воскресенье, 16 октября 2016 г.

улица Коненкова

Расположение:

Улица проходит по району Бибирево (СВАО) от улицы Пришвина до улицы Лескова.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 2 км.

История:

Улица названа в 1974 году в честь скульптора Сергея Коненкова (1874–1971).

Коненков Сергей (1874–1971) – скульптор. Родился в крестьянской семье в Смоленской области. Чувство красоты, поэтический мир художника связаны с впечатлениями, переживаниями детства, которые Сергей испытывал, вступая в повседневное общение с природой: «Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку берёзы раскачивается русалка и её длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения Среднерусская родная природа была моим первым учителем». На всю жизнь Конёнкову запомнились и черты бытового уклада русского крестьянства, в котором сочетались крестьянские заповеди и отголоски языческих преданий, составляя причудливое единство. Позже это отразилось в работах скульптора («Старичок –полевичок», «Стрибог»). Научившись в детстве игре на музыкальных инструментах, Конёнков через пронёс душевную страсть к музыке, она была излюбленной темой его творчества. В 1892-1896 гг. учился в МУЖВЗ, где его учителями были И. Иванов и С. Волнухин. В 1902 г. закончил Академию художеств. В начале XX века мастерская скульптора располагалась на мансарде доходного дома А. Ечкина. Скульптор принимал участие в украшении рельефными клеймами фасада Покровского собора Марфо-Мариинской обители, изображающие Распятие и Небесный Иерусалим. В дореволюционных работах Конёнкова заметны модернистские тенденции, в частности мотивы человека в стихии, стихии истории и природы. Художником передано ощущение революции («Самсон, разрывающий узы»). Особый колорит художественного мышления мастера проявился в произведениях из дерева, «лесных мотивах». Конёнков зарекомендовал себя как выдающийся мастер портрета («Сказительница М. Кривополенова»). Революция 1917 г. вызвала неоднозначную оценку скульптора. Его работы этого периода, созданные по плану монументальной пропаганды, далеки от официоза (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и богатство народов»; группа «Степан Разин со своей ватагой»). Конёнков воспринимал революционные перемены в стране как трагедию народа. В 1924–1945 гг. жил и работал в США. Несмотря на обилие заказов, в Америке ему не удалось достичь успеха. Интерес представляет созданный им цикл символических рисунков, в которых художник пытался предугадать судьбу человечества. В 1945 г. вернулся в СССР, где создал ряд парадных композиций (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, 1954). Является автором памятника В. Снегиреву у главного входа Акушерской клиники им. Снегирева в Москве. Официальная власть поддерживала его, однако это не изменило сложного отношения мастера к советской власти и его мировоззренческих взглядов. К столетнему юбилею С. Конёнкова в Москве в «доме под юбкой», где жил скульптор, был открыт его музей.

Конёнков Сергей (1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, — 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892—96) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина вместе с А.С. Голубкиной (с которой его связывали впоследствии общность творческих устремлений и глубокое взаимное уважение), в 1899—1902 — в петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства»; член объединения Союз русских художников, его председатель в 1918—23. В 1902—23 и с 1945 жил в Москве. Первые значительные работы здесь выполнил в 1895—97 как мастер монументальной декорации — 6 выразительных по своей мощной пластике гипсовых кариатид доходного дома Перлова на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3); в 1905 творчески и очень индивидуально перетолковал образы античной мифологии в мраморных скульптурах и рельефах для вестибюля кофейни Филиппова на Тверской улице (ныне ресторан «Центральный»). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве в составе боевой дружины принимал участие в защите баррикад на Арбате, где была его мастерская; события этих дней отразились в его творчестве («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции в Москве). В 1900—10-х гг. обращался к дереву, создавая сказочные, фольклорно-мифологические образы («Старичок-полевичок», 1910, ГТГ), работал над психологически выразительными портретами, в том числе близких ему людей творческого склада (издателя П.П. Кончаловского, дерево, 1903—04, частное собрание в Москве; А.П. Чехова, мрамор, 1908, Дом-музей А.П. Чехова в Москве; скрипача Ф.Г. Ромашкова, бронза, 1909, частное собрание в Москве). Конёнков был особенно близок с семьёй Кончаловских, поддерживал дружеские и творческие связи с Ф.О. Шехтелем, И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, по инициативе которого выполнил белокаменные резные кресты на наружных стенах храма Марфо-Мариинской обители (1910), а также деревянный тонированный горельеф «Пиршество» для столовой дома Карповых (1910, ныне в ГТГ). В 1914—23 занимал большую скульптурную мастерскую в д. 3 на улице Большая Пресня, где собирались музыканты, актёры Художественного театра, живописцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Г.Б. Якулов, поэт С.А. Есенин, портрет которого в дереве Конёнков выполнил в 1920 (Институт мировой литературы имени А.М. Горького). В 1916 здесь проходила первая персональная выставка произведений Конёнкова. С 1916 Конёнков — председатель Московского профессионального союза скульпторов. В 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства, в 1918 — в Коллегии по делам изобразительных искусств. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта (1918—22). В 1918 в рамках плана монументальной пропаганды создал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (барельеф, цветной бетон, была установлена на Сенатской башне Кремля, ныне в ГРМ), оригинальную по композиции скульптурную группу «Степан Разин со своей дружиной» (подцвеченное дерево, была установлена на Лобном месте, ныне в ГРМ). В 1923 для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки изготовил ряд монументальных деревянных фигур («Текстильщица», ГТГ). В 1924—45 жил в США. После возвращения на родину работал над классицистически строгим рельефным многофигурным фризом для Института геохимии АН (1953—54), произведениями, полными героической символики («Освобождённый человек», 1947, ГРМ), создавал глубоко-лирические и приподнято-оптимистические образы («Марфинька», мрамор, 1950, ГРМ; «Автопортрет», мрамор, ГТГ, 1954), исполнил портреты выдающихся деятелей науки и культуры (А.Б. Гольденвейзера, дерево, 1950, Музей-мастерская Конёнкова; И.П. Павлова, мрамор, 1952, Музей Революции; Н.Д. Зелинского, мрамор, 1952, ГРМ), памятники (хирургу А.В. Вишневскому, бронза, 1950, установлен на территории Института хирургии в Москве), надгробные памятники (М.М. Пришвину, 1955, на Введенском кладбище; В.В. Вишневскому, 1957, О.Ю. Шмидту, 1958, на Новодевичьем кладбище). Из дерева изготавливал мебель в виде причудливых фигур животных и птиц (кресло «Орёл», 1955, стул «Лебедь», 1955, стул со змеёй, 1958, все — в Музее-мастерской Конёнкова). 

В доме, где в 1947—71 жил Конёнков (Тверской бульвар, 28; мемориальная доска), открыт Музей-мастерская, где собраны многочисленные произведения скульптора.

Нежилые объекты:

• Универсам «Виктория» (№ 3). 

Ранее здесь был универсам «Близнецы».

• Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»: отделение № 3 (№ 4а). Трёхэтажное здание 1985 года постройки.
Ранее – средняя школа № 960.
• Торговый центр (№ 5а).

• Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»: отделение № 1 (№ 8а). Трёхэтажное здание 1975 года постройки.

Ранее – средняя школа № 180.

• Инженерная служба района Бибирево (№ 8б).
• Ледовый дворец «Мечта» (№ 10б). 

Ранее на этом месте располагалась площадка автошколы "Кабриолет".

Открыт 12 сентября 2009 г.

Здесь разместится училище олимпийского резерва по фигурному катанию.

В цокольном этаже расположены технические помещения, тренажерный зал для общефизической подготовки, зал акробатики, сауна, а также гараж-стоянка на 36 машино-мест.

На первом этаже располагается ледовое поле размером 61х30 м, медпункт, административные и тренерские помещения. На втором этаже – зал хореографии и танцев, учебный класс, малое тренировочное ледовое поле с необходимым набором технических помещений.

Вдоль основного ледового поля размещены галереи и трибуны для зрителей на 300 посадочных мест. 

• Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»: отделение № 2 (№ 10а). Трёхэтажное здание 1979 года постройки.

Ранее – средняя школа № 245.

• Религиозная организация евангельских христиан (№ 11а). Двухэтажное здание 1983 года постройки.

• Детский сад: дошкольное отделение «Многопрофильного комплекса Бибирево» (№ 12б). Двухэтажное здание.

Ранее – детский сад № 1108.

• Детский сад: подразделение № 9 школы № 1412 (№ 19б). 1975 год постройки.

Ранее – детский сад № 2153.

• Детский сад: дошкольное отделение школы № 1412 (№ 23а). Двухэтажное здание 1986 года постройки.

Ранее – детский сад № 1640.

• Универсам «Верный» (№ 13, к. 2).

• Торговый дом «Гелерт» (№ 19).

Жилые дома:

Общая хар-ка: 9, 12 и 16 этажей (1970-е – 1980-е годы постройки); 17 этажей (№ 15, к. 1; 2004 год постройки).

12 этажей (№ 4). 1975 год постройки. Панельный.

9 этажей (№ 4б). 1974 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 5). 1974 год постройки. Панельный. ЖСК «Сирена». На 1-м этаже – универсам «Пятерочка».

12 этажей (№ 6). 1974 год постройки. Панельный. ЖСК «Сияние».

9 этажей (№ 6а). 1974 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – продукты, стоматология.

16 этажей (№ 7). 1977 год постройки. Панельный. ЖСК «Универсал».

12 этажей (№ 8). 1975 год постройки. Панельный. 

9 этажей (№ 8б). 1974 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 9). 1974 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 10). 1975 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 11). 1974 год постройки. Панельный. На стене – памятная доска про улицу Коненкова.

9 этажей (№№ 11б и 11в). 1974 год постройки. Панельные.

12 этажей (№ 12). 1974 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 13). 1983 год постройки. Панельный. ЖСК «Архангельск».

12 этажей (№ 14). 1975 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 15). 1975 год постройки. Панельный. На стене – памятная доска про улицу Коненкова.

17 этажей (№ 15, к. 1; 2004 год постройки). Монолитный. 

Построен на месте футбольного поля.

9 этажей (№ 15в). 1974 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 16). 1979 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 17). 1982 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 18). 1979 год постройки. Панельный. ЖСК «Ямал».

16 этажей (№ 19). 1976 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 19а). 1974 год постройки. Панельный.

9 этажей (№№ 19в и 19г). 1974 год постройки. Панельные.

12 этажей (№ 21). 1976 год постройки. Панельный.

9 этажей (№ 21а). 1974 год постройки. Панельный.

12 этажей (№ 23). 1975 год постройки. Панельный. В пристройке – центральная библиотека № 77 СВАО, библиотека № 184, парикмахерская, м-ны и пр. На стене – памятная доска про улицу Коненкова.


9 этажей (№ 23б и 23в). 1974 год постройки. Панельные.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Бибирево» на автобусах №№ 92 и 278 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 13.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий