среда, 21 сентября 2016 г.

Басманный тупик

Расположение:

Тупик проходит по Басманному району (ЦАО) от Старой Басманной улицы до Новой Басманной улицы.

Зоны:

офисные и научные организации в исторических зданиях.

Описание:

Тупик с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с одной стороны или нет. Озеленение слабое. Прижелезнодорожная сторона ограждена забором. Длина – около 500 метров. 

Фактически является переулком, а не тупиком.

История:

Тупик возник в связи с прокладкой в 1870 году Алексеевской соединительной ветки между Николаевской и Курской железными дорогами, прошедшей здесь по владениям кремлевского Вознесенского монастыря. 

До 1922 года – Вознесенский тупик (по бывшим владениям кремлевского Вознесенского монастыря, находившимся здесь с 1654 года). 

Тупик назван в 1922 году по существовавшей здесь дворцовой Басманной слободе.

С четной стороны тупик застроен, а с нечетной к нему примыкает выемка, где проходит железная дорога, через которую перекинут пешеходный мост в Хомутовский тупик.

Нежилые объекты:

• Институт Гипротрансстрой (№ 2/11; 1899 год постройки; бывшее управление Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог).

• Офисы (№ 6, стр. 6).

• Научные организации «Моспромтранспроект» и «Гиспроект» (№ 6а, стр. 1). 1936 год постройки. Конструктивизм.

В советское время – проектный институт «Мосгипротранс» и столовая при нём. Здесь же находилась фабрика-кухня. 

• Бауманская насосная станция (№ 6а, стр. 3).

• Офисы (№ 6а, стр. 4).

Жилые дома:

5 этажей (№ 6а, стр. 2; 1933 год постройки).

9 этажей (№ 10/12; 1931 год постройки; самый высокий конструктивистский дом Москвы). Дом РЖСКТ "Обрабстрой". 

Этот дом — редчайшее сочетание в одном проекте индивидуальных квартир (1-5 этажи) и общежития-коммуны (6-9 этажи) с клубом в цокольном и общей столовой на 6 этаже. Дом примечателен эффектной постановкой на высоком склоне железнодорожного пути, выразительным разворотом корпусов от центрального вертикально остекленного подъезда с небольшой кубической башенкой-рубкой с круглыми окнами-иллюминаторами и смотровым балкончиком.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 19 – первой трети 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Красные ворота» на троллейбусе № 24 до остановки «Сад имени Баумана» (на улице Новой Басманной улице) и пешком. Общественный транспорт по тупику не проезжает.


Видео:




Состояние на 2.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий