четверг, 27 октября 2016 г.

улица Хамовнический Вал

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от Новодевичьей набережной Москвы-реки до Фрунзенской набережной Москвы-реки. 

Проходит параллельно окружной железной дороге и ТТК и рядом с ними. 

Пересекает Комсомольский проспект. 

Рядом – спорткомплекс «Лужники». 

Рядом – метро «Спортивная».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении); на участке от Комсомольского проспекта до Фрунзенской набережной – по две полосы в каждом направлении, разделенные широкой зеленой полосой с отбойниками. Тротуары – с 2-х сторон, реже с одной стороны; с одной стороны на некоторых участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 2, 2 км.

История:


До 1922 года – улица Хамовнический Камер-Коллежский Вал.


Улица названа в 1922 и снова в 1986 году по части бывшего Камер-Коллежского вала, которая находилась в местности Хамовники.

В 1925 – 1986 годах — улица Фрунзенский Вал (в честь революционера и военачальника Михаила Фрунзе, а также в связи с ее примыканием к Фрунзенской набережной).

Нежилые объекты:

М метро «Спортивная» (№ 36а; Сокольническая линия; открыта 1 мая 1957 года ; названа по расположенному рядом с ней спортивному комплексу «Лужники» (главной спортивной арене страны); станция имеет два выхода в город по эскалаторам через наземные вестибюли с колонными портиками, один из которых выводит на улицу Хамовнический Вал, а другой — на улицу 10-летия Октября; глубокая (глубина — 42 метра); станция пилонная — пилоны облицованы белым мрамором и лентами из зеленого мрамора сверху — на них прикреплены оригинальные светильники; путевые стены желтоватой и черной керамической плиткой; на полу — черный, серый и красный гранит в виде орнамента; освещается станция люстрами; скамеек для отдыха много и расположены они как со стороны станциооных путей, так и внутри станции; тема станции — спорт — выражена слабо: в виде металлических решеток с изображением олимпийских факелов и знамен; в южном наземном павильоне — на 2-м и 3-м этажах — находится музей московского метро; до 2015 года у станции было много торговых палаток, а со стороны стадиона — в 1990-е — 2000-е годы — огромный вещевой рынок).

• Железнодорожная платформа Воробьевы Горы МЦК.
Станция располагается близ левого берега Москвы-реки, стоит в центре бывшей Лужнецкой поймы. Исторически станция размещалась на территориях Хамовнического поля и бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю.
Первоначально станция предназначалась лишь для обмена вагонами с Московско-Брянской (Московско-Киевско-Воронежской) железной дорогой. Для управления работой примыкания соединительной ветви было использовано пассажирское здание остановочного пункта Потылиха, совмещенное с исполнительным постом, который получал команды о подготовке того или иного маршрута от дежурного по станции Воробьевы горы и в соответствии с ними переводил стрелки в ту или иную сторону.
Впоследствии, с развитием промышленности в Лужниках и Хамовниках, Воробьевы горы стали одной из крупнейших станций Окружной ж/д. Рядом с ней, на месте современного стадиона "Лужники", находились судоверфь и лесные склады, имевшие обширный парк подъездных путей. Напротив Андреевского монастыря находился военный завод "Союз", выпускавший авиационные двигатели и также имевший систему подъездных путей. В сторону центра города шли подъездные пути к заводам "Каучук" (по его трассе проходит современная улица Ефремова) и к фабрикам на Саввинской набережной, причем их подъездные пути начинались с внешней стороны станции, проходили под Краснолужским мостом кривой малого радиуса и шли между набережной и прудом у Новодевичьего монастыря. В 1956 году, даже раньше, чем главная станция Окружной – Лихоборы, Воробьевы горы получили систему электрической централизации стрелок и сигналов.
Расположение станции на низком берегу Москвы-реки вызвало необходимость в высокой искусственной насыпи для размещения на ней станционных зданий для защиты от наводнений. Это привело к необходимости строительства двухэтажного здания вокзала и размещения платформы с пассажирским дебаркадером консольной системы и пассажирскими залами на втором уровне. Для выхода к путям нужно было пройти по ажурному металлическому мостику с навесом – дебаркадеру.
Дебаркадер представляет собой пешеходный мост консольной системы. В современном оформлении на нем можно увидеть расположенные по контуру фонари. Однако они не оригинальные. Нынешние фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, и только после его демонтажа сохранившиеся столбы стали использовать как фонарные.
Крупное здание вокзала позволило совместить в нем практически все станционные постройки: жилые помещения для станционных служащих, контору начальника станции, телеграф, а также единственный на кольце буфет. Фасады здания симметричны до мельчайших деталей, кроме центральной части, на которой в связи с размещением дебаркадера пришлось отказаться от доминанты арочного окна.
В 1990-е годы всё путевое развитие станции сняли, оставив лишь два главных пути. Сегодня здесь находится эстакада ТТК.
• Юго-Западная транспортная прокуратура Московской области (№ 1; бывший вокзал станции Воробьевы горы окружной железной дороги, 1908 год постройки, с 1930 года закрыта для пассажиров в связи с прекращением пассажирского движения по окружной дороге).

• Центр педагогического мастерства (№ 6). Пятиэтажное типовое школьное здание.

Центр проведения олимпиад для школьников, кружков и семинаров по подготовке к олимпиадам. 

Ранее в этом здании находилась школа, затем – межшкольный учебный комбинат № 13. 

В 2012 году в здании размещается центр педагогического мастерства. 

• Детский сад № 1155: мини-школа (№ 10а). 
Здание было полностью разобрано и отстроено заново в 2008-2009 гг.
• Детский центр восстановительного лечения для детей (№ 12).

• Богословская семинария Российской объединенной методистской церкви (№ 24, стр. 2).

• Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа»: 3-й учебный корпус (№ 26). 
Бывшая школа № 168 с углублённым изучением испанского языка (до 2012 года).
• Офисы (№ 26а).

• Детский сад № 1515 (№ 28, стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание.

• Гостиница «Юность» 3* (№ 34; 1961 год постройки).

• Музей истории Московского метрополитена (№ 36а; в наземном вестибюле метро «Спортивная»).
Открылся в ноябре 1967 года стараниями энтузиастов - ветеранов труда метрополитена, по крупицам собиравших будущие экспонаты: документы, фотографии, образцы различной техники. При создании фондов были использованы материалы Управления метрополитена, Государственного архива кино- и фотодокументов, Российской государственной библиотеки, а также различное оборудование, снятое с эксплуатации. Многие документы и отдельные предметы были переданы в дар музею частными лицами.
Экспозиция построена так, чтобы максимально полно раскрыть историю создания метрополитена и его развития до настоящего времени. Уникальные экспонаты демонстрируют трудовой подвиг тех, кто создавал это инженерное и архитектурное чудо и обеспечивал его функционирование. В экспозиции представлены и другие тематические разделы: "Метрополитен в годы Великой Отечественной войны: транспорт и бомбоубежище", "Метрополитен как архитектурный памятник", "Содружество метрополитенов России, стран СНГ и других стран мира".

Дата открытия – 06.11.1967. Музей закрыт на реконструкцию.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 8, 9 и 11 этажей (1950-е – 1960-й годы постройки); 8 этажей (№ 36, 2009 год постройки).

11 этажей (№ 2). 1956 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – почта и сбербанк.

8 этажей (№ 4). 1957 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 8). 1960 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 10). 1959 год постройки. Кирпичный.

8 этажей (№ 14). 1958 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – продукты.

8 этажей (№ 16). 1958 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – студия красоты.

8 этажей (№ 18). 1958 год постройки. Блочный.

8 этажей (№ 24). 1958 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – дом быта, обувь, спортивная одежда и пр.

8 этажей (№ 28). 1958 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – студия ландшафтного дизайна, стоматология и пр.

8 этажей (№ 32). 1958 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – продукты, военная комендатура ЗАО, аптека и пр.


8 этажей (№ 36, 2009 год постройки). Монолитный. Жилой комплекс «Дом в Хамовниках» («Лужники-Хаус»).

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательность: 

Музей истории Московского метрополитена (№ 36а; в наземном вестибюле метро «Спортивная»).

Проезд:

От метро «Спортивная» пешком через улицы 10-летия Октября и Доватора (или Усачева); от метро «Смоленская» на автобусах №№ 64 и 132.


Видео:




Состояние на 24.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий