среда, 26 октября 2016 г.

Станционная улица

Расположение:

Улица проходит по районам Марфино (СВАО) и Тимирязевский (САО) от Дмитровского шоссе до Сусоколовского шоссе и бывшей грузовой станции Владыкино окружной железной дороги. 

Проходит вдоль окружной железной дороги и пересекает на своем пути Савеловское направление железной дороги (у пассажирской платформы Окружная).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары — в основном с одной стороны, реже – с 2-х сторон; иногда – полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 2 км. 

Фактически является проездом.

История:

Улица названа в 1925 году, т. к. она проходит у железнодорожных станций Владыкино (окружной дороги) и Окружная (Савеловское направление).

Нежилые объекты:

М метро «Владыкино» (Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 1 марта 1991 года ; названа по одноименному району, в котором она находится; мелкая (глубина — 10 метров); на станции два входа-выхода в город и оба имеют одинаковые наземные павильоны-ротонды; подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; один из выходов ведет на Сигнальный проезд, а другой — на Сусоколовское шоссе и Станционную улицу (недалеко — Ботаническая улица); станция — колонная и колонны отделаны белым мрамором; пол выложен серым гранитом, а путевые стены облицованы гофрированным металлом с темными мраморными вставками, а снизу — розовый мрамор; скамеек на станции мало и находятся они в началах и концах платформы; тема станции — храмы мира (в виде 8 медальонов с изображениями храмов различных религий на путевых стенах, в том числе, местный владыкинский православный храм Рождества Богородицы); на перегоне «Владыкино» — «Отрадное» от главных путей Серпуховско-Тимирязевской линии отходят соединительные ветки в метродепо «Владыкино»; между двумя выходами этой станции проходит окружная железная дорога).


• Железнодорожная пассажирская платформа Окружная МЦК.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474314705/

• Железнодорожный вокзал бывшей грузовой станции Владыкино-Московское (№ 6; 1908 год постройки; раньше включал помещения для пассажиров I и II (совместно) классов, а также зал III класса с отдельным входом; имелся телеграф, багажное отделение и контора начальника станции). 

Станция названа по имени села Владыкино, располагавшегося на берегу реки Лихоборки. Первые упоминания о селе относятся к 1551 году, когда село фигурировало как Вельяминово, принадлежавшее роду Шуйских. В 1620-х годах селом владел князь Дмитрий Пожарский, глава народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. С 1653 года селом владел патриарх Никон. С этого времени село было переименовано во Владыкино. Здесь располагался "становой" двор патриарха. После упразднения патриаршества село постепенно пришло в упадок. Возрождение владения в 1720–1730-х годах связано с деятельностью архиепископа Псковского и Нарвского Феофана Прокоповича (1718–1725), которому Владыкино было отдано по указу Петра I и приговору Синода в 1722 году. После кончины Феофана село было отписано в Казенное ведомство.
К началу XX века в этом районе появилась станция Московской Окружной железной дороги для связи Окружной с Николаевской (ныне Октябрьской) ж/д и обеспечения обмена поездами с обеих сторон: при движении по кольцу – как по часовой стрелке, так и против нее. Поэтому соединительные ветви шли как от станции Лихоборы (№ 2 и 2а), так и от Владыкино (№ 3). Помимо этого станция была нужна для обслуживания дачных владений этой местности и промышленных предприятий, в частности красильно-набивной фабрики Су-Соколова и ткацкой фабрики Моргунова. Рядом с селом возник дачный поселок, где в течение многих лет жила семья актрисы Марии Николаевны Ермоловой. В 1919 году Владыкино вошло в черту Москвы.
Таким образом, от станции Владыкино начиналась соединительная ветвь № 3 к станции Ховрино Николаевской ж/д, а в ходе работ по сооружению второй очереди Окружной ж/д предполагалось связать ее ветвью № 4 с телеграфным постом Петровско-Разумовское Николаевской ж/д, что не было реализовано. Позднее, в конце 1941 года, появилась отдельная соединительная ветвь Владыкино – Бескудниково, построенная для снабжения советских войск, оборонявших Москву в районе города Дмитрова.
Вокзал станции Владыкино включал в себя отдельный малый зал для пассажиров I и II классов, большой центральный зал для пассажиров III класса, контору начальника станции, багажное отделение, телеграф и уборные. До наших дней сохранился ряд станционных построек начала XX века: пассажирское здание вокзала и будка центрального управления стрелками и сигналами. В настоящее время строения являются региональными объектами культурного наследия. Также при проведении натурных исследований была выявлена еще одна, ранее не учтенная в Городском реестре недвижимого культурного наследия постройка станции: товарная контора по адресу: Сигнальный пр., д. 14А – это единственное сохранившееся на кольце здание подобного типа. 


Вокзал включал помещения для пассажиров I и II (совместно) классов, а также зал III класса с отдельным входом. Кроме них имелся телеграф, багажное отделение и контора начальника станции. В наше время вокзал изуродован нелепой крышей, ради сооружения которой были перестроены даже капитальные стены здания. 

Рядом находится жилой дом 4-го типа (Станционная ул., без номера), надстроенный мансардой.

К старому вокзалу относится только левое крыло современной станции. В позднее время вокзал был достроен хозяйственной постройкой с "грибом" на крыше. 

Здание испорчено ремонтами и "улучшениями".

• Офисы (№ 6, стр. 1). 

Бывший жилой дом № 4 на ст. Владыкино Московской окружной железной дороги. 

Был построен одновременно со зданием вокзала. 

Надстроен мансардой.

• Владыкинское кладбище (№ 8; с православным храмом-часовней Архангела Михаила. Северо-восточное викариатство, Троицкое благочиние. Кладбищенский. Приписан к храму Ризоположения в Леонове. История: построен в 1913 (?) г. Духовенство: клирики храма Ризоположения в Леонове, к которому этот храм приписан. Богослужение: сведений нет. Сайта нет).

• Прижелезнодорожные служебные здания на ст. Владыкино (№№ 8б, 10, 11 и др.).

Гаражи, автостоянки и автосервисные организации.

Жилых домов нет.

Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой ряда домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена. Многие здания, находящиеся на этой улице, числятся по соседним улицам.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Владыкино» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.

Фото:

См. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474240551/


Видео:




Состояние на 19.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий