пятница, 17 апреля 2020 г.

Рахманинов Сергей

Рахманинов Сергей (1873, усадьба Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии – 1943, Беверли-Хиллс, Калифорния, США), композитор, пианист, дирижер. Феноменально одаренный музыкант, прославился как «пианист века». Автор трех опер, трех симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, четырех концертов и «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром, многих фортепианных произведений, романсов. Потомственный дворянин; родоначальник – Василий Рахманин, внук молдавского господаря Стефана III Великого, племянник Елены Волошанки – невестки московского князя Ивана III, жены Ивана Молодого. Рахманинов родился в семье отставного офицера, многие члены которой были музыкально одарены. Дед Рахманинова – Аркадий Александрович (1808–81), военный, был известным в середине 19 в. пианистом, а2-м салонных романсов; приезжал в Москву для участия в частных концертах. Рахманинов провел детство в им.и Онег Новгородской губернии, музыкой занимался с 4 лет. С 1882 учился в Петербургской консерватории как пианист. В 1885 по совету двоюродного брата (племянника отца), пианиста и дирижера А.И. Зилоти, был переведен в Московскую консерваторию в класс фортепьяно Н.С. Зверева, который взял Рахманинова в ученики и воспитанники на полное обеспечение. В доме Зверева и в консерватории Рахманинов встречался с А.Г. Рубинштейном, пианистический стиль которого считал эталонным, с П.И. Чайковским, под влиянием которого начал сочинять и который поддерживал его вплоть до своей кончины (1893). В 1888 Рахманинов перешел в класс фортепьяно Зилоти, начал посещать уроки А.С. Аренского и (с 1889) С.И. Танеева по классу специальной теории музыки для композиторов. Одновременно давал частные уроки, с осени 1890 преподавал теорию музыки в Русском хоровом обществе. В 1891 окончил консерваторию как пианист (диплом получил в 1892). 17 марта 1892 в ученическом концерте сыграл 1-ю часть своего 1-го концерта (под управлением В. И. Сафонова). Дипломная работа к окончанию консерватории по классу композиции – одноактная опера «Алеко» (по «Цыганам» А.С. Пушкина) сразу после ее представления к экзамену была напечатана и поставлена в Большом театре 27 апреля 1893. 26 сентября 1892 на «Электрической выставке» на Садовой улице (близ Триумфальных ворот) Рахманинов впервые публично сыграл свою прелюдию до-диез минор, впоследствии наиболее знаменитую из его фортепианных пьес. На кончину Чайковского Рахманинов написал Элегическое трио «Памяти великого художника», которое было исполнено 31 января 1894 в Малом зале Благородного собрания а2-м, скрипачом Ю.Э. Конюсом и виолончелистом А.А. Брандуковым. В 1894–1901 Рахманинов работал «учителем музыки» в Мариинском училище, в конце 1902 – середине 1906 – в Училище ордена Святой Екатерины и Елизаветинском институте. С сер. 1890-х гг. сочинения Рахманинова стали входить в концертную и учебную практику, он стал кумиром московской публики. Близкими друзьями Рахманинова с конца 1880-х – начала 1890-х гг. были его соученики М. А. Слонов и Ю. Н. Сахновский, семья его тетки (сестры отца) В. А. Сатиной, П. В. и А. А. Лодыженские. 22 ноября 1895 Рахманинов впервые выступил как дирижер, исполнив свое «Каприччио на цыганские темы». В 1897 был приглашен С.И. Мамонтовым в его Частную русскую оперу вторым дирижером, в сезон 1897/98 провел около 30 спектаклей, дебютировав 12 октября оперой К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (в помещении театра «Эрмитаж»); ряд спектаклей прошел с участием Ф.И. Шаляпина. В последующие годы Рахманинов часто выступал с Шаляпиным, аккомпанируя ему на фортепьяно; эти концерты были выдающимися событиями в музыкальной жизни Москвы (Рахманинов посвятил Шаляпину пять романсов, в том числе «Судьба»; их дружба продолжалась и в годы эмиграции). 27 октября 1901 Рахманинов с оркестром под управлением Зилоти исполнил свой 2-й концерт, посвященный лечившему его доктору-гипнотизеру Н.В. Далю. В 1904 Рахманинов был приглашен дирижером в Большой театр, где в течение двух сезонов провел 91 спектакль (было исполнено 11 опер), в том числе свои оперы «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (премьера двух последних состоялась 11 января 1906). В спектаклях принимали участие Шаляпин, А.В. Нежданова, Н. В. Салина, Г. А. Бакланов. 2 февраля 1908 в Большом зале Московской консерватории Рахманинов продирижировал своей 2-й симфонией, посвященной Танееву, 4 апреля 1910 впервые в России играл свой 3-й концерт (под управлением Е. Е. Плотникова). В 1909–12 принимал участие в деятельности Российского музыкального издательства С.А. Кусевицкого, был вице-президентом Императорского Русского музыкального общества. В 1912–14 дирижер симфонических концертов Московского филармонического общества, в котором на протяжении многих лет исполнялись все новые произведения Рахманинова. В 1910-х гг. Рахманинов обращался к духовной музыке, создав Литургию Св. Иоанна Златоуста, впервые исполненную 25 ноября 1910 Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина, и величайшее из своих творений – Всенощное бдение (посвященное памяти С.В. Смоленского), исполненное тем же составом 10 марта 1915 в Большом зале Благородного собрания. Впечатление от этого сочинения было настолько велико, что оно было повторено в течение месяца четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв войны). В феврале 1914 под управлением автора состоялась московская премьера «Колоколов» – симфонической поэмы с солистами и хором (по поэме Э. По, в переводе К.Д. Бальмонта). 25 января 1916 А.В. Нежданова с исключительным успехом исполнила посвященный ей «Вокализ» – один из шедевров творчества Рахманинова (в симфоническом концерте под управлением Кусевицкого в театре К. Н. Незлобина). Во время первой мировой войны Рахманинов часто проводил благотворительные выступления; в сезоне 1916/17 он жертвовал 50% сбора от концертов (в России их состоялось 38), например, от сольного авторского концерта 26 февраля 1917 в помещении «Оперы С. И. Зимина» в пользу Союза русских городов для больных и раненых. Концерт в Большом театре 25 марта 1917, данный Рахманиновым в пользу русской армии, оказался его последним выступлением в Москве; Рахманинов сыграл три фортепианных концерта: Ф. Листа, 1-й концерт Чайковского и свой 2-й концерт с оркестром под управлением Э. Купера. Последняя в России работа Рахманинова-композитора – вторая редакция его 1-го концерта завершена 10 ноября 1917. В конце ноября 1917 Рахманинов уехал из Москвы, 24 декабря с семьей прибыл в Стокгольм, в конце 1918 – в США, где концертировал почти без перерыва 25 лет.
В Москве жил: в 1885–89 у Зверева в Ружейном переулке в доме Собкевича (близ Смоленского рынка), с зимы 1889 до осени 1892 (с перерывом) у В. А. Сатиной в Малом Левшинском переулке, с осени 1893 по 1900 у нее же в Серебряном переулке в доме Погожевой на Арбате (дом не сохранился), в 1893–94, а также с осени 1902 до весны 1905 на улице Воздвиженке, 11 в доме Фаста (напротив особняка Морозова; дом снесен в 1980-х гг.), в 1905–17 в доме 1-й женской гимназии на Страстном бульваре (ныне д. 5; мемориальная доска). Среди других адресов: переулок Сивцев Вражек, 15 (зима 1890–91; дом не сохранился); улица Воздвиженка, 13 – дом Арманд (зима 1892/93; дом не сохранился), Леонтьевский переулок – дом Катыка (зима 1901/02).
Творчество Рахманинова связано с Москвой с 1885 г. Переехав из Петербурга, он поступил в пансион известного в Москве фортепианного педагога Н. С. Зверева (Ружейный пер.5-7), у которого жил и учился четыре года. В 1889 г. Рахманинов поселился у своей тетки В. А. Сатиной в Левшинском переулке (М. Левшинский пер., дом неизвестен). Зиму 1890/91 г. он провел в доме № 15 (не сохранился) на Сивцевом Вражке.
Музыкальная одаренность - фамильная черта Рахманиновых. Дед композитора был учеником знаменитого Д. Фильда, а его двоюродный брат, известный пианист А. И. Зилоти учился у Ф. Листа и Н. Г. Рубинштейна. Еще в консерваторские годы музыкальные круги обратили внимание на талант Рахманинова. Весной 1892 г. девятнадцатилетний юноша написал для выпускного экзамена в консерватории оперу «Алеко», принесшую ему первое признание.
Осенью 1892 г. Рахманинов поселился в Никольском (Плотниковом) переулке, в доме № 13, откуда в октябре переехал на ~h30804#Воздвиженку дом № 13 (не сохранился). 27 апреля 1893 г. в Большом театре состоялась премьера его оперы «Алеко», которая и поныне не сходит со сцены. «Я думаю, - вспоминает Рахманинов, - что успех зависел не столько от достоинства оперы, сколько от отношения к ней Чайковского, которому она очень понравилась... По окончании оперы Чайковский, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил, по своей доброте он понимал, как это должно было помочь начинающему композитору». Осенью 1893 г. Рахманинов опять поселился у Сатиных (Серебряный пер., 4, дом не сохранился), откуда в октябре перебрался в меблированные комнаты «Америка» на Воздвиженке дом № 11. Под тяжелым впечатлением смерти П. И. Чайковского он написал здесь «Элегическое трио. Памяти великого художника» (1893 г.). С зимы 1894/95 г. и вплоть до начала 1900-х годов композитор вновь жил у Сатиных. Сезон 1897/98 г. он был дирижером в Частной опере Мамонтова. «Здесь в театре, - вспоминает современник, - впервые встретились и подружились на всю жизнь Рахманинов и Шаляпин. В доме Сатиных Шаляпин часто бывал и всегда много пел. Никогда не забыть, как эти гениальные музыканты Рахманинов и Шаляпин исполняли «Два гренадера» и «Я не сержусь» Шумана и многое другое. Лучше же всего они передавали «Судьбу» Рахманинова. Надо было видеть и слышать, как они друг друга вдохновляли!». Сам композитор считал этот период очень важным в своей биографии: «Он привел меня к тесной связи с Шаляпиным, и это я считаю одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний моей жизни». Рахманинов посвятил Ф. И. Шаляпину несколько романсов, а в операх «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» специально для него сочинил некоторые партии. Шаляпин также восторженно чтил своего друга. «С Рахманиновым за дирижерским пультом певец может быть совершенно споко­ен... - писал он. - Когда Рахманинов сидит за фортепьяно и аккомпанирует, то приходится говорить: «Не я пою, а мы поем»». Зиму 1901/02 г. Рахманинов жил в Леонтьевском переулке (дом № 24). С ноября 1902 г. до весны 1905 г. он вновь поселился на Воздвиженке (дом № 11). В 1900-е годы дарование Рахманинова достигает блестящего расцвета. В 1901 г. он написал Второй фортепианный концерт, музыка которого яв­ляется мужественной и жизнеутверждающей. Поэтическим обаянием веет от его кантаты «Весна» (1902 г.), написанной на стихотворение Н. А. Некрасова «Зеленый шум». В 1904 г. композитор создает оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». В 1904-1906 гг. Рахманинов работает дирижером в Большом театре. Благодаря ему были освобождены от штампов и искажений и вновь предстали в своем подлинном блеске такие гениальные произведения русского оперного искусства, как «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского. С 1905 по конец 1917 г. Рахманинов жил в доме № 3 на Страстном бульваре. В эти годы он много выступает как пианист и дирижер в России и за границей, творчество его получает мировое признание.
Именем Рахманинова назван зал в здании Московской консерватории (бывш. зал Синодального училища церковного пения). С начала 1990-х гг. в Москве проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. Рахманинова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий