пятница, 21 октября 2016 г.

Лубянский проезд

Расположение:

Проезд проходит по районам Тверской и Басманный (ЦАО) от Лубянской площади до Славянской площади. Проходит параллельно Новой и далее Старой площадям. 

Недалеко – Красная площадь и Кремль. 

Метро «Лубянка» (начало проезда) и «Китай Город» (у конца проезда). 

Всю четную сторону занимают скверы (у Соловецкого камня и площади Ильинские Ворота) и Политехнический музей.

Описание:

Проезд с односторонним движением автотранспорта по 3 полосам в сторону Лубянской площади. Тротуары – с 2-х сторон или с одной стороны. Озеленение среднее. Длина – около 800 метров.

История:

В конце 15 в. в этой местности были поселены новгородцы, «выведенные» из Новгорода после его присоединения к Московскому княжеству. 
В 1460-х гг. упоминаются церковь Георгия у Коровьей площадки [существующая ныне церковь Георгия в Лучниках (д. 9) построена в 1692—94 гг. на средства купца Г. Романова] и церковь Спаса на Глинищах. 
В 1657 г. упоминается каменная церковь Спаса (угол Лубянского проезда и Малого Спасоглинищевского переулка; отстроена заново в 1776—1802 гг., уничтожена в 1931 г.). 
В 16 в. близ Лубянского проезда возникли стрелецкие слободы. 
В начале 17 в. здесь находилась тюрьма. 
В 1707—08 гг. к проезду вплотную подступили земляные бастионы петровских укреплений, после их сноса в 1819—23 гг. с восточной стороны проезда образовался пустырь, впоследствии частично занятый рыночными яблочными и рыбными рядами. 

В 1875 г. на месте яблочных рядов, между Лубянской площадью и Ильинским проездом, началось строительство Политехнического музея. 

В 1882 г. на части пустыря и на месте рыбных рядов разбит большой Ильинский сквер. В 1887 г. в нём открыта часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной. 

В 1870-х гг. перестроены бывшие усадьбы конца 18 — начала 19 вв. (д. 5 и 7; архитекторы А. Стратилатов и П. Скоморошенко), д. 21 (Н. Тургенева); в 1790-х гг. — д. 15/2, принадлежавший В. Разумовской. Дома 23 и 25 построены после пожара 1812 г. (оба перестроены). 

В 1897 г. построен д. 3/6 (архитектор М. Бугровский); в 1985—87 гг. встроен в новое здание Вычислительного центра КГБ (руководители архитекторы Б. Палуй, Г. Макаревич); в этом доме в начале 20 в. жил М. Врубель, в 1919—30 гг. — В. Маяковский. 

Дом 19 выстроен в 1890-х гг. для молочноторговой фирмы братьев Бландовых. 

В 1930-х гг. возведены здание ЦК ВЛКСМ (д. 13, архитектор В. Цветаев) и дом жилкооператива «Военный строитель» (д. 17, 1934—37, архитектор А. Ефимов), большой аркой закрывший вход в Малый Спасоглинищевский переулок. В этом доме жили лётчики А. Серов (его именем в 1939 — 1990 гг. назывался проезд), В. Хользунов, Т. Хрюкин (в 1982 г. установлена бронзовая доска с изображением самолёта; архитектор С. Клепиков), генерал А. Игнатьев.
К Лубянскому проезду, имеющему протяжённость около 700 м, приблизительно посередине примыкает площадь Ильинские ворота. С восточной застроенной стороны в проезд выходят Мясницкая улица, Лучников переулок, улица Маросейка и Малый Спасоглинищевский переулок.

Проезд назван в 19 веке по прилеганию к Лубянской площади.

В 1939-1994 годы — проезд Серова (в честь военного летчика, участника гражданской войны в Испании Анатолия Серова (1910-1939), жившего в этом проезде в доме 17.

В 2016 и 2017 годах проезд был реконструирован по программе «Моя улица».

Лубянский проезд появился в 1850 г. Он соединял Лубянскую и Варварскую (сейчас Славянскую) площадь и шел параллельно проезду Китайской стены, шедшему вдоль стены Китай-города.

В 1939 он был переименован в проезд Серова в честь военного летчика, Героя Советского Союза, участника гражданской войны в Испании А.К. Серова, погибшего в 1939 г. Прославленный летчик жил в Лубянском проезде в доме 17 со своей женой, актрисой Валентиной Серовой. После гибели Серова она переехала на Никитскую, жить на улице имени погибшего мужа было тяжело.

Начинаясь у Лубянской площади, проезд идет вдоль Политехнического музея и, пересекая площадь Ильинских ворот, продолжается вдоль Ильинского сквера. До середины XIX в. вдоль проезда располагались «яблочные» ряды и стояло здание народного театра, а попросту балаганы, в которых выступали «наезжие зверинцы».

Прекрасным оформлением улицы является здание Политехнического музея. Музей строился в несколько этапов и занимает сейчас огромное пространство между Лубянским проездом и Новой площадью.

Украшением проезда является памятник героям Плевны, установленный в 1887 г. в память о битве при Плевне в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Здесь начинается Ильинский сквер, спускающийся к Славянской площади.

По нечетной стороне проезда привлекает к себе внимание здание на углу Маросейки. Дом построен в 1930 г. в лаконичном стиле авангард. Автором проекта здания Птицетреста был В.Д. Цветаев.

Другой угол Маросейки и Лубянского проезда оформлен башней бывшего дома В.П. Разумовской.

Во дворе дома № 3 сохранился дом, в котором долгое время жил В.В. Маяковский. Здесь был его кабинет, здесь он покончил жизнь самоубийством, здесь в 1989 г. открылся его уникальный музей.


В Лубянском проезде восстановлена церковь Георгия в Старых Лучниках. Старинный храм получил облик, который сохранился на фотографиях начала ХХ века.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Центр информационной безопасности ФСБ России (№ 3/6; 1987 год постройки; бывший вычислительный центр КГБ СССР на месте храма иконы Гребнеской Божией Матери на Лубянской площади).

Здание вычислительного центра КГБ СССР сооружено под руководством архитекторов Б. Палуя, Г. Макаревича, инженеров М. Ермакова, А. Афонина, С. Шульженко, Б. Кенгурова, В. Полухина, Н. Борзенкова, Н. Алипова в ноябре 1985 - июле 1987 гг.

Построено на месте храма иконы Гребнеской Божией Матери на Лубянской площади.

В 1896 г. это владение приобретает у семьи Ферстеров Н. Стахеев, коммерции советник, владелец торговой конторы, благотворитель. Новый владелец поручает архитектору Михаилу Бугровскому на месте старых строений построить многоэтажный жилой дом с магазинами. 

В первом этаже возведённого дома появились 2 книжных магазина: Анны Седлецкой и широко известной фирмы А. Ланга; 2 магазина по продаже семян, булочная Филиппова, магазин замоскворецкого купца и фабриканта Ивана Кирова, снабжавшего покупателей скобяными товарами, инструментами и другими металлическими изделиями. На витринах торгового дома «Братья Линденман» были выставлены посуда, изделия из стекла и тоже инструменты. 

Магазин М. Мишина торговал всевозможными осветительными приборами: люстрами, лампами с высокохудожественным оформлением. Была в доме и мастерская по огранке драгоценных камней «Урал». В 1920-х гг. здесь открыт Теплотехнический институт имени профессоров Гриневецкого и Кирша.

Среди других замечательных людей там жили художник М. Врубель и его жена, артистка театра, певица Н. Забела. 

В 1919 г. в дворовом корпусе на 4-м этаже, в маленькой «комнатенке-лодочке» поселился поэт В. Маяковский. 

В 1971 г. во время реконструкции и расширения музея Маяковского часть строений, выходивших на улицу, снесли. В конце восьмидесятых здание было «поглощено» огромным домом вычислительного центра КГБ СССР.

Сейчас в нём располагается известный книжный магазин «Библио-глобус», ранее — «Книжный мир».

С 2012 года Центр информационной безопасности ФСБ РФ.

Музей В. Маяковского открыт 15 октября 1938 года на Таганке, в переулке Маяковского (бывший Гендриков переулок) в доме № 15/13, в 1974 году музей был перемещен в проезд Серова (ныне Лубянский проезд). 
В 1987-1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, но во все времена основанием для работы музея являлось понимание значения Маяковского как выдающегося поэта России и понимание необходимости сохранения всего многообразия его творческого наследия и мемориального фонда - для будущих поколений.
В настоящее время основное здание музея находится на реконструкции.

Музей создан как библиотека-музей (ГБММ) в 1938 г. приказом Наркомпроса, открыт 14 апреля 1938 г. в Гендриковом переулке, д. 15/13, где с 1926 г. находилась квартира В. Маяковского.

В 1968 г. решением Исполкома Моссовета библиотека-музей В. Маяковского преобразована в Государственный музей В. Маяковского и переведена из пер. Маяковского (бывш. Гендриков) в дом № 3/6 по проезду Серова (бывш. Лубянскому), где поэт жил и работал. На четвёртом этаже находится мемориальная комната поэта, где 14 апреля 1930 г. в 10.15 Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера.

Изначально здание являлось доходным домом Стахеева. Он купил участок у богатого домовладельца И. Ромейко в 1897 г. и сразу же начал стройку. Проект доходного дома разработал архитектор М. Бугровский, к которому Стахеев ещё не раз впоследствии обращался.

Маяковский въехал в комнату в Лубянском проезде в 1919 г. По приезде в Москву в 1918 г. он жил в Полуэктовом переулке у Бриков, но, поссорившись в очередной раз с Л. Брик, стал искать себе собственное жилье.

С комнатой помог давний друг Лили Роман Якобсон — лингвист, член группы ОПОЯЗа, один из создателей формального метода. Семья его отца, известного инженера-промышленника Осипа Якобсона, жила на третьем этаже доходного дома Н. Стахеева в Лубянском проезде. Роман переехал от родителей на четвёртый этаж, а потом в квартиру напротив рекомендовал Маяковского. Бывший владелец квартиры, «благодушный буржуа» Ю. Бальшин, боясь уплотнения, расселял по комнатам своих знакомых.

«Комната-лодочка» в Лубянском проезде будет вторым домом Маяковского, сюда он будет уходить писать, здесь будет стоять бюро красного дерева, забитое записными книжками и рукописями. Сюда он будет подниматься, никогда не держась за перила. Здесь он застрелится 14 апреля 1930 г. В. Катаев писал: «Он делил свою жизнь между Водопьяным переулком, где принужден был наступать на горло собственной песне, и Лубянским проездом, где в многокорпусном доходном, перенаселенном доме, в коммунальной квартире у него была собственная маленькая холостяцкая комнатка с почерневшим нетопленным камином, шведским бюро с задвигающейся шторной крышкой и на белой стене вырезанная из журнала и прикрепленная кнопкой фотография Ленина на высокой трибуне, подавшегося всем корпусом вперед, с протянутой в будущее рукой». 

В Водопьяном переулке долгое время размещалась квартира Бриков, третьим добровольным жильцом которой стал и В. Маяковский.

Комната в Лубянском проезде действительно была совсем маленькой, её площадь составляла 11 м². После переезда с Бриками в отдельную квартиру на Таганке Маяковский комнату оставил за собой, она служила ему рабочим кабинетом и местом свиданий. Роковое объяснение с В. Полонской 14 апреля 1930 г., закончившееся самоубийством, произошло именно в этой комнате, а не в квартире на Таганке, хотя квартира там пустовала — Брики были за границей. Причина понятна: по взаимному договору интимная жизнь Бриков и Маяковского протекала за порогом их общего дома.

«В своей комнате, — вспоминает В. Полонская, — были у Владимира Владимировича излюбленные места. Обычно он или сидел у письменного стола, или стоял, опершись спиною о камин, локти положив на каминную полку и скрестив ноги. При этом он курил или медленно отпивал вино из бокала, который стоял тут же на полке. Потом вдруг он срывался с места, быстро куда-то устремлялся, приводя что-то в порядок, или записывал что-нибудь у письменного стола, а то просто прохаживался — вернее, пробегался — несколько раз по своей маленькой комнате — и опять в прежнее положение»

Особенную известность это место приобрело, конечно, в связи с гибелью Маяковского, которую с шокирующей откровенностью описывает в своих мемуарах Полонская.

День гибели поэта, 14 апреля 1930 г., Пастернак описал в «Охранной грамоте»: «Весть качала телефоны, покрывая лица бледностью и устремляя к Лубянскому проезду, двором в дом, где уже по всей лестнице мостились, плакали и жались люди из города и жильцы дома, ринутые и разбрызганные по стенам плющильною силой событья»

На Лубянку Пастернак вызвал телефонным звонком Ольгу Петровскую (Силлову), недавно пережившую расстрел мужа. В своих мемуарах она вспоминала: «Протягиваю руку к трубке. Узнаю голос Бориса Пастернака. Задыхаясь, он бросает в трубку: “Оля, сегодня утром застрелился Маяковский. Я жду вас у ворот дома в Лубянском проезде. Приезжайте!”. Я срываюсь с места. Обо всем забываю, кроме этого ужаса. Мчусь туда, где случилось непоправимое. Не помню, как добрались до указанного места. Пастернак у ворот. Бледный. Ссутулившийся. Лицо в слезах; сказал: “Ждите меня на лестнице. Я пойду наверх, узнаю, где он будет”. Я стояла на лестнице, вдавившись спиной в стену, когда мимо меня пронесли носилки, наглухо закрытые каким-то одеялом. Господи! Ведь это пронесли то, что еще сегодня утром было Володей Маяковским! Вслед за носилками шел понурый Пастернак. Подхватил меня, и мы выбежали из дома».

До 1970-х гг. дом был жилой, местные жители помнили Маяковского, комната поэта была опечатана и являлась филиалом Музея-квартиры в Гендриковом переулке. 

К 1974 г. дом расселили, а музей перенесли сюда. Это был традиционный музей-квартира советского поэта, и только в 1989 г. дом Маяковского превратили в гениальную инсталляцию. Посетители попадали во время Маяковского, погружались в его мир, в его стихи, пьесы, в его жизнь.

Летом 2013 г. музей был закрыт на ремонт.

Маяковский въехал в комнату в Лубянском проезде в 1919 г. По приезде в Москву в 1918 г. он жил в Полуэктовом переулке у Бриков, но, поссорившись в очередной раз с Л. Брик, стал искать себе собственное жилье.
С комнатой помог давний друг Лили Роман Якобсон — талантливый лингвист, член группы ОПОЯЗа, один из создателей формального метода. Семья его отца, известного инженера-промышленника Осипа Якобсона, жила на третьем этаже доходного дома Н.Д. Стахеева в Лубянском проезде. Роман переехал от родителей на четвертый этаж, а потом в квартиру напротив рекомендовал Маяковского. Бывший владелец квартиры, «благодушный буржуа» Ю. Бальшин, боясь уплотнения, расселял по комнатам своих знакомых.
Стахеев покупает участок у богатого домовладельца И.А. Ромейко в 1897 г. и сразу же начинает стройку. Проект доходного дома разрабатывает архитектор М.Ф. Бугровский, к которому Стахеев еще не раз будет обращаться.
«Комната-лодочка» в Лубянском проезде будет вторым домом Маяковского, сюда он будет уходить писать, здесь будет стоять бюро красного дерева, забитое записными книжками и рукописями. Сюда он будет подниматься, никогда не держась за перила. Здесь он застрелится 14 апреля 1930 г. В.П.Катаев писал:
«Он делил свою жизнь между Водопьяным переулком, где принужден был наступать на горло собственной песне, и Лубянским проездом, где в многокорпусном доходном, перенаселенном доме, в коммунальной квартире у него была собственная маленькая холостяцкая комнатка с почерневшим нетопленным камином, шведским бюро с задвигающейся шторной крышкой и на белой стене вырезанная из журнала и прикрепленная кнопкой фотография Ленина на высокой трибуне, подавшегося всем корпусом вперед, с протянутой в будущее рукой». В Водопьяном переулке долгое время размещалась квартира Бриков, третьим добровольным жильцом которой стал и В.В.Маяковский.
Комната в Лубянском проезде действительно была совсем маленькой, ее площадь составляла 11 кв. метров. После переезда с Бриками в отдельную квартиру на Таганке Маяковский комнату оставил за собой, она служила ему рабочим кабинетом и местом свиданий. Роковое объяснение с В.В.Полонской 14 апреля 1930 г., закончившееся самоубийством, произошло именно в этой комнате, а не в квартире на Таганке, хотя квартира там пустовала — Брики были за границей. Причина понятна: по взаимному договору интимная жизнь Бриков и Маяковского протекала за порогом их общего дома.
«В своей комнате, — вспоминает В.В.Полонская, — были у Владимира Владимировича излюбленные места. Обычно он или сидел у письменного стола, или стоял, опершись спиною о камин, локти положив на каминную полку и скрестив ноги. При этом он курил или медленно отпивал вино из бокала, который стоял тут же на полке. Потом вдруг он срывался с места, быстро куда-то устремлялся, приводя что-то в порядок, или записывал что-нибудь у письменного стола, а то просто прохаживался — вернее, пробегался — несколько раз по своей маленькой комнате — и опять в прежнее положение»
Особенную известность это место приобрело, конечно, в связи с гибелью Маяковского, которую с шокирующей откровенностью описывает в своих мемуарах Полонская.
День гибели поэта, 14 апреля 1930 г., Пастернак описал в «Охранной грамоте»: «Весть качала телефоны, покрывая лица бледностью и устремляя к Лубянскому проезду, двором в дом, где уже по всей лестнице мостились, плакали и жались люди из города и жильцы дома, ринутые и разбрызганные по стенам плющильною силой событья»
На Лубянку Пастернак вызвал телефонным звонком Ольгу Петровскую (Силлову), недавно пережившую расстрел мужа. В своих мемуарах она вспоминала:
«Протягиваю руку к трубке. Узнаю голос Бориса Пастернака. Задыхаясь, он бросает в трубку: “Оля, сегодня утром застрелился Маяковский. Я жду вас у ворот дома в Лубянском проезде. Приезжайте!”. Я срываюсь с места. Обо всем забываю, кроме этого ужаса. Мчусь туда, где случилось непоправимое. Не помню, как добрались до указанного места. Пастернак у ворот. Бледный. Ссутулившийся. Лицо в слезах; сказал: “Ждите меня на лестнице. Я пойду наверх, узнаю, где он будет”. Я стояла на лестнице, вдавившись спиной в стену, когда мимо меня пронесли носилки, наглухо закрытые каким-то одеялом. Господи! Ведь это пронесли то, что еще сегодня утром было Володей Маяковским!.. Вслед за носилками шел понурый Пастернак. Подхватил меня, и мы выбежали из дома»
До 1970-х дом был жилой, местные жители помнили Маяковского, комната поэта была опечатана и являлась филиалом Музея-квартиры в Гендриковом переулке. К 1974 г. дом расселили, а музей перенесли сюда. Это был традиционный музей-квартира советского поэта, и только в 1989 г. дом Маяковского превратили в гениальную инсталляцию. Посетители попадали во время Маяковского, погружались в его мир, в его стихи, пьесы, в его жизнь.
К сожалению, летом 2013 г. музей был закрыт на ремонт.
• Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (№ 3/6, стр. 6).

• Российское энергетическое агентство Минэнерго России и Школа-студия "Остров" (№ 5; бывшая городская усадьба М. Калычева — доходное владение Залогиных). «В этом здании с 1967 года по 1982 год работал на посту Председателя Комитета государственной безопасности СССР выдающийся политический деятель Советского Союза, Герой Социалистического Труда, генерал армии Юрий Владимирович Андропов».

• Офисы (№ 7). 3 этажа. Бывший дом купца Е. Некрасова, конец 19 века.

Городская усадьба М.А. Галкина – Е.Е. Елисеева - Е.И. Некрасова.

Небольшое домовладение по Лубянскому проезду, разделенное с соседним владением № 5 небольшим Лубянским тупиком, с конца XVIII века принадлежало купцам. С конца XIX века им владел купец Егор Иванович Некрасов. Он был владельцем рейнсковых погребов и трактиров на Ивановской горке. А еще с сыном Дмитрием Егоровичем он владел чаеразвесочной фабрикой и чайным магазином.

В 1876 году арх. П.П. Скоморошенко застроил участок доходными владениями по периметру, оставив небольшой внутренний дворик. В него и сейчас можно попасть, войдя в арку из Лубянского тупика. Его часто снимают рестораны и устраивают там летнюю террасу.

В 1900 году архитектор Н.Д. Струков надстроил дворовый корпус. До сих пор чудом сохранилась выложенная на стене под четвертым этажом левого от входа во двор здания рекламная надпись «19 Чай Некрасова 00». В доме по линии переулка находился чайный магазин владельцев и меблированные комнаты «Коммерческие номера».

• Бывший дом братьев Деминых (№ 9, начало 20 века). 

Дом Деминых построен в 1911 г. по проекту архитектора С. Ильинского. 

Заказчиками были Александр, Роман и Сергей Демины. 

Первый этаж дома предназначался для сдачи под магазины, второй – для контор. Третий этаж занимали квартиры для сдачи в аренду. 

В 1930 г. перестроен В. Бессмертным. Тогда появились еще 2 этажа, а с фасада исчезло все "лишнее". 

До 1970-х гг. это был обычный дом, где, начиная со 2-го этажа находились коммунальные квартиры на 5-7 семей каждая. Первый этаж занимала "Пельменная" с арочным входом.

• Православный храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (№ 9, стр. 2; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Состоит из 2-х храмов – верхнего и нижнего. Главный престол (в нижнем храме): вмч. Георгия Победоносца. Главный престол верхнего храма: Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: преподобных Нила Столобенского и Федора Сикеота; священномученика Владимира Проферансова. История: построен в середине 19 в. В 1930 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем было общежитие и фабрика). Снова открыт в 1993 г. Арх-ра: стиль – московское барокко; состоит из основного объема – двухъярусного одноглавого с выступающим алтарем и колокольни. Декор: карниз с поребриками, лопатки, наличники с «гребешками». Святыни: чтимые иконы Божией матери «Взыскание погибших» и «Голубицкая» (Коневская); великомученика Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, преподобного Нила Столобенского, праведного Алексия Московского, преподобных Оптинских старцев, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, преподобных Феодора и Александра Санаксарских, праведного Феодора воина и др. с мощами этих святых. Духовенство: настоятель – священник Алексей Казанчев; другие клирики: священник Сергей Павлов. Богослужение: по субботам, воскресеньям, а также большим и чтимым праздникам утром в 8.00 (по воскресеньям – в 9.00), накануне воскресений и праздников вечером – в 17.00; по вторникам (кроме постов и канунов праздников) канон вмч. Георгию и акафист Благовещению Пресвятой Богородицы в 18:00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа для детей и взрослых, библиотека; молодежный клуб «Согласие»; помощь НИИ детской онкологии и гематологии, Геронтопсихиатрическому центру милосердия, заключенным, бездомным, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, беженцам и др. нуждающимся. Сайт есть и вполне неплохой).


Наименование «в Старых Лучниках» трактуют по-разному: одни предпочитают видеть здесь торговцев луком, другие – мастеров по изготовлению оружия. Согласно иной версии, речь идет о «лужках», пастбищах: рядом в древности торговали крупным рогатым скотом, покровителем которого считался Георгий Победоносец. Уже в 1460 году деревянная церковь в его честь упоминается на этом месте. В начале XVII века храм известен уже как каменный. На его основе в 1692–94 годах на средства купца Гавриила Никитича Романова было построено ныне существующее здание. Его ядро сохранилось до наших дней.
Храм построен двухъярусным, верхняя часть до середины XIX века была окружена гульбищем и венчалась пятью главами. На стенах четверика сохранились наличники окон в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями. Особое внимание стоит обратить на шатровую колокольню. Это один из первых случаев, когда шатер становится лишь декоративной деталью: свод колокольни сомкнут, а узкий шатрик поставлен поверх свода в качестве украшения.
Главный придел Георгия Победоносца располагался в нижнем ярусе, а в верхнем был освящен придел во имя Благовещения Божией Матери. В 1848–62 годах вместо гульбища к церкви на средства купца Содомова и А.В. Мазуриной пристроены приделы Нила Столобенского и Феодора Сикеота, тогда же переделана апсида, разобраны четыре главы из пяти, расширена трапезная, а главный фасад переделан в русском стиле. В таком виде церковь простояла до 1930-х годов.
После закрытия церкви в 1932 году и расстрела ее последнего настоятеля, протоиерея Владимира Проферансова, здание было искажено перестройками, главы и кресты уничтожены, ярус звона колокольни заложен, старый вход замурован, наличники значительно повреждены, пробиты новые окна. Здание перешло к органам госбезопасности, устроившим в нем сначала общежитие, а потом – обувной завод. Церковь полностью утратила внутреннее убранство и была серьезно повреждена.
С 1993 года здание передано православной общине. В результате многолетней реставрации церкви возвращен облик начала ХХ века.

Построена в 1692—94 на средства купца Г. Романова. 

Ей предшествовала кирпичная церковь, известная с начала 17 в.; деревянная церковь на этом месте впервые упоминается в 1460-х гг. 

Двухэтажное здание первоначально, очевидно, рассчитанное на восприятие со всех сторон, обладает сравнительно редким, чрезвычайно пластичным объёмно-пространственным решением. Его второй этаж сдвинут по отношению к первому на запад так, что скруглённая апсида верхней Благовещенской церкви находится над главным помещением нижней Георгиевской церкви, создавая выразительную ступенчатую композицию восточной части. 

С запада к зданию по оси примыкают небольшая трапезная и двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике. 

С севера и юга церковь имела открытую галерею-гульбище, а четверик верхнего храма завершался пятиглавием. 

В 1848—62 гг. вместо разобранной галереи на боковых фасадах здания симметрично были сооружены 2 одноэтажных придела (Нила Столобенского — на средства Содомова и преподобного Феодора Сикеота — на средства А. Мазуриной), полукруглые апсиды которых вынесены на одну линию с переложенной тогда же апсидой нижней церкви. Первый ярус колокольни был обстроен с трёх сторон папертью. В 1932 г. после закрытия церкви первоначальный декор частично срублен, глава, верх колокольни и ограда разобраны. В верхней церкви на четверике храма, покрытом поздней купольной крышей, сохранились широкие угловые лопатки, многорядные поребрики венчающего карниза, а на западном фасаде — два характерных для московского барокко белокаменных колончатых наличника, завершённых «гребешками». Подобным же наличником обрамлено восточное окно апсиды, обработанной филёнчатыми лопатками. 

В настоящее время церковь окружают с трёх сторон многоэтажные здания, поэтому её градостроительная роль определяется лишь фиксацией красной линии проезда, на которую она вынесена западным фасадом. 

В 1994 возвращена Русской православной церкви.

• Офисы (№ 11/1). 

До 1996 года на этом месте стоял дом Зайцева –представитель до пожарной архитектуры Москвы, где в советское время была пельменная. 

В 1997 году на его месте строят здание по проекту архитекторов Ткаченко, Ануфриева, Гавриловой. Их дом создан с использованием мотивов конструктивизма. Угловые балконы частью остроугольные, частью со скругленным углом смягчают жесткость ритма горизонталей и вертикалей фасада. Тому же служат разнообразные по форме и размеру проемы окон. Видимо авторы опирались в своих решениях на рядом стоящее здание Наркомфина. 

• Российский союз молодежи (№ 13/3; 1930 год постройки; бывшее здание Наркомфина и ЦК ВЛКСМ).

• Деловой центр «Лубянский» с Китайским визовым центром (№ 15, стр. 2).

• Офисы (№ 15, стр. 4).

• Бывший торговый дом братьев Бландовых (№ 19, конец 19 века). 

4-й этаж надстроен позднее.

• Офисы (№ 21).

• Московская городская общественная организация Всероссийского Общества инвалидов (№ 21, стр. 5; бывшее здание городской усадьбы Вельяминовых — М. Тургенева; в советское время – издательство «Советский спорт»). Дом построен в 18 веке. В основании палаты 17 века.

• Офисы (№ 23, стр. 1).

• Бывшая городская усадьба Чириковых, позднее — доходный дом Рыженковых (№ 25, стр. 1; 19 век). 

Теперь – ночные клубы «Китайский лётчик Джао Да» и «Дом Кукера», кафе-клуб «Чайна-Таун» и банк.

• Торгово-офисный центр (№ 25/12, стр. 1). Кафетерий «Аист Ком» и пр.

Жилые дома:

8 этажей (№ 17; 1937 год постройки; здесь жили летчики, в том числе, А. Серов; построен на месте церкви Спаса Преображения на Глинищах). «Дом лётчиков» – жилой дом жилкооператива «Военный строитель». На 1-м этаже – сбербанк. «Здесь с 1940 года по 1953 год жил дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Тимофей Тимофеевич Хрюкин». «Видный военачальник и военный историк, генерал-полковник Леонид Михайлович Сандалов жил в этом доме с 1948 по 1987 год». Про Хрюкина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_62.html.

3 этажа (№ 19, стр. 2; конец 19 века, бывший дом руководства торгового дома Бландовых). 

5 мая 2017 года практически полностью сгорело это кирпичное отштукатуренное трехэтажное здание 1896 года постройки. С большой долей вероятности, дом подожгли (было три источника возгорания). Тушили 4 часа, обрушились межэтажные перегородки. Сначала это был жилой дом: изначально служебный жилой дом руководства Торгового дома братьев Бландовых, левое крыло было достроено позднее (в комплекс сооружений Торгового дома братьев Бландовых входил также «сырный склад» – подземное хранилище (в подвале этого дома) со входом через ворота на 1-м этаже. До разрушения церкви Преображения на Глинищах дом имел номер 27 и не имел деления по номерам строений и была сквозная нумерация квартир (в этом здании квартиры имели номера 11-20). 

В советское время – обычный жилой дом. 

Потом он был выселен (примерно в 2000-е годы) и тут разместились офисы разных компаний. 

Здание из-за аварийного состояния собирались в 2009 году сносить, но комиссия отказала в сносе. Поэтому его в 2015 году решили реконструировать и создать в нем гостиницу. Собственником здания считалась компания "Меркурий". 

Несмотря на аварийное состояние, в здании находилось перед пожаром несколько фирм: мастерская художественного витража, турифирмы "ПакГруп" и "Ай Ди Путешествия", в которых работало более десятка человек. Теперь – пепелище.

4 этажа (№ 27, середина 19 века; бывший доходный дом Н. Волкова). На 1-м этаже – универсам «Перекрёсток», Магазин «Новый Книжный», Парфюмерный магазин «Л'Этуаль», Кофейня «Кофе Хауз», Бизнес-центр «Китай-Город» и пр.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Музей В. Маяковского (№ 3/6).

Православный храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (№ 9, стр. 2).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Лубянка» и «Китай Город» пешком.


Видео:




Состояние на 19.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий