вторник, 25 октября 2016 г.

Рижская площадь

Расположение:

Площадь находится в районах Мещанский (ЦАО) и Марьина Роща (СВАО) между проспектом Мира, улицами Сущевский Вал и Гиляровского. 

Рядом – метро «Рижская».

Описание:

На площади — одностороннее движение автотранспорта, по направлению к центру города: 2 полосы движения от Водопроводного проезда и 2 полосы от проспекта Мира образуют 4-полосное движение, слева появляются две дополнительные полосы. 

Под Рижской эстакадой направо осуществляется выезд на Сущевский Вал по направлению к Савеловской эстакаде, прямо — на улицу Гиляровского и налево — на проспект Мира по направлению к центру. 

На юге проходит Рижская эстакада улицы Сущевский Вал, часть Третьего транспортного кольца, под которой площадь выходит на улицу Гиляровского. Сюда же на противоположной стороне проспекта Мира выходит Второй Крестовский переулок (однако, прямого проезда с площади на него нет). 

На севере площади отходит Николаевский тупик, идущий вдоль железнодорожных линий пригородных поездов, сюда же выходит Водопроводный переулок и отсюда начинается Крестовский мост проспекта Мира. 

Длина – около 250 метров.

История:

Возникла в середине 18 в. у Крестовской заставы Камер-Коллежского вала (отсюда прежнее название). 

В 1892 г. на площади сооружены Крестовские водонапорные башни (разобраны в 1940 г.), в конце 19 — начале 20 вв. — Виндавский вокзал (ныне Рижский вокзал, отсюда современное название площади). 

В конце 1930-х гг. сооружены Большой и Малый Крестовские путепроводы. 

В 1958 г. площадь расширена, на ней воздвигнут вестибюль станции метро «Рижская», перед ним — скульптура, символизирующая запуск первого искусственного спутника Земли (скульптор С. Ковнер, архитектор В. Карцев), рядом со станцией метро — рынок. 

В 1975 г. построена Рижская эстакада.


До 1947 года – Троицкая и Переяславская площади (по ведущей от площади дороге на Троице-Сергиеву Лавру и далее — на город Переславль-Залесский), а также площадь Крестовской Заставы (т. к. раньше здесь была Крестовская застава Камер-Коллежского вала, с часовней, где с 1652 года находился крест (поставлен в память встречи мощей святого Филиппа) — место поклонения богомольцев на пути в Троице-Сергиеву Лавру, позже крест был водружен и на самой заставе).

Площадь названа в 1947 году по расположенному на ней Рижскому вокзалу, откуда поезда следуют до Риги (Латвия).

Нежилые объекты:

М метро «Рижская» (Калужско-Рижская линия; открыта 1 мая 1958 года  названа по Рижскому вокзалу, к которому она выводит; имеет только один выход в город, который имеет вид круглого наземного павильона и выводит на проспект Мира, улицу Сущевский Вал и Рижскую площадь; вход-выход осуществляется по эскалаторам; глубокая (глубина — 46 метров); станция — пилонная; путевые стены выложены обычной кафельной плиткой (сверху — желтой, а снизу — черной); пол выложен серым гранитом; скамеек для отдыха много и находятся они и вдоль всего центра зала и со стороны станционных путей; тема этой станции — Латвия: латышские орнаменты украшают вентиляционные решетки, торцы лавочек, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ; пилоны облицованы балтийской керамикой бросающихся в глаза ярких лимонно-желтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей желтый и коричневый янтарь; на коричневых поверхностях пилонов нанесены тонкие рельефы, выполненные по сырой керамике с изображением промышленных и архитектурных объектов Риги и других городов и мест Латвии; в глухом торце станции установлен высокий стенд с фотографиями городов мира в московском метро).

Рижский вокзал (построен в 1901 году, бывший Виндавский вокзал, Балтийский и Ржевский вокзал; Рижский – с 1946 года; в здании – центр научно-технической информации «РЖД», центр инновационного развития железнодорожного транспорта и хостел); музей железнодорожной техники (кассы, администрация и большой макет железной дороги – в здании вокзала, а экспозиция образцов железнодорожной техники различных эпох – на улице; в здании вокзала есть православная часовня Креста Господня; вход – свободный для всех).

• Рижский вокзал (построен в 1901 году, бывший Виндавский вокзал, Балтийский и Ржевский вокзал; Рижский – с 1946 года; в здании – центр научно-технической информации «РЖД», центр инновационного развития железнодорожного транспорта и хостел); музей железнодорожной техники (кассы, администрация и большой макет железной дороги – в здании вокзала, а экспозиция образцов железнодорожной техники различных эпох – на улице). Сооружён в 1899—1902 гг. по проекту архитектора Ю. Дидерикса у площади Крестовской заставы (с 1947 г. Рижская площадь). 
С развитием сети железных дорог Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вело строительство новых железнодорожных линий. Оно было преобразовано из общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, основанного в 1868 году.
В 1897 году Общество обязалось «построить железную дорогу нормальной колеи протяжением около 1030 вёрст для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне – порт Вентспилс в Латвии. Появление этой железной дороги связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце XIX века. Московско-Виндавская железная дорога строилась в первую очередь для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики.
Станция Москва Московско-Виндавской железной дороги располагалась у Крестовской заставы. Вокзал построен по проекту известного петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса. Фасад вокзала был выполнен в «русском» стиле, с использованием множества элементов архитектуры допетровской Руси. Здание состояло из трёх двухэтажных «теремов», соединённых одноэтажными переходами. Со стороны площади в вокзал вели три входа: слева – в зал III класса, в центре – в вестибюль багажного отделения и в двухсветные залы I и II классов, и правый – в парадную комнату. Здание вокзала и пассажирская платформа освещались электричеством, вырабатываемым собственной электростанцией, расположенной в подвале левого крыла здания. Для защиты пассажиров от непогоды над платформой был устроен металлический навес.
Вокзал был открыт для пассажиров 11 сентября 1901 года – на 2,5 месяца позже, чем движение по остальной железной дороге. Поэтому первое время поезда принимались к маленькому деревянному вокзалу станции Подмосковная (сейчас– платформа Красный Балтиец), находившейся в 7 километрах от ещё строившегося Виндавского вокзала.
Рижский вокзал – один из самых тихих в Москве, с него отправляются всего два поезда в сутки. Сохранявшийся до 1970-х годов металлический навес с массивными чугунными опорами придавал ему европейский вид, а расположение здания параллельно путям делали его «провинциальным». Поэтому вокзал стал декорацией ко многим отечественным фильмам. Здесь снимали сцены из «Семнадцати мгновений весны», «Вокзала для двоих», «Баллады о солдате», «Адмирала».
ХХ век мало изменил облик вокзала, только навес разобрали. Но своё имя вокзал менял чаще, чем другие вокзалы Москвы. Названный при открытии Виндавским, в 1930-м году он стал Балтийским, через 12 лет – Ржевским, а ещё через 4 года, в 1946 году – Рижским.
В наше время вокзал остаётся таким же тихим и как будто «немосковским». С 2005 года при вокзале открыт музей железнодорожной техники.


Рижский вокзал, поначалу называвшийся Виндавским, открылся в Москве в 1901 году. Вокзал получил название по имени портового города Виндава: это железнодорожное направление связывало Москву и Петербург с северо-западными губерниями империи, вело к незамерзающим портам Латвии. Виндавский вокзал был превосходно оснащен технически, имел собственную электростанцию.
Архитектор здания Рижского вокзала — С. А. Бржозовский, он же проектировал Витебский вокзал Санкт-Петербурга. Фасад здания выполнен в старинном русском стиле. Он состоит словно из трех теремов, соединенных на первом этаже крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — двухэтажные. Фасад здания вокзала украшен элементами, типичными для архитектуры Руси XVII века: окна разнообразной формы, наличники, кокошники, бегунки, поребрики.
С 1930 по 1942 год вокзал именовался Балтийским, затем до 1946 года — Ржевским, а потом стал Рижским. Полноценная реконструкция вокзала завершилась в 1995 году. Исторический облик строения сохранился полностью. По старым чертежам была восстановлена лепнина потолков, нарядные люстры.
Сегодня с Рижского вокзала отправляются только два поезда дальнего следования: на Ригу и на Великие Луки, и пригородные электрички. Также здесь находится Центр научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития, а также Музей железнодорожной техники, где под открытым небом выставлены более 60 экспонатов: паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны.

Введён в строй в 1903 г. 
Рижский вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог, построенных в 1862—1913 гг. и соединивших промышленные Московский и Петербургский районы с Эстляндской, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. С Рижского вокзала осуществлялись наиболее массовые пассажирские перевозки (занимал первое место среди вокзалов на российских железных дорогах).
Здание вокзала построено в «русском стиле» и обильно украшено орнаментикой и архитектурными деталями, заимствованными из русского зодчества 17 в. 

В отличие от других московских вокзалов, оно ориентировано не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям. 

В здании Рижского вокзала находится Центральный институт научно-технической информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта. 

В феврале 1995 г. закончена реконструкция здания Рижского вокзала.

Рижский железнодорожный вокзал в Москве поначалу носил название Виндавский, в 1930 году был переименован в Балтийский, в 1942 году – в Ржевский, а в 1946 году в Рижский. Здание вокзала находится на Рижской площади, на пересечении Проспекта Мира и Сущевского вала.
Ежедневно с Рижского вокзала в Москве отправляются три поезда дальнего следования (два в Ригу и один в Великие Луки). Два пути на станции отведены для обслуживания пригородных поездов. Электропоезда отсюда следуют также в Красногорск. Дедовск, Истру, Волоколамск. На нескольких путях располагается экспозиция музея железнодорожного транспорта.
В 12:00 по средам, пятницам, субботам и воскресеньям от Рижского вокзала отходит ретро-поезд на паровозной тяге. Экскурсионный состав следует до станции Подмосковная, где проводится экскурсия по депо.
Появление в Москве Рижского вокзала напрямую связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце 19 века. Именно этот фактор стимулировал промышленников к строительству железных дорог в направлении Латвии, где находились незамерзающие морские порты. Появление железнодорожной магистрали к Балтийскому морю оказало бы огромное содействие развитию экономической жизни большей части России.
В марте 1897 года Высочайшим указом императора Николая II началось строительство Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, общая протяженность которой составила в итоге 2453 километра.
Место для вокзала было выделено у Крестовской заставы на пустыре, который прилегал к Первой Мещанской улицей, и располагался между линией Николаевской железной дороги и Лазаревским кладбищем. Товарную станцию предполагалось построить рядом с пассажирской, а между вокзалом и улицей должна была остаться площадь, чтобы экипажи могли свободно подъезжать сюда.
Обществу железной дороги пришлось решать вопросы благоустройства прилегающих улиц и городского водопровода, так как Москворецкий водопровод выходил как раз на территорию станции. Таковы были требования Городской Думы, при выполнении которых позволялось строить станцию. Например, Общество взяло на себя обязанность построить широкий мощеный проезд вдоль Лазаревского кладбища, уложить тротуар и мостовую в Трифоновском переулке и тому подобное.
На строительство новой железной дороги было выделено ограниченное время, поэтому проектирование велось по упрощенным техническим условиям. Быстро строился и Виндавский вокзал. В августе 1900 года уже был готов первый этаж. Автором проекта был автор Витебского вокзала в Петербурге, архитектор Станислав Бржозовский, а руководил строительством архитектор Ю. Ф. Дидерихс.
Фасад здания Рижского вокзала выполнен в старинном русском стиле. Кажется, что он состоит из трех теремов, соединенных крытыми переходами на уровне первого этажа. В центре располагалось крытое крыльцо. Современники высоко оценили красоту и изящество нового вокзала. В отношении удобства и технической оснащенности, Рижский вокзал был одним из лучших в Москве. У станции была даже своя электростанция, благодаря которой освещались платформы и помещения.
Церемония торжественного открытия и освящения вокзала состоялась 11 сентября 1901 года. В этот же день в 18:05 от перрона отошел первый поезд на Виндаву. К минусам нового вокзала относилось то, что поезда приходили поздно вечером. Вокзал был не приспособлен для одновременного размещения большого количества пассажиров, а извозчиков не было, их приходилось нанимать в селе Всехсвятском, а по пути до села багаж нужно было нести в руках.
В конце 1930-х годов железнодорожная отрасль начала использовать для перевозок электрическую энергию, так как таким образом намного увеличивалась пропускная способность. Самым первым на Московском железнодорожном узле был электрифицирован отрезок Москва-Пушкино по Ярославскому направлению (1929 год), затем электрички пустили по Горьковскому направлению (1933 год), а в 1937 году – по Курскому.
По  третьему пятилетнему плану первые электрички на Рижском направлении должны пойти в 1943 году, но начало Великой Отечественной войны отодвинуло выполнение этого решения до 1945 года.
С годами Рижский вокзал ветшал, да и планировка Рижской площади уже не отвечала требованиям современного транспортного потока. В связи с этим, 10 января 1995 года Правительство Москвы постановило построить на Рижской площади транспортную развязку. В процессе обсуждения был выбран вариант постройки развязки в виде эстакады. Чтобы осуществить проект, пришлось снести грузовой двор, камеры хранения и некоторые другие строения, принадлежащие Рижскому вокзалу.
В это же время шли работы по обновлению вокзального здания. Реконструкцию Рижского вокзала можно причислить к лучшим образцам подобных работ. У здания не только не появилось никаких новых элементов, но и были восстановлены по старым чертежам лепнина и старинные люстры.
На сегодняшний день Рижский вокзал представляет собой современный комплекс площадью около 5 000 квадратных метров. Здесь работают кассы по продаже железнодорожных билетов, световые информационные табло в залах и на платформе и прочее. В помещениях Рижского вокзала в Москве одновременно могут находиться 1 300 пассажиров. При вокзале работает комната матери и ребенка и гостиница.
В 2004 году, 31 июля на Рижском вокзале открылся музей железнодорожной техники. В его экспозиции насчитывается более 40 единиц отечественных и иностранных вагонов, паровозов, щебнеочистительных машин и другой техники. Напротив этого музея расположен вход в Центр научно-технической информации ОАО "РЖД" и Центр инновационного развития.
В начале 2000-х годов загрузка Рижского и Савеловского вокзалов значительно снизилась, и их хотели закрыть, а пригородные электрички переместить на другие вокзалы, но планы эти остались лишь на бумаге, оба вокзала по-прежнему работают, правда,  только в дневном режиме.
• Музей натурной железнодорожной техники открылся 31 июля 2004 г. на станции Москва-Рижская. Это музей под открытым небом, где представлена железнодорожная техника разных лет выпуска. На специально созданной площадке на станции Москва-Рижская разместились экспонаты, демонстрирующие этапы развития российского железнодорожного транспорта. Здесь можно увидеть "Феликса Дзержинского" и "Серго Орджоникидзе", вагон-танк и санитарный вагон, вагон-кухню и вагон-салон, предназначенные для особоважных персон как дореволюционной, так и советской эпохи, "трофейный" паровоз и другая железнодорожная техника, много лет проработавшая на московской дороге и на других магистралях страны.


На площадке представлено более 60 натурных экспоната, в том числе 12 паровозов, 10 тепловозов, 7 электровозов, 3 салон-вагона, 2 санитарных вагона, теплушка, 10 единиц специальной железнодорожной техники, паровозная гидроколонна, действующий макет железнодорожного переезда с УЗП в натуральную величину, отечественные скоростные локомотивы Р200 и "Сокол".

От метро путь к вокзалу идет через длинный подземный переход. В 2000-е годы вокзал хотели закрыть, потому что он глуховатый — в итоге оставили пока, но грузовое отделение закрыли — теперь он только пассажирский. Недавно в здании вокзала открыли хостел. Билеты на электрички продаются в кассах у входа на пригородные платформы (справа отсюда), а не в самом вокзале. 2015 год

Крыло Рижского вокзала. На вокзале находится Центр инновационного развития, в котором находится выставочный центр инноваций на железнодорожном транспорте (вход напротив музея железнодорожной техники). А так всё самое обычное — зал ожидания, туалеты, кафе, вай-фай, справочная, всякие услуги. После реконструкции тут комфортно. 2015 год

Островная пригородная пассажирская платформа, где останавливаются электрички на Волоколамск и Шаховскую. Здесь всегда довольно спокойно (тихий вокзал). Слева — поезда дальнего следования (до Великих Лук, Пскова и Риги (отправляются редко и по вечерам). Проход к электричкам — через турникеты (с 1999 года).

Музей железнодорожной техники под открытым небом, за Рижским вокзалом (раньше тут были тупики пригородных электричек). Более 60 разных экспонатов, в том числе 12 паровозов, 10 тепловозов, 7 электровозов, 3 салон-вагона, 2 санитарных вагона и др. Среда — воскресенье — с 10:00 до 16:00. Билет — 100 руб., за фото — еще 200 руб.

• конечная автобусно-троллейбусная станция «Рижский вокзал».

Жилых домов нет.

Зона отдыха:

В центре площади находится сквер с фонтаном, пешеходными дорожками, скамейками, деревьями и газонами.

– Памятник создателям первого спутника Земли – у входа в метро «Рижская».
Успешный запуск искусственного спутника Земли вошел в историю как первый шаг завоевания человечеством космического пространства.
Скульптор: С. Я. Ковнер; Архитектор: В. Н. Карцев
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 1963
4 октября 1957 г. советскими учеными был запущен в космос первый искусственный спутник Земли. Начиналась новая, космическая эра. Успешный запуск искусственного спутника Земли вошел в историю как первый шаг завоевания человечеством космического пространства. Этому знаменательному событию и установлен памятник у станции метро «Рижская».


Памятник представляет собой скульптуру рабочего, несущего над головой первый спутник, созданный и запущенный советскими учеными и тружениками огромного количества производств и отраслей нашей страны.Именно поэтому рабочий выбран символом создателей уникального для того времени чуда техники, которое поразило весь мир. Скульптура установлена на постаменте, облицованном серыми полированными гранитными плитами. На постаменте размещена памятная надпись, выполненная прорезными буквами: «Создателям первого спутника Земли. 1957» (западный фасад); а также подпись авторов: «Скульптор Ковнер С. Я. Архитектор Карцев В. Н. 1963 г. Восстановлен в 1998 г. КК „Торговый дом“» (восточный фасад).

Фонтан «Рижский» (еще его называют «Каравелла») в сквере у площади Рижского вокзала (между проспектом мира и метро «Рижская» и вокзалом). Как раз хорошо по пути от метро к вокзалу тут побыть. Есть лавочки, много зелени и цветов. Вечером — фонари. Только тут шумно. 2015 год

Около фонтана «Рижский» территория благоустроена. Плиточное покрытие. Есть скамейки, зелень и красота. Нет торговых точек, развлечений и еще шумно. Вид на вокзал — отличный. 2015 год

Фото:

2015 год

Проезд:

От метро «Рижская» пешком по подземному переходу.


Видео:




Состояние на 12.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий