четверг, 27 октября 2016 г.

улица Стромынка

Расположение:

Улица проходит по району Сокольники (ВАО) от Русаковской улицы и Сокольнической площади до Русаковской набережной и Матросского моста через реку Яуза. 

Рядом – метро «Сокольники».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и выделенные и огороженные трамвайные полосы по центру улицы. Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках узкие полосы газонов между тротуаром и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 1, 3 км.

История:

Улица возникла в 14 веке как дорога в подмосковное село Стромынь (отсюда ее название) и далее во Владимир и Суздаль.

В 17 веке дорога связывала Сокольники, Преображенское и Черкизово.

В 18 веке называлась Матросской улицей (от Матросской слободы на правом берегу реки Яузы).

С конца 18 века Стромынка стала районом больниц и богаделен.

Со второй половины 19 века здесь строились фабрики и заводы.

В 1893 г. по обеим сторонам улицы устроены бульвары, а в 1911—13 гг. на Стромынской площади созданы скверы. 


На Стромынке расположены клиническая больница № 33 имени А. Остроумова (д. 1), Центральная клиническая туберкулёзная больница (д. 4), клуб имени И. Русакова. 

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Многофункциональный центр предоставления государственных услуг «Мои документы» района Сокольники (№ 2). 

Ранее в здании размещались медцентр, салон красоты и пр. При советской власти была парикмахерская.

Открыт 22 августа 2016 года.

Здесь работают 40 сотрудников. Расчётное количество посетителей — около 700 человек в сутки, что достаточно для района с населением 60,7 тысячи человек. Для посетителей оборудованы сектор электронных услуг, детский игровой уголок, установлен кофейный аппарат. Здесь предоставляют фотокопировальные услуги и есть доступ к Wi-Fi. Центр выполнен в фирменном стиле «Моих документов», что подразумевает единые навигационные стандарты, правила оформления помещений, фасадов зданий, корпоративной одежды, деловой документации. 

• Управа и муниципалитет района Сокольники, Московский государственный театр кукол «Жар-птица», прокуратура ВАО, Ресторан «Сокольническая застава» и пр. (№ 3). Пятиэтажное здание, построенное в 1957 году.

• Олимпийский центр имени братьев Знаменских со стадионом, манежем, детской легкоатлетической школой (№ 4).

– Манеж им. братьев Знаменских – зимний стадион «Спартак» построен в 1970 году.

• Деловой центр «Стромынка» (№ 4, к. 1). Пятиэтажное здание, построенное в 2008 году.

• Дом культуры имени И. Русакова (№ 6; 1929 год постройки; арх. С. Мельников; для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских; названо в честь революционера Ивана Русакова; сейчас здесь театр Романа Виктюка). 

Построен в 1927—29 гг. по проекту архитектора К. Мельникова. 

Сложная объёмно-пространственная композиция определяется секторной планировкой центрального зала и трёх примыкающих к нему балконов — аудиторий. Зрительный зал, занимающий большую часть здания (сравнительно небольшие собственно клубные и артистические комнаты располагались за сценой), проектировался с расчётом на многофункциональность, возможность разделять его перегородками-диафрагмами. Благодаря выделению снаружи глухих торцов аудиторий в самостоятельные консольные объёмы, чётко огранённые, остро и динамично сопоставленные, разделённые простенками с вертикальными полосами остекления (за ними внутри располагались лестничные клетки), энергично очерченные объёмы здания приобрели пластическую расчленённость и разнообразие ракурсов.

Здание построено в 1927–1929 гг. архитектором Константином Мельниковым по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских и получило название в память видного участника революционного движения Ивана Русакова. 

Здание Дома культуры им. Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

Здание по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания.

При строительстве клуба были применены прогрессивные технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов. В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой их них составлял около 4 тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором. Впоследствии этот механизм был ликвидирован.

В центре здания находится вестибюль с двумя изолированными лестницами и центральной лестницей посередине, ведущей в два зала: верхний и нижний. Как предполагал сам Мельников, нижний зал может быть использован под ресторан, а верхний под митинги и спортивные упражнения. Построенный клуб имел шесть самостоятельных залов и вмещал около 980 чел.: два боковых зала были рассчитаны каждый на 120 чел., три верхних зала по 190 чел., партер на 360 чел.

В 1996 г. клуб был передан в аренду театру Романа Виктюка с условием, что учреждение культуры своими силами и за свой счёт проведёт весь комплекс реставрационных работ. 

Однако на масштабную реставрацию средств долго не хватало, и здание клуба до нач. 2010-х гг. находился в аварийном состоянии.

Памятник архитектуры авангарда, дом культуры им. Русакова, построенный архитектором Константином Мельниковым в 1929 году, который сейчас занимает московский Театр Романа Виктюка, будет отреставрирован — ему обещают вернуть облик конца 20-х — начала 30-х годов. Работа начнется буквально на днях и будет закончена ровно через год, реставрация (а не перестройка — на этом настаивают чиновники) обойдется в 150 млн рублей. Однако полностью здание будет готово к работе через два года — кроме реставрации нужно установить новое оборудование, которого сейчас театр практически лишен. Пока же труппа будет играть спектакли на сценах театров «Модерн» и «Ромэн», сезон откроется спектаклем «Служанки» на сцене Российского академического молодежного театра. Дом культуры им. Русакова на Стромынке был построен в 1929 году с применением новых на тот момент технологий: железобетонный каркас, залы-трасформеры — в ДК было шесть залов, которые можно было объединить в один. В 1996 году был передан Театру Романа Виктюка и, хотя к этому моменту был уже в плохом состоянии и не вполне подходил для театра, серьезно не ремонтировался до сих пор — театру приходилось играть на других площадках. За годы, прошедшие со времени строительства, здание сильно изменилось: почти сразу пришлось заложить кирпичами панорамные окна — в те времена большая площадь остекления приводила к тому, что внутри было очень холодно. 

К 70-м годам с балконов исчезли надписи. 

В 90-х сильно изменились интерьеры, здание обросло пристройками, оконные рамы были заменены на стеклопакеты и т.д. 

Теперь ДК им. Русакова обещают вернуть первоначальный облик, но одновременно и приспособить под нужды театра.

В марте 2015 г. реконструкция, наконец-то, была завершена.

Этот клуб — признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек ХХ века. Здание в стиле "авангард" выстроено в 1927 1929 годах архитектором К.С. Мельниковым почти полностью в соответствии с авторским замыслом. В то время как другие проекты клубов Мельникова были сильно изменены в ходе реализации, сам архитектор считал это здание своим наиболее значительным профессиональным достижением.
Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. Внешние формы клуба напоминают часть шестеренки, что бросается в глаза с первого взгляда. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика — Союза коммунальников. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения, умело скомпоновав их в общий объем.
На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.В. Розановым). Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная, решил эту задачу механик Н.И. Губин.
Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180 ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала – через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами.
Зал был выполнен светлым, с узкими вертикальными окнами. Винтовая лестница установлена в глубине сцены в треугольной нише (именно она видна с заднего фасада в виде остроугольной кирпичной башенки). Отделка фасада была основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки — серой и белой. Перила террасы, сделанные из газовых труб, первоначально были светлыми.
В 2012 году началась реставрация здания для использования его театром Романа Виктюка. Внешнему облику здания будет возвращен аутентичный вид с росписями торцов трибун, заметными издалека, а внутреннее убранство будет приспособлено под современное использование.

• Больница № 5 им. братьев Бахрушиных (№ 7 с многочисленными корпусами и строениями; работает с 1887 года). 

Бывшая больница имени братьев П., А. и В. Бахрушиных. 

Построена для хронических больных на средства промышленников Бахрушиных по проекту архитектора Б. Фрейденберга (Стромынка, 1). 

Больница для хронических больных в Сокольниках была построена в 1885-1887 годах на средства известных благотворителей, братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, в честь которых она и получила свое название.

Братья Бахрушины, принадлежавшие ко второму поколению прославленной купеческой династии, владельцы кожевенных и суконных фабрик и соучредители «Товарищества мануфактур Алексея Бахрушина сыновей», снискали себе славу и как щедрые благотворители. Одним из их деяний на этом поприще стало устройство больницы для хронических больных в Сокольниках. Городские власти выделили для нее большой участок в северной части Сокольничьего поля, тогда еще не до конца застроенного. Больница возводилась с 1885 по 1887 годы, автором проекта стал архитектор Борис Фрейденберг (при участии архитектора Михаила Чичагова). На строительство и содержание больницы, рассчитанной на 200 коек, Бахрушины выделили капитал в 450 тысяч рублей. Сюда принимались на лечение «лица всякого звания, преимущественно из недостаточных жителей» (т.е. неимущих); больные, лечившиеся бесплатно, именовались «пенсионерами братьев Бахрушиных».

Комплекс больницы занимал целый квартал, две новые улицы, проложенные по его границам, получили название Большая и Малая Бахрушинская улицы (сейчас Б. и М. Остроумовские улицы). Больничные корпуса шли вдоль улицы Стромынки, с некоторым отступом от красной линии, за ними располагался сад. Здания были выстроены в псевдорусском стиле, главный корпус оформлен наряднее остальных – его фасад украшали изящные оконные наличники, «ширинки», карниз, в центре располагалось парадное крыльцо. Венчали здание три церковные главы домового храма во имя Иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» - главного храма больницы. Вторая больничная церковь – Святителя Пантелеймона, так же выстроенная в псевдорусском стиле, находилась в глубине владения, ближе к М. Бахрушинской улице. Под домовым храмом был устроен фамильный склеп Бахрушиных, где впоследствии захоронены все трое братьев и их жены.

В дальнейшем больница постепенно расширялась, строились новые корпуса – в 1892 году был выстроен дом призрения для неизлечимых больных (хоспис), в 1902 году - здание родильного дома с приютом (по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица на средства Московского городского управления), несколько лет спустя – амбулатория и корпус для туберкулезных больных.

После прихода к власти большевиков больница перестала называться Бахрушинской и была переименована в честь доктора А.А. Остроумова, который работал здесь на протяжении многих лет. Бахрушинские улицы стали Остроумовскими. Обе больничные церкви закрыты в начале 1920-х гг., домовый храм во имя Иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» вскоре сломан, а центральная часть главного корпуса надстроена третьим этажом. Обезглавленная церковь Св. Пантелеймона долгое время, вплоть до сноса в 1971 году, служила в качестве морга.

Фамильный склеп Бахрушиных собирались ликвидировать вместе с храмом, денег на перезахоронение у родственников не было, и чтобы спасти могилы от разорения, было принято решение склеп замуровать. С большой долей вероятности, захоронения Бахрушиных сохраняются в этом склепе до сих пор.

Открыта в 1887 г. 

В 1892 г. при больнице открыт на средства Бахрушиных дом призрения для неизлечимых больных на 200 мест, в 1908 г. — родильный приют и первый в Москве туберкулёзный барак для женщин. 

С 1911 г. Бахрушинская больница — клиническая база медицинского факультета Высших женских курсов. 

С 1923 г. — 33-я городская клиническая больница имени А. Остроумова.

Бывшая городская клиническая больница № 33 им. А.. Остроумова, ранее — городская клиническая больница № 5.

В октябре 1882 года братья Бахрушины пожертвовали 450 тысяч рублей московскому городскому голове на строительство больницы. 

К осени 1887 года на Сокольничьем поле была построена большая по тем временам — на 200 кроватей — Бахрушинская больница для страдающих неизлечимыми заболеваниями по проекту архитектора Б. Фрейденберга.

Все корпуса больницы представляли собой единый архитектурный ансамбль с декоративной обработкой фасадов в русском национальном стиле.

Согласно уставу, в больницу принимались на лечение лица «всякого звания и состояния, преимущественно из недостаточных». Лечение было бесплатным. Больные именовались пенсионерами братьев Бахрушиных.

В 1890 году при больнице был построен дом призрения для неизлечимых больных на 150, а в последствии на 200 человек (кажется, единственный тогда в Москве). 

С 1895 года открыт небольшой родильный приют на 8 коек, а в 1903 году по проекту архитектора И. Иванова-Шица на территории больницы построен в Москве родильный дом. 

По решению Городской Думы в 1911 году Бахрушинская больница стала учебной базой Высших женских курсов по госпитальной хирургии и терапии, а в 1913 году на завещанный капитал сестры Бахрушиных, Веры, была построена амбулатория по проекту архитектора С. Чижа на 230 посещений.

В начале 1920 года больница им. Бахрушиных была переименована в больницу им. Н. Склифосовского, а в 1923 году — в больницу имени русского ученого-клинициста, профессора А. Остроумова, который был главным врачом только что открытой Бахрушинской больницы и домашним врачом семьи Бахрушиных.

Начиная с 1934 года больница превращается в клиническую базу для терапевтической и хирургической кафедр медицинских институтов Москвы. 

В 1959 г. построено подземное сооружение ИТМГО. 

В 1974 г. был построен хирургический корпус на 300 коек, ЦТП, хранилище рентгеновской плёнки, РТП, а также патологоанатомический корпус. В 1992 году, в связи с ликвидацией больницы № 16, ГКБ № 33 им. профессора А. Остроумова возвращены два корпуса: терапевтический, построенный в 1981 г., и неврологический, построенный в 1954 г.

В 2011 году больница была реорганизована и стала частью городской клинической больницы № 14 им. В. Короленко.

Сегодня больница представляет собой многокорпусной, многопрофильный, технически оснащённый лечебный комплекс, продолжающий лучшие традиции основателей больницы. 

В больнице развёрнуто 1060 коек, кроме того, 41 реанимационная койка, функционирует амбулаторно-поликлиническое отделение на 750 посещений в смену, открыта консультативно-диагностическая поликлиника с дневным стационаром на 20 мест, на базе больницы работают 4 городских центра: патологоанатомический, токсикологический, вегетологический и сомнологический.

В системе городского здравоохранения больница решает проблемы обеспечения населения столицы и ее гостей как скорой и неотложной медицинской помощью (по профилям: терапия, травма, хирургия, нейрохирургия, кардиология, неврология, гинекология, токсикология, реанимационные отделения), так и плановой медицинской помощью (кроме упомянутых отделений, ещё и гастроэнтерология, общая онкология, онкология головы и шеи, маммология, радиология, химиотерапия, терапевтическое отделение для больных с нарушением вегетативной регуляции). Деятельность врачей стационара подкреплена мощной диагностической базой. 

В больнице функционирует рентгеновское отделение с кабинетом компьютерной и магнито-резонансной томографии, клинико-диагностическая лаборатория с кабинетом аналитической диагностики острых отравлений, кабинет гемодиализа для больных с острыми отравлениями, радиоизотопная лаборатория, отделения ультразвуковой и функциональной диагностики, бактериологическая лаборатория, отделение эндоскопии, физиотерапии с кабинетом лечебной физкультуры, на базе патологоанатомического отделения работают цитологическая и морфологическая лаборатории.

Продолжая и развивая традиции научного сотрудничества с московскими медицинскими вузами, больница является базой для 14 кафедр ведущих медицинских учебных учреждений Москвы. Это кафедры госпитальной хирургии № 1 лечебного факультета с курсами маммологии и нейрохирургии ФПДО МГМСУ, госпитальной терапии № 1 МГМСУ, анестезиологии и реаниматологии МГМСУ, лучевой диагностики и лучевой терапии МГМСУ, медицины катастроф МГМСУ, патологической анатомии РМАПО и МГМСУ, гастроэнтерологии РМАПО, неотложных состояний в клинике внутренних болезней ММА им. И. Сеченова, нервных болезней с курсом сомнологии ФППО ММА им. И. Сеченова, оперативной хирургии и топографической анатомии МГМСУ, акушерства и гинекологии ФППО ММА им. И. Сеченова, военной токсикологии и медицинской защиты при ГИУВ МО РФ, клинической функциональной диагностики МГМСУ. Сотрудничество с перечисленными кафедрами благотворно отражается на совершенствовании лечебного процесса, повышении квалификации сотрудников больницы.

Персонал больницы высококвалифицирован, каждый заведующий и старшая медицинская сестра имеют ту или иную квалификационную категорию, многие заведующие имеют учёную степень. Главный врач больницы Сергей Владимирович Колобов имеет учёную степень доктора медицинских наук, высшую квалификационную категорию, является профессором кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Московского государственного медицинского стоматологического университета.

Согласно приказу Департамента здравоохранения Москвы 6 декабря 2013 года больница № 14 переименована в больницу № 5 им. братьев Бахрушиных.

• Офисы (№ 9). Двухэтажный дом коттеджного типа середины 1920-х годов. 

Построен из популярного в то время материала термолита — по системе инженера П. Галахова: возможно, последнее сохранившееся до наших дней подобное строение. Оштукатурен и покрашен.

• Научно-практический центр борьбы с туберкулезом (№ 10; в здании бывшего дома призрения братьев Боевых; 1894 год постройки). 

На протяжении второй половины XIX – начала ХХ веков в районе Сокольников появлялись одно за другим новые общественные учреждения - больницы, богадельни, приюты, большинство из которых строилось на частные пожертвования. Среди благотворителей были семьи фон Дервиз, Бахрушиных, Ермаковых, Боевых. На средства последних в Сокольниках возведена богадельня (дом призрения) на улице Стромынке.

Главным донатором выступил Николай Боев, купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин и известный благотворитель. Для постройки богадельни московскими властями был выделен участок Сокольничьего поля, по улице Стромынке, напротив недавно построенной Бахрушинской больницы. Две улицы, ограничивающие новый квартал, были названы 1-я и 2-я Боевская, по имени создателей дома призрения.

Главное здание богадельни – длинный двухэтажный корпус, увенчанный куполом - было поставлено вдоль Стромынки, с некоторым отступом от красной линии. Справа и слева от него построены дома бесплатных квартир, а позже еще и корпус начального училища. Все здания выполнены в формах эклектики с элементами псевдорусского (русско-византийского) стиля. Автором проекта выступил архитектор Александр Обер.

В главном корпусе богадельни была устроена домовая церковь Николая Чудотворца (небесного покровителя Николая Боева) с двумя приделами Св. Петра и Св. Елизаветы. Первоначально предполагалось сделать домовый храм небольшим, но Боев решил, что храм должен быть доступен и для простых жителей, а не только для обитателей богадельни, и выстроил домовый храм вместимостью до ста человек. Церковь отличалась изысканным убранством, иконостас был изготовлен из мрамора. Николай Боев завещал похоронить себя в этой церкви, что и было сделано.

В богадельне братьев Боевых призревались «бедные лица обоего пола, неспособные к труду», содержались они на средства, пожертвованные Николаем Боевым, сама богадельня находилась в ведении Московского городского управления. В комплекс дома призрения входили также дома бесплатных квартир для бедных семей и начальное училище, они также содержались на деньги Боевых.

Богадельня просуществовала до раннесоветских времен, когда и была упразднена. Ее здание отдали под туберкулезную больницу (диспансер), сейчас здесь располагается Городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом. В советские годы домовый храм, естественно, закрыли, с купола сняли крест, церковное помещение приспособили под конференц-зал, все внутреннее убранство было утрачено. Захоронение Николая Боева, по всей видимости, также не сохранилось.

В настоящее время в алтарной части бывшего домового храма вновь устроена церковь, проводятся богослужения. Храм в его первоначальном виде до сих пор не восстановлен.

Бывший дом призрения братьев Боевых, построенный в 1890-1894 гг. на пожертвование Н. Боева по проекту архитектора А.. Обера. 

Про Н. Боева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_360.html.

В здании храма на 1-м этаже актовый зал, на втором столовая. Раньше второго этажа не было, его надстроили. 
В 2001 году в столовой была сделана часовенка.
• МФЦ: Детский молодёжный центр «Сокольники», религиозная организация христиан веры евангельской «Сердце Христа», Дирекция по комплексному обеспечению управления федеральными автомобильными дорогами Министерства транспорта РФ, Салон красоты и пр. (№ 11). Четырёхэтажное кирпичное здание 1920-х годов постройки.

• Бизнес-центр «Северный берег» (№ 13а).

• Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»: подразделение «Школа на Стромынке» (№ 17). 

Бывшая школа № 378 с углублённым изучением математики.

• Офисы, сервисы и магазины в зданиях бывшего завода «Геофизика» (№ 18 с несколькими строениями).

• Российский государственный социальный университет (№ 18, кк. 3 и 4; в здании бывшего НПО «Геофизика»). 

Построено в 1929–1932 гг. Архитектор А. Юганов. Конструктивизм.

• Московский центр занятости молодежи «Перспектива», территориальное управление ГУП «Дирекция гаражного строительства», полиция и пр. (№ 19, к. 2). Пятиэтажное кирпичное здание 1928 года постройки. Конструктивизм.

• Ресторан «Петровская Слобода» и офисы (№ 19а).

• Московский технологический университет – кампус МГУПИ (№ 20; бывшая парусная фабрика со времен Петра Первого, затем – 1-я московская богадельня, дом инвалидов, студенческое общежитие, институт и академия приборостроения). 


Четырехугольное каре двухэтажных корпусов (северо-восточный угол в 1941 году разбит немецкой авиабомбой и впоследствии разобран) на Стромынке было известно в старой Москве как Екатерининская богадельня. Но первоначально это Хамовный двор – полотняная фабрика, где делали парусину для русского флота, основанная Петром I в 1696 году. Мастеров набирали на фабрику в 1697-м, в 1700 году она уже работала, поставляя полотно на воронежские верфи. В том же году Петр посетил фабрику и заявил: «Завод мне зело нравный». В 1720 году на фабрике было 330 ткацких станов и более тысячи рабочих – это была крупнейшая текстильная мануфактура того времени, выпускавшая уже не одну парусину, но и льняное «голландское» и «фламское» полотно и даже салфетки.
Каменные северный и западный корпуса существовали уже в 1719 году; они составляют угол современного здания, выходящий к Стромынке. На бывшем парадном западном фасаде сохранились ворота, оформленные парными пилястрами. Между первым и вторым этажами видны анкеры, свидетельствующие о сводчатых перекрытиях.
Полотняную фабрику в середине XVIII века перевели в Новгород, в ее зданиях сначала поселили флотских матросов-ветеранов, а в 1785 году разместили Екатерининский богаделенный дом, который был призван заменить сразу 82 старинные приходские богадельни Москвы. В 1787 году построенные по проекту архитектора Селехова восточный и южный корпуса замкнули каре.
Изящное здание центрического плана с пятью куполами, стоящее во дворе богадельни, относится к концу XVIII века. Возможно, первоначально оно служило богаделенной церковью, в которую и перенесли иконы из Старо-Преображенского дворца. Историкам оно, впрочем, напоминает парковые павильоны усадеб той эпохи, в частности, один из эскизов Баженова. Под зданием находились глубокие погреба.
В начале XIX века в северо-западном углу каре устроили новую церковь Воскресения Христова, со сферическим куполом и росписями на наружных стенах. Интерьер ее украшала величественная классическая ротонда, невольно заставляющая вспомнить о руке другого московского мастера – Матвея Казакова, который вел в то время какие-то работы в Екатерининской богадельне. Над западными воротами в 1806 году появилась колокольня со шпилем. В 1826 году в истории здания появляется имя еще одного большого архитектора – Осипа Бове, который перестраивает северный и западный корпуса в классическом стиле, уничтожая при этом остатки декора петровской эпохи.
В Екатерининской богадельне, точнее, в занимавшем часть здания сиротском училище, с 12 до 17 лет воспитывался в 1830-е годы будущий историк Иван Забелин, оставивший воспоминания о несладкой жизни в этих стенах и о кулачных боях, в которых сходились возле богадельни преображенские фабричные (традиция дожила до 1930-х годов).
В 1920-х годах Екатерининскую богадельню переименовали в «инвалидный дом имени Радищева». В 1923 году ее церковь закрыли «по ходатайству рабочих», купол сломали, а роскошный классический интерьер был уничтожен. Иконы из Старо-Преображенского дворца исчезли. Колокольню тоже разрушили. Вскоре все корпуса надстроили двумя этажами, лишив здание какой-либо выразительности. Здесь устроили студенческое общежитие, в котором жил, например, писатель Владимир Чивилихин.
В интерьерах богадельни, занятой ныне учебным заведением, сохраняются редкие по нынешним временам фрагменты убранства XIX века – чугунные колонны, лестницы и пр.

Бывший государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ), присоединён в МИРЭА в 2014 году.

На основании приказа Министерства образования РФ от 27 мая 2015 года в связи с присоединением МИТХТ им. М. Ломоносова МИРЭА переименован в «Московский технологический университет».

Основан в 1936 году как Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ).

С 1988 года – Московский институт приборостроения (МИП).

С 1994 года – Московская государственная академия приборостроения и информатики (МГАПИ).

Одно из старейших зданий района Сокольники. 

В основе — корпуса парусной (полотняной) фабрики, основанной здесь при Петре I. 

После того, как фабрику перевели в Новгород, здесь в 1775 году было решено устроить первую московскую богадельню. 

В 1785 году сюда перевели богаделенное отделение Екатерининской больницы, отсюда и название богадельни — Екатерининская (или Матросская – по названию места). 

В 1787 г. были пристроены новые корпуса и ансамбль приобрел вид замкнутого каре. 

В 1790 г. здесь была устроена церковь Воскресения Словущего (упразднена в советское время). 

Петр I на правом берегу Яузы построил парусную фабрику и при ней поселил матросскую слободу. 

В 1771 г. фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.

В 1920-е гг. здесь был устроен инвалидный дом им. Радищева. 

В 1930-е гг. здание было надстроено двумя этажами, а в середине 1950 годов была снесена часть каре (для спрямления ул. Стромынка перед вновь сооружаемым Матросским мостом), после чего здание было приспособлено под студенческое общежитие. 

В 1970-е было общежитием нескольких вузоа, называлость стромынский студгородок. 

Позже было отдано институту приборостроения. 

Здание было в плане в виде правильного квадрата, один угол срезали при постройке нового Матросского моста в 1955—1956 гг.

В 2002 был крупный пожар. После него частично снесли один верхний этаж. Кафедра химии сгорела. 

– Хозяйственные помещения (погреба) бывшей Екатерининской богадельни. Погреба в центре двора отдаленно напоминают церковное здание и нередко ошибочно принимаются за закрытую церковь. Восстановлены около 2004 года.

• Офисы (№ 20а). Трёхэтажное кирпичное здание первой половины ХХ века. Восточную стену здания украшает мозаичный рисунок со словами: «Связь СССР».

• Спецгостехнадзор ОАТИ г. Москвы, Московский городской комитет профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, офисы (№ 21, к. 2). Шестиэтажное здание 1928 года постройки. Конструктивизм.

• Ресторан «Яуза» (№ 22). 

• Офисы (№ 25, стр. 1). Постройка 1895 года.

• Офисы (№ 25, стр. 2). Одноэтажное здание, построенное в 1969 году.

• Офисы (№ 25, стр. 6). 

Здание бывшей электрической подстанции чулочно-носочной фабрики «Колор».

• Компания «Рособоронэкспорт» (№ 27/3).

Жилые дома:

Общая хар-ка: 6 этажей (№ 21, корп. 1 и 23/16; 1928 год постройки); 5 и 8 этажей (1950-е – 1960-е годы постройки); 14 и 16 этажей (1970-е годы постройки).

8 этажей (№ 1). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – обувь, аптека и пр.

5 этажей (№ 4, к. 2). 2008 год постройки. Блочный.

16 этажей (№ 13). 1972 год постройки. Панельный.

5 этажей (№ 14, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Продуктовый магазин, аптека, салон красоты и пр.

5 этажей (№ 14, к. 2). 1961 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 15). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – медцентр и пр.

5 этажей (№ 16). 1962 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Магазин «Продукты», Кафе «Виктория» и пр.

14 этажей (№ 19, к. 1). 1973 год постройки. Кирпичный («Башня Вулыха»). На 1-м этаже – сбербанк, Салон красоты и пр.

6 этажей (№ 21, к. 1). 1928 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.


6 этажей (№ 23/16). 1928 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. На 1-м этаже – универсам «Магнолия» и пр.

Достопримечательности:

Театр кукол «Жар-птица» (№ 3).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Cокольники» на автобусах №№ 265, 716 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 20.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий