среда, 26 октября 2016 г.

Садовая-Самотечная улица

Расположение:

Улица проходит по Тверскому району (ЦАО) от Садово-Каретной улицы и Лихова переулка до Самотечной площади и Садово-Сухаревской улицы. 

Часть Садового кольца. 

Недалеко – метро «Цветной бульвар».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по шесть полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Является продолжением Садовой-Каретной улицы, переходит в Садовую-Сухаревскую улицу. 

Возникла в 1816—20 гг. 

В 18 в. в районе современной улицы находились владения князей Волконских, Щербатовых, других московских аристократов. От этого времени сохранилось, в частности, правое строение владения 8, выдержанное в стиле ампир. 

Большинство строений погибло во время пожара 1812 г. 

Памятником послепожарной Москвы является деревянный дом (владение 20). 

Во второй половине 19 — начале 20 вв. улица застроена каменными доходными домами, среди которых д. 2 — доходный дом А. Шугаевой (1913, архитектор В. Волокитин). 

Нижние этажи д. 10 возведены в начале 20 в. для женской гимназии Калайдович; в 1930-х гг. здание надстроено двумя этажами и получило новое оформление. 

В 1915 г. завершено строительство жилого дома 15 (архитектор С. Воскресенский). 

В 1938 г. улица была расширена и реконструирована. 

В 1953 г. построен многоэтажный жилой дом 5 (архитектор М. Жиров). 

В 1971 в д. 3а (архитекторы Ю. Шевердяев, А. Мелихов, В. Уткин) открыл сезон Центральный театр кукол. 

В 1967 г. завершено строительство Самотёчной эстакады (от Лихова переулка до кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской улице).

Улица названа в начале 19 века по садам, которые здесь разбили в то время на месте снесенных укреплений Земляного Города (в 1938 году при расширении магистрали сады были уничтожены) и по Самотечной площади (Самотечному пруду).

Садовая-Самотёчная улица является продолжением Садовой-Каретной и начинается от Лихова переулка. Когда-то она круто спускалась к Самотёчной площади, через которую протекала река Неглинная.

Хочется вспомнить записки писателя С. С. Подьячего, проезжавшего здесь в 1880-е на конке: «По ровному месту и под гору везли вагон только две лошади, а где приходилось подниматься на пригорок, как например с Самотёки, от Екатерининского парка в гору к Каретному ряду, - пристёгивали другую пару лошадей, и на одной из них сидел мальчишка «фаретор», обязанность которого заключалась в том, чтобы орать во всю глотку и нещадно нахлёстывать лошадей – ту, на которой сидел, и другую рядом с ней. С треском, звоном, криком вагон втаскивался в гору. Здесь передняя пара отстёгивалась. «Фаретор» вёл лошадей опять вниз, и вагон трогался дальше».

Сегодня уклон изрядно сглажен, а для транзитного транспорта и вовсе неощутим, благодаря построенной в 1967 году эстакаде (длина эстакады 677 метров, ширина — 25 метров).

Эту улицу не минули все происходившие в Москве события: пожар 1812 года уничтожил почти всю застройку, революции 1905 и 1917 года прокатились по ней артобстрелами.

В новое время наряду с дореволюционными особнячками и доходными домами здесь можно увидеть современные здания. Самое оригинальное из них — здание Государственного Центрального театр кукол С. В. Образцова. Нарядный фасад здания украшают чудо-часы: каждый час оживают и выступают куклы – зверюшки, персонажи русских народных сказок. Часы сами по себе стали достопримечательностью столицы и даже попали в городской фольклор.


Садовая-Самотечная улица является продолжением Садовой-Каретной и начинается от Лихова переулка. Когда-то она круто спускалась к Самотечной площади, через которую протекала река Неглинная.
Хочется вспомнить записки писателя С.С. Подьячего, проезжавшего здесь в 1880-е на конке: «По ровному месту и под гору везли вагон только две лошади, а где приходилось подниматься на пригорок, как например с Самотеки, от Екатерининского парка в гору к Каретному ряду, - пристегивали другую пару лошадей, и на одной из них сидел мальчишка «фаретор», обязанность которого заключалась в том, чтобы орать во всю глотку и нещадно нахлестывать лошадей – ту, на которой сидел, и другую рядом с ней. С треском, звоном, криком вагон втаскивался в гору. Здесь передняя пара отстегивалась. «Фаретор» вел лошадей опять вниз, и вагон трогался дальше».
Сегодня уклон изрядно сглажен, а для транзитного транспорта и вовсе неощутим, благодаря построенной в 1967 году эстакаде (длина эстакады 677 метров, ширина — 25 метров).
Эту улицу не минули все происходившие в Москве события: пожар 1812 года уничтожил почти всю застройку, революции 1905 и 1917 года прокатились по ней артобстрелами.


В новое время наряду с дореволюционными особнячками и доходными домами здесь можно увидеть современные здания. 
Самое оригинальное из них — здание Государственного Центрального театр кукол С.В. Образцова. Нарядный фасад здания украшают чудо-часы: каждый час оживают и выступают куклы – зверюшки, персонажи русских народных сказок. Часы сами по себе стали достопримечательностью столицы и даже попали в городской фольклор.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Департамент транспорта и управление ГИБДД ГУМВД РФ Москвы (№ 1). 

Здание предназначалось для служб государственной автоинспекции. Это был головной мозг московского транспорта, который обрабатывал данные о загрузке того или иного узла, переключал светофоры, давал рекомендации об объездах и т.п. Руководителем проекта был народный архитектор СССР И. Ловейко. 

Проектный и научно-исследовательский институт городского транспорта - переехал на Потаповский пер., д.3, а ГКУ "ЦОДД" – переехал на Золоторожский вал, д.4, стр.2.

• Академический центральный театр кукол им. С. Образцова (№ 3). 

Дополнительная площадка для детских спектаклей («Третья сцена»). 

Организован в 1931 г. 

До 1937 г. был передвижным, постоянное помещение получил в 1937 (улица Горького, 32а). 

Со дня основания до 1993 г. театр возглавлял С. Образцов, с 1994 г. — Р. Габриадзе. 

Первый спектакль театра состоялся в 1932 г. — «Джим и Доллар» А. Глобы. 

Все спектакли 1930-х гг. — «Волшебная калоша» Г. Матвеева (1936), «По щучьему велению» Е. Тараховской (1936), «Кот в сапогах» Г. Владычиной (1937), «Конёк-Горбунок» В. Курдюмова (1938), «Терем-теремок» С. Маршака (1940) и др. — ставились для детей. 

В 1940 г. поставлен первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина» Н. Гернет, где впервые применены тростевые куклы. Для взрослых были поставлены также «Ночь перед Рождеством» (по Н. Гоголю, 1941) и «Король-Олень» (по К. Гоцци, 1943) Е. Сперанского. Среди лучших спектаклей: для детей — «Весёлые медвежата» М. Поливановой (1945), «Краса Ненаглядная» Сперанского (1948), «Буратино» Е. Борисовой (1953), «Наша Чукоккала» К. Чуковского (1973), «Хитрый ёжик» Гернет и Сперанского (1979), «Маугли» (по Р. Киплингу, 1987); для взрослых — «Необыкновенный концерт» (1946, 1968), «Под шорох твоих ресниц» Сперанского (1949), «Чёртова мельница» Я. Дрды и И. Штока (1953, 1991), «Мой, только мой!» Б. Тузлукова (1958), «Божественная комедия» Штока (1961), «Ноев ковчег» Штока (1968), «Дон Жуан» В. Ливанова и Г. Бардина (1975), «Полоумный Журден» М. Булгакова (1984), «Шлягер, шлягер, только шлягер» А. Хайта (1985), «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. Филатова (1989), «Геракл» М. Бартенева (1994). 

В составе труппы в разные годы: актёры и режиссёры З. Гердт, Е. Синельникова, С. Самодур, И. Мазина, В. Кусов, художники Б. Тузлуков, А. Спешнева и др. 

С 1937 г. при театре работает музей театральных кукол. 

В 1970 г. театр переехал в новое здание (архитектор Ю. Шевердяев). 

На фасаде установлены уникальные часы с заводными куклами, ставшие одной из достопримечательностей Москвы.

Театр кукол им. С. Образцова — крупнейший в мире театр кукол.

Организован в 1931 г. при Центральном доме художественного воспитания детей, открылся в 1932 г. спектаклем «Джим и Доллар». 

Большую часть спектаклей поставил С. Образцов, ставший в 1949 г. директором театра.

С 1937 г. при театре создан музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Строительство главного корпуса театра на Садовом кольце было начато в 1939 г. 

Первоначально здание предназначалось под учебный театр школы-студии К. Станиславского, но из-за войны оно продолжительное время стояло недостроенным.

В послевоенный период было принято решение о возобновлении строительства. Но так как к этому времени кукольное искусство преобразовалось в развитую индустрию, а кукольный театр находился практически в каждом крупном городе СССР, строящийся корпус отдали для размещения пользовавшегося большим успехом столичного кукольного театра, который получил новое здание в 1970 г.

Проектирование осуществлялось на основе проекта, разработанного коллективом театра. Сложность задачи заключалась в том, что на тот период времени отсутствовали нормативные документы для такого строительства, а здания театров кукол такой величины не проектировались.

В 1964 г. проект авторского коллектива мастерской № 8 имени И. Жолтовского (архитекторы М. Гарсия, А. Мелихов, В. Уткин; конструкторы Н. Журавлёва, Б. Новиков, под руководством архитектора Ю. Шевердяева) был утверждён Министерством культуры РСФСР. Технологическую часть проекта выполнял институт «Гипротеатр».
На композицию здания помимо технологических требований большое влияние оказали его расположение на земельном участке, планировка и габариты недостроенных помещений 1939 г.

В стилистическом отношении здание театра можно отнести к советскому модернизму 1970-х гг. с присущей ему монументальностью и устойчивостью кубической объёмно-пространственной композиции, а также строгой осевой симметрией, отразившейся в композиционном решении главного фасада.

• Бутик детской одежды Lapin House (№ 6). Детская одежда, обувь и аксессуары люкс-класса.

• Институт педагогики и психологии образования МГПУ (№ 8; 19 век, бывшая женская гимназия; в советское время – педагогическое училище; в 1990-е годах – педагогический колледж, в 2001-2012 годах — Московский гуманитарный педагогический институт).

Бывший жилой дом начала - середины 19 века.

История учреждений в этом здании:

с 1874 по 1917 г. - женская гимназия;
в советский период - педагогическое училище № 3 им. Н. Крупской;
в 1990-е гг. - педагогический колледж № 3;
с 2001 по 2012 г. - Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ), который в мае 2012 года был реорганизован и присоединен к МГПУ.

История началась в доме, построенном великим русским зодчим М. Казаковым. 

В 1874 году в этом здании размещалась частная женская гимназия. 

После революции 1917 года по инициативе Н. Крупской здесь был организованы курсы по подготовке работников детских дошкольных учреждений. 

В 1936 году учебное заведение становится Педагогическим училищем № 3. Оно было первым средним специальным учебным заведением, готовящим кадры дошкольных работников для Москвы. 

В 1965 году за успешную подготовку специалистов дошкольного воспитания Педагогическому училищу № 3 присвоено имя Н. Крупской. 

С 1982 года в Педагогическом училище № 3 им. Н. Крупской открыто новое отделение по подготовке учителей начальных классов. 

В 1992 году Педагогическое училище № 3 им. Н. Крупской реорганизовано в Педагогический колледж № 3. 

В 90-е годы Педагогический колледж № 3 начал подготовку учителей иностранного языка, русского языка и литературы для средней общеобразовательной школы, а также социальных педагогов. В 2000 году решением Правительства Москвы Педагогический колледж № 3 реорганизован в Гуманитарный педагогический институт. 

В 2001 году завершена реконструкция основного здания института по улице Садовая-Самотечная, д. 8. 

31 июля 2003 года решением Правительства Москвы наш был переименован в Московский гуманитарный педагогический институт. 

В 2005 году был открыт новый корпус института по адресу: Ходынский бульвар, 21а. 

• Типография МГПУ и переход между учебными корпусами (№ 8, стр. 3).

• Учебный корпус МГПУ (№ 8, стр. 4). Четырёхэтажное здание. 

Первые два этажа были построены, как говорят, в конце 19 века, но, возможно, и в начале 20 века. 

В нем располагалось что-то вроде института благородных девиц (скорее всего, женская гимназия). 

Третий и четвертый этажи были надстроены. Предположу, что в 1920-х годах.

• Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (№ 10/23). Минрегион России располагался здесь в период с осени 2004 по май 2013 гг.

• Офисы (№ 12). Девятиэтажное здание с жилым фондом. 

Ранее здесь располагалось российское представительство итальянского концерна Eni. 

При советской власти в этом доме жили иностранные граждане – работники иностранных посольств и представительств. Поэтому поблизости была припаркована масса иномарок, которые в то время были большой редкостью. 

• Ресторан «Корчма Тарас Бульба» (№ 13/14).

• Офисы (№ 13). Четырехэтажное здание.

Бывший жилой дом кооператива "Нефтеработник". 

• Посольство Ливана (№ 14). 

Вместительный двухэтажный особняк, украшенный аттиком с затейливым полукруглым фронтоном, принадлежал купцу первой гильдии Николаю Тимофеевичу Каштанову. Потомственный Почетный гражданин Москвы, гласный Московской Городской Думы (1909-1916), директор-распорядитель Товарищества суконной мануфактуры "Братья Каштановы" в Серпухове, председатель правления Московского промышленного банка, учредитель и председатель Общества суконных фабрикантов, он был в Москве человеком известным и уважаемым.
Построен дом на Садовой-Самотечной в 1881 году по проекту архитектора М. Г. Пиотровича и в 1897 году перестроен архитектором В.А. Коссовым. Особняк был большой (30 комнат) и удобный, с тенистым садом. По московскому этикету конца ХIХ века полагалось иметь несколько гостиных: большую, именовавшуюся "залой", и несколько малых, для разных оказий. В доме Каштанова их было четыре, отделанных в разных стилях. Одну из гостиных украшал майоликовый камин, изготовленный по эскизам Михаила Врубеля, «Микула Селянинович и Вольга Святославович». В основу сюжета камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы: Вольга был наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы исходила от самой земли русской. В доме на Садовой-Самотечной камин был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики, соединенные между собой металлической проволокой, крепились к стене на известково-цементном растворе. В 1959 году, при передаче здания в ведение посольства Ливана, новым хозяевам показалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать «ненужное» произведение искусства. Оперативно забрать камин в Третьяковку не удалось, и в музей было доставлено несколько сотен обломков, представляющих собой фрагменты майолики, спаянные с кусками цементно-известкового раствора, а часть фрагментов была или полностью разбита, или с множественными травмами поливы. С 1986 по 1994 гг. камин был отреставрирован в мастерской Грабаря практически из ничего, а в 1995 году он с успехом демонстрировался в Лондоне на выставке, посвященной С.П. Дягилеву.
А много раньше, в начале двадцатых, в особняке Каштанова обосновался «друг СССР», американец Арманд Хаммер. Он появился в голодной Москве осенью 1921 года — начинающий бизнесмен и врач, сын миллионера Юлиуса Хаммера. О деятельности семьи Хаммеров в советской России написано много, но дом Каштанова хранит романтическую историю любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной (1900-1970), в девичестве фон Рут, дочери генерала царской армии Вадима Николаевича Рута, воспитанницы Смольного института, а по некоторым сведениям – агента ОГПУ. У Ольги были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос. Популярный и сегодня романс «Все, что было» его авторы Павел Герман и Дмитрий Покрасс посвятили «любимой Олечке». Блестяще образованная, экстравагантная, порой до эксцентричности, она моментально покорила сердце молодого заокеанского миллионера. На приеме в американском посольстве Хаммер представил ее как баронессу фон Рут. Она и стала хозяйкой каштановского особняка. Известная слабость Арманда Хаммера к русскому антиквариату и неограниченные возможности, предоставленные советским правительством, позволили в короткий срок превратить особняк на Садовой-Самотечной в первоклассный музей. Особняк буквально ломился от предметов личного обихода династии Романовых. Любовь к мебели и предметам интерьера царских особ объяснялась довольно банально. В Америке в тот период господствовала мода на «русский стиль» — миллионеры строили виллы по чертежам известных русских дворцово-парковых ансамблей. А вот наполнять их настоящей русской мебелью помогали братья Арманд и Виктор Хаммеры. К счастью, после отъезда четы Хаммеров в Америку их владение отошло Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса и, таким образом, избежало перспективы превратиться в коммуналку. 

С 1920-х и до 1940-х этот тридцатикомнатный особняк принадлежал американскому миллионеру (любимцу Ленина и Брежнева) Арманду Хаммеру.

• Офисы (№ 15/1). 3 этажа.

• медицинский центр им. Святослава Федорова (№ 16, стр. 1).

• Ресторан «Сыр» (№ 16, стр. 2). 

Бывшая чебуречная.

• Заброшенные ремонтные мастерские (№ 16, стр. 3). 

Бывший завод макаронных изделий. 

Это малоприметное здание есть вход в подземный завод, который снабжал нашу армию в 1941—44 годах продовольствием и боеприпасами. 

• МФЦ (№ 18).

• Бизнес-центр «Мосэнка Плаза 3» (№ 24/27).

Жилые дома: 

7 этажей (№ 2/12-4а, начало 20 века, бывший доходный дом Шугаевой; «дом с рыцарем»). 

Один из 4-х домов, «оберегаемых» рыцарями. Остальные три:
– ул. Арбат, д. 35;
– ул. Бол. Полянка, д. 54;
– Гусятников пер., д. 11.

4 этажа (№ 4, стр. 2; начало 20 века).

7-10 этажей (№ 5, 1953 год постройки). 

Ранее на этом месте стоял доходный дом купчихи А. Гурской.

Многоэтажный жилой дом со стальным каркасом неординарен по архитектуре. Он выполнен под влиянием высотных зданий. В нижней двухэтажной части дома архитектор разместил три арочных проема, один из которых — проездной. Над ним — тяжеловесный балкон с лепниной на консолях. Здание венчает прямоугольная башенка с завершающей ажурной решеткой. 

8 этажей (№ 5, к. 2, 1962 год постройки).

3 этажа (№ 6, стр. 1, конец 19 века, бывшая городская усадьба Протасовых – Малич). На 1-м этаже – продукты, салон красоты, КотоКафе «Котики и Люди» и пр. 

Каменный дом в этом владении был возведён ещё в начале ХIХ века, вскоре после пожара 1812 года. В 1873 году по проекту архитектора Николая Сергеевича Серебренитского усадьба, принадлежавшая тогда Протасовым, была перестроена. Н. С. Серебренитский в Москве строил очень немного, в конце жизни он был губернским оренбургским архитектором.

А в 1898 году по проекту Франца Осиповича Шехтеля дом был перестроен ещё раз. Теперь уже для дворянки Марии Сергеевны Малич. Интересная биография у домовладелицы (ей, кстати, принадлежал не только этот дом в Москве). Мария Сергеевна, красавица-цыганка из хора ресторана «Стрельна», вышла замуж за польского князя Владимира Григорьевича Малича. По мужу получила дворянство.

В начале ХХ века в этом же владении на Садовой-Самотёчной находилась контора торгового дома «Малич, Юсем и Сидоров», занимавшегося продажей технического оборудования для канализации.

В 1905 году владельцем особняка стал потомственный почётный гражданин Смирнов Владимир Петрович – сын знаменитого водочника Петра Арсеньевича Смирнова. Чем ему не угодил Шехтель неизвестно, но в том же 1905 году дом снова перестраивался. Теперь уже по проекту известного архитектора Густава Августовича Гельриха. После развода П. А. Смирнова владение по Садовой-Самотёчной досталось его супруге Александре Павловне. Вскоре она продаёт дом купцу Семёну Петровичу Рябову. За собой она сохраняет только квартиру на первом этаже. В этой квартире, но, естественно, ставшей коммунальной после революции, она и её родственники жили ещё долгое время. По воспоминаниям внучки Александры Павловны Киры Владимировны Смирновой «бабушка умерла в пятиметровой комнате на Самотеке в 1961 году».

В 1960-е годы дом был очередной раз перестроен и надстроен. Дата «1964» на фасаде дома – это как раз дата перестройки.

Дом до сих пор жилой. На лестничной клетке частично сохранилась плитка в стиле модерн.


Бывшая городская усадьба Протасовых - Малич, нач. 19 в., 1873 г., арх. Н. Серебренитский, 1898 г., арх. Ф. Шехтель, 1905 г., Г.Гельрих.

8 этажей (№ 7, начало 20 века, бывший доходный дом).

7 этажей (№ 7, стр. 2, начало 20 века).

9 этажей (№ 9, 1952 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 11, 1928 год постройки). Кирпичный.

4 этажа (№ 20, начало 20 века).

Достопримечательности:

Академический центральный театр кукол им. С. Образцова (№ 3).

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Цветной бульвар» пешком через Цветной бульвар; от метро «Маяковская» на троллейбусах №№ Б, 3 и 47 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 14.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий