пятница, 14 октября 2016 г.

Китайгородский проезд

Расположение:

Проезд проходит по Тверскому и Таганскому районам (ЦАО) от Славянской площади до Москворецкой набережной Москвы-реки. 

Рядом – метро «Китай Город».

Описание:

Проезд с односторонним движением автотранспорта по 3-4 полосам в сторону Москворецкой набережной. Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках – полосы газонов между тротуаром и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

До 1994 года – Китайский проезд. 

Проезд назван в 1994 году по находившемся здесь Китай-Городе.

Китай-город — историческая местность Москвы. Расположен внутри Китай-городской крепостной стены. Китай-город берет свое начало от Красной площади. На севере граничит с Охотным рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой.

Древнейшая южная часть Китай- города (нынешнее Зарядье) начала заселяться еще в XI веке. Первоначально Китай- город был обнесен земляным валом и укреплениями из бревен. В XIV веке здесь уже был торговый и ремесленный посад, выросший под стенами Кремля. Название Китай-город в московских исторических хрониках встречается с XVI века. В 1535 1538 годах была возведена знаменитая Китайгородская стена, кое-где сохранившаяся и до нашего времени. Она была пристроена к угловым башням Московского Кремля Беклемишевской и Арсенальной. В то время Китай-город, как и Красная площадь, был уже важным торговым центром Москвы.

Само название «Китай-город» появилось уже в XVI веке, когда бояре и духовенство вытеснили ремесленников из этого района. Происхождение названия Китай-город до сих пор точно не установлено. Точно известно только то, что к Китаю оно не имеет никакого отношения. Наиболее вероятно, что название «Китай-город» происходит от древнерусского слова «кита» так называлась связка жердей, которые использовали при строительстве укреплений.

Во время захвата Москвы Наполеоном в 1812 году Китай-город практически полностью сгорел. А при восстановлении застраивался только каменными зданиями.

В конце XIХ начале XX века Китай-город деловой центр Москвы. Здесь располагались банки, биржа, торговые конторы. Также были построены многоэтажные здания в стиле модерн для многих учреждений. Никольская улица традиционно была местом торговли книгами. Здесь был расположен самый крупный в городе книжный магазин знаменитого книгоиздателя И. Сытина. А у Китайгородской стены устраивались книжные развалы.

Конец XIХ века характеризуется строительством Верхних (сегодня здание ГУМа) и Средних торговых рядов. Нижние торговые ряды, которые существовали в Китай-городе с ХVII века и неоднократно преобразовывались, были разобраны во время реконструкции Красной площади.

В советские времена в Китай-городе были сосредоточены партийно-государственные бюрократические учреждения, включая комплекс ЦК КПСС (ныне Администрация Президента). За эти годы район не раз подвергался реконструкциям были снесены ветхие строения, расширены узкие проезды, построены станции метро.

Современный Китай-город это одна из девяти заповедных зон Москвы, созданных по решению московского правительства. Здесь больше не ведется строительство новых зданий, а отреставрированные старинные дома, палаты и церкви отданы под музеи, концертные залы и прочие культурные учреждения.

Китай-город богат известными архитектурными и историческими памятниками. Среди них Храм Василия Блаженного, Воскресенские ворота, Гостиный двор, ГУМ, Казанский собор, церковь Троицы в Никитниках и др.


Ранее это название охватывало проезд от Лубянской площади до Москворецкой набережной, но затем часть его вошла в состав Старой и Новой площадей.


Китай-город – один из древнейших исторических районов в центре Москвы, к востоку от Кремля. С севера ограничен Охотным рядом, с северо-востока — Старой и Новой площадями и площадями Славянской и Варварские ворота, с востока — Китайгородским проездом. На юге примыкает к Москве-реке. 

Название известно с 16 в. (предположительно от слова «кита» — связка жердей, применявшихся при строительстве укреплений). Заселение южной части Китай-города началось в 11 в. (см. Зарядье). 

К 14 в. эту территорию занимал ремесленный и торговый посад, который в конце 14 в. был обнесён валом, в 1534 г. — рвом и деревоземляными укреплениями; на их месте в 1535—38 гг. возведена Китайгородская стена. 

С конца 15 в. территория Китай-города занята в основном дворами бояр и духовенства, ремесленное население вытеснено за его пределы, однако Китай-город и Красная площадь оставались торговым центром Москвы. В середине 16 в. на Никольской улице построен Печатный двор, где в 1563—66 гг. работал первопечатник Иван Фёдоров. 
Во второй четверти 17 в. велось каменное церковное и гражданское строительство (сохранилась церковь Троицы в Никитниках). На территории Китай-города находились Николаевский (Никольский) греческий, Богоявленский, Заиконоспасский, Знаменский монастыри. 

В конце 17 в. в Китай-городе построен Монетный двор, в 1687 открыта Славяно-греко-латинская академия. 

В начале 18 в. в Китай-городе помещался городской Магистрат. 

В конце 18 — начале 19 вв. сооружено новое здание Гостиного двора. 

Китай-город, сильно пострадавший от пожара 1812 г., впоследствии застраивался только каменными зданиями. 

В конце 19 — начале 20 вв. Китай-город стал деловым центром Москвы, там помещались банки, биржа, торговые конторы (главным образом на улице Ильинке), для которых были построены многоэтажные дома, в том числе в стиле модерн. 
На Никольской улице была сосредоточена книжная торговля, там находились крупнейший книжный магазин И. Сытина, лавки букинистов; у Китайгородской стены устраивались книжные развалы. 

В конце 19 в. построены Верхние (ныне здание ГУМа) и Средние торговые ряды. Нижние торговые ряды, известные с 17 в. (многократно перестраивались), были разобраны при реконструкции Красной площади. Ныне Китай-город — заповедная зона.

Китайгородский проезд, возможно, существовал как дорога из Киева и Смоленска на Ростов и Суздаль уже в 12 в. 

В 1534—38 гг. вдоль современного проезда построена стена Китай-города, перед которой в оборонительных и противопожарных целях был прорыт ров и расчищено место. 

В 17 в. пространство перед рвом застраивалось дворами стрельцов, лавками и шалашами (временные торговые сооружения). 

После возведения в 1707 — 1708 гг. земляных бастионов перед стенами Китай-города проезд перестал существовать как единое целое: между бастионами стояли дворы, лавки, кузницы; часть проезда, выходящую к Москве-реке, в 1763 г. отвели под строительство Воспитательного дома. Проезд был проложен в конце 18 в. 

После сноса бастионов в 1819—23 гг. Китайгородский проезд шёл от Лубянской площади до набережной Москвы-реки; одну его сторону образовывала Китайгородская стена, другую — яблочные ряды и пустырь, тянувшийся к современной площади Варварские ворота. 

Со строительством Политехнического музея и разбивкой Ильинского сквера (1882) оформилась вторая сторона проезда до Варварской площади, где на углу площади и проезда в 1912—13 гг. построено здание «Делового двора» (архитектор И. Кузнецов). Далее по проезду в сторону реки шла территория Воспитательного дома с хозяйственными строениями. 

После сноса в 1934 г. стен Китай-города часть Китайгородского проезда была поглощена Новой площадью, средняя часть превратилась в транспортный проезд, идущий параллельно Старой площади. 

Название Китайгородский проезд сохраняет последний отрезок, начинающийся за площадью Варварские ворота. 

По нечётной его стороне за «Деловым двором» стоят административные здания 1930—50-х гг., по чётной — восстановлена стена Китай-города.

Китайгородская стена сооружена в 1533—38 гг. под руководством итальянского зодчего Петрока (Петра) Малого. Сложена из кирпича с внутренней каменной забутовкой на белокаменной цоколе, опиравшемся на свайный фундамент. Боевой ход по верху стены прикрыт с внешней стороны парапетом с бойницами, с внутренней — опирался на аркаду, ниши которой имели бойницы «подошвенного боя». Начиналась от Арсенальной Угловой башни Кремля, шла вдоль современных площади Революции и Театральной площади, Охотного ряда, Лубянской площади, Новой и Старой площадей, по Китайгородскому проезду и Москворецкой набережной до Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля. Охватывала территорию Посада. 

Длина Китайгородской стены около 2,6 км, высота свыше 6 м, толщина около 6 м. Стена имела 14 башен, из них 6 — воротных (в 17 в. ряд башен увенчан шатрами). 

В 1707—08 гг. башни Китайгородской стены дополнительно укреплены земляными бастионами. 
Китайгородская стена неоднократно перестраивалась до Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля. Охватывала территорию Посада. 

В 19 в. в стене было пробито несколько проломных ворот, выходивших на современные Лубянскую площадь, Новую площадь, Ильинские ворота, Варварские ворота и Москворецкую набережную. 

В 1871 г. сооружён Третьяковский проезд (архитектор А. Каминский). 

В 18-19 вв. Китайгородская стена была снаружи и изнутри обстроена лавками, у её подножия, в Театральном проезде, устраивались книжные развалы. 

В 1934 г. в связи с реконструкцией центра города большая часть Китайгородской стены была разобрана, в 40-х гг. разобрана часть стены вдоль Москворецкой набережной. 

Сохранились участок с угловой башней на Театральной площади и за гостиницей «Метрополь» (зубцы в форме «ласточкиных хвостов» — начало 19 в.) и участок вдоль Китайгородского проезда. 

В середине 70-х гг. при строительстве подземного перехода на площадь Ногина (ныне Славянская площадь) вскрыт цоколь башни Варварских ворот, на котором установлена памятная доска. 

В 1995 г. воссозданы разрушенные в 1931 г. Воскресенские ворота, в 1997 г. началось восстановление участка стены между Третьяковским проездом и Лубянской площадью.
Проходившая вдоль проезда Китайгородская стена была снесена вместе с большей частью исторической застройки Зарядья перед возведением гостиницы «Россия», частично восстановлена в 1960-х – 2000-х годах.


В одной из арок китайгородской стены, напротив здания концертного зала «Зарядье», на уровне земли находится бойница 16 века.


Проходившая вдоль проезда Китайгородская стена была снесена вместе с большей частью исторической застройки Зарядья перед возведением гостиницы «Россия», частично восстановлена в 1960-х – 2000-х годах.

В 2016 и 2017 годах проезд был реконструирован по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Министерство культуры и массовых коммуникаций России.

• Российское государственное театральное агентство.

• Министерство промышленности и торговли России и Федеральная служба по тарифам (№ 7; бывшее Министерство химической промышленности СССР). «Видный государственный деятель, министр энергетики и электрификации СССР Петр Степанович Непорожний работал в этом здании с 1962 по 1985 год».
В 1912-1913 годах самый богатый предприниматель Российской империи Николай Александрович Второв выстроил по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова на углу Варварской площади и Китайгородского (тогда – Китайского) проезда обширный комплекс конторских, гостиничных и складских помещений «Деловой двор». Кстати, позже, в мае 1918 года Н. А. Второв был застрелен в своём рабочем кабинете в «Деловом дворе». Убийца найден не будет, а преступление так и останется нераскрытым.

В 1919 году в помещении одного из складов «Делового двора» на Китайгородском проезде открылась Объединенная амбулатория Высшего Совета Народного Хозяйства. Позже, в 1935 году, здание бывшего склада было перестроено в стиле постконструктивизма, вероятнее всего по проекту известного впоследствии советского архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина, и здесь открылась Поликлиника Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского. Позже она обслуживала Министерство нефтяной промышленности, а в 1950-е годы была передана в ведение Минздрава РСФСР.

Главным украшением здания стал скульптурный фриз в верхней части строения, решённый в античном стиле. На сайте поликлиники указано: «особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов.

И. Ф. Рахманов родился в известной купеческой старообрядческой семье. Его отец - Фёдор Семёнович Рахманов, хлеботорговец, потомственный почётный гражданин. Ему принадлежал доходный дом у Покровских ворот (современный адрес: Покровка, дом № 19), богатая лепнина фасадов которого – женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев – выполнена Иваном Рахмановым. Иван Фёдорович - автор и целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, не сохранившихся до наших дней.

На барельефах здания Поликлиники Наркомтяжпрома тема медицины раскрыта Рахмановым в достаточном объёме: на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки. К сожалению, на прекрасные работы Рахманова мало кто обращает внимание – здание стоит во дворе, а барельефы расположены в верхней части дома.

В настоящее время здесь находится Центральная поликлиника, которая входит в состав ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова Росздрава».

Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие - намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене - научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника - «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете - душ и облучение ультрафиолетом - символы очищения тела. Вода и свет - мужское и женское. Примат тела над душой - основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника - четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре - легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа - идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь - символ древа жизни, тянущегося слева направо - из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем - метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница - символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Пятая композиция - полное отрицание семьи (мужчины больше не нужны), лесбийский тупик. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти».


Поликлиника имени Ф. Дзержинского Наркомтяжпрома СССР (1935—1936 гг., архитектор Д. Чечулин, в основе — склады Делового двора, 1912 г., архитектор И. Кузнецов). 

Последний этаж надстроен около 1951 года для Министерства электростанций (остальные этажи занимал Минхимпром). 

Позже – Министерство промышленности и торговли РФ.

• Международный культурный центр и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (№ 7, стр. 2).

• Системный оператор Единой энергетической системы (№ 7, стр. 3).
Централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.
• Военная академия РВСН имени Петра Великого (№ 9/5 с многочисленными строениями; до 1917 года –Воспитательный дом, затем — дворец труда, с 1938 года — Военная Академия им. Дзержинского). 
Воспитательный дом
Массивное классицистическое здание, занимающее Москворецкую набережную — Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан куполом со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста.
Строительством Воспитательного дома Москва обязана Ивану Ивановичу Бецкому (1704-1795). Побочный сын князя И. Ю. Трубецкого, он учился в Копенгагенском кадетском корпусе, позже путешествовал по Европе, где познакомился с педагогическими теориями энциклопедистов. По возвращении он предложил Екатерине II проект Воспитательного дома в Москве для подкидышей и беспризорных младенцев. Его воспитанники получали не только образование, но и профессию, часто связанную с искусством: актёра, художника, ремесленника, механика. Одной из целей И. И. Бецкого было воспитание в России нового человека, свободного от недостатков существующего общества.
Учреждён Воспитательный дом был 1 сентября 1763 года, а его закладка состоялась 21 апреля 1764 года, в день рождения Екатерины II, на Васильевском лугу. Дом строили из камня разбираемой крепостной стены Белого города. Проект предусматривал возведение двух квадратов с внутренними дворами, соединённых между собою центральным корпусом, называемым на французский лад корделожи. Автор проекта остаётся пока неизвестным, предполагают петербуржца Ю.М.Фельтена. С 1764 по 1767 годы руководил строительством архитектор К. И. Бланк, он же построил западный квадрат. Корделожи строили архитекторы, приглашённые крупным жертвователем, П. А. Демидовым. Это Я. А. Ананьин и крепостной И. Ситников. Джованни (Иван) Жилярди построил часть Окружного строения по восточной границе участка до 1801 года. 
В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания директор Иван Акинфиевич Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе, а также между зданием и Китайгородской стеной было погребено около 2500 умерших здесь французов.
После 1917 года Воспитательный дом был упразднён. В здании, названном «Дворец труда», разместились профсоюзы, управление соцобеспечения, редакции газет. И. Ильф и Е. Петров описали "Дворец труда" в романе «12 стульев» как Дом Народов.
В конце 1930-х годов здание Воспитательного дома заняла Артиллерийская академия им. Ф. Э. Дзержинского. Для академии в 1930-1940-х годах построили южный корпус восточного квадрата, предусмотренный первоначальным проектом. Полностью восточный квадрат был закончен в 1960-е годы по проекту И. И. Ловейко.
В 1764 году императрица Екатерина II, решив ознаменовать своё восхождение на престол добрым делом, заложила у слияния Яузы с рукой Москвой первый камень в основание Воспитательного дома. 
Организация нового учебного заведения была поручена генерал-поручику Ивану Бецкому. Его замыслы простирались гораздо дальше планов императрицы. Мир переживал промышленную революцию. Россия не оставалась в стороне, и, как и другие европейские страны, нуждалась в технических кадрах. Взять их было практически неоткуда. Каждое сословие занималось своим делом: дворянство защищало отечество, духовенство заботилось о душе, крепостные крестьяне кормили их всех. Необходимый резерв И. Бецкой нашёл в сиротах, ничьих бессословных людях. Выпускники Воспитательного дома получали паспорт вольного человека и возможность совершенствоваться на избранном поприще. Из наиболее одарённых формировались кадры высшего и среднего управленческого звена. 
К 1826 г. ремесленные мастерские Воспитательного дома разрослись и были переведены в отдельное здание в Лефортово, где открылось специальное Ремесленное учебное заведение, Устав которого был утверждён императором Николаем I в 1830 году.
Воспитательный дом благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей». Учреждён в Москве на основании «Генерального плана Воспитательного дома», составленного И. Бецким и утверждённого в 1763 г. Императрица Екатерина II пожаловала Воспитательному дому территорию бывшего Гранатного двора с Васильевским лугом между Яузской улицей и Большим Ивановским переулком. 
Воспитательный дом управлялся Опекунским советом, содержался на пожертвования частных лиц, а также на специальные налоги (с театральных зрелищ, 1/4 доходов от клеймения карт). В 1772 г. при Воспитательном доме созданы кредитные учреждения — Ссудная, Сохранная и Вдовья казна, в том же году П. Демидов открыл при Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое училище). Дети 7—11 лет обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам. С 1774 г. воспитанников отдавали в город для обучения на фабриках и в мастерских; при Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и другие мастерские. Часть воспитанников Воспитательного дома посылалась для дальнейшего обучения в Московский университет, Академию художеств и другие учебные заведения. 180 наиболее талантливых воспитанников Воспитательного дома были отправлены изучать коммерцию в Лондон, медицину — в Страсбург и Вену, художества — в Париж и Рим. 
С 1770-х гг. в классах Воспитательного дома начали готовить оперных и балетных артистов. 
В 1772 г. А. Медокс на базе Воспитательного дома создал театральную группу, в 1777 г. при Воспитательном доме существовала танцевальная труппа К. Беккари; 50 воспитанников Воспитательного дома работали в 1777—82 гг. в Русском театре К. Книппера. В Вольный российский театр из Воспитательного дома были взяты 15 актёров и 17 актрис. 
На рубеже 18-19 вв. популярностью у москвичей пользовались регулярные концертные вечера по пятницам и воскресеньям в театральном зале Воспитательного дома с непременным участием «хора питомцев». 
В 19 в. воспитанники Воспитательного дома чаще получали низшее, иногда — среднее образование. «Классические классы» для мальчиков готовили к поступлению на медицинский факультет Московского университета. Повивальный институт и «Французские классы» для девочек готовили акушерок и гувернанток. 
В 1826 г. при Воспитательном доме была учреждена ремесленная школа. 
Здание Воспитательного дома в 18 — начале 19 вв. занимало одну квадратную версту и было рассчитано на проживание 8 тыс. человек (часть его сдавалась внаём под квартиры). 
В Воспитательном доме в разное время жили и работали историк Г. Миллер, филолог А. Востоков, врач В. Снегирёв, геолог И. Щуровский, историки С. Соловьёв, И. Забелин, В. Ключевский, художники И. Левитан, Н. Бенуа, В. Верещагин и др. 
Воспитательный дом, крупнейшее общественное здание Москвы 18 в., ставшее воплощением идей Просвещения в России, был заложен по инициативе И. Бецкого на Васильевском лугу (ныне Москворецкая набережная, 7, на месте разобранных в 1760 стен Белого города) по лаконичному плану — 2 квадратных боковых корпуса (для мальчиков и для девочек) вокруг замкнутых дворов и центральный корпус, так называемый корделож. Строительством руководил К. Бланк (в разработке проекта принимали участие Ю. Фельтен и, предположительно, М. Казаков). 
В 1763—67 гг. построено западное каре, а в 1771 — 1781 гг. — главный корпус с квадратным в основании куполом, увенчанным шпилем. 
С устройством набережной (1795 — 1797, реконструирована в 1936—37 гг.) и её облицовкой (1801—06, одновременно с установкой декоративной чугунной ограды возле центрального корпуса, заменённой в 1920-х гг. на новую) участок от Китайгородского проезда до Устьинского моста получил законченный вид. 
В восточном корпусе (1960-е гг., архитектор И. Ловейко) значительно упрощена фасадная отделка, помещения имеют современную планировку (в других корпусах внутренние перестройки осуществлялись в 1920-х гг.). 
Протяжённый (почти 400 м) фасад здания с ровной гладью стен и чётким ритмом окон разделён сильно выступающими горизонталями цокольного и венчающего карнизов; парадность верхнего яруса подчёркнута большей высотой, изяществом пропорций окон и наличников, несущая роль нижнего этажа выявлена его рустовкой. Мелкий рельеф простого архитектурного декора подчёркивает рациональную простоту общей композиции. 
В состав комплекса входят также усадьба конца 18 в. с двумя флигелями (так называемое Николаевское сиротское училище), ворота подъездного пути с улицы Солянки (архитекторы Д. Жилярди, А. Григорьев) со скульптурами «Милосердие» и «Воспитание» И. Витали), корпус начала 20 в. в стиле неоклассицизма. 
После 1917 г. здание Воспитательного дома было передано ВЦСПС и ЦК профсоюза. 

В 1938 г. в нём разместилась Военная академия имени Ф. Дзержинского (с 1997 г. – Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого).
– Стр. 1. Западный корпус – «квадрат» Воспитательного дома, 1764–1770 гг. Архитектор К. Бланк. «Выдающийся военный деятель Вооруженных Сил СССР, прославленный герой Великой Отечественной войны, Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин в 1941 г. окончил Высшие академические курсы военной ордена Ленина и ордена Суворова артиллерийской инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского».

Самая старая часть комплекса зданий академии, еще екатерининской постройки. Примечательными особенностями здания являются узкие коридоры, очень крутые лестницы с литыми металлическими ступенями, полукруглые своды потолков в учебных аудиториях. Отличный образец казённой архитектуры середины 19 века. 

До 2015 года – главный учебный корпус ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им Ф.Э. Дзержинского).
– Стр. 2. Флигель (лазарет) Воспитательного дома, 1764–1770 гг. Архитектор К. Бланк. 

Ранее здание Народного Комиссариата социального обеспечения, в котором 8 марта 1919 года Ленин Владимир выступал перед слушателями шестинедельных курсов Отдела охраны материнства и младенчества. «Владимир Ильич Ленин выступил в этом здании 8 марта 1919 года с речью на курсах агитаторов Народного комиссариата социального обеспечения».

– Стр. 4. Корделожа Московского воспитательного дома. Главный корпус Воспитательного дома, 1764–1770 гг. Архитектор К. Бланк. 

Воспитательный дом представлял каре с обширными внутренними дворами: западный для мальчиков, восточный для девочек, и соединяющий их центральный (корделожа) корпус. 

Это крупнейшее дореволюционное здание Москвы. В центральной надстройке, которая с башенкой, располагался учебный класс топографии.

– Стр. 11. Корпус въездной восточный Воспитательного дома, 1764–1770 гг. Архитектор К. Бланк. 
Тут были финчасть и службы тыла Академии.

• Компания «Рособоронэкспорт» (№ 9а, стр. 12; посредник государства по экспорту-импорту продукции военного назначения).

Жилых домов нет.

Нумерация зданий не полностью строгая и упорядоченная. 

Здания находятся только по нечетной стороне проезда. По четной стороне - парк «Зарядье».

Достопримечательность:

– Участок, восстановленный в начале 1970-х гг. (северная часть) и позднее, в 1980-90-х гг., (южная часть) юго-восточный участок.

– Участок, восстановленный в 1980-х годах. Стена была здесь, но данный участок не сохранившийся, а реконструированный позднее по линии фундамента, найденного при археологических исследованиях. Стена 16 века, выложенная из современных красных кирпичиков (новодел). (Нижняя часть стены со стороны Китайгородского проезда подлинная. Заново выполнена только верхняя узкая часть (кроме участка непосредственно у Варварских ворот, который сохранился) и значительна реставрация со стороны бывшей гост "Россия". Южнее этого участка была квадратная в плане башня, сильно выступавшая в сторону проезда).

– Участок с воротами, воссозданный в 2006 году.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Китай город».


Видео:




Состояние на 12.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий