вторник, 25 октября 2016 г.

улица Плющиха

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от Смоленской улицы до 2-го Труженикова переулка и улицы Еланского. 

Рядом – Москва-река, Садовое кольцо и метро «Смоленская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 1, 2 км.

История:

Дорога на Смоленск (ведущая к Крымскому броду на Москве-реке) до конца 16 века проходила по Плющихе.

До 18 века – Саввинская улица (по ближнему Саввину монастырю) и Смоленская улица (по церкви Смоленской иконы Богоматери на углу Плющихи и Смоленской улиц (разрушена в 1933 году)).

Улица названа в 18 веке по находившемуся здесь кабаку Плющиха.

На этой улице в доме медника Григорьева жил архитектор Михаил Быковский. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_211.html. Про К. Быковского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_411.html.

Нежилые объекты:

• Стадион «Буревестник» (№ 5; относится к Московской медицинской академии им. И. Сеченова). 1909 год постройки. Тренажерный зал, сауна, солярий, теннисные корты. Каждую зиму заливают каток. Вход только по студенческим билетам.

• Офисный центр (№ 10). Четырехэтажное с мансардой кирпичное отштукатуренное здание.

Здание бывшего Союзшахтостроя. 

Впоследствии выкуплено банком и надстроен этаж. 

• Бывший доходный дом Б. Глинского (№ 11, строение 7). Построен в начале XX века.

• 6-й отдел ДПС на спецтрассе УГИБДД ГУМВД по г. Москве (№ 11а). 

Бывшая усадьба, принадлежавшая некоторое время семье Л. Толстого; 18-19 века, в 1840-х годах в доме жил профессор А. Армфельд, у которого здесь бывали Аксаковы, М. Погодин и Н. Гоголь.

• Поликлиника № 5 Управления делами президента РФ (№ 14).

• Детский сад № 1183 (№ 16, стр. 3). Двухэтажное блочное типовое здание 1980 года постройки.

• Школа № 34 (№ 39). Четырехэтажное кирпичное здание. «В здании школы 34 в июле 1941 года формировались медсанбат и спецподразделения 5-ой дивизии народного ополчения Фрунзенского района г. Москвы. За боевые заслуги дивизия награждена орденом Боевого Красного знамени и переименована в 113-ю Нижнеднестровскую стрелковую дивизию».

Имеются старшие классы, ориентированные на поступление в Финансовую академию при Правительстве РФ. Хоровой класс, фитнес-класс, художественная студия. 

Раньше большую долю учащихся составляли дети слушателей Военной академии Фрунзе. 

Мемориальная доска 5-й дивизии ополчения. 

• Поликлиника № 68: филиал № 2 (№ 42, стр. 1).
• Общевойсковая академия Вооружённых сил РФ (№ 55). Построен в 1932-1937 гг. «В академии имени М.В.Фрунзе учился с 1928 по 1931 год и работал с 1938 по 1940 год генерал армии Антонов Алексей Иннокентьевич». «Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Сергей Семенович Бирюзов окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1937 году». «Здесь учился с 1930 по 1933 год Маршал Советского Союза Говоров Леонид Александрович». «Дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский окончил Военную академию им. Фрунзе в 1930 году». «Дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский окончил курсы усовершенствования высшего командного состава Военной академии им. М.В. Фрунзе в 1929 году». «Маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1934 году». «Михаил Васильевич Фрунзе, выдающийся советский государственный деятель и полководец возглавлял Академию РККА с апреля 1924 года по январь 1925 год». «Герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев в 1918 - 1919 гг. учился в Военной академии им. М. В. Фрунзе».
Монументальное здание расположено у Девичьего Поля, ограничивая его с северо-востока. Высокий, прорезанный квадратными окнами восьмиэтажный объем аудиторного корпуса задает монументальный масштаб этому зданию. Академию проектировал один из крупнейших архитекторов, работавших в 1930-е годы, Лев Руднев. Он работал для Наркомата обороны, возведя к юго-западу от Кремля целых три здания ведомства в своеобразной версии ар-деко: Наркомвоенмор в Колымажном переулке, собственно Бронетанковую академию имени Фрунзе и главное здание того же наркомата на Фрунзенской набережной.

Расположение Академии и здания Наркомата было продиктовано нереализованным проектом Второго бульварного кольца, задуманного еще в опубликованном в 1923 г., но не принятом генерального плане «Новая Москва» Алексея Щусева.

Академия занимает целый квартал и имеет типичный для конструктивистов асимметричный план. На обширном и протяженном стилобате, с правого его края выступает массивный параллелепипед постамента, на котором первоначально был установлен макет танка в натуральную величину, который в позднесоветское время заменили на боевую машину пехоты. Главный фасад аудиторного корпуса прорезан квадратными окнами-ячейками, рамы которых образованы несущей сеткой каркаса.

Однако фетиш конструктивистов, несущий каркас превращен здесь в декоративный элемент. Антаблемент стилобата, опирающегося на толстые низкие облицованные черным лабрадоритом колонны, создает ощущение парящего над землей сверхмассивного объема – еще одно монументальное развитие эстетики, заложенной в проектах 1920-х годов.

Стилобат равномерно прорезан неглубокими квадратными нишами-клеймами, в которые вписаны идентичные, повторяющиеся эмблемы — серп и молот на фоне пятиконечных звезд. Четкий метр этих квадратных ниш сменяется вытянутой нишей, в которой, рядом с постаментом для танка, эмблемы идут сплошной чередой.

По первоначальному проекту за аудиторным корпусом, справа, в глубине участка, был задуман эллиптический зрительный зал, но вместо него в 1960-е годы по проекту ученика Руднева В.Е. Асса было сделано общежитие подковообразной формы.

Бывшая военная академия им. М. Фрунзе. 
Здание строилось близ трассы Нового бульварного кольца плана «Большая Москва», которое должно было пересечь Девичье поле, и также предусмотренного генпланом 1935 г. луча от Дворца Советов, проложенного по Б. Пироговской улице. 
При всей монументальности и насыщенности элементами классической архитектуры, академия имени Фрунзе во многом принадлежит художественному опыту предыдущего десятилетия. Генплан комплекса – чисто конструктивистский, с делением на самостоятельные объёмы разного функционального назначения. Его декоративное решение, насыщенное стилизованными эмблемами, символами, характерно для ар-деко. Л. Руднев, автор Мемориала на Марсовом поле в Петрограде, объяснял свой замысел желанием выразить в корпусе академии чёткость и незыблемость полкового строя.
Выступающий из цоколя слева кубический объём служил постаментом для скульптуры вздыбленного танка, вносившей динамику в строго симметричный главный фасад здания, подчёркивая его тяготение к главной трассе района. Многие из художественных решений, разработанных авторами проекта, также использовались при проектировании комплекса Наркомвоенмора на Гоголевском бульваре, реализованного лишь частично. В основной части здания академии расположен чуть ли не единственный в своём роде старинный немецкий лифт открытого вида под названием «Потерностер», который сделан из оригинальных деталей вплоть до двигателя.
По первоначальному проекту за аудиторным корпусом, справа, в глубине участка, был задуман эллиптический зрительный зал, но вместо него в 1960-е годы по проекту ученика Руднева – В. Асса было сделано общежитие подковообразной формы.

• Главный офис ОАО «Ростелеком-Центр» (№ 55, строение 2).

• Посольство Южной Кореи (№ 56).
• Бассейн ПМГМУ им. И. Сеченова (№ 57, строение 1). Открыт в сентябре 2015 г. 
Ранее здесь находилось здание, построенное в 1939 г., в котором в начале 1990-х был вещевой рынок, снесенное в октябре 2013 г.
• Ресторан «Тинатин» (№ 58, строение 1а). Принадлежит Тине Канделаки.

• Офисный центр (№ 62, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание. 

Сандрики над окнами, руст.
• Бывший дом врача-гинеколога В. Снегирева (№ 62, стр. 2). Усадьба профессора медицинских наук Владимира Снегирева построена в 1894 году. «.1847-1916. Здесь жил и работал основоположник отечественной гинекологии, профессор Владимир Федорович Снегирев».
Дом-замок был построен для заслуженного профессора, выдающегося медика конца XIX в. Владимира Федоровича Снегирева. Клиника, носящая его имя, находится неподалеку. Это бывшая Клиника женских болезней Московского университета, ныне Клиника акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева при ММА им. И.В. Сеченова.
Усадьба доктора Снегирева появилась на Плющихе в 1893–1894 гг. Ранее здесь располагалась другая усадьба, с небольшими постройками, раскиданными по участку. Одна из них сохранилась до сих пор, это строение 1, которое принадлежит первой четверти XIX века. В 1852 году усадьба принадлежала надворному советнику Н.А. Леонтьеву.
В.Ф. Снегирев, купивший усадьбу в 1890-х гг., заказал проект перестройки одного из хозяйственных строений архитектору Р. Клейну, который придал дому романтический вид в духе европейского средневековья. Маленький замок, расположенный в глубине участка, радовал глаз островерхими крышами, башенками и балкончиками.
Выбор архитектора был неслучаен. Р. Клейн много строил для покровителя В.Ф. Снегирева – мецената П.Г. Шелапутина. Одновременно с постройкой усадьбы Клейн начал строительство Гинекологического института в Олсуфьевском переулке, недалеко от места жительства и работы профессора.
А.П. Чехов писал о нем в письме к Е.М. Шавровой: "Все гинекологи идеалисты. Известный Снегирев говорит о "русской женщине" не иначе, как с дрожью в голосе". И дальше: "хорошим гинекологом не может быть глупый человек или посредственность".
Про В.Ф. Снегирева говорили, что он "он волшебник", что "он любит лечить". Прекрасный терапевт и хирург, он умел облегчить страдания своих пациенток.
Когда началось строительство Клиник Девичьего поля, Снегиреву было 35 лет. В университете он преподавал с 28 лет, создал свою, "снегиревскую" школу, а также Московское общество акушеров и гинекологов.
Его именем названы не только клиника и роддом, но и многие симптомы и методы операций, которые он ввел в клиническую практику.
В своей усадьбе на Девичьем Поле В.Ф. Снегирев прожил с 1895 по 1916 г.
В советское время дом менял хозяев, принадлежал различным ведомствам. Среди местных жителей ходили упорные слухи, что здесь располагаются явочные квартиры сотрудников армейской разведки.
В 2011 г. его коснулись неприятные махинации с недвижимостью.
Сейчас усадьба доктора Снегирева в плачевном состоянии.

Из книги Романюк С. "По землям московских сел и слобод": «В самом конце Плющихи, там, где она, по сути дела, сливается с Девичьим полем, решил поселиться поближе к клиникам университета известный врач-гинеколог В. Снегирев. Он заказал архитектору Р. Клейну проект особняка, который тот сделал в романтических традициях европейского средневековья: острые верхи щипцовых крыш, башенки, балконы - ни дать, ни взять, маленький замок. В. Снегирев прожил здесь с 1895 по 1916 г.». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_195.html.

После революции 1917 года дом был национализирован. 

В советское время в доме находились различные административные учреждения.

Дом не используется с 2009 года. Осыпаются штукатурка и элементы лепного декора. 

В 2013 году правоохранительные органы сообщали о попытке вывода здания в офшор по мошеннической схеме. Установить собственника по открытым источникам до сих пор не удается.

• Арт-центр на Плющихе (№ 64, бывший дом культуры завода «Каучук» — для работников завода «Каучук», 1929 год постройки; первоначально — клуб имени 10-летия Октября — в честь даты начала возведения здания; с 1981 года его занимал московский театр «Сфера», однако в 1984 году он переехал в сад «Эрмитаж»; сейчас идет обновление фасада здания и полностью восстановлен кассовый вестибюль с трибуной на кровле, охваченный двумя лестницами, ведущий в фойе клуба; идет ремонт внутренних помещений; напротив клуба тротуары выложили брусчаткой). 

В 1927 году, одновременно с проектированием и строительством клуба им. Русакова, Мельников занимался проектом клуба завода «Каучук». Заказ поступил архитектору от Профсоюза химиков (для этого профсоюза Мельников построит еще три клуба). Участок архитектору достался угловой – на пересечении улицы Плющиха и 2-го Труженикова переулка. Но Мельников все же придумал, как выразительно представить здание, притом что его фасад приходится на острый угол территории застройки. Центральная полукруглая часть здания симметрична относительно биссектрисы угла участка (здесь находится театральный зал). Со стороны переулка к центральной части примыкал компактный трехэтажный корпус кружковых помещений, а со стороны улицы – вытянутый одноэтажный физкультурный зал. На самый угол строительного участка перед клубом вынесен круглый вестибюль, опоясанный парадными наружными лестницами. Это подчеркивает форму территории, на которой стоит клуб, и фиксирует линию симметрии основного объема.

Ядром всей архитектурно-планировочной композиции является зрительный зал на 720 мест. Полукруглый в плане трехъярусный зал клуба предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит, который из партера должен был подниматься на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Это дало бы возможность использовать дополнительные аудитории, причем довольно внушительных, «зальных» размеров, в отличие от традиционных небольших комнат для клубной работы. Как и в ДК им. Русакова, в клубе «Каучук» Мельников применил оригинальную систему лестниц: центральная открытая, которая начинается с парадных лестниц вокруг круглого вестибюля, и две внутри здания. Это привело к автономному функционированию всех помещений, а также к возможности быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара.

К сожалению, недостаточное развитие инженерии тех лет внесло свои поправки в проект Мельникова. Горизонтальный щит, который должен был трансформировать пространство, так и не был построен. Также, вразрез с проектом Мельникова, кружковый корпус выстроили двухэтажным. 

«Каучук» сохранял свои функции многие годы. Потом из клуба он был перепрофилирован в театр, а через некоторое время в нем расположились китайский ресторан и арт-центр. Сейчас заканчивается реставрация здания.

Построен в 1927 г. архитектором К. Мельниковым в жилом микрорайоне рабочих того же завода. 

Оформляет участок при пересечении Плющихи и 2-го Труженикова переулка, составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. 

Боковые прямоугольные корпуса примыкают по Плющихе и Труженикову переулку. 

Их ленточное остекление выразительно сопоставлено с укрупнённой ритмикой вертикальных полос остекления и глухих простенков главного цилиндрического объёма.

Построен архитектором К. Мельниковым в 1927-1929 гг.

Впоследствии — дом культуры завода «Каучук».

Сам завод «Каучук» располагался в квартале между улицами Усачёва, Малая Трубецкая и Ефремова.

Дом культуры химиков завода «Каучук» составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра. 

Боковые прямоугольные корпуса примыкают к Плющихе и Труженикову переулку.

С 1981 года здесь располагался московский театр «Сфера», но в конце 1984 года театр переехал в специально построенное здание в саду «Эрмитаж».

Сейчас в здании располагается «Арт-центр на Плющихе» Академии российского искусства, где проходят концерты, спектакли и выставки. В арт-центре находится центр «Opera House», состоящий из 3-х залов, каждый из которых декорирован в соответствии с представленной им темой.

По четвергам здесь проводятся клубные встречи и спектакли Детского театра. Есть молодёжный зал, где днём можно покататься на роликах и скейтборде. Здесь же находится китайский ресторан «Золотой Дракон Бохай», интернет-кафе и танцевальный зал.

Жилые дома:

5 этажей (№ 9, стр. 4). Кирпичный.

6 этажей (№ 11, начало 20 века).

7 этажей (№ 13, 1938 год постройки). Кирпичный. 

Дом, построенный для военного ведомства. В нём жили многие сотрудники военной разведки СССР.

3-4 этажа (№ 16, стр. 1 и 2; начало 20 века).

5 этажей (№ 18, 1957 год постройки). Кирпичный.
.
3 этажа (№ 20/2, начало 20 века). Кирпичный. На 1-м этаже – магазин «Кристалл», Трактир «Гурман» и Винный бутик «Магнум».

8 этажей (№ 22, 2000 год постройки). Салон красоты «Мила нота» и Зоомагазин «Бетховен».

5 этажей (№ 26/2, начало 20 века). Модерн. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнолия», мясной и хозяйственный магазины.

9 этажей (№ 27, 1979 год постройки). Кирпичный.

4 этажа (№ 30, конец 19 века). Кирпичный.

6 этажей (№ 31, начало 20 века, бывший доходный дом М. Щербаковой). Кирпичный. 

В 1931 г. старое здание было надстроено. Кроме того, построили новый корпус.

9 этажей (№ 33, 1965 год постройки). Кирпичный. Магазин «Рыболов».

6 этажей (№ 37, начало 20 века). Кирпичный. 

Идет реконструкция здания под клубный дом «Bunin».

9 этажей (№ 42, 1973 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «ГастроноМир», сбербанк, аптека и др.

5 этажей (№ 43-47; 1958 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – школа восточной культуры «Самоша» – молодежный клуб «Хамок», клуб ушу «Пробудившийся лев», магазин сувениров Russian Presents.

6 этажей (№ 44/2, начало 20 века). Кирпичный. На 1-м этаже – офисы.

5-6 этажей (№ 53/25; начало 20 века, псевдоготика; бывший доходный дом А. Баумгартена). Студия Дмитрия Маликова, Минимаркет «Ника», Кафе-пекарня «Волконский», магазины, салоны, стоматология.

Последняя московская квартира Андрея Белого. 

Дом перестраивался неоднократно: постепенно у дома появились крылья с боков и сзади. 

5 этажей (№ 58, 1931 год постройки). Кирпичный.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Арт-центр на Плющихе (№ 64).

Здания начала 20 века.

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком через Смоленскую улицу и на автобусах №№ 64 и 132 (проезжают практически всю улицу).


Видео:




Состояние на 6.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий