понедельник, 17 октября 2016 г.

Краснопрудная улица

Расположение:

Улица проходит по Красносельскому району (ЦАО) от Комсомольской площади и 3-х вокзалов до ТТК и Русаковской улицы. 

Метро «Комсомольская» (начало улицы) и «Красносельская» (конец улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении) и огороженные трамвайные полосы в середине проезжей части (движение автотранспорта по ним не осуществляется). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 900 метров.

История:

Улица названа до 1917 года по Красному (т. е. красивому) пруду, который находился между нынешним Ярославским вокзалом, Краснопрудной и Верхней Красносельской улицами, в пойме реки Чечеры, и у которого эта улица проходила.

У пруда располагалось бывшее подмосковное село Красное. Пруд был засыпан в 1910 году.

Название улицы известно (первоначально в форме Краснопрудская) с середины 19 в., как части Сокольничьего ш. (идущего в направлении одноименного поля), возникшего, в свою очередь, на месте Хомутовской дороги, ведшей через с. Хомутово в Киржач и Юрьев-Польский.
Краснопрудской улица была названа по соседству с водоемом, образованном запрудой на ручье Ольховец, рядом с нынешним Ярославским вокзалом. У пруда раскинулось большое село Красное, которое впервые упоминается в 1423 году в завещании великого князя Василия I, отдавшего во владение сыну Василию «селце у города у Москвы над Великим прудом». Тогда пруд назывался Великим и не зря – по площади он был почти равный всему Кремлю. Потом он стал называться так же, как и село, - Красным (так в писцовой книге 1620 г.), т.е. красивым. У пруда в Троицын и Духов дни происходили так называемые «русальные гулянья». 
До середины 19 века улица была застроена слабо. 
В 1850 году она имела по левой нечётной стороне всего три двора, да и то один двор не имел никаких строений. 
А по чётной стороне шел лишь один двор купца Урусова, имевший у Красносельской улицы 2 больших каменных фабричных здания и 7 маленьких деревянных. Во дворе у купца привольно текла речка Чечора, образуя несколько небольших прудов. На северо-западном углу улиц Краснопрудной и Верхней Красносельской в деревянном здании издавна находился казённый питейный дом под названием «Тычок».
В 1910 г. пруд был спущен и засыпан. На части бывшего пруда разместили склады угля и леса, а также пустили и товарную станцию Ярославской железной дороги, а другую часть отдали под застройку - теперь о пруде уже ничего не напоминает, за исключением названия Краснопрудной улицы.

В конце 17 в. в районе современной Краснопрудной улицы был один из Пушечных дворов. В конце 18 — начале 19 вв. по современной Краснопрудной улице проходил «Нижегородский тракт». 

В связи с железнодорожным строительством здесь во второй половине 19 в. строились склады, гостиницы, трактиры и т.п. 


С 1920 г. началась реконструкция Краснопрудной улицы, в 30—40-х гг. — массовое жилищное строительство (архитекторы З. Розенфельд, И. Рожин и др.).


Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Комсомольская» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по Комсомольской площади, на которую она выводит; станция имеет два выхода в город по лестницам и эскалаторам и есть два наземных вестибюля — один расположен в здании Казанского вокзала и ведет также на Комсомольскую площадь и Краснопрудную улицу, а другой — общий со станцией «Комсомольская» Кольцевой линии находится между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов — через этот же вестибюль происходит и пересадка на одноименную станцию Кольцевой линии, на эту же станцию можно перейти и из южного торца станции; мелкая (глубина 8 метров); станция колонная и колонны облицованы светло-коричневым узорчатым мрамором; путевые стены выложены светло-желтой керамической плиткой; на полу серый и красный гранит; над путями вдоль всей длины станции расположены галереи-балконы; скамеек для отдыха мало; тема станции — комсомольцы — строители метро: капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи, подчеркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в строительство метро, в аванзале северного торца станции — майоликовое панно «Проходка шахты» с изображением труда комсомольцев-метростроевцев; за станцией идет ветка в электродепо «Северное»).

М метро «Красносельская» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по одноименной исторической местности Красное Село, в которой она находится; станция имеет один выход в город по лестницам — на Краснопрудную и Верхнюю Красносельскую улицы через наземный вестибюль (перед входом — мозаика, изображающая красноармейца, поднимающего барабанной дробью бойцов в атаку); мелкая (глубина 8 метров); станция колонная, причем колонны расположены в один ряд по центру платформы и облицованы мраморовидным известняком; путевые стены выложены сверху — желтой, а снизу — красной керамической плиткой; на полу бело-серый мрамор; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления у этой станции нет).

Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектное название: Гаврикова улица.
Конструкция станции — колонная двухпролетная мелкого заложения.
Сооружена по специальному проекту из монолитного бетона.
Архитекторы: Б.С.Виленский, В.А.Ершов, при участии Л.А.Шагуриной (объемно-пространственное решение)
Инженер-конструктор: В.И.Дмитриев
Художник: Я.Д.Ромас
По центру посадочного зала проходит ряд граненых колонн, облицованных крымским мраморовидным известняком «биюк-янкой» желто-коричневых тонов. Путевые стены отделаны сверху — желтой, а снизу — красной керамической глазурованной плиткой. Пол покрыт белым мрамором.
Названа по бывшей местности Красное Село. Оно впервые упоминается из завещания 1423 года как «сельцо оу города оу Москвы над Великим прудом». При Василии Тёмном оно было обустроено и по живописности получило название Красное (красивое). Проектное название станции — «Гаврикова улица»
«Красносельская» — одна из немногих станций, на наземном вестибюле которой сохранилась надпись «МЕТРО».

• Торгово-офисное здание (№ 2, стр. 1). Московско-Рязанское ЛУВД УТ МВД России по ЦФО, продукты, магазин Fix Price.

• Круглая башня Казанского вокзала (№ 2а, стр. 2). Котельная и технические службы Казанского вокзала. Ресторан "Ёлки-Палки".

• Производственный корпус ПЖДП (№ 3/5, стр. 2). Почтовый сортировочный центр. 1971 год постройки.

• Котельная депо (№ 3а). 1962 год постройки. Примерно тут был центр Красного пруда.

• Спецавтобаза московского метрополитена (№ 5). 1981 год постройки.

• Интернет-кофейня "Web Station" (№ 6).

• Электромеханическая служба электродепо (№ 7/9).

• Почтовый сортировочный центр при Ярославском вокзале (№ 9/7).

• Завод по ремонту эскалаторов метрополитена (№ 9).

• Электродепо «Северное» (№ 9а с несколькими строениями; работает с 1935 года, старейшее электродепо московского метро). «Отсюда 21 марта 1943 года на фронт Великой Отечественной войны отправился бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства метрополитеновцев. Бронепоезд принимал участие в боях на Курской дуге». «15 мая 1935 года из стен этого ДЕПО вышел первый поезд Московского Метрополитена им. В.И.Ленина».

Открыто 26 апреля 1935 г. 

Это старейшее электродепо Московского метрополитена.

По последнему проекту депо должно было представлять собой одноэтажный корпус с трехэтажными пристройками для служебных помещений. Стены — кирпичные с колоннами, на которые опираются деревянные сегментные фермы. Все железобетонные элементы — колонны и балки — выполнены по принципу железобетонных конструкций. Полы — бетонные с железной поверхностью. Вместо обычных в других депо ям для осмотра вагонов снизу — здесь путевые рельсы предполагалось уложить на железобетонных эстакадах. Самое строение почвы также было очень неблагоприятным. Когда-то на месте постройки было озеро. Почва здесь богата грунтовыми водами. При разработке котлованов под фундаменты пришлось установить паровые насосы для откачки воды, а фундаменты делать сплошными и класть их из бетона.

Еще до официального ввода в эксплуатацию Северное электродепо начало получать с завода вагоны типа А. 

15 октября 1934 г. из депо на обкатку на участок «Комсомольская»—«Сокольники» вышел первый состав из моторного вагона № 1 и прицепного № 1001.

Подвижной состав составляют вагоны типа 81-717.5М, 81-714.5М, 81-717.5А и 81-714.5А. Число пассажирских вагонов — 245 (70 головных и 175 промежуточных). Сформировано поездов — 35 пассажирских и 1 грузовой. Обслуживаются маршруты № 01—32 Сокольнической линии.

Когда-то имелся соединительный путь на станцию Москва-Пассажирская Ярославская Московской железной дороги. По нему перегоняли вагоны метро, когда из привозили с завода в Мытищах. Сейчас этот соединительный путь разобран.

• Универсам «Перекресток» (№ 13а).

• Математический факультет МПГУ (№ 14). Четырехэтажное кирпичное здание 1938 года постройки.

• Служба энергохозяйства и электротяговая подстанция № 1 (№ 16, стр. 1). 

Бывшая Краснопрудная электрическая станция Городских железных дорог. 

Сооружение здания Краснопрудной электроподстанции началось в сентябре 1903 года, и уже к концу года оно было готово к монтированию оборудования. Архитекторы Мейснер, М. Геппенер, 1904.

В 1905 году было закончено строительство Краснопрудной электроподстанции, и сразу началось полномасштабное движение по Вокзальной линии от Тверской заставы до Боевской богадельни. К сожалению, не обошлось без накладок. Электротехническая фирма "Сименс и Гальске" поставила для Краснопрудной подстанции некачественное оборудование, но под угрозой выплаты значительной неустойки сумела быстро провести его замену.

Сейчас – служба энергохозяйства "Мосгортранса" и тяговая подстанция трамвая.

Питает трамвайную линию от "Каланчёвской" до "Сокольников" и на Бауманской улице.

• Информационно-вычислительный центр Московской железной дороги (№ 18, стр. 1). 

Здание сооружено в 1980 году по проекту архитектора Вениамина Нестерова и инженера Аркадия Велькина. 

Здание облицовано гофрированными листами анодированного алюминия, что в те времена было необычно, да и сейчас смотрится современно и гораздо аккуратнее зданий, покрытых металлическими плитками.

• Управление Московской железной дороги (№ 20). 

Железнодорожное предприятие, управляющее железными дорогами на большей части территории Центральной России.

Образованл в 1959 году, в настоящее время — филиал «Российских железных дорог».

• Строительная компания «Геотон» (№ 26; сооружение подземных тоннелей).

• Офисное здание с хостелом "Есенин" (№ 28). 4 этажа. 1905 год постройки.

• Понизительная подстанция метро (№ 36, стр. 3).

Идет стр-во многофункционального комплекса «Краснопрудный» (№ 12/1). В августе 2015 года началось строительство, окончание строительства предполагается в апреле 2018 года.

Идет стр-во ТЦ (№ 13а).

Жилые дома:

9 этажей (№ 1; 1961 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, кафе «Крошка-картошка», Кафе «Бургер Клаб», салоны связи и пр.

7 этажей (№ 3-5; 1947 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Кофейня «Шоколадница», Ресторан быстрого обслуживания Subway, банки.

8-12 этажей (№ 7-9; 1930-е – 1950-е годы постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Детский сад: дошкольное отделение Б-4 Пушкинского лицея № 1500, Комиссионный магазин, сбербанк, почта и пр.

8 этажей (№ 11, 1962 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Магазин «Свет и музыка», сбербанк, салон связи.

8-16 этажей (№ 13, 1983 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Спортивный магазин «СпортDепо», Автомобильный магазин «Автоконцепт», Зоомагазин «ЗооГалерея», Салон красоты «Шанталь Эстетик», оптика и пр.

5 этажей (№ 22а; 1930 год постройки). Кирпичный.

8 этажей (№ 22-24; 1937 год постройки; «Дом ударников-железнодорожников»). Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, Ресторан «Халва», Салон тайского массажа "Вай-тай" и пр.
Дом в 1932-1937 годах архитекторы З. Розенфельд и И. Фомин построили по заказу Центрального управления делами Наркомата путей сообщения (НКПС) ведомственный жилой дом – «Дом ударника НКПС». Длинный (11 подъездов) восьмиэтажный кирпичный дом был возведен в стиле постконструктивизма, посередине дом «разбит» встроенной в фасад огромной аркой.
Согласно базе «Мемориала», 16 жителей этого дома были репрессированы. 13-ти из них мы сегодня устанавливаем мемориальные знаки. Поскольку дом был ведомственным, большинство из них работали в системе Наркомата путей сообщения, некоторые в разное время служили на КВЖД в северном Китае. Репрессии 1937-38 годов коснулись и такого важного со стратегической точки зрения ведомства, как НКПС. Судя по документам следственных дел, НКВД «удалось» выявить разветвленную и хорошо организованную «контрреволюционную террористическую организацию», в которую входило и немало среди жильцов дома на Краснопрудной. Некоторые из них при этом были признаны еще и «шпионами иностранных разведок». Практически все репрессированные были расстреляны по сталинским спискам 1-й категории.
Раньше всех арестовали Ивана Миронова, начальника Центрального отдела электрификации железных дорог Наркомата путей сообщения СССР. Из дома на Краснопрудной его увели 22 декабря 1936 года и продержали в тюрьме почти год. Обвинение, которое ему выдвинули, потом повторялось во многих следственных делах его соседей: «участие в правотроцкистской шпионско-диверсионной террористической организации». Приговор – высшая мера наказания – был вынесен 9 декабря 1937 года и в тот же день приведен в исполнение.
Инженер-путеец Василий Толстов и домохозяйка Екатерина Толстоважили. Он – из Тамбовской области, она – из Тобольской. К моменту ареста в 1937 году Василий занимал должность председателя технического совещания Центрального управления пути Наркомата путей сообщения СССР. Екатерина Константиновна как инвалид 2-й категории (член Союза транспортников) не работала. Сначала пришли за ней – арестовали. Через полтора месяца забрали и его. Тогда Василий еще не знал, что жену уже успели расстрелять: следствие было скорым (состоялся всего один допрос), суд – кратким, приговор был вынесен 29 октября. Екатерину обвинили в шпионской деятельности в пользу Японии: «Толстова обвиняется в том, что проживая в Харбине, была тесно связана с семьей белоэмигрантов Добротворских, с секретарем фашистской организации «христианский союз молодых людей», непримиримым врагом Советского Союза Ачкир, а также поддерживала связь с ныне осужденными врагами народа Кузнецовым и Рудым. Толстова, являясь непримиримым врагом Сов. власти, высказывала фашистско-троцкистские убеждения, распуская провокационные слухи и допускала злостную клевету на руководителей партии и Сов. правительства».
Приговор Екатерине привели в исполнение 3 ноября.
Василия промучили дольше – три месяца изнурительных допросов и очных ставок с «подельниками». Из справки на арест: «Толстов В.Ф. во время его работы на Китайско-Восточной жел. дороге был завербован японскими разведывательными органами и в 1935 году возвратился в СССР с заданием японской разведки по шпионажу и диверсии». И если на первом допросе Толстов полностью отрицает свою причастность к контрреволюционной работе и отказывается признавать себя японским агентом, то через 12 дней, он полностью соглашается со всеми выдвинутыми против него обвинениями: «Я вижу, что моя преступная деятельность в достаточной мере следствием вскрыта. Я боялся ответственности за свои преступления перед родиной и поэтому не хотел давать откровенные показания. Сейчас в связи с разоблачением меня я решил откровенно рассказать о всей предательской работе, которую я проводил против СССР в пользу японских разведывательных органов». И вот – обвинительное заключение готово – 19 февраля 1938 года. «Шестым отделом ГУГБ НКВД СССР в аппарате Народного Комиссара Путей Сообщения и на ряде железных дорог СССР вскрыта и ликвидирована широко разветвленная, контрреволюционная право-троцкистская, террористическая и шпионско-диверсионная организация. Как активный участник этой контрреволюционной, террористической и шпионско-диверсионной организации был арестован и привлечен к следствию в качестве обвиняемого Толстов Василий Федосеевич. Обвиняется в том, что являясь членом контрреволюционной организации правых и японским агентом, проводил на КВЖД подрывную деятельность против СССР. По заданиям японской разведки проводил диверсионную деятельность на ж/д транспорте СССР, готовил взрыв Борисовского ж/д моста». На заседании суда Толстов полностью отказался от ранее данных показаний. «Подсудимый заявил, что все эти показания не верны. Шпионажем он никогда не занимался. Считает, что его оговорили.
Тем не менее Василия расстреляли в тот же день, 19 февраля 1938 года.
Никита Меткин: в его квартиру офицеры НКВД постучались 4 октября 1937 года. Меткин тогда занимал должность директора Дома отдыха им. 15-летия комсомола. По версии следствия, он с 1930 года был японским агентом, завербованным для шпионажа и диверсии. В Харбине Меткин прожил с 1927 по 1932 годы, работал заместителем управляющего конторой Центросоюза, затем он перешел на работу на КВЖД, где занимал должности заведующего ссудно-инкассовых и складских операций, начальника отдела дополнительных предприятий КВЖД, заведующего коммерческим агентством и представителем КВЖД во Владивостоке, куда он выезжал из Харбина в апреле 1930 года. В конце декабря 1931 года Никита, в связи с болезнью жены, увольняется из КВЖД и возвращается в Москву, где в январе 1932 устраивается на работу на Северную дорогу, начальником материально-технического отдела, а с 1936 года устраивается на работу в дом отдыха ЦК Союза железнодорожников.
Из протокола первого и единственного допроса Меткина: «Вопрос. Вами сделано заявление о том, что вы являетесь агентом японской разведки, выполняли специальные поручения японских разведывательных органов и хотите дать по этому поводу исчерпывающие показания. Ответ. Мне известно, что в Харбине существовал Восточный диверсионно-шпионский центр, работавший по заданию японских разведывательных органов и проводивший диверсионно-шпионскую работу в Харбине, на КВЖД и на дорогах Советского Союза».
Через 3 месяца после ареста Меткин был приговорен к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 19 января 1938 года.
В октябре 1937 г. в доме арестовали еще двоих. 13 числа увели инженера Виктора Соловьева. Он приехал в Москву из Новгорода, и к моменту ареста работал инженером Москварекстроя Наркомата водного транспорта СССР. Через 3 месяца после ареста 50-летний Виктор был осужден как шпион и расстрелян в тот же день, 16 января 1938 года.
27 октября наступил черед Ильи Храброва. Он родился на Средней Волге в 1888 году, всю жизнь проработал на железной дороге, арестовали его: Храбров был бригадиром цеха в депо Сортировочная Ленинской железной дороги. Обвинен в ведении подрывной деятельности на производстве и через месяц расстрелян. 
19 декабря 1937 года следующий арест: увели Дмитрия Пакулина, начальника группы кадров Наркомата путей сообщения СССР, ему было 36 лет, обвинили в участии в контрреволюционной террористической организации и приговор – расстрел после четырех месяцев тюрьмы, 26 апреля 1938 года.
Череда арестов продолжилась в феврале 1938 года: 2 февраля арестован 34-летний Говший Генцис из Бердичева. Он занимал пост начальника Центрального дома техники Наркомата путей сообщения СССР. Живя в таком доме, с такими соседями, Генцис не мог, по мнению органов, не быть причастным к контрреволюционной террористической организации. Приговора он дожидался в тюрьме 2, 5 месяца. Расстрелян 27 апреля 1938 года. Жену и сына из квартиры на Краснопрудной выгнали.
Две недели спустя арестован главный строительный ревизор Наркомата путей сообщения СССР Антон Тузук. По обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации его расстреляли 28 августа 1938 года.
Еще через две недели дом на Краснопрудной навсегда покинул сосед семьи Толстовых, 34-летний Алексей Петров, преподаватель, заведующий кафедрой «Движение и трудовая работа» в Московском институте инженеров транспорта. За участие в контрреволюционной террористической организации высшая мера наказания была присуждена и ему. Приговор приведен в исполнение немедленно – 26 апреля 1938 года. 
В середине июня увели соседа А. Тузука, заместителя начальника Центрального управления движения Наркомата путей сообщения СССР Александра Пуриса, ему был 31 год. Расстрелян по тому же обвинению, что и сосед, в один день с ним.
Несколько дней спустя, в июне 1938 г. арестован Александр Андреев, 36-летний начальник Московско-Донбасской железной дороги, 26 августа он был расстрелян по тому же обвинению, что и все соседи. 
21 июня 1939 года был арестован Давид Штейнбок. 2 года он ждал приговора – такого же, как у всех в этом доме. Штейнбок родился в 1899 году в Польше, в 1918 году, во время оккупации немцами Украины, служил у них переводчиком, был совладельцем кирпичного завода. Ко дню ареста ему исполнилось 40 лет, он занимал должность заместителя главного бухгалтера Главстройпрома Наркомата черной металлургии СССР. Из обвинительного заключения: «Являлся агентом бывш. польской разведки, завербован Займовским – бывшим жандармским офицером, которому передавал шпионские сведения о военном строительстве во Владивостоке, а также о строительстве аэродромов и расположении воинских частей в Московском военном округе. С 1937 года являлся участником антисоветской организации, готовил антисоветские листовки с целью распространения их ко дню выборов в Верховный Совет СССР. В конце 1938 года подготовлял террористический акт против одного из руководителей партии и советского правительства. 17 июня 1939 года послал антисоветские клеветнические письма в иностранные посольства в Москве (английское, французское и США), а в быв. польское посольство отнес лично и просил содействия о выезде из СССР в Польшу». Приговор по обвинению в шпионаже, участии в контрреволюционной группе и в подготовке теракта был вынесен 6 июля 1941 года. Расстреляли его 30 июля. 
3 этажа (№ 24/2, стр. 1). Кирпичный.

9 этажей (№ 26/1; 1936 год постройки; здесь жил Л. Утесов). Кирпичный. На 1-м этаже – Кофейня «Шоколадница», Меховой салон «Твой мех», Магазин парфюмерии и косметики «ИЛЬ ДЕ БОТЭ», Салон обуви «Стиль Пешеход», салон «Билайн, аптека и пр. «В этом доме с 1958 по 1978 год жил и работал композитор, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_991.html.

11-15 этажей (№ 30-34; 1956 год постройки; бывший дом Министерства путей сообщения). Кирпичный. На 1-м этаже – консультативная поликлиника ГКБ № 14 им. В. Короленко.

3 и 7 этажей (№ 36, стр. 1 и 2; 1929 год постройки).

8 этажей (№ 38/2; 1962 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – детский магазин "Кораблик".

Достопримечательность:

Бывшая Краснопрудная электрическая станция Городских железных дорог (№ 16).

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Комсомольская» и «Красносельская».


Видео:




Состояние на 15.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий