четверг, 27 октября 2016 г.

Токмаков переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Старой Басманной улицы до улицы Казакова. 

Недалеко – река Яуза.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение – среднее. Длина — около 500 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по фамилии одного из местных домовладельцев того времени.

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 4). Двухэтажный дом кубической формы из ярко-красного кирпича. Получил прозвище «Красный дом».

• Офис «Мосводоканалстроя» (№ 5).

• Детская музыкальная школа № 1 им. С. Прокофьева (№ 8). 

Шестиэтажное кирпичное здание.

Создана в 1937 году как музыкальная школа Бауманского района. 

Есть музей С. Прокофьева. В настоящее время это второй музей Сергея Прокофьева в Москве, возникший задолго до основного музея композитора в Камергерском переулке, в 1966 году. Экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве С. Прокофьева – вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель, фотоматериалы семьи Прокофьева, фотоархивы Большого театра.
На территории – памятник С. Прокофьеву.
Сергей Прокофьев (1891—1953) — композитор, дирижер и пианист.
Скульптор: В. Х. Думанян. Архитектор: А. В. Степанов.
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 1991
Сергей Прокофьев – один из крупнейших влиятельных и самых исполняемых композиторов XX в. Памятник представляет собой бронзовую фигуру композитора, сидящего на старинном резном стуле с высокой спинкой. Прокофьев изображен в задумчивой позе с приподнятой головой и серьезным лицом. Руки он держит на коленях. Одет в концертный костюм. На постаменте памятная надпись: «Сергею Сергеевичу Прокофьеву».
• Компания «Союздорпроект» (№ 9). 

Бывший детский сад.

• Универсальное здание (№ 11). Вьетнамский ресторан «Ароматная река», архитектурная студия Ильи Елисеева и др. 

Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Музей современного искусства — галерея Никор (№ 16, стр. 1).

• Офисное здание (№ 16, стр. 2).

• Школа – центр образования № 1480: начальная школа (№ 17, стр. 3). 

Ранее в здании находилась школа № 346.

• Старообрядческая церковь Воскресения Христова и Покрова Богоматери (№ 17, стр. 4).

В Токмаковом переулке находится один из самых оригинальных по своей архитектуре старообрядческих храмов Москвы – храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия.

На протяжении долгих веков старообрядцы подвергались преследованиям, им нельзя было строить свои церковные здания, открывать школы; государство и официальная православная церковь относилась к ним с недоверием. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после революционных событий 1905-1906 годов и появления Высочайшего указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В частности, старообрядцам было разрешено строить свои церкви – в результате за десять с небольшим лет (до 1917 года) в Москве и по всей России было построено огромное количество новых старообрядческих храмов.

Церковь в Токмаковом переулке построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, который много работал по заказу старообрядческих общин. Бондаренко был одним из провозвестников неорусского стиля, ставшего столь популярным в начале ХХ века, и в своих работах обращался в первую очередь к наследию древнерусского искусства. Не стала исключением и церковь в Токмаковом переулке. Архитектор так писал об этом: «Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой.».

Воскресенско-Покровский храм, освященный летом 1908 года, был построен по типу древних новгородских и псковских церквей XVI века с элементами поморской архитектуры. Но те приемы, что характерны для древнерусского зодчества, были переосмыслены архитектором по-новому, это была не стилизация, не копирование памятников прошлого, а новое направление в архитектуре, воплотившее все, что было накоплено искусством к началу ХХ века. Спроектированный Бондаренко храм был двухэтажным, с большой моленной и комнатами для собраний общины. Одной из достопримечательностей храма была звонница, покрытая изразцовой черепицей, ее фасад был украшен майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения (эта икона – копия с чудотворного образа, располагавшегося над Спасскими воротами Кремля). Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна были украшены разноцветными витражами. Внутри храма помещалось множество старинных икон, некоторые из которых относились к XVI-XVII векам.

Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце XVII века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками).

После прихода к власти большевиков храм продолжал действовать вплоть до 1930 года, когда был закрыт. Ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика. Храм был возвращен верующим только в начале 1990-х годов. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.


Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. Заложена 20 мая 1907 года, освящена 8 июня 1908 года. Построена архитектором И. Бондаренко в стиле северных церквей (древнепсковском стиле), с колокольней под двускатной кровлей.

В одной из самых оригинальных церковных построек Москвы начала 20 в. обыгран и стилизован фольклорно-сказочный дух русского северного деревянного и каменного зодчества. В сложных, динамичных формах постройки органично сочетаются черты модерна и неорусского стиля. Острому щипцу колокольни вторит крутая четырёхскатная кровля храма, боковые фасады которого завершены своеобразными «бочковидными» фронтонами. В отделке фасадов храма и колокольни применены гранит и облицовочный кирпич, но особенно выделяются майоликовые панно на щипцовом фронтоне звонницы (парящие архангелы, несущие икону Христа) и фронтонах храма (херувимы).

У храма имеется апсида, хотя для поморцев-беспоповцев она не обязательна. Для наружной отделки применён гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь тёмной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и церковь. Цветное стекло окон делало церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость церкви — 500 чел. Стоимость строительства составила 150 000 рублей. Средства выделили члены старообрядческой общины: Морозовы, Поляковы, Горбуновы, Зимины, Е. Кокорева и др.

1 мая 1909 года в этом храме открылись заседания Первого всероссийского съезда поморцев, приемлющих брак. На съезд собралось 500 человек. На собор явились с приветствием представители федосеевцев. 

Полное название: церковь Второй общины старообрядцев-поморцев брачного (Новопоморского) согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери.

Храм был закрыт в 1930 году. В госфонд отправились колокола, подсвечники, купель, паникадило, мебель. Гохран забрал серебряные ризы и кресты. Около 70 образов 16—18 веков пошли на склады музейного фонда. Старообрядческая община стала добиваться выделения им помещения для богослужения. Доказав свою уникальность на территории СССР, община добилась признания властей, но храм вернуть не сумела. Официально общине было предложено перевезти церковное имущество и иконы в переднюю часть Никольского храма бывшего Никольского единоверческого монастыря.

В 1931—1933 годах в церкви помещался детский театр, затем — библиотека, а после неё — завод. 

С 1960-х годов церковь занимал цех № 4 швейной фабрики «Космос». 

В 1990 году внутри находился штемпельно-гравировальный цех фабрики металлографии и штемпельно-гравировальных работ Главного управления по производству школьно-письменных принадлежностей Министерства местной промышленности РСФСР. За годы советской власти здание пришло в плачевное состояние. Сломаны главы церкви и колокольни, с последней снят колокол, а из рук ангелов вынута икона Спасителя. К западному порталу сделаны две загородившие обзор пристройки.

30 июля 1992 года решением Президиума Моссовета храм поставлен на государственную охрану. Через некоторое время его передали Новопоморской общине. На сегодняшний день реставрация храма ещё продолжается, так как проводится исключительно на средства самой новопоморской старообрядческой общины. Но основной объём работ уже сделан, отреставрирован иконостас, настелен паркет. Продолжаются фасадные работы. По четвергам вечером совершаются старообрядческие молебны в три канона, бывают и другие поморские службы, и даже поморские требы для старообрядцев.

И. Бондаренко выстроил в Москве три старообрядческие церкви - кроме этой еще на Вековой улице (ныне в руинах) и в Гавриковом переулке (восстановили, но по прямому назначению не используют).
• Общество купцов и промышленников России (№ 21/2, стр. 1–3).
Бывшая городская усадьба поэта Николая Струйского — секунд-майора и надворного советника Петра Белавина — почетного гражданина Дмитрия Четверикова — почетного гражданина Николая Варенцова. 18-19 века. 
Включает в себя главный дом и 2 флигеля. 
Первым известным владельцем местности, в которой стоит эта усадьба, был издатель и поэт 18 века Николай Струйский, потомок князей Шуйских.

В 1771 году усадьба перешла секунд-майору, надворному советнику, вахмистру Драгунского полка Петру Белавину. За ним и его потомками усадьба значилась до середины 19 века; при них она получила дошедший до нас архитектурный облик (в 1810-х годы). Взамен обветшавших построек он возвёл новые каменные: главный дом, корпус конюшни с каретным сараем, амбарами и хозяйственный корпус. У владельца дома всё было свое: провизия привозилась ему целыми обозами из крепостных деревень, прислуга была тоже своя, крепостная: не только лакеи и горничные, но и кучера, и повара, и даже музыканты и парикмахер. К восточной стороне усадьбы хозяин присоединил шёлковую фабрику, основанную в 1743 году московским купцом Михаилом Савиным, у сына которого и приобрел её Белавин. На фабрике находилось 22 стана, на которых работали 35 мужчин и 23 женщины. 
В Отечественную войну 1812 года усадьба почти полностью сгорела, за исключением северного флигеля, выходящего на красную линию Денисовского переулка.
Восстановительные работы завершились в 1816 году. В средней части парадного двора был возведен одноэтажный каменный с антресолями главный дом, а вдоль Токмакова переулка по западной границе хозяйственного двора построили одноэтажный каменный людской корпус. Достройку владения производил сын П. Белавина, умершего в 1818 году, Павел, получивший в 1837 году усадьбу в наследство от матери.
Сегодня за оградой в тени двухсотлетних лиственниц стоит одноэтажный дом, возведённый в начале 19 века, в состав которого вошла более ранняя постройка. В 1830-х годах над ним надстроили обширный мезонин, освещаемый большими полуциркульными окнами.

В 1842 году усадьбу приобретает у Белавиных купец, потомственный почетный гражданин Дмитрий Четвериков. В 1847 году его сын Михаил Четвериков надстроил второй этаж жилого флигеля, выходящего на Токмаков переулок.

Весной 1890 года происходит раздел усадьбы на 2 разновеликие части: южная часть с садом остается у Четверикова, а северную часть с главным домом приобретает Николай Варенцов, потомственный почетный гражданин, один из директоров в правлении Кинешемской большой мануфактуры, который решает снести фабрику и разбивает на её месте сад.
Варенцов Николай (1862—1947, Москва), предприниматель, инженер-механик, благотворитель. Из рода переславль-залесских и московских купцов Варенцовых, торговавших с начала 19 в. москательным товаром и чаем. Зять Н. Найдёнова; вторым браком был женат на О. Перловой из семьи чаеторговцев Перловых. Потомственный почётный гражданин. С 1872 г. учился в Московском коммерческом училище, затем в Императорском Техническом училище (окончил в 1885 г.). В 1889—1905 гг. член правления Московского торгово-промышленного товарищества, занимался оптовой торговлей хлопком, шерстью, каракулем. Директор правления Среднеазиатского торгово-промышленного товарищества (основано в 1884, правление в Москве в Старом Гостином дворе). Способствовал утверждению среднеазиатского хлопка на российском рынке. В 1889—97 гг. – директор правления Товарищества мануфактур Н. Разорёнова и М. Кормилицына (предприятие в Кинешме, правление в Москве в Юшковом переулке, в доме Шуйского подворья), затем до 1918 г. председатель правления Большой Кинешемской мануфактуры. Жил тут в 1890—1918 гг. в собственной усадьбе, в 1920—40 гг. жил на улице К. Маркса, 25 (ныне Старая Басманная улица). Владел имением Бутово в Московском уезде (ныне в черте Москвы). Член Попечительского совета гимназии Ежовой, член Дамского комитета Попечительского общества о тюрьмах, учреждённого Е. Тучковой. После 1917 г. Варенцов неоднократно арестовывался. В годы НЭПа организовал Товарищество по оптовой торговле тканями (закрыто в 1924 г.). Был консультантом ВСНХ по хлопководству и организации хлопкоперерабатывающих предприятий. Автор неопубликованных воспоминаний (по 1939 г.) о торгово-промышленном мире России рубежа 19—20 вв., о династиях купцов и предпринимателей Бахрушиных, Морозовых, Найдёновых, Перловых, Хлудовых и др., о деятельности фирм, банков, предприятий Москвы и других городов, уклада жизни купеческого сословия, событиях Революции 1905—07 в Москве.

После 1917 года усадьба была национализирована и заселена коммунальным людом. 
Позднее жильцам предоставили квартиры, а в усадьбе расположились государственные учреждения. Последним арендатором было Московское управление треста «Спецжелезобетонстрой». 
В начале 1970-х гг. дом спасли от уничтожения благодаря лжи: в Мосгорисполком подали сведения, что здесь жил, как тогда говорили «прогрессивный» писатель Д. Фонвизин, тогда это было веским основанием для сохранения дома. Со временем причина постановки под охрану забылась и удалось спасти настоящий дом Фонвизина по Денисовскому пер., 13.
В 1998 году Правительство Москвы передало Обществу купцов и промышленников России все 8 строений бывшей усадьбы Белавиных-Варенцовых. 
С 2001 года проведена полная реконструкция этого памятника. Теперь это новодел в старом стиле.
На углу Токмакова переулка с Денисовским за игольчатой зеленью старинных двухсотлетних лиственниц, свесивших свои мягкие пушистые лапы за ограду, притаился изящный особняк с высоким мезонином, украшенным арочной лоджией.
В XVIII веке это было владение Н. Е. Струйского, потомка князей Шуйских, издателя, поэта. Струйский дружил с художником Фёдором Рокотовым и посвятил ему строки: «То Рокотов: мой друг!» В свою очередь, кисти Рокотова принадлежит известный портрет Александры Петровны - супруги Струйского и менее известный – самого поэта (изрядно, надо сказать, подзабытого в наше время).
В 1771 году Николай Еремеевич продаёт усадьбу секунд-майору, надворному советнику Петру Борисовичу Белавину, а сам поселяется в своём имении Рузаевка неподалёку от Пензы.
Белавин возводит в усадьбе новый каменный дом, конюшню, хозяйственный корпус. При Белавине и появилась та архитектурно-планировочная структура усадьбы, которая в целом сохранилась до наших дней. До этого часть усадьбы занимал усадебный сад с большим прудом, в дальнем углу сада протекала речка Чечора.
В пожар 1812 года все постройки, кроме северного флигеля, сгорели. И после Отечественной войны усадьбу пришлось восстанавливать. Достройка владения производилась и в 1837 году. В 1842 году усадьбу приобрёл купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин Дмитрий Иванович Четвериков.
Весной 1890 года сын Четверикова Михаил Дмитриевич разделил владение на две равновеликие части: южную часть с садом оставил себе, а северную вместе с главным домом продал промышленнику, потомственному почётному гражданину Николаю Александровичу Варенцову.
Ещё в конце 1870-х годов Варенцов одним из первых российских предпринимателей занялся закупкой и доставкой хлопка из Средней Азии. Обладая ярким предпринимательским талантом и честностью, он вскоре достиг больших коммерческих успехов. Николай Александрович был гласным Московской городской думы, имел награды: орден Св. Станислава 3-й степени и золотую Бухарскую звезду 1-й степени. Умер он в 1947 году в возрасте 84 лет. После себя оставил интересные воспоминания «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое».
Вплоть до 1917 года Варенцов и Четвериков остаются владельцами усадьбы.
После революции и национализации здесь устроили коммунальные квартиры, а позже расположились различные советские конторы.

В главном доме сохранялась планировка парадной анфилады, зал с хорами, гостиные, вестибюль.

С 1995 года в усадьбе поселилось Общество купцов и промышленников России. Усадьба в Токмаковом переулке (д. 21) - объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. В 2001 году была осуществлена полная реконструкция памятника с заменой части построек усадьбы бетонными копиями.
Ограда парадного двора была выстроена в конце XIX века.
Сохранившиеся перед домом многовековые лиственницы – редчайший дендрологический памятник.

• Офисное здание (№ 23). 

Бывший людской корпус (флигель) усадьбы Белавиных. Построен в 1-й половине 19 века во владениях Белавиных. Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Жилые дома:

7 этажей (№ 3-5, 1966 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 7, начало 20 века, бывший доходный дом). в стиле модерн.

9 этажей (№ 10, стр. 3, 1965 год постройки). Кирпичный.

8 этажей (№ 12/20, 1996 год постройки).

12 этажей (№ 13-15, 1972 год постройки). Панельный.

5 этажей (№№ 16, стр. 1 и 20/31, 1950-е годы постройки).

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Музей С. Прокофьева и оперный театр-студия им. С. Прокофьева (№ 8).

Музей современного искусства — Галерея Никор (№ 16, к. 1).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Курская» на автобусе № 78.


Видео:




Состояние на 22.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий