пятница, 21 октября 2016 г.

улица Льва Толстого

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от Комсомольского проспекта до Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего Поля. 

Недалеко – Москва-река, Садовое кольцо и метро «Парк культуры».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 800 метров.

История:

До 1920 года — Большой (или Долгий) Хамовнический переулок (по положению в Хамовниках — бывшей Хамовнической слободе).

Улица названа в 1920 году в честь писателя Льва Толстого (1828—1910), жившего в 1882-1901 годах на этой улице (сейчас в этом доме находится музей-усадьба Л. Толстого). См о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/28.html.

Нежилые объекты:

• памятник Л. Толстому (в конце улицы).

• Православный храм Николая Чудотворца в Хамовниках (№ 2; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Приделы: святителя Алексия Московского и иконы Божией Матери «Споручница грешных». История: построен в 1682 г. в Хамовной слободе, где жили ткачи; сильно пострадал в 1812 г.; обновлялся в 19–20 вв. Споручнический придел – кон. 19 в. Никогда не закрывался. Арх-ра: стиль – московское барокко; состоит из основного объема на подклете с апсидой и 5 главами, трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Декор: поливные изразцы, оконные наличники, кокошники, керамические вставки и пучки колонок на окнах, а также 32 слуха-резонатора, изразцы, парные окошки с кокошниками, килевидные арки на столбиках – на колокольне; боковой портал – зонт над входом (18 в.). Интерьер: роспись и иконостасы – 19 в., но в них есть и более древние иконы. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Споручница грешных» (19 в., список с оригинала Одрина Орловского монастыря), святителя Алексия Московского (17 в.), Смоленской Божией Матери (17 в.), мученика Иоанна Воина (18 в.) и др.; ковчег с частицами мощей святителя Николая Чудотворца; мощевик с частицами мощей многих святых; древняя сень над плащаницей; слюдяной фонарь (выносится во время крестных ходов). Духовенство: настоятель – епископ Тихон Подольский, Зайцев (род. в 1967 г.); другие клирики: священники Владимир Быстрый, Михаил Жуков, Никодим Колесников, Илья Воронков и Александр Шумский; дьяконы Владимир Иванов и Алексей Долгов. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), вечером – в 17.00; по вторникам вечером – акафист иконе Божией Матери «Споручницы грешных», по четвергам вечером – акафист свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям вечером – акафист Иисусу Сладчайшему. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежная группа; паломнические поездки; беседы со священником на духовно-нравственные темы; помощь научному центру социальной и судебной психиатрии им. Сербского, ветеранам, инвалидам и др. нуждающимся; организация миссионерской работы. Сайт есть и он хороший).

Церковь Николая Чудотворца знаменита одной из самых высоких колоколен в Москве. Также в нем находится икона Божией Матери «Споручница грешных» .
Храм расположен в одном из самых древних районов Москвы. Долгое время Хамовники были пристанищем ткачей. Именно поэтому в начале 17 века здесь построили церковь покровителю ремесленников — Николаю Чудотворцу. Затем ее сделали из камня. А в 1677 году он был назван храмом «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» .
Нынешнее здание было возведено недалеко от первой церкви в 1679 году. Его относят к стилю московского барокко с характерными для него чертами древнерусской архитектуры. По своему строению храм напоминает корабль. Кирпичное здание отделано белым камнем и красно-зелеными поливными изразцами. Фасады по углам украшены колонками, утопленными в стену и ярко раскрашенными. Над ними поставлен ряд кокошников переход к кровле с пятью главами. Кокошники окружают и каждый барабан. Окна обрамлены разноцветными резными наличниками, напоминающими стиль русского узорочья. Чуть позже к церкви пристраивают одностолпную трапезную и колокольню. Один из колоколов на ней весит 108 пудов (порядка 2 тонн).
Ограда и ворота были возведены в начале XIX века, настенная роспись появилась в 1845 году и сохранилась до наших дней. Интерьеры церкви пострадали в Отечественной войне, реконструкция их была проведена в 1849 году.
Храм посещал Лев Николаевич Толстой, живший неподалеку. Писатель неоднократно упоминал его в своих творениях.


Построена в слободе царских ткачей (хамовников) во второй половине 17 в. 

Основной объём, сооружённый в 1679—82 гг., представляет собой типичный для приходских храмов этого времени двухсветный четверик с трёхчастной апсидой, завершённый горкой кокошников и декоративным пятиглавием. 

Одностолпная трапезная с южным приделом Алексия митрополита и 3-ярусная шатровая колокольня, расположенные по одной оси, пристроены в 1692 г. 

В 1757 г. в северной части трапезной был устроен второй придел свт. Димитрия Ростовского, переосвящённый позднее во имя иконы Богоматери «Споручница грешных». 

Художественная выразительность фасадного убранства, выполненного с использованием поливных изразцов, значительно усилена яркой полихромной раскраской кирпичных деталей. Изразцы помещены в кокошниках храма, нижний ряд которых, в отличие от большинства подобных памятников Москвы, не отделён от поля стены карнизом. Объём четверика выглядит от этого более монументальным, что подчёркивают гладкие, нерасчленённые пучки угловых полуколонок. Килевидные оконные наличники составлены из деталей «штучного набора». Вертикальная ось на боковых фасадах храма акцентирована нарядными перспективными порталами и тройными «корунами», завершающими наличники окон второго света. 

Особенно нарядна колокольня церкви — одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве. Её верхний восьмигранный в плане ярус декорирован ширинками с изразцовыми вставками. Вытянутые килевидные обрамления арок звона усиливают динамику устремлённого ввысь шатра с тесно поставленными в три ряда окнами-слухами. Три небольших тамбура, примыкающих к колокольне, и чугунные навесы над входами появились в 19 в. 

Живопись в интерьере и иконостасы выполнены в 1840-х гг., поновлены в 1872 г. 

На участке рядом с церковью находятся два дома причта, построенные в 19 в. 

Ограда вокруг участка сооружена в 1880-х гг.; в 1959 г., в связи с расширением улицы, перенесена ближе к церкви. 

В храме хранятся святыни: икона святого Алексия митрополита (1686), принадлежащая письму царского изографа Ивана Максимова; икона Смоленской Богоматери (17 в.); икона Иоанна Воина (18 в.); чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» — список 1840-х гг. с одноименной иконы из Николаевского Одрина монастыря в Орловской губернии. 

Церковь реставрирована в 1949 и 1972 гг.

В январе 2018 года священник Андрей Овчинников, служивший в храме Христа Спасителя, стал настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в Хамовниках.

• Офисный центр «Хамовническая слобода» (№ 5/1, стр. 1). 

Помещения сдаются в аренду.

• Клиника красоты и здоровья «Легкое дыхание» (№ 7а).

• Прокуратура ЦАО (№ 8, стр. 1).

• Офисы (№ 10, стр. 1).

• Бывшие палаты Хамовного двора (№ 10, стр. 2; конец 17 века – 19 века; построены в дворцовой слободе хамовников-ткачей; единственный сохранившийся памятник архитектуры, напоминающий нам о «хамовниках»). 2 этажа.

• Дачный домик, некогда принадлежавший Юрию Сенкевичу (№ 10, стр. 3). 

Юрий Сенкевич, бессменный ведущий телепередачи «Клуб путешественников», обычно жил в Санкт-Петербурге, но когда приезжал в Москву, то останавливался в этом домике.

• Бизнес-центры «Морозов» (№ 16) и «Строганов» (№ 18б) в деловом квартале «Красная Роза» с офисом «Яндекса» (на территории бывшей ткацкой фабрики «Красная роза»).

Деловой квартал «Красная Роза», где сейчас находится офис Яндекса, расположен в Хамовниках, между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе. Название «Хамовники» было известно еще в 17 веке, когда здесь была ткацкая слобода. «Хамовники» – это от слова «хам», что значит «лён». Изготовление льняных тканей называли тогда хамовным делом, а ткачей льняного полотна – хамовниками.

В отличие от названия района, старые названия улиц не сохранились. Нынешняя улица Тимура Фрунзе когда-то была переулком Овражки, потому что располагалась в овраге, потом – переулком Хамовники. 

В 18 веке ее стали называть Теплым переулком – из-за расположенных здесь теплых бань купца Артемьева. 

Современное название улица получила в 1965 году – в честь летчика-истребителя Тимура Фрунзе (1923-1942).

Улица Льва Толстого до 1920 года носила название Большой (Долгий) Хамовнический переулок. 

В 1920 году ее переименовали в улицу Льва Толстого, который жил здесь с 1882 по 1901 год.

Дом Всеволожских

В 18 веке на том месте, где расположились корпуса «Красной Розы», была усадьба Всеволожских. Алексей Всеволожский приобрел ее в 1736 году – у стольника Матфея Засецкого – и поселился там с женой Марией и детьми.

Сыновья Алексея – Всеволод, Илья и Сергей – приняли участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Екатерину II, за что были вознаграждены «чинами, имениями и деньгами». В Хамовниках из братьев остался жить только Сергей Всеволожский. Позже там же поселился и его сын – Николай. В усадьбе было 2 отдельных дома: один из них занимал старший Всеволожский, второй – Николай – со своей семьей. В саду Всеволожских стояла оранжерея, для прислуги построили несколько людских.

Типография

Николай организовал в усадьбе собственную типографию, для которой выстроил отдельное здание и выписал оборудование из Парижа. Типография выпускала медицинскую, историческую, художественную и другую литературу. Всего было издано 128 книг, половина из которых были переводными. Всеволожский преимущественно выполнял заказы, в том числе профессоров Московского университета. Здесь же издал свой собственный труд – «Историко-географический словарь Российской империи». Издания Всеволожского отличались высоким уровнем полиграфии, чёткими шрифтами и качественной бумагой.

Во время войны с Наполеоном Всеволожские покинули имение. Пожар 1812 года усадьбу не затронул. Ее заняли французы, на воротах типографии появилась вывеска «Имперская типография Великой армии» – там печатались бюллетени и воззвания Наполеона. 

После войны дела типографии пошли плохо, и в 1817 году Всеволожскому удалось продать ее Главному управлению училищ в Петербурге.

В 1817 году Н. Всеволожский стал губернатором Твери. 

Свою московскую усадьбу он сначала сдавал, а в 1838 году продал купцу Альфреду Ралле.

Мыловаренная фабрика

Ралле открыл в бывшей усадьбе производство стеариновых свечей. Фабрика заработала в 1843 году. Тогда там трудилось 40 рабочих, а мощность определялась одной паровой машиной.

К 1855 году производство разрослось и заняло 22 строения в Теплом переулке, где размещались «Товарищество стеариновых свеч», мыловаренная фабрика и парфюмерный цех. Производили духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Сырье привозили из Франции, новые изделия разрабатывали приглашенные из Европы специалисты.

В 1856 году Ралле продал производство своим компаньонам – французам Бодрану и Бюжону – с условием, что фабрика всегда будет носить его имя. Фабрика стала называться «Ралле и Ко». 

Позже производство переехало из Хамовников в Бутырки. 

После революции фабрика была национализирована, косметика и парфюмерия стали выходить под маркой «Свобода».

Ткацкая фабрика "Красная Роза"

В 1878 году бывшую усадьбу Всеволожских приобрел Клавдий (Клод Мари) Жиро и развернул там ткацкое производство. Уже через несколько лет его фабрика вырабатывала более шести миллионов метров шелковых тканей в год. В статье «Рабство нашего времени» Лев Толстой упоминал фабрику Жиро в качестве примера жестокого обращения с рабочими. По словам Толстого, у Жиро стояло более 2000 станков, на которых работали около 3000 женщин и 700 мужчин. Зарплату им выдавали раз в год, трудовые договоры заключались сроком на год и редко продлевались.

Жиро был известен несколькими аферами – например, в 1889 году он собирался открыть красильный цех и сливать отходы в Москву-реку. Через подставное лицо он предоставил московскому губернатору документы, где отходы значились безвредными. Однако при проверке выяснилось, что в реку попали бы серная, уксусная и азотная кислота. 

После того, как Жиро уличили еще в одной афере – он распространял ткани с поддельными этикетками фабрики Сапожниковых – его выслали из России, и производство перешло к его сыновьям.

После революции фабрику национализировали. 

К этому моменту на территории бывшей усадьбы Всеволожских было уже около шестидесяти фабричных строений. 

В 1924 году по просьбе коллектива фабрики ее переименовали в «Красную Розу» – в честь Розы Люксембург.

Фабрика «Красная Роза» находилась на улице Тимура Фрунзе до начала 2000-х годов. Позднее производство было перенесено в Подмосковье, а на месте фабрики началось строительство делового квартала.
Скульптура «Кони Яндекса».
В августе 2004 года в ботаническом саду "Аптекарский огород" состоялась необычная акция: 15 фигур лошадей были преображены "ведущими московскими архитекторами". Там были и "просто конь", и "конь пурпурный", и даже "конь в пальто". Двух же коней дали расписать ребятам из Реабилитационного художественного центра «Дети Марии». И именно этих коней - "Вечернюю Москву" и "Клоуна" - купил сооснователь "Яндекса" Илья Сегалович. Если вы подойдете поближе к "Вечерней Москве", то у ее (его?) копыта вы найдете и табличку с именами художников. 
А где же второй конь? Он рядом, просто надо подняться по лестнице. 

• Офисы (№ 19/2).

• Филиал Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (№ 20).

• Мемориальный музей-усадьба Л. Толстого «Хамовники» (№ 21 с несколькими строениями: бывшая кухня, флигель, дворницкая и пр.). 


Однажды за обедом Олсуфьев предложил Толстому купить дом рядом с их усадьбой в Хамовническом переулке: «Оттуда Вы сможете постоянно ходить гулять на Воробьевы горы, ни разу не ступая на мостовую, переходя из Вашего сада в наш сад».
В середине XIX века Московский район Хамовников и Девичьего поля представлял собой огромную территорию, редко застроенную обширными усадьбами и больше напоминавшую деревню, чем город. Прошло то время, когда территорию Хамовников занимала большая слобода тверских ткачей. Здесь, недалеко от Камер-Колежского вала, находилась обширная усадьба Олсуфьевых.
В конце XIX века усадьба была частично распродана, и часть ее, которая выходила в Долго-Хамовнический переулок, принадлежала коллежскому секретарю Ивану Александровичу Арнаутову.
Усадебный дом был старинный, деревянный. Его пощадил московский пожар 1812 года. Так он и стоит, огороженный затейливым деревянным забором, такой же, как и в 1805 году, когда его построили. Вокруг усадьбы сохранились дворовые службы и даже кусочек прекрасного сада, который некогда простирался между Долго-Хамовническим и Олсуфьевским переулками.
В 1882 году граф Л.Н.Толстой был вынужден покинуть Ясную Поляну и перебраться в Москву: старшие дети выросли, юношам и девушкам надлежало учиться и выезжать в свет.
Необходимость жить в городе расстраивала Толстого, он не мог себе представить, что ему придется «ходить по мостовой, которую он терпеть не может». Тогда его друзья, Олсуфьевы и предложили ему приобрести дом купца Арнаутова. Сейчас трудно себе представить, но тогда отсюда до Воробьевых гор можно было дойти «ни разу не ступая на мостовую».
Идея Льву Николаевичу понравилась, и в 1882 году семья Толстых въехала в свой «Хамовнический дом».
Жена Толстого писала: «В отдаленном переулке Москвы стоит желтый деревянный дом среди большого сада с липовой аллеей, курганом, беседкой и даже яблонями. В этом саду особенно хорошо весной: сирень цветет, дорожки посыпаются песком, кое-где краснеют тюльпаны и цветут душистые нарциссы».
Олсуфьевы и Толстые были соседями совсем короткое время. Усадьбу Олсуфьевых купила Варвара Алексеевна Морозова для постройки психиатрической клиники. Такое соседство Толстого тоже устраивало, он стал частым гостем клиники, подружился с ее директором и основателем Сергеем Сергеевичем Корсаковым. Их часто можно было увидеть прогуливающимися по саду.
Существует много легенд и историй, связанных с этим соседством. Корсаков говорил, что Лев Толстой отдал часть своего сада клинике, но с условием, что он может прогуливаться там, когда захочет: в заборе была калитка. Дочь Толстого вспоминает о пациенте клиники, сбежавшем через забор и прятавшемся в их саду. Младший сын Толстых Ванечка «подружился» с одним с пациентов, общаясь с ним через дырочку в заборе. Эта трогательная дружба описана в рассказе Софьи Андреевны Толстой «Ванечка».
Дом стал свидетелем жизни великого писателя, сюда приходили его друзья, бывали Репин, Серов, Короленко, Чехов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Скрябин. Годы, проведенные в Хамовнической усадьбе, были знаковыми в жизни Толстого: всеобщее признание, почет и тут же отлучение от церкви, смерть Ванечки.
В 1890-х район перестал быть усадебным. Рядом вырос Клинический городок Московского Университета, строились промышленные предприятия. «Я живу среди фабрик, – писал Толстой. – Каждое утро в 5 часов слышен один свисток, другой, третий, десятый, дальше и дальше».
В 1901 году Толстые уезжают в Ясную Поляну.
20 ноября 1921 года Хамовническая усадьба становится музеем Л.Толстого. Здесь сохранены мебель и предметы, принадлежащие писателю и его семье. Уникальный дом с уникальной обстановкой хранит память о Москве и людях, живший в ней много десятилетий назад.
Уникальный историко-бытовой памятник начала 19 в.
Полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-95 годах. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений. 

Дом окружен садом с беседкой, колодцем и насыпной горкой.

Жилые дома:

10 этажей (№ 3, 1967 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Рай».

12 этажей (№ 7, 1970 год постройки; бывший дом управления делами ЦК КПСС). Кирпичный.

3 этажа (№ 8, стр. 3; до 1917 года).

Жилой комплекс «Третьяков» (№ 14). Жилая часть застройки делового квартала "Красная Роза". 

Раньше тут был трёхэтажный жилой дом на 11 квартир.

1-7 этажей (№ 23 с несколькими корпусами). 2014 год постройки. Элитный жилой квартал «Литератор». 

Ранее здесь располагался Хамовнический пивоваренный завод — один из старейших в России.

Нумерация домов не полностью строгая.

Достопримечательности:

Мемориальный музей-усадьба Л. Толстого «Хамовники» (№ 21). Дом окружен садом с беседкой, колодцем и насыпной горкой.

Православный храм Николая Чудотворца в Хамовниках (№ 2).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Парк Культуры» пешком через Комсомольский проспект или на троллейбусах №№ 28 и 31 до остановки «Улица Льва Толстого» (на Комсомольском проспекте) и пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 19.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий