вторник, 11 октября 2016 г.

Ивановская улица

Расположение:

Улица проходит по Тимирязевскому району (САО) от Тимирязевской улицы до Красностуденческого проезда. 

Недалеко – метро «Тимирязевская» (Серпуховско-Тимирязевской линии) и железнодорожная платформа Тимирязевская (Савеловского направления).

Зона:

жилищно-социальная.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; узкие полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 1, 2 км.

История:

Улица названа до 1917 года по фамилии одного из местных дореволюционных домовладельцев.

Нежилые объекты:

• Православный храм святителя Николая Чудотворца у Соломенной сторожки (№ 3; Северное викариатство, Всехсвятское благочиние. Патриаршее подворье. Придел: великомученицы Людмилы чешской. История: построен в 1997 г. на месте снесенного в 1960-е гг. храма. Арх-ра: стиль – неорусский; деревянный; состоит из основного объема с одной главой и звонницы (перед входом). Святыни: чтимые иконы святителя Николая Явленского, Иверской и Тихвинской Божией Матери, преподобного Леонтия, исповедника Михайловского с частицей его мощей, собора Санаксарских святых с частицами их мощей. Духовенство: настоятель – священник Владимир Новицкий (род. в 1963 г.); другие клирики: священники Орест Оршак, Антоний Игнатьев, Дмитрий Туркин и Алексей Сорокин; дьякон Максим Дулев. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), вечером – в 17.00 (по воскресеньям – с акафистом святителя Николая Чудотворца, а по пятницам – с акафистом великомученице Людмиле Чешской). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; беседы о вере для взрослых со священником (по субботам), молодежный клуб; сестричество; библиотека; помощь СИЗО № 5, областной психбольнице и др. Сайт есть и очень даже хороший для столь молодого храма, но почему-то история храма заканчивается только на 2011 годе).

Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению прекратило своё существование в начале 19 века. Земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки. В книгах начала века пишется, что некогда здесь у дороги стояла крытая соломой будка, названная поэтому в народе «соломенной сторожкой». Когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание - «у Соломенной Сторожки».

Инициаторами строительства нового храма стали воины расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины и прежде всего её командир полковник А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В. Заглухипский. Деньги на строительство нового храма собирали также дачники села Петровско-Разумовского.

Проектировать храм был приглашён Ф. Шехтель, академик архитектуры, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске и некоторые другие).

Перешедший в 1915 году в православную веру Фёдор вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят деревянный шатровый храм. Ф. Шехтель писал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви». Шехтель в своём проекте почти буквально следует деревянному зодчеству прошлого. Вместе с тем технология строительства существенно отличается от традиционной: храм построен каркасной системой, то есть по брусьям обшит с двух сторон тесом, а не собран из бревенчатых венцов. Это не могло не повлиять на долговременность постройки и её вертикальные характеристики, выглядящие в центральной части более приземисто, чем ранние прототипы.

В основе церкви лежит крестообразный план, когда к нижнему четверику, завершающемуся шатром, прирублены по сторонам четыре бочки, образующие крест. Основание под бочками расширено, что позволяет увеличить внутреннее пространство для молящихся. Ядро композиции торжественно возносящийся шатёр и бочки по сторонам, известные по таким образцам зодчества Севера, как Клементовская церковь в посаде Уна (XVI в.), церковь Рождества Богородицы в Заостровье (1726), Вознесенская церковь в Конецгорье (1752), в существующей поныне Успенской церкви в Варзуге (1674). Конечно, есть и отличия от этих храмов (как и сами они отличаются друг от друга), но основа объёмно-пространственной композиции была передана Шехтелем с редким чувством вкуса и пропорций. Здесь почти нет надуманности форм, оторванности от реальной структуры народной деревянной архитектуры. Там, где нарушается принцип целостности, например при устройстве звонницы, это оговаривается особо. Следует заметить, что подлинные внешние формы воссоздаются здесь такими, какими они были увидены исследователями и любителями старины в конце 19 – начале 20 века, то есть под поздней обшивкой, что делает здание более чётким и сухим, без свойственной венцам живописности, игры светотени, естественной причудливости форм. Характерно, что на неорусский стиль Никольского храма не оказал влияния изощрённый язык модерна, признанным мастером которого был Ф. Шехтель. Чистота и логическая ясность форм, естественная динамика композиции – вот основа его архитектурного языка. Даже очертания «ломаных» бочек, отличных от скругленных старорусских, определяются влиянием материала – теса вместо лемеха, а не сознательным приёмом.

Целостностью отличается и интерьер храма, где боковые помещения органично вливаются в центральное пространство под шатром. В гармонии с архитектурой решены и малые формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и даже подсвечники. Не нарушает впечатления старины и большое паникадило-хорос в центральной части храма. К древним образцам восходит и расписной трёхъярусный (тябловый) иконостас, собранный из икон 16-17 веков, уникальный случай органичного синтеза «новодельной» архитектуры с древними живописными подлинниками. Ансамблевая слаженность, равновесие частей и деталей (даже в расположении икон) делают храм уникальным произведением искусства.

Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения.

В советское время, после закрытия в округе других храмов, количество прихожан у храма святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20-х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своём участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал: «Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, лёгкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев и дочь Вера – художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит её заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт». В конце докладной записки он сообщает, что «измыслил» способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками.

Планам Шехтеля не суждено было сбыться. Сам архитектор скончался в 1926 году, в возрасте 67 лет. А в 1935 году храм был закрыт, его звонница и шатёр были сломаны. По рассказам старожилов, некоторое время в церкви ещё продолжались службы. Но вскоре в здании разместили общежитие.

В 1960-х гг. церковь снесли окончательно, на её месте выстроили многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.

Три десятилетия спустя у префекта Северного административного округа Москвы Михаила Дёмина и иерея Георгия Полозова возникла идея восстановления храма. Работы по восстановлению церкви начались с конца 1996 года. Проект храма разрабатывался архитектором А. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф. Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В. Якубени. Строительство вело акционерное общество «Аркада». Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью. Всё это делает здание более прочным по сравнению с прежним.

Новый храм был построен недалеко от места, на котором стоял прежний, менее чем за полгода и освящён 20 апреля 1997 года.

• Нежилые здания (№№ 16, стр. 1 и 2).

• Детский сад «Остров сокровищ» (№ 17). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисное здание (№ 23). Двухэтажное кирпичное.

Бывшая клиника НИАРМЕДИК.

• Всероссийское общество спасания на водах (№ 24).

• Офисное здание (№ 24). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывшая дача чаеторговцев Поповых. Здание в стиле рационального модерна построено в 1902 году архитектором Львом Кекушевым (по другим документам Адольфом Эрихсоном). Одна из последних дореволюционных дач района. 

В этом доме в 1930-е годы была школа, в начале 1960-х – милиция, потом – Всероссийское Общество Спасания На Водах. 

• Детская музыкальная школа имени А. Артоболевской. Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475954614/

• Офисное здание (№ 28; бывший дачный дом). Одноэтажный с двухэтажной центральной частью.

• офисное здание (№ 28, стр. 1). Двухэтажное кирпичное.

Бывшее здание отделения по району Тимирязевский отдела УФМС России по Москве в САО. 

Ранее – 74 отделение милиции. 

Сносимое здание (№ 19/21). Бывший частный детский сад «Юниор Парк». Двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1958 году.

Жилые дома:

1 этаж (№ 8а; деревянный; бывшая дача Раевских 1870-х годов; передана советской властью селекционеру Петру Лисицыну и ныне принадлежит его потомкам. В доме находится музей-комната Лисицына; яблоневый сад; приусадебный участок).

2 этажа (№ 24; кирпичный; 1902; бывшая дача чаеторговцев Поповых; в стиле модерна; в здании Всероссийское общество спасания на водах).

5 этажей (№№ 14, кк. 1 и 2). 1963 год постройки. Блочные.

5 этажей (№ 18). 1959 год постройки. Кирпичный.

12 этажей (№№ 16, 18 и 26; 1960-е годы постройки). Блочные.

5 этажей (№ 22). 1961 год постройки. Блочный.

5 этажей (№№ 32 и 36). 1960 год постройки. Кирпичный.

14 этажей (№ 34; 1981 год постройки). Кирпичный. ЖСК «Жилищник».

Идет стр-во 22-этажного жилого комплекса «Тимирязев парк» на месте бывшего детского сада в окружении дубов (№ 19).

Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой многих домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена.

Достопримечательности:

Православный храм святителя Николая Чудотворца у Соломенной сторожки (№ 3).

Музей-комната Лисицына (№ 8а).

Зон отдыха нет.

Перспективы развития:


Дома №№ 14, кк. 1 и 2 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Тимирязевская» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474937448/

Видео:



Состояние на 11.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий