вторник, 27 сентября 2016 г.

Болотная площадь

Расположение:

Площадь находится в районе Якиманка (ЦАО) между улицей Серафимовича, Фалеевским переулком и Болотной улицей.

Описание:

Площадь — пешеходная: движение автотранспорта запрещено. Набережная Водоотводного канала ограждена низкой декоративной оградой. Озеленение слабое. Длина – около ? метров.

История:

Площадь названа с конца 18 века от слова Болото (известно с 14 в.), обозначавшего часть низкого берега Москвы-реки, затопляемую (до сооружения Водоотводного канала) во время весенних паводков и после сильных дождей. Эта часть Замоскворечья именовалась в древности также Великий Луг (древнерусское большой).


Болотная площадь — место казни государственных преступников: Степана Разина и Емельяна Пугачева. 

Местность в районе бывшей площади с начала XVIII в. называлась также Царицын луг (здесь, в частности, жгли фейерверки по случаю коронации Екатерины I).

Во второй половине 18 — начале 20 веков здесь стояли каменные и деревянные дома, лавки, лабазы (склады купцов). 


Площадь иногда называлась Лабазной; рядом существовала и Лабазная улица, в 1962 году включенная в состав площади; работал Болотный рынок.

В 1962 — 1993 годах – площадь Репина – в память о художнике Илье Репине (1844–1930), памятник которому был установлен здесь в 1958 году. (в сквере). Скульптор: М. Г. Манизер Архитектор: И. Е. Рожин. Материалы: бронза, гранит. Год установки: 1958. О Репине см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_6.html.

Площадь возникла в Замоскворечье на Болоте (от него название с 1845 г.). 

Во второй половине 18 — 19 вв. здесь стояли каменные и деревянные лавки и лабазы купцов, в которых торговали пшеницей, овсом, крупой, со второй половины 19 в. — фруктами. 

В 1870-х гг. у Водоотводного канала образован Кокоревский бульвар. 

После 1917 г. на территории площади создавались склады. В 1940-х гг. на Болотной площади разбит сквер. 

К 800-летию Москвы сквер реконструирован, сооружён фонтан. 

В 1958 г. установлен памятник И. Репину (скульптор М. Манизер, архитектор И. Рожин), в 1962—93 гг. площадь носила его имя. 

В 1975—76 г. фонтан переоборудован в цветомузыкальный.

Болото – название в 15—19 вв. низменной местности в Замоскворечье (в 14—15 вв. называлась Великий луг), напротив Кремлёвского холма, между правым берегом Москвы-реки и её старицей (ныне Водоотводный канал). Весной нередко затоплялась паводковыми водами и заболачивалась (отсюда название). 

В конце 15—17 вв. на Болоте между Балчугом и современной улицей Серафимовича находился Государев сад, с 15 в. Болото — место зимнего торга, близ которого устраивались кулачные бои. 

В 1682 г. на берегу Москвы построена церковь Софии (ныне Софийская набережная, 32). 

В 1692 г. на месте брода через Москву-реку завершено строительство Всехсвятского каменного моста (ныне на его месте Большой Каменный мост), перед которым в 1696 г. воздвигнуты первые в Москве деревянные Триумфальные ворота для въезда Петра I после победоносного Азовского похода. 

В 1705—1840 гг. на Болоте находился Суконный двор — одна из крупнейших московских мануфактур, поставлявшая сукно для армии. 

В 17-18 вв. Болото — место казней; 10 января 1775 г. здесь были казнены Е. Пугачёв и его сподвижники. 

В 18 в. возник Болотный рынок — до середины 19 в. центр московской хлебной торговли. 

В конце 18 в. на средства купцов здесь была сооружена дамба, защищавшая рынок от наводнений, построены каменные амбары. 

После закрытия Политехнической выставки 1872 г. сюда были перенесены выставочные павильоны, в которых открылась торговля. 

В 18-19 вв. часть Болота называлась Царицын луг. После постройки Водоотводного канала Болото застроено жилыми домами и лавками купцов. 

К концу 19 в. название Болото вышло из употребления и сохранялось только в наименовании Болотной площади. 


В 1920-х гг. торговля на Болотном рынке прекращена, постройки снесены в 1938 г. в связи с реконструкцией площади.

В 2018 г. застройщик Золотого острова напротив Кремля снес квартал со зданиями 19 века между Софийской набережной, Болотной площадью и Фалеевским переулком. От 7 зданий остались только фасады: это особняк княгини Н. Оболенской 1817 года постройки, усадьба Якова Сивова 1821 года, жилой дом 19 века, дом архитектора Петрова 19 века и дом начала 20 века. Полностью снесен дом архитектора Елиева 1885 года постройки. Большую часть построек пытались снести еще при Лужкове ради строительства элитного жилого и развлекательного комплекса, но работы были заморожены. Все это время здания были заброшенными, у некоторых не было кровли и перекрытий. Теперь тут строительные бытовки. Построят бизнес-центры и элитные дома.

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 2/4). Бывший жилой дом 1-й трети 19 века. В мае 2018 г. застройщик ООО «Международный парк развлечений и туризма» произвёл снос здания до фасадной стены.

• Офисы (№ 4). Бывший дом архитектора Петрова 2-й половины 19 века. В мае 2018 г. застройщик ООО «Международный парк развлечений и туризма» произвёл снос здания до фасадной стены.

• Офисы (№ 6). Трёхэтажный кирпичный дом постройки 19 в. с проездной аркой. 

Был жилым, потом выселен и заброшен. В мае 2018 г. застройщик ООО «Международный парк развлечений и туризма» произвёл снос здания до фасадной стены.

• Автотехцентр «Московского Порше клуба» (№ 10, стр. 16).

• Заброшенное здание главного дома бывшей городской усадьбы И. Рахманова, Н. Бухвостова, С. Сулимы, купцов Котовых (№ 14, стр. 14). 1-я половина 18 - середина 19 веков. С 1870-х годов дом владельца Софийского механического завода Акционерного Общества Густава Листа. В советское время здание и территория до Болотной площади принадлежало институту ВНИИ "ХолодМаш".

• Памятник художнику Илье Репину. Установлен в 1958 г. Скульптор — М. Манизер. Выполнен в традиции «парадного» монумента. Находится недалеко от Третьяковской галереи, на площади, некогда носившей имя русского живописца. Памятник представляет собой фронтальную композицию — фигуру художника с палитрой и кистями в руках у мольберта с накинутой драпировкой, на четырехугольном, сужающемся кверху постаменте с бронзовым картушем с надписью (архитектор И. Рожин). Памятник размещается в глубине живописного сквера, у реки, где теперь построен изящный мостик, связавший Болотную площадь с Лаврушинским переулком. Его пропорции, высокий постамент, тяжеловесность скульптурной фигуры, несколько не соответствуют романтической атмосфере, царящей в этом уголке старой Москвы. Однако сам образ художника, дух творчества, ассоциативный ряд, вызываемый в памяти его именем и близостью знаменитой Третьяковки — хранилища его великих полотен — создают между памятником и местом куда более тесную, неформальную, почти магическую связь.

• Фонтан «Репинский». Открыт в 1948 г. под названием Болотный. Официальное название не прижилось, и по сей день он больше известен как Репинский фонтан. В советское время фонтан был музыкальным, но из-за нарастающего потока машин на близлежащих улицах и шума от них светомузыку выключили. Чаша фонтана отлита из отправленных на переплавку немецких орудий времён Великой Отечественной войны.

Жилых домов нет.

Достопримечательностей нет.

Зона отдыха:

Сквер (Третьяковский или Лужков мост через Водоотводный канал, 1994 год постройки, соединяет Болотную площадь с Кадашевской набережной и Лаврушинским переулком; памятник Илье Репину; скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых», 2001 года создания; пешеходные дорожки; скамейки; деревья и кустарники; фонтан, газоны и цветники и вазоны; искусственное освещение).

Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых».
Скульптор: М. М. Шемякин
Год установки: 2001

В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры — символы пороков взрослых: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (возвышается над остальными фигурами, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война. 
Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена 2 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым. 

Скульптурная композиция включает в себя: фигуры детей – мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, орудие пытки с подписью «для беспамятных…», эксплуатация детского труда, нищета и война. 

Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника: "Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков". 

Эта скульптурная композиция - талантливое произведение, сила подачи идеи автором, откровенность и честность, с которыми не все хотят сталкиваться, отчасти и поэтому вызывающие отторжение. Кроме того, аллегорические фигуры, олицетворяющие пороки, с точностью передают те эмоции, которые данные пороки вызывают. Единственно в чем я не согласна с автором – дети не рождаются ангелами, они растут, обретают психику, социальные нормы и устои с возрастом и поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми был по-настоящему взрослый значимый человек, а если этого нет, то дети растут, стареют, но не взрослеют, и появляется то самое зло, которое нас окружает, поэтому я бы уточнила название скульптуры: «Дети – жертвы пороков неповзрослевших взрослых».

Проезд:

От метро «Полянка», «Белорусская», «Тульская» на троллейбусе № 1 до остановки «Кинотеатр Ударник» (на улице Серафимовича) и пешком через улицу Серафимовича. Общественный транспорт по площади не проезжает.


Видео:




Состояние на 3.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий