четверг, 27 октября 2016 г.

Страстной бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по Тверскому району (ЦАО) от Пушкинской площади до площади Петровских ворот. 

Часть Бульварного кольца. 

Метро «Чеховская» (начало бульвара).

Описание:

Бульвар с 2 проезжими частями с односторонним движением автотранспорта (по 3 полосы в каждом направлении). Тротуар – с одной стороны (по другой стороне – сквер). Озеленение среднее. Длина – около 550 метров.

История:

Проложен в 1820-х гг. на месте стены Белого города. Назван по Страстному монастырю. 

Первоначально шёл от Тверской улицы вдоль юго-восточной монастырской стены до Петровки; с севера к бульвару примыкали Сенная площадь и сад дворца Гагариных (д. 15, первая половина 18 в., 1786—90, в начале 19 в. — Английский клуб; перестроен в 1825—28 гг., архитектор О. Бове), с 1833 г. — Новоекатерининская больница (отсюда название внешнего проезда бульвара до 1917 г. — Больничный). 

В д. 9 (1820-е гг.; перестроен во второй половине 19 в.; снесён в 1997 г.) с 1849 г. жил А. Сухово-Кобылин. 

Характер застройки первой четверти 19 в. можно представить по д. 10 — усадьба Власовых, затем редакторский корпус Университетской типографии (1760-е гг., перестроен в 1816—17 гг., архитектор Н. Соболевский при участии Ф. Бужинского), здесь находилась редакция газеты «Московские ведомости» с книжной лавкой А. Ширяева (ныне здание принадлежит Союзу театральных деятелей); д. 12, строение 2, — дом купца Ф. Пика (1812—16); д. 13 — дом Н. Давыдова (1830-е гг.; перед домом в 1977 г. установлен бюст дважды Героя Социалистического Труда Ф. Петрова). 

Тот же масштаб сохраняет особняк С. Елагина (д. 11, 1898, архитектор А. Драницкий; в 1972 г. открыта мемориальная доска в память М. Кольцова, работавшего здесь в редакции журнала «Огонёк» и объединении «Жургаз» в 1927—38 гг.; скульптор А. Казачок, архитекторы Г. Миронов, Н. Пелевина). 

В 1872 г. на средства Е. Нарышкиной на месте Сенной площади был разбит сквер. 

В 1874 г. юго-западная часть Нарышкинского сквера отошла под проезд с Большой Дмитровки в Большой Путинковский переулок (Нарышкинский проезд) и здание 1-й женской гимназии В. Потоцкой (Нарышкинский проезд, 2; 1879, архитектор Н. Тютюнов), впоследствии — Коммунистический университет трудящихся Востока Академии педагогических наук (ныне Госкомпечать Российской Федерации). 

В 1905—17 гг. здесь жил С. Рахманинов (мемориальная доска; скульптор Н. Нисс-Гольдман, архитектор В. Уляшов). 

В начале 20 в. построено здание монастырской гостиницы, отделённое от здания женской гимназии узким проездом. 

Отрезок внешнего проезда бульвара от Малой Дмитровки до Нарышкинского проезда сохранил название Большого Путинковского переулка (в 1928—93 проезд Скворцова-Степанова), хотя нумерация домов по переулку и по нечётной стороне Страстного бульвара является общей: д. 1 (1911); д. 3 — типография газеты «Утро России» (1907 — 1909, архитектор Ф. Шехтель; 1913—14, архитектор П. Заруцкий), д. 5 — доходный дом (1903, архитектор К. Буров, надстройка 1949). 

В д. 8 (1880-е гг., архитектор Р. Клейн, надстроен в 1930-х гг.) в 1919—38 гг. находились клуб латышских политэмигрантов и театр «Скатуве». 

Благодаря малочисленности высоких доходных домов и построек советского периода (д. 14—16; 1928—31, архитектор В. Фомин; ныне МАТИ) облик Страстного бульвара изменился мало. 

В 1995 г. на бульваре установлен памятник В. Высоцкому (скульптор Г. Распопов). 

Страстной бульвар — самый широкий (до 80 м) в составе Бульварного кольца. 

В посадках много клёна ясенелистного, сохранились старые дубы. 


Бульвар назван в 19 веке по находившемуся здесь Страстному монастырю (снесен в 1938 году).

В 19 веке одну половину Страстного бульвара занимал Страстной монастырь, а другую, от Большой Дмитровки до Петровки, занимала сформировавшаяся в 18 веке Сенная площадь, где днем шла торговля сеном, а по вечерам грабили прохожих.

Сам бульвар в самом начале, в 1820-е годы, представлял собой узкую аллею с посаженными в два ряда деревьями. Местная домовладелица Е. Нарышкина в 1872 году за свой счет превратила площадь в бульвар, прозванный Нарышкинским садом или сквером.

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Является самым широким (более 80 метров) из всех бульваров кольца.

Проходит от Пушкинской площади, от Большой Дмитровки и заканчивается у площади Петровских ворот. Страстной бульвар был назван по имени монастыря во имя Страстной иконы Божией Матери. Это имя Страстная площадь носила до 1932 года.

Часть Страстного бульвара, до Петровки, была занята Сенной площадью, сформированной в 18 веке. Такое название площадь получила из-за того, что на этом месте шла бойкая торговля сеном. 

Узкая аллея с деревьями, аккуратно высаженными в два ряда – так в 1820 году выглядел Страстной бульвар.

В 1872 году Сенная площадь тоже стала частью Страстного бульвара, его назвали Нарышкинским садом или сквером в честь одной из домовладельцев – Е. Нарышкиной, которая за собственные деньги благоустроила этот бульвар.

Страстной монастырь упразднён в 1928 году. 

В 1937 году, при проведении реконструкции улицы Горького (ныне улица Тверская) и Пушкинской площади, уничтожены монастырские строения. Перенесённый со своего прежнего места, с Тверского бульвара, памятник А. Пушкину установлен на территории бывшего монастыря в 1950 году. Здесь же разбит сквер, высажены клумбы, устроены фонтаны.

В 1961 году, на территории бульвара, по проекту архитектора Ю. Шевердяева построен кинотеатр «Россия». 

В конце бульвара, со стороны площади Петровских ворот, в 1995 году установили памятник В. Высоцкому (скульптор Г. Распопов). 


В 1999 году в центральной части Страстного бульвара установлен памятник С. Рахманинову (скульпторы А. Ковальчук и О. Комов).

Нежилые объекты:

М метро «Чеховская» (Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 31 декабря 1987 года ; названа в честь писателя Антона Чехова; глубокая (глубина — 62 метра); выход только один и ведет он только на Страстной бульвар (но совсем рядом — Малый и Большой Путинковские переулки, улица Большая Дмитровка, Пушкинская площадь и др.); подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам (причем трем); с другой стороны станции осуществляется пересадка на станцию «Тверская» Замоскворецкой линии; наконец, в центре зала идет пересадка на станцию «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии; вместо колонн на станции пилоны из светлого мрамора, причем двояковыпуклые, а путевые стены облицованы разноцветным мрамором; пол выложен серо-розовым гранитом; в центре зала подвешены светильники, украшенные металлическими букетами и драпировкой; скамеек мало и находятся они в началах и концах платформы; тема станции — Антон Чехов и его творчество: путевые стены украшены мозаичными панно по мотивам произведений Антона Чехова, а на торцах выполнены панно с изображением московского дома Чехова, чеховского факсимиле, книгами, профилем Чехова, лавровой ветви и цветущей вишни; осветительная композиция на станции имитирует театральные занавесы, между которыми находятся букеты железных роз).

• 3 памятника: рядом с редакцией журнала «Новый мир» — памятник А. Твардовскому (2013), в центре бульвара — памятник Сергею Рахманинову (1999), в конце бульвара — памятник Владимиру Высоцкому (1995).

Памятник Твардовскому открыт 22 июня 2013 года неподалёку от редакции журнала «Новый мир», редактором которого Твардовский был с 1950 по 1954 годы, а также с 1958-го по 1970-й. При нем в журнале была, в частности, опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первое произведение будущего Нобелевского лауреата, вышедшее в СССР. Кроме того, «Новый мир» Твардовского публиковал произведения Василия Шукшина, Юрия Трифонова, Фазиля Искандера, Владимира Войновича и десятков других советских писателей.

Скульптура передана в дар Москве Российским фондом мира. Она создана народным художником России Владимиром Суровцевым и заслуженным архитектором страны Виктором Пасенко.

Памятник Высоцкому установлен в 1995 г. Скульптор Г. Распопов. Был открыт в пятнадцатую годовщину смерти Владимира Высоцкого, поэта, актёра и барда (25.01.1938 — 25.07.1980). Эскиз для бронзового памятника был создан еще в годы жизни Высоцкого в 1979 году.

Памятник Рахманинову установлен в 1999 году (скульпторы О. Комов и А. Ковальчук).

Монумент представляет собой статую Рахманинова, сидящего на стуле. Внимательный, проникновенный взгляд и слегка напряжённая поза создают ощущение, что композитор сидит в филармонии на премьере своего произведения.

• Отель «СтандАрт» 5* (№ 2). «В этом доме жила с 1936 года по 1963 год народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР Евдокия Дмитриевне Турчанинова». См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_460.html.

Гостиница построена на месте снесённого здания бывшей редакции газеты «Московские Новости». 
Открыт в 2015 году.
• МФЦ (№ 4, стр. 1). Шестиэтажный кирпичный бывший жилой дом 1899 года постройки, сильно перестроенный.

• Московский художественно-промышленный институт (№ 4, стр. 2). 

Первый корпус. Здесь находится: приёмная комиссия, подготовительные курсы, курсы, кафедра гуманитарных социально-экономических дисциплин. 

Аренда.

• Бар «Кантри паб» (№ 4, стр. 3).

• Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (№ 5; конец 19 века; бывшая женская гимназия; в 1905-1917 годах здесь жил и работал композитор Сергей Рахманинов; с 1938 года в здании размещался Всесоюзный Радиокомитет, откуда в 1941-1945 годах диктор Юрий Левитан передавал военные сводки Совинформбюро). «В этом доме в 1905-1917 годах жил и работал великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов».

Про Рахманинова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_301.html.

• Бывший литературный салон Д. Свербеева (№ 6; 19 век; бывший дом статского советника И. Бенкендорфа; в этом доме в 1805 году жил баснописец И. Крылов, где написал свои первые басни; в начале 19 века в доме располагался очень известный в Москве литературный салон Д. Свербеева, где высшее московское общество собиралось по пятницам, горячо обсуждали культурные и политические события, часто авторы читали здесь свои новые произведения; о посещении салона А. Пушкиным сохранились документальные свидетельств).

• МФЦ (№ 6, стр. 1). 

В нач. 19 в. в доме располагался известный в Москве литературный салон Д. Свербеева, автора «Записок» о событиях в общественно-политической жизни 1-й пол. 19 в. в России, опубликованных лишь через много лет после его смерти в 1899 г.

В этом доме в 1805 г. жил баснописец И. Крылов, где написал свои первые басни - «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_884.html.

Ныне дом значительно перестроен. «Высшее московское общество собиралось здесь по пятницам. 

Приезжали разные люди, горячо обсуждали культурные и политические события. Часто авторы читали здесь свои новые произведения. О посещении салона А. Пушкиным сохранились документальные свидетельства, например, письмо Е. Языковой Н. Языкову, в котором она рассказывает о своей встрече с поэтом у Свербеева в пятницу 15 мая 1836 года».

• Литературный салон «Классики 21 века» (№ 6, стр. 2). 
Легендарная «Чеховка», первое независимое издательство в современной России (Редакционно-издательское агентство Руслана Элинина, издательство Елены Пахомовой).
• Отель «Брестоль» (№ 7, стр. 2).

• МФЦ (№ 8а). Театральный центр «На Страстном» и пр.
• МФЦ (№ 9). 

Раньше тут находился дом Сухово-Кобылина. В историческом здании классик философии А. Сухово-Кобылин, по преданию, убил утюгом любовницу Луизу-Симону Диманш. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_172.html.

Последний владелец дома снёс его и все пристройки в 1997 г. Позже попытались особняк воссоздать, заодно пристроив позади него бизнес-центр.

Нынешнее здание — новодел.

• Союз театральных деятелей РФ (№ 10, стр. 1; конец 19 века, бывшее Общество взаимного вспоможения русских артистов). 

История Союза театральных деятелей Российской Федерации началась 9 января 1877 года, когда состоялось первое собрание «Общества взаимного вспоможения русских артистов». 

Союз является также правопреемником «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (1883-1894), Императорского Российского театрального общества (1894-1919), Российского театрального общества (1919-1933), Всероссийского театрального общества (1933-1986).

Главными целями Союза являются всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей, содействие защите социальных, правовых и профессиональных интересов творческих работников театра, созданию необходимых условий творческого труда и жизни членов Союза.

Сегодня Союз объединяет театральных деятелей всей России: его членами являются 25 тысяч человек, а региональная сеть СТД РФ включает в себя 75 организаций в республиках, краях и областях. Также в структуру Союза входят российские центры международных театральных организаций — Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА), Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), Международной ассоциации любительских театров (АИТА), Международной ассоциации сценографов, театральных техников и архитекторов театров (ОИСТАТ). Инфраструктуру СТД РФ составляют фабрики, здравницы, дома творчества, медицинские учреждения.

Союз театральных деятелей Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Министерством иностранных дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими творческими союзами, учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, зарубежными партнерами организует и проводит межрегиональные, общероссийские и международные фестивали, смотры, конкурсы, выставки, симпозиумы и конференции по актуальным проблемам сценического искусства, лаборатории и семинары по вопросам теории и практики театра, исследования по истории и теории театра, театральной критике, экономике, социологии и организации театрального дела, способствует развитию студийного и экспериментального движения, любительских театров, осуществляет издательскую деятельность, публикует произведения драматургии.

Союз театральных деятелей Российской Федерации открыт для контактов со всеми, кто готов содействовать сохранению и развитию традиций отечественного театрального искусства, становлению новых организационных и творческих форм театра, поддержке признанных мастеров российской сцены и творческой молодежи.

Здание построено в 1816 году для университетской типографии (здание редакции).

• Бывшее журнально-газетное объединение «ЖУРГАЗ» (№ 11, стр. 1; здесь в 1927-1938 годах работал М. Кольцов (1898-1942) — писатель, журналист, основатель и главный редактор журнала «Огонек»; в объединении бывали И. Ильф, Е. Петров, В. Гиляровский, Д. Бедный и другие писатели). «В этом здании с 1927 по 1938 год работал выдающийся советский журналист, основатель и главный редактор журнала Огонек Михаил Ефимович Кольцов».



• Офисы (№ 11, стр. 2).

• Новое Пространство Театра Наций (№ 12, стр. 2). 
Точная дата возведения дома и фамилия архитектора не установлены. Известно, что в 1811 году купец Ф. И. Пик приобрел здесь земельное владение. Исследователи склоняются к версии, что в 1812 году он продолжил строительство дома, начатое на участке прежними владельцами между 1809 и 1811 годами. На плане 1816 года дом уже обозначен как существующий, на чертеже 1837 года виден фасад в стиле классицизма.
В 1856 году дом перешел в собственность А. Ф. Редлиха, врача, владельца известного водолечебного заведения. На плане 1872 года видно, что новые пристроенные каменные объемы соединили здание с большой каменной постройкой, расположенной вдоль восточной границы участка (видна на плане 1816 года), а северный фасад лишился симметрии и строгости, свойственной классицизму. План 1879 года показывает появление со стороны южного фасада двухэтажной пристройки с лестницей, ведущей на второй этаж. Проекты последующих перестроек здания связаны с желанием владельцев как можно более комфортабельно обустроить на первом этаже водолечебницу, а на втором — квартиры, в том числе собственную. Так, на плане 1882 года главный вход устроен с торца здания, выходящего на Страстной бульвар, а в ризалите по северному и южному фасадам как на первом, так и на втором этаже изображено четное количество окон. Между тем для классического стиля типично нечетное количество оконных проемов и расположение главного входа по оси здания. Скорее всего, количество окон было обусловлено числом отдельных кабинетов в водолечебнице.
В 1967 году был разработан проект реставрации здания с приспособлением под размещение архива Центрального военкомата. Большая часть внутренней планировки, обозначенной на экспликациях 1908 года (помещения и кабинеты водолечебницы, квартира владельцев), сохранилась. Архив размещался в особняке до середины 1990-х годов, затем здесь последовательно находились общежитие, площадка неформальных художников. В середине 2011 года здание было передано в оперативное управление Государственному театру наций. В июле 2014 года начались комплексные реставра¬ционные работы.
Были отреставрированы кровля основного объема здания 1809-1811 годов и кровля пристройки второй половины XIX века с сохранением работоспособных первоначаль¬ных элементов конструкции. Несохранивши¬еся элементы воспроизводились по старым образцам. Основной объем кровли окрашен по историческим аналогам в черный цвет, кровля пристройки — в зеленый. Восстанов¬лена водосточная система с подвесными и настенными желобами.
В процессе реставрации фасадов проводились расчистка их поверхностей от цементной штукатурки, восстановление утраченных участков кирпичной кладки. Оконные проемы второй половины XX века были заложены. Отреставрированы венчающий штукатурный карниз, профильные части рустов. Восста¬новлены белокаменные перемычки оконных проемов подвального этажа и утраченные фрагменты цоколя из белокаменных блоков на северном и южном фасадах. Выполнена штукатурка стен основного объема здания, фронтонов и северного фасада пристройки.
Реставрационно-ремонтные работы проводились также во внутреннем пространстве пристройки и основного здания.
В помещениях подвального этажа основного здания были разобраны поздние кирпичные перегородки, бетонные стяжки, железобе¬тонные конструкции и грунтовые основания до уровня подошвы фундаментов. Отметка чистого пола понижена до исторического уровня. В подвальных помещениях объема пристройки были фрагментарно усилены фундаменты, расчищены поверхности кирпичных стен и сводов от цементной штукатурки, разобраны поздние закладки проемов. Восстановлены ослабленные и утраченные участки конструкций сводов, стен, арочных перемычек, оконных и дверных проемов, лицевой поверхности кирпичной кладки.
В объеме пристройки были демонтированы железобетонные конструкции лестницы и перекрытия второй половины XX века; вос¬становлены перекрытия по металлическим балкам, своды Монье на исторических отмет¬ках; отреставрированы ступени и фрагменты полов северного входа; воссозданы плани¬ровка помещений и штукатурная отделка стен. В помещениях первого этажа основно¬го здания отреставрированы сохранившиеся фрагменты цементной плитки конца XIX века. Расчищены поверхности кирпичных стен от цементной штукатурки с разборкой закла-док проемов. Восстановлены утраченные участки конструкций стен, сводов, арочных перемычек, оконных и дверных проемов, лицевой поверхности кирпичной кладки. На втором этаже отметки чистого пола были приближены к историческим, также разобра¬ны поздние проемы, восстановлены участки кирпичной кладки.

Церемония открытия прошла в марте 2016 года в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и министра культуры Владимира Мединского. 
Новое Пространство – междисциплинарный проект Театра Наций, который объединяет современных художников различных направлений для создания новой культурной среды посредством изучения многообразия форм современного искусства. Концепция Нового Пространства состоит из семи блоков: кураторство, литература, танец и перформативное искусство, архитектура, музыка, визуальное искусство, кинематограф. В рамках каждого блока исследуется не только конкретный вид искусства, но и природа его взаимодействия с театральной традицией. Художественный руководитель Театра Наций - Евгений Миронов.
Здание является объектом культурного наследия «Жилой дом, 19 век».

Точная дата возведения дома и фамилия архитектора не установлены. 
Известно, что в 1811 году купец Ф. Пик приобрёл здесь земельное владение. 
Исследователи склоняются к версии, что в 1812 году он продолжил строительство дома, начатое на участке прежними владельцами между 1809 и 1811 годами. 
На плане 1816 года дом уже обозначен как существующий, на чертеже 1837 года виден фасад в стиле классицизма.

В 1856 году дом перешёл в собственность А. Редлиха, врача, владельца известного водолечебного заведения. 
После этого сильно изменился внутренний и внешний облик особняка: здесь появились новые помещения и была сделана перепланировка, что нарушило первоначальную архитектурную целостность здания. В доме работала водолечебница. 
На плане 1872 года видно, что новые пристроенные каменные объёмы соединили здание с большой каменной постройкой, расположенной вдоль восточной границы участка (видна на плане 1816 года), а северный фасад лишился симметрии и строгости, свойственной классицизму.

План 1879 года показывает появление со стороны южного фасада двухэтажной пристройки с лестницей, ведущей на второй этаж. 
Проекты последующих перестроек здания связаны с желанием владельцев как можно более комфортабельно обустроить на первом этаже водолечебницу, а на втором — квартиры, в том числе собственную. Так, на плане 1882 года главный вход устроен с торца здания, выходящего на Страстной бульвар, а в ризалите по северному и южному фасадам как на первом, так и на втором этаже изображено чётное количество окон. Между тем для классического стиля типично нечётное количество оконных проёмов и расположение главного входа по оси здания. Скорее всего, количество окон было обусловлено числом отдельных кабинетов в водолечебнице.

После 1917 года здание на Страстном бульваре перешло в руки государства. В нём разместили различные конторы и жильё. 
В 1967 году был разработан проект реставрации здания с приспособлением под размещение архива Центрального военкомата. 
Большая часть внутренней планировки, обозначенной на экспликациях 1908 года (помещения и кабинеты водолечебницы, квартира владельцев), сохранилась. Архив размещался в особняке до середины 1990-х годов. 
В дальнейшем, вплоть до 2011 года, в доме было общежитие. Также здесь проходили показы неформальных художников.

В середине 2011 года здание было передано в оперативное управление Государственному театру наций. 
В июле 2014 года начались комплексные реставра¬ционные работы.
Зданию требовался капитальный ремонт и реставрация. Эти работы провели в 2014–2015 годах за счёт федерального и московского бюджетов.
• Офисы (№ 13). 
Бывший господский дом адвоката Давыдова. Около 1900 года постройки. 
Сохранился дом для прислуги и конюшня; на месте главного дома – сквер с детской площадкой.
После революции перед этим домом по первой линии Страстного бульвара построили двухэтажный деревянный дом-барак.
До войны он был жилым. 
Во время войны в него попала немецкая бомба, бомбили типографию Известий. Обломки разобрали, а каменный подвал долго стоял заросший травой. В нем после войны жили люди, а потом там повесился какой-то мужик и подвал засыпали землей.
Сейчас на этом месте памятник коммунисту Петрову и гранитные лавочки. Место, где стоял дом, легко определить по сохранившемуся возвышению.
С послевоенных времен до 1991 года здесь был филиал института марксизма-ленинизма, а основное здание было на Пушкинской улице. 
• Офисы (№ 13а, стр. 2). 
Бывшая конюшня, а после революции – жилой дом.
• Бывшее здание Электромашиностроительного института (№ 14, 1931, затем до 2000-х годов здесь находился МАТИ). 

Здание построено в 1-й пол. 19 в. 

Реконструировано в 1875, 1886, 1928-1931, 1990-е гг.

Здесь находился основанный в 1920 г. Я. Каганом-Шабшаем на собственные средства институт инженеров-электриков-производственников, в дальнейшем Государственный электромашиностроительный институт им. Я. Каган-Шабшая (ГЭМИКШ). 

До 1932 г. Яков был директором этого института и профессором электромашиностроения, заведуя той же кафедрой. 

В 1930 г. на базе Станкоинструментального факультета ГЭМИКШ он создал в Москве Станкоинструментальный институт (СТАНКИН).

• Бывшая усадьба Гагариных (№ 15/29 с несколькими строяениями, 18 — 19 века, с 1828 года – Ново-Екатерининская больница; в советское время и до 2009 года – больница № 24). 

История этого дома началась в 1786 году, а в его основании находится еще более древнее строение: палаты первой половины XVIII века.
С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - Стендаль, французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.
После войны для восстановления сгоревших московских зданий была создана специальная комиссия о строении Москвы, в вошел  Осип Иванович Бове. Именно ему Москва обязана целым рядом восстановленных построек. Под его началом были перестроены Торговые ряды напротив Кремля, проведена реконструкция Красной площади, построен Манеж. В 1826 году под его руководством был восстановлен и дом Гагариных, который теперь приобрел выраженные черты стиля ампир. Три арочных завершения проемов цокольного этажа были заменены горизонтальными перемычками с имитацией клинчатой каменной замковой кладки. Аттик над двенадцатью белокаменными ионическими колоннами заменяются монументальным треугольным фронтоном во всю ширину центрального корпуса. В 1833 году в здании была открыта больница, получившая название Ново-Екатерининской. С 1917 года она стала носить название 24-й городской, и просуществовала здесь вплоть до 2008 года.

В 2009 году реставраторы обнаружили на чердаке здания интереснейшую находку. Переделывая усадьбу в больницу, Осип Бове увеличил объем здания, но не стал трогать крышу постройки своего учителя М.Ф. Казакова, которая чудом уцелела во время московского пожара, просто накрыв ее новой, большей по размеру. Поэтому внутри чердака сохранились детали кровли 1786 года.
Изначально после переезда больницы здание планировалось передать Музею Москвы, однако возникшая идея об открытии здесь главного московского дворца Бракосочетаний притормозила дело. Пока шел спор о будущем назначении здания, усадьба перестала охраняться и превратилась в заброшенный дом. Множество деталей здания, которые до последнего времени были в отличном состоянии, стали разворовываться и уничтожаться. Летом 2011 года были уничтожены или вывезены чугунные лестницы XIX века. Тогда Общественное движение "Архнадзор" обратилось в ГУВД Москвы и потребовало законсервировать здание. Сегодня усадьба стала охраняться, однако меры по её восстановлению пока не предприняты. В новогоднюю ночь 2013 года при загадочных обстоятельствах были снесены две хозяйственные постройки XIX века, расположенные на территории больницы. 
2013 год ознаменовался стартом реставрационных работ в городской усадьбе.
В ходе реставрационных  работ 2013–2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.
В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада – белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.
По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.


Открыта в 1833 г. в бывшем доме князей Гагариных (построен в конце 18 в. архитектором М. Казаковым; в 1802—12 гг. в нём размещался Английский клуб; после пожара 1812 дом восстановлен архитектором О. Бове), который под руководством доктора А. Поля был приспособлен для больницы. В неё перевели больных из Екатерининской больницы (отсюда бывшее название Новоекатерининская больница). 

Указом 1845 г. превращена в клиническую базу медицинского факультета Московского университета. Здесь были созданы одни из первых в России госпитальные терапевтическая клиника и хирургическая клиника с урологическим отделением (1846) и кафедра патологической анатомии (1849). 

В 1995 г. в больнице функционировали 9 отделений на 615 коек. На базе больницы работают городской проктологический центр, единственное в Москве отделение терапии лекарственной болезни. 

В 2015 году сюда переехала Мосгордума с Петровки, 22 (для этого 24-ю больницу перевели отсюда на Писцовую улицу, а многие старые здания на территории бывшей больницы просто снесли; за годы здание сильно поизносилось. Большая часть настенной живописи была закрашена, а некоторые детали и вовсе уничтожены. 

В 2009 году больница съехала, и очень скоро место превратилась в ночлежку для бомжей. Так продолжалось до недавнего времени, пока здание не решили спасти; сейчас усадьба полностью отреставрирована. Внутри нее планируется организовать общественный центр, а снаружи воссоздать парк, который был здесь еще в 18 веке и который свяжут с находящимся неподалеку садом «Эрмитаж» через пешеходную зону на Успенском переулке).

Монументальная постройка с 12-колонным портиком, господствующая над всей застройкой Страстного бульвара, сооружена в 1786—90 на территории обширной усадьбы Гагариных (где уже имелись каменные здания первой половины и середины 18 в., возможно, включённые в новый дворцовый комплекс). Авторство иногда приписывают М. Казакову. 

Здание получило масштабное, чётко спланированное и компактное решение с вытянутым вдоль Страстного бульвара протяжённым фасадом, в котором выделены величественный трёхэтажный объём центральной части с портиком, симметричные двухэтажные боковые крылья, к левому из которых был пристроен манеж, каретники и хозяйственные помещения, образовавшие глубокий внутренний двор. 

В 1802—12 гг. в здании находился Английский клуб, в 1812 г. оно горело, в 1825—28 гг. его перестроил О. Бове для Новоекатерининской больницы. 

При этом была проведена внутренняя перепланировка парадной анфилады в череду больничных палат, овальный зал второго этажа по центральной оси переделан в больничную церковь. Снаружи здание получило такой же простой и строгий облик, как и внутри: украсив главный портик монументальным лепным фризом, Бове сделал крайне лаконичным решение садового фасада и бывшего хозяйственного двора. 

Сохранились остатки парка, постройки 19 в., ограды с воротами, часовня в стиле ампир при больничном морге. 

Обширное владение Гагариных, известное с 1716 г., занимает всю восточную часть квартала между Страстным бульваром, улицей Петровкой и Успенским переулком. 

В первой половине 18 в. торцом к Петровке были выстроены жилые палаты, а в 1750-х гг. на границе двора и сада поставлены хозяйственные корпуса. 

Эти постройки позднее вошли в состав приписываемого архитектору М. Казакову грандиозного главного дома 1786—90 гг., вытянувшегося вдоль бульвара. Его трёхэтажная средняя часть украшена 12-колонным портиком, поставленным на выступ первого этажа. Двухэтажные боковые крылья декорированы очень скромно. К левому, западному торцу дома, где располагался манеж, примыкает полукруглый хозяйственный комплекс с оградой между его крыльями. 

Оба сооружения составляют необычайно представительный ансамбль, обладающий и важнейшей градостроительной значимостью. Первоначально он замыкал перспективу делавшего здесь резкий поворот проезда на месте снесённых стен Белого города. 

Сильно обгоревшее в 1812 г. сооружение было в 1825—28 гг. перестроено архитектором О. Бове, после чего приобрело выраженные черты стиля ампир. 

В 1833 г. в усадьбу Гагариных была переведена Екатерининская больница (год её основания указан на фронтоне дома). 

Постепенно, вплоть до 1920-х гг., на её территории стали возникать разностильные больничные сооружения. 

В 1802—12 гг. в усадьбе Гагариных размещался Английский клуб; в 1806 г. здесь был устроен обед в честь П. Багратиона, победителя при Шёнграбене (описан у Л. Толстого в романе «Война и мир»). 

В 1812 г. в доме останавливался служивший в наполеоновской армии Стендаль. В настоящее время комплекс занят Московской городской думой.

Бывшая городская клиническая больница № 24, ранее — Ново-Екатерининская больница.

История этого дома началась в 1786 году, а в его основании находится еще более древнее строение: палаты первой половины 18 века.

С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе «Война и мир». Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - Стендаль, французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским. 

После войны для восстановления сгоревших московских зданий была создана специальная комиссия о строении Москвы, в которую вошёл Осип Иванович Бове. Именно ему Москва обязана целым рядом восстановленных построек. Под его началом были перестроены Торговые ряды напротив Кремля, проведена реконструкция Красной площади, построен Манеж. В 1826 году под его руководством был восстановлен и дом Гагариных, который теперь приобрел выраженные черты стиля ампир. Три арочных завершения проемов цокольного этажа были заменены горизонтальными перемычками с имитацией клинчатой каменной замковой кладки. Аттик над двенадцатью белокаменными ионическими колоннами заменяются монументальным треугольным фронтоном во всю ширину центрального корпуса. В 1833 году в здании была открыта больница, получившая название Ново-Екатерининской. В 1846 году она стала клинической больницей Московского университета, в которой студентом проходил медицинскую практику А. Чехов. 

С 1917 года больница стала носить название 24-й городской, и просуществовала здесь вплоть до 2008 года. 

В 2009 году реставраторы обнаружили на чердаке здания интереснейшую находку. Переделывая усадьбу в больницу, Осип Бове увеличил объем здания, но не стал трогать крышу постройки своего учителя М. Казакова, которая чудом уцелела во время московского пожара, просто накрыв ее новой, большей по размеру. Поэтому внутри чердака сохранились детали кровли 1786 года. 

Изначально после переезда больницы здание планировалось передать Музею Москвы, однако возникшая идея об открытии здесь главного московского дворца Бракосочетаний притормозила дело. Пока шел спор о будущем назначении здания, усадьба перестала охраняться и превратилась в заброшенный дом. Множество деталей здания, которые до последнего времени были в отличном состоянии, стали разворовываться и уничтожаться. 

Летом 2011 года были уничтожены или вывезены чугунные лестницы 19 века. Тогда Общественное движение «Архнадзор» обратилось в ГУВД Москвы и потребовало законсервировать здание. 

Сегодня усадьба стала охраняться, однако меры по её восстановлению пока не предприняты.

В 2012 году правительство Москвы предложило перевести в усадьбу Московскую городскую думу. 

В новогоднюю ночь 2013 года при загадочных обстоятельствах были снесены две хозяйственные постройки 19 века, расположенные на территории больницы. 

На 24 июня 2014 г. полностью закончен 6-этажный монолит с 2 подземными этажами, построенный на месте парка, административного корпуса, морга и прачечной. Идет монтаж инженерных систем и возведение внутренних перегородок. 

Сохранен и реставрируется 2-х этажный дом (первый этаж каменный, второй деревянный) начала 20 века и церковь, построенная в 1825 по проекту Осипа Бове для отпевания умерших пациентов Ново-Екатерининской больницы. Вырублено боле 50% деревьев на территории парка больницы. Надеюсь, хотя бы частично новые деревья будут высажены. В главном доме усадьбы идут отделочные работы, сняты строительные леса с правого и левого крыльев основного здания, завершается монтаж кровли в западном углу "подковы". 

Для строительства здания Мосгордумы были варварски уничтожены два исторических здания 18 века, входившие в состав комплекса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре (д. 15/29, стр. 4 и 8).

1 декабря 2015 года здесь разместился Аппарат Мосгордумы.

Жилые дома:

5 и 7 этажей (№ 4, стр. 4 и 5, конец 19 века; бывшие доходные дома князя К. Горчакова).

6 этажей (№ 7, стр. 1, 1900 год постройки).

10 этажей (№ 10, к. 1, 2002 год постройки).

4 этажа (№ 12, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом А. Редлиха). Кирпичный.

6 этажей (№ 13а, 1928 год постройки). 

Дом построен как кооперативный. 

До этого на его месте возможно находился усадебный пруд. 

Неофициальное название - "Дом старых большевиков". 

Он стоит на заднем дворе на месте хозяйственных построек дома адвоката Давыдова, который в свою очередь был построен в 1850 году. 

В этом месте сильный перепад высот, это видно по 6-метровой подпорной стене, на которой стоит забор склада декораций театра Ленком. 

Рядом один из 7 московских холмов, так что скорее всего во времена князей Гагариных тут были овраги.

Достопримечательности:

Театральный центр «На Страстном» (№ 8а).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зона отдыха:

Между 2 проезжими частями бульвара, по его середине проходит сквер (пешеходные дорожки, скамейки, детская площадка, деревья и газоны, ограда, памятники С. Рахманинову, А. Твардовскому и В. Высоцкому, фонари, декоративная ограда).

Интересно:

Бульвар является самым широким на Бульварном кольце (123 метра).

Проезд:

От метро «Чеховская» пешком и на троллейбусах №№ 15 и 31 (проезжают весь бульвар).


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий