканд) графический факультет МГХИ снова в помещении на Мясницкой улице, другие факультеты размещались на улице Фрунзе, 3, улице Горького, 6, улице Вахтангова, 12а. 

В 1948 г. институту присвоено имя В. Сурикова. 

С 1950 г. институт размещается в новом здании в Товарищеском переулке.

Становление института связано с именами его первых ректоров — И. Грабаря и С. Герасимова, в нём преподавали художники А. Дейнека, К. Истомин, Б. Иогансон, Г. Шегаль, Д. Моор, П. Покаржевский, И. Чекмазов, М. Черемных, Е. Кибрик и др. 

В 1964 г. МГХИ передан в ведение Академии художеств СССР.

С 1992 г. – статус академического. 

В составе института (1996): факультеты — живописи (с мастерскими станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи), графики (с мастерскими оформления и иллюстрации книги, графического и плакатного искусства, станковой графики), скульптуры (с 3 персональными мастерскими), теории и истории искусств; библиотека (свыше 75 000 единиц хранения). В 1996 г. обучалось около 400 студентов, работало около 100 преподавателей. 

• Главный дом и флигель бывшей усадьбы Баулиных (№ 31, стр. 1 и 6, конец 18 — 19 веков). 

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Может скрывать в себе и более ранние части – конца 18 в.; тогда на угловом участке уже находился двухэтажный каменный дом, принадлежавший купцу Ф. Баулину. 

Баулины продолжали владеть участком и до переворота октября 1917 г., что было необычно в Москве, где домовладения часто переходили их рук в руки. 

– стр. 6 – Мастерская художника Геннадия Доброва во флигеле бывшей усадьбы. Украшена картинами и скульптурой из разрушенных домов Таганки.

• Офисное здание (№ 34). Двухэтажное с бельведером кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Офисное здание (№ 36/16). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

Жилые дома:

5 этажей (№ 7, стр. 1). На 1-м этаже – медцентр.

Построен до 1917 года. 

Здесь в 1929-48 годах жил и работал скульптор, педагог и деятель детского движения Иннокентий Жуков (1875-1948). 

3 этажа (№ 12/6, начало 20 века).

6 этажей (№ 13, начало 20 века). Надстроен двумя этажами в советское время.

6 этажей (№ 17, стр. 1, 1а и 1б, 1950-е годы постройки). Кирпичные.

4 этажа (№ 20, стр. 1 и 2, начало 20 века). Дом № 20, стр. 1 реконструирован в 1992 году. От первоначального здания остались лишь стены и фундамент. Некоторые оконные проёмы заложены или частично заложены, другие напротив растёсаны. Выполнены балконы по металлическим балкам. Перекрытия заменены на монолитные железобетонные, установлены внутренние кирпичные колонны, крыша выполнена плоской железобетонной по железобетонным балкам (главные металлические обетонированные) с надстройкой стен в уровне чердака из крупных блоков. В стр. 1 – Всероссийское объединение болельщиков.

4 этажа (№ 20, стр. 4, конец 19 века).

5 этажей (№ 24, стр. 7, 1931 год постройки).

2 этажа (№ 29, стр. 2, 2001 год постройки).

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Марксистская» пешком через Таганскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий