четверг, 27 октября 2016 г.

улица Сущевский Вал

Расположение:

Улица проходит по районам Марьина Роща (СВАО), а также Мещанский и Тверской (ЦАО) от улицы Нижняя Масловка, Савеловской эстакады и железнодорожной Алексеевской соединительной линии (перегон Москва-Смоленская — Савеловская) до улицы Гаврикова. 

Часть ТТК. 

Пересекает Олимпийский проспект, железную дорогу Ярославского и Ленинградского направлений и соединительную Алексеевскую ветку. 

Между Октябрьской и Шереметьевской улицами улица Сущевский Вал проходит по подземному тоннелю. 

Метро «Марьина Роща» (середина улицы). 

Рядом – метро «Савеловская» (у начала улицы) и «Рижская» (у конца улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по четыре полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон, реже – отсутствуют (тоннели, мосты, развязки); на некоторых участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 3, 3 км.

История:

До 1922 года – улица Камер-Коллежский Сущевский Вал.

Улица названа в 1922 году по участку Камер-Коллежского вала, примыкавшему к бывшему подмосковному селу Сущевское.

Нежилые объекты: 

М метро «Рижская» (Калужско-Рижская линия; открыта 1 мая 1958 года  названа по Рижскому вокзалу, к которому она выводит; имеет только один выход в город, который имеет вид круглого наземного павильона и выводит на проспект Мира, улицу Сущевский Вал и Рижскую площадь; вход-выход осуществляется по эскалаторам; глубокая (глубина — 46 метров); станция — пилонная; путевые стены выложены обычной кафельной плиткой (сверху — желтой, а снизу — черной); пол выложен серым гранитом; скамеек для отдыха много и находятся они и вдоль всего центра зала и со стороны станционных путей; тема этой станции — Латвия: латышские орнаменты украшают вентиляционные решетки, торцы лавочек, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ; пилоны облицованы балтийской керамикой бросающихся в глаза ярких лимонно-желтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей желтый и коричневый янтарь; на коричневых поверхностях пилонов нанесены тонкие рельефы, выполненные по сырой керамике с изображением промышленных и архитектурных объектов Риги и других городов и мест Латвии; в глухом торце станции установлен высокий стенд с фотографиями городов мира в московском метро).

М метро «Марьина Роща» (Люблинско-Дмитровская линия).

• Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном Фонде России (№ 1). 

Бывшее здания Актового зала завода Шлифовальных станков 1987 года постройки.

• Компания «Лукойл Персонал» (№ 2). Подразделение нефтяной компании «Лукойл». Здание 1931 года постройки.

• Савеловский торговый комплекс (№ 5 с многочисленными строениями; помещения бывшего завода шлифовальных станков). 

Комплекс занимает территорию, на которой ранее располагался Московский завод шлифовальных станков. 

В царское время владельцем завода был Штоль. В 30-е годы XX века предприятие именовалось станкостроительным заводом «Самоточка». Завод выпускал, в частности, зеркала для солнечных батарей. Его изделия были установлены на космической станции «Мир». Выпускал зубо- и шлицешлифовальные станки вы¬сокой и особо высокой точности (единст-венное в СССР предприятие такого про¬филя). 

Основан в 1879 г. Э. Альтфатером. 

Пред¬приятие изготовляло котлы, резервуары для нефти, машины для производства па¬пиросных гильз и укупорки винных бутылок. 

Затем (до 1910 г.) оно было пере¬именовано в Механический и чугунолитейный завод Ю. Штолле. 

С 1910 г. завод выпускал токарные («Самоточка») и револьверные станки. В 1919—21 гг. ремонтировались узкоколейные паровозы и железнодорожные вагоны, в 1921—29 гг. выпускались полиграфические машины и различные станки. 

В 30-х годах завод реконструирован. 

В 1936 г. здесь спроектированы и освоены плоскошлифо¬вальные станки. 

В 1938 г. завод получил современное название. 

В 1941—42 гг. часть оборудования была в эвакуации в Челябинске, на остав¬шемся оборудовании выпускались стан¬ки и военная продукция (боеприпасы). На территории завода в 1965 г. установлен памятник погибшим в Великую Отечественную войну. 

В 1949 г. на заводе был внедрён метод ско¬ростного точения (инициатор — токарь П. Быков). 

В 60-х годах построен механосборочный корпус, оснащённый установками кон¬диционирования воздуха, высокопроиз¬водительным оборудованием (станки с числовым программным управлением). 26% продукции выпускалось с Государственным зна¬ком качества. Продукция экспортировалась в 39 стран мира. 

В 1979 г. на заводе было свыше 1430 ударников, 12 бригад коммунистического труда, 132 работника удостоены прави¬тельственных наград. Пяти работникам при¬суждена Государственная премия СССР. Многотираж¬ная газета «Станкостроитель» (с 1931).

В состав торгового комплекса входит целый ряд отдельных комплексов разных направлений:
1) Выставочный компьютерный центр (ВКЦ) «Савёловский» (2 здания). Торгует компьютерной, телекоммуникационной техникой и сопутствующими товарами;
2) торговый комплекс, торгующий одеждой, обувью и аксессуарами;
3) детский торговый комплекс «Совёнок» (2 здания). Торгует детскими товарами;
4) торговые ряды. Торговля компьютерной, телекоммуникационной техникой и другими товарами.

• Компания «Наносат» (№ 6). Создана с целью обеспечения удаленных от столицы районов спутниковым телевидением, а жителей столицы – телевидением эфирным. Для этого менеджеры по работе с клиентами и мастера по установке реализуют оборудование и выезжают на объекты для установки антенн и устранения неполадок. Кроме того, работает контактный центр с двумя каналами, один из которых принимает заявки на подключение, а второй решает возникающие технические вопросы.

• Бизнес-центр «Каскад-мебель» (№ 9, стр. 1). 

Девятиэтажное здание, прошедшее полную реконструкцию в 2002 году. 

• Детский оздоровительно-образовательный центр «Парк «Новослободский» (№ 12). 
Раньше здесь находился магазин «Садовый центр «Подворье».

• МФЦ (№ 12).

• МФЦ (№ 14).

• Универсам «Верный» (№ 16, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание, постройки 1935 г.

Здание бывшего Минаевского рынка. 

Сильно реконструировано. 

• Кафе «Крошка Картошка» (№ 16, стр. 2).

• Деловой центр «Минаевский» (№ 16, стр. 3 и 5).

• Бизнес-центр «Новосущевский» (№ 18). 

Когда-то на этом месте располагался электротеатр «Мiръ».

• Ресторан «Урюк» (№ 18а). Бывшее кафе «Русское бистро».
• Миусское кладбище (№ 19; основано в 1771 году во время эпидемии чумы за Камер-Коллежским валом недалеко от местности Миусы) с православным храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище (№ 21; Северо-восточное викариатство, Троицкое благочиние. Патриаршее подворье и представительство митрополичьего округа РПЦ в Казахстане. Приделы: иконы Божией Матери «Знамение» и свт. Митрофана Воронежского. История: построен в 1823 г. на деньги купца И. Кожевникова. Трапезная – 19 в., колокольня и богадельня – нач. 20 в. В 1934 г. – закрыт и сильно пострадал (здесь был производственный цех). Снова открыт в 1990 г. Арх-ра: состоит из основного объема, трапезной (с приделами) и колокольни. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Феодоровская»; мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии с частицами их мощей; частицы мощей прп. Севастиана Карагандинского, мчч. Серафима и Феогноста Алматинских. Духовенство: настоятель – митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; другие клирики: иеромонах Даниил Макогон, священники Павел Вишневский и Георгий Ермолин; дьякон Игорь Цыганов. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (в воскресенье – в 9.00), накануне воскресений и больших праздников – вечером бдение (в 16.00). Храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.00. Внебогослужебная деятельность: Духовно-просветительский центр с воскресной школой, молодежным клубом и катехизаторскими курсами; окормление детского дома в поселке Марфино Наро-фоминского района и наркологического диспансера. Сайт есть, но он малоинформативный, куда больше информации о храме на сайте Троицкого благочиния).

Построена в 1823 г. на средства купца И. Кожевникова по проекту архитектора А. Элькинского; сменила деревянный храм 1773 г. 

Композиция небольшого здания, выстроенного в стиле ампир, первоначально состояла из храма типа ротонда на 2-светном четверике с полукруглой в плане апсидой и трапезной. В 1835 г. на средства А. Нероновой по сторонам церкви были возведены второго придела (Знамения Божией Матери и Митрофания Воронежского), а в 1912 г. несколько увеличили с запада трапезную и выстроили двухъярусную колокольню, от которой остался только четверик нижнего яруса. 

Использование в архитектурном оформлении более поздних частей декоративных приёмов, характерных для ампира, — колонных тосканских портиков на боковых фасадах приделов, западном фасаде нижнего яруса колокольни, плоской квадровой рустовки стен, веерных замков в перемычках окон — способствует почти полному стилистическому единству его разновременных частей. Своеобразно решён интерьер трапезной, в которой перемычки проёмов, объединяющие её с приделами, поддерживают колонны с композитными капителями. 

Расположенная в северо-западной части кладбища церковь почти не видна с улицы. Подъезд к ней со стороны Савёловского проезда оформлен двумя двухэтажными ампирными флигелями, построенными Элькинским в 1820-х гг. 

Церковь была закрыта в 1934—90 гг.

Современная площадь около 6 га. Основано во время эпидемии чумы в 1771 г. за Камер-Коллежским валом, близ местности Миусы (отсюда название). 

На Миусском кладбище хоронили главным образом купцов, ремесленников и мещан из соседних Марьиной рощи и Бутырок. 

В 1823 г. в формах ампира построены церковь Веры, Надежды, Любови и Софии и два дома причта, образующие своего рода торжественный вход на кладбище (все — арх. А. Элькинский). 

На Миусском кладбище — могилы историка М. Каченовского и революционера-шестидесятника П. Аргиропуло.

• Хостел РУТ (МИИТ) (№ 22). Шестиэтажное кирпичное здание 1938 года постройки.

• Центральная медико-санитарная часть № 119 Федерального медико-биологического агентства РФ (№ 24). 
Создана в 1972 г. для медицинского обеспечения работников предприятий ракетно-космической отрасли и является крупнейшим амбулаторно-поликлиническим учреждением в системе ФМБА России.

• Центр продаж и обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком» (№ 26). Дата-центр M10, один из узлов, входящий в систему обмена трафиком MSK-IX.

• Бизнес-центр «Сущевский Вал, 31». 

Деловой комплекс, включающий в себя два здания. 

После капитального ремонта и реконструкции в 2011 году комплекс получил современное инженерное оснащение и телекоммуникационные системы. 

Есть визовые центры Чехии, Польши, Болгарии, Швеции, Норвегии и Канады.

• Торговый центр (№ 31). 

Долгое время тут был универсам «Оливье».

• Ресторан «Тануки» (№ 31, к. 1). 

Открылся 3 августа 2011 года.

• Автобаза службы безопасности России (№ 33; бывший гараж «Интуриста», 1934 год, конструктивизм). Бывший гараж "Интуриста" (1934 г., архитектор К. Мельников) – памятник архитектуры эпохи конструктивизма. 

В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было слито со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». 

Над проектом гаража совместно трудились группа проектировщиков Гипроавтотранса и мастерская Моссовета №7, возглавляемая всемирно известным русским архитектором Константином Мельниковым. В 1933 году в инженеры-технологи Гипроавтотранса создают типовое решение пятиэтажного гаража с полурампами на 300 автомобилей. От мастерской Мельникова требовалось лишь архитектурное оформление фасадов. 

Обычно Константин Степанович работал один, выполняя все чертежи самостоятельно, но в этот раз он подключил к работе помощника: «Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм…». Мельников смело меняет композицию фасада, создавая динамическую композицию из простых геометрических фигур. Правую частью фасада он решает большими остекленными плоскостями – круг и трапеция. Левая часть – равномерное членение вертикальными окнами. Основная композиционная ось – диагональ, именно она «разрезает» плоскость фасада на две части. Начинаясь от низа круга, она «летит» вверх и огибает здание слева полуциркульной консолью, намекая на символ бесконечности. "Путь туриста изображен бесконечностью, – писал Мельников – начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство". 

По замыслу архитектора, вход в здание должен был находиться с угла здания, над ним – скульптурная композиция, еще выше – полукруглая консоль-козырек, на фасаде в верхней части – логотип «Интуриста», а на диагонали – закреплен настоящий автомобиль! 

К сожалению, проект архитектора был реализован лишь частично: правая сторона фасада с большим круглым окном. Левую часть здания строили уже без Мельникова: пятиэтажной, в набиравшем обороты неоклассическом стиле. 

За время существования здание гаража несколько раз перестраивалось. С 1990 года признано объектом культурного наследия регионального значения. В настоящее время принадлежит Автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.


В 1933 году "Интурист" объединили с Всесоюзным акционерным обществом "Отель", в результате чего материально-техническая база организации существенно выросла. Тогда же на Сущевском Валу в Москве начинается строительство гаража "Интуриста" - первого многоэтажного гаража в Советском Союзе. Проектировал его архитектор Константин Мельников в соавторстве с М. Курочкиным. 

Первое, что обращает на себя внимание - огромное круглое окно на фасаде, которое сразу задает некий воображаемый "крутящий момент", как бы намекая на функциональную принадлежность здания. Боковой фасад значительно проще, кроме того, за последние десятилетия здание неоднократно перестраивалось. В Москве он был третьим многоэтажным, на Каретном Ряду в гараже Совнаркома два уровня, хотя и не везде, в гараже Наркомтяжпрома на Зацепском Валу тоже несколько.

В 1990 году гараж Интуриста включён в список объектов культурного наследия Москвы регионального значения.

В настоящее время здание гаража занимает автотранспортная служба управления материально-технического обеспечения ФСБ РФ.

• МФЦ (№ 43). Четырёхэтажное кирпичное здание постройки 1891 года.

Бывшая чулочно-носочная фабрика им. Ногина. 

• МФЦ (№ 43, стр. 2).

Бывшая чулочно-носочная фабрика им. Ногина.

• Офисы (№ 43, стр. 3).

• МФЦ с универсамом «Магнолия» (№ 53). Здание 1960 года постройки.

• МФЦ (№ 59). Здание 1960 года постройки.

• МФЦ (№ 64). Здание 1973 года постройки.

• Офисы (№ 65, к. 1). Здание 1965 года постройки.

• Московское академическое художественное училище (№ 73, к. 2; работает с 1925 года). 

Основано в 1925 г. как Московский государственный техникум изобразительных искусств памяти восстания 1905 года, которое располагалось на Сущевской ул., 14.

Почетное звание "академическое" присвоено в 1995 г.

С 1995 по 2015 гг. — Московское государственное академическое художественное училище (МГАХУ) памяти 1905 года.

• Гостиница «Холидэй Инн Сущевский» 4* (№ 74). 
Многоэтажная гостиница, построена в 2006 году на месте старого снесённого здания. На его месте раньше было багажное отделение Рижского вокзала.

• Центральная дирекция пассажирских обустройств - филиал ОАО "РЖД" (№ 75).

Автосервисные организации.

Жилые дома:

10 этажей (№ 3/5, 1939 год постройки). Кирпичный. Сталинский ампир.

9 этажей (№ 13/1, 1959 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Курс лабораторной диагностики кафедры дерматовенерологии и клинической микрологии Российской медицинской академии последипломного образования и Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии: филиал «Савёловский» (бывший кожно-венерологический диспансер № 19).
5–7 этажей (№ 14/22, кк. 1–7, 1927–1929 годы постройки). Кирпичные. Конструктивизм.

Памятник Кирову С. у дома № 14/22, к. 4
Материалы: бетон, гранит Год установки: 1930-е
Бюст С. М. Кирова установлен на постамент, облицованный плитами из полированного красного гранита. Бюст окрашен в белый цвет. Представляет собой фигуру погрудно, голова анфас. Изображение несколько схематизированное, дающее самое общее представление о портретном сходстве. С лицевой стороны на постаменте присутствует посвятительная надпись, выполненная серой краской: «С. М. Киров».

9 этажей (№ 23, 1967 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – почта, банки и пр.

7 этажей (№ 41, 1960 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 55, 1958 год постройки). Блочный.

9 этажей (№№ 60, к. 1, 62, 66, 1960-е годы постройки). Блочный и кирпичные.

5 этажей (№№ 60, к. 2, 63 и 67, 1960 год постройки). Кирпичные.

12 этажей (№№ 69, 71 и 73, 1960-е годы постройки). Блочные.

Идет стр-во МФК Jazz (№ 49) на территории издательства «Детская книга». Будет состоять из жилых домов, корпусов апартаментов и офисов.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательностей нет.

Зона отдыха:

Фестивальный детский спортивный парк (открыт в 1938 году, бывший детский парк Дзержинского района; занимает территория бывшего Лазаревского кладбища, закрытого в 1935 году; пешеходные дорожки, детский городок, скамейки, деревья, кустарники и газоны, сцена, спортивные площадки (в том числе, для игры в стритбол), конно-спортивный клуб «Орион»).

Вид на парк от метро «Марьина Роща». 2016 год
Вход в парк со стороны улицы советской Армии. 2016 год
Схема парка и объектов в нем. 2016 год
Здание администрации парка. 2016 год
Конная площадка в парке. 2016 год
«Дикая» часть парка. 2016 год
Огороженная храмовая территория разделяет парк на 2 части. 2016 год
Информация о спортивных кружках в парке. 2016 год
Центральная аллея парка (скамейки, урны, деревья, газоны). 2016 год
В парке. 2016 год
Декоративные элементы у центральной площади парка. 2016 год
Центральная площадь парка. 2016 год
Прогулочные дорожки в парке. 2016 год
Детская площадка на центральной площади парка. 2016 год
Вид на храм из парка. 2016 год
Фитнес-центр «Новая лига» в парке. 2016 год
Сцена. 2015 год
Вид на храм из парка. 2016 год
На парковых дорожках. 2016 год
У здания администрации. 2016 год
Площадка для игры в уличный баскетбол — стритбол — в парке. 2016 год

Перспективы развития:

Дома №№ 63 и 67 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Марьина Роща», «Рижская» и «Савеловская» пешком и на автобусе № 84 (проезжает почти всю улицу).

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478577560/

Видео:



Состояние на 21.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий