среда, 26 октября 2016 г.

улица Сергия Радонежского

Расположение:

Улица проходит по Таганскому району (ЦАО) от Андроньевской площади до площади Рогожская Застава и бульвара Энтузиастов. 

Недалеко – река Яуза и железная дорога Нижегородского направления (у платформы Серп и Молот)

Метро «Площадь Ильича» (конец улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по трем-четырем полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; с одной стороны на многих участках полосы газонов с деревьями и декор. оградами между тротуаром и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

До 1923 года – Воронья улица (по располагавшейся здесь в 17-18 веках Вороньей слободе Андроникова монастыря).

В 1923 — 1992 годах — Тулинская улица (по одному из литературных псевдонимов Владимира Ленина — К. Тулин).

Улица названа в 1992 году в честь православного святого, преподобного Сергия Радонежского, по находящейся поблизости церкви преподобного Сергия Радонежского, и Андроникову монастырю, основанному учеником преподобного Сергия — Андроником.

Нежилые объекты:

М Метро «Площадь Ильича» (конец улицы; выход в город со станции один (с другой стороны — глухой торец) и осуществляется через подземный вестибюль на площадь Рогожской заставы, бульвар Энтузиастов, к железнодорожной платформе Серп и Молот Нижегородского направления (через небольшой сквер) и на улицу Рогожский Вал; Калининская линия; открыта 30 декабря 1979 года ; названа по площади Ильича, на которую эта станция выходит (просто сейчас она называется площадь Рогожская застава, а в советское время, когда и построили это метро — это была площадь Ильича); в начале 1990-х годов хотели переименовать эту станцию в «Рогожскую» или в «Рогожскую Заставу», что было бы несомненно логично, учитывая смену названия площади, на которую она выводит, а также смену государственной идеологии (теперь же название станции у многих вызывает улыбку и непонимание, о каком конкретно Ильиче идет речь, ведь отчество Ильич у нас весьма распространено); глубокая (глубина — 46 метров); в центре зала находится переход на станцию «Римская» Люблинско-Дмитровской линии; входы-выходы и пересадка осуществляются по лестницам и эскалаторам; наземных вестибюлей у этой станции нет; вместо колонн на станции установлены массивные кубы-пилоны, которые облицованы коричневым гранитом, а их цоколи — лабрадоритом; пол выложен серым, черным и красным гранитом, а путевые стены облицованы серым мрамором; на торцевой стене станции находится бюст В. Ленина на фоне белой книги, что показывает, в честь какого Ильича названа эта станция; кроме того, сама общая отделка станции создана в революционно-мавзолейном красном стиле (пилоны, полы, низкие своды); наконец, на путевых стенах есть металлические изображения серпа и молота (так что тематика станции явно — революционно-ленинская, идеологическая); скамеек для отдыха мало — и находятся они только в начале и конце платформы.

• Офисы (№ 1, стр. 1). Трёх-пятиэтажное здание, построенное в 2002 году. 

В основе жилой дом конца 18 – 2-й половины – 19 вв. 

Вячеслав Починалин, гендиректор и основной владелец компании «Монолит», добился получения в собственность бизнес-центра, возведенного на месте разрушенной им же исторической усадьбы купца Тарасова. Соответствующее решение принял Высший арбитражный суд (ВАС). 

Созданный прецедент открывает возможности и другим компаниям, осуществлявшим популярную в 1990-е реконструкцию памятников путем их сноса, получать в собственность построенную на тех же местах недвижимость. 

В 1994 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков передал компании «Монолит» Вячеслава Починалина усадьбу купца Тарасова — памятник русского зодчества в начале улицы Сергия Радонежского. Охранно-арендный договор между москов¬ским правительством и «Монолитом» обязывал компанию осуществить ремонтно-реставрационные работы за свой счет. Но через полтора года московский градо¬начальник посчитал, что здание слишком ветхое для реставрации, и разрешил разобрать его, чтобы впоследствии восстановить. По словам эксперта Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), пожелавшего остаться неназванным, многие его коллеги тогда были не согласны с решением мэра и обращались в московскую прокуратуру, требуя остановить снос памятника, однако это не помогло. 

На месте усадьбы был по¬строен бизнес-центр «Радонежский» класса В общей площадью около 17,5 тыс. кв. м (без учета подземной парковки). Отдельные фасады напоминают об утраченной усадьбе Тарасовых, но конструктивно это уже совсем другое здание. 

Подобная практика была широко распространена в 1990-х годах, рассказывает эксперт ВООПИиК. 

Большинство исторических объектов находилось в аварийном состоянии — износ составлял более 90%, а реставрация обходилась существенно дороже, чем новодел. По словам управляющего партнера юридической фирмы TaxArt Group Александра Масгутова, «Монолит» не нарушал закон. Тогдашнее законодательство не требовало получать новое разрешение на строительство, если до сноса памятника уже было выдано одно с формулировкой «для реконструкции». Снос памятников и последующее строительство на этом месте — с правовой точки зрения это реконструкция, подчеркивает эксперт. Сдав бизнес-центр в эксплуатацию, в 2010 году «Монолит» обратился в Арбитражный суд с требованием признать право собственности на вновь возведенное здание. Компания г-на Починалина честно признала, что историческое здание на месте офисов было снесено, в связи с чем право Москвы на этот объект было утрачено. А новое здание построено из материалов и за счет инвестора и, стало быть, должно принадлежать ему. Первые две инстанции отказали компании в иске, но Федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу «Монолита» удовлетворил. Руководитель департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский обратился в ВАС. Он указал, что земельный участок, на котором расположено здание, предоставлялся «Монолиту» в аренду не для создания на нем нового объекта для себя, а чтобы воссоздать ранее существовавшее историческое здание. Однако президиум ВАС не внял этим доводам и оставил в силе решение в пользу компании Починалина. Решение ВАС соответствует законодательству, полагает Александр Масгутов. Если арендатор в ходе строительства нового здания получил все необходимые разрешения и осуществил строительство за свой счет, он вполне может претендовать на такой объект. Утрата исторических памятников — результат совместных усилий администрации Юрия Лужкова и близких к ней бизнесменов, признает поражение источник РБК daily в новом московском правительстве. К сожалению, далеко не во всех случаях можно добиться справедливости, разводит руками он. Усадьба купца Сергея Тарасова в Рогожской слободе включала главный дом с па-латами, флигель с палатами, дворовые службы — всего пять полностью сохранившихся строений 18-19 веков. 

Усадьба включена в знаменитые «Альбомы партикулярных строений» великого русского архитектора Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. 

Дом горел в 1812 году, однако наполеоновский пожар пережил.

• Продуктовый магазин (№ 2, стр. 3).
• Офисы (№ 5, стр. 1). Здание построено в 19 в. как жилой дом.

• Бывший доходный дом фабриканта Грязнова (№ 7, стр. 1, начало 20 века). 

Здание построено в 19 в., как жилой дом. 

Фасад в стиле модерн создан в 1908 году архитектором К. Кайзером по заказу фабриканта Константина Грязнова. 

В центре фасада можно видеть картуш с буквой «Г». 

В 1908 году, в самом центре Рогожской ямщицко-старообрядческой слободы, жители которой отличались своей строгостью и простотой, фабрикант К. Грязнов заказал архитектору К. Кайзеру (его авторству принадлежат также дома на Никитском бульваре,13 и на улице Щепкина, 18) переделку фасада своего дома, построенного в 19 веке. Автор воспользовался вошедшим тогда в моду стилем модерн. 

Фасад с характерными текучими линиями декора, большим выносом венчающего карниза, сложными формами кронштейнов, облицовкой керамической плиткой, украшен маскаронами - женскими головками, весьма распространенными в московском модерне. Однако, тут имеются свои отличия: несколько маскаронов изображены в виде суровых мужских лиц с густыми пышными усами, что по всей видимости может свидетельствовать о строгом патриархальном укладе жизни владельца дома. Также в центре фасада виден картуш с вензелем буквы «Г»- начальной буквой фамилии владельца. Кроме того, очень красиво оформлена въездная арка. Венчает здание достаточно симпатичное слуховое окно под крышей, служившие выходом на крышу, а также для освещения и проветривания чердачных помещений. 

Здание отреставрировано и сейчас тут находился банк «Пересвет». 

А. Швец подставил всех своих сотрудников своим исчезновением! У людей кредиты, ипотеки, он сбежал с деньгами заграницу. 

21.10.16 все руководство было заменено на "временное". В связи с его исчезновением все руководство одно из первых бросилось снимать свои вклады, тем самым дав толчок для паники клиентов, в связи чего и начался забор денег. Еще версия банкротства банка Пересвет - это "искусственное» банкротство. На место Пересвета метит Россельхозбанк. Банк не был замечен в криминале и в "отмывании средств". Именно "искусственное банкротство". Раздел банковской сферы. 

• Офисы (№ 7, стр. 5). В 2016 году реконструкция.

• Офисы (№ 9, стр. 1). Двухэтажный дом построен в 19 в. как жилой.

• Офисы (№ 9, стр. 5). В аварийном состоянии.

• Офисы (№ 11, стр. 1). Здание построено в 19 в. как жилой дом.

• Котельная «МОЭК» (№ 13/1).
• Офисы (№ 13, стр. 1). Двухэтажный дом, построенный в качестве жилого в 1802 г., перестроен в 1844 г. Архитектор А. Балашов.

Каменное двухэтажное здание было построено не позднее 1804 г. как главный дом усадьбы. К 1822 г. двухэтажный дом был надстроен мезонином. В 1844 г. на присоединенном участке с западной стороны к дому пристроили двухэтажное здание, автором проекта которого стал архитектор В. А. Балашов. Первый этаж вновь возведенного строения сдавался под магазины, а второй — под квартиры. В 1853 г. на первом этаже были растесаны большие витринные окна. С этого времени облик здания в целом не менялся, композиция и отделка его были достаточно лаконичны. Оно стояло на высоком цоколе. Фасад угловой части имел 11 прямоугольных оконных проемов на двух этажах. В западной части здания до растески насчитывалось семь оконных проемов на обоих этажах. Верхняя часть фасадов была увенчана штукатурным профильным наличником, в старой части — белокаменным профилем. Оформление уличных фасадов обоих зданий дополнял единый междуэтажный пояс.
В 1892 г. под наблюдением архитектора В. Н. Корнеева в доме со стороны улицы Прямикова увеличили дверной проем и два окна. Из одного окна сделали еще один дверной проем. Немного позднее еще несколько окон были переделаны в двери. После 1917 г. дом национализировали и второй этаж передали под коммунальные квартиры. В 2006 г. начались реставрационные работы. По сохранившимся следам был восстановлен кирпичный мезонин с арочным окном, акцентировавший ризалит, отреставрированы белокаменные сандрики над окнами ризалита второго этажа, сохранен межэтажный штукатурный карниз. Удалось отреставрировать два ряда белокаменного фриза XVIII в. и восстановить по существующему аналогу венчающий карниз с профилем.
• Офисы (№ 15-17, стр. 1). Двухэтажный кирпичный дом построен в 19 в. в качестве жилого.

• Офисы (№ 15-17, стр. 2). Трёхэтажное здание. 

Южный объём, выходящий на ул. Сергия Радонежского, построен в 19 в. как жилой дом. 

В 1882 году московский купец Р. Кёлер открыл в этом доме первую в России фабрику фармацевтических принадлежностей, ныне ОАО «Мосхимфармпрепараты» им. Н. Семашко 11 октября 1882 года московский купец первой гильдии Р. Кёлер открыл в Рогожской части Москвы на Вороньей улице (ныне улица Сергия Радонежского) в собственном доме фабрику фармацевтических принадлежностей. 

Эта фабрика стала первым в России промышленным предприятием по производству лекарственных средств и сыграла большую роль в становлении отечественной химико-фармацевтической промышленности. 

В журнале «Нива» (№ 49, 1900 г.) отмечалось, что историческая заслуга первого в России химико-фармацевтического предприятия Кёлера состоит «в водворении в России новой отрасли обрабатывающей промышленности – производства химических и фармацевтических препаратов с целью вытеснения с русских рынков однородных продуктов иностранного производства. Заслуга эта имеет многостороннее государственное значение». 

Начало XX века ознаменовалось ростом московской фармацевтической промышленности. Так, объединению «В.К. Феррейн» принадлежали два завода и лаборатории в Москве; фирме «Л. Столкинд и К» – завод на Воронцовской улице, производивший галеновые препараты (в дальнейшем приобретенный фирмой «К. Эрманс и К», занимавшейся производством фармацевтических, парфюмерных и хозяйственных товаров); был создан ряд других химико-фармацевтических производств в Москве. 

С началом военных действий 1914 года при поддержке Московского комитета содействия развитию фармацевтической промышленности (пред. А. Чичибабин) были организованы Московский алкалоидный завод и Московский салициловый завод. 

В апреле 1918 года был подписан декрет о национализации химико-фармацевтических предприятий, в соответствии с которым они становились государственными фармзаводами. 

В 1928–1932 годы заводы перепрофилировали и модернизировали, был прекращен выпуск парфюмерных и косметических изделий. 

В 1976 году в соответствии с приказом Министерства медицинской промышленности СССР было создано Московское производственное химико-фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты», в которое вошли пять московских заводов, история которых начинается с конца 19 – начала 20 века: фармацевтический завод имени Н. Семашко, Московский химико-фармацевтический завод № 1, московский химико-фармацевтический завод имени 8 Марта, московский алкалоидный завод, Московский салициловый завод. Производственное объединение выпускало более 150 наименований продукции. Лекарственные препараты экспортировались почти в сорок стран мира, среди которых Великобритания, Франция, Италия, Германия, Югославия, Венгрия, Болгария и многие другие. 

В 1982 году Министерство медицинской промышленности СССР одобрило ходатайство руководства объединения «Мосхимфармпрепараты» об изменении его названия к 100-летнему юбилею. 

В связи с тем, что одним из ведущих производств объединения «Мосхимфармпрепараты» считалось производство ампульных препаратов (бывший фармацевтический завод имени Н. Семашко), оно получило название «Московское производственное химико-фармацевтическое объединение им. Н. Семашко». 

В 2006 году путём акционирования федерального государственного унитарного предприятия «Московское производственное химико-фармацевтическое объединение им. Н. Семашко» было создано открытое акционерное общество.

• Офисы (№ 19, стр. 1). Построено в 19 веке как жилой дом. 2 этажа.

• Офисы (№ 21). Двухэтажный кирпичный дом построен в 19 в. в качестве жилого.

• Офисы (№ 23-25, стр. 1). Двухэтажный кирпичный дом построен в 19 в. в качестве жилого.

• Православная часовня «Проща» бывшего Спасо-Андроникова монастыря (№ 25). 

Старое название — часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице.

По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.

Часовня известна с 16 в. и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена «когда неведомо». 

Когда она сильно обветшала, решено было построить на ее месте новую. 

На средства купца В. Александрова архитектор А. Латков в 1889-1890 гг. и возвел эту часовню в память пятисотлетия со дня смерти святого Сергия.

Часовню закрыли в годы советской власти в 1929 году. Ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская.

В 1995 г. часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. 

Сейчас там совершаются богослужения. 

Часовня принадлежит Собору Спаса Нерукотвороного бывш. Андроньевского монастыря.


В 1365 году преподобный Сергий Радонежский, игумен Троице-Сергиевой обители отправился в Нижний Новгород с дипломатической, по сути, миссией. Цель его была примирить городецкого князя Бориса Константиновича, не по праву занявшего нижегородский стол, с его старшим братом Дмитрием. По дороге Сергий посетил Спасский (ныне Спасо Андроников) монастырь, игуменом которого был его ученик преп. Андроник. Пробыв некоторое время в обители преп. Сергий вновь отправился в путь, а Андроник с монастырской братией вышел проводить его. На месте прощания неподалёку от монастыря был установлен памятный деревянный крест, а через некоторое время – деревянная часовня, получившая, по русской традиции, название «Проща» (место прощания, разлуки). 
Точная дата строительства первой часовни не известна: в соответствии с синодальным отчетом 1722 года, построена она «когда неведомо». Возможно, уже в XVI веке на месте деревянной была установлена каменная часовня. Она закрывалась на несколько лет в петровские времена в соответствии с царским указом об упразднении московских часовен; но после смерти Петра I была возобновлена. В 1812 году часовня серьезно пострадала от пожара, но была восстановлена в прежнем виде.
Ныне существующее здание часовни было построено на месте прежней в 1889 году по проекту архитектора А.А. Латкова в русском стиле на средства купца В.А. Александрова. Часовню освятили в 1890 году. Несколько позже интерьеры были украшены росписями. До революции здесь хранились хоругви в честь «чудесного спасения Царской семьи у станции Борки». В память 500 летия блаженной кончины преп. Сергия Радонежского ежегодно проходил крестный ход из Спасо Андроникова монастыря к часовне.
После революции в 1929 году часовня была закрыта, обезглавлена, а само здание передано заводу «Серп и молот». Позже здесь был размещен винный магазин, а в последние десятилетия советского времени – мастерская по ремонту часов.
В 1995 году часовню вернули Православной Церкви. Она была отреставрирована, восстановлены шатровые главы. Спустя три года часовню освятили, и тогда же были возобновлены богослужения. 

• МФЦ (№ 27, стр. 1). Двухэтажный кирпичный дом построен в 19 в. в качестве жилого.

• МФЦ (№ 29-31, стр. 1). Двухэтажный кирпичный дом построен в середине 19 в. в качестве жилого. 

Перестроен в 1880-е гг.

• Офисы (№ 29-31, стр. 4). Двухэтажное здание, построенное в 1870 году.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 7-10, 18 и 22 этажа (1980-е годы постройки).

7-10 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 2). 1987 год постройки. Панельный. В пристройке – универсам «Дикси», ресторан «Топчан» и пр.

7-10 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 4). 1987 год постройки. Панельный. В пристройке – почта, сбербанк и пр.

7-10 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 6). 1988 год постройки. Панельный. В пристройке – банки.

7-10 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 8). 1988 год постройки. Панельный. В пристройке – продукты, аптека, банки и пр.

18 этажей (№ 10, кк. 1 и 2). 1985 год постройки. Панельные.

22 этажа (№ 12, к. 1). 1985 год постройки. Панельный.


18 этажей (№ 12, к. 2). 1985 год постройки. Панельный.

Достопримечательности:

Православная часовня «Проща» бывшего Спасо-Андроникова монастыря (№ 25).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Площадь Ильича» пешком.


Видео:




Состояние на 15.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий