вторник, 4 октября 2016 г.

Вознесенский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому и Тверскому районам (ЦАО) от Большой Никитской улицы до Тверской улицы.

Описание:

Свободное движение автотранспорта по переулку запрещено, кроме спецтранспорта посольских домов и других организаций, расположенных в этом переулке. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 650 метров.

История:

Переулок назван в 17 веке по церкви Вознесения Господня, известной как Малое Вознесение, которая недалеко отсюда находится (на Большой Никитской улице) с 16 века.

Первоначально Вознесенским называлась часть переулка от Большой Никитской улицы до Успенского Вражка, пересекавшего переулок; вторая часть до Тверской улицы именовалась Новгородским переулком (по Новгородской слободе, где жили выходцы из Новгорода).

Делился Успенским вражком на две части, имевшие первоначально самостоятельные названия: у Большой Никитской улицы — Вознесенский переулок (по церкви «Малое Вознесение»), у Тверской улицы — Новгородский переулок (по Новгородской слободе). 

В конце 18 века – Большой Чернышевский переулок (здесь было владение московского губернатора Захара Чернышева; для него был построен дворец на углу Тверской улицы и Вознесенского переулка, который до 1917 года был резиденцией генерал-губернаторов Москвы, позже — здание Моссовета, ныне — мэрии Москвы).

В 1922-1992 годах — улица Станкевича (в честь русского поэта, главы московского литературно-философского кружка 1830-х годов Николая Станкевича (1813-1840), который жил в доме № 6 у своего брата).

В д. 6 (середина 18 в., перестроен в 1853 г.) жили Сумароковы, затем Е. Баратынский, А. Станкевич (брат Н. Станкевича), в 1926—59 гг. архитектор И. Жолтовский. В д. 10, построенном после пожара 1812 г. в усадьбе Оболенских, воспитывались братья А. и В. Дуровы. На участке д. 9 (сохранились два здания 1820-х гг.) находилась усадьба князя П. Вяземского, у которого бывал А. Пушкин; в его доме А. Грибоедов читал «Горе от ума». В д. 7 с 1886 г. находилась редакция газеты «Русские ведомости», а с 1920-х гг. — газета «Гудок», при типографии которой жил И. Ильф. На доме установлена мемориальная доска в память сотрудников газеты, погибших на фронте в Великую Отечественную войну. 

Среди застройки конца 19 — начала 20 вв. выделяется главная вертикаль переулка — «готическая» Англиканская церковь Апостола Андрея (1882), на месте бывшей усадьбы Колычевых, с 1814 г. арендуемой англиканской общиной.

В конце 18 века – Большой Чернышевский переулок (здесь было владение московского губернатора Захара Чернышева; для него был построен дворец на углу Тверской улицы и Вознесенского переулка, который до 1917 года был резиденцией генерал-губернаторов Москвы, позже — здание Моссовета, ныне — мэрии Москвы).

В 1922-1992 годах — улица Станкевича (в честь русского поэта, главы московского литературно-философского кружка 1830-х годов Николая Станкевича (1813-1840), который жил в доме № 6 у своего брата).

В доме № 20, строение 4 в 1980-х – 1990-х годах находилась редакция журнала «Архитектура и строительство Москвы». Этот журнал был основан в 1952 году под названием «Строительство и архитектура Москвы» как орган Мосгорисполкома (в 1991—94 годах не выходил). В 1995 году возобновлен под современным названием (учредители: правительство Москвы и редакция «Московского журнала»). Главным редактором была Анна Грушина. Выходил 1 раз в 2 месяца. Тираж – около 5000 экз. Освещал проблемы градостроительной политики, жилищного строительства, экологии, новые архитектурные проекты и др. Имел рубрики: Строительство. Архитектура; Строительство в особых условиях; Районная планировка. Градостроительство; Благоустройство населенных мест. Зеленое строительство. Потом редакция переехала на Николоямскую ул., 45, строение 1. Судя по всему, в 2011 или 2012 году журнал перестал выходить. Теперь выходит журнал «Архитектура и строительство России».

В 2016 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Гостиница «Коуртъярд Марриотт Москва Центр» 4* (№ 3–7).

Построена в 2004 году на месте дома 19 в., которым владел князь В. Черкасский. 

В советское время здесь находились редакция и типография газеты «Гудок». 

В 1923 г. в общежитии при типографии получил комнату И. Ильф, вместе с ним жил Ю. Олеша.

В доме № 3 по Вознесенскому переулку до большевистского переворота помещался 4-й городской бесплатный родильный приют. Их в Москве насчитывалось шесть, остальные принадлежали частным лицам и, как правило, были платными.

Дом № 7 принадлежал известному общественному деятелю князю В. Черкасскому. Князь Черкасский в глазах москвичей окружен был некоторым ореолом благодаря своей деятельности по крестьянской реформе. Раз в неделю у Черкасских были „разговорные" вечера, и на эти вечера собирался цвет московской интеллигенции, преимущественно славянофильского направления, и беседы почти всегда носили ярко критический характер по отношению к деятельности правительства и отдельных его членов.

В 1886 г. дом был приобретен газетой "Русские ведомости", редакция и типография которой помещались здесь до 1918 г. 
В советское время тут находятся типография и редакция газеты "Гудок".

Евгений Петров рассказывал: «нужно было иметь большое воображение и большой опыт по части ночевок в коридоре у знакомых, чтобы назвать комнатой это ничтожное количество квадратных сантиметров, ограниченных половинкой окна и тремя перегородками из чистейшей фанеры. Там помещался матрац на четырех кирпичах и стул. Потом, когда Ильф женился, ко всему этому был добавлен еще и примус.
Раньше на месте этого здания, прямо напротив школы, была хоккейная коробка, школе же и принадлежавшая. В тёплое время года дети играли в футбол. На вокруг началась стройка, старое здание газеты "Гудок" снесли, а на поле стояла строительная техника. Директриса школы обещала, что когда на месте снесённого гудка построят гостиницу, то площадку освободят и даже обустроят и станет она лучше прежней. Как теперь видно площадку никто не отдал, а на её месте построили один из корпусов гостиницы. Здание, начиная со второго этажа, даже нависает над землёй.

• Компания «Winncom Technologies Россия» (№ 4). Один из ведущих поставщиков комплексных телекоммуникационных решений для операторов связи, государственных и корпоративных клиентов.

Здание построено в 1875 году как жилой дом, перестраивалось в 1884 г., 1930 г.

• Бывший дом А. Станкевича, брата Н. Станкевича (№ 6/3; 18 век; здесь родился поэт и драматург А. Сумароков, жил Е. Баратынский, у которого бывали А. Пушкин, П. Вяземский, Д. Давыдов; в начале 20 века жил микробиолог Г. Габричевский; в 1923-1959 годах – архитектор И. Жолтовский – мемориальная доска). Про Сумарокова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_361.html. Про Баратынского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_707.html.

Уже в 1760-х гг. в центре участка стоял нынешний каменный дом. Он был приобретён в ноябре 1808 г. Екатериной Энгельгардт, женой генерал-майора Льва Энгельгардта, сподвижника Потёмкина, Румянцева-Задунайского и Суворова. 

На дочери Энгельгардта Анастасии женился Е. Баратынский. Венчание происходило 6 июня 1826 г. в церкви Харитония, в приходе которой он жил тогда. Молодые вскоре переехали в нанятую квартиру в доме Малова (№ 14) в Столешниковом пер., но позднее они жили здесь, в Большом Чернышевском пер.

В 1836 г. Баратынские переехали в купленную ими усадьбу на Спиридоновке, но этот дом не перестаёт быть связанным с деятелями культуры. В нём поселился брат поэта и философа Н. Станкевича, биограф Т. Грановского, писатель и общественный деятель Александр Станкевич (его фамилией "по ошибке" был назван в 1922 г. Большой Чернышевский переулок – московские власти думали, что они называют его в честь Николая Станкевича, прогрессивного литератора, главы литературного кружка). Известный философ и историк, друг дома Б. Чичерин, часто бывавший в этом доме, вспоминал, что при его содействии у Станкевича составилась небольшая, но хорошая картинная галерея, где были произведения Гвидо Рени, Гверчино, Беллини, голландских мастеров. Здесь собирался интеллектуальный кружок, в который входили Н. Кетчер, С. Соловьёв, И. Бабст, И. Забелин, В. Боткин, К. Кавелин. Собирался избранный кружок людей более или менее одинакового направления, обменивались мыслями, толковали обо всех вопросах дня. С одинаковыми чувствами приветствовали новую эру и вместе сокрушались о последующем упадке литературы и общества. Одинаково возмущала и холуйствующая наглость Каткова и легкомысленный задор социал-демократов. После концертов в Консерватории участники их часто встречались в доме Станкевича. Как-то за ужином собрались музыканты, в числе которых были Н. Рубинштейн, П. Чайковский, певица Дезире Арто. Во время ужина с энтузиазмом прозвучал тост, обращённый к Петру и Арто - «за жениха и невесту!» Предполагаемый брак, однако, не состоялся.

Здесь жили в начале 1840-х гг. хирург Ф. Иноземцев, в 1850-х гг. И. Сеченов, тогда студент университета, с середины 1890-х гг. до кончины в 1907 г. микробиолог и общественный деятель Г. Габричевский, а в 1920-50-х партийный и государственный деятель В. Антонов-Саратовский; в 1920-59 гг. в доме помещался читальный зал Центрального государственного исторического архива города Москвы, переехавший в 1977 г. в новое здание на Профсоюзной ул. Про Иноземцева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_715.html.

В советское время в этом доме находилась мастерская архитектора И. Жолтовского. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_127.html.

Дом в Большом Чернышевском пер. сохранился в «одежде», данной ему в 1853 г. (эта дата изображена на аттике), но построен он был, вероятно, в середине 18 в.

• Англиканская церковь святого апостола Андрея (№ 8/5, стр. 3), дом капеллана собора святого Андрея (№ 8/5, стр. 1) и служебная постройка собора (№ 8/5, стр. 5). 
Это единственный английский собор в Москве. Здесь совершаются службы только на английском языке, которые может посетить любой желающий. Церковь выполнена в стиле викторианской готики по замыслу архитектора Ричарда Нила Фримена. До сих пор он считается одним из лучших шедевром мастера.

Здание было построено на месте старой часовни в 1882 году. Осветили ее в честь покровителя Шотландии Апостола Святого Андрея. Ведь шотландцы считались самыми уважаемыми и богатыми представителями общины англичан в Москве. Возвести более объемную по масштабам церковь было решено из-за роста британской общины.
Спустя несколько лет рядом с собором построили двухэтажный дом для священника. На одной из боковых стен там была помещена надпись на английском языке, в переводе обозначающая: «Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 года от Рождества Христова». В церкви довольно часто проходили общественные собрания. Также там располагалась библиотека и читальный зал. В период Первой мировой войны в соборе находился госпиталь для раненных, которым активно помогали прихожане. В начале 20-х годов по приказу советских властей ее было решено закрыть. Потом здание передали официальному представителю Финляндии на территории РСФСР, затем в соборе располагались общежитие и склады. С 1960 года здесь была студия записи грампластинок «Мелодия».
После распада СССР в соборе вновь было разрешено проводить службы. В 1994 году во время визита Королевы Великобритании Елизаветы II Борис Ельцин вернул здание английской общине.

Англиканская церковь построена в 1882 (архитектор Р. Фримен) на месте старинного здания, принадлежавшего в 18 в. Колычевым, а с 1814 г. использовавшегося англиканской общиной в Москве. В оформлении крупного базиликального здания умело использованы формы неоготики — ажурные стрельчатые окна, пилоны-контрфорсы, пинакли, завершающие высокую четырехгранную башню, примыкающую к северо-западном углу храма, «готический» перспективный портал и др. В сходном стиле оформлен построенный тогда же и расположенный в северо-восточном углу церковного участка дом, в котором располагались благотворительные учреждения англиканской общины. 
Церковь закрыта в 1920 г., с 1932 г. в ней располагалась Всесоюзная студия грамзаписи (затем фирма «Мелодия»). 
С 1992 г. вновь регулярно проводятся англиканские службы.

В Вознесенском переулке на фоне невысоких зданий ярко смотрится выполненная из красного кирпича стройная башня с вытянутыми готическими окнами и остроконечными завершениями на углах. Здесь можно беспрепятственно окунуться в атмосферу Англии, которая царит в этих стенах уже много лет. Несмотря на весьма продолжительную историю русско-английских связей, начавшихся ещё в середине XVI века с экспедиции мореплавателя Ричарда Ченслера, жившие в Москве выходцы с Туманного Альбиона долгие годы не имели собственного церковного здания. Живя вместе с другими уроженцами Западной Европы за пределами города, в Немецкой слободе, англичане использовали помещение реформатской церкви, в которой для них была выделена комната. После пожара 1812 года община перебралась ближе к центру, наняв на углу Тверской и Малого Гнездниковского дом княгини Анны Михайловны Голицыной. Но уже в 1829 году у наследников гвардии прапорщика Наумова в Вознесенском переулке близ Большой Никитской улицы был приобретён участок с домом, который после перестройки превратился в англиканскую часовню. Однако в конце 1870-х годов в связи с существенным увеличением британской колонии в Москве было решено построить полноценный храм, способный вместить всех членов общины. Проект заказали английскому архитектору Ричарду Нилу Фриману, но он в Россию даже не приехал, просто прислал один из своих типовых проектов церкви в стиле викторианской готики. Практическое воплощение задуманного англичанином оказалось поручено московскому архитектору Б.В. Фрейденбергу. Возведение началось в 1882 году и всего через два года было завершено. В январе 1885 года Москву посетил англиканский епископ Титкомб, освятивший новую церковь и давший ей имя святого Андрея – покровителя Шотландии. Это было символично: с одной стороны, шотландцы составляли немалую часть британской колонии в Москве (настоятель церкви, Гарри Бернард, тоже принадлежал к ним), а с другой, главный орден Российской империи был назван в честь святого Андрея Первозванного. Кроме того, морской флот России и тогда, и сейчас в качестве флага использует изображение Андреевского креста. Здание представляет собой однонефную псевдоготическую базилику с башней из красного кирпича, увенчанной четырьмя маленькими остроконечными башенками. В башне не было колоколов, поэтому она использовалась как приходская библиотека, архив, а также хранилище ценностей, для чего в ней располагались сейфы. Вход в церковь украшают две терракотовые фигурки ангелов, держащих в руках чертополох – её один шотландский символ. По некоторым данным, эти элементы специально привезли из Англии. Чуть позже, в 1894 году, ансамбль владений англиканской общины дополнился каменной оградой с небольшими щитами, несущими английский и шотландский кресты, а также домом пастора. Последний появился на средства Джейн МакГилл – представительницы известной в Москве шотландской фамилии, в чьём владении были цементный, механический и чугуннолитейный заводы. Строительство дома пастора было памятником Джейн МакГилл её покойному мужу Роберту – соответствующая надпись на английском языке и сегодня украшает дом. Над памятной табличкой красуется стилизованный четверочастный герб с символами составных частей Соединённого Королевства (роза – Англия, чертополох – Шотландия, клевер – Ирландия), а также Георгием Победоносцем – гербом Москвы. Именно в Вознесенском переулке Джейн МакГилл нашла своё последнее земное пристанище: зимой 1918 года новая власть выгнала её из собственного дома на Спиридоновке, после чего прихожане общины приютили свою благодетельницу в доме пастора Андреевской церкви. Однако вдова МакГилл не смогла пережить шок от выселения и очень скоро умерла.
Во время боёв в Москве в октябре-ноябре 1917 года Андреевская церковь оказалась в эпицентре событий: большевики брали соседнее здание дома генерал-губернатора и использовали церковную башню для пулемётных обстрелов. Настоятель церкви позднее вспоминал, что после окончания боёв во дворе были лужи крови, а земля оказалась покрыта гильзами. Ценности из сейфов в башне вскоре изъяли. Последним событием в жизни общины стало состоявшееся 11 апреля 1920 года бракосочетание прихожан Андреевской церкви Фрэнка Альберта Уэйла и Елены Балаковой – на этом записи в её документах обрываются. После прекращения служб здание стало использоваться в качестве жилья, потом здесь расположились различные конторы, пока в 1960-х годах просторное помещение не было передано всесоюзной фирме «Мелодия» – многие знаменитые грампластинки записывались именно здесь. В ХХ веке храм понёс потери: так, во время Великой Отечественной войны в результате немецких авианалётов оказались полностью утрачены витражи. Отсутствуют росписи, исторический орган. В то же время сохранился уникальный деревянный потолок с псевдоготическими прорезями, и сегодня создающий в церкви хорошую акустику. В «завуалированном» обличье англиканская церковь святого Андрея мелькает на страницах романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: в нём нет ни слова про храм, башня превратилась в «посольство крохотной державы», но её расположение напротив «общежития имени монаха Бертольда Шварца», списанного с реально существовавшего в Вознесенском переулке общежития, не оставляет никаких сомнений. Возрождение богослужений в церкви святого Андрея началось в 1991 году: первая служба состоялась 14 июля, а уже через два года сюда был назначен постоянный священник. Вскоре после визита Королевы Великобритании Елизаветы II в Москву здание оказалось полностью передано новой англиканской общине. Сегодня здесь каждое воскресенье проводятся богослужения на английском языке, также организуются органные концерты.

– Стр. 1. В 1894 г. рядом с входом на церковный участок Б. В Фрейденберг построил небольшое двухэтажное строение для настоятеля церкви на средства Джейн Мак-Гилл в память ее мужа, владельца чугунолитейной фабрики Роберта Мак-Гилла, о чем и повествует памятная доска на стене этого здания: «Built for St Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894» («Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 г. от Рождества Христова»).

– Стр. 3. Англиканская епископальная церковь в России ведёт свое начало с 1553 г., когда Иван Грозный разрешил первой в России альтернативной христианской церкви проводить службы для английских торговцев. В 1884 г. на месте существовавшей с 1827 г. англиканской часовни был возведён собор Святого Андрея (архитектор Р. Фриман), а немного позже — дом пастора (архитектор Б. Фрейденберг). 
После революции здание собора было экспроприировано государством.  С 1960 г. там находилась звукозаписывающая студия фирмы «Мелодия». С 1991 г. в соборе вновь начали проводиться службы, но здания полностью вернули англиканской церкви только в 1998 г. Каждый четверг в 19:30 в соборе проводятся концерты классической музыки, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.
Краснокирпичное сооружение, единственное в Москве в стиле поздней английской псевдоготики. Многие английские путешественники, посещавшие Москву, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта церковь - они как будто попадали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок, так характерна для него была церковь св. Андрея, построенная здесь в 1882 г.

До пожара 1812 г. англичане пользовались реформатской церковью в Немецкой слободе; после того, как она сгорела, они решили открыть собственную церковь, наняв для нее в 1825 г. дом Прозоровского на Тверской (на месте современного дома № 15), а в 1828 г. купили отдельный участок здесь, в Большом Чернышевском переулке. На нем у гвардии прапорщика Наумова стоял большой старинный каменный дом, построенный, вероятно, предыдущими владельцами Колычевыми.

Постепенно помещение церкви или, как она официально называлась, "британской часовни", перестало вмещать всех прихожан, членов разросшейся колонии. Было решено строить на пожертвования новое обширное здание, проект которого был заказан английскому архитектору Ричарду Фримену, известному в Ливерпуле своими проектами школ, частных домов и церквей.

Здание церкви строилось в 1882–1884 гг., вероятно, под непосредственным руководством московского архитектора Б. Фрейденберга. Официальная церемония освящения происходила 13 января 1885 г. во имя св. апостола Андрея, первосвятителя Шотландии, что было вполне естественным, ведь подавляющее большинство британской колонии в Москве составляли шотландцы.

Как обычно, церковь была не только местом отправления религиозных обрядов, но и своеобразным клубом, культурным центром всей британской колонии. Там находились и библиотека, и комната для собраний, помещение для архива, и там даже хранились ценности членов колонии. Наверху башни устроили бронированную комнату-сейф, содержимое которой бесследно пропало впоследствии во время Октябрьского переворота: настоятель церкви сообщал в Лондон, что его посетили представители новых властей и увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей. Во время боев в октябре 1917 г. войска законного правительства наступали по Большому Чернышевскому и Брюсовому переулкам по направлению к Моссовету. Большевики поставили пулемет на самом высоком здании - колокольне церкви св. Андрея, пытаясь помешать их продвижению, но были выбиты оттуда 29 октября 1917 г.

В советское время церковь, конечно, закрыли, и только недавно – 14 июля 1991 г. – в ней возобновились религиозные службы. 
Последнее время в ней находилась фирма "Мелодия", занимающаяся записью и выпуском грампластинок – акустика церковного зала была оценена по достоинству, в нем записывались все ведущие музыканты. В главном зале была т. н. "Большая" студия, на 2-м этаже – "Малая" и комплекс реставрации архивных фонограмм, в полуподвале - монтажные аппаратные, а в колокольне – фонотека. Пасторский дом занимали редакции, бухгалтерия и там же находился зал прослушивания, где проходили худсоветы.
Королева Елизавета, когда приезжала в 1994, посещала это здание.

• Бывший дом Петра Вяземского (№ 9, стр. 4; в 1830 году здесь жил А. Пушкин, бывал А. Грибоедов).

• Театр на Красной Пресне («Около Дома Станиславского») (№ 9а или 9, стр. 3). 

В мае 1821 г. управитель князя П. Вяземского, поэта и писателя, друга А. Пушкина, из сбереженных доходов купил князю место в Чернышевском переулке и выстроил дом каменный. Тогда он был двухэтажным, а третий этаж появился в 1895 г. Участок, приобретенный управителем, был очень мал – «не более твоего кабинета».

П. Вяземский в течение многих лет находился в центре московской литературной жизни, активно участвовал в издании одного из лучших журналов того времени – «Московского телеграфа», хорошо знал всех крупных представителей искусства и литературы. В его доме бывал А. Грибоедов, читавший здесь «Горе от ума». Хозяин дома и Грибоедов вместе написали для артистки Львовой-Синецкой водевиль «Кто брат, кто сестра», впервые поставленный в январе 1824 г.

Первые посещения Пушкиным дома Вяземского относятся к осени 1826 г. Тогда А. Пушкина в сопровождении фельдъегеря привезли в Москву из михайловской ссылки, и одним из первых, кого поэт посетил, был его давний друг Вяземский. В этом доме состоялось чтение трагедии «Борис Годунов». В правом здании А. Пушкин, возможно, останавливался в свой приезд из Петербурга в Москву в августе 1830 г. Он прожил здесь до начала сентября, уехав отсюда в Болдино. 
П. Вяземский продал этот участок в 1845 г., когда покинул Москву и переехал в Петербург, добившись назначения на государственную службу. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_494.html.

Этот же участок связан и с жизнью Ф. Шаляпина. Дочь его вспоминала: «Мы жили в Чернышевском переулке, в доме, что напротив англиканской церкви. По рассказам матери знаю, что здесь я родилась, и что почти накануне моего рождения 8 февраля собрались гости: С. Рахманинов, В. Серов, К. Коровин, В. Ключевский и др.». 
В 1920-х гг. здесь жил психолог и философ Г. Челланов. Этот театр возник в 1970 г. как любительская драматическая студия под руководством В. Спесивцева.  В 1975 г. театр с окраины Москвы переехал в Вознесенский переулок, в особняк середины 19 в.  В 1987 г., после ухода Спесивцева, художественным руководителем театра стал Ю. Погребничко. Его режиссёрская индивидуальность определила новое направление театра. Спектакли Погребничко объединяются способностью режиссёра любую, даже классическую пьесу сыграть как будто впервые, облекая каждое авторское слово и актёрское действие в зримый и неожиданный сценический трюк. Среди постановок: «Нужна трагическая актриса» (по пьесе А. Островского «Лес», 1988), «Я играю на танцах и похоронах» (по пьесе А. Вампилова «Старший сын», 1988), «Три сестры» А. Чехова (1990), «Когда я творил, я видел перед собою только Пушкина» (по пьесе Н. Гоголя «Женитьба», 1992), «Вот тебе и театр... и дальше пустое пространство» (по пьесе Чехова «Чайка», 1993), «Три мушкетёра» (по мотивам одноименного романа А. Дюма, 1994). В труппе театра: Н. Алексеев, А. Зотов, Л. Загорская, Н. Крупинова, А. Никульников, В. Прохоров, Н. Рожкова, Е.А. Слюсарева и др. В 1992 г. театр получил статус государственного. В ночь с 17 на 18 ноября 2004 года в центре Москвы в Вознесенском переулке, между мэрией и консерваторией, сгорел Театр «Около дома Станиславского». В районе шла полномасштабная реконструкция, театр со всех сторон обступили особняки, рядом с которыми он казался заморышем, гадким утенком. Но до поры до времени он вроде бы никому не мешал. Потом, видно, стал раздражать: у театра «оттяпали» несколько вспомогательных служб в полуподвале и построили впритык со стеной малого зала новый дом. Дирекции театра стали поступать предложения о возможном перебазировании в менее престижный район. А потом его вообще сожгли — факт умышленного поджога был подтвержден экспертизой.

• Дирекция гаражного строительства (№ 11, стр. 1; оператор единого парковочного пространства Москвы, а также застройщик гаражей по программе «Народный гараж»). 

На этом месте находились доходный дом и особняк С. Сибирякова (построен в 1909 г., архитектор В. Мясников), снесённые в 2001 г.

Семиэтажное административное здание. Построено в 2005 году. 

• Управление информатизации города Москвы (№ 12, стр. 3; бывший доходный дом князей Оболенских 19 – начала 20 веков). 

Здание входит в ансамбль доходных домов с ценными интерьерами, конца 19 — начала 20 вв.

В начале 19 в. участок принадлежал Оболенским. 

В 1870-х гг. часть этого владения (№ 12) принадлежала юристу, или, как они тогда назывались, присяжному стряпчему Н. Захарову, имевшему большую практику, человеку образованному, умному, знакомому со многими артистами и литераторами. У него воспитывались будущие знаменитые цирковые артисты, братья Анатолий и Владимир Дуровы. Анатолий вспоминал, как в сарае позади участка сделали трапеции, протянули канаты, и он стал заниматься акробатикой. На карманные деньги, выдаваемые ему крёстным отцом, он нанял учителя, который являлся на занятия с большим хлыстом. Однако его вскоре выгнали, заметив непедагогические приёмы воспитания, но Анатолий, наняв другого, сам купил ему хлыст „...с просьбой не жалеть меня и при моей невнимательности или неисправности хлестать без всякого стеснения”, - писал ученик-энтузиаст. Это здание, очевидец первых шагов Дуровых в цирковом искусстве, сохранилось – оно составляет нижние два этажа трёхэтажного дома под № 12.

• Гостевой дом посольства Азербайджана (№ 15; 1885 год постройки; бывший доходный дом). Архитектор А. Эрихсон. 

С пристройками 1970-80-х гг.

• Гостевой дом посольства Украины (№ 17/18, стр. 4; 1909 год постройки; бывший доходный дом графини П. Уваровой). Архитектор И. Машков. 

Впоследствии надстроен.

• Нежилое здание (№ 18). Двухэтажное кирпичное.
Усадьба Засекиной.

В 1790-е годы в Вознесенском переулке, по соседству с палатами Полибиных (№20), появилось «дворянское гнездо» – небольшой классический особняк с четырехколонным портиком и двумя симметричными флигелями. Первое его изображение на плане относится к 1802 году, а от 1812-го сохранился интересный документ: свидетельство о нарядной жизни, некогда проистекавшей в этих стенах. 
Хозяйка усадьбы княгиня Засекина жаловалась губернатору, что в пожаре 1812 года в ее доме погибло «множество ценных вещей и среди них бронзовые жирандоли о пяти свечах, круглые шандалы с винтами, бронзовые вызолоченные подсвечники и чернильницы с тазиком, хитрые турецкие котлы с крышками и затейливые формы для мороженого».
Во второй половине XIX века благородные дворянские усадьбы, прибираемые к рукам купцами, постепенно стали перестраиваться под доходное жилье. В бывшем особняке княгини Засекиной также началась новая жизнь. В 1881 году здесь поселился будущий композитор С.Н. Василенко, который впоследствии вспоминал о своей жизни в доме, «в котором прежде помещалась масонская ложа…»: «Необычайная симметрия всех частей и какие-то башенные закругления по бокам дома и обоих флигелей придавали ему вид средневекового замка».
Уже через год после приобретения отец Василенко собрался надстраивать и расширять старый особняк, при этом предполагалось снести портик и по-новому оформить фасад. Но в процессе работ проект изменили: оказалось, что «стены старого дома ненадежны для надстройки». Так что фасад главного дома был сохранен и лишь несколько осовременен, а новостройка заняла место одного из флигелей, заполнив пространство между домами 18 и 20.
В послереволюционные годы просторные залы здания были разбиты перегородками на более скромные помещения, однако своего благородства не утратили. В доме №18 проживала «звездная» супружеская пара - режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова.
Сегодня дом Засекиной (№18) еще стоит, он жилой. В 2000-х годах он попал в планы строительства второй очереди бизнес-центра «Усадьба-Центр», сосед – палаты Полибиных – именно из-за этого и были утрачены. Особняк Засекиной уцелел. В интерьерах еще несколько лет назад сохранялись парадная лестница конца XIX века с ограждением, украшенным головами грифонов. Цел был также интерьер центральной гостиной, сохранялись лепные карнизы и барельефы над дверями, изразцовая печь, и даже, пережившие перестройку дома «позднеампирные» двери в одном из помещений – большая редкость. Жители дома рассказывали, что над подвесным потолком правого крыла имеется купол, зашитый в 1930-х. 
Во дворе (за домом) сохранился двухэтажный служебный корпус конца XVIII века, напоминающий об исчезнувшем древнем переулке, на линию которого он выходил когда-то южным фасадом. Флигель, как и дворовые крылья главного дома, имеет полукруглый выступ. Изобилие этих странных «апсид» заставляет вспомнить легенду о масонской ложе, ведь известно, сколь неравнодушны были вольные каменщики к символике, заложенной в том числе и в планировку зданий. 


Дом составлен как бы из двух частей. Правая, с выделенным центром из четырех ионических полуколонн и рустованным первым этажом, появилась здесь, вероятно, в конце 18 в., а левая, с арочными оконными проемами, выстроена в 1882 г. по проекту архитектора И. Мазурина, после того, как весь участок купил отец композитора С. Василенко. Его семья переехала в старинный дом, в котором прежде помещалась масонская ложа. Необычайная симметрия всех частей и башенные закругления по бокам дома и обоих флигелей придавали ему вид средневекового замка. 
Эти закругления на заднем фасаде дома можно видеть еще и сейчас, войдя во двор. 
Василенко жил здесь до нач. 1900-х гг.

Этот дом памятен также и тем, что в нем в 1870-х гг. жил химик, профессор Московского университета В. Марковников, а в 1930 г. режиссер Г. Александров.

Планируется реставрация под жилой дом.
• Консульский отдел посольства Украины (№ 20, стр. 1).

• Бывшая городская усадьба И. Раевского (№ 21). Дом доходный– административное здание, 1840-е гг., 1970-е гг.

• Офисный центр «Усадьба-Центр» Правительства Москвы (№ 22). 

Построен в 1998 году. 

На месте 2-й очереди «Усадьбы-Центр» находился дом № 20, построенный в 1868 г. архитектором А. Обером, который, возможно, включал в себя неисследованные палаты 17-18 вв. Здание было снесено в конце 2003 г.

• Офисное здание (№ 20, стр. 2).

Жилые дома:

3 этажа (№ 9, стр. 2; 1910 год постройки, бывший доходный дом М. Пустошкиной).

3 этажа (№ 10; 1913 год постройки; бывший доходный дом князя Г. Волконского и гимназия «Кружка преподавателей»). Архитектор Б. Шнауберт.

Участок в начале 19 века принадлежал Оболенским. 

От этого времени остались нижние два этажа дома № 10, выстроенные после пожара 1812 года. 

В нём перед Октябрьской революцией 1917 года находилась гимназия «Кружка преподавателей».

4 этажа (№ 11, стр. 3; начало 20 века, бывший дом Сибирякова; практически полностью сгорел при пожаре в 2015 года).

В январе 2011 года власти Москвы приостановили незаконные строительные работы на объекте культурного наследия "усадьба Соколовых-Сибиряковых 19-20 веков", 1908 г., архитектор В. Мясников. Инспекторы зафиксировали проведение работ по разбору межэтажных перекрытий, вскрытию полов и стен, сносу межкомнатных перегородок.
А во время реконструкции этот дом сильно погорел. Произошло обрушение перекрытий второго и третьего этажей.

6 этажей (№ 12, стр. 1; 1911 год постройки; бывший доходный дом Н. Захарова; здесь в 1920-х годах жил актер и режиссер С. Михоэлс, помещались Еврейские артистическая студия и театральный техникум).

Дом построен в рациональном стиле с элементами неоклассического декора.
6 этажей (№ 16/4; 1893 год постройки; бывший доходный дом). Архитектор В. Сретенский. 

Надстроенный и реконструированный жилой дом. 

В нач. 1900-х гг. здесь жил филолог, историк, грузинский общественный деятель А. Хаханашвили, в 1920-30-х гг. – кинорежиссер Б. Барнет, поставивший популярный в 1940-50-е гг. фильм «Подвиг разведчика», в котором сам режиссер играл роль немецкого генерала Кюна, проигравшего «битву умов» герою П. Кадочникова. 

В 1930-х гг. в этом доме была квартира кинодокументалиста Р. Кармена.

Достопримечательности:

Англиканская церковь святого апостола Андрея (№ 8/5, стр. 3), дом капеллана собора святого Андрея (№ 8/5, стр. 1) и служебная постройка собора (№ 8/5, стр. 5).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зона отдыха:

Сквер у посольства Азербайджана (пешеходные дорожки, скамейки, газоны и деревья, восточная беседка, памятники азербайджанскому мыслителю и поэту Низами Гянджеви и певцу Муслиму Магомаеву).

Памятник Муслиму Магомаеву.
Памятник расположен в сквере посольства Азербайджана, недалеко от дома, где жил и творил М. М. Магомаев.
Скульптор: А. И. Рукавишников. Архитекторы: И. Н. и Д. А. Воскресенские.
Год установки: 2011 
Муслим Магомаев (1942—2008) — азербайджанский оперный и эстрадный певец, композитор. Народный артист СССР. Памятник расположен в сквере посольства Азербайджана, недалеко от дома, где жил и творил М. М. Магомаев. Монумент установлен спустя три года после того, как певец ушел из жизни.

– Памятник Низами Гянджеви.
Низами Гянджеви (1141—1209) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, известен тем, что привнес в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.
Скульпторы: Т. и Э. Зейналовы.
Год установки: 1991

Бронзовая скульптура поэта установлена на восьмигранном постаменте, облицованном гранитными плитами. Низами одет в длинные восточные одежды, изображен сидящим с тетрадью на коленях. Позади памятника справа и слева расположены два фонтана в восточном стиле, соединенные гранитной полукруглой оградой.

Проезд:

От метро «Тверская», Пушкинская» на троллейбусах №№ 1, 12 до остановки «Тверская площадь» (на Тверской улице) и пешком через Тверскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Художественное чтение:

Переулочек
Я – вселенский полудурок,
бит Никиткой и тоской.
Вознесенский – переулок
меж Никитской и Тверской.
Невезенья квинтэссенция,
он не трасса, а тропа.
Здесь на Пасху Вознесенская
просияла Скорлупа.
Был он улицей Станкевича.
Нет Станкевича. Увы.
Переулок он теперича,
что привычней для молвы.
По нему, минуя мэрии
темно-красную парчу,
поклонитесь в век безверия
памятнику Ильичу –
Петру Ильичу Чайковскому,
что презревши суицид,
точно мучимый щекоткою,
на скамеечке сидит.
И красавица из местных,
не уехав в эмират,
в Вознесенской лавке крестик
сладко будет примерять.
С тьмой литературных урок
разберусь я вдругорядь.
Вознесенский переулок
не переименовать.


Андрей Вознесенский (1999)


Видео:




Состояние на 11.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий