вторник, 1 ноября 2016 г.

Дегунино Восточное

Общие сведения:
Район расположен в Северном административном округе.
В районе нет станций метро, но они в будущем проектируются.
История:
По наиболее распространенной версии, название «Дегунино» появилось как память о необычной черной, выжженной земле, «дегуне», на которой возникло первое поселение в этой местности.
В давние времена к северу от Москвы, на пути к Дмитрову, у речки Лихоборки выросло сельцо Дегунино. Севернее его возникла деревня Хользуево (Фуниково). Восточнее, на ручье, стекавшем в Лихоборку, появилась деревня Бескудниково.
Много позже – в середине 18 века – по Дмитровской дороге у левого берега Лихоборки встали дворы Верхних Лихобор (Нижние Лихоборы были по другую сторону речки). На землях, примыкавших к этим селениям, раскинулся сегодня московский район Восточное Дегунино.
В 1764 году по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 году в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей. Лихоборские мужики завели вдоль Дмитровской дороги постоялые дворы, а некоторые зарабатывали в Москве извозом.
Крестьянские реформы Александра II 1861 года принесли радикальные изменения на дегунинские земли. Материальное положение крестьян практически не улучшилось. Например, почти третья часть бескудниковской земли, в том числе и весь лес, а также рыбная ловля в пруду остались в распоряжении конторы. В течение 51 года крестьянин должен был платить выкуп за свой надел земли. Зато люди стали свободно распоряжаться своим временем и имели право выбирать любую работу. Скупые суглинистые земли не позволяли получать на полях хороших урожаев. Поэтому местные жители занимались огородничеством, торговали молоком; развиваются домашние промыслы – вязание, слесарное и столярное ремесло. Многие мужики были ломовыми извозчиками, работали в типографиях в Москве, занимались торговлей в столичных трактирах. Но главным богатством стала суглинистая земля.
В 1860 году богородский купец первой гильдии В. Прорехов основал на дегунинских землях к западу от деревни Верхние Лихоборы первый здесь кирпичный завод. Прорехов согласился внести арендную плату за землю единовременно за 12 лет вперед своей готовой продукцией. Так он откликнулся на желание крестьян поставить новую каменную церковь в Дегунине. Каменный храм был построен рядом с деревянным в 1866 году (в приход входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, всего 695 жителей). В это время Москва переживает строительный бум. В 1874 году московский купец А. Денисов арендует у бескудниковского сельского общества участок земли (на месте современной площади Туманяна) и ставит второй кирпичный завод. Восточнее Верхних Лихобор возникает третий кирпичный завод. Местные жители не работали на заводах. Они неплохо получали от аренды земли, зарабатывали перевозкой кирпича, торговлей. Однако продолжает развиваться и исконный бизнес: деревня приобретает известность как поставщик молока в Москву и округу.
В 1900 году при прокладке Савеловской железной дороги в двух верстах от деревни Бескудниково была устроена одноименная станция, которая служила перевалочной для перевода грузов на Ярославскую железную дорогу. Это строительство стало ключевым в формировании района. Рядом со станцией появился кирпичный. После застоя во время революции и гражданской войны к 1926 году он свою деятельность как кирпичный завод № 1 Московского управления промышленности и торговли.
В это время рядом строится новый кирпичный завод № 2. Станция Бескудниково была связана веткой с Северной железной дорогой. В помощь ей строится станция Дегунино. Это усилило значение Бескудниково как узла транспортных коммуникаций, что стимулировало концентрацию здесь промышленных предприятий, появление рабочих мест. Складывается рабочий поселок Бескудниково, население которого в предвоенные годы более 8000 человек, а в 1959 году – 16000 человек.
В 1960 году было принято решение о расширении границ Москвы до новой окружной автомобильной дороги. Так территория будущего нашего района вошла в состав Москвы. По линии Савеловской железной дороги прошла граница административно-территориального деления. Она разделила поселок Бескудниково: его западная часть вошла в состав Тимирязевского района и была включена в поселок Вагоноремонт. Здесь у станций Бескудниково и Лианозово, формировалась сегодняшняя промышленная зона. В 1964 году началось строительство микрорайона Дегунино-Бескудниково. Деревня Бескудинково оказалась в центре новой застройки.
Улицы:
улица 800-летия Москвы
Бескудниковский бульвар
Бескудниковский проезд
Дегунинский проезд
Дмитровское шоссе
Дубнинская улица
Дубнинский проезд
Керамический проезд
Яхромский проезд
Прочее:
Гербовая эмблема:

Золотое поле, обозначая один из цветов пламени, символизирует название муниципального образования. По наиболее распространенной версии, название «Дегунино» появилось как память о необычной черной, выжженной земле, «дегуне», на которой возникло первое поселение в этой местности. Зеленое поле символизирует расположение на территории муниципального образования дачных мест в конце 19 – начале 20 веков. Листья земляники напоминают о ее выращивании на севере Москвы в 1920-е годы, а также служат символом относительно молодой истории местности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий