понедельник, 19 сентября 2016 г.

Бакунинская улица

Расположение:

Улица проходит по Басманному району (ЦАО) от Бауманской улицы до Большой Семеновской улицы и улицы Гастелло. 

Метро «Бауманская» (недалеко от начала улицы) и «Электрозаводская» (недалеко от конца улицы).

Зоны:

Много домов 18 – 1-й половины 20 веков; жилые дома; храмы; склады; скверы (у храмов, колледжа легкой промышленности, на пересечении с Балакиревским проездом и Переведеновским переулком); гаражи, автостоянки, паркинги и автосервис; торговые и деловые центры; офисные, сервисные, социальные, культурно-досуговые, общепитовские и торговые организации.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по две полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 5 км.

История:

Улица возникла в 17 веке в бывшем селе Рубцове на берегу Яузы и сначала называлась Большой.

В 17 в. связывала Кремль с селом Рубцовым-Покровским, в котором в 1619 — 1626 была построена церковь Покрова в Рубцове в память освобождения Москвы в 1612 г. от польских интервентов. 

Близ села в первой половине 17 в. находились загородный двор и сад царя Михаила Фёдоровича. 

Во второй половине 17 в. между современной Бакунинской улицей и р. Яузой располагалась Немецкая слобода. 

В конце 19 — начале 20 вв. на Бакунинской улице построен ряд фабрик. 

С 70-х гг. улица реконструируется.

До 1918 года – Покровская улица (по церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, построенной в 1618-1626 годах в честь освобождения Москвы от поляков).

Улица названа в 1918 году в честь революционера, идеолога народничества и анархизма Михаила Бакунина (1814-1876). 

Бакунин Михаил – революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Тверской губ. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. Герценом и Н. Огаревым. Примкнул к кружку Станкевича, на собраниях которого в квартире Н. Станкевича (Большой Афанасьевский переулок, ныне улица Мясковского, 8) проповедовал идеи немецкой классической философии. С 1836 жил в доме Боткиных (Петроверигский переулок, 4), затем на Новой Басманной улице, с 1839 — на Покровской (с 1918 Бакунинской) улице. На квартирах Бакунина происходили встречи прогрессивной московской молодёжи. В эти годы Б. ‒ последователь философии И. Фихте, позднее ‒ Г. Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском университете Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) ноября 1847 в Париже на собрании в память Польского восстания 1830‒31 Б. произнёс речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848‒49, причём особенно интересовался движением славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), Б. стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12‒17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 ‒ один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апреле 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 военным судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б., стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862‒63 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с первой «Землёй и волей» В 1864‒67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870), в 1874 ‒ в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен. К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм). История, по Б., ‒ эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество ‒ строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60‒70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта. Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономического материализма». В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное «Интернациональное братство» анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии», добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого «Альянса», Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала. С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868‒70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869‒70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Б. «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии. Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.
Служил в армии, с 1835 г. – в отставке, жил в Москве. Примкнул к кружку Станкевича, на собраниях которого в квартире Н. Станкевича (Большой Афанасьевский переулок, ныне улица Мясковского, 8) проповедовал идеи немецкой классической философии. С 1836 г. жил в доме Боткиных (Петроверигский переулок, 4), затем на Новой Басманной улице, с 1839 г. — на Покровской (с 1918 г. Бакунинской) улице. На квартирах Бакунина происходили встречи прогрессивной московской молодёжи. С 1840 г. – за границей. Участвовал в европейских революциях 1848—49 гг., в 1851 г. был выдан австрийскими властями русскому правительству, заключён в Петропавловскую, затем Шлиссельбургскую крепость, в 1857 г. сослан в Сибирь, в 1861 г. бежал за границу. Идеи Бакунина оказали значительное влияние на развитие русского революционного движения 1870-х гг.

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 1). 

Прежде здесь находилось двухэтажное здание (Бакунинская ул., 1), на первом этаже которого был магазин «Продукты» № 42.

Здание строилось с конца 1970-х по 1983 гг. Архитектор З. Розенфельд. 

Ранее здесь располагалась АТС. 

В 2010-х годах здание перестроили под офисный центр.

• Бывший особняк И. и Г. Рахмановых (№ 2, стр. 2; 19 век). 

Перестроен в 1895 году архитектором И. Кондратенко.

• Бывшая АТС (№ 5; 1927-1928; бывшее здание телефонной станции). Бывший Бауманский телефонный узел, построенный в 1927-1928 гг. 
Архитектор В. Патек. Конструктивизм.

Телефонные станции по проекту Патека — первые в Москве — были построены на Бакунинской улице, Ордынке и Арбате. Четырёхэтажные здания в форме буквы «Т» в плане были доступны для посетителей: помимо собственно телефонного узла, в них были районные почтово-телеграфные отделения, переговорные междугородные телефонные пункты. Ступенчатый монументальный фасад с большими гладкими плоскостями наверху, на которых располагались крупные надписи «почта», «телефон», «телеграф», был расчленён по вертикали и горизонтали контрастными, вероятно, красными и серыми полосами, поддерживающими линии окон и каркаса. Здания эти — внятные, лаконичные футляры для находящегося внутри стандартного оборудования и чётко обозначенных общественных функций. 

Здесь также находится технадзор Центрального ЦУС.

В 2016 г. принят проект реконструкции здания с надстройкой под размещение гостиницы, апартаментов и коммерческих помещений.

Изначально инвестор планировал сохранить только фасад с гостиничным лобби и ритейлом, но ему велели полностью сохранить здание, имеющее историческую ценность.

На главном фасаде восстановят первоначальные архитектурные элементы и надписи. Конструктивистский стиль будет также представлен в интерьерах.

• Бывшая городская усадьба Ф. Сычёва – И. Калинина (№ 6; 1917 год постройки). 

Построена в 1862 году. Архитектор П. Харко. 

Доходный дом И. Калинина. Построен в 1917 году.

• Компания «Атомэнергопроект» (№ 7, стр. 1). 1975 год постройки.

• Пивной ресторан «Старина Мюллер» (№ 7, стр. 5). Трёхэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• УК «Покровские ворота» (№ 7, стр. 7). 1996 год постройки.

• Автошкола «Басманная» (№ 9-11, стр. 4).

• Офисы (№ 10-12, стр. 2).

• Офисы (№ 10-12, стр. 4).

• Офисы (№ 10-12, стр. 5).

• Детский сад: дошкольное отделение № 6 школы № 354 им. Д. М. Карбышева (№ 11, стр. 1). 

Бывший детский сад № 2663, построенный в 2008 г.

• Институт целевой подготовки при Московской государственной юридической академии им. Кутафина (№ 13). Здание 1909 гда постройки.

• Главный дом бывшей городской усадьбы (№ 14, стр. 1; 1806 год постройки; в советское время – завод «Физприбор»).

Бывшее ремесленное мужское училище имени В. Морозовой. 

Здание построено в 1806 году. 

К нему примыкает новая часть здания 1930—50 годов постройки. 

Здесь располагался московский завод «Физприбор», производивший измерительные, контрольные механизмы и приборы. Завод был основан в 1942 году. Завод был режимным. 

Сейчас в Подольске функционирует завод «Физприбор» – тоже разработчик и изготовитель оборудования управляющих систем для атомных станций в России и за рубеж по заказу Энергоатома. 

Сотрудники завода жили в коммуналках напротив. 

В 1961 году для сотрудников на Никитинской улице были построены пятиэтажки для переселения.

• Офисы (№ 14, стр. 3–5 и 6–12).

• Центральный российский дом знаний общества «Знание» (№ 15). Работает с 1922 года.

• Бывшие палаты купцов Щербаковых – Смирновых (№ 24).
Палаты Щербакова датируются 1773 годом, но здание имеет стилистические черты более раннего периода. В нем соединились черты барокко и классицизма. Типично “классическими” являются карниз с триглифами, завершение верхнего ряда окон и строгая композиция главных фасадов. Черты Барокко (первая половина 18 века), видны, например, в «ушастых» наличниках. Памятник находится в отличной сохранности. Дом полностью сохранил первозданную планировку, что является большой редкостью. Он имеет глаголеобразную форму (Г), характерную для зданий конца 17 в., белокаменные подвалы, сводчатые помещения на первом и втором этажах. На первом этаже располагаются лавки, а на втором — жильё.
После чумы 1770-х гг. часть москвичей бежала из Москвы, и целые околотки стояли пустыми. Тогда и был приобретен московским купцом Данилой Щербаковым участок под дом в селе Покровском. Дом был быстро построен и расположился в оживленном месте: на улице Покровка (Царской дороге), рядом с Немецким рынком. В конце 19 в. там находился трактир.
Вот как о нем вспоминает Покровский Д. в книге "Очерки Москвы": «Ныне весь он занят серым трактиром для низших классов населения, и едва ли кому из пьющих в его грязных залах водку или чай может прийти в голову, что дом этот видел лучшие дни и что в конце прошедшего столетия тогдашний его владелец, купец Щербаков, квартировавший в верхнем этаже, удостоился однажды принимать у себя императора Павла Петровича со свитою, угощать чем Бог послал, беседовать с ним целый вечер и даже предложить ему ночлег в лучшей горнице своего скромного помещения, а на утро получить из его собственных рук его портрет, осыпанный бриллиантами… В память об этом событии Данила Никитич ничего не менял в этой комнате, где почивал государь, то же завещал и своему сыну Якову Федоровичу Щербакову, который был владельцем дома более 50 лет. Сын до конца своих дней соблюдал волю отца и не только ничего не переделывал, но и не любил, когда передвигали даже стулья» 
После смерти Якова дом перешел к его вдове Евфимии, урожденной Тюляевой, дожившей до глубокой старости и умершей в 1860-х годах. 
Последними владельцами дома до революции были купцы Сергей и Иван Смирновы.
В советское время здесь располагалась пивная, но известность палатам пришла с неожиданной стороны. Уникальный по своей сохранности памятник Москвы 18 в. мог быть уничтожен по проекту прокладки ТТК, строительство которого было запланировано в середине 1980-х годов. Но в 1986 г. жители района поднялись на его защиту. Этот период можно считать точкой отсчета формирования градозащитного движения Москвы и создания эколого-культурного объединения «Слобода», существующего и сегодня. Найденные в палатах предметы городского быта стали основой краеведческого музея «Зрелище Москвы». Ныне коллекция музея расположена в школе № 345 им. Д. Карбышева (Лефортовский пер, 10), где с ней можно ознакомиться по договоренности с администрацией школы.
Реставрация палат была проведена в 2000-х годах под руководством О. Журина. Сегодня собственником здания значится ООО «НПО «Космос»».

• Офисы (№ 41).

• Детский сад № 30 (№ 45). Двухэтажное кирпичное здание.

• Офисы (№ 50, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Офисы (№ 52, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Офисы (№ 54, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Офисы (№ 55, стр. 3). Двухэтажное кирпичное здание.

• Колледж легкой промышленности: корпус № 3 (№ 55, стр. 4).

• Заброшенный двухэтажный кирпичный бывший жилой дом 1904 года постройки (№ 60, стр. 4).

• Офисы (№ 70, стр. 1). Двухэтажное с мансардой кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Офисы (№ 80, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Московский автомобильно-дорожный колледж имени А. Николаева (№ 81, стр. 2). 

Историческое здание Александро-Мариинского начального училища московского мещанского общества, в котором сиротам, кроме общего начального образования, давались и навыки разных ремесел. Здесь были мужская и женская школа. Здание построил архитектор Н. Васильев. Открытие состоялась 30 июля 1888 г.

Основан в 1929 г. как Московский техникум по автоэксплуатации на базе ОШКУМТ (объединённой школы и курсов местного транспорта).

• Бизнес-центр «На Бакунинской» с компьютерным учебным центром «Специалист» (№ 71–73). Комплекс современных 7-9-этажных зданий. 

Раньше был головной офис сети игровых клубов "Вулкан".

• Офисы (№ 72, стр. 1). 

Построен в 1872 году, перестроен в 1907 году архитектором Назаровым А. 

В доме № 72 и в соседнем № 74 размещалась пуговичная фабрика купца Бенно Ронгалера.

• Пуговичная фабрика «Балакиревка» (№№ 74–76; бывшая пуговичная фабрика Ронталлера и К’, затем фабрика имени Балакирева – в честь рабочего фабрики, участника трех революций и гражданской войны Н. Балакирева).

До революции – пуговичная фабрика АО "Бенно Ронталлер" (позже "Ронталлер Б. и К°"), осн. в 1888 году купцом саксонского происхождения Бенно Ронталлером. 

На фабрике изготовлялись кокосовые пуговицы.

Территория фабрики захватывала адреса домов № 72 и 74 по Бакунинской (ранее Большой Покровской) улице, и дома № 67 по улице Фридриха Энгельса.

Рабочие фабрики участвовали в революционных событиях и устраивали забастовки. Революционный район вокруг фабрики некоторое время назывался Ронталлеровским. На фасаде фабрики была установлена мемориальная доска в событиях 1905 года, ныне утраченная.

После революции стала называться первой государственной пуговичной фабрикой треста "Моспластмасс", ей было присвоено имя Н. Балакирева (рабочего фабрики, участника трех революций и гражданской войны). 

Выпускала пуговицы кокосовые, пальмовые, роговые и других видов, запонки и пряжки.

В 1941-45 годах выпускала военную продукцию: противогазы, химические грелки, гильзы для патро¬нов. 

В 1980-х годах стала головным предприятием Московского производственного пластмассово-фурнитурного объединения. Была оснащена высокопро¬изводительным оборудованием по выпуску высококачественных термостойких пуговиц около 300 моделей из полиэфирных пластиков. Треть моделей ежегодно обновлялась. Более 13% продукции выпускалось с государственным знаком качества. 170 работников были удостоены правительственных наград.

В 90-е годы стала называться ООО "Балакиревка".

В настоящее время не работает.

• Бывший особняк и дворовые строения фабриканта С. Денисова (№ 78; 1891 год постройки).

• Архитектурный ансамбль бывшей Покровской мещанской богадельни (№ 81/85). 

Часть строений комплекса занимает Московский автомобильно-дорожный колледж (МАДК) им А. Николаева.

Каменное здание богадельни было построено в конце 1850-х – начале 1860-х гг. на месте хозяйственных построек соседней царской усадьбы Елизаветы Петровны. В 1858 году в здании Покровской Богадельни был сооружён домовый храм благоверного князя Александра Невского. В 1883 году к существующему храму был пристроен придел блаженной Ксении Петербуржской. Сейчас храм восстановлен.

В 1890 году к старому корпусу богадельни со стороны Переведеновского пер. был пристроен в неорусском стиле приют для сирот мещанского происхождения; архитектор Жигардлович В. Приют был учрежден в память священного коронования Николая II и Александры Федоровны, в котором воспитывалось и содержались на стипендию им. великой кн. Марии Николаевны 30 детей и 10 сирот.

Православный храм святого благоверного князя Александра Невского. 1900-е; бывшая богадельня при Покровской мещанской общине с храмом.

Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Патриаршее подворье. 

Придел: блж. Ксении Петербургской. 

История: построен в 1858 г. в Покровской богадельне. В 1920–1998 гг. – закрыт (жилой дом, техникум, цех, бизнес-центр). С 1998 г. и по сей день храм возвращен РПЦ лишь частично. 

Духовенство: настоятель – архимандрит Дионисий Шишигин (род в 1952 г.). 

Богослужение: по большим церковным, а также престольным праздникам – литургия утром. 

Внебогослужебная деятельность: воскресная школа. Рядом находится православный магазин от изд-ва Московской Патриархии. 

Сайта у храма нет, информация о нем скудная. 

С января 2018 года священник Павел Кондраков из храма свт. Николая Чудотворца в Покровском назначен исполняющим обязанности настоятеля этого храма и храма блгв. кн. Александра Невского в б. Покровской богадельне до назначения настоятеля.

– Стр. 3. Службы западные Покровской мещанской богадельни.

– Стр. 4. Флигель Покровской мещанской богадельни.

– Стр. 6. Службы северные Покровской мещанской богадельни.

• Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (№ 83).

Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Патриаршее подворье. 

Приделы: св. царевича Димитрия Угличского (после его гибели началось Смутное время) и преподобного Сергия Радонежского (благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву). 

История: построен в 1626 г. царем Михаилом Федоровичем в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в дворцовом подмосковном селе Рубцове. Село Рубцово-Покровское известно с 17 века, когда близ него на реке Яузе царь Михаил Романов устроил свой загородный дворец и при нём большой сад. Здесь в 17 веке заканчивалась Покровская дорога, шедшая через весь город от Спасских ворот Кремля. По ней царь Михаил Федорович ездил в свой загородный дворец в Рубцово, о чем до 1918 года напоминало прежнее название Бакунинской улицы – Покровская. Во дворце Михаил Феодорович жил первые годы, пока обстраивался Кремль после разрушения его польско-литовскими интервентами. По церкви дворец и село стали называть с того времени покровскими. Считается, что каменный храм — один из Дворцовых соборов — является памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. Считается, что название Арбатско-Покровской линии метро связано с названием Покровского храма. Церковь принадлежала дворцовому ведомству до 1761 г., затем стала приходской. Колокольня – 18 в., вместо прежней звонницы, тогда же открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью (до этого куб храма был окружен с трех сторон крытой двухъярусной галереей с арками). В 1822 г., после перестройки галереи, получившей перекрытие верхнего яруса, силуэт храма стал ещё более грузным и приземистым. В 1869 году игуменией Серпуховского Владычина монастыря Митрофанией (в миру – баронесса Прасковья фон Розен) при храме была основана Московская Владычине-Покровская епархиальная община сестер милосердия у Покровского моста. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. Покровительницей общины была императрица Мария Александровна. В 1870 г. церковь была передана Покровской общине сестёр милосердия. Для нее вокруг храма в 1879 году была возведена каменная ограда с часовней по проекту П. Скоморошенко. С 1907 года настоятельницей Покровской общины была игумения Ювеналия (Марджанова), будущая схимонахиня Фамарь. В 1934 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были мастерские Метростороя и репетиционные помещения хоровой капеллы им. Юрлова;дно время использовалась под жилые помещения), высокая каменная ограда с воротами разрушена. Реставрировалась в 1960—61 гг. с приспособлением под репетиционные помещения государственной республиканской академической хоровой капеллы им. А. Юрлова. В 1992 году было принято решение о передаче здания епархии, с 1998 года в одном из помещений нижнего яруса организована церковь. Полностью здание перешло в ведение церкви в 2003 году, когда капелла получила новое современное здание. Отсюда началось возрождение забытого после революции течения – единоверчества, своеобразного компромисса между старообрядцами и «никонианами».

Арх-ра: по одной из версий, образцом для храма стал Малый собор Донского монастыря. Он почти кубический, со шлемовидной главой, покоящейся на трех рядах кокошников. Такое сходство со старыми соборами времен Рюриковичей и Годунова должно было подчеркнуть преемственность новой династии Романовых и ее стремление утвердиться на престоле. Состоит из основного двухэтажного объема на подклете с одной главой, 2 приделами и колокольни. Престол и приделы объединены с 3-х сторон крытой двухъярусной арочной галереей-папертью. Кубический, на высоком подклете храм с трёхчастной апсидой и двумя симметричными приделами по сторонам окружён с трёх сторон двухъярусной галереей-папертью на аркаде. С запада примыкает колокольня. Основной объём с одностолпной палатой в подклете перекрыт крещатым сводом (по размерам пролёта это самое крупное в Москве перекрытие подобного типа), завершён тремя рядами кокошников, несущих световой барабан со шлемовидной главой. Более низкие одноглавые боковые приделы Сергия Радонежского и царевича Дмитрия также завершены рядами кокошников. Скруглённые алтари приделов вынесены на одну линию с апсидами храма. По характеру объёмно-пространственного решения храм продолжает традиции предшествующего столетия, отличаясь от построек годуновской эпохи более грузными, тяжеловесными пропорциями. В духе архитектуры 16 в. трактованы лаконичная обработка фасадов гладкими пилястрами, членящими плоскости стен, и упрощённая моделировка профилей и карнизов. Скромные килевидные колончатые наличники, обрамляющие окна апсид храма и приделов, появились во время ремонта 1677 г. Двухъярусная колокольня — пример позднебарочной архитектуры кон. 18 в.; её прямоугольные ярусы обработаны тонкими пилястрами с композитными капителями. Храм имеет подклет, была открыта ходовая паперть на арках.

В интерьере сохранились перспективные порталы, оформляющие северный, южный и западный входы и ведущие в храм с галереи.

Духовенство: настоятель – архимандрит Дионисий Шишигин; другие клирики: священники Иван Миролюбов и Андрей Фастов. 

Богослужение: по воскресеньям, большим и храмовым праздникам утром в 6.30, накануне воскресений и больших праздников вечером – в 16.00. Богослужения совершаются древнерусским (старообрядческим) чином. 

Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции с кружком любителей древнего церковного пения. 

Сайт есть, но очень скромный по содержанию.

Расположена в небольшом сквере у изгиба улицы.

• Бизнес-центр «Бакунинский, 84».

• Офисы (№ 84, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, построенное до 1917 года.

• Завод металлической посуды «Эрг-AL» (№ 92). Производитель кухонной посуды, столовых приборов, туристической посуды из алюминия. 

В 1930-е гг. — завод (артель) «Металлист-Кооператор», изготовлявший чайники, кипятильники, дистилляторы, термосы, хоз. посуду, автоосветительные приборы (фары, фонари). Позже был объединен с артелью «Красный эмалировщик», располагавшейся в Нижних Котлах, в завод-артель «Автоштамп» Москоопметизсоюза, правление которой осталось на Бакунинской, а в Нижних Котлах — эмалировочный цех. 

В годы войны изготовляли детали корпусов гранат РГД-33.

С 1956 года артель преобразована в завод, позже переименованный в московский завод металлической посуды.

С 1972 года в составе производственного объединения «Мосметаллопосуда».

С 1993 года — ОАО «Автоштамп»

• Офисы (№ 92б).

• Бывший дом причта Московской Покровской общины сестер милосердия (№ 94; 1904 год постройки).

• Автотехцентр (№ 94, стр. 2).

• Православный храм Николая Чудотворца в Покровском (№ 100).

Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. 

Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. 

История: построен в 1766 г. на месте деревянной церкви. Точная дата создания первой Никольской церкви не установлена, но Рубцово в 1586 году упомянуто как село, то есть церковь в нем уже существовала. В 1615 году сгоревший храм был возобновлен и освящен в присутствии царя Михаила Федоровича, создавшего рядом свой загородный дворец. Связь с династией Романовых сохранялась и в дальнейшем: в 1635 году при церкви появился придел во имя святой Ирины – в честь царевны Ирины Михайловны. Позднее при новом деревянном здании появился престол апостолов Петра и Павла, святых покровителей Петра I, а главный престол – свт. Николая Чудотворца. После пожара 1763 года началось строительство каменной церкви, завершенное в 1766 году. При этом Ирининского придела уже не было: чуть поодаль была создана отдельная церковь святой Ирины, сохранившаяся до наших дней (ул. Ф. Энгельса). Перестраивался в 18–19 вв. В 1740-х гг. в числе прихожан храма была семья А. Суворова. Приделы – кон. 19 в. В 1889—93 гг. по проекту архитектора П. Зыкова трапезная церкви была расширена, получив новое декоративное оформление, алтари приделов выдвинуты в одну линию с алтарной апсидой главного престола; при этом фасады были обработаны в псевдорусской стилистике, наличники окон выполнены со «щипцовыми» завершениями, карниз украшен ширинками, а колокольня начала 19 века сохранила классицистический облик; главный престол остался Никольским, сохранилось посвящение одного придела в честь апостолов Петра и Павла, а место Ирининского занял Покровский придел. В 1931 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был хлебозавод им. 1 мая). Сломали колокольню, надстроили над трапезной храма этажи, внутри появились перекрытия. Хлебозавод действовал до 1986 г. и был закрыт из-за аварийного состояния. Снова открыт в 1995 г. Под руководством архитектора-реставратора В. Шарапова храм восстановлен в прежнем виде, в 2006 г. воссоздана колокольня. Фрагменты стен апсиды и нижнего яруса колокольни сохранились в составе поздних пристроек, примыкающих к церкви с востока и запада.

Рядом с храмом находится двухэтажный кирпичный дом причта конца 19 — начала 20 вв.

Арх-ра: состоит из массивного основного объема с одной главой, трапезной с приделами и колокольни. Барокко. Углы свода обработаны широкими гладкими лопатками, фигурный барабан главы восстановлен в ходе реставрационных работ. Трапезная – в формах «русского стиля» с использованием в венчающем карнизе поясов филёнок, «сухариков» и «городков», а также крупных килевидных наличников на окнах.

Интерьер: новый (1990-е – 2000-е). 

Святыни: чтимые иконы Покрова Пресвятой Богородицы (нач. 20 в., вышитая); преподобного Моисея Угрина с частицей его мощей; мощевик с частицами Ризы Господней, Животворящего Креста Господня, камня Гроба Господня, частиц мощей Предтечи Господня Иоанна, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца и других святых; епитрахиль праведного Иоанна Кронштадтского. 

Духовенство: настоятель – архимандрит Дионисий Шишигин (род. в 1971 г.); другие клирики: священники Павел Кондраков, Георгий Дехтярев и Георгий Брылев; дьякон Вадим Лебедев. С января 2018 года священник Павел Кондраков из храма свт. Николая Чудотворца в Покровском назначен исполняющим обязанности настоятеля этого храма и храма блгв. кн. Александра Невского в б. Покровской богадельне до назначения настоятеля.

Богослужение: по выходным и большим праздникам утром в 8.30, вечером – в 17.00; по средам – акафисты (попеременно) Покрову Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу (в 17.00). 

Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежный клуб, спортивная секция. 

Сайт есть, отдельные разделы неплохо сделаны, особенно по истории храма с иллюстрациями, но зато разделов о богослужении и социальной работе вовсе нет. Каждый месяц выходит приходской «Никольский листок». 

У храма – часовня священномучеников Сергия, Павла и Александра. Небесные покровители храма, прославленные в лике новомучеников — настоятели храма сщмчч. Сергий Голощапов и Павел Ансимов, клирик храма сщмч. Александр Буравцев.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 2, 3, 4, 6 и 7 этажей (дореволюционные и 1920-е годы постройки); 5, 6 и 7 этажей (1930-е – 1960-е годы постройки); 12, 16, 14–17 этажей (1970-е – 2000-е годы постройки).

6 этажей (№ 4-6, стр. 1). 1935 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 4-6, стр. 2). 1934 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм.

7 этажей (№ 8). 1938 год постройки. Кирпичный. 

Жилой дом инженерно-технических работников Центрального аэрогидродинамического института. Постконструктивизм. Проектировался под руководством арх. Пантелеймона Голосова (автора комбината газеты "Правда" в Москве). Монументальное здание должно было стать частью новой реконструированной Бакунинской улицы. Из всего проекта к 1938 году была реализована лишь часть комплекса без монументальной арки (вероятно та часть, которая находится справа от арки), а старая застройка вокруг дома по прежней красной линии так и не была снесена. Из-за этого сейчас здание стоит в стороне от красной линии и почти не видно за густыми деревьями.

Монументальный фасад жилого дома членится трехгранными эркерами и горизонтальной лентой с квадратами окнами-нишами. Первый этаж здания отведен под торговые помещения.

3 этажа (№ 10-12, стр. 1). Построен до 1917 года.

3-4 этажа (№ 11, стр. 3). Построен до 1917 года.

14-17 этажей (№ 17/28). 2000 год постройки. Кирпичный.

12 этажей (№ 23-41). 2006 год постройки. Кирпичный.

12 этажей (№ 26-30). 1990 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсамы «Азбука вкуса» и «Дикси», почта, аптека и пр.

16 этажей (№ 32/36). 1975 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 38-42). 1979 год постройки. Панельный.

12 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 43-45). 1980 год постройки. Блочный. В пристройке – универсам «Магнолия».

16 этажей (№ 44-48). 1976 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – продукты, сбербанк.

4 этажа (№ 49, стр. 4). Построен до 1917 года.

2 этажа (№ 49, стр. 5). Построен до 1917 года.

7 этажей (№ 50, стр. 3). 1912 год постройки. Кирпичный.

4 этажа (№ 58, стр. 1). 1926 год постройки. Кирпичный. РЖСКТ Обрабстрой. Архитектор Рухлядев А.

12 этажей (№ 62-68). 1972 год постройки. Блочный.

4 этажа (№ 77, стр. 3). 1926 год постройки. Кирпичный.

3 этажа (№ 96/98, стр. 6). 1880 год постройки.


6 этажей (№ 98а). 1926 год постройки. Кирпичный. На стене: «Здесь жили павшие в боях за Родину 1941-1945 гг.».

Достопримечательности:

Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (№ 83).

Православный храм Николая Чудотворца в Покровском (№ 100).

Православный храм святого благоверного князя Александра Невского (№ 81).

Здания 18 — начала 20 веков.

Перспективы развития:


Дом № 77, стр. 3 будет снесен в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Бауманская» и «Электрозаводская» пешком и на троллейбусах №№ 22, 25, 45 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 2.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий