среда, 26 октября 2016 г.

Семеновская набережная

Расположение:

Набережная проходит по Басманному району (ЦАО) от Госпитальной набережной, улицы Новая дорога и Рубцова моста до Преображенской набережной, Электрозаводского моста, моста через железную дорогу Казанского направления и Большой Семеновской улицы. 

Проходит по левому берегу реки Яузы, по границе территории стадиона «Металлург» (относится улице Новая Дорога). 

Рядом – метро и железнодорожная платформа «Электрозаводская».

Описание:

Набережная с односторонним движением автотранспорта по 3 полосам в сторону Преображенской набережной. Тротуары – с 2-х сторон; с одной стороны полосы газонов с деревьями между тротуаром и проезжей частью. Озеленение хорошее. Река Яуза отделена от тротуара невысокой декор. оградой. Длина – около 1, 1 км.

История:

Набережная названа в начале 20 века по располагавшемуся здесь подмосковному селу Семеновскому, в котором Петр I в конце 17 века образовал Семеновскую солдатскую слободу.

Село было известно как Введенское, по церкви Введения (не сохранилась), с 1657 года стало именоваться Семеновским – по построенной церкви св. Симеона Богоприимца.

Семеновская набережная находится на левом берегу реки Яузы, между Большой Семеновской и Гольяновской улицами. Длина ее — 707,6 м, средняя ширина — 14,7 м. В состав ее входит часть прежнего Банного переулка на протяжении 418,3 м. Название свое набережная получила по лежавшему к северу от нее (за Большой Семеновской улицей) дворцовому селу Семеновскому 17 в.

Тогда и позже, в 18 в., на месте Семеновской набережной и квартала к востоку от нее находились дворцовые Прачечные пруды. 

В конце 18 в. эти пруды были спущены. 

В течение всего 19 в. здесь оставались болотца, заливавшиеся дождевой водой и рекой Яузой.

Семеновская набережная впервые была нанесена на план регулирования Москвы 1888 — 1899 гг., как проектированная.

В 1863 г. между Большой Семеновской и Гольяновской улицами прошла на насыпи Московско-Рязанская железная дорога, образовав два квартала, примыкающие к набережной: один — к северу от железной дороги, ограниченный Большой Семеновской улицей, Семеновской набережной и Семеновским валом; другой — к югу, ограниченный Гольяновской улицей, той же набережной и Госпитальным валом.

Первые дома были выстроены по Гольяновской улице. Но из них сейчас остался лишь один каменный корпус. К западу от него стоит корпус 1930-х годов, к востоку, занимая чуть ли не половину Гольяновской улицы, тянется длинный каменный корпус дома № 3—5, выстроенный в 1940-х годах. Все остальные возведенные в квартале корпуса построены в 1950-х годах.

Из них большую территорию занимает 10-этажный жилой дом на углу Семеновской набережной и Гольяновского проезда вдоль линии железной дороги, построенный в 1953 — 1955 гг. по проекту архитекторов И. Соболева, И. Покровского и Е. Хижиной для работников Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. В восьми секциях дома — 277 квартир с общей жилой площадью в 13 500 кв. м. Помещения первого этажа отведены под большие магазины — «Гастроном», булочную и др. Много внимания уделено архитектурному оформлению здания. Верхняя часть фасада, обращенного к железной дороге и станции метро «Электрозаводская», украшена шестиколонным портиком, с двух других сторон — нишами с балкончиками, оформленными декоративным цветным орнаментом. Вплотную к этому дому по Семеновской набережной примыкает построенный в 1951 — 1953 гг. жилой дом Министерства строительного и дорожного машиностроения. Он имеет в центре 10 этажей, по сторонам — 7 этажей. На фасаде — три широких выступа, поднимающихся до восьмого этажа. Дом построен по проекту архитекторов И. Соболева и П. Ароновича. Нижние этажи оштукатурены под естественный камень и образуют как бы цоколь здания. Выше стены одеты светлыми керамическими плитками. В доме 122 квартиры. Их общая жилая площадь — 4 750 кв. м.

К этому дому, несколько отступя от красной линии Семеновской набережной, примыкает большое 10-этажное жилое здание. Дальше по его линии, но с некоторым разрывом от него, стоит еще 10-этажное жилое здание Министерства электростанций, построенное по проекту архитектора И. Соболева.

Внутри квартала несколько четырех-пятиэтажных домов, построенных в 1950 г., и один дом, торцом выходящий на Госпитальный вал, построен в 1955 г. Между этими домами расположен сквер, выходящий на Гольяновскую улицу.

Эта улица находится сейчас в периоде полной реконструкции; она еще замощена булыжником и имеет очень плохой съезд на Семеновскую набережную. Кроме указанных новых домов, здесь построен великолепный Рубцовский мост. Своим съездом он простирается далеко по Большой Семеновской улице, и под ним на Семеновской набережной, как и под мостом Московско-Рязанской железной дороги, устроены широкие проезды; последний проезд связывает Семеновскую набережную с Электрозаводской улицей прямой линией.

Река Яуза у Семеновской набережной одета в гранит, расчищена, и по ней скоро пойдут речные трамваи.

Непосредственно к кварталу на Семеновской набережной примыкает квартал, продолжающий ее застройку, но формально пока числящийся на Госпитальной набережной. Он находится между Гольяновской улицей и Новой дорогой — улицей, идущей, как и Гольяновская, от реки Яузы к Госпитальному валу. На Гольяновской улице в этом квартале находится школа № 414 и родильный дом № 18. Рядом с ними, внутри квартала и по Госпитальному валу, стоит несколько новых жилых пятиэтажных зданий. Но самым большим зданием в этом квартале является построенный в 1952 — 1955 гг. по проекту архитекторов И. Соболева, И. Покровского и Ф. Новиной, жилой дом для рабочих и служащих завода «Серп и молот». Он имеет в плане букву «П» и выходит главным фасадом на Госпитальную набережную.


Близость станции метро «Электрозаводская» обеспечивает удобную связь Семеновской набережной с центром и другими районами Москвы.

Нежилые объекты:

• СМУ-4 Метростроя (№ 1/4).

• ВНИПИэнергопром (№ 2/1). Здание 1950-х годов постройки.

• Подразделение «МОЭСК» (№ 2/1, к. 2).

• Школа № 2105: подразделение «На Электрозаводской» (№ 5). Четырехэтажное кирпичное здание 1951 года постройки. 

В 2010-х годах капитально отремонтирована.

Бывшая школа № 414 с физико-математическим уклоном.

• причал Семеновский (у Рубцовского пешеходного моста).

Жилые дома:

10 этажей (№ 2/1, стр. 1). 1954–1959 годы постройки. Кирпичный. Сталинский ампир.

9 этажей (№ 2/1, стр. 2). 1967 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 3/1, к. 1). 1951 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детская п-ка № 117.

5 этажей (№ 3/1, к. 2). 1951 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детский сад: дошкольное отделение «Введенские горы 2» школы № 2105.

5 этажей (№ 3/1, к. 3). 1950 год постройки. Кирпичный.

10 этажей (№ 3/1, к. 4). 1955 год постройки. Кирпичный.

10 этажей (№ 3/1, к. 5). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – театр Кирилла Королева, автозапчасти, салон красоты.

10 этажей (№ 3/1, к. 6). 1957 год постройки. Кирпичный. На 1-
м этаже – продукты, медцентр и пр.

10-11 этажей (№ 3/1, к. 7). 1952 год постройки. Кирпичный.

Достопримечательность:

Театр Кирилла Королева (№ 3/1, к. 5).

Зоны отдыха:

2 сквера: на пересечении Семеновской набережной и Гольяновской улицы (плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кустарники, газоны и цветники) и Молодежный (на пересечении с Гольяновским проездом; плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья и газоны, детская площадка, беседка. Но в этой зоне идет строительство метро), а также аллея «Серп и молот» вдоль границы стадиона «Металлург».

Проезд:

От метро «Электрозаводская» пешком через Большую Семеновскую улицу. Общественный транспорт по набережной не проезжает.


Видео:




Состояние на 15.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий