вторник, 25 октября 2016 г.

Пречистенский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от улицы Пречистенка до Большого Власьевского переулка. 

Недалеко – метро «Кропоткинская» и Бульварное кольцо.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 400 метров.

История:

До 19 века – Мертвый переулок (или потому что тогда был тупиком или по другой, не выясненной на сегодня точно причине). Существуют разные версии происхождения этого названия. Так, полагали, что оно дано по фамилии домовладелицы начала 18 в. Ф. Мертваго. По другой версии имя переулка напоминало о смерти обитавших здесь жителей в результате эпидемии холеры в начале 19 в. Но установлено, что название существовало, как минимум, уже в 1782 г. Довольно убедительна версия о том, что первоначально название было терминологичным: мёртвыми назывались переулки (и таких в Москве было известно несколько), которые по каким-то причинам становились тупиковыми, непроезжими (пусть и временно). Но сравните с названием соседнего Большого Могильцевского пер., названного по местности Могильцы. Оно могло отражать как характер местности (могилистые места — неровные места), так и былое наличие там могилы — языческого курганного захоронения. 

Переулок назван в 19 веке и снова в 1991 году по улице Пречистенка, к которой он примыкает.

В 1937-1991 годах — переулок Островского (в честь писателя Николая Островского (1904-1936), который в 1930-1932 годах жил в этом переулке (в доме № 12).

Нежилые объекты:

• Детский сад № 936 (№ 3). В стеклянной части - на втором этаже актовый зал, а на первом – бассейн.

• Офисный центр (№ 5). Двухэтажное здание.

• Дом, в котором в 1947–1953 годах жила скульптор Вера Мухина (№ 5а, стр. 2). Двухэтажное нежилое здание. «В этом доме жила и работала с 1947 по 1953 г. народный художник СССР скульптор Вера Игнатьевна Мухина».

Построено в 1947 году. Вера Мухина – скульптор, жила и работала в этом доме в 1947-1953 годах. См. о ней:  https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_128.html. Неподалёку установлен памятник В. Мухиной. 

Дом в настоящее время жилой. По крайней мере одна его половина, где проживает внучка Мухиной Марфа. Вторая часть дома является музеем.

В 2018 году завершилась комплексная реставрация дома. 
Двухэтажное здание построено в 1947 году. Проект дома создал архитектор Сергей Замков, брат Алексея Замкова – мужа Веры Мухиной.
Считается, что участие в разработке проекта принимала и сама скульптор – именно она решила разделить дом на две равные части, жилую и рабочую, сообщающиеся между собой. Так скульптор мог попасть из комнаты отдыха в мастерскую, не беспокоя родных.
Строительство рабочей части здания велось за счет средств Государственной Третьяковской галереи, а в возведение жилой Вера Игнатьевна вложила свои средства, передает портал mos.ru.
У здания нет определенного архитектурного стиля. В нем присутствуют элементы позднего конструктивизма. Зал мастерской украшают витражное окно во всю стену дома и световой фонарь треугольной формы – остекленная конструкция на крыше, предназначенная для верхнего освещения.
При этом фасады дома украшены и классическими элементами – карнизами, сандриками над окнами, фронтоном и круглыми медальонами.
Сейчас в восточной части, где располагалась двухэтажная квартира скульптора, проживают ее потомки, а западная часть, рабочая, отдана под мастерские Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Обе зоны разделены капитальной стеной и не сообщаются между собой.
«Масштабная реставрация продолжалась порядка двух лет и затронула как жилую, так и рабочую часть дома. По необходимости в доме проводили локальные восстановительные работы. Несколько лет назад полностью заменили крышу. Однако с момента постройки прошло уже более 70 лет, зданию требовалась реставрация, инженерные сети пришли в негодность. Штукатурный и красочный слои фасада растрескались, фундамент начал разрушаться, ограда вокруг дома покосилась», – сказал А. Емельянов.
В доме установили современную пожарную сигнализацию, поменяли систему отопления и электрику. В жилом помещении и в мастерской выровняли и покрасили стены, а потолочные карнизы отреставрировали.
Уцелевшие части паркетного покрытия восстановили, а недостающие элементы восполнили новыми.
Глава Мосгорнаследия добавил, что в жилой части дома отреставрировали деревянную лестницу, а в мастерской – витражное окно и прозрачный стеклянный купол.
Сохранившиеся элементы деревянных рам витража отреставрировали, а утраченные восстановили по образцам. Металлические балки светового фонаря укрепили, очистили и покрасили.
Обновили и покрасили в желтый цвет фасады дома. Декоративные элементы на стенах покрасили в белый цвет. Впервые за долгие годы был укреплен фундамент здания и отремонтирована ограда вокруг прилегающей территории.
Вера Мухина училась в Москве и в Париже. В 1935-1937 годах по ее эскизам был создан монумент «Рабочий и колхозница», постаментом которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Борисом Иофаном. Среди других значительных работ скульптора – композиция «Хлеб» (1939) и памятник Максиму Горькому в Москве, в работе над которым она выступила в качестве соавтора. Монумент писателю был установлен на площади Тверская Застава у Белорусского вокзала в 1951 году и простоял там до 2005 года, когда площадь закрыли на реконструкцию. Памятник перевезли в парк искусств «Музеон», где он находился в течение 12 лет. В августе прошлого года он вернулся на площадь Тверская Застава.
• Институт открытого образования (№ 7а; бывший доходный дом, начало 20 века). «Учащиеся 43 школы г. Москвы, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Вечная слава героям».

• Посольство Марокко (№ 8; бывший особняк К. Гутхейля, начало 20 века). 


В конце XIX века в Россию из Европы пришло новое модное течение - строительство особняков «под ключ» для дальнейшей продажи очень состоятельным клиентам. Дом строился не для определенного владельца с его вкусами и пристрастиями, а как архитектурный объект. Его стиль и облик более зависел от творческого почерка зодчего и его индивидуальности, чем от заказчика. Для этого очень подходил стиль модерн. Получались очень стильные дома, построенные по самым передовым технологиям, с самыми совершенными инженерными системами, которые украсили наш город необычайно.
В 1899 году молодой и богатый банкир Яков Рекк создал Московское торгово-строительное акционерное общество. Под строительство новых особняков под ключ Общество купило старую усадьбу князя И.А. Гагарина в Мертвом переулке, которая сгорела в 1812 году.
Особняк № 8 в Пречистенском (Мертвом) переулке построен в 1903 году знаменитым архитектором Вильямом Валькотом (1874-1943). Архитектор родился в Одессе, образование получил в Петербурге и Париже и в начале XX века начал практиковать в Москве. Был одним из первых, строивших в стиле модерн. Профильные журналы охотно печатали его чудесную архитектурную графику. В 1908 году Уильям Валькот уехал на родину в Англию, где до 1943 года работал в основном как гравер, график и чертежник.
Этот особняк уникален. В отделке преобладают мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. Здание симметрично, в отличие от других построек стиля модерн. Центральный ризалит посередине - это главный вход в особняк. С середины арки портала входной двери на прохожих смотрит изящная девушка-лорелея. Такие же девушки венчают виньерки декоративных композиций над тройными окнами боковых ризалитов. Фасад облицован сверкающей глазурованной розовой плиткой, на которой выделяются лепные панно, изображающие младенцев путти. Округлым очертаниям орнаментов вторят округлые оконные и дверные проемы. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского Ар Нуво.
Дом у Московского торгово-строительного акционерного общества купил сын известного нотного издателя Александра Гутхейль Карл.
Музыкально-издательскую фирму "А.Б. Гутхейль" в Москве в середине XIX века создал выходец из Франкфурта-на-Майне Александр Богданович Гутхейль. В 1882 году фирму возглавил сын основателя Карл Александрович, и превратил ее в одно из крупнейших нотных издательств, имевшее свой магазин в Москве на Кузнецком мосту в доме Юнкерс и на Невском проспекте в Петербурге. Сначала фирма выпускала произведения известных западноевропейских классиков, но с 1870 годов стали издаваться и русские композиторы. Издатель¬ством Гутхейль было опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, часть романсов и фортепьянных пьес Балакирева, сочинений Аренского, Гречанинова, сборники русских народных песен, собрания романсов Варламова, Алябьева и Гурилёва, сочинения многих других композиторов. Издания Гутхейль отличались очень красивым оформлением. Художники часто использовали виньетки и барочные орнаменты для оформления нотных книжек.
В 1915 году после антинемецких погромов в Москве Карл Гутхейль продал издательство Русскому музыкальному обществу Сергея и Натальи Кусевицких и уехал в Германию.
С домом в Мертвом переулке семья рассталась еще раньше. К 1913 году особняком владела уже семья Дионисия Сергеевича Карзинкина, представителя известной купеческой московской семьи, кандидата-директора Торгово-промышленного товарищества Ярославской Большой мануфактуры.
С 1958 г. в здании размещается посольство Марокко. В  1960  г. дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. В том же году под жилое помещение была переделана открытая терраса со стороны восточного фасада. В ходе реконструкции нетронутыми остались только парадные помещения, чье декоративное убранство сохранилось до наших дней.
В 2011 году здание особняка было отреставрировано. Реставрационные работы проводились по  проекту Е.Г. Кокорева (ООО "Архитектурное Бюро Кокорева"). Реставраторы вернули былой вид фасадам и фасадной скульптуре. Особое внимание было уделено реставрации керамической облицовки стен: за счет выбора пяти оттенков изразцов была сохранена иллюзия игры цвета на фасаде. В ходе работ были усилены фундаменты, заменены кровля и аварийные участки стропильной системы. В  интерьерах были отреставрированы деревянная отделка, гипсовая лепнина. Восстанавливались камины, кованые ограждения лестниц, витражи. Кроме того, ограда была воссоздана в том виде, в каком ее замышлял В.Ф. Валькот.
Отреставрирован в 2012 г.

Построен в 1902 году со служебным флигелем и оградой архитектором В. Валькотом, который, наряду с Л. Кекушевым, является автором проекта гостиницы «Метрополь». Строился по заказу Московского Торгово-строительного общества и предназначались для последующей продажи. 

До 2012 г. посольство располагалось на Большой Никитской ул.

• Посольство Дании (№ 9; бывший особняк меценатки Маргариты Морозовой, начало 20 века). 

Правая часть особняка была построена вскоре после пожара 1812 года для гвардии капитана Воейкова. 

Через несколько десятилетий новый владелец майор Гурьев переделал большинство интерьеров. 

В 1905 году к дому был пристроен парадный вестибюль.

Вскоре здание купила известная меценатка Маргарита Морозова, вдова крупного московского купца Михаила Морозова, решившая устроить здесь картинную галерею. После смерти супруга она продала свой огромный помпезный дворец на Смоленском бульваре. 

В 1913 году особняк был перестроен по проекту архитектора И. Жолтовского, который спланировавший помещения так, что практически в любое время дня в окна заглядывали лучи солнца. По словам посетителей салона Морозовой, среди которых был и Андрей Белый, многие художники, музыканты, артисты, писатели, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. Многих здесь, кроме всего прочего, привлекала атмосфера русской помещичьей усадьбы.

В 1918 году особняк был национализирован вместе с последними шедеврами, собранными ею самой и покойным мужем. Здание было передано датскому посольству. Посол короля тут же предложил Маргарите Кирилловне датский паспорт и всяческое содействие. Она ответила письмом: „Милостивый государь! Я потомственная московская купчиха. Все здесь создавали мои предки. И даже если дело рук их, не дай Бог, будет уничтожено, мой вдовий долг обиходить родную могилу”.

Длинный одноэтажный выкрашенный в желтую краску дом № 9, который теперь занимает посольство Дании, в начале XX в. был одним из самых известных литературно-художественных салонов, одним из интеллектуальных центров Москвы. А создала его известная московская красавица, вдова крупного московского купца Михаила Абрамовича Морозова Маргарита Кирилловна Морозова. Она приобрела этот особняк в 1910 г., продав свой огромный особняк на Смоленском бульваре и подарив Третьяковской галерее 60 полотен из коллекции живописи, собранной мужем.
Правая часть здания — это ампирный особняк, выстроенный к 1820 г. гвардии капитаном Н.И. Воейковым. Потом он достался майору Гурьеву. В 1905 г. его потомки немного перестроили интерьеры особняка и украсили его респектабельным парадным вестибюлем. Для обустройства особняка на свой вкус М.К. Морозова пригласила молодого архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. В 1913 г. он сделал слева большую пристройку в стиле неоклассицизма для холла и большого зала приемов с выходом через террасу в сад. 
Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине, между несколькими окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами балкона, выходящего в сад. Большой зал приемов был устроен так, чтобы в нем было много света и практически в любое время дня в окна заглядывали бы лучи солнца. По словам посетителей салона Морозовой, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. В зале разместились те картины, которые Морозова оставила себе: Серова, Врубеля, Коровина. Продолговатая столовая с мебелью из карельской березы была завешана старинными иконами, картинами известных мастеров. Гостиную украшало знаменитое врубелевское полотно «Фауст и Маргарита в саду», прекрасная бронза «empire», изобилие цветов. Все это сообщало морозовским вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особенную атмосферу красоты, духовности, тишины и благополучия. В особняке собирались известные философы, музыканты, ученые, составившие Религиозно-философское общество имени Владимира Соловьева. Труды участников общества выходили в издательстве «Путь», которое было организовано на средства М.К. Морозовой в 1910 г.
В 1918 г. особняк был национализирован, хозяйке отвели комнату в подвале, а в здании разместили отдел Наркомпроса по делам музеев и охране памятников старины, которым руководила жена Троцкого Н.И. Седова и где работали многие известные деятели культуры. Игорь Грабарь был заведующим подотделом Национального музейного фонда. В 1920–30-х гг. тут находилась дипломатическая миссия Норвегии, в 1945–1946 гг. — Югославии. В 1946 г. дом перешел посольству Королевства Дания, которое занимает его до сих пор.

• Бывший особняк М. Якунчиковой (№ 10; начало 20 века; после 1917 года – Хамовнический райком комсомола, затем дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Н. Крупской, затем посольство Заира). 

Особняк для Московского торгово-строительного общества в 1899—1900 годах построил английский архитектор В. Валькот, который, наряду с Л. Кекушевым, является автором проекта гостиницы «Метрополь». Майоликовые вставки выполнены в Абрамцевской мастерской. Подъезд в правой части фасада пристроен в 1907 году архитектором М. Бугровским.

Первой владелицей особняка стала Мария Якунчикова (Мамонтова).

После революции в особняке разместился Хамовнический райком комсомола, затем Дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Н. Крупской. 

Во второй половине XX века в доме располагалось посольства Заира.

Особняк 10 в Пречистенском переулке построен по модному тогда принципу – особняк под ключ. Это новое в конце 19 века течение - строительство особняков как произведения искусства, а не по заказу хозяина – пришло в Москву из Европы. Архитектура здания более зависела от творческого почерка зодчего, получались очень стильные дома, построенные по самым передовым технологиям. В 1899 году знаменитый «девелопер» начала 20 века Яков Рекк создал для строительства таких особняков Московское торгово-строительное акционерное общество. Оно купило старую усадьбу князя И.А. Гагарина в Пречистенском (Мертвом до революции) переулке, которая сгорела в 1812 году. Первым, в 1899-1900 годах, был построен особняк №10. Проектировал его знаменитый Вильям Валькот – русский архитектор, имеющий шотландские корни, который строил в Москве в 1899-1908 годах. Самое большое его творение – проект знаменитой гостиницы «Метрополь». Правда, там он был одним из группы авторов. В 1908 году он был вынужден покинуть Россию и уехать в Англию. И до конца жизни он больше ничего не строил. На родине он работал в основном как гравер, график и чертежник.
Особняк в Пречистенском переулке выполнен в немного скупом стиле английского модерна. Видимо Валькот в это время был вдохновлен творениями английского архитектора Чарльза Макинтоша из Глазго. Дом построен из чистых прямоугольных форм, собранных вокруг параллелепипеда, напоминающего башню под плоской крышей. Главный объем украшает трапециевидный эркер, углубленный в стену. Карниз украшен литыми кронштейнами – пришедшими в Москву из бельгийского арт нуво. Для декорирования стен мастер применил зеленовато-коричневые майоликовые вставки, которые гармонируют с мягким желтоватым цветом облицовочного кирпича. И конечно здесь нашлось место для символа модерна - женской головки в венце причудливых локонов – Лорелеи. Она украшает верхний – третий этаж эркера.
Первой хозяйкой особняка стала племянница Саввы Ивановича Мамонтова Мария Федоровна Мамонтова. Она вышла замуж за старшего сына знаменитого купца Василия Ивановича Якунчикова. Ее муж был наследником дела отца. Руководил Воскресенской мануфактурой, знаменитым якунчиковскими кирпичными заводами в Черемушках и Одинцово, Товариществом Петровских торговых линий в Москве. Мария Федоровна Якунчикова увлекалась прикладным искусством. В 1890 году вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой Саввы Ивановича, она открыла в Москве на Петровке "Магазин русских изделий", в котором принимали заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. А с 1908 году в имении своего дяди Абрамцево она руководила кустарно-резчицкой и вышивальной мастерской. Кстати майоликовые плитки для оформления особняка сделаны в знаменитой майоликовой мастерской Мамонтова по ее эскизам.
В особняке часто бывали знаменитые гости и родственники А.П. Чехов, В. Э. Грабарь, К.С. Станиславский, супруги Поленовы.
В 1907 году архитектор Бугровский пристраивает справа к особняку подъезд. Ограда получила новые ворота с женскими головками по краям.
После революции в особняке разместился Хамовнический райком комсомола, затем Дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Н. К. Крупской. Во второй половине XX века в доме располагалось посольство Заира.

• Бывший доходный дом М. Мадышева (№ 14, стр. 1; начало 20 веков). 

В советское время в доме были коммуналки. Сначала дом был 5-этажным, крыша была стеклянная. 

Сейчас надстроили еще этажи. 

В квартире № 8 было 6 комнат, длинный коридор, большая прихожая, отдельный туалет, ванная комната (ванна была старинная - ножки в виде головы льва), кладовка (встроенный шкаф), разделенная на две части кухня и даже выход с кухни на лестницу «Черного» входа. 

Жилые дома:

5 этажей (№ 7, начало 20 века, бывший доходный дом Г. Олтаржевского). Кирпичный.

4 этажа (№ 12, конец 19 века, бывший доходный дом, здесь в 1930–1932 годах жил писатель Н. Островский). Кирпичный. «В этом доме в 1930-1932 годах жил писатель Николай Островский. Здесь он писал первую часть романа «Как закалялась сталь»».

Долго в этом доме были коммуналки.

5 этажей (№ 18; начало 20 века, бывший доходный дом). Кирпичный.

4 этажа (№ 20, начало 20 века, бывший доходный дом). Кирпичный. 

В стоявшем ранее на этом месте доме в 1897—1901 годах жил и работал выдающийся учёный-физик П. Лебедев.

5 этажей (№ 22/4, начало 20 века; бывший дом причта храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, затем надстроен). Кирпичный.

Здесь Николай Бердяев прожил с 1915 г. до высылки из России. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_187.html.

А в девяностых, в подвале дома размещался клуб с живой музыкой.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Дом, в котором в 1947–1953 годах жила скульптор Вера Мухина (№ 5а, стр. 2).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через улицу Пречистенка или на троллейбусах №№ 5 и 15 до остановки «Дом ученых» (на улице Пречистенка) и пешком через улицу Пречистенка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий