среда, 26 октября 2016 г.

Спартаковская улица

Расположение:

Улица проходит по Басманному району (ЦАО) от площади Разгуляй и Старой Басманной улицы до пересечения Бауманской и Бакунинской улиц. 

Недалеко – метро «Бауманская» (у конца улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 700 метров.

История:

Известна с 14 — 15 вв. как дорога в село Стромынь (с 17 в. шла через современную Бакунинскую улицу в сёла Рубцово-Покровское и Измайлово). 

С 1652 г. по правой стороне улицы располагалась Немецкая слобода. 

С 1702 г. известен собор Богоявления в Елохове (д. 15; ныне существующий собор сооружён в конце 18 — первой половине 19 вв.). 

В конце 18 — начале 19 вв. вдоль улицы построены усадьба Мусина-Пушкина (д. 2, архитектор М. Казаков) и др. 

В 19 — начале 20 вв. улица застраивалась деревянными домами чиновников, торговцев, ремесленников и рабочих. 

В 1914 г. на улице был разбит Пушкинский сквер, в котором в 1931 г. поставлен памятник Н. Бауману. 


Первоначально улица составляла часть Покровской улицы.

До 1919 года – Елоховская улица (по Елоховской слободе).

Улица названа в 1919 году по немецкой революционной организации «Спартак», созданной в 1916 году и позже ставшей ядром Коммунистической партии Германии.

Нежилые объекты:

• Бывший дом государственного деятеля, археографа, историка, президента Академии художеств Мусина-Пушкина (№ 2, к. 1; 18 век; в 19 веке – 2-я Московская гражданская гимназия; в советское время – дом Красной Армии, индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта, с 1943 года — московский инженерно-строительный институт имени В. Куйбышева). 

Архитектурный ансамбль зрелого классицизма, усадьба на стыке Новой и Старой Басманных улиц, включающая главный дом, здания служб, флигеля, обширный сад, пруд. 

Формировалась с середины 18 в., в 1790—1800-х гг. приобрела законченный и гармоничный облик; центральный фасад главного дома, обращённый к площади Разгуляй, украсил торжественный восьмиколонный портик. 

Фасад, выходящий на Спартаковскую улицу, декорирован ионическим портиком; в срезанный угол дома, обращённый к Елоховской площади, вписана изящная полуротонда с ионической колоннадой. 

В это время усадьба принадлежала А. Мусину-Пушкину, археологу и историку. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_288.html.

В 1866 г. в Чертковскую библиотеку была пожертвована коллекция рукописей, собранных Мусиным-Пушкиным в 1813—17 гг.

При восстановлении усадьбы после пожара 1812 г. её архитектура была дополнена элементами стиля ампир. 

В 1835 г., когда здание приспосабливалось для 2-й московской гимназии, была изменена отделка интерьеров. 

В 1930 г. надстроено; в нём располагались дом Красной Армии, Индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта, с 1943 г. Московский инженерно-строительный институт имени В. Куйбышева.

Дом, три флигеля и ограда.

Построены в 1790–1800 гг. архитектором М. Казаковым на месте дома Якова Брюса, учёного, сподвижника Петра I. 

Архитектурный ансамбль выполнен в стиле зрелого классицизма. Облик здания формировался с середины 18 в. 

Законченный и гармоничный вид усадьба приобрела в 1790-1800-х гг. 

При восстановлении усадьбы после пожара 1812 её архитектура была дополнена элементами стиля ампир.

Граф А. Мусин-Пушкин, живший в Петербурге на Мойке, в царствование Павла I вышел в отставку и перебрался в Москву, где и купил эту усадьбу в 1776 году.

С домом А. Мусина-Пушкина связано много исторических событий и много имён замечательных людей. Сам граф был историком, археологом, собирателем книжных сокровищ Древней Руси, коллекционером, издателем памятников, действительным членом Российской Академии, президентом Академии художеств. Историк В. Ключевский назвал графа Мусина-Пушкина «антикварием-публицистом».

В своем доме граф устроил библиотеку собирателя рукописей и русских древностей, в которой работали многие учёные, в том числе и историк Карамзин. В основу коллекции положены старинные книги и рукописи, подаренные Екатериной II. Из наиболее ценных фондов можно выделить: документы царствования Петра I, древнерусские летописи, черновые бумаги выдающихся людей, собрание монет и медалей, подлинники картин Рафаэля, Рубенса, Леонардо да Винчи, Корреджо и других известных живописцев. 

В 1780-х годах, когда была упразднена Спасо-Преображенская обитель в Ярославле, А. Мусин-Пушкин приобрёл у престарелого настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) рукописный сборник «Хронограф», где оказался список неизвестного до той поры «Слова о полку Игореве». 

В 1800 году оно было переведено и издано графом в Москве, в Сенатской типографии тиражом 1200 экземпляров. Публикация бесценного памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве» принесли коллекционеру мировую известность.

Пожар 1812 года уничтожил замечательную библиотеку где хранился единственный рукописный экземпляр «Слова». Сохранилось лишь около двадцати рукописей, которые граф хранил в другом имении или успел раздарить. В частности, несколько памятников оказалось у Н. Карамзина и у будущего императора Александра I.

В настоящее время уцелевшие экземпляры первого издания являются библиографической редкостью. К концу 1970-х годов было известно 68 экземпляров книги.

Беда, постигшая собирателя древностей, переживалась им болезненно. Мусин-Пушкин, к тому времени уже пожилой человек, с весны 1812 года находился далеко от первопрестольной, в своем ярославском имении Иловня. Из деревни, незадолго до оставления Москвы французам, были присланы подводы для вывоза имущества семьи. Подвод было мало. Их явно не хватило бы для спасения всего собрания коллекционера. К тому же домоправитель Шепягин по-своему толковал ценность барского добра, и, нагружая подводы, отдал предпочтение предметам богатого интерьера, а не рукописям, составлявшим огромную ценность как для самого собирателя, так и потомков.

После московского пожара 1812 года при восстановлении дома Мусина-Пушкина его архитектура была дополнена элементами стиля ампир.

Усадьба была продана городу в 1834 году. 

В 1835 году здесь расположилась 2-я Московская гражданская гимназия. Дом претерпел внутреннюю переделку для нужд гимназии. 

В 1850-е годы здесь жил и работал поэт Л. Мей. На сюжеты его драм в стихах написаны некоторые оперы Н. Римского-Корсакова. 

После революции гимназия была закрыта. А в 1930 году историческое здание надстроили и отдали под дом Красной Армии. Затем здесь поселился Индустриально-педагогический институт имени К. Либкнехта. 

И, наконец, в 1943 году в дом Мусина-Пушкина въехал Московский инженерно-строительный институт имени В. Куйбышева (ныне - Московский государственный строительный университет).

— Северный флигель усадьбы Мусина-Пушкина (№ 2, к. 2). Двухэтажное кирпичное здание в стиле классицизма. Построен в 1796 г. по проекту архитектора М. Казакова, перестроен в 1837 г., 1876 г.

• ЕРЦ МО РФ (№ 2-2а; бывшая Академия Госплана СССР, 1937). 

Всесоюзная плановая академия (ВПА) им. В. Молотова при Госплане СССР. 

Построена в 1937 году по проекту архитектора Д. Разова.

• Институт «Теплоэлектропроект» (№ 2а; с 1918 года). Старейшее предприятие отрасли. Основан в 1918 году.

• Спортивно-стрелковый центр и офисы (№ 2а, стр. 2).

• 57-й Центральный проектный институт Министерства обороны РФ (№ 2б; бывшая войсковая часть, 1936 год постройки). 

Первоначально здание предназначалось для Индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта (арх. Л. Круглов). 

Достроено здание в 1930-х архитектором Д. Разовым для Плановой академии им. Молотова.

Бывшая войсковая часть № 20495. 

Сейчас поменяли название, но суть та же.

Это они проектировали печально знаменитый "Комбинат Правда", одно из зданий которого рухнуло в 1961 г.

Здание образует единый комплекс с жилым домом на Спартаковской улице.

• Бывшая усадьба (главный дом и 2 флигеля) Савиных-Закревских на Разгуляе (№ 3, стр. 1–3, 18 — начало 20 веков).

Старинная московская усадьба известна на этом месте с конца XVIII в. Скорее всего, ее построили Савины. Дворянский род Савиных известен с начала XVIII в. Участок принадлежал премьер-майору Г.Н. Савину. Фронтон главного усадебного дома украшал герб рода Савиных.

Герб имеет форму щита, правую сторону занимает стропило с тремя горящими гранатами и звездами, по левой стороне наискось изображены яблоки. Над щитом – дворянский шлем, который украшает наложенная на него гренадерская шапка со страусовыми перьями. Внизу щита надпись: «За верность и ревность».

По обеим сторонам от главного дома располагались флигели, сохранившиеся до наших дней в удручающем состоянии. Усадьба была построена в стиле классицизма, каким его хотел видеть великий зодчий М.Ф. Казаков: каменный, строгий, без излишних украшений. Двухэтажный дом построен на полуподвале. Фронтон украшают простые пилястры. Углы дома скруглены, что придает ему некоторое изящество. Можно предположить, что дом не пострадал от пожара 1812 г. В 1817 г. усадьбой владел гвардии прапорщик П.Г. Савин.

В середине XIX в. усадьбу приобрел бывший московский генерал-губернатор А.А. Закревский. Дом сдавали внаем, сам Закревский жил в Италии.

После Закревского усадьбу на Разгуляе купил инженер Н.П. Зимин. Дом куплен на имя жены Зимина – Веры Никифоровны, которая и владела им до революции 1917 г.

Н.П. Зимин в 1873 г. блестяще окончил Императорское Московское техническое училище и с 1875 г. занимался Московским водопроводом.

В 1882 г. он руководил строительством Преображенского водопровода, а в 1884-1893 гг. проектировал новый Мытищинский водопровод. Он был введен в эксплуатацию в 1892 г. Особой достопримечательностью водопровода стали Крестовские башни, построенные по проекту архитектора М. Геппенера.

С 1910-х вдова Зимина Вера Никифоровна жила в доходном доме на Садовой-Черногрязской, а усадьбу сдавала внаем.

В 1980-х гг. дом предполагалось передвинуть вглубь участка. С 1996 г. дом значится нежилым.

Главный дом построен в 1770-х гг., перестроен в 1878 году и в 1890 году.

Флигели построены в 1770-х гг. Одноэтажные кирпичные здания.

• Офисы (№ 5, стр. 1). 

До революции на этом месте был публичный дом.

• Офисы (№ 5, стр. 2). 

• Офисы (№ 6а или 6, стр. 2). 

Городская усадьба, конец XVIII в. – XIX в. Главный дом, конец XVIII в. – 1-я треть XIX в.

Небольшой двухэтажный особняк с мезонином, стоящий чуть вдалеке от шумной Спартаковской улицы, мог бы много рассказать о своих хозяевах.
До середины XIX в. участком на ул. Покровской с большим садом и небольшим барским домом владела семья Гильдебрандт. Несколько поколений представителей этой семьи, талантливых медиков, жило в Лефортове в этом доме. Первым в Россию приехал Иоганн Конрад фон Гильдебрандт, родившийся в 1747 году в Аренсбурге, на о. Эзель. Иван Карлович, как прозвали его в России, прожил в Москве до 1831 года, будучи военным лекарем, участвовал в 1771 году в "походе за ушедшими калмыками", а в 1774 г. – в осаде г. Уральска, оборонявшегося от войска Емельяна Пугачева. Лекарем стал и племянник И.К. Гильдебрандта – Федор Иванович, профессор хирургии и «известный оператор» в Москве, автор книг о лечении глаз. Его сын Иван Федорович (1806-1859) был воспитанником Московского университета, затем там же адъюнктом профессора Иноземцeва, стал хирургом и получил степень доктора медицины.
В 1870-х владельцем усадьбы стал Петр Семенович Гальцов, доверенное лицо купцов Малютиных и главный руководитель коммерческой части Малютинской ткацкой фабрики в с. Раменское Бронницкого уезда Московской губернии.
П.С. Гальцов начал свою службу с должности приказчика и потом в течение 40 лет выполнял обязанности коммерческого директора фабрик. Его дело продолжил сын – Семен Петрович Гальцов, работавший в компании «Малютин и сыновья» и проживавший в доме на Елоховской улице вместе с братом Сергеем.
Накануне революции дом купил Борис Митрофанович Сериков, директор Центрального акционерного общества производства цемента, владелец торгового дома «Б. Сериков, Э. Рингель и А. Старостин». Дом принадлежал жене Серикова, Надежде Ивановне.
Б.М. Сериков – один из основателей и ключевая фигура в деле создания Воскресенского цементного завода, отметившего в 2013 г. свой столетний юбилей.

• Офисы (№ 7). Трёхэтажный кирпичный дом построен в 1810 году.

• Бывший жилой дом середины 19 века (№ 8). 

Типичная московская застройка середины XIX в. Стены дома кирпичные, но перекрытия сохраняются деревянные. Правая часть дома более ранняя, подворотню и левую половину здания построили во второй половине XIX в. В середине XIX в. главный дом усадьбы стоял торцом к улице, им владел московский мещанин Сысоев. Дом был записан на его жену Елизавету Ивановну. В 1874 г. дом был разделен между несколькими семьями. Здесь жил Федор Сидорович Сысоев, родственник бывших владельцев, а также купец Степан Савельевич Лазарев и Наталья Ильинична Песоцкая. Наверное, это и есть причина того, что дом был достроен, занял все пространство вдоль улицы и был разделен на три владения.

В начале ХХ века дом перешел к купцу Ивану Дементьевичу Реброву. Он ведал кожевенным делом. Ребров объединил разрозненные владения в единое целое, при доме открылась кожевенная лавка, которая просуществовала до революции 1917 г.

Дом дошел до нас практически без изменений. Таким могли видеть его прихожане Елоховского собора на протяжении вот уже ста лет. Здание не имеет украшений: строгие наличники, обычный карниз. Все говорит о том, что хозяева не стремились выделить свое владение на фоне остальных. Дом ремонтировался, красился. В советское время на первом этаже всегда сохранялись магазины.



В конце 19 века появляются первые упоминания о каменном двухэтажном строении. 

В начале XX века оно было отремонтировано после пожара, на чертежах того времени представлен торцевой фасад главного каменного дома в три оконные оси. Окна второго этажа были большего размера. В центре треугольного фронтона было помещено полукруглое окно мезонина. Фасад здания в целом был отделан весьма аскетично, возможно его декор в основных чертах сохранялся ещё с допожарного времени.

В 1850 г. к каменному корпусу была сделана каменная двухэтажная пристройка со стороны юго-западного фасада. При этом главный дом был отремонтирован, вновь образовавшийся объём получил единую обработку фасада по линии улицы. Основными отличительными чертами декора нового здания в духе эклектики стали развитой карниз с широким фризом, выделение угловых лопаток фасада рустом, профилированные наличники окон второго этажа с сандриками и профилированные наличники с небольшими ушками окон первого этажа. Низ здания был отделан белокаменным цоколем. 

В 1859 г. дворовая часть главного каменного дома была надстроена третьим антресольным этажом, со стороны двора к ней была сделана деревянная двухэтажная пристройка для сеней.

В 1882 г. братья Лазаревы предприняли последнее крупное строительство на этой территории. К главному жилому дому по линии улицы с северо-восточной стороны был пристроен двухэтажный жилой корпус с проездными воротами (архитектор П. Иванов). 

Декоративное убранство фасада пристройки воспроизводило формы старого здания – окна получили такое же оформление, а проездные ворота и угол фасада были выделены рустованными лопатками. Первый этаж нового здания был отведён для торгового помещения, второй – для квартир. Дворовая часть здания также получила третий антресольный этаж, на который вела дощатая лестница. Главная лестница была сделана из подольского камня.

Судя по оценочной ведомости 1914 г. в подвале главного дома находился склад кожевенного товара владельца, в первом этаже – овощная лавка, писчебумажный магазин, помещение для служащих конторы завода владельца, а также склад товара, во втором этаже по-прежнему помещались мастерская и квартира Давыдова, квартира Д. Реброва и торговая контора его завода, в антресолях по-прежнему сохранялась квартира бывшей домовладелицы А. Лазаревой. Жилой флигель был занят квартирами, в службах помещались склады, конюшня, прачечная и каретный сарай.

В 1918 г. здание было национализировано и занято «жилтовариществом», здесь в 1925 г. проживало 87 человек, также здесь в этом году помещался магазин музыкальных инструментов Соколова. 

В 1930 г. во владении находилась булочная МОСПО. 

В середине 1930-х гг. в соседнем владении началось строительство многоэтажного жилого дома Госплана СССР. В связи с этим постройки во владении были переданы на баланс Госплана, и оно продолжало использоваться как ведомственное жилье.

Здание практически не перестраивалось, судя по фотографиям происходило определённое упрощение декора за счет ликвидации руста на отдельных частях здания.

В настоящее время здание сложное в плане, двухэтажное, частично трёхэтажное, кирпичное, частично деревянное. Фасады здания выдержаны в духе эклектики.

• Бывшая городская усадьба Н. Мамонтова — главный дом с флигелями (№ 9; 18-19 века).

Здание по Спартаковской улице, 9, где расположена сейчас библиотека имени А. Пушкина, являлось некогда главным домом, ядром городской усадьбы.

Судя по плану застройки района, в 1774 г. здесь стоял деревянный дом с двумя ризалитами, располагавшийся по красной линии улицы. Сбоку за ним располагались хозяйственные постройки, тоже деревянные. В глубине участка был сад. Такой тип постройки является типичным для конца 18 века.

Первым владельцем усадьбы был Тимофей Чонжин (1722-1803)

Во время приобретения и постройки дома в 1774 году Тимофей – коллежский советник. А с 1782 по 1785 гг., уже в чине статского советника, он занимает пост вице-губернатора Москвы.

Т. Чонжин был владельцем Дома до самой кончины своей 9 марта 1803 г. Похоронен он на Лазоревском кладбище.

После Отечественной войны 1812 года, во время которой усадьба (по некоторым свидетельствам) не пострадала, участок приобретает купец первой гильдии М. Крашенинников. 

В промежутке от 1813 до 1816 года новый владелец перестраивает дом. Точная дата возведения главного здания в его нынешнем виде неизвестна: на плане 1804 г. его еще нет, а на плане застройки района от 1816 г. он уже показан как двухэтажный каменный дом с двумя флигелями. 

В 1819 г. флигели соединяются с главным домом арками, что создает единый ансамбль. 

На дворовом фасаде, как и в деревянном прототипе, выступают ризалиты. 

Усадьба окружена тянущейся вдоль улицы каменной оградой с чугунными решетками и воротами. 

В глубине сада, по задней границе расположена оранжерея.

В дальнейшем Дом неоднократно менял хозяев. В 1854 году особняк приобретает Николай Мамонтов, и с этого времени начинается один из самых замечательных периодов в жизни дома. Здесь бывали: Герман Ларош – музыкальный критик, друг П. Чайковского, сам Петр Чайковский, Павел Третьяков – муж дочери Н. Мамонтова Веры Мамонтовой.

В 1856-1857 гг. при Н. Мамонтове строятся западный и восточный корпуса, ограничивающие парадный двор, изменяется декоративное оформление интерьеров. Дом приобретает внешне тот самый вид, которым можно любоваться и поныне: особняк, оформленный в стиле русского псевдобарокко с портиком, колоннами и двумя флигелями. Довольно многое сохранилось и до нашего времени: искусственный мрамор стен, фигурные филенки, лепные украшения, мраморные камины. Тогда же появились и украшенные чугунной вязью балконы, фонари, прекрасная трехмаршевая чугунная лестница, ведущая из вестибюля на второй этаж.

Последними владельцами Дома были купцы Мухины (с 1882 года по 1911 год), занимавшиеся торговлей мукой и хлебом.

1 ноября 1911 года «городом приобретено владение наследников Ф. Мухина Басманной части 1 уч., под № 127-99 на Елоховской площади за 180 000 рублей». 

С осени 1912 года и по сей день библиотека располагается в этой усадьбе. Библиотека-читальня имени А. Пушкина (стр. 3) расположена в двухэтажном кирпичном здании – главном доме бывшей усадьбы Мухиных – специально приобретённом в 1912 году для размещения библиотеки, основанной в 1899 году.

В 70-х годах прошлого века были проведены реставрационные работы. Библиотеке первоначально принадлежало только центральное здание усадьбы. В 1972-1973-х гг. в ведение библиотеки были переданы и остальные строения, до того времени отведенные под жилые помещения. Реставрационные работы 1970-1980-х годов вернули Дому тот вид, который он, согласно описаниям, имел при Мамонтовых. Под многолетними слоями штукатурки и обоев на втором этаже обнаружились мраморные стены, были восстановлены двери, детали фигурной лепнины потолков, отреставрированы мраморные камины и чугунные лестницы. При восстановительных работах начала нынешнего века открылись полы на первом этаже, выложенные доломитом.

Одинаковые фасады флигелей под номерами 9 строение 2 и 9 строение 3 выходят на красную линию улицы.

• Библиотека им. А. Пушкина (№ 9, стр. 3; здание начала 20 века; бывшая хлебная биржа; во дворе – памятник-бюст А. Пушкину).
Памятник А.С. Пушкину.
Бюст установлен в 1937 г. к 100-летию со дня гибели поэта.
Скульптор: В. Н. Домогацкий
Год установки: 1937
Монумент представляет собой портретный бюст поэта. Памятник состоит из ступенчатого стереобата, облицованного гранитными плитами, прямоугольного постамента и мраморного бюста. Голова портретируемого анфас, выражение лица напряженное. На лицевой гранитной плите постамента выгравирована надпись:
«А. С. Пушкину», также имеется лавровая ветвь, а сверху нанесен красочный слой золотого цвета. Ремонтные работы на объекте проводились в 2013 г.
• Бывший жилой дом 1882 года постройки (№ 10/2). Двухэтажный кирпичный дом.

Особняк Н.А. Голубевой.

Нарядный двухэтажный угловой дом на Спартаковской улице и в Плетешковском переулке был построен в 1882 г. До этого здесь стоял усадебный дом, принадлежавший семье московского купца Смирнова.

Плетешковский переулок сохраняет в своем названии имя московского урочища с запутанной сетью переулков – Плетешки.

Угловой участок тянулся вдоль переулка, имел маленький внутренний садик и множество мелких хозяйственных построек.

В 1880-х дом перешел к жене титулярного советника Надежде Андреевне Голубевой. К 1882 г. дом был перестроен. Оба фасада были сделаны в модном тогда стиле неоклассики. Окна второго этажа украшает изящная лепнина из цветочных гирлянд, углы выделены рустом.

Главный вход в дом исторически располагается со стороны Плетешковского переулка. В конце XIX в. большинство домов, окружавших Елоховский собор, выглядело примерно так же. Дома создавали прекрасный, уютный ансамбль, окружающий площадь и гармонично перекликающийся с величественным собором.

Этот уголок Москвы в конце XIX – начале XX в. мало чем отличался от российской провинции. Писатель и искусствовед С.Н. Дурылин вспоминал свое детство, проведенное по соседству с домом Голубевой:

"Наш дом, где я родился и вырос, был в Плетешках, в минуте ходьбы от Елоховской, по которой ходила конка и ездили линейки. Поверит ли кто теперь, что в наш сад, далеко не на окраине Москвы, каждый год прилетали весной соловьи и пели весь май весной в сирени! Отец, приехав из «городу», сядет, бывало, вечером на балконе, выходящем в цветущий сад, вдыхает аромат яблонь, вишен и сирени и слушает, как щелкает соловей у нас в саду".

В 1890-х Н.А. Голубева открыла в своем доме частную лечебницу для больных «нервными и душевными болезнями». По воспоминаниям Дурылина, в одном из флигелей «жил доктор; ежедневно, в пять часов вечера, с точностью Брегета, зажигал он у себя на столе лампу под зеленым-абажуром — по этой зеленой лампе проверяли в нашем доме часы». Сама лечебница располагалась «в большом, тоже двухэтажном здании. Дом был каменный с небольшим балконом. Его поддерживали атланты в виде двух бородатых голых человек, и мне, маленькому, всегда, казалось, что их лохматые головы, на которые опирается балкон, изнемогают от боли под его тяжестью". К сожалению, балкон не сохранился.

Наследники Голубевой владели домом до революции 1917 г. Клиника закрылась незадолго до революции.

Можно предположить, что в 1920-х дом заняли коммунальные квартиры. Такая участь постигла большинство особняков послереволюционной Москвы. На участке, где раньше был сад и хозяйственные постройки, сейчас возвышается многоэтажное здание.

• Бывший дом Евангелического Сарептского общества (№ 11, стр. 1, начало 20 века). Двухэтажный кирпичный дом 18 века. 

Теперь тут ресторан «Разгуляй».

• Московская биржа (№ 12). Пятиэтажное здание, построенное в 2005 году.

• Здание бывшего Богоявленского народного училища (№ 13, 
конец 18 — 19 века; ныне – церковная лавка Елоховского собора). 

Выстроено между 1774 и 1793 гг. 

Перестроено после 1812 г. 

В 2004 году делался капитальный ремонт, с полной перепланировкой внутренних помещений.

• Богоявленский (Елоховский) кафедральный собор в Елохове (№ 15; главный храм Московской епархии – здесь находится кафедра Патриарха РПЦ. Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Приделы: Благовещения Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. История: построен в 1845 г. в подмосковном селе Елохово. Никогда не закрывался. Арх-ра: стиль – классицизм. Состоит из основного объема с 5 главами, трапезной (кон. 18 в.) и четырехъярусной колокольни (кон. 18–19 вв.). Ограда – 19 в. Интерьер: старый пятиярусный позолоченный иконостас. Святыни: чудотворная Казанская икона, мощи свт. Алексия Московского; чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Петра Московского; гробницы Патриархов Сергия и Алексия II; Духовенство: настоятель – священник Александр Агейкин; другие клирики: священники Александр Аржаев, Зотик Якимчук, Борис Обрембальский, Михаил Райчинец, Алексей Артамонов, Алексей Козливсков, Константин Корнеев; дьяконы Андрей Мазур, Николай Платонов, Евгений Трофимов, Михаил Гречишкин, Алексей Катанников. Богослужение: ежедневно литургия в 8.00, вечерняя служба – в 18.00); по воскресеньям и большим праздникам – 2 литургии (в 6.30 и в 9.30); по вторникам – акафист иконе Божией Матери «Взыскание погибших», по средам – акафист святителю Николаю, по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих», по пятницам – акафист Казанской иконе Божией Матери. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; сестричество св. Марии Магдалины; окормление больных в Басманной больнице. Сайт есть, но для такого храма весьма бедный – многие страницы просто не заполнены, а многие очень неполны. В 2004 г. издана книга о храме – «Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода».
Во дворе – крестильный храм св. Василия Блаженного (он родился в 1468 г. в Елохове). «Июня 8 дня 1799 года въ храмъ Богоявления Господня въ Елоховъ крещенъ А.С.Пушкинъ».

Кафедральный (главный храм Московской епархии, возглавляемой Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

Соор. в 1835—45 гг. (арх. Е.Тюрин) в пригородном селе Елохове («елох» — ольха) на месте одноименного каменного храма, к-рый был постр. вместо ранее существовавшего деревянного храма в 1722-31 гг., в основном на средства царевны Прасковьи при содействии Петра I; в 1799 г. в нем кре¬щен А. Пушкин. От этого храма сохранились перестроенные в 1792-93 гг. трапезная и первый ярус колокольни. В первой четверти 19 в. постр. верхние 3 яруса колокольни, в 1889 г. купол и аттик (стенка над карнизом) над трапезной (арх. П. Зыков). Собор обновлялся в 1895 г. Ограда — 19 в.

Грандиозный (вмещает несколько тысяч молящихся), кубообразный храм в стиле классицизма. Увенчан 5 главами. 

Над карнизом — мощный аттик, создающий как бы ступенчатый переход к ансамблю куполов, вокруг барабанов (оснований глав куполов) колоннады.

Центральный барабан с окнами, освещающими сверху храм; четыре барабана по его бокам и барабан над трапезной — глухие, в них находятся служебные помещения. На хоры (у с.-з. барабана) ведет четырехэтажный лифт. Колокольня — четырехъярусная. Колокола на ней сохранились (большой колокол — 1900, из храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, куплен в Большом театре после того, как треснул соборный колокол).

В соборе главный престол — Богоявления, приделы: юж. — Благовещения Пресвятой Богородицы, сев. — свт. Николая Чудотворца (осв. вместе с трапезной в 1912, стены расписаны В. Гурьяновым). В соборе — пятиярусный вызолоченный иконостас.

После 1917 г. не закрывался. В сер. 1930-х, после разрушения Патриаршего храма Богоявления в Дорогомилове, в собор была перенесена кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского (с 1943 г. – Патриарха) Сергия (Страгородского). С нач. 1992 г., после возвращения Церкви Успенского собора в Кремле, ставшего Патриаршим, собор — кафедральный (здесь находится кафедра главы Московской епархии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

В последнее время (с середины 2010) храм начал активно расширяться, произвел ремонт территории, в результате которого обнёс забором площадь перед храмом, бывшее училище (кстати культурный памятник, переданный под церковную лавку) и часть парка Баумана. В итоге оказался де-юрэ перекрыт удобный путь прохода с Елоховского проезда на Спартаковскую улицу, что довольно неприятно.

Богоявленский кафедральный собор или Елоховский собор считается одним из красивых храмов столицы. Он был возведен в 17 веке и с тех пор не закрывался ни разу, даже в советское время. В церкви покоится Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В 14 веке, как написано в документах, здесь было село Елох. По легенде именно в нем на свет появился Василий Блаженный. А вот деревянный храм впервые упомянут лишь в 1694 году в указе Патриарха Адриана.
Затем в 20-х годах 17 века храм было решено воздвигнуть из камня. Тогда для его строительства кирпич был лично пожалован Петром Первым. В 1731 году церковь осветили архиепископ Подонский и Сарский Леонид. Чуть позже здесь появляется трапезная и колокольня. В 1799 году здесь крестили великого русского поэта Александра Пушкина.
В 1830-х годах храм решили перестроить. Проект доверили создать известному московскому архитектору Евграфу Тюрину. Согласно задумке на месте старого здания появлялся пятикупольный собор, высота которого составляла 56 метров. Автор почти все перестроил, оставив лишь от прежней святыни трапезную и первый ярус колокольни. В октябре 1853 года в обновленном виде церковь был освещен.
После прихода к власти советов, храм не закрывался, хотя это пытались сделать несколько раз. Например, в 1935 году здесь пытались здесь открыть кинотеатр, но решение удалось обжаловать. 22 июня 1941 года после службы власти снова намеревались закрыть церковь, но в этот день началась Великая Отечественная война.
В феврале 1945 года собор получил статус Патриаршего, став кафедрой Патриархов Московских и всея Руси до 1991 года. В начале 1992 года Богоявленский собор стал кафедральным.
• МФЦ (№ 16, стр. 1). Ресторан «Steeple Chase», продукты, кулинария и пр. 

Правая часть – двухэтажное каменное здание - означена на плане участка купца второй гильдии А. Емельянова в 1816 г. и может датироваться еще более ранним временем. 

Уже в 20 столетии разбогатевший крестьянин Василий Герасимов строит над старым зданием третий этаж и вплотную с левой стороны возводит новое строение, которое объединяет со старым одним фасадом в русском стиле (проект инженера И. Лаврова).

В 1910-е гг. архитектор В. Кузнецов перестроил здание.

• Магазин «Книги на Бауманской» и аптека (№ 21). 

Здание конца 18-19 вв. 

Бывший жилой дом. 

До войны здесь был кинотеатр «III Интернационал», после войны переименованный в «Радугу». На 1-м этаже располагалось фойе, а на 2-м — кинозал. 

Весной 1970 г. вместо кинотеатра открыли пивной бар с двумя залами на втором этаже. На первом этаже весной 1974 г. открылась шашлычная.

• Офисы (№ 23). Здание конца 18-19 вв. 

Бывший жилой дом.

• Ресторан японской кухни «Якитория» (№ 25/28). 

Здание конца 18-19 вв. 

Бывший жилой дом.

• Театр кукол (№ 26/30). 

Создан в 1929 г. в системе Госиздата и назывался Театром детской книги, в 1937 г. получил название 1-й Московский кукольный театр, с 1954 г. носит современное название. 

Основатели театра — педагог А. Витман, режиссёр В. Швембергер (в 1929—33 гг. главный режиссёр). 

Первый спектакль «Ёж и Петрушка» (1930) — агитобозрение по страницам детского журнала «Ёж», затем «Петрушка-путешественник» А. Глобы (1932) и др. 

Театр сотрудничал с С. Маршаком, А. Бруштейн, Е. Шварцем. 

В 1945 г. театр, вернувшись из эвакуации в Москву, получил помещение на улице 25-го Октября (Никольской улице), 17, а в 1965 г. труппа переехала в здание, которое занимает и ныне. 

Среди спектаклей: «Мистер-Твистер» (1934) и «Гуси-лебеди» (1939) Маршака, «Снежная королева» Шварца (1941), «Старик Хоттабыч» по Л. Лагину (1954), «Женитьба» Н. Гоголя (1956), «Тимур и его команда» по А. Гайдару (1957), «Проделки Скапена» Мольера (1972), «Щелкунчик» по Э. Гофману (1979), «Руслан и Людмила» по А. Пушкину (1980), «Синьор рыцарь» по М. де Сервантесу (1984), «Каштанка и Слон» Л. Хаита и З. Сагалова (1987), «Кот в сапогах» Д. Самойлова (1991), «Сказы Палеха» (театральная инсценировка А. Вещикова, 1994), «Кошкин дом» по Маршаку (1995). 

В разные годы театром руководили: Е. Деммени, Н. Савин, В. Громов, Б. Аблынин, А. Гамсахурдия, Ю. Набоков. 

В 1986 г. в театр влилась группа актёров ансамбля «Люди и куклы» Хаита. 

С 1993 г. главный режиссёр В. Крючков. 

Здание театра построено в 1868 г.; в 1912 г. его второй этаж был переоборудован под кинотеатр («Большой Елоховский электротеатр», затем «Синематограф Е. Каплан»). 

С 1933 г. здесь размещалась Театральная студия имени М. Ермоловой, с 1946 г. — Московский драматический театр.

Расположен в старинном особняке со сказочными фигурками на фасаде.

Один из старейших театров кукол Москвы уже 75 лет целенаправленно работает для юных зрителей от трёх до двенадцати лет. Основой репертуара является сказка — народная и литературная, русская и зарубежная. В афише театра двадцать постановок, разных по темам, жанрам, выразительным средствам. 

В музее театра перед спектаклем и в антракте маленькие зрители могут не только посмотреть, но и подержать в руках кукол, игравших ранее в спектаклях. Такое близкое знакомство с куклами помогает им узнать о разнообразии театральных кукол и лучше понимать их. 

Художественный руководитель театра — В. Крючков.

Жилые дома:

5 этажей (№ 4, стр. 1, начало 20 века). Кирпичный.

13 этажей (№ 6, 1941 год постройки). Кирпичный.

12 этажей (№№ 16, к. 2 и 18, 1970-е годы постройки). Блочные.

9 этажей (№ 17, 1964 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – магазин театральной атрибутики, пиццерия и пр.

5 этажей (№ 19, стр. 2 и 3, 1929 год постройки). Кирпичные. Конструктивизм.

5 этажей (№ 19, стр. 3а, 1955 год постройки). Кирпичный.

Достопримечательности:

Богоявленский (Елоховский) кафедральный собор в Елохове (№ 15).

Кафедральный (главный храм Московской епархии, возглавляемой Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

Соор. в 1835—45 (арх. Е.Д.Тюрин) в приго-родном селе Елохове («елох» — ольха) на ме-сте одноименного каменного храма, к-рый был постр. вместо ранее существовавшего деревянного храма в 1722-31, в основном на средства царевны Прасковьи Ивановны при содействии Петра I; в 1799 в нем кре¬щен А.С.Пушкин. От этого храма сохрани¬лись перестроенные в 1792-93 трапезная и первый ярус колокольни. В первой четвер¬ти XIX в. постр. верхние 3 яруса колоколь¬ни, в 1889 купол и аттик (стенка над карни¬зом) над трапезной (арх. П.П.Зыков). Собор обновлялся в 1895. Ограда — XIX в.

Грандиозный (вмещает несколько тысяч молящихся), кубообразный храм в стиле классицизма. Увенчан 5 главами. 
Над карнизом — мощный аттик, создающий как бы ступенчатый переход к ансамблю куполов, вокруг барабанов (оснований глав куполов) колоннады.

Центральный барабан с окнами, освеща-ющими сверху храм; четыре барабана по его бокам и барабан над трапезной — глухие, в них находятся служебные помещения. На хоры (у с.-з. барабана) ведет четырехэтаж¬ный лифт. Колокольня — четырехъярусная. Колокола на ней сохранились (большой ко¬локол — 1900, из храма свт. Николая Чудот¬ворца в Пыжах, куплен в Большом театре после того, как треснул соборный колокол).

В соборе главный престол — Богоявления, приделы: юж. — Благовещения Пресвятой Бо¬городицы, сев. — свт. Николая Чудотворца (осв. вместе с трапезной в 1912, стены рас-писаны В.П.Гурьяновым). В соборе — пяти¬ярусный вызолоченный иконостас.

После 1917 не закрывался. В сер. 1930-х, после разрушения Патриаршего храма Бо¬гоявления в Дорогомилове, в собор была пе¬ренесена кафедра Патриаршего местоблю¬стителя митрополита Московского и Коло¬менского (с 1943 - Патриарха) Сергия (Страгородского). С нач. 1992, после возвра¬щения Церкви Успенского собора в Крем¬ле, ставшего Патриаршим, собор — кафед¬ральный (здесь находится кафедра главы Московской епархии Патриарха Московс¬кого и всея Руси Алексия II).

Театр кукол (№ 26/30).

Здания 18 — начала 20 веков.

Сквер.

Памятник Николаю Бауману.

Памятник Н. Э. Бауману в Пушкинском сквере на Елоховской площади открыт 31 октября 1931 г.
Памятник посвящен известному российскому революционеру Николаю Эрнестовичу Бауману. Решение о сооружении памятника было принято в 1925 г. В конкурсе участвовали пять скульпторов: Б. Д. Королев, В. В. Лишев, М. Г. Манизер, С. Г. Маграчев и И. А. Менделевич. Работа Бориса Даниловича Королева была признана лучшей. 


Скульптура памятника выполнена из бронзы, а пьедестал памятника гранитный. Н. Э. Бауман изображен на постаменте памятника стоящим во весь рост. Левая рука спрятана в пальто, в правой — прижатая к груди пачка подпольной газеты «Искра» (поперек свернутой пачки крупно видно ее название). Три бронзовых барельефа на боковых сторонах памятника символизируют этапы жизни Баумана: побег из ссылки в Вятской губернии, побег из киевской тюрьмы и насильственную смерть. Под барельефами — поясняющие надписи. На лицевой стороне постамента надпись: «Николай Эрнестович Бауман. 1873—1905». Ниже — слова В. И. Ленина: «Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма».

Проезд:

От метро «Бауманская» пешком через Бауманскую улицу и на троллейбусах №№ 25, 45 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий