четверг, 27 октября 2016 г.

Трехпрудный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому и Пресненскому районам (ЦАО) от Большого Палашевского переулка до Благовещенского и Ермолаевского переулков. 

Недалеко – метро «Маяковская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение – слабое. Длина около 300 метров.

История:

Переулок назван в 17-18 веках по расположению вблизи трех прудов, находившихся в 17 веке в усадьбе патриарха на Козьем болоте и известных как Патриаршие пруды.

В начале 19 века два пруда были засыпаны.

Нежилые объекты:

• Компания «Информационные технологии, телекоммуникации, связь, управление информацией в строительстве» – ИНТУС (№ 4). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.
• Бизнес-центр «На Трехпрудном» (№ 9 с несколькими строениями). «В феврале 1922 года комсомольцы Краснопресненского района г.Москвы провели в этом здании первый сбор первого пионерского отряда в Советской России».
Бывшая скоропечатня Левенсона – одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции.
Типография А. Левенсона открылась 31 марта 1881 года сначала в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, доктора А. Левенсона; в 1887 году с привлечением к себе пайщиков она превратилась в товарищество «Торговый дом А. Левенсона и Ко», а в 1890 году он было реорганизовано в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон»; в 1896 году Товарищество выполнило заказ министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Федоровны и было удостоено звания поставщика двора; типография выпускала в основном художественные издания, альбомы художников.
В 1900 году в Трехпрудном переулке по проекту Федора Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни А. Левенсона в стиле модерн: комплекс состоял из 3 объектов: административного, производственно-типографского корпусов и сторожки; все здания сохранились до наших дней; фасады производственных корпусов выдержаны в стиле рациональной промышленной европейской архитектуры с минимальной отделкой, а административный корпус богато декорирован с внешней стороны; интересно изображение чертополоха, символа модерна, барельеф с изображением печатников за работой, герб Российской Империи и знак «Поставщик двора Его Величества», стеклянный витражный плафон (купол); внутренний декор помещений административного корпуса тоже сдержанный, но потолки уникальны в каждой из комнат административного корпуса и двери также не повторяются; полы выложены метлахской плиткой. В архитектурных формах зданий прихотливо смешаны черты романтической неоготики (башенки, шатры, высокие щипцовые кровли) и модерна (растительные рельефы, энергично-упругий рисунок металлических кронштейнов и решёток, живописная асимметрия фасада и др.).
Здание построено с применением новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса в производственных корпусах, позволившего создать в цехах большие открытые пространства.
В типографии имелись литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплётная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин.
Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон и др., издавала журнал «Дешёвая библиотека» (1890, редактор-издатель Левенсон), «Новости иностранной литературы» (1891—99, редакторы-издатели Левенсон, А.Я. Липскеров), «Семья» (1893—1905, редактор-издатель Левенсон), хотя особого успеха они не имели. В типографии печатались материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 г. — материалы, связанные с коронацией императора Николая II, в 1913 г. — в связи с 300-летием Дома Романовых; меню высочайших обедов, оформленные по рисункам художников А. Головина, С. Ягужинского. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ.
В 1910 г. в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914 опубликована книгу «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. Васнецова...». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле» — «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др. Кроме того, в течение театрального сезона с 1899 года типография издавала газету под названием «Ежедневное либретто», в которой печатались новости культуры.
В 1913 г. в типографии было 450 рабочих; выпущено продукции на 1,35 млн. рублей.
Здесь печатались произведения Антона Чехова, Ивана Бунина, Марины Цветаевой.
В 1917 г. типография приобретена Земгором.
После 1917 года типография была национализирована, в 1922 году здесь был создан первый пионерский отряд, положивший начало пионерской организации, а в 1923 году стала 16-й типографией «Мосполиграфа» Московского совета народного хозяйства.
После ее закрытия в 1942 году и до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.
С начала 1990-х годов здания использовались в качестве офисов; реконструировалась турками в 1990-х годах.
В результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесла кровля и фасады памятника.
Комплексная реставрация зданий бывшей скоропечатни А. Левенсона была начата в 2013 году и продолжалась до августа 2016 года.
В процессе реставрации зданию был возвращен стеклянный витражный плафон (купол), демонтированный в течение 20 века.

Внутренний декор помещений административного корпуса тоже весьма сдержанный. Интерьеры административного корпуса несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Ф. Шехтеля.

Тем не менее, следует обратить внимание на такие элементы интерьера, как потолки (они уникальны в каждой из комнат административного корпуса) и двери, которые также не повторяются. Двери были воссозданы по фотографиям подлинного интерьера и авторским чертежам. Также по уцелевшим фрагментам были полностью воссозданы полы, выложенные метлахской плиткой.

В рамках работ проведена крупная исследовательская работа, в результате которой комплекс зданий в настоящее время выглядит таким, каким он был создан Фёдором Шехтелем.

В части реставрации фасадов были выполнены работы по расчистке и реставрации штукатурных плоскостей, отреставрирован барельеф на уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи и герб Российской империи. Фасадам возвращено историческое цветовое решение.

Были отреставрированы и восстановлены по фотографиям исторические интерьеры здания: восстановлены потолки, очищен и отреставрирован барельеф с изображением первопечатника Гутенберга в парадном зале первого этажа, воссоздан фонарь формы «медуза» и деревянный потолок парадной лестницы. Лестница, выполненная из мрамора отреставрирована с заполнением утраченных фрагментов.
Теперь тут офисы.

• Ресторан «Рыбный базар» (№ 10/2). Двухэтажное кирпичное здание.

• Театр «Практика» и до 2014 года был театр документальной пьесы «Театр.doc» (№ 11/13). Пятиэтажное отштукатуренное старое здание.

• Ресторан «Шенонсо» (№ 15; европейской кухня, с верандой).

Жилые дома:

3 этажа (№ 2а, начало 20 века, бывший дом архитектора С. Гончарова; здесь жила его дочь художница Наталья Гончарова и ее муж — художник Михаил Ларионов; у них часто собирались художники С. Дягилев, А. Лентулов, И. Машков, П. Кончаловский и др.; тут в начале 20 века был и трактир Ананьевой).
Неприметное здание суховатых классических форм на углу Трехпрудного и Палашевского переулков — особняк известного московского архитектора эпохи модерна, автора ряда доходных домов в Москве Сергея Михайловича Гончарова, выстроенное им в 1885 г. на семейном участке. Гончаровы переехали в Москву в 1891 г. из своего имения в Тульской губернии. Интересна родословная Гончарова: он состоял в родстве с Натальей Николаевной Пушкиной, его прадед был отцом Натальи Николаевны.
Однако известен дом не благодаря С.М. Гончарову и не его предкам, бывшим предметом его особенной гордости. Дочь архитектора, Наталья Сергеевна Гончарова (названная отцом в честь Натальи Николаевны) стала одной из наиболее знаковых фигур русского авангарда. Дом архитектора Гончарова стал мастерской сразу двух знаменитых художников авангарда — Натальи Гончаровой и ее гражданского мужа Михаила Ларионова (художники, верные идеалам авангарда, зарегистрируют свой брак только через 50 лет совместной жизни) и своеобразным центром художественной жизни, где бывали С. Дягилев, А. Лентулов, И. Машков, П. Кончаловский и др.

Жизнь этого дома известна по воспоминаниям друзей Гончаровой и Ларионова, среди которых — многие выдающиеся люди Серебряного века. Марина Цветаева, детство которой прошло в соседнем доме, в своем очерке о Наталье Гончаровой вспоминает:

«Трехпрудный. Это слово я прочла на упаковочном ящике черными буквами по, видавшему виды, дереву.

— Трех… то есть как Трехпрудный? — Переулочек такой в Москве, там у нас дом был. — Номер? — Седьмой. — А мой — восьмой. — С тополем? — С тополем. Наш дом, цветаевский. — А наш — гончаровский. — Бок о бок? — Бок о бок. А вы знаете, что ваш дом прежде был наш, давно, когда-то, все владение. Ваш двор я отлично знаю по рассказам бабушки. Женихи приезжали, а она не хотела, качалась на качелях…— На нашем дворе? — На вашем дворе. — В этом доме я росла. — В доме рядом я — росла.

Бабушка, качающаяся на качелях! Бабушка, качающаяся на качелях, потому что не хочет женихов! Бабушка, не хотящая женихов, потому что качается на качелях! Бабушка, от венца спасающаяся в воздух! Не чепец кидающая в воздух, а самое себя! Бабушкины женихи… Гончаровой — бабушки женихи!»

Обстановку в квартире художников мы можем представить по воспоминаниям живописца С. Романовича: «Квартира состояла из трех комнат, если в их числе считать кухню, которая иногда служила также мастерской Наталии Сергеевны. Другая комната была спальней, третья же, самая светлая и большая, была мастерской. Во всю стену на известной высоте тянулась высокая полка, на которой ребром к зрителю стояли картины наподобие книг в библиотеке. Пол был покрыт циновками. Мебели почти не было за исключением стола и нескольких стульев... В мастерской находилось несколько деревянных скульптур, частью как будто не оконченных (прежде чем стать живописцем, Наталья Гончарова училась на скульптурном отделении УЖВЗ, была ученицей Паоло Трубецкого и С.М. Волнухина — Г.М.) В памяти сохранились также большие фигурные крендели из теста... Это были изделия булочников, род скульптурных украшений или вывесок...»

О жизни в этих интерьерах рассказывает Валентина Ходасевич: «Мастерской нет — просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире. Удивило, что мольберт один. На нем обычно — работа Гончаровой. Помню Ларионова, бросающегося с кистью в руке через всю комнату к холсту, кое-как обрезанному и прибитому прямо к стене на выцветшие и замазанные красками обои... Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще пришедшие друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство — дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры».

И действительно, работа в этой небольшой мастерской была на удивление продуктивна, а теснота располагала к нестандартным художественным решениям. В 1913 г. С. Дягилев рассказывал французскому писателю и биографу деятелей искусства Мишелю Жорж-Мишелю: «Наиболее замечательным авангардным художником (в России) является женщина: ее имя — Наталия Гончарова. В последнее время она выставила семьсот своих холстов, представляющих лучи, и несколько панно, каждое — на сорок квадратных метров. Располагая только маленьким ателье, она пишет эти панно отдельными небольшими кусками, которые соединяет в одно целое только в выставочных залах».

Дом в Трехпрудном переулке был мастерской художников до 1915 г. После возвращения раненого Михаила Ларионова с фронтов Первой мировой семья уехала в Париж по приглашению С. Дягилева для работы над «Русскими сезонами». В Россию они уже не вернулись.
6 этажей (№ 3, начало 20 века, бывший доходный дом).
7 этажей (№ 5/15, начало 20 века, «дом со скворечником» – угол дома выделен с помощью «скворечника» с полукруглыми окнами; бывший доходный дом Э. Нирнзее; здесь жил ампирный архитектор Л. Поляков, автор гостиницы «Ленинградская», художник М. Куприянов, актриса Л. Гурченко, ученый по бетону Борис Скрамтаев). «В этом доме с 1954 года по 1966 год жил ученый-строитель, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР Борис Григорьевич Скрамтаев». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_918.html.

6 этажей (№ 6, 1925 год постройки). Кирпичный.
7 этажей (№ 8, 1926 год постройки). «Здесь жила с 1937 года народная артистка России Изабелла Юрьева 1899-2000».
Раньше на этом месте стоял дом, в котором родилась и выросла Марина Цветаева. Дом был построен в 1838 г. и перешел к ее отцу И. Цветаеву как приданое его первой жены, дочери историка Д. Иловайского. Сам Цветаев, известный искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств, прожил здесь до кончины в 1913 г. Дочь его, Анастасия Цветаева, так описывала этот дом: "С улицы... одноэтажный, деревянный, крашенный - сколько помню его, с 1897 года - коричневой краской, с семью высокими окнами, воротами, над которыми склонялся разлатый серебристый тополь, и калиткой с кольцом; нажав его, входили в немощенный, летом зеленый двор, мостки вели к полосатому, красному с белым парадному, - над ним шли антресоли".
Во время первой мировой войны дом передали под лазарет, а в 1926 году построили этот дом для кооператива «Творчество», который в 1948 году был надстроен, а фасад украшен новыми декоративными деталями.
Здесь жила эстрадная певица Изабелла Юрьева (мемориальная доска). См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_622.html.

6 этажей (№ 10/2, начало 20 века, бывший доходный дом). 
На месте здания, четыре этажа которого построены в 1910 г. (архитектор В. Дзевульский), находился дом, в котором в 1858-1861 гг. жила артистка Л. Никулина-Косицкая.
6 этажей (№ 11/13, стр. 1 и 2; начало 20 века, бывшие доходные дома А. Волоцкой – «Волоцкие дома»; построены по проекту архитектора Эрнест-Ришард Нирнзее по заказу графов Волоцких; первые строения дома расположены в Большом Козихинском переулке, вторая часть — в Трехпрудном переулке; в этих домах все подъезды не похожи один на другой, а некоторые квартиры располагаются в шахматном порядке. На стыке «козихинской» и «трехпрудной» половин есть подъезд, где лестница, идущая по периметру, объединяет квартиры, которые выше или ниже друг друга на пол-этажа. Большие элитные квартиры тут еще недавно соседствовали с коммуналками разных размеров и планировок; считается, что в одной из квартир в 1920-е годах содержался карточный притон, который посещали Есенин и Маяковский; здесь всю жизнь прожила Наталья Бонк, автор известного учебника английского языка; с 2004 года до последних дней жизни здесь жила актриса Людмила Гурченко – мемориальная доска. См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_853.html. В одном доме находятся нечетные подъезды, а в другом четные, а также 9-й и 10-й подъезды; 5-й подъезд располагается в подворотне между третьим и седьмым подъездами; в советское время тут работал винный магазин с длинными очередями; сегодня здесь проживают дочь Никиты Михалкова и многие артисты; также здесь находится театр «Практика», кафе «Арт-чайхона» и др.). 

Стр. 2: «Композитор Кара Караев жил в этом доме 1973 – 1982». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_385.html.

Достопримечательности:

Театр «Практика» (№ 11-13).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Маяковская» пешком через Тверскую улицу и Благовещенский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:



Художественный уголок:

Ты, чьи сны ещё непробудны,
Чьи движенья ещё тихи,
В переулок сходи Трёхпрудный,
Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звёздно
Начат жизненный первый том,
Умоляю - пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро мир тот погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом.

Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.

Марина Цветаева, 1913


Состояние на 22.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий