понедельник, 3 октября 2016 г.

Верхняя Радищевская улица

Расположение:

Улица проходит по Таганскому району (ЦАО) от Яузской улицы и Тетеринского переулка до Таганской площади. 

Метро «Таганская» (конец улицы)

Недалеко – река Яуза.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Возникла в 17—18 вв. в Заяузье, в Болвановской слободе, где изготовлялись «болванки» для пошива головных уборов (отсюда прежнее название улицы). 

В 1712 г. построена церковь Николая Чудотворца на Болвановке (д. 20, архитектор О. Старцев). 

В конце 18 в. сооружены д. 1 (пристройки XIX в.) и д. 13 (фасад 1875). 

В начале 19 в. построены дома 14, 17 и 18. 

В сквере между домами 14 и 18 установлен мраморный бюст Радищева.

До 1919 года — Верхняя Болвановская улица (т. к. здесь в 17 веке существовала Болвановская слобода, где делались болванки для пошива головных уборов). 

Улица также называлась просто Болванкой (по местности) и Николоболвановской — по церкви Николая Чудотворца на Болвановке (на углу Верхней и Нижней Радищевских улиц). 

Улица названа в 1919 году в честь писателя, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Алексея Радищева (1749-1802), жившего здесь с 1797 года.

Определение Верхняя дано улице для ее отличия от рядом проходящей Нижней Радищевской улицы.


До 1922 года улица называлась Верхней Болвановской, Болванкой, Николоболвановской. О происхождении ее названия спорят до сих пор. Одни исследователи придерживаются мнения, что здесь в 16-17 вв. располагалась ремесленная слобода, где изготавливали деревянные болванки для создания головных уборов и других надобностей. 
Существует и более экзотичная версия – здесь могли стоять болваны – статуи, которым поклонялись местные жители-язычники. Однако следы статуй-болванов так и не были обнаружены.

Улица, протяженностью 560 метров, начинается от Рюмина переулка, продолжая Яузскую улицу, и доходит до Таганской площади.

До нашего времени улица сохранила свой облик с малоэтажной застройкой. Одно из старинных зданий улицы – церковь Николая Чудотворца на Болвановке (дом № 20), построена в 1697-1712 гг. московским зодчим Осипом Старцевым в стиле московского барокко. Храм несколько раз перестраивали, а в советские годы он чуть не был разрушен. 
Напротив него в конце 18 века находились лавки «Мушного ряда».

В сквере дома №16 находится памятник А.Н. Радищеву.
Стоит обратить внимание на дом №18 – это усадьба П.Жегалкина, дом №14 – дом Е.Е. Симоновой, дом №1 купца П.Ф. Дранищева.


В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская". В 1991-1992 годах существовал проект переименования станции в "Каменщики".

Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
Архитекторы: К.С. Рыжков, А.А. Медведев, при участии Л. Грипачевской.
Инженеры-конструкторы: Д. Дмитриев, Б.М. Прикот.

Названа по одноименным площади и улице.
Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии (скульпторы Е.П.Блинова, П.М.Кожин, А.Г.Сотников, А.Д.Бержитская, З.С.Соколова). 
На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бержитская, З. С. Соколова). В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликовом «свитке» написано: «Слава героям — [род войск]!». Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью — изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России. По фону идёт рельефный майоликовый орнамент «травами». Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый. Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета в верхней части, в нижней - серым мрамором. Пол выложен красным и серым гранитом. Для освещения применены люстры.
В южном торце центрального зала размещалась скульптурная композиция «Сталин и молодёжь» (скульпторы Е.П.Блинова и П.А.Баландин), впоследствии замененное на панно тех же авторов с портретом В.И.Ленина, гербом СССР и союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Сейчас нет и его: в торце устроен переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии. В центре станции расположены лестницы, ведущие на станцию «Марксистская» Калининской линии.
Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Поэтому при строительстве промежуточного зала метро инженеры решили сделать железобетонный цилиндр на поверхности и опускать его на нужную глубину, а затем соорудить над ним купол.
Станция расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона. Между ними – промежуточный зал, свод которого украшен росписью «Салют Победы» (художник А.К.Ширяева).
• Бывший дом купца П. Дранищева (№ 1/2). 2 этажа. 

1790-е; начало 19 в.; 1847 г.

• Офисное здание (№ 2/1, стр. 2).

• Офисное здание (№ 2/1, стр. 3).

• Офисное здание (№ 2/1, стр. 4).

• Офисное здание (№ 2/1, стр. 5).

• Офисное здание (№ 3, стр. 1). 

Здание построено в 1990-е годы. 

Довольно удачная имитация московского особняка конца 19 века. 

Вид портит только стеклобетонная пристройка, появившаяся в 2005 году.

• Офисное здание (№ 3, стр. 2).

• Офисное здание (№ 3, стр. 3).

• Бывшая Федеральная миграционная служба России (№ 4, стр. 1). Трёхэтажное кирпичное здание 1880 года постройки.

• Сауна «Таганская Пещера» (№ 4, стр. 2).

• Офисное здание (№ 4, стр. 3).

• Бывший дом статского советника Карновича (№ 5; 18-19 веков). 

Простая двухэтажная постройка с проездной аркой с правой стороны — главный дом небольшой усадьбы, обращенной мезонином во двор (конец 18 века; 1803; 1822; 1834 гг. — фасад). Она соединена с длинным жилым флигелем, имеющим раскреповку стены вертикальными оконными нишами с выступающими подоконными филенками, характерную для середины — второй половины 18 века.

• Массажный салон «Фишка» (№ 5, стр. 4).

• Офисное здание (№ 5, стр. 5).

• Офисное здание (№ 5, стр. 6).

• Офисное здание (№ 6, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание 1880 года постройки.

• Офисное здание (№ 6, стр. 2).

• Офисное здание (№ 6, стр. 4).

• Офисное здание (№ 7, стр. 1).

• Офисное здание (№ 7, стр. 2).

• Офисное здание (№ 7, стр. 3).

• Офисное здание (№ 7, стр. 4).

• Бывший главный дом городской усадьбы Е. Кулакова (№ 8, стр. 1, 19 век). Двухэтажное кирпичное здание. Начало 19 в., 1830-е гг., 1869 г.

• Офисное здание (№ 8, стр. 2).

• Офисное здание (№ 8, стр. 3).

• Офисное здание (№ 9, стр. 4). Двухэтажное кирпичное здание 1876 года постройки.

• Сервисный центр (№ 9а, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание 1886 года постройки.

• Мини-отель «Дипломатический охотничий клуб» (№ 9а, стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание 1896 года постройки.

• Сервисный центр (№ 9а, стр. 6).

• Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (№ 11, стр. 1). 2 этажа.

• Офисное здание (№ 11, стр. 4). 

• Бывший флигель усадьбы А. Зюзиной (№ 12, стр. 1; 18-19 века). С полуподвальным этажом. 

Простая безакцентная раскреповка стены филенками и лопатками характерна для 18 в.

В наши дни над домом 18 века были достроены два с "пенопластовым" декором.

• Бывшая городская усадьба В. Веневцова (№ 13, стр. 1–3; 18–19 веков). 

Двухэтажный особняк с антресолями, выполненный в стиле классицизма (18 в.), принадлежал столичному купцу первой гильдии В. Веневцову. Дом перестроен во 2-й половине 19 века и в 1970-х годах. 

Имеется небольшой флигель с двумя окнами на фасаде и дверью. Фасад украшен многочисленными декоративными деталями, ритмическим рисунком, обрамляющим ряд окон первого этажа, и наличниками на трёх центральных и двух крайних окнах второго этажа. Отделка разных цветов визуально выделяет структурные элементы фасада. 

Дом нежилой. В настоящее время здесь размещаются различные организации.

• Бывший дом Е. Симоновой (№ 14; 19 век). Каменное здание построено в 1773–1781 гг. 

Неоднократно перестраивалось: в 1836 г., 1853 г. 

В 1908 году главный дом перестроил архитектор Н. Струков. 

В настоящее время здание четырёхэтажное. 

Тут – бутик-отель «Усадьба Хлебникова».

• Бывшая городская усадьба (№ 15, 19 – начала 20 веков). 

Теперь тут рестораны.

• Паб «Джон Донн» и Кафе «Жан-Жак» (№ 15, стр. 2).

• Медицинский центр «МобилМед» (№ 15, стр. 3).

• Бывший гуманитарный университет имени М. Шолохова (№№ 16-18; бывший главный дом городской усадьбы Кулаковых, 18-19 веков). 

Построен в 1751-73 годах. 

Перестроен в 1834 и 1875 годах. 

4 февраля 2015 года на заседании Комиссии при Минобрнауки России рассматривался вопрос о реорганизации МГГУ им. М. Шолохова путем присоединения к МПГУ. Ранее с такой инициативой в адрес Министерства обратился Ученый совет МГГУ им. М. Шолохова, официальное обращение было также размещено на официальном сайте вуза. К октябрю 2015 года завершилось слияние МГГУ им. Шолохова с МПГУ.
– Памятник А. Радищеву.
Скульптор В. Усов.
Он был установлен в 1995 году.  Место было выбрано не случайно – именно по этой улице Александр Николаевич проезжал в 1797 году, когда возвращался домой после долгих лет сибирской ссылки. 
Александр Радищев – писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов. Наибольшую популярность писателю принесла книга «Путешествие из Петербурга в Москву», где автор изложил свои философские размышления, критикующие помещичье-крепостнический строй и самодержавие. После выпуска этой книги незамедлительно последовал арест, суд и приговор к высшей мере наказания – казни. Но «по милосердию и для всеобщей радости» императрица Екатерина II заменила казнь на длительную ссылку в Сибирь. При императоре Павле І Александр Николаевич получил разрешение вернуться в свое имение, а при Александре I и вовсе получает полную свободу и призывается на чиновничью службу в Петербург, в комиссию по составлению законов. 
• Ресторан «Халва» (№ 16, стр. 2).

• Бывший дом К. Семенова (№ 17; 19 век).

• Офисное здание (№ 17/2, стр. 2). Трёхэтажное кирпичное здание 1886 года постройки.

• Офисное здание (№ 18, стр. 2).

• МФЦ (№ 19/3, стр. 1).

• Православный храм святителя Николая Чудотворца на Болвановке (№ 20; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Патриаршее подворье. Приписан к приходу храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхнего (холодного) храма – апостолов Петра и Павла; приделы: Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Престол нижнего (теплого) храма – святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1712 г. в месте, где московские князья встречали в древности ханских послов с «болванами» («басмами»); обновлялся в 19 – нач. 20 вв. В 1920 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были разные гос. учреждения, НИИ). Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: стиль – московское барокко; состоит из основного двухэтажного объема на подклете с 5 главами, трапезной и шатровой колокольни. Декор: оконные наличники, кокошники. Святыни: чтимые иконы Божьей Матери «Прибавление ума». Духовенство: настоятель – архимандрит Феоктист Димитров. Богослужение: по четвергам утром в 8.00, вечером – в 18.00; по субботам – бдение (в 17.00), по воскресеньям утром (в 9.00). Сайта нет).

Храм Святителя Николая Чудотворца на Болвановке — памятник архитектуры 18 века. Его считают последним средневековым строением в Москве.
Каменная святыня возведена на месте деревянной в 1697-1712 годах. Автором проекта выступил московский архитектор Осип Старцев. Здание создано в стиле «московского барокко». Это двухэтажное строение с большими окнами. Вверху его венчают пять глав с несколькими рядами кокошников. К нему примыкает шатровая колокольня. По словам ученных, зодчий церкви не принимал новых тенденций в архитектуре, поэтому за храмом закрепилось звание «последнего средневекового строения старой Москвы».
На первом этаже храма в отапливаемой церкви во имя Николая Чудотворца проходят зимние богослужения. Под летнюю церковь с престолом апостолов Петра и Павла отведен второй этаж. В трапезной находятся приделы в память о Введении Пресвятой Богородицы и Усекновении главы Иоанна Предтечи.
В 18-19 веках храм несколько раз восстанавливали после пожаров. В 1875-1876 годах церковь перестроили, проект реконструкции выполнил архитектор Василий Карнеев. В начале 20 века, благодаря масштабным реставрационным работам, храм приблизился к первоначальному облику.
После Революции храм разорили, живопись закрасили, сняли колокола, а потом отдали под различные госучреждения. От полного сноса в 1944 году церковь избавил статус памятника архитектуры. Только в 1990 году храм возвратили РПЦ и отреставрировали.
Некогда храм украшали ценнейшие иконы — Деисус и образ Сергия Радонежского, написанные Феодором III, архиепископом Ростовским. Иконы были в ризах из серебра, с позолоченными дубовыми иконостасами, бронзовыми паникадилами. Сейчас здесь находится редкая икона Богоматери «Прибавление ума».

Построена в 1697—1712 гг. при участии зодчего Осипа Старцева на месте деревянной церкви начала 17 в. 

Включает расположенные по одной оси двухэтажный храм с апсидой, трапезную и колокольню. На первом этаже находился главный престол Николая Чудотворца, на втором (в храме) — престол Петра и Павла, в трапезной — престолы Введения во храм и Иоанна Предтечи. 

Архаично (для рубежа 17—18 вв.) выглядит завершение трёхсветного четверика основного объёма горкой кокошников и тесно сдвинутым декоративным пятиглавием. В предшествующей архитектурной традиции выполнены трёхчастный алтарь (апсиды нижней церкви несколько выдвинуты на востоке по отношению к верхней), трапезная, равная по ширине храму, и высокая 3-ярусная шатровая колокольня. Весь силуэт здания отличается слитностью объёмов и подчёркнутой вертикальностью. Церковь сильно пострадала во время пожара в середине 18 в., почти полностью утратив детали белокаменного декора, выполненного в духе московского барокко. 

В 1900—05 на средства М. Коликова и под наблюдением архитектора В. Осипова были проведены реставрационные работы, частично возвратившие памятнику его первоначальный облик. Однако восстановленные в это время парные колонки на углах нижнего этажа и колончатые наличники с фигурными навершиями (на храме и на первом этаже трапезной) обладают укрупнёнными пропорциями и суховатой отделкой. 

Роспись в интерьере выполнена живописцами-реставраторами М. и И. Дикарёвыми.

Первый храм на месте современного являлся приходским храмом ремесленников, изготавливавших болванки для производства шляп. Существует предположение, что первый, деревянный храм был построен в 1506 году. Тут проходит древняя Болвановская дорога на Коломну, по которой Дмитрий Донской вел войско на Куликово поле.

Каменный храм, сохранившийся до наших дней был построен под руководством талантливого московского зодчего Осипа Старцева. Церковь была выстроена им в традиционном московском барокко. 

Церковь Николы на Болвановке иногда называют последней средневековой постройкой старой Москвы. 

Храм двухэтажный, на первом этаже была оборудована «тёплая» (отапливаемая) церковь для зимних богослужений с престолом во имя святителя Николая, а на верхнем — летняя церковь с престолом апостолов Петра и Павла. Храм четырёхугольный в плане, на высоком цоколе. Верхний храм перекрыт высокой горкой декоративных узорчатых кокошников. Украшен 50 белокаменными наличниками окон. Трапезная перекрыта узкой крышей. Алтарные апсиды нижнего храма выдвинуты на восток относительно верхних, так как по обычаю верхний престол не должен перекрывать нижний. Вершает храм традиционное пятиглавие. С запада храм замыкает шатровая колокольня. В трапезной были устроены приделы освящённые во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Трапезная равна храму по ширине и была оформлена белокаменными наличниками, по аналогии с храмом, и изразцами с изображением херувимов. Освящение храма было совершено в 1712 году.

Впоследствии церковь сильно пострадала во время пожара в середине 18 века, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и обновлялся на средства прихожан. 

В 1875–1876 годах церковь была перестроена по проекту архитектора В. Карнеева, а в 1900–1905 годах на средства М. Коликова под руководством архитектора В. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали, а также поновлены росписи художниками И. и М. Дикаревыми.

Около 1920 года храм был закрыт. В 1922 году из храма изъято свыше 15 пудов серебряных церковных украшений и утвари. 

В 1944 году, при строительстве метро «Таганская» и перестройки Таганской пл. была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. 

В 1950-е годы храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах. В храме находились различные учреждения, научный институт. 

В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения в Гончарах.

Ранее в храме находились древние иконы — деисус и икона Сергия Радонежского, написанные его племянником, преподобным Феодором, архимандритом Симонова монастыря. Сейчас в храме хранится почитаемая икона «Прибавление ума».

• Бизнес-центр (№ 21). Гостиница «На Радищевской» 3*, ресторан-отель «Лангуст», автосервис и пр. Четырёхэтажное кирпичное здание 2007 года постройки.

• МФЦ (№ 22). Магазин «Союз», салон связи и пр.

Жилые дома:

4 этажа (№ 11, стр. 2; 1912 год постройки).

7 этажей (№ 13–15; 1958 год постройки). Кирпичный.

Достопримечательности:

Православный храм святителя Николая Чудотворца на Болвановке (№ 20).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Таганская» пешком.


Видео:




Состояние на 7.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий