суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Головин переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Красносельский (ЦАО) от улицы Сретенка до Костянского переулка. 

Недалеко – метро «Сухаревская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Костянского переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.

История:

Назван в 1906 году по находившемуся в этом районе в середине 18 века ведомству Московской полицмейстерской канцелярии капитана Головина.

Название Малый дано потому, что неподалеку находится Большой Головин переулок.

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 3). «Евроцемент груп» — российская цементная компания, крупнейшая по объёму выпуска цемента в стране. Полное название — закрытое акционерное общество «Евроцемент груп».

«Евроцемент» был создан в 2002 году на базе компаний «Росуглесбыт» и «Штерн-цемент» и владел четырьмя цементными заводами — Мальцовский портландцемент, Михайловцемент, Липецкцемент и Савинский цементный завод. «Евроцемент» стал ведущим игроком российского рынка после покупки в 2005 году пяти цементных заводов компании «Интеко» и двух заводов, контролируемых московского СУ-155.

Здесь по адресу: Малый Головин пер., д.3, стр.3, кв.№7 в 1881-1885 гг. жил и работал писатель А.П.Чехов.

Когда дом реставрировали, все стены оставили, только перекрытия поменяли, ну и внешний облик изменили.

В переулке напротив дома всегда торчат один-два охранника.

• Офисное здание (№ 8).

• Музей народной графики (№ 10/9; с 1992 года, здание конца 19 века). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывший особняк Екатерины Гургенадзе. Архитектор Федор Кольбе, 1893. 

У особняка редкий по сохранности козырёк.

В 1982 г. в Москве образовалось товарищество художников – мастерская народной графики, насчитывающее свыше 100 мастеров. Были собраны редчайшие экспонаты этого уникального жанра народного искусства, разработана стилистика лубка, начата выставочная деятель¬ность. На основе переданной Пензиным личной коллекции и работ мастерской 22 мая 1992 года, в день св. Николая, в новом статусе в здании дома № 10 по переулку М. Головин близ Сретенки открылся музей народной графики.

Музей народной графики включен в двухтомное издание "Музеи мира", опубликованном в Лейпциге (Германия), он числится за номером 16000797, среди 33 тысяч музеев мира из 195 стран. 

В 2003 г. распоряжением Правительства Москвы музей получил статус Московского государственного музея народной графики.

Музей расположен в историческом месте Москвы, где некогда возник уникальный художественный и печатный вид искусства. Память о нём хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников пер., церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах на Сретенке и др.

Создатель и бессменный директор музея, Виктор Пензин, президент Академии Народного Искусства России.

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.     
Му¬зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства. 
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки. 
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.   
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.   
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар¬тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек¬стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион¬ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа¬ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла¬вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб¬ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики. 

Русский лубок 
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз¬ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры¬царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла¬вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.   

Краткое описание коллекции музея   
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.   
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870 г.

• Школа-ВУЗ «Современное образование» (№ 14/17). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Жилые дома:

6-7 этажей (№ 5, 2007 год постройки). Кирпичный.

9 этажей (№ 6; 2000-е годы постройки).

4 этажа (№ 12, 2001 год постройки). Кирпичный.

Достопримечательности:

Музей народной графики (№ 10/9).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Сухаревская» пешком через улицу Сретенка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий