четверг, 2 апреля 2020 г.

Мамонтов Анатолий (книгоиздатель)

Мамонтов Анатолий (1839–1905) – книгоиздатель, переводчик, типограф. Родился вторым ребенком в семье купца Ивана Мамонтова, винного откупщика, и его жены Марии. В родительском доме часто бывали отбывшие каторгу декабристы, поселившиеся в Ялуторовске: там жили Евгений Оболенский, Иван Пущин, Иван Якушкин. Всем им сибирские купцы помогали в переписке с родными и друзьями в России. Когда его родители переехали в Москву, Анатолий стал учиться во 2-й московской гимназии на Елоховской ул., расположенной в бывшей усадьбе графа А. Мусина-Пушкина. После гимназии поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и закончил его в 1860. После этого путешествовал по Европе, Швейцарии, Италии, где в 1864женился на дочери коллежского асессора певице Марии Лялиной в Милане. С 20 лет жил в бывш. доме усадьбы бояр Стрешневых в Камергерском переулке. Его издательская деятельность началась в 1862. Арендовал на 3типографию Лазаревского ин-та восточных языков в Москве – лучшую из всех. В 1863была открыта издательская фирма, а в 1864– первая женская типография. В 1871приобрел каменные палаты стольника Автонома Головина, сподвижника Петра I, в Леонтьевском переулке. Арх. В. Гартман перестроил их фасады в псевдорусском стиле, взяв за основу народные вышивки, – не делая предпроекты и эскизы, он сам лез на леса и выкладывал украшения фасада руками. В одном из зданий палат разместилась типография со станками и печатными машинами, в другом открылся книжный м-н «Детское воспитание». В 1892было организовано акционерное общество «Товарищество типографии А.И. Мамонтова» и открыты м-ны на Неглинке, 19, и на Рождественке, 8, который принадлежал брату Михаилу Мамонтову. Издатель Анатолий Мамонтов активно внедрял новые приемы печати – цветная хромолитография, фототипия, цинкография, гелиогравюра были им применены одним из первых. В его доме часто бывали и сотрудничали с издательством художники В. Серов, В. Васнецов, М. Врубель, В. Поленов, И. Репин. Художники писали портреты дочерей Анатолия Мамонтова, сейчас некоторые из них находятся в Третьяковской галерее. В издательстве выходил журнал «Детский отдых», редактором и автором которого была Мария Мамонтова, жена Анатолия. Она же открыла при м-не «Детское воспитание» столярную художественную мастерскую, чьи игрушечные изделия и куклы продавались здесь же. Мастерская при м-не сотрудничала с мастерскими в Абрамцево. Здесь впервые создали этнографические куклы в народных праздничных костюмах губерний и уездов российской империи. В м-не начали продавать игрушки в стиле модерн, который начал развиваться в России. Есть свидетельства, что в 1898в мастерской м-на токарь В. Звездочкин из Подольска выточил первую русскую полую многосоставную фигурку в виде крестьянской девочки в платке и переднике. Одна из версий связывает эту заготовку с фигуркой японского бога мудрости и учености Фукурумы, увиденной в Абрамцеве. Но русские мастера делали деревянные полые пасхальные яйца, что возможно и послужило прототипом разъемной куклы, в которую вкладываются куклы меньшего размера. Ее расписал художник С. Малютин, сотрудничавший с издательством, – и кукла была названа Матреной, матрешкой. В 1900Мария Мамонтова представила куклу Матрешку на Всемирной выставке в Париже и получила заказ на партию этих игрушек. Особое место в издательстве занимали каталоги произведений искусства из частных собраний и галерей. Были изданы: «Обзор первой выставки картин художников исторической живописи в Императорском Российском Историческом музее в Москве» в 1896и «Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» 1887, который издавался ежено в течение 20 лет. В издательских делах Анатолию помогал его сын Михаил. В нач. 1905Анатолий перенес инсульт, а 4 октября умер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий