воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Мухина Вера

Мухина Вера (1889 –1953), скульптор, действительный член Академии художеств СССР (1947). Родилась в Риге. Училась в Москве в студии К.Ф. Юона (1909–11). В те же годы познакомилась с художницей Л.С. Поповой, которая не только стала близкой подругой Мухиной, но и приобщила ее к новейшим течениям искусства начала XX в. В 1911 занималась в студии И. Машкова, в 1912–14 в Париже у Э. Бурделя. Во время ПМВ с 1914 до начала 1918 работала сестрой милосердия в московских госпиталях. Одновременно в собственной скульптурной мастерской в Гагаринском переулке создавала произведения, отмеченные влиянием кубизма, стремилась достичь лаконизма и монументальности, передачи мощной энергии движения (проект памятника погибшим на войне, 1916). В 1916 по эскизам А.А. Экстер делала декоративное лепное обрамление сцены Камерного театра по мотивам древнегреческого искусства (спектакль «Фамира-Кифаред» в постановке А.Я. Таирова), под ее же руководством работала над красочными, динамичными рисунками живописно-грациозных театральных костюмов («Ужин шуток» Сем-Бенелли, «Роза и крест» А.А. Блока); в 1944, вернувшись к античной тематике в театральных декорациях, оформила спектакль «Электра» в Театре имени Евг. Вахтангова. Участвовала в реализации плана монументальной пропаганды, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников («Пламя революции», 1922–23, гипс, ГРМ). Преподавала в МВХПУ (1926–27) и Вхутеине (1926 –1930). Совместно с Экстер в нач. 20-х гг. занималась конструированием одежды, в 1923 участвовала в оформлении конструктивистского павильона «Известия» на I Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. С середины 20-х гг. в скульптуре ее привлекали мощные, конструктивные и пластически объемные женские фигуры, как бы выражающие своими утяжеленными формами крепость и мощь натуры («Крестьянка», 1927, ГТГ). Член ОРС (с 1926); в 20-х гг. входила также в объединение «Четыре искусства», много внимания уделяя проблемам синтеза искусств и градообразующей роли архитектуры (создала проект «Фонтана национальностей» у Пречистенских ворот, 1933). С 30-х гг. в основном обращалась к монументальной скульптуре, выполнила ряд декоративных работ (рельефы сцены главного зала Музея охраны материнства и младенчества в сочетании с фресками Л.А. Бруни, 1932, не сохранились; фриз на здании Межрабпома на Триумфальной площади, статуи для фасада гостиницы Моссовета, все –1934; модели скульптурных групп для Москворецкого моста, в том числе «Хлеб», тонированный гипс, 1939, ГТГ, и др.), участвовала в конкурсе на проект памятника М. Горькому (1939, разработала вариант установки памятника на Манежной площади, не осуществлен), создавала надгробные памятники (Максиму Пешкову, 1935, Л.В. Собинову, 1935–41, оба –на Новодевичьем кладбище). Главным итогом ее поисков в 30-х гг. стала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница» для советского павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935–37, ныне установлена перед северным входом ВВЦ; выполнена в содружестве с Б.М. Иофаном). В 40-х гг. много работала над станковыми бюстами: с суровой правдивостью передавала мужественный облик военных («Б.А. Юсупов» и «И.Л. Хижняк», оба –гипс, 1942, и бронза, 1947, ГТГ), создала серию психологически выразительных портретов московских врачей, ученых, артистов, деятелей культуры (хирурга С.С. Юдина, гипс, 1940, ГТГ; балерины Г.С. Улановой, пластилин, гипс, 1941; академика А.Н. Крылова, дерево, 1945, ГТГ; дирижера Е.А. Мравинского, гипс, ГРМ, 1945). В послевоенный период Мухина завершила исполненный И.Д. Шадром проект памятника М. Горькому на площади Белорусского вокзала (совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, арх. З.М. Розенфельд, бронза, гранит, 1951), работала над памятником П.И. Чайковскому перед м Московской консерватории (совместно с Зеленской и Ивановой, арх. А.А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). На доме-мастерской, где в 1947–53 жила Мухина –мемориальная доска. 

Вера Мухина училась в Москве и в Париже. В 1935-1937 годах по ее эскизам был создан монумент «Рабочий и колхозница», постаментом которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Борисом Иофаном. Среди других значительных работ скульптора – композиция «Хлеб» (1939) и памятник Максиму Горькому в Москве, в работе над которым она выступила в качестве соавтора. Монумент писателю был установлен на площади Тверская Застава у Белорусского вокзала в 1951 году и простоял там до 2005 года, когда площадь закрыли на реконструкцию. Памятник перевезли в парк искусств «Музеон», где он находился в течение 12 лет. В августе прошлого года он вернулся на площадь Тверская Застава.

В 1989 именем Мухиной названа одна из улиц в Солнцеве; в сквере на пересечении ул. Пречистенки и Пречистенского пер. открыт памятник Мухиной (скульптор М. Аникушин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий