вторник, 31 марта 2020 г.

Покрасс Дмитрий (композитор)

Дмитрий Покрасс (1899–1978) – композитор, дирижер, пианист. Член ВКП(б) с 1940 года. Дм. Я. Покрасс родился 26 октября (7 ноября) 1899 года в Киеве. В возрасте восьми лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечетку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и веселых украинских плясок. В 1914–1917 годах обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. И. Гелевера. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра Изы Кремер, А. Н. Вертинского, Сабинина, В. Я. Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальс-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на стихи П. Д. Германа, О. Осенина). В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором. В 1919 году в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В этом же году написал «Марш Дроздовского полка». В 1919–1921 годах служил в Первой Конной армии. В честь занятия Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Буденного» (1920, стихи А. А. Д’Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил еще неск. произведений («Гей-гей, седлай коней», стихи Д. Бедного, кантату «Вперед», песню-марш «Красные кавалеристы» – обе на стихи С. К. Минина). С 1923 года жил в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, цыганскому хору, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии – стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др. В 1923–1926 годах – главный дирижер и заведующий музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926–1936 годах главный дирижер и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла. С 1932 по 1954 год работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом. Братьям принадлежат популярные песни, в том числе «Конноармейская» (из кинофильма «Рабоче-крестьянская», сл. А. А. Суркова, 1936), «Москва майская» (из кинофильма «Двадцатый май», сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1937), «Прощание» («Прощальная комсомольская», сл. М. В. Исаковского, 1938), «То не тучи, грозовые облака» (из кинофильма «Я – сын трудового народа», сл. А. А. Суркова, 1938), «Если завтра война» (сл. Лебедева-Кумача, 1938), «Марш танкистов» и «Три танкиста» (из кинофильма «Трактористы», сл. Б. С. Ласкина, 1939), «Не скосить нас саблей острой» (из кинофильма «Дума про казака Голоту», сл. Лебедева-Кумача, 1937). В 1936–1972 – художественный руководитель эстрадного оркестра ЦДКЖ. Автор песен, музыки к фильмам, а также музыки к драматическим спектаклям. После кончины брата Дмитрий написал «Марш мотопехоты» (стихи Е. А. Долматовского, 1957), «Великий город» («Песня о Москве», стихи А. Пришельца, 1974), «Люба, Любушка, Любовь» (стихи П. М. Градова), «Родной городок» (ст. М. А. Светлова, 1975), «Марш БАМ» (ст. М. Вершинина, 1975). Автор музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов. Небольшого роста, тучный, Покрасс был артистичен и, выступая в роли кон.ртмейстера или дирижера, неизменно привлекал к себе внимание и завоевывал симпатии зрителей. На сцене Покрасс демонстрировал холерический темперамент, бурю эмоций. Он никогда не мог сидеть за роялем, а играл стоя, приплясывая и подпрыгивая. Покрасс владел роялем мастерски, обладал оригинальной, размашистой и бравурной манерой игры. Музыка братьев Покрасс яркая, динамичная, прекрасно оркестрованная, несет большой заряд позитивных эмоций. Мелодии Покрассов удобны для пения, хорошо запоминаются, одинаково выигрышные для исполнения как певцами, так и духовыми оркестрами. Особенно удачны марши («Марш танкистов», «Марш Буденного», «Москва майская», «Три танкиста» и т. д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий