четверг, 20 октября 2016 г.

Леонтьевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому и Тверскому районам (ЦАО) от Большой Никитской улицы до Тверской улицы. 

Недалеко – Бульварное кольцо и метро «Пушкинская», «Чеховская» и «Тверская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Тверской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 750 метров.

История:

В 1618—1874 гг. на пересечении Леонтьевского переулка с Елисеевским переулком и Шведским тупиком находился участок Шведского подворья; построенный на его месте д. 19 — городское училище (1892, архитектор Д. Чичагов, здание надстроено и перестроено в 1952 г.), в 1917 г. здесь помещалась редакция большевистской газеты «Социал-демократ» (мемориальная доска). 

В 18 в. в переулке находились усадьбы стольника А. Головина (дома 5—7), князей Мещерских (д. 4, середина 18 в., перестроен после 1812 г.), капитан-поручика П. Хлопова (д. 6, 17-18 вв., ныне дом-музей К. Станиславского, который жил здесь в 1920—38 гг.), князя П. Горчакова (дома 11 и 13, после 1812 г.). 

Дом 13 принадлежал родителям Н. Мартынова, дуэльного противника М. Лермонтова, который бывал здесь в 1837 г. 

В д. 18 (построен в 18 в.) жил в 1824—25 гг. композитор А. Алябьев; в 1881 г. дом приобрёл граф А. Уваров, а с 1909 г. по инициативе графини П. Уваровой в особняке работала комиссия московского Императорского археологического общества «Старая Москва». 

В 1919 г. здесь размещался Московский комитет РКП(б); в память о погибших 25 сентября 1919 в результате террористического акта в 1922 г. на доме была установлена чёрная гранитная доска с урной (архитектор В. Маят). 

Во второй половине 19 — начале 20 вв. появился ряд доходных домов и общественных зданий, в том числе Кустарный музей, перестроенный из старых палат на средства С. Морозова (д. 7, 1902—03, архитектор С. Соловьёв). 

В д. 21 помещались редакции газеты «Русская мысль» и журнала «Будильник», где сотрудничали Н. Чернышевский, Н. Шелгунов, В. Ключевский, А. Чехов. 

До 1917 г. в переулке находилось несколько антикварных магазинов. 

В 1976 г. построено здание ТАСС (д. 1, архитектор В. Егерев и др.). 

На д. 15 (1964, архитекторы М. Круглов, В. Гуторкин) — мемориальная доска в память о проживавшем здесь Д. Устинове.

Первоначально переулок назывался Шереметевским (по находившемуся здесь дому боярина и оружейничего Шереметева).

Переулок назван в 18 веке по фамилии домовладельца, генерала-аншефа М. Леонтьева.

В 1938-1994 годах — улица Станиславского (в честь одного из основателей Московского Художественного театра, режиссера Константина Станиславского (1863-1938), жившего на этой улице (на ней сейчас находится музей-квартира К. Станиславского)).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 2/26 стр. 2). 
Здесь отсиживался Кропоткин, Наполеон смотрел спектакли, а А. Пушкин выпивал.
В 1725 г. зафиксировано первое упоминание о кавалерийском бригадире (позже генерал-аншеф) М. Леонтьеве как домовладельца в переулке. Переулок тогда носил фамилию стольника В. Шереметева, но спустя некоторое время он именовался Леонтьевским, согласно имени нового домовладельца.

В 1783 г. Иван Наумов, ротмистр лейб-гвардии Конного полка и владелец этого земельного участка, возводит здесь каменный двухэтажный жилой дом. Но через 14 лет новым владельцем становится обер-гофмаршал Григорий Орлов, который в 1804 г. продает всё владение полковнику Ефиму Ренкевичу, отцу декабриста А. Ренкевича.

В нач. 19 в., в 1809 г. очередным владельцем дома становится известный театрал и генерал П. Поздняков. По его инициативе в доме открывается крепостной театр, слава о котором разлетится по всей Москве. 
Через год этот дом привлечет внимание архитектора М. Казакова, он включит объект в свой «Альбом партикулярных строений».

Во время наполеоновской войны в доме в течение трех недель идут спектакли французской труппы. Зрителями театра были различные офицеры, и даже сам Наполеон, который, вероятнее всего, определял репертуар труппы.

После разорения, в 1814 г. театр Позднякова восстановили. Здесь ставятся спектакли в пользу пострадавших от войны с французами. 
В 1822 г. владения переходят князю Н. Юсупову, у которого часто бывал А. Пушкин.

В 1876 г. новым владельцем дома был прапорщик Николай Воейков, который дал распоряжение о настройке третьего этажа.

Будучи новой хозяйкой, баронесса Надежда Корф делает все, чтобы в жилые помещения дома были проведены водопровод и канализация (1883 г.).

В 1897 г. дом снова меняет собственника, им становится почетный гражданин, происходящий из рода армянских купцов, Николай (Киракос) Халатов.
В 1917 г. дом переходит к жилтовариществу, здесь располагались меблированные комнаты и разнонаправленные магазины. 
По возвращению из эмиграции в этом доме получает квартиру П. Кропоткин (теоретик анархизма).

В 1938 г. Леонтьевский пер. меняет имя на ул. Станиславского, где выдающийся режиссер жил до последних своих дней.

В 1989 г. здесь открывается один из первых частных ресторанов Москвы - «Станиславского, 2», владельцы которого мать и дочь: Розалия Кородзиевская и Эмилия Суптель, проживающие в строении 2 с 1974 г.

У 1993 г. ул. Станиславского уступает прежнее название Леонтьевскому пер. 
В этом же году в сентябре месяце между ЗАО «Фирма НИО» и правительством Москвы подписан инвестконтракт (№6-10/р-1, 2 от 13.09.1993), согласно которому ЗАО «Фирма НИО» должна произвести реконструкцию здания; «Фирма НИО» тогда занимала часть стр. 2.

Спустя четыре года, здание входит в состав объединенной охранной зоны № 22 объектов культурного наследия столицы. Однако в июле 2002 г. публикуется постановление правительства Москвы, в котором говорится, что дом, где расположен ресторан «Станиславского, 2», подлежит сносу. Причем, на тот момент, акта госкомиссии об аварийности дома не было. После этого Розалия и Эмилия выкупают помещение ресторана в собственность у правительства Москвы. Но в декабре 2002 г. межведомственная комиссия «задним числом» рекомендует признать дом аварийным.

В 2003 г. инвестор ЗАО «Фирма НИО» впервые за 10 лет предъявляет права на дом, но по контракту он имеет право только после выполнения условий контракта, иными словами, после проведения реконструкционных работ здания, которые по сей день так и не начиналась. Собственно, с этого момента и возникает конфликт.

В это время жители получили уведомление о расселении, на что рассылают письма в различные инстанции с просьбой оставить им квартиры. ЗАО «Фирма НИО» направляет исковые претензии с требованием признать сделку по приобретению в собственность ресторана у правительства Москвы недействительной.
Согласно постановлению правительства Москвы №99-ПП от 24 февраля 2004 г. дом включен в «адресный перечень для проведения инвентаризации и определения технического состояния зданий старой постройки».

В апреле 2004 г. выход распоряжения правительства Москвы, где дом впервые официально указан аварийным. В мае вышло распоряжение о расселении дома. Жильцам предлагают квартиры в спальных районах, вместо обещанных Лужковым в центре.

Согласно закону 9 июня 2004 г. «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе», дом не может быть снесен, т.к. дезавуирует соответствующий пункт постановления правительства Москвы 2 июля 2002 г.

После заявки Кородзиевская и Суптель в Главное управление охраны памятников Москвы, экспертная комиссия приняла решение о присвоении дому статуса вновь выявленного объекта культурного наследия, поэтому на территории запрещены любые капитальные работы.

В марте 2005 г. под давлением инвестора экспертная комиссия в другом составе принимает постановление - исключить дома из списка памятников истории. Однако, позже судебный процесс был остановлен иск ЗАО «Фирма НИО» не удовлетворен.

В феврале 2006 г. согласно постановлению правительства Москвы 14.02.2006 г. – продлить контракт с ЗАО «Фирма НИО» до 30 декабря 2006 г.

Летом 2006 г. всех жильцов в судебном порядке расселяют на окраины Москвы, в доме остается одна обитаемая квартира (№ 28), в которой проживают Эмилия и Розалия. Благодаря ГРЭП-5 в освобожденные помещения сразу заселяют рабочих из стран СНГ. Также весь подъезд расселенного дома занимает офис ЗАО «Фирма НИО».

Примерно год спустя, стойкие женщины Эмилия и Розалия снова заявляют дом на получение охранного статуса, комиссия вновь признает дом выявленным объектом культурного наследия. В октябре 2007 г. правительство Москвы расторгает договор с ЗАО «Фирма НИО», т.к. инвестор не выполняет своих обязательств по реконструкции здания. Объявлен новый конкурс, в ходе которого планируется изменение охранного статуса и прав собственников помещений в доме.
29 декабря 2007 г. в доме происходит пожар, причина которого не установлена. 2 марта 2008 г. в день выборы президента РФ, неизвестные лица вскрыли заглушки батарей отопления над рестораном, чтобы затопить первый этаж, для присвоения дому статуса аварийный.

22 мая 2008 г. в отсутствие хозяев 28-й квартиры судебные приставы 1-го межрайонного отдела УФССП по Москве по ЦАО ломают дверь квартиры, убивают домашних кошек, вытаскивают из квартиры все вещи, устраивают в квартире погром.

В июне 2008 г. – ожидание утвержденного проекта постановления, который позволит расторгнуть контракт с ЗАО «Фирмой НИО»; здание снова выставят на торги, победитель конкурса должен начать разработку проекта реставрации дома. Однако пока процесс согласования не закончиться, а это, как привило, 2-3 года, жилая часть дома будет пустовать, а организации, находящиеся в нежилых помещениях, будут иметь право работать, т.к. вопрос с ними будет решать победитель конкурса.

28 июня 2008 г. авторская передача Андрея Лошака «Теперь здесь офис», рассказывающая о строительстве в центре Москвы и в частности о судьбе дома в Леонтьевском переулке, 2, снята с эфира без объяснения причин.
• Офисы (№ 2а стр. 2).
• Посольство Греции (№ 4; главный дом бывшей городской усадьбы князей Мещерских (Е. Волковой); 18-19 века; хозяйкой дома в 1858 году стала графиня А. Закревская, жена московского генерал-губернатора Арсения Закревского; с 1880-х годов и до 1917 года дом-дворец принадлежал богатым меховщикам Сорокоумовским; в советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но в конце концов отдан под дом работников просвещения; позже здесь находилась редакция «Учительской газеты»).

Главный дом бывшей городской усадьбы князей Мещерских (Е. Волковой), построен в сер. 18 в.; перестроен в 1817—23 гг.

Стоит торцом к переулку – характерная черта постановки жилых зданий в старой Москве – появился здесь в первой половине 18 в., возможно в то время, когда участок принадлежал полковнику князю Г. Мещерскому. 

Внешний вид этого дома, однако, относится уже к ампирным временам, к восстановлению его после пожара 1812 г., после приобретения усадьбы у князя А. Долгорукова в 1817 г. женой капитана лейб-гвардии Семеновского полка Екатериной Волковой.

До кон. 1840-х гг. в этой усадьбе, принадлежавшей Волковым (известны письма одной из представительниц этой семьи о России начала 19 в., опубликованные в журнале «Вестник Европы»), жил артист Малого театра И. Самарин – его отец был крепостным Волковых. 

Напротив барского дома находился, как часто бывало у богатых домовладельцев, хозяйственный участок. По воспоминаниям князя В. Голицына, в самом элегантном центре Москвы был расположен обширный пустырь. На этом пустыре разбит был огород с грядками капусты, моркови, и прочих овощей, и огород этот возделывался многочисленной прислугой домовладельца как для себя, так и для продажи.

Хозяйкой дома в 1858 г. становится графиня А. Закревская, жена московского генерал-губернатора Арсения Закревского, грубого солдафона, призванного Николаем 1 «подтянуть» после предыдущего губернатора «распустившуюся Москву»:

«Князь Щербатов ускакал,
И ракетою конгревскою
На уснувший город пал
Пресловутый граф Закревский».

С 1848 г., в продолжение 2-х лет Закревский, не считаясь ни с какими законами, самоуправно вершил дела в Москве – о его «подвигах» неоднократно с возмущением и сарказмом писал Герцен.

С 1880-х гг. и до 1917 г. дом-дворец принадлежал богатым меховщикам Сорокоумовским. В советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но в конце концов отдан под дом работников просвещения (позже здесь находилась редакция «Учительской газеты»). 

Дом этот привлекает внимание протяженной колоннадой портика, обращенной во двор – она состоит из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, он изящен и представителен. Ограда особняка относится уже к 19 в.

• Офисы (№ 4, стр. 2).
• Офисы (№ 5; конец 19 века). 
Бывшая типография архитектора, художника, орнаментиста А. Мамонтова. Построена в 1872 г., архитектор В. Гартман. 
Одно из немногих дошедших до нас творений архитектора.

Здесь торцом к переулку стояли двухэтажные каменные палаты сподвижника Петра I, стольника Автонома Головина. 
В 1871 г. этот участок приобрел Анатолий Мамонтов, брат известного в истории русского искусства С. Мамонтова. 
Новый владелец основал типографию и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками Серова, Поленова, А. Васнецова, Малютина. Проект здания для типографии Мамонтов заказал одному из ведущих архитекторов того времени, строившему в «русском» стиле, В. Гартману. Про Анатолия Мамонтова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_18.html. Про В. Гартмана см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_30.html.

• Дом-музей режиссера К. Станиславского (№ 6; действует с 1948 года, бывший дом капитан-поручика Измайловского полка П. Хлопова; 17-18 века; с 1921 до 1938 года здесь жил К. Станиславский). «Здесь жил, работал и 7 августа 1938 г. скончался народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский, основатель Московского Художественного театра».
Дом-музей К. Станиславского – историко-архитектурный памятник. 
Особняк начала 19 в., построенный на фундаменте белокаменных палат 17-18 вв., интерьер выполнен в стиле раннего русского ампира. В доме, где разместился дом-музей Константина Станиславского, прошли последние 17 лет жизни этого великого реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста, чье имя по праву стоит в ряду имен великих деятелей мировой культуры. Он здесь жил и работал с 1921 по 1938 гг. 
В 1948 г. в здании был открыт мемориальный музей.
Мемориальная экспозиция включает в себя жилые комнаты Станиславского и его жены – артистки МХАТ М. Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" и другие помещения. Постоянно экспонируется выставка историко-театральных коллекций Станиславского: предметы старины, мебель, книги, сценические костюмы, театральные реликвии, фотоснимки.
Посетителей музея привлекут историко-архитектурные особенности старого здания, а любителей театра - уникальная театральная экспозиция, проводимые здесь выставки и вечера, посвященные искусству Московского Художественного театра.

Бывший дом П. Хлопова. Построен в конце 17 в. (к этому времени относится его первый этаж, убранство этого времени хорошо видно со двора, палаты кон. 17 в.). 
В начале следующего столетия им владел И. Толстой, а в середине капитан-поручик Измайловского полка П. Хлопов, при котором здание, вероятно, получило современные габариты. 
Внутри сохранилась прекрасная темперная (темпера – краска, разведённая на эмульсии из воды и яичного желтка, обладающая значительной стойкостью) роспись потолков, относящаяся к началу 19 в. 
От Хлоповых дом перешёл к одному из представителей семьи Ермоловых – генерал-майору Н. Ермолову, дяде полководца А. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в кон. 18 в.
Но самым известным жильцом этого дома был Константин Станиславский. Ему исполнилось 58 лет, когда он с семьёй переехал сюда в 1921 г. В течение 17 лет он жил и работал в этом доме. На втором этаже за дубовой массивной дверью, заказанной ещё для его дома у Красных ворот, находился кабинет Станиславского. Рядом – белый с колоннами зал, где часто проводились репетиции. Сюда приходили многочисленные ученики и почитатели великого режиссера. С. Лемешев писал об этом доме, что он «стал для нас чем-то вроде храма искусства, и, только ещё переступая его порог, мы уже настраивались на особо торжественную, высокую ноту». Во двор дома в хорошую погоду выносились кресло и огромный зонт – тут можно было видеть Станиславского, занятого рукописями или беседующего с учениками и посетителями. 
В 1948 г. стараниями дочери Станиславского в доме был создан мемориальный музей.
Здесь также жил актёр и театральный педагог И. В. Самарин.
Основу особняка 6 стр. 1 по Леонтьевскому переулку составляют палаты конца XVII в. Со двора хорошо виден их декор, открытый при реставрации 1980-х годов. Отрыт от культурного слоя первый этаж палат. Видна и арка парадного входа. С начала XVIII века до его середины палаты принадлежали графу И.П. Толстому, затем капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. Скорее всего, он и предпринял коренную перестройку палат в начале ХIХ века, при которой они приняли нынешний вид. Протяженный по переулку фасад имеет центральный ризалит с тремя овальными окнами посередине, фланкированный боковыми ризалитами с пилястровыми ионическими портиками. Парадная анфилада комнат получила прекрасную темперную роспись потолков, сохранившуюся до сих пор. От Хлоповых дом перешел к генерал-майору Н. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в конце XVIII века. 

Прославил дом его последний жилец. Сюда был вынужден переехать со своей семьей и мебелью в 1921 году известный режиссер К. Станиславский, выселенный из своего дома на Б.Каретной. Последние 17 лет жизни, до 1938 года, он жил и работал в этом доме. В то время он часто болел, почти никуда не выходил. Но летом в хорошую погоду иногда во двор под деревья выносили ему стол, где он мог работать над рукописями и встречать гостей. Кабинет Станиславского находился на втором этаже за массивной дубовой дверью, заказанной еще для родительского дома у Красных ворот. Рядом – переделанный из бальной залы белоколонный зал с небольшой сценой, где часто проводились репетиции МХАТа и его музыкальной студии, бывали многочисленные ученики и почитатели режиссера. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского Киры в доме был создан мемориальный музей. Экспозиция включает жилые комнаты Станиславского и его жены, артистки МХАТ М. Лилиной, "Онегинский зал", "Синее фойе" и другие помещения. Постоянно экспонируется выставка историко-театральных коллекций Станиславского: предметы старины, мебель, книги, сценические костюмы, театральные реликвии, фотоснимки. 
Реставрационные работы в доме начались в 2011 году.
Процесс реставрации включал в себя ремонт существующих частей конструкций кровли с заменой мауэрлата, реставрацию покрытия кровли и водосточной системы, реконструкцию инженерных сетей. Были воссозданы исторические формы слуховых окон, венчающий карниз, отреставрированы и воссозданы оконные и дверные проемы первого, второго и антресольного этажей. Расчищен от многочисленных покрасок лепной декор, утраты его элементов докомпонованы. В западной части главного фасада выполнялась вычинка кирпичной кладки в местах трещин. Белокаменный цоколь главного фасада был расчищен и укреплен. 
Большое внимание специалисты уделили реставрации деревянной пристройки парадной лестницы. Работы проводились по восстановлению конструкций, входного тамбура, лестничных площадок, маршей и их элементов – ступеней, тетив, балясин и поручней ограждения. Был отреставрирован живописный плафон в объеме парадной лестницы.  
• Музей кустарных промыслов (№ 7; середина 18 – начало 20 веков; в начале 20 века домом владел меценат и любитель русского народного искусства Сергей Морозов, который затем подарил здание Кустарному музею). 

Музей народного искусства открыт в 1885 г. как Торгово-промышленный музей кустарных изделий московского губернского земства; первоначально находился во флигеле особняка В. Лепёшкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка (дом не сохранился). 

В 1890 г. переведён на Большую Никитскую улицу, в дом Миклашевского (ныне кинотеатр Повторного фильма), в 1903 г. переехал в двухэтажное здание в Леонтьевском переулке, купленное С. Морозовым у А. Мамонтова и перестроенное специально для музея по проекту архитектора С. Соловьёва в неорусском стиле; в 1911—13 гг. по проекту архитектора В. Башкирова была осуществлена пристройка двухэтажного, с мезонином, правого крыла для помещения торгового отдела. 

В основе собрания — экспонаты кустарного отдела Торгово-промышленной выставки 1882 г. в Москве, предметы художественных промыслов конца 19 — начала 20 вв. 

С конца 1880-х гг. музей существовал не только на средства губернского земства, но и на личные средства его почётного попечителя Морозова, который осуществлял общее руководство, намечал планы перспективного развития музея. 

К началу 1910-х гг. музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов во всех губерниях России, организовывал школы и учебные мастерские, выставки и ярмарки. 

После Октябрьской революции музей участвовал в восстановлении и развитии таких известных художественных промыслов, как хохломская роспись, ростовская финифть, вышивки Рязани и Калуги, кружевоплетение Вологды; с его участием проходило становление основных центров миниатюрной лаковой живописи по папье-маше в Палехе, Холуе, Мстёре. 

В 1918—20 гг. назывался Кустарным музеем, в 1920—26 гг. Центральный музей ВСНХ, в 1931 г. был создан Научно-экспериментальный кустарный институт, реорганизованный в 1932 г. в институт художественной кустарной промышленности, включающий музей и магазин «Художественные промыслы». 

Ныне в ведении НИИ художественной промышленности. 

Музейный фонд составляет 50 тыс. единиц хранения (традиционная крестьянская резьба и роспись по дереву, металлу, камню, кости, художественный металл, керамика, живопись по папье-маше, народная одежда, вышивка, кружево, набойка; отдельные виды городского и промышленного искусства; наиболее полная в России коллекция современных отечественных художественных промыслов).

(Кустарный музей С. Т. Морозова), левая часть сер. 18 в. — 1902—1903 гг. пристройка по проекту С. Соловьёва; правая часть с «древнерусским» крыльцом — 1911, архитекторы А. Эрихсон, В. Башкиров, при участии М. Дурнова.

В 1902 г. дом  перешел к меценату и любителю русского народного искусства Сергею Морозову.

Левая часть здания, с крыльцом – перестроенные по проекту С. Соловьева старые палаты сер. 18 в. Крыльцо с колонками-бочками. Эти «бочки» архитектор часто использовал в своем творчестве. Четырехскатная крыша крыльца увенчана резным флюгером с изображением игрушки – прославленных богородских «кузнецов», а вестибюль украшен керамическим камином, сделанным по эскизу М. Врубеля.

С. Морозов подарил здание Кустарному музею. Этот музей был основан в Москве в 1885 г. и помещался сначала на Знаменке (№ 8), а потом в здании у Никитских ворот (Б. Никитская, 23). 
Кустарный музей был не только собирателем, хранителем и популяризатором изделий народных промыслов, но и их продавцом.

К основному зданию в 1911 г. было пристроено помещение для магазина по проекту А. Эрихсона и В. Башкирова.

В 1874-84 гг. во дворе дома Мамонтова во флигеле жила известная актриса Малого театра Г. Федотова, которую посетил И. Тургенев в свой приезд в Москву в 1879 г.
На данный момент в одной части здания, куда относится крыльцо, располагается ансамбль березка и от старых палат почти ничего не осталось. Переоборудовано под репетиционные залы без сохранения лепнины каминов и всего что там до них было. Вторая часть здания принадлежит фонду народного творчества. Там музей матрешки и кучка арендаторов. А на данный момент собственники бодаются между собой кому оно всё-таки достанется.

В XVII – XVIII веках местность между Большой Никитской и Тверской улицами была районом аристократии, и здесь, в Леонтьевском (а тогда еще Шереметьевском) переулке, находились двухэтажные каменные палаты сподвижника императора Петра I, стольника Автонома Головина.

В 1871 году старинное здание приобрёл Анатолий Иванович Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. При нём здесь были открыты издательство и типография, где, в частности, печатались детские книжки с иллюстрациями известнейших художников – В. Васнецова, В. Серова, С. Малютина. Здание типографии – современный дом № 5 по Леонтьевскому переулку – было построено по проекту архитектора В. А. Гартмана.

В самом начале ХХ столетия одно большое владение было поделено два, и правая его часть (дом № 7) перешла к известному промышленнику, коллекционеру, Сергею Тимофеевичу Морозову. Морозов был большим ценителем народного промысла, что на столетия предопределило историю этого дома. Именно благодаря ему здание приобрело тот облик, который нам известен сегодня. По проекту архитектора С. У. Соловьева старинные палаты были перестроены на манер древнерусских теремов, и подарены Морозовым Кустарному музею, который был основан в 1885 году и находился в то время на Большой Никитской улице. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин.

В 1911 году по инициативе Сергея Тимофеевича архитекторами А. Э. Эрихсоном и В. Н. Башкировым к зданию был пристроен дополнительный объём с «древнерусским» крыльцом, где был открыт магазин, торговавший изделиями народного промысла.

Интересны архитектурные особенности постройки: вход представляет собой необычное крылечко с колонками-бочонками, а крышу здания венчает флюгер с игрушечным изображением. Визитной карточкой музея является вестибюль, украшенный керамическим камином, выполненный по эскизам М. А. Врубеля.

К началу 1910-х годов Кустарный музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов по всей России, участвовал в организации выставок и ярмарок.

Сегодня в здании Музей народного промысла. Его фонд насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов, здесь представлена крестьянская резьба, роспись по металлу, дереву, камню и кости. Каждый может познакомиться с народной одеждой, расшитой кружевом, изделиями городского и промышленного искусства, коллекцией современных отечественных художественных промыслов и многим другим.
• Офисы (№ 8, стр. 2).
• Представительство ООН в России (№ 9; бывший дом городского головы в 1885-1993 годах Н. Алексеева, конец 19 века).

Дом городского головы Н. Алексеева, построен в 1882-1886 годах, архитектор Д. Чичагов. Про Н. Алексеева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_90.html.

В 2007 г. был проведён капитальный ремонт здания с заменой перекрытий и кровли. 

В настоящее время здесь размещается Представительство ООН в Москве, UNICEF, UNDP, UNEP, UNAIDS, WHO и ряд других международных организаций.

Фасады главного дома здания богато оформлены декоративными элементами. Архитектурное решение хозяйственного флигеля и ограды с воротами соотносится с главным домом в результате применения повторяющихся декоративных деталей на фасадах обоих зданий и частей ограды. 

В марте 2016 года городская усадьба Николая Алексеева включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Николай Александрович Алексеев (1852 — 1893) – предприниматель, общественный деятель, благотворитель. Он был, возможно, самым популярным городским головой Москвы. Человек умный, деловой, он обладал большим организаторским талантом. При нем началось энергичное развитие московского городского хозяйства. Алексеев руководил работами по сооружению нового Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений. Только за счет них, не истратив ни копейки из скудных городских средств, Алексеев сумел построить и оборудовать более десяти больниц.

При нем Москва обстроилась на диво:

«Возник бульваров новый ряд,
Водопровод, пассажи высятся красиво, 
Главу подъяла Дума горделиво 
И залил улицу асфальт» -
писали о нем в то время.

Н. Алексеев был выбран на пост городского головы в 1885 г., а 14 марта 1893 г. убит в своем кабинете.

К. Алексеев (Станиславский), основатель МХТ – его двоюродный брат.

Красивый голубенький особняк с дамами, смотрящими на прохожих с сандриков окон, построен в начале 1880-х годов архитектором Д. Чичаговым для одного из самых известных в роду Алексеевых, Николая Александровича, московского городского головы. Особенно хороши металлические решетки ворот, входа и ограды. Н. Алексеев приходился двоюродным братом Станиславскому, который через 40 лет поселится в доме напротив.
В 30 лет Николай Александрович был уже главой правления Торгового и промышленного товарищества «Владимир Алексеев». Управлял крупными предприятиями в Пушкине, Харькове и Подмосковье. С 1881 Н. Алексеев выбран гласным Московской городской думы. В ноябре 1885, в 33 года, избран городским головой Москвы и был, пожалуй, самым популярным руководителем на этом посту. Он обладал большим организаторским талантом. До него бюджет старой столицы всегда был дефицитным и покрывался из «центра». Благодаря ему Москва получила водопровод и канализацию. Две знаменитейшие водонапорные башни у Крестовской заставы были оплачены Алексеевым лично. По его инициативе все скотобойни были выведены из города и сконцентрированы в Калитниках (нынешний Микояновский мясокомбинат). Завершена постройка Исторического музея и построено здание Городской думы (впоследствии Музей Ленина).
Николай Александрович был попечителем нескольких начальных учебных заведений, при нем было выстроено 30 городских училищ. Именно при Н. Алексееве (1892) П. Третьяков (его родственник) передал в дар городу свою галерею. Он был инициатором и создателем одной из самых известных психиатрических больниц. Деньги собирались по подписке с московских благотворителей. По иронии судьбы, именно душевнобольной застрелил Алексеева 9 марта 1893 в его думском кабинете. Умирая, он завещал 300000 рублей на содержание больницы. Две первые очереди Алексеевской больницы открылись после его гибели — в 1894 и 1896. Алексеев был похоронен в Новоспасском монастыре; в советские времена его могилу, как и все монастырское кладбище, уничтожили.
После смерти Николая Александровича домом продолжала владеть его вдова Александра Владимировна. Она также выделяла средства на благотворительность, входила в попечительские советы московских школ и больниц. Всего супруги Алексеевы передали на благотворительность свыше двух миллионов рублей. После ее смерти особняк купил Иван Миндовский, а потом Шамси Асадуллаев и его наследники.
• Офисы (№ 10, стр. 1; конец 19 века; с 1922 по 1941 годы в здании находилось посольство Германии, с 1949 по 1984 годы – ГДР, затем – Кубы). 

Бывшая усадьба Каратаевых-Морозовых с особняком И. Морозова.

Усадьба Каратаевых-Морозовых с особняком И. Морозова построена в 1896 г., архитекторы А. Каминский и А. Эрихсон; в 1905 г. выполнены интерьеры по рисункам архитектора Ф. Шехтеля. 

В доме в 1922-41 гг. помещалось германское посольство. 

Впоследствии здесь было Совинформбюро, где составлялись сводки боев и побед в Великой Отечественной войне. 

В 1949-84 гг. в доме работало посольство Германской Демократической Республики, а потом он был занят посольскими учреждениями Кубы и офисом АФК «Система». 

Некоторое время назад в здании располагался Центральный офис «Интуриста».

Небольшая усадьба в стиле эклектики в середине Леонтьевского переулка – особняк директора правления Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями».
Он стоит на большом участке, который ранее занимала усадьба генерал-аншефа М. Леонтьева, по фамилии которого и был назван переулок. На одной части владения архитектор А. Каминский в 1884 году выстроил в стиле эклектики красивый особнячок для купчихи Каратаевой. В начале 1890-х годов дом купил Викула Елисеевич Морозов для своих сыновей Ивана и Елисея. В 1895 году Иван Викулович женился на Варваре Вороновой, артистке балета Большого театра, одной из самых красивых женщин Москвы.
Обновлять и приспосабливать интерьеры для новой семейной жизни пригласили молодого, но уже знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Он оставил внешний эклектичный декор особняка, сделанный Каминским. Акцентом центральной композиции фасада является маскарон бородатого античного божества, степенного старца, которого за усы тянут игривые путти. От Каминского в особняке еще осталась парадная лестница. Шехтель отделал заново все парадные помещения в разных архитектурных стилях, как тогда было принято: деревянная столовая, классический большой белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная. Кабинет хозяина украшали картины Шишкина и множество бронзовых лошадей. Иван Морозов улекался бегами и держал хорошую конюшню. Справа Шехтель сделал небольшую приватную зону – садик для гуляния детей в саду. Сзади особняка была сделана пристройка. В 1905 году архитектор А. Эрихсон заново отделал лестницу особняка в стиле модерн.
После революции больше 20 лет тут было посольство Германии. Во время Великой Отечественной войны – Совинформбюро. Отсюда предавались сводки боев и побед. После войны сюда въехало посольство ГДР. В перестроечные годы тут было посольство Кубы и банк. Потом – ВАО «Интурист» и магазин путешествий.
Дом не утратил своих чудесных интерьеров, созданных тремя великими архитекторами: А. Каминским, Ф. Шехтелем и А. Эрихсоном.


• Офисы (№ 10, стр. 2). 2 этажа.
• Посольство Азербайджана (№ 16; бывший доходный дом и антикварный магазин «Луксор»). нач. 19 в.; 1874 г. — надстройка; 1905 г. — перестройка, изменение фасада в стиле «модерн».

Рядом со зданием посольства Украины располагается еще одно посольство – Азербайджана. Оно находится в доме №16, являющемуся ценным градоформирующим объектом.
Сам дом образовался не сразу, а по частям: левая существовала уже в 1806 году – прежде двухэтажный каменный дом майора А.И. Челищева, правая – появилась в 1874-м, усердиями вдовы профессора Московского университета И. И. Давыдовой. А в 1905 году обе части перестроили для устройства меблированных комнат «Малый Париж». Так в переулке появился трехэтажный дом с декором, сохранившимся и поныне. 
М.В. Нащокина, один из крупнейших в России специалистов в области истории архитектуры рубежа XIX-XX веков, пишет о доме: «Очень своеобразное, благодаря декору, здание в стиле модерн. Обильная лепнина делает пластически лапидарный объем полным жизни: плетутся стебли репейников, развеваются змееподобные волосы женских масок, недовольно, с гримасой презрения поглядывают на прохожих мужские маски под карнизом в обрамлении плодов и листьев винограда. Красивы металлические решетки трех плоских балконов третьего этажа, также исполненные в стилистике декоративного модерна».
В левой части (более старой) рядом с проходом во двор одно время размещалась Лавка писателей - дверь ее позже была превращена в узкое окно. Возникла она в 1918 году (вскоре после ликвидации частных периодических изданий) как книготорговое предприятие на паях, которое должно было со временем преобразоваться в кооперативное издательство. В лавке торговали книгами писатели М. А. Осоргин, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич. Ариадна Эфрон вспоминала, что «помимо печатного слова в Лавке можно было приобрести и рукописное: автографы писателей и поэтов - самодельные книжки из разномастной - от веленевой до оберточной - бумаги, иногда иллюстрированные и переплетенные авторами; за время существования Лавки там было продано около двух сотен таких выпусков, в том числе и несколько Марининых (Цветаевой), ничем не разукрашенных выпусков, крепко сшитых вощеной ниткой и аккуратно заполненных красными чернилами». Писательская лавка в этом доме когда-то внушала уверенность в том, что «не за горами та пора, когда слабые огоньки ликбезов разгорятся в могучее пламя всеобщей грамотности». В 1921 году Лавка из помещения бывшей библиотеки, которое она занимала в доме № 16, переехала на Большую Никитскую (в дом №24), а освободившееся строение заняло общежитие Коминтерна.
– Гостевой дом посольства Азербайджана (№ 16, стр. 2). 5 этажей. Построен в 1970 году.
• Посольство Украины (№ 18/17; бывший дом И. Заборовой (графа А. Уварова) — середина 18 — 19 века; в 1824 году в доме жил композитор А. Алябьев). Архитекторы: К. Быковский, С. Соловьёв. 

Дом был построен в 18 столетии и в 1793 году принадлежал жене московского купца – Ирине Заборовой. 

В 1824 году она сдала дом внаем подполковнику в отставке Александру Алябьеву. Он к тому времени был уже известным композитором (М. Муравьев-Апостол в 1823 году называет Алябьева одним из лучших московских музыкантов и композиторов). Именно в доме Заборовой Алябьев написал несколько популярных опер-водевилей, музыку по случаю открытия Большого театра. Сюда же, на вечера в Леонтьевском, приходили князь Владимир Одоевский, Вильгельм Кюхельбекер, Денис Давыдов, друг Алябьева Александр Грибоедов.

Роковое событие случилось в доме Заборовой 24 февраля 1825 года. Именно в этот день в гости к Алябьеву заехал его приятель Тимофей Времев, прибывший из воронежского имения по своим делам. Гости Алябьева (Давыдов, Времев, Шатилов и Глебов) сели поиграть. Сначала Времеву везло, но потом удача ему изменила. Он проиграл весьма большую сумму, после чего вдруг обвинил своих противников в шулерстве. Алябьев (кстати, не игравший) обвинений не стерпел и дал наглому гостю несколько пощёчин. Времев вместо того, чтобы вызвать на дуэль обидчика, ушел, а наутро уехал из Москвы. Потом, поразмыслив, Времев вернулся, завершил свои дела и уж после этого отправился домой. Однако в деревне Чертаново (теперь район современной станции метро «Чертановская») его хватил инфаркт, а следующим утром незадачливый игрок отдал концы.

Врачи констатировали смерть от апоплексического удара, но на сцену вышел обер-полицмейстер Ровинский, по отзывам современников, человек крайне глупый и весьма обидчивый, которого Алябьев не раз поддразнивал. Ровинский рьяно взялся за расследование, добился эксгумации трупа для повторного освидетельствования, после чего подверг Алябьева домашнему аресту и обвинил его в убийстве Времева. Вскоре Алябьев попал в тюремную камеру, где он и написал своего знаменитого «Соловья». В 1827 году был вынесен приговор: Алябьев был лишён знаков отличия, чинов и дворянства и сослан в Сибирь.

В 1834 году Заборовы продали дом княжне Вяземской, затем он перешел к Римскому-Корсакову, и в 1842 году дом опять меняет владельца. Им стал князь Алексей Трубецкой, а после его кончины – жена Надежда Трубецкая. Она же, в свою очередь, передала дом племяннице Прасковье Уваровой, урожденной Щербатовой. Так в 1881 году хозяином дома становится историк и археолог граф Алексей Уваров, муж Прасковьи, в которую когда-то был влюблён Лев Толстой.

После революции Прасковья Уварова уезжает из России и поселяется в Югославии. А в особняк переезжает из дома напротив Московский комитет РКП(б). 25 сентября 1919 года здесь проходит заседание комитета, куда приглашены многие московские агитаторы, пропагандисты и лекторы, всего порядка двухсот человек. Первым вопросом повестки заседания было сообщение о раскрытии белогвардейского заговора, вторым – организация партийных школ. К нему перейти не успели, в окно дома была брошена бомба. Погибли 12 человек. 

Путеводитель по Москве 1937 года пишет об этом сухо: «Во время взрыва погибли секретарь МК партии В. Загорский и ряд работников. У места взрыва поставлен памятник: на пьедестале – могильная урна, с которой спадает траурное покрывало». Газета «Правда» приводит более яркое описание: «Жуткую картину разрушения представляет собою этот дом после взрыва. Фасадная часть, выходящая в Леонтьевский переулок, сравнительно мало пострадала, хотя и здесь выбиты все стёкла. В полу большого зала зияет пробитая бомбой громадная брешь аршина 4 в ширину. В саду валяются громадные куски железа».

Реставрацию дома после взрыва анархистов осуществил в 1922 г. архитектор В. Маят.

В 1924 году в особняке расположился интернациональный коммунистический клуб политэмигрантов, затем – Центральный дом художественной самодеятельности профсоюзов. А с 1944 года в доме в Леонтьевском поселяется Украинское постпредство, ныне посольство.
– Памятник погибшим при взрыве здания МК РКП(б) 25 сентября 1919 г.
Памятник представляет собой урну с траурным покрывалом на высоком постаменте.
Архитектор: В. М. Маят
Материалы: гранит, металл
Год установки: 1922
25 сентября 1919 г. в доме по Леонтьевскому переулку проходило заседание московского комитета РКП(б). Террористический акт совершила группа анархистов, в результате взрыва брошенной террористом Соболевым бомбы погибли 12 человек, еще 55 получили ранения. Памятник представляет собой урну с траурным покрывалом на высоком постаменте. В правой части постамента закреплена плита со списком погибших большевиков.

• Гимназия № 1520 (школа) им. Капцовых (№ 19/2, стр. 1; бывшее здание городского училища конца 19 века; затем – престижная советская школа). 4 этажа. «Здесь в марте - июле 1917 г. помещались Московский комитет РСДРП(б) и редакция большевистской газеты «Социал-демократ»».
В 1892 г. заложено здание городского училища (проект Д. Чичагова). 
Оно называлось капцовским (по фамилии купца А. Капцова, пожертвовавшего 190 тыс. руб. в память своего отца на его постройку) и совсем не походило на современное здание школы — было причудливым, с огромными декоративными, несколько утрированными фронтонами и двухцветной раскраской. Автор его, памятуя о месте постройки (здесь было Шведское подворье), старался придерживаться образцов скандинавской архитектуры времени ее расцвета, так называемого «стиля Христина IV», ярко воплотившегося в архитектуре датского замка Розенборг и в особенности торговой биржи в Копенгагене с характерной раскраской в два цвета — кирпича и белого камня — и с несколькими высокими фигурными фронтонами.

В 1952 г. бывшее училище увеличилось на два этажа и приобрело новый фасад. 
Позади него сохранилось здание женского училища имени К. Капцовой архитектора М. Геппенера (1897 г.) в характерной для него обработке фасада кирпичом белого и красного цветов.
В советское время — спецшкола № 31. 

Удивительно красивое здание в скандинавском стиле было построено в Леонтьевском переулке на углу со Шведским тупиком в 1893 году архитектором Д.Н. Чичаговым. Название этого переулка происходит от Шведского подворья, которое располагалось здесь (с перерывами на время войн) в 1618–1874 годах. В 1874 году земля подворья была обменена на землю, принадлежавшую Российскому государству в Стокгольме, где находились «магазины, дарованные Королевским правительством, на основании древних трактатов, под склады товаров, приезжавших в Швецию русских торговцев». 



В 1892 году купец Александр Сергеевич Капцов пожертвовал городу 190 тыс. рублей на устройство городского начального училища имени его отца Сергея Александровича Капцова на 200 мальчиков. На эти деньги городом было построено здание гимназии. Архитектор выбрал для него стиль скандинавской архитектуры времени ее расцвета, так называемого «стиля Христина IV», ярко воплотившегося в архитектуре датского замка Розенборг и в особенности торговой биржи в Копенгагене с характерной раскраской в два цвета — кирпича и белого камня — и с несколькими высокими фигурными фронтонами. 



После смерти матери Александра Сергеевича Капцова Ксении Васильевны в 1896 году архитектором Геппенером со стороны Большого Гнездниковского переулка пристроено помещение для женского отделения гимназии ее имени на 300 девочек. 



Купеческая семья Капцовых с середины XIX века владела большим оптовым магазином шелковых товаров в Большом Ветошном ряду Китай-города. Жили Капцовы в особняке на улице Воронцово поле, близ Яузского бульвара, построенном в 1888 году архитектором Д.Н. Чичаговым. С самого основания гимназии Капцовы были главными ее попечителями и до ноября 1917 года финансировали ее и руководили ее деятельностью.  В 1897 году от болезни скоропостижно умер Александр Сергеевич Капцов и все коммерческие дела взяла в свои руки его супруга Анна Михайловна Капцова, урожденная Залогина. Сама она владела шелкоткацкой фабрикой во Фрязино. В начале XX века она создала Товарищество «Анна Капцова с сыновьями», которое успешно просуществовало до революции. Сын Анны Михайловны Михаил был первым в России диллером автомобильного завода «Опель». Во флигеле своего дома на Воронцовом поле он открыл (впервые в Москве) таксопарк.


После революции 1917 года гимназия им. А.С. и К.В. Капцовых была преобразована в общеобразовательную школу № 31. По сути тут находилось две школы: № 131 в помещении мужской гимназии со входом с Леонтьевского переулка  и № 119 в помещении женской гимназии со входом со Шведского тупика. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1942 год 131-я школа была эвакуирована в деревню Набережная Рязанской области. В помещениях же 119-й школы был устроен госпиталь и разведшкола СМЕРШа.  С 1943 года по 1950-е годы школа № 131 была женской. Ее закончили Людмила Целиковская и Юлия Друнина.
После войны школа № 31 считалась одной из лучших спецшкол с углубленным изучением английского языка. В 1952 году школьное здание надстроили, убрали очень красивые высокие фигурные фронтоны, пристроили еще два этажа и новый фасад. Внутреннюю же организацию помещений классов и рекреаций оставили прежней, так как она была удобна и прекрасно продумана.
В 1993 году школе вернули название Гимназия № 1520 имени Капцовых.
• Бывшая городская усадьба Ф.  Зандена — К. Розенова — А. Оттен (№ 20, 19 — начало 20 веков). 
Жилой дом – административное здание посольства Украины, 1816 г., 1866 г., 1900 г., арх. П. Харько, 1914 г., 1990-е гг. Двухэтажное кирпичное здание.
• Бывший доходный дом Н. Лутковского (№ 21). Построен в 1905-06 гг., архитектор И. Машков.

В доме помещались редакции двух журналов: в 1880-90-х гг. – «Русской мысли», где печатались Н. Чернышевский, Н. Шелтунов, В. Ключевский, и в кон. 1870-х - нач. 1880-х гг. – юмористического «Будильника», в котором начинал А. Чехов. Он печатался там часто: в журнале были опубликованы восемнадцать его рассказов, но получал он за них ничтожные гонорары. «Бывало, я хаживал в „Будильник" за трехрублевый раз по десяти», - вспоминал он в письме к Н. Лейкину.
Здесь в 1882 г. случилось необыкновенное событие – первая трансляция из Большого театра, которая происходила в 1882 г. Газета «Московский листок» сообщала, что общество спасения на водах решило улучшить свое шаткое финансовое положение тем, что установило несколько платных телефонных наушников на квартире одного из своих членов в Леонтьевском переулке, а в Большом театре – два микрофона: «Открывая станцию в Москве, подобно тому, как это сделано в Париже и Петербурге, Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов, слышать на расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как на месте их происхождения». Плата за прослушивание была установлена рубль за 10 мин. Первой транслировалась опера Верди «Риголетто», потом «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Демон», «Жизнь за царя». Новинка имела успех, скопление экипажей слушателей было таким большим, что полиции пришлось устанавливать порядок в переулке. Всего тогда сделали 12 трансляций, но в дальнейшем они уже не повторялись – качество все-таки было далеко от идеала.

В доме была квартира артиста Художественного театра А. Вишневского, товарища Чехова по таганрогской гимназии, а в 1920-30-х гг. жил драматург Б. Ромашов. С 1892 до 1908 гг. в доме жила артистка Г. Федотова.

Ранее, в 1885-88 гг., она снимала квартиру рядом – в доме № 25, построенном после пожара 1812 г. 
Здесь же в 1856 г. жил декабрист И. Горсткин, а в 1870-х гг. – архитектор, исследователь московской старины А. Мартынов. 
В 1923 г. это адрес писателя Бориса Пильняка. 
В послеопожарное время был построен и соседний дом (№ 23), принадлежавший причту соседней Никольской «в Гнездниках» церкви.
• Офисы (№ 21/1, стр. 2). 3 этажа.
• Офисы (№ 22). Построено в 1972-1973 гг.
Бывшая столовая Моссовета. 
• Центральный совет Всероссийского общества автомобилистов (№ 23). 2 этажа.
• Департамент экономической политики и развития города Москвы (№ 24, стр. 1). 
Доходный дом 24 по Леонтьевскому переулку был построен в 1899 году по проекту архитектора А.А. Мейнгарда в стиле эклектика. Это был один из двух жилых домов, построенных архитектором, специализировавшимся на казенных и общественных зданиях.
Во второй половине XIX века дом принадлежал поручику П.П. Никитину, затем перешел к Р.П. Саблину – инженеру-путейцу, который в 1888 1889 годах служил начальником ремонта путей и здания Рязанско-Козловской железной дороги.
В 1901 году в доме Саблина поселяется артист Императорских театров Ф.И. Шаляпин. Известный певец прожил здесь до 1904 года. В 1902 году владелец дома сменился. Им стал московский купец А.И. Катык, основатель крупнейшей в мире гильзовой фабрики. С новым владельцем Шаляпин подписывает новый подробный договор 28 мая 1902 года. По договору Шаляпин «обязуется не держать на дворе домашнюю птицу <…> иметь наблюдение, чтобы служащие его кололи дрова в указанном месте, а не в комнатах, кухне и на лестницах». Одновременно с Шаляпиным в 1901 1902 годах в доме живет композитор С.В. Рахманинов.
Дом Катык – последний московский адрес А.П. Чехова. В мае 1904 года умирающий писатель проведет здесь несколько недель. «Милая Маша», – пишет он сестре, – «Я всё еще в постели, ни разу не одевался, не выходил, и все в том же положении, в каком был, когда ты уезжала». Тем не менее, он продолжает заниматься делами, задумывает новую пьесу. Сюда к нему приходят друзья: В. Гиляровский, В. Гольцев, Н. Телешов. Последний вспоминал: «На диване, обложенный подушками, не то в пальто, не то в халате, с пледом на ногах, сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович». Отсюда 2 июня писатель уезжает в Германию, откуда уже не вернется живым.
А.И. Катык владел домом недолго, он перешел к Л.Г. Пыльцовой, которая была хозяйкой до 1917 года. В советское время дом оставался жилым.

Бывший доходный дом А. Катык, построен в 1899 г., архитектор Н. Мейнгард. 

Здесь жили А. Чехов, Ф. Шаляпин, С. Рахманинов. 4 этажа.

• Бизнес-центр «Леонтьевский 25». 
Находившийся здесь дом являлся образцом послепожарной застройки Москвы начала 19 в. Здесь жили: друг А. Пушкина декабрист И. Горсткин, известный архитектор и археолог А. Мартынов, актриса Малого театра Г. Федотова, писатель Б. Пильняк. 
В 2005 г. по распоряжению мэра Москвы Ю. Лужкова здание было снесено под строительство «многоэтажного офисного центра. 
Фасад восстановлен в 2008 г. Новодел под старину.
• Офисы (№ 26). 3 этажа.

Дом был внесён архитектором М. Казаковым в Альбом лучших гражданских зданий Москвы. 

В оккупацию 1812 г. в здании размещался французский театр, в котором неоднократно бывал на концертах Наполеон I. 
Последний на четной стороне Леонтьевского переулка дом № 26 — остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII – начала XIX в. Главный дом усадьбы выходил на Тверскую улицу, а в переулке находились служебные строения. Одно из них — двухэтажное здание, показанное на плане 1802 г. — представляет собой основу существующего дома.
В конце XIX в. в 1876 г. дом перестраивает архитектор Н. Тальман. Дом получил эклектичный декор и стал единым комплексом, оформлявшим квартал, в итоге получилась буква П — главная часть по Тверской, два основания по двум переулкам (Леонтьевскому и Вознесенскому). С 1880-х гг. он принадлежал известному банкиру Лазарю Соломоновичу Полякову. Вплоть до революции здесь располагались знаменитые мебилированные комнаты «Лувр» и «Мадрид». В части дома, что выходила на Тверскую, располагался более шикарный «Лувр» со входом на углу рядом с домом генерал-губернатора, а в переулок выходил более простой «Мадрид». Именно эта часть «Мадрида» и сохранилась в Леонтьевском переулке после того как в 1940-х гг. при расширении Тверской улицы отрезали «Лувр». До нашего времени осталась домонограмма «М» (в аттике над входом, которые поддерживают две кариатиды).
Дом имел коридорную систему со сложными переходами, и из «Лувра» можно было не выходя на улицу попасть в «Мадрид» и наоборот. Эти меблированные комнаты обожали артисты и деятели театра. В Лувре, который был пошикарнее, останавливались многие приезжие знаменитости, жили подолгу артисты-солисты московских театров, а в «Мадриде» — переписчики пьес и артисты помельче. Номера хорошо описала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. Она жила в «Мадриде» много лет, после того как переехала в Москву, играла у Корша и писала пьесы для театров, в том числе для Малого, где имела успех. В это время в «Лувре» жила знаменитая Лидия Яворская. Там они познакомились и там завязалась их дружба на всю жизнь. Лидия Борисовна Яворская происходила из Киева. В 18 лет она уехала в Петербург учиться актерскому мастерству, потом училась в Париже. В 1893 г. дебютировала в Ревеле и очень скоро покорила Москву ролью Маргариты Готье в «Даме с камелиями» в театре Корша. Первый ее успех в Москве критики связывали не столько с игрой, сколько с экстравагантной манерой поведения — и на сцене, и вне, — не совпадающей с общими представлениями о русской актрисе: скромной, сдержанной, даже застенчивой. Напротив, она эпатировала публику нарядами, позволяющими ей демонстрировать прелести своего тела, некоторой развязностью, хрипловатым голосом, отсутствием «мелодии жестов». Здесь в гостинице у Яворской и Щепкиной-Куперник часто бывал, друживший с обеими, А.П. Чехов, а также Лика Мизинова, певица Варвара Эберле, редактор журнала «Русская мысль» Гольцев, беллетрист Потапенко.

В 1990-е гг. оставшийся «Мадрид» был полностью реконструирован под помещения для Правительства Москвы. 
Остался лишь фасад знаменитой гостиницы. Кстати именно в ней происходит действие романа Б. Акунина «Весь мир театр».

Жилые дома:

6 этажей (№ 2а; 2005 год постройки). Кирпичный.
На этом месте до 2003 г. находился хозяйственный флигель усадьбы князей Мещерских. 
С 1858 г. зданием владела графиня А. Закревская, жена московского генерал-губернатора А. Закревского. 
В доме в 1887-92 гг. жил известный артист и драматург А. Южин.

Здесь же жила вдова московского нотариуса П. Перевощикова вместе с молодой дочерью Марией, которая под псевдонимом Лилина стала известной актрисой Художественного театра. Она выступала в спектакле «Коварство и любовь» в роли Луизы, а Фердинанда играл Станиславский. «Оказывается, – вспоминал Станиславский, – мы были влюблены друг в друга и не знали этого. Но нам сказали об этом из публики. Мы слишком естественно целовались, и наш секрет открылся со сцены». В этом доме Константин Станиславский сделал ей предложение.
Сейчас дом продается.
5 этажей (№ 2/26, стр. 1). На 1-м этаже – универсам «Покупай», ковры и пр.  
Бывшая городская усадьба П. Позднякова – Юсуповых, называемая дом Позднякова, 18 — начало 20 веков; здесь с 1810 по 1817 год существовал один из самых известных театров Москвы – театр Позднякова; в 1822 году усадьбу вновь перестроил новый хозяин – Николай Юсупов; здесь он также устроил театр; здесь Юсупова по просьбе П. Вяземского навещал А. Пушкин; позже владение неоднократно переходило из рук в руки; какое-то время здесь находился часовой магазин Павла Буре, а также известный в начале 20 века магазин «Старинные монеты и вещи». 
Дом был изначально двухэтажным, построенным в 18 веке неизвестным архитектором.

Его настоящая история начинается в начале 19 века, когда усадьбу приобретает обер-гофмаршал Григорий Орлов, «камергер и кавалер». Несколько позже усадьбу приобретает Петр Поздняков, любитель театра. 
Здесь с 1810 под 1817 года существовал один из самых известных театров Москвы – театр Позднякова. 
Поздняков перестраивает здание, внесённое в «Альбом партикулярных (частных) строений» Казакова. Появляется новый корпус, в котором и был устроен театральный зал. Режиссёром в театре Позднякова становится Сила Сандунов, бывший комический актер придворного театра в Санкт-Петербурге. Кстати, именно он построил всем известные Сандуновские бани. Жена Петра Позднякова занималась наставлением молодых крепостных актрис. Слава о театре прошла по всей Москве, и даже вышла за её пределы так, что на спектаклях не было отбоя от зрителей! Многие приходили посмотреть на хозяина театра, который любил наряжаться в причудливые одежды и фланировать по своему театру. Даже Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» описал театр Позднякова.

Здание не пострадало от пожара и французы театральную труппу князя Гагарина разместили в нем. 25 сентября 1812 года на сцене поздняковского театра французская труппа Бюрсей представила свой первый спектакль. Император Наполеон посетил театр один раз, о чем есть свидетельство певицы, которую попросили повторить арию для него. Всего здесь было дано 11 французских спектаклей. Несмотря на это, здание было разорено. Поздняков восстановил домашний театр и начал давать благотворительные спектакли.

В 1822 году усадьбу вновь перестраивает новый хозяин – Николай Юсупов. Здесь он также устраивает театр, но уже не такой популярный, как при Петре Позднякове. Здесь Юсупова по просьбе П. Вяземского навещал А. Пушкин.

Позже владение неоднократно переходило из рук в руки. Какое-то время здесь находился часовой магазин Павла Буре, а также известный в начале XX века магазин «Старинные монеты и вещи».

После 1917 года дом в очередной раз надстраивается до пяти этажей, но часть здания по переулку осталась трехэтажной.
Сейчас здесь располагается несколько магазинов и контор. Но если вы зайдете в магазин «Ковры» со стороны Большой Никитской улицы, то окажитесь именно в театральном зале Позднякова. До сих пор здесь можно представить те прекрасные представления, которые украшали театральную Москву пару веков назад.
Художественный фонд "Новая галерея". "Новая Галерея" основана в 1989 году в Москве. Специализируется на советском искусстве соцреализма 1920-1950-х годов. Существует по принципу закрытой галереи, где идет формирование и подготовка коллекций для дальнейших выставок, аукционов, а также оформления офисов и жилых интерьеров.
Галерея располагает одной из самых значительных в России частных коллекций плаката (около 1300 единиц хранения) с конца 19 до 1960-х годов. Плакаты из собрания Художественного фонда выставлялись как в России, так и за рубежом. В коллекции представлена большая коллекция русского и советского фарфора и фаянса.
По будням с 9.00 до 12.00. Внимание: только по предварительной договоренности. Без оплаты для специалистов.

Большая Никитская улица, безусловно, одна из самых аристократичных улиц Москвы. Название ей было дано по Никитскому женскому монастырю, основанному в конце XVI века и располагавшемуся на месте нынешнего сквера и подстанции метрополитена на углу улицы с Большим Кисловским переулком.
Неподалеку от площади Никитских ворот на углу с Леонтьевским переулком находится 5-этажный дом , лично переживший несколько драматических страниц российской истории. Это городская усадьба П. А. Позднякова — Юсуповых, называемая дом Позднякова. Дом был изначально двухэтажным, построенным в XVIII веке неизвестным архитектором.
Его настоящая история начинается в начале XIX века, когда усадьбу приобретает обер-гофмаршал Григорий Никитич Орлов, «камергер и кавалер». Несколько позже усадьбу приобретает Петр Адрианович Поздняков, страстный любитель театра. Здесь с 1810 под 1817 года существовал один из самых известных театров Москвы – театр Позднякова. Поздняков перестраивает здание, внесённое в «Альбом партикулярных (частных) строений» Казакова. Появляется новый корпус, в котором и был устроен театральный зал. Режиссёром в театре Позднякова становится Сила Сандунов, бывший комический актер придворного театра в Санкт-Петербурге. Кстати, именно он построил всем известные Сандуновские бани. Жена Петра Позднякова занималась наставлением молодых крепостных актрис. Слава о театре прошла по всей Москве, и даже вышла за её пределы так, что на спектаклях не было отбоя от зрителей! Многие приходили посмотреть на хозяина театра, который любил наряжаться в причудливые одежды и фланировать по своему театру. Даже Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» описал театр Позднякова.
Здание  не пострадало от пожара и французы театральную труппу князя Гагарина. разместили в нем. 25 сентября 1812 года на сцене поздняковского театра французская труппа Бюрсей представила свой первый спектакль. Император Наполеон посетил театр один раз, о чем есть свидетельство певицы, которую попросили повторить арию для него. Всего здесь было дано 11 французских спектаклей. Несмотря на это, здание было разорено. Поздняков восстановил домашний театр и начал давать благотворительные спектакли.
В 1822 году усадьбу вновь перестраивает новый хозяин – Николай Борисович Юсупов. Здесь он также устраивает театр, но уже не такой популярный, как при Петре Позднякове. Здесь Юсупова по просьбе П. А. Вяземского навещал А. С. Пушкин.
Позже владение неоднократно переходило из рук в руки. Какое-то время здесь находился часовой магазин Павла Буре, а также известный в начале XX века магазин «Старинные монеты и вещи».
После 1917 года дом в очередной раз надстраивается до пяти этажей, но часть здания по переулку осталась трехэтажной. Сейчас здесь располагается несколько магазинов и контор. Но если вы зайдете в магазин «Ковры» со стороны Большой Никитской улицы, то окажитесь именно в театральном зале Позднякова. До сих пор здесь можно представить те прекрасные представления, которые украшали театральную Москву пару веков назад.
5 этажей (№ 6, стр. 2; 1958 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 8, стр. 1; конец 19 века). Построен в 1896 г., архитектор А. Каминский; в 1912 г. надстроен тремя этажами. Бывший доходный дом.

3-5 этажей (№ 11, 2006 год постройки). Кирпичный.

На этом месте находились владения предка Л. Толстого князя П. Горчакова. 

На первом этаже размещался популярный антикварный магазин А. Ерыкалова. 

Дом № 11 снесён в 2003 г. для строительства элитного жилого дома. 

Находившийся на этом месте дом № 13 принадлежал родителям Н. Мартынова, друга и будущего убийцы М. Лермонтова. 

До ссоры Лермонтов часто бывал в этом доме. 

В середине 19 в. здесь жили декабрист З. Чернышёв, знаменитый инженер, спроектировавший московский водопровод, А. Дельвиг, скрипач и педагог И. Гржимали, оперная певица Е. Лавровская.

2 этажа (№ 12; конец 19 века, бывший доходный дом). 

С уникальным лепным декором в «русском» стиле, имитирующим резьбу по дереву; перестройка — 1896 г., архитектор А. Белоярцев. 

Во флигеле дома в 1882 г. останавливался путешественник Н. Миклухо-Маклай.

5 этажей (№ 14/11; 19 — 20 века; здесь жил певец Муслим Магомаев и др. деятели культуры). Дом доходный — дом жилой ЖСК «Союзстандартжилстрой» (1820-е годы; 1886, 1892, архитектор В. Загорский; 1912–1913, архитектор А. Белоярцев; 1932–1936; 1970, архитектор М. Посохин). «Дирижёр композитор пианист Светланов Евгений Фёдорович жил в этом доме с 1984 по 2002 год». «Видный государственный деятель, дважды Герой Социалистического труда, председатель Совета министров РСФСР Михаил Сергеевич Соломенцев жил в этом доме с 1967 по 2008 годы». «В этом доме с 1966 года по 1984 год жил видный деятель Коммунистической партии и советского государства, Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда, маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов».
В этом доме жил Муслим Магомаев, Татьяна Шмыга, Владимир Федосеев и пр. 
Памятник Муслиму Магомаеву. Открыт 15 сентября 2011 г. вблизи дома, где жил певец. Скульптура высотой около 4 м создана народным художником России Александром Рукавишниковым и заслуженным архитектором России Игорем Воскресенским.
7 этажей (№ 15; 1964 год постройки). Кирпичный. Жилой дом работников ЦК КПСС. «Здесь жил с 1983 года по 1985 год организатор советской экономики Герой Социалистического Труда министр финансов СССР Василий Федорович Гарбузов». «Выдающийся государственный деятель и дипломат дважды Герой Социалистического Труда Андрей Андреевич Громыко жил в этом доме с 1963 по 1989 годы». «Командующий фронтами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко жил в этом доме с 1961 по 1970 год». «Видный государственный деятель, председатель Исполкома Моссовета Владимир Федорович Промыслов жил в этом доме с 1975 по 1993 год». «Видный государственный деятель, Герой Социалистического труда Григорий Васильевич Романов жил в этом доме с 1985 по 2008 год».
Из известных жителей дома – Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко, члены Политбюро ЦК КПСС министр обороны СССР Д. Устинов, секретарь ЦК КПСС Г. Романов, Председатель Совета Министров РСФСР М. Соломенцев и другие бывшие официальные лица. 
В этом доме также жила Долорес Ибарури, а также скончавшаяся в марте 2011 года племянница В. Ленина Ольга Ульянова.

Ранее на этом месте стояло небольшое здание, которое в конце 1850-х гг. принадлежало дяде писателя Н. Лескова, у которого писатель останавливался во время приездов в столицу. Здесь же в 1860-е гг. жила актриса Е. Васильева, близко дружившая с драматургом А. Островским. 
В мае 1914 г. в доме разместился музей городского хозяйства Москвы под руководством историка П. Сытина.

На доме есть мемориальные доски министру финансов СССР Василию Гарбузову, членам Политбюро ЦК КПСС министру обороны СССР Дмитрию Устинову, Председателю Совета Министров РСФСР Михаилу Соломенцеву, секретарю ЦК КПСС Г. Романову. Еще здесь жила семья А. Туполева и председатель Моссовета Промыслов В. Про Гарбузова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_97.html. Про Еременко см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_87.html. Про Громыко см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_61.html. Про Промыслова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_42.html. Про Романова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_91.html. Про Соломенцева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_48.html. Про Устинова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_15.html.

Дом в форме трилистника. На каждом этаже три квартиры. Комнаты большие, кухни 13 кв. метров.

В 2007 году на крыше дома установили солнечные батареи: днем они накапливают электричество в аккумуляторах, а вечером освещают двор и лестничные площадки.

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности:

Дом-музей режиссера К. Станиславского (№ 6).

Музей кустарных промыслов (№ 7).

Здания 17 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Пушкинская» пешком через Тверскую улицу или на троллейбусе № 12 до остановки «Тверская площадь» (на Тверской улице). Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий