четверг, 27 октября 2016 г.

Староваганьковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от улицы Знаменка до улицы Воздвиженка. 

Недалеко – Кремль и Москва-река. Метро «Александровский сад».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Воздвиженка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:


В 16—17 вв. в переулке на углу с Воздвиженкой стояли усадьбы боярина И. Милославского (на месте д. 25), Стрешневых (с церковью Ирины, 1620—30-е гг.; в конце 17 в. усадьба перешла к Нарышкиным, в 1870-х гг. здесь разместился Московский главный архив Министерства иностранных дел), на углу с улицей Знаменкой была усадьба князей Щербатовых (до середины 17 в. — Шуйских, в конце 17 в. — думного дьяка Артамона Иванова), сменившая загородный двор княгини Софьи Витовтовны (упоминается в 1446 г.). 

В 1782 г. этот участок приобрёл откупщик П. Пашков; в переулок выходят торец южного корпуса парадного двора дома Пашкова (угловая часть пристроена между 1788 и 1802 гг.), ограда с воротами, церковь Николая Чудотворца на Старом Ваганькове (д. 14; 17-18 вв., подклет — 16 в., звонница — конец 19 — начало 20 вв.). 

Рядом с усадьбой Милославского находились подворья Успенского монастыря Александровой слободы и Флорищевой пустыни (д. 23; конец 17 в.); в 1676 на месте усадьбы разместился новый Аптекарский двор (д. 25 — трапезная палата Аптекарского двора), затем — Новый денежный двор. 

В 18-19 вв. на нечётной стороне, на углу со Знаменкой, размещалась усадьба московского губернатора В. Левашова (д. 15; 1877, архитектор Н. Поздеев): в основе — здание первой половины 18 в.; во дворе — палаты начала 18 в. (пристройка — вторая половина 18 в., верхний этаж — 1877). 

Участок д. 17 — усадьба Голицыных; главный дом и флигеля построены во второй половине 18 в., в 1876 г. флигеля надстроены и соединены с домом (архитектор М. Зыков). 

В начале 19 в. здесь жил декабрист В. Голицын, в начале 20 в. — артист И. Москвин. 

Дом 19 построен после пожара 1812 г. в усадьбе Трубецких; в этом доме жил артист П. Мочалов. 

В д. 21 жил художник В. Серов (мемориальная доска). 

В 1909 г. на углу Староваганьковского переулка и Знаменки на участке бывшей усадьбы Левашова сооружён доходный дом А. Шамшина (архитектор Ф. Шехтель). 

Место сада Архива Министерства иностранных дел занимает 19-этажный корпус хранилища РГБ. 


Здесь в 15 веке находился Потешный царский двор, где жили псари, обеспечивающие царские охоты.

В 17 веке он был переведен на новое место, а село стало называться Старое Ваганьково.

В 17-18 веках — Шуйский переулок (по двору князя Ивана Шуйского), Никольский переулок (по церкви свт. Николая Чудотворца), Благовещенский переулок (по церкви Благовещения в Старом Ваганькове, была разобрана в 1817 году), Воздвиженский переулок (по Крестовоздвиженскому монастырю и улице Воздвиженка, к которой примыкает).

До 1922 года – Ваганьковский переулок. Вероятно, что название села образовано от уменьшительной формы Ваганок, Ваганька неканонического имени Ваган (ваган — «простец», в некоторых говорах — «плотник»).

Переулок назван в 1922 году по великокняжескому селу Старое Ваганьково, которое находилось там, где ныне располагается Российская Государственная библиотека.

В 1926–1994 годах – улица Маркса и Энгельса (в честь основоположников научного коммунизма, т. к. на этой улице находился Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС – в эти годы в состав улицы входил и Малый Знаменский переулок).

Назван по великокняжескому селу Старое Ваганьково, которое находилось примерно там, где ныне располагается Российская Государственная библиотека. Ваганьково известно по документам с 1446 г. Здесь находился Потешный царский двор, где жили псари, обеспечивающие царские охоты. В 17 в. он был переведен на новое место, а село стало называться Старое Ваганьково. 

Переулок же назывался Ваганьковский до 1922 г., когда был переименован в Староваганьковский. Полагают, что когда-то здесь жили скоморохи, которые якобы ваганили (потешали) царя и бояр. 

Название связывали и со словом вага, означавшим "рычаг безмена, весы" (ваганьным называлось взвешивание товаров для сбора пошлины, а ваганцем — место взвешивания); в чернозёмном центре вага́ — возвышенность, с которой стекают два ручья в разные стороны (ср. Ваганичи в Черниговской обл.). Никаких данных ни о скоморохах, ни о таможенной заставе в Ваганькове нет. Более вероятно, что название села образовано от уменьшительной формы Ваганок, Ваганька неканонического имени Ваган (ваган — "вахлак, простец", в некоторых говорах — "плотник"), ср. фамилию Ваганов, прозвище Ваганков (1440 г.). 


В 17-18 вв. переулок назывался Шуйский (по двору князя Ивана Ивановича Шуйского), Никольский (по церкви Николая Чудотворца, известной с начала 18 в.), Благовещенский (по церкви Благовещения в Старом Ваганькове, одной из самых старых в городе — построена в 1514 г. итальянским зодчим Алевизом Фрязиным (Новым); сильно пострадала от пожара 1812 г. и была разобрана в 1817 г.), Воздвиженский (по Крестовоздвиженскому монастырю и ул. Воздвиженка, к которой примыкает). 



В 2016 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Александровский сад» (Филевская линия;  открыта 15 мая 1935 года ; названа по одноименному саду, к которому ведет один из переходов с этой станции (изначально и до конца 1946 года называлась «Улица Коминтерна», а в 1946 — 1990 годах — «Калининская»); вход-выход в город осуществляется с одной стороны станции по лестницам в наземный вестибюль (который находится у Российской государственной библиотеки) и через подземные переходы на улицы Моховая и Воздвиженка и Староваганьковский переулок; эта станция является частью крупнейшего пересадочного узла в нашем метро, состоящего из 4-х станций: отсюда можно перейти на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а через них на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии; мелкая (глубина — 7 метров); отличительными особенностями являются изогнутость платформ (чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней) и боковое расположение платформ, соединенных арочным мостиком, причем с одной платформы поезда едут только до «Кунцевской», а с другой — только до «Международной» (т. е. курсируют в челночном режиме); станция колонная — колонны облицованы светлым мрамором, как и частично путевые стены (а на оставшуюся высоту они побелены); пол выложен красно-серым гранитом; скамеек для отдыха мало; никакой темы у этой станции нет, но в фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженку, эскалатор к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст Михаила Калинина; за этой станцией — соединительные ветки со станциями «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии и «Охотный ряд» Сокольнической линии).

• Православный храм святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (№ 14; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Придел: преподобного Сергия Радонежского. История: построен в 1759 г. Звонница – 1899 г. В 1929 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был склад библиотеки им. Ленина). Снова открыт в 1992 г. Арх-ра: состоит из основного объема на подклете с одной главой, трапезной и звонницы. Декор: белокаменный карниз. Интерьер: новый. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Достойно есть», «Скоропослушница», «Державная», преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона, святителя Иннокентия Московского, преподобного Иосифа Волоцкого, святого праведного Феодора Ушакова, преподобного Амвросия Оптинского с частицами мощей этих святых, иконы святителя Тихона, патриарха Всероссийского с частицами его мантии и гроба и блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба, крест с могилы протоиерея Валентина Амфитиатрова с мощами многих святых; деревянный скульптурный образ свт. Николая Можайского; скульптурный образ прп. Нила Столобенского; часть древа дуба Мамврийского; часть гроба прп. Варнавы Гефсиманского; ковчег с частицами мощей святителя Николая Чудотворца. Духовенство: настоятель – игумен Иосиф Дьяченко; другие клирики: священник Дмитрий Артемкин; дьякон Евгений Семенов. Богослужение: по выходным дням и большим праздникам утром в 8.00, накануне вечером – в 17.00; по четвергам – молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу (в 17.00). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа «Светоч»; молодежный клуб; паломническая поездки. Сайт есть, на нем много необходимой информации, кроме сведений о духовенстве. Проводятся экскурсии по храму и Староваганьковскому переулку (по предварительной записи в храме)).

Церковь св. Николы в Староваганьковском переулке известна с XVI в., когда здесь располагалось подворье Николо-Пешношского монастыря. Церковь неоднократно перестраивалась. В конце XVII в. храм был трехпрестольным и имел два придела: преподобного Сергия Радонежского и во имя Сорока Севастийских мучеников.

Ныне существующая каменная церковь появилась около 1759 г., когда участок принадлежал А.А. Меншикову. В 1782 г. участок купил П.Е. Пашков, тогда же к храму была пристроена колокольня, а в 1792 г. – каменная ограда.

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

Во время нашествия Наполеона в 1812 г. храм горел и был разграблен. Однако уже в 1814 г. стараниями прихожан он возобновлен и освящен.

Когда Дом Пашкова в 1843 г. занял Дворянский институт, церковь стала домовой при институте, потом при 4-й гимназии и наконец «музейской», после того как в 1862 г. в Доме Пашкова разместился Румянцевский музей.

По воспоминаниям современников, в церкви Дворянского института «любил молиться Гоголь».

В 1896 г. настоятелем храма стал священник Леонид Михайлович Чичагов. Благодаря ему церковь приобрела известность в Москве. И сегодня она хранит иконы и настенные росписи, выполненные отцом Леонидом Чичаговым.

Именно стараниями отца Леонида был канонизирован преподобный Серафим Саровский. В 1898 г. отец Леонид принял монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в 1937 году в числе других заключенных был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1997 г. состоялась канонизация священномученика митрополита Серафима (Леонида Чичагова).

В 1902 г. храм обновлялся. Тогда была устроена звонница псковского типа по проекту архитектора Г.П. Евланова.

С 1905 г. стараниями директора Румянцевского музея И. Цветаева был создан Попечительный совет церкви св. Николая.

После революции храм был закрыт, в 1926 г. подвергся разграблению и частично разрушен.

В 1930-х церковь отдали под склад Ленинской библиотеке.

Реставрация и восстановление храма начинается в 1980-х гг. архитекторами А. Клименко и Б. Могиновым.

В 1992 г. здесь возобновлены богослужения.

История этой церкви начинается с 15 в., когда дмитровский князь Юрий Васильевич, заботясь о Николаевском Пешношском монастыре в своём княжестве (недалеко от стольного города Дмитрова), подарил ему землю на Ваганьковском холме. Возможно, что монастырь выстроил на своём подворье Никольскую церковь, которая первоначально была деревянной, а в начале 16 в. заменённую каменной. 

В конце 17 в. храм был трёхпрестольным и имел 2 придела: преподобного Сергия Радонежского и Сорока Севастийских мучеников.

После многих перестроек вместо обветшавшего было выстроено в 1759 г. существующее здание (возможно, с включением более старых частей) – вытянутый четверик с одной апсидой, с коротким восьмериком и барабаном маленькой главки, и южным приделом преподобного Сергия. На тот момент участок принадлежал А. Меншикову.

В 1782 г. участок купил П. Пашков, тогда же к храму была пристроена колокольня, а в 1792 г. – каменная ограда.

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

Во время нашествия Наполеона в 1812 г. храм горел и был разграблен. Однако уже в 1814 г. стараниями прихожан он возобновлён и освящён.

Когда дом Пашкова в 1843 г. занял Дворянский институт, церковь стала домовой при институте, потом при 4-й гимназии и наконец «музейской», после того как в 1862 г. в доме Пашкова разместился Румянцевский музей.

По воспоминаниям современников, в церкви Дворянского института «любил молиться Гоголь».

В 1896 г. настоятелем храма стал священник Леонид Чичагов. Благодаря ему церковь приобрела известность в Москве. И сегодня она хранит иконы и настенные росписи, выполненные отцом Леонидом.

Именно стараниями отца Леонида был канонизирован преподобный Серафим Саровский. В 1898 г. отец Леонид принял монашество в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в 1937 году в числе других заключённых был расстрелян на Бутовском полигоне. В 1997 г. состоялась канонизация священномученика митрополита Серафима (Леонида Чичагова).

В 1902 г. храм обновлялся. Тогда была устроена звонница псковского типа по проекту архитектора Г. Евланова.

С 1905 г. стараниями директора Румянцевского музея И. Цветаева был создан Попечительный совет церкви св. Николая.

После революции храм был закрыт, в 1926 г. подвергся разграблению и частично разрушен. 

В 1930-х годах церковь отдали под склад Ленинской библиотеке.

Реставрация и восстановление храма начинается в 1980-х гг. архитекторами А. Клименко и Б. Могиновым.

В 1992 г. в церкви возобновились богослужения. На южной стене храма находится мозаичный портрет Николая II с несколько двусмысленной надписью: «Господи, спаси и усмири Россию».

• Бывшая усадьба Левашовых (№ 15, стр. 1–4, 19 век).

Бывшая городская усадьба дьяка А. Иванова – Левашовых, конец 17 в. – 2-я половина 19 в.

В 17-18 вв. домовладение было частью обширной усадьбы с каменными двухэтажными палатами. 

Наиболее древней его частью является юго-западная часть в пределах подвального, и трёх четвертей первого второго этажей, являющаяся жилыми палатами конца 17 – начала 18 вв. Возвёл палаты думный дьяк Стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый, являвшийся одним из сподвижников царевны Софьи и казнённый в 1689 г. за организацию заговора против Петра Алексеевича.

По некоторым данным усадьба также принадлежала крупному деятелю раннепетровского времени Автоному Иванову.

В 1744 усадьбу приобрёл Василий Левашов, являвшийся в эти годы московским главнокомандующим. Он умер в 1751 г., а его потомки владели усадьбой вплоть до 1848 г. При его сыне Иване, генерал-поручике, в 1780-х гг. здание палат было увеличено в длину до существующих в настоящее время границ.

В 1877 г. при новом владельце В. Цетнерском производится последняя, третья реконструкция памятника. По проекту К. Гриневского бывший жилой дом перестраивается в доходный. Все существовавшие на тот период оконные проёмы закладываются, а сводчатые перекрытия – разбираются. Второй этаж увеличивается по высоте, а над ним надстраивается третий этаж.

В настоящее время от палат остались только руины.

В 2009 году начались работы по восстановлению: установлена временная кровля, вывезены рухнувшие перекрытия.

– Стр. 2. Служебный флигель усадьбы, 1886 г., 2-я пол. 20 в.

– Стр. 3. Главный дом.

– Стр. 4. Служебный флигель усадьбы. Двухэтажное здание, построенное в 1838–39 гг. На первом этаже располагались конюшня и сарай, второй этаж был занят квартирами.

• Центральная типография № 12 Министерства обороны РФ (№ 17, стр. 4; здание конца 19 века). 

Здание типографии газеты "Московский листок" - "Красный листок", "Беднота" - Наркомата обороны - Министерства обороны РФ построено в 1894 г., арх. П. Самарин. 

Реконструировано в 1930-е гг. 

• Пожарная часть № 75 по охране РГБ (№ 17, стр. 1; флигель бывшей усадьбы Аладьиных, 18-19 века). 

Первый и второй этажи — 2-я половина 18 века. Третий этаж - 1876 год, архитектор М. Зыков.

• Главный дом и флигель бывшей усадьбы дворян Аладьиных – князей Голицыных (№ 17, стр. 1–3, 18-19 века). 

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». М. Булгаков нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем В.А. Гиляровский, начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».

Главный дом усадьбы дворян Аладьиных, потом князей Голицыных (вторая половина 18 в.). 

Здесь жили: декабрист В. Голицын (в начале 19 в.), главный дирижёр Большого театра И. Альтани (в 1880-ых гг.), артист Художественного театра И. Москвин. На рубеже 19-20 вв. в здании размещались редакции различных газет и журналов, в том числе и редакция либерального журнала «Русская жизнь», где работал Валерий Брюсов.

С 1880-х гг. в нем находилась редакция газеты "Московский листок", первого в Москве органа бульварной прессы. В ней регулярно появлялись скандальные разоблачения купеческих похождений, занимательные романы и фельетоны, и газета пользовалась широкой популярностью среди определенных кругов московского населения. О ней и ее издателе, известном московском журналисте Н. Пастухове, писал В. Гиляровский, сам начинавший работать репортером в "Московском листке". Тут же размещались редакции журналов "Всемирная иллюстрация" и "Развлечение". Газета "Московский листок" была закрыта в январе 1918 г., и здесь обосновалась сначала редакция "Красной газеты", а потом газеты "Беднота".

В этот дом М. Булгаков поселил незадачливых служащих некой конторы из романа "Мастер и Маргарита", которые после нашумевшего представления заезжих фокусников были охвачены загадочной эпидемией - все беспрерывно пели старинную русскую песню "Славное море, священный Байкал".

Главный дом бывшей городской усадьбы княгини Н. Голицыной (втор. пол.  в.; надстройка дома и флигелей 1876 г., арх. М. Зыков).

• Главный дом и флигели бывшей усадьбы кн. Трубецких – купца В. Горшанова (№ 19, 18 век и многочисленные позднейшие реконструкции).

Дом № 19 появился на участке князя А. Трубецкого после пожара 1812 г., но, возможно, что в нём сохранились и более древние части.

Тут провёл последние годы своей недолгой, но славной жизни один из талантливейших артистов русской сцены Павел Мочалов – он родился в 1800 г. и прожил неполных 48 лет. Будучи на гастролях в Воронеже, Мочалов простудился и возвратился в Москву тяжело больным. Помощь врачей, и в их числе известного Иноземцева, оказалась тщетной, и 16 марта 1847 г., как сообщали московские газеты, "не стало артиста, который так долго был опорою и украшением московской сцены".

– Стр. 1. Жилой флигель усадьбы кн. Трубецких - купца В. Горшанова, построен в 1790-е гг., реконструирован в нач. 19 в., 1982 г.

– Стр. 2. Флигель усадьбы князей Трубецких — купца В. Горшанова. Построен в 1864 г., реконструирован в 1982 г., 1999-2001 гг.

– Стр. 3. Служебная постройка усадьба кн. Трубецких – купца В. Горшанова, позднее кафе. 

Построена в кон. 18 в., реконструирована в 1864 г., 1982 г., 1999-2001 гг.

– Стр. 7. Бывший главный дом усадьбы князей Трубецких — купца В. Горшанова. 

Построен в 1838 г., реконструирован в 1864 г., 1982 г., 1999-2002 гг. 

• Главный дом и флигель бывшей городской усадьбы купца Василия Семенова (№ 21, стр. 1 и 2, 19 век). «В этом доме жил и умер художник Валентин Александрович Серов».

Небольшая московская усадьба в Староваганьковском переулке сохранилась с середины XIX в. Утратив свои хозяйственные постройки, она сохранила главный дом, выходящий в переулок двухэтажным фасадом в семь окон.

В 1514 году на месте усадьбы стояла церковь, построенная по проекту итальянского зодчего Алевиза. Она была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По имени церкви переулок часто называли Благовещенским.

Храм простоял здесь до 1812 года. Во время пожара весь квартал сильно пострадал, церковь долго не восстанавливалась. 9 сентября 1816 года по резолюции архиепископа Августина Благовещенский храм был разобран. Кирпичи пошли на постройку дома соборян (Воздвиженка, 7).

В 1820-х гг. землей владел М.А. Устинов, хозяин дома 5 по Воздвиженке (сейчас – Музей архитектуры им. Щусева). С 1840-х хозяином владения был московский купец Василий Васильевич Семенов, а затем его жена и сын Федор. В 1842 году по проекту архитектора Михайлова возведен двухэтажный дом, сохранившийся до нашего времени. Тогда же со стороны двора к дому пристроен двухэтажный флигель по проекту архитектора Н.И. Козловского.

В 1909 г. владение покупает М.В. Клюкин. Новый владелец планировал переделать весь участок под доходное владение, но проект не был осуществлен.

Дом интересен тем, что здесь с осени 1908 по 1911 гг. жил замечательный русский художник В.А. Серов. В эти годы им написано множество портретов современников, а также исторический цикл картин. 22 ноября 1911 г. художник умер в своем доме от сердечного приступа.


Здесь прошли последние годы жизни художника Валентина Серова (1865–1911). 

Городская усадьба купца Василия Семёнова, 1842 г., арх. Н. Козловский.

На этом месте в 16-18 вв. стояла церковь Благовещения.

– Стр. 2. Двухэтажный флигель городской усадьбы купца Василия Семенова. Построен в 1842 г., арх. Н. Козловский. 

• Бывшее подворье Успенского монастыря Александровской слободы и Флорищевой пустыни (№ 23, 17 век). 

В середине XVII века в Александровской слободе был основан Успенский женский монастырь. В 1662 году настоятелем обители стал преподобный Корнилий Александровский. Благодаря его стараниям, монастырь обустроился, число сестер увеличилось, и из казны было назначено содержание. В сентябре 1678 году совершая богомолье, монастырь посетил царь Федор Алексеевич. В том же году в Москве было выделено владение для размещения подворья Успенского монастыря. Здание подворья, примыкающее к трапезной палате Аптекарского приказа восточной стеной, было построено приблизительно в 1680-х годах.
Помимо принадлежности к немногочисленным сохранившимся гражданским постройкам допетровского времени, здание подворья представляет собой типичный образец жилого дома конца XVII века – трехчастные каменные палаты. Со временем фасады дома пострадали, окна были растесаны, второй этаж частично перестроен. В 1978 году реставраторы И.И. Казакевич и В.В. Путятина провели тщательные реставрационные работы, в результате которых был восстановлен первоначальный размер заглубленных окон с арочным завершением на первом этаже. Здание получило характерную высокую четырехскатную кровлю с чердачными выступами. Из декоративных элементов на фасадах были воссозданы междуэтажные тяги и карниз. Палаты вновь приобрели черты постройки XVII века.
Двухэтажный объем расположен торцом к улице, открываясь парадным фасадом во двор. Украшением этого фасада было красное крыльцо (утрачено), поднимавшееся на второй этаж, где и сейчас можно увидеть дверной проем и раскрытые следы примыкания крыльца.
План внутренних помещений был одинаков на всех этажах, в том числе и в глубоком подвале: центральную часть этажа занимали сени с цилиндрическим сводом, справа и слева от них две большие разновеликие палаты с сомкнутыми сводами и распалубками (на втором этаже своды не сохранились). Таким образом, сени делили дом на две части, имевшие различное назначение. Попасть в подвал можно было по наружной лестнице под крыльцом, которая сейчас находится в приямке.
До 1917 года палаты принадлежали подворью, но уже мужского монастыря Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В настоящее время в них находятся офисы.


Двухэтажное небольшое каменное здание, которое было выстроено на территории, с 1678 г. отведённой для подворья Успенского монастыря Александровской слободы. 

Имеет характерную для жилых построек конца 17 в. планировку с двумя большими палатами, разделёнными проходящими по центру сенями. В помещениях первого этажа, так же, как и в глубоком подвале, сохранились сводчатые перекрытия. Со стороны двора парадный вход оформляло красное крыльцо, ныне утраченное. На фасадах восстановлены кирпичные профилированные междуэтажные тяги и карнизы, здание покрывает высокая 4-скатная кровля с выступами чердачных окон.

Построено приблизительно в 1670-е гг.

Один из немногих сохранившихся в Москве памятников гражданского зодчества 17 столетия. 

С 1679 г. в нём размещались подворья Успенского девичьего монастыря, что в Александровской слободе, и Флорищевой пустыни, которые обычно сдавались внаём.

Здесь жил арх. Р. Казаков. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_310.html.

В 1970-е гг. проводилась реставрация подворья архитекторами И. Казакевичем и А. Путятиной. 

В 1978 г. на западном фасаде подворья были восстановлены несколько первоначальных икон.
• Выставочный зал музея архитектуры имени А. Щусева (№ 25, 17 век; бывшая трапезная палата Государева аптекарского двора – Аптекарского приказа – флигель усадьбы А. Талызина). 
Аптекарский приказ – орган медицинского управления в Московском государстве в 16-17 вв. 
Создан в 1581 г. для пополнения царской аптеки лекарствами и контроля за деятельностью иностранных лекарей, приглашённых ко двору Ивана IV Грозного. 
Прекратил своё существование во время Смуты в начале 17 в. 
Восстановлен в 1620 г. в качестве высшего органа по руководству медицинским делом в стране. Ведал аптеками, сбором и разведением лекарственных растений, закупкой их в других странах, определял лекарей в полки, учреждал новые полевые аптеки, проводил аттестацию медиков и аптекарей, проверял их дипломы и выдавал годовое содержание, осуществлял трудовую экспертизу служилых людей и судебно-медицинского освидетельствования, а также выполнял ряд других функций. Аптекарский приказ являлся также книгохранилищем. 
В 1654 г. при Аптекарском приказе была создана первая в России лекарская школа. Существовал Аптекарский приказ на средства казны, доходы от аптек, продажи «лечебных водок». Руководил им боярин, назначавшийся царём. 
В 1716 г. Аптекарский приказ был преобразован в Канцелярию Главной аптеки, а в 1721 г. — в Медицинскую канцелярию. Аптекарский приказ сначала располагался в Кремле, напротив Чудова монастыря (здание не сохранилось), а с 1676 г. — в современном Староваганьковском переулке, 25. 
Сохранившееся здание построено как трапезная палата Аптекарского приказа. 
В конце 18 в. эта палата вошла в комплекс служебных построек усадьбы А. Талызина. 
В 1920-х гг. надстроена. 
От 17 в. сохранилась основа здания — огромная двухстолпная палата со сводчатыми перекрытиями, поставленная на подклет из трёх белокаменных погребов с коробовыми сводами. На торцевом фасаде здания частично восстановлены сочно профилированные колончатые наличники.
Аптекарский приказ – орган медицинского управления в Московском государстве в 16-17 вв. 
Создан в 1581 г. для пополнения царской аптеки лекарствами и контроля за деятельностью иностранных лекарей, приглашённых ко двору Ивана IV Грозного. 
Прекратил своё существование во время Смуты в начале 17 в. 
Восстановлен в 1620 г. в качестве высшего органа по руководству медицинским делом в стране.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была создана первая в России лекарская школа. 
Существовал Аптекарский приказ на средства казны, доходы от аптек, продажи «лечебных водок». Руководил им боярин, назначавшийся царём. 
В 1716 г. Аптекарский приказ был преобразован в Канцелярию Главной аптеки, а в 1721 г. — в Медицинскую канцелярию. Аптекарский приказ сначала располагался в Кремле, напротив Чудова монастыря (здание не сохранилось), а с 1676 г. — в современном Староваганьковском переулке, 25.

Сохранившееся здание построено как трапезная палата Аптекарского приказа. 
В конце 18 в. эта палата вошла в комплекс служебных построек усадьбы А. Талызина.

В 1920-х гг. надстроена. 

От 17 в. сохранилась основа здания — огромная двухстолпная палата со сводчатыми перекрытиями, поставленная на подклет из трёх белокаменных погребов с коробовыми сводами. 

На торцевом фасаде здания частично восстановлены сочно профилированные колончатые наличники. 

В здании расположен выставочный зал Музея архитектуры имени А. Щусева.

Жилые дома:

6 этажей (№ 13/8, начало 20 века, бывший доходный дом Л. Шамшиной).

7 этажей (№ 15, стр. 1, конец 19 — 1-я половина 20 веков, бывший доходный дом). 

Бывший доходный дом. 

Построен в 1877–1878 годах на месте двух флигелей усадьбы московского губернатора В. Левашёва первой половины 18 века. Архитектор К. Гриневский.

Реконструирован в 1901 году, архитектор В. Когновицкий. 

В 1941 году надстроен четырьмя этажами. 

В 1940-х гг. в пристроенных этажах дома жил нарком вооружений Б. Ванников и другие работники наркомата. 

Здесь с 1925 по 1956 гг. проживал один из основоположников советского кино Л. Кулешов.

Дома № 15 и 13 стоят на земле бывшей усадьбы генерал-аншефа В. Левашова, участника многих петровских баталий и московского губернатора в 1740-х гг. Тогда левая часть этого владения - там, где сейчас высится угловой дом с башенкой (№ 13/8, 1909 г., архитектор Ф. Шехтель) – была занята садом, а в правой находились большие палаты. Они, к счастью, сохранились - если войти во двор дома № 15, то прямо перед собой можно увидеть трехэтажное, гладко оштукатуренное здание, принадлежащее, возможно, к началу 18 в. 

Во второй половине 18 в. к нему сделана пристройка справа, а в 1877 г. надстроен третий этаж. 

Эти палаты – ценный памятник гражданской архитектуры - нуждаются в тщательном обследовании и реставрации. 

Высокое, семиэтажное здание по линии переулка (№ 15) было построено в несколько приемов - в Москве немало таких "слоеных пирогов". 

Возможно, что в его правой части есть еще остатки каменных зданий, показанных на плане 1752 г. Они вошли в трехэтажный дом, построенный в 1877 г. (архитектор Н. Поздеев) и позднее надстроенный еще четырьмя этажами. Этот "пирог" хорошо виден со двора. 

В 1850-х гг. здесь жил плодовитый писатель Б. Маркевич – в конце века вышло собрание его сочинений в 11 томах, а сейчас только историк литературы знает о нем. 

В 1920 - 1930-х гг. в доме жил кинорежиссер, теоретик кино, педагог, воспитавший многих известных деятелей кино, Л. Кулешов.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (№ 14).

Выставочный зал музея архитектуры имени А. Щусева (№ 25).

Здания 17 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Библиотека им. Ленина» пешком через улицу Воздвиженка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий