суббота, 17 сентября 2016 г.

Авиамоторная улица

                                                                 Расположение:

Улица проходит по району Лефортово (ЮВАО). 

Тупиковая – от Солдатской улицы до пункта хранения реагентов и железной дороги Горьковского направления (перегон Серп и молот – Карачарово). 

Пересекает шоссе Энтузиастов. 

Метро «Авиамоторная» (середина улицы)

Недалеко от метро «Авиамоторная» (в 400 метрах) – железнодорожная платформа Новая Казанского направления.

Зоны:

жилая, промзона «Серп и молот», парковые, социальная, научные, офисные, учебные, спортивные, социальные и торговые учреждения, автосервисная.

Описание:

От начала улицы до пересечения с шоссе Энтузиастов – улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и трамвайные полосы в середине улицы; затем –  двухстороннее движение автотранспорта (по одной или двум полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках – полосы газонов с деревьями и декоративными оградами между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Много заборов. Длина – около 3, 5 км.

История:

До 1922 года – 1-я улица Всехсвятской Слободы (по церкви Всех святых, затем – Всехсвятский единоверческий монастырь, уничтоженный в 1934 году).

В 1922 – 1933 годах – 1-я Синичкина улица (по речке Синичка, ныне заключенной в подземную трубу – коллектор).

Улица названа в 1933 году по Центральному институту авиационного моторостроения, который был построен на этой улице в 1930 году.

В 1950 году в состав улицы были включены бывшие Центральный и Петровский проезды.

Нежилые объекты:

М метро Авиамоторная (середина улицы; есть выход также на шоссе Энтузиастов; рядом — 2-я Кабельная и Красноказарменная улицы, а также железнодорожная платформа Новая Казанского направления (но прямого выхода из метро на нее нет); Калининско-Солнцевская линия; открыта 30 декабря 1979 года первоначально планировалось назвать ее Новая (видимо, потому что рядом находится железнодорожная платформа Новая; глубокая (глубина 53 метра) — вход и выход со станции только с одной стороны (а с другой — стена) и осуществляется по эскалаторам; наземных павильонов нет — вход-выход осуществляется через обычные неприметные подземные переходы; колонная — два ряда по 15 колонн; колонны и путевые стены облицованы светлым мрамором; пол выложен гранитными плитами разных оттенков серого; скамеек для отдыха немного и они есть только рядом с эскалаторами на уровне остановки 1-го и 2-го вагонов поезда; тема станции — авиация, покорение воздушного пространства, что связано ближайшим образом с тем, что рядом находятся институту авиационного моторостроения, МЭИ и другие институты, где как раз проводятся разные авиационные разработки: торцевая стена, где нет выхода в город, покрыта мрамором и украшена металлической скульптурной композицией на авиационную тему — фон из листов серебристого вертикально рифленого металла имитирует восходящие потоки воздуха, поднимающие к небу крылатую женщину, а рядом с ней изображены летящие вверх самолеты разных лет и пропеллеры; над выходом в город укреплены серебристые лопасти самолетного винта и обтекающий их «воздух»; свод станции украшен декоративным куполом из позолоченных четырехугольных металлических пирамидок — как будто над нами парит ковер-самолет с лампочками — как звезды на небе; бра на колоннах также представляют собой три золотые пирамиды, несущие светильники с шаровыми абажурами; вообще на станции много золота и света; зачем-то над изначальным красивым названием станции на путевых стенах приклеили табличку с дублирующим названием, что конечно совсем неправильно).

• Школа № 1228: корпус № 4 (№ 1). С углубленным изучением английского языка. 

Бывшая школа № 424. 

Четырехэтажное панельное здание. 

Возведено в 2006 году на месте старого здания школы, построенного в 1920-30-х гг. в стиле конструктивизм.

• Центральный институт авиационного моторостроения им. П. Баранова (№ 2 с несколькими строениями). 

На стене: «В этом здании формировался орудийный расчет, который в декабре 1941 года под командованием Г.А.Шадунца отразил атаку вражеских танков под Москвой».

Создан в 1930 г. на базе авиамоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела НАМИ и конструкторского бюро авиационного завода имени М. Фрунзе; современное название — с 1933 г. 

Головной институт отечественного авиадвигателестроения. Разрабатывает перспективы развития авиационных ВРД, требования к новым двигателям и т.д. Фундаментальные проблемы газовой динамики, теплофизики, прочности, надёжности, экологической «чистоты» авиационных воздушно-реактивных двигателей и пр. 

В 1955 г. организован филиал ЦИАМ — крупнейший в Европе комплекс для испытаний авиационных двигателей в высотно-скоростных условиях.

• Продуктовый м-н (№ 4).

• Детский сад № 1950 (№ 4). 2 этажа.

• ВНИИ по переработке нефти (№ 6, стр. 1, современное название – с 1966 года). 

Трехэтажное здание, построенное в 1934 году.

НИИ создан 27 апреля 1933 г., когда развитие авиационной техники, автомобиле- и тракторостроения потребовали от нефтяной отрасли новых видов ГСМ и был организован ЦИАТИМ — центральный институт авиационных топлив и масел. Материальную базу ЦИАТИМ унаследовал от ликвидированного нефтяного института. Во время эвакуации в Уфе в 1941 г. к институту был присоединён институт высоких давлений, бывший его филиалом до 1948 г., а 15 ноября 1954 г. ЦИАТИМ был объединён с ВНИГИ (Всесоюзный научно-исследовательский институт газа и искусственного жидкого топлива) и ВНИИТнефть (Всесоюзный научно-исследовательский институт по транспортировке, хранению и применению нефтепродуктов). Образованный в результате этих объединений институт получил название Всесоюзного научно-исследовательского института по переработке нефти и газа и получению искусственного жидкого топлива (ВНИИНП). 25 ноября 1965 г. институт переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности (ВНИИНП), 26 марта 1966 г. — во Всесоюзный научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИНП).

• Универсальный центр (№ 6, стр. 2).

• Торговый центр с универсамом «Магнит» (№ 6, стр. 4).

• Школа № 720 (№ 7). 4 этажа. Бывшая школа № 450. 

• Московский технический университет связи и информатики – МТУСИ (№ 8-8а с несколькими строениями).
История университета началась с создания в 1921 году Московского электротехнического института народной связи имени Подбельского (МЭИНС) на базе Электротехникума народной связи имени Подбельского. 

В результате слияния с Инженерно-технической академией связи в 1938 году образовался Московский институт инженеров связи, просуществовавший до 1946 года, а затем изменивший наименование на Московский электротехнический институт связи (МЭИС).

В 1992 году МИС преобразован путем объединения МЭИС, Всесоюзного заочного электротехнического института связи и института повышения квалификации руководящих работников и специалистов в Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).

Крупнейший учебно-научный центр подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов в области телекоммуникаций, информатики, радиотехники и экономики.
– Учебный корпус «И». Семиэтажное здание 1930-х годов постройки. Конструктивизм. Раньше здесь располагалась военная кафедра МТУСИ. Здесь проходят занятия центра довузовской подготовки. Есть вычислительный центр ун-та, лаборатория восстановления данных, а также много сторонних организаций (аренда). 

– Библиотечный («Б») корпус (№ 8, стр. 12). 10 этажей. Имеется столовая. Соединен переходом по второму этажу с учебным («У») и аудиторным («А») корпусами (в корпусе «А» это уровень третьего этажа). Аренда.

– Корпус «У» (№ 8, стр. 39). 11 этажей. Строительство начато в 1980-х гг., но из-за перебоев в финансировании здание простояло около 15 лет в виде недостроя. Достроено в 2004 году. Соединено переходом по второму этажу с библиотечным корпусом («Б»). 

– Аудиторный («А») корпус (№ 8а). Самое старое его здание, построено в 1930-х гг. 4 этажа (в центральной части 5). Здесь находятся ректорат, основные кафедры и факультеты, управляющие и экономические отделы ун-та, спортивный зал, актовый зал, кафе и столовые. Левое крыло соединено переходом по третьему этажу с библиотечным («Б») корпусом, правое – с лабораторным («Л») и корпусом кафедры передатчиков («П»). Интересное по планировке здание в стиле конструктивизма с объемом полукруглой формы, образующим главный фасад, от которого отходят три "луча". Строгостью своих форм вызывает ассоциации с общественными зданиями Северной Европы начала 1930-х годов, так как выполнено с явным знанием этого стилистического контекста (конструктивизм). 

Рядом комплекс общежитий этого института того же времени.

– Учебно-офисные организации в здании бывшего общежития МТУСИ (№ 8а, стр. 5).

– Общежитие МТУСИ (№ 8а, стр. 7). Пятиэтажное кирпичное здание, построенное в 1961 году.

• Бизнес-центр «Авиа Plaza» (№ 10). 

Ранее здесь располагалось здание Калининского райкома КПСС с райсоветом и райисполкомом 1930-х годов постройки.

Комплекс из 3-х корпусов. В первом корпусе – префектура ЮВАО. Во втором – 16-этажной башне – офисы. В третьем корпусе – офисы, ресторан, бар, кафе, конференц-зал, холл, комнаты для переговоров, салон мобильной связи, банки, салон красоты и фитнес-центр с бассейном.

• Бизнес-центр «Лефортово» (№ 12). 2 здания. 2012 год постройки. 

Раньше здесь находилось трёхэтажное административное здание в стиле конструктивизма, построенное в 1930 г. и снесённое в 2010 г.

• Детский сад № 1949 (№ 13). 2 этажа.

• Офисы (№ 19). 

Ранее здесь находилась парикмахерская.

• Автотехцентр «Орбита-моторс» (№ 19а). Одно двухэтажное и пять одноэтажных зданий на Авиамоторной улице, 19а, снесут и построят на их месте офисное здание.

• Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл» (№ 26/5). 

Здание построено как школа в 1931 г. Архитектор Д. Фридман. 

Позже здесь располагался факультет института Дружбы народов.

Находится в ведении министерства по связи и информатизации. 

Осуществление функций организации-координатора межведомственной научно-технической программы развития отечественных интеллектуальных технологий двойного назначения; разработка нормативных и методических документов по вопросам информатизации; формирование и ведение депозитария электронных изданий; разработка стандартов в области информационных технологий; маркетинговые исследований и сфере информатизации; мониторинг в сфере информатизации.

• Вечерняя школа-экстернат № 185 и школа № 1321 «Ковчег» при центре лечебной педагогики (№ 30а, к. 1).

• Управление № 4 МВД РФ (№ 30б). 
Ранее здание занимал детский сад и 19-й отдел 8-го Главного управления МВД РФ.

• Детский сад: дошкольное отделение школы № 1321 «Ковчег» (№ 32). 3 этажа. Бывший детский сад № 125.

• Кафе «Шарманка» (№ 33). 1963 год постройки.

• Офисы (№ 34). 2 этажа.

• Технологический колледж (№ 36). Ведет образовательную деятельность в области пищевой промышленности и общественного питания в очной и очно-заочной форме обучения.

• Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина (№ 40). 6 этажей.

В 1990-е гг. на этом месте был недостроенный бассейн, представлявший собой высокий железный каркас, частично обшитый сине-зелеными панелями. Внутри была строительная свалка и тусовка школьников. Это была территория, принадлежавшая заводу «Радиоприбор».

Работает с 2004 года.

Первоначально спорткомплекс назывался центр единоборств, но в дальнейшем переименован в дворец борьбы с присвоением имени выдающегося борца Ивана Ярыгина.

4 спортивных зала: соревновательный для проведения турниров различного уровня, 2 учебно-тренировочных зала для борьбы и зал общей физподготовки.

Соревнования по вольной и греко-римской борьбе + самбо. При дворце действует ДЮСШ № 64, а также музей борьбы. 

Памятник И. Ярыгину у дворца борьбы установлен в 2004 г. Скульптор: В. Усов. Погрудный бюст из бронзы на гранитном постаменте. Постамент украшен олимпийскими кольцами и посвятительной надписью: «Иван Ярыгин». 

• Универсальный центр (№ 41).

• Универсальный центр (№ 41б).

• Школа № 1228 (№ 42). С углублённым изучением английского языка. 

Пятиэтажное здание, построенное в 1953 году.

Бывшая спецшкола № 67. 

• 8-й таксомоторный парк (№ 44 с несколькими строениями).

Ранее на этом месте размещалась автобаза Министерства авиационной промышленности СССР.

Таксопарк был переведён сюда в 1955 году. 

8-й таксомоторный парк осуществляет перевозки по Москве и Московской области на автомашинах ГАЗ-3110–такси под маркой «Старое доброе такси». Для корпоративных заказов предлагаются микроавтобусы «ГАЗель» и «Соболь».

Часть помещений сдается в аренду.

• Производственная компания «ПИК Зебра» (№ 44, стр. 3).

Работает с 1997 года.

Автоматизированные системы управления технологическими процессами.

• Офисы (№ 44, стр. 2). 5 этажей. 1970 год постройки.

• Продуктовый магазин (№ 44, стр. 8). Одноэтажное строение 1956 года постройки.

• Детский сад № 763 (№ 45). 3 этажа.
Для детей с нарушением речи. 

• Бизнес-центр «Технопарк» (№№ 48–50).

• Автосервис (№ 50).

• Оборонное предприятие «Агат-аквариус» (№ 51а).

Работает с 1997 года. 

Компания разрабатывает системы управления на базе специальных средств ЭВТ.

• Школа № 735 (№ 51б). Пятиэтажное здание 1955 года постройки.

• Институт «Российские космические системы» (№ 53 с несколькими строениями; работает с 1946 года). 

На корпусе 2: «Генеральный конструктор космических систем Герой Социалистического труда профессор Леонид Иванович Гусев работал в этом здании с 1965 по 2015 год».

Предприятие основано 13.05.1946 г. Является одним из первых предприятий ракетно-космической отрасли нашей страны. 

Ныне это институт ракетно-космического приборостроения и информационных систем. Создан на базе госпредприятия «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения». Является головной организацией Федерального космического агентства.

Основные направления деятельности: создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной системы ГЛОНАСС; космические системы поиска и спасания, геодезии, гидрометеорологического обеспечения, связи и ретрансляции, дистанционного зондирования Земли, планет и других космических объектов, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; бортовые и оптоэлектронные приборы и комплексы космических аппаратов специального и гражданского назначения; наземные пункты приема информации ДЗЗ, автоматизированные комплексы управления космическими аппаратами, ракетами-носителями и разгонными блоками; полигонные измерительные комплексы; автоматизированные системы управления, измерения, мониторинга ресурсов и объектов.

• Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» (№ 53)

Образована на базе НИИ прецизионного приборостроения, созданного 27 января 1986 года.

Делает средства лазерной космической связи и др. Основные направления деятельности: лазерная космическая связь; наземные и бортовые системы измерения параметров движения космических объектов; квантово-оптические системы экомониторинга атмосферы и контроля техногенных катастроф; космические системы обнаружения и засечки оптических и ионизирующих измерений.

• НИИ прикладной механики имени академика В. Кузнецова (№ 55).

В 1946 году для разработки гироскопических командных приборов баллистических ракет в НИИ-10 был создан отдел № 2. В 1947 году его возглавил В. Кузнецов, соратник С. Королёва. В 1953 году отдел преобразован в специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), на базе которого в 1955 году создан НИИ гироскопической стабилизации (НИИ-944) в составе Министерства судостроительной промышленности. Главным конструктором НИИ назначен В. Кузнецов.
Коллективом института разработаны гироскопические приборы для ракет Р-7 и Р-7А: гировертикант И55-1, гирогоризонт И11-1А-3, датчики регулятора скорости И12-6-3, И12-7-3. В 1957 г. ракетой Р-7 осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В 1960 году заступила на дежурство ракета средней дальности Р-12, которая была оборудована разработанной НИИ-944 автономной инерциальной системой управления. Эти технические решения легли в основу гироприборов для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. В 1963 г. принята в эксплуатацию ракета Р-16У. Чтобы обеспечить необходимую точность попадания при дальности полёта 10 000 км без применения радиокоррекции и при минимальном времени готовности, создан новый гироприбор — гиростабилизированная платформа КИ21-9. На основе этих технических решений в НИИ разработаны элементы системы управления ракеты Р-36, точностные характеристики которых были повышены в 2 раза по сравнению с приборами для Р-16, а также гироплатформа для ракеты УР-100 с гироблоком и гироинтегратором на поплавковом подвесе. 

С 1965 года — НИИ прикладной механики в составе Министерства общего машиностроения.

В 1992 году институту присвоено имя его основателя, академика В. Кузнецова.

С 2006 года — филиал ФГУП «ЦЭНКИ».

Ведет исследования в области гироскопических приборов и инерциальной навигации для ракетно-космической, авиационной, судостроительной и других видов техники.

Памятник Кузнецову В. Скульптор Н. Лавинский. Установлен в 1986 г. Бронзовый бюст ученого на постаменте из полированного серого гранита выполнен в официальной манере: Кузнецов показан в костюме с двумя золотыми медалями «Серп и Молот». Угол постамента фиксирует укрепленная на нем бронзовая памятная табличка, имеющая надпись: «Герой Социалистического Труда академик Кузнецов Виктор Иванович».

• Завод электромеханической аппаратуры (№ 55 с несколькими строениями). 

26 апреля 1942 года был организован завод № 706. Первым директором завода был назначен Борис Юрьев. Основной задачей завода было производство навигационных приборов и систем управления стрельбой для кораблей ВМФ. 

Во время войны завод работал для нужд фронта.

После окончания ВОВ завод был реконструирован и на нем стали выпускать навигационные приборы: «Курс-3», «Курс-4», «Гиря», «Гиря-М», «Руль-56», «Сфера-56», «Фут» и «Амур» для кораблей ВМФ. К 1955 году все корабли ВМФ были оснащены навигационными гироприборами и системами управления стрельбой, изготовленными на этом заводе. Гироскопические системы завода устанавливались также на научных, ледокольных и гражданских судах.

К началу 1960-х гг. морская направленность завода начала меняться на ракетно-космическую. Были созданы конструкторский и технологический отделы по организации и выпуску командных гироскопических приборов для ракетной техники, разработанных конструкторским бюро под руководством Виктора Кузнецова. Здесь начали выпускать гироскопические приборы для управления первыми советскими спутниками и ракетами-носителями. Изготовлялись приборы для космических кораблей, начиная с Восток-1, на котором выполнен первый полет человека в космос и до почти всех межпланетных станций типа «Луна», «Венера», «Марс» и др., а также для континентальных и межконтинентальных боевых ракет стратегического назначения, ракет для подводных лодок и др., для спутников военного и гражданского назначения «Молния», «Зенит-2», «Зенит-4», «Ресурс», «Метеор», «Бион», «Фотон» и др.

Завод занимался проектированием и изготовлением лунного и марсианского бура, заборного экскаватора для межпланетных станций и пр.

Разработка гироприборов осуществлялась коллективом этого НИИ.

С 1965 году предприятие получило современное наименование. 

В конце 1960-х годов наряду с изготовлением спецтехники предприятие стало изготовлять медтехнику: аппарат «искусственная почка», сердечные клапаны разных модификаций, инструменты для стоматологических кабинетов, наборы хирургических инструментов и т. п.

В годы расцвета в советское время завод давал жилье своим сотрудникам: строились дома от завода, имел 2 детских сада, детский городок для летнего отдыха детей, свою поликлинику, комбинат питания, дом быта, каждый год сотрудники получали до 2000 путевок в санатории и дома отдыха.

В 1990-х годах уменьшились гос. заказы из-за свертывания космических программ и падения спроса на медтехнику. За небольшое время численность рабочих снизилась в несколько раз. Пытались в рамках конверсии наладить выпуск товаров народного потребления (термокружки, мороженицы, мышеловки и т. п.), но спрос на эти изделия был ограничен и от этого отказались.

Но завод выстоял, а впоследствии начал участвовать в реализации космической программы России, международной космической программы, продолжил выпускать гироскопические приборы для современных модификаций ракет-носителей «Союз», «Космос», «Циклон» «Рокот», пилотируемых космических аппаратов «Союз» и транспортных космических аппаратов «Прогресс».

Завод осуществляет поставки прецизионных гироскопических приборов систем управления ракетоносителей, транспортных и пилотируемых космических кораблей «Союз», «Прогресс», «Циклон», «Космос-3 М», «Молния», «Рокот» и других космических аппаратов военного и народнохозяйственного назначения, используемых для решения задач космической программы и выполнения программ Минобороны РФ.

Предприятие обеспечивает выполнение комплекса мероприятий в рамках технического (гарантийного) надзора, по поддержанию технической готовности ядерной и экологической безопасности ракетных комплексов, стоящих на боевом дежурстве.

Завод является уникальным предприятием, обладающим большими возможностями для постановки на производство современных гироскопических приборов и систем, а также электронных устройств и элементов вычислительной техники. 

Предприятием проводятся ремонтно-восстановительные работы изделий гиростабилизированной платформы для систем управления межконтинентальных баллистических ракет 15А18М, «Воевода», составляющих основу ядерного потенциала сил РВСН России, чтобы продлить срок их службы. 

А медтехника на заводе больше не выпускается, т. е. он полностью стал военно-космическим.

На заводе сохранены 1500 оригинальных технологических процессов, проводится механообработка, штамповка, разные химические процессы, обработка керамики, литье, термообработка, сборка и регулировка электронных устройств и гироскопических приборов, испытания и исследования гироприборов, акселерометров, гироблоков, интеграторов. Работают цеха: гальванический, литейный, механосборочный, технохимический, листоштамповочный, герметизированный, кондиционированный, сборочный, испытательный и др.

Ведется обучение кадров и их переподготовка, повышение квалификации.

В 2011 году завод из государственного предприятия стал акционерным обществом.

• Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир» ГСКБ «Алмаз-Антей» (№ 57 с несколькими строениями).

Разрабатывает корабельные зенитные ракетные комплексы.

• Компьютерная компания «Формоза» (№ 57, стр. 14; работает с 1993 года).

• Гараж для Госплана (№ 63, стр. 1). Построен в 1936 г. в стиле авангард. Архитектор К. Мельников при участии В. Курочкина. Архитектор получил разработку производственной части здания своему сотруднику Курочкину, а сам сосредоточился на создании выразительного объемного решения. Гараж завершает серию построенных за десятилетие гаражей, ни один из которых не повторяет другой, но имеет ярко выраженный творческий почерк. Нарастание пластического начала достигает здесь апогея, превращая здание в трехчастную скульптурную композицию. Распластанный спокойный объем гаража с тянутой лентой окон врезается в куб, стена которого прорезана круглым окном, охваченным снаружи гибкой спиралью, прорезанной, в свою очередь, вертикалью трубы. Примыкающий справа прямоугольный объем прижат каннелированным торцом к круглящемуся обрамлению гаража и напоминает сжатые меха гармони. Выражение сжатой энергии, не находящей выхода, свойственное Мельникову в тяжелые для него годы, воплотилось в этом сооружении. Здание состоит из 2-х частей: прямоугольного низкого гаража, перекрытого стальными фермами, и высокого объема административной части. Высокий объем имеет рифленую поверхность и украшен крупными каннелюрами античных колонн. На главном фасаде большое круглое окно бывшей столовой, через которое была пропущена печная труба котельной. Этот фасад напоминает половину фронтального вида автомобиля 1930-х годов: окно – фара, каннелюры – решетка радиатора, низкий скат кровли – крыло. Примечательны наклонные окна на дворовом фасаде, повторяющие движение лестничных маршей. Своеобразна отдельно стоящая будка КПП гаража с навесом заостренной формы. Оригинальные архитектурные элементы всего ансамбля сильно изменены. Сломана печная труба, большое окно превращено в фальшивый проем с новой пластиковой столяркой и жалюзи. Но общие формы остались. Внутреннее пространство разгорожено, хотя сохранило ряд облицованных кафелем колонн с геометризованными капителями.

В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведен 8-й таксомоторный парк. 

В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». 

В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин. Часть площадей арендуется сторонними компаниями.

• Офисы (№ 63, стр. 3).

• Центр локального кузовного ремонта «Чипсэвей» (№ 65/7).

• Компания «АДМБ-2000» (№ 67/8). Эксплуатационное подрядное предприятие по вывозу мусора.

• Кафе-бар «На углях» (№ 67/8, стр. 5). 

• Центр обработки данных «ДатаПро» (№ 69).

• Типография «Творческая мастерская», а также разные офисы, склады, мелкие производственные фирмы (№ 73а с несколькими строениями).

• Офисы (№ 75, стр. 5). 2 этажа.

• Подстанция скорой медицинской помощи (№ 75а). 2 этажа.


Жилые дома:

Общая хар-ка: 4, 5, 6, 7 и 8 этажей (1920-е – 1990-й годы постройки); 10 этажей (1994 год постройки); 16 этажей (1970-е – 1980-е годы постройки); 15–17 этажей (2004 год постройки); 23 этажа (2015 год постройки).

5 этажей (№ 3). 1957 год постройки. Кирпичный.

15–17 этажей (№ 4, кк. 1–3). 2004 год постройки. Панельные.
1 этаж (№ 4а). 1943 год постройки. Каркасно-засыпной. Вокруг деревянный забор с рабицей поверх него. Яблоня, сараи и все остальные атрибуты сельского дома.

5 этажей (№ 5). 1960 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 6). 1955 год постройки. Кирпичный.

16 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 9). 1985 год постройки. Блочный. В пристройке – универсам «Полярная звезда».

5 этажей (№ 11). 1962 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 11, к. 1). 1990 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – аптека и салон красоты.

5 этажей (№ 14). 1937 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, обувь, фотоцентр и пр.

Четыре больших квартала выросли рядом с дореволюционным заводом Дангауэра и Кайзера.

Дангауэровская слободка (Дангауэровка) – местность к югу от шоссе Энтузиастов вдоль Авиамоторной улицы. Название связано с основанными в 1869 г. котельным и литейным заводом Дангауэра и Кайзера (ныне завод «Компрессор») и рабочим посёлком при нём. В 1929—32 гг. часть посёлка была реконструирована, здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» — «Новые дома». Микрорайон состоит из 22 3-х – 6-ти этажных домов в стиле конструктивизма. 
Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась в 1950—70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля.

В состав Дангауэровки входят следующие жилые дома: 
Авиамоторная улица, 14; 20/17; 22/12; 26/5; 28/4, стр. 3, 4, 7; 49/1 и 51, стр. 1; 2-я Кабельная улица, 4 и 10; 3-я Кабельная улица, 2 и 4/28; Улица Пруд-Ключики, 3 и 5; Шоссе Энтузиастов, 18; 20; 20а; 20б; 20в и 22/8.

В домах Дангауэровки угловые секции выполнялись по-разному, создавая акценты на перекрестках улиц и внутриквартальных проездов. 4 квартала здесь выстроены рядом с дореволюционным заводом Дангауэра и Кайзера «Котлоаппарат», заводом «Рускабель» и др. предприятиями. 

Эту жилую застройку можно назвать лучшим произведением архитектора М. Мотылева (план он разрабатывал с архитектором Вегнером), умело продумавшего систему бытового и социального обслуживания (детские сады, школы, столовая, клуб, магазины, бани, пожарное депо с каланчой). План охватывал около 50 га. При полной его реализации здесь был бы самый большой жилой комплекс Москвы, но замысел зодчих не был доведен до конца.

Сегодня наиболее известен в Дангауэровке квартал, расположенный дальше всего от Авиамоторной улицы — так называемые «американские дома». Их два, сложной S-образной формы, выполненной по проекту Мотылева. Дома были предназначены для американских специалистов, приглашенных для модернизации завода «Рускабель».
Эти длинные тринадцатиподъездные дома образуют квадратный двор с клумбой в центре. На ней статуя Ленина, одетого по советской моде тех лет (френч, кепка с квадратным козырьком, тупоносые ботинки). 

Первый квартал Дангауэровки был застроен 6 вытянутыми (сохранилось 5), а также нескольким односекционными корпусами, изолирующими дворы от шоссе, и еще двумя Г-образными домами, фланкирующими выезд из квартала башенными угловыми секциями.

Вместо ряда запроектированных жилых домов в Дангауэровке возвели типовую школу, детский сад (не сохранился), здание школы НКВД, где после войны размещалась школа конной милиции.

По другую сторону от Авиамоторной улицы есть еще 2 квартала того же времени, а за ними разбит парк. Дома занимают асимметричный участок, выходящий к железной дороге, и лишены декора. Выделяются только их повышенные углы с опоясывающими их балконами. Наиболее интересен дом № 5 по ул. Пруд Ключики, отгораживающий треугольный двор. Вместо типичной одной угловой секции, срезанной под 45 градусов, в этом здании сделано два таких повышенных элемента. Один из домов (№ 3 по ул. Пруд Ключики) тоже был заселен американскими специалистами, жившими в СССР, но недолго. Он имел высокую проездную арку и балконы с глухими парапетами на углах. 

23 этажа (№ 15). 2014 год постройки. 
Ранее здесь находились снесённые дома №№ 15 и 17.
Построен для переселенцев из сносимых пятиэтажек. 

6 этажей (№ 20/17). 1930 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 21). 1959 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 22/12). 1934 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Пятерочка». Дом ударников заводов “Компрессор” и “Парижская Коммуна”. Относится к жилому массиву «Дангауэровка». Состоит из корпусов, поставленных в двух направлениях со срезанным под 45 градусов углом, украшенным треугольными балконами. Карнизы в нижней части балконов, утрированные повторными тягами, под которыми есть квадратные отверстия водостоков, отчего эти формы напоминают классический карниз с «сухариками», но в увеличенном масштабе. Лоджии с круглыми колоннами. На 1-м этаже дома были размещены предприятия обслуживания – гастроном, аптека, ателье и пр.

6 этажей (№ 23). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – одежда и обувь и парикмахерская. 
На первом этаже в 1960-1970-х годах располагались молочный и овощной магазины. 

5 этажей (№ 25). 1958 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 27). 1961 год постройки. Кирпичный.

5-6 этажей (№ 28/4). 1930 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. Арх. М. Мотылев. Построен для американских специалистов. Относится к жилому массиву «Дангауэровка».

8 этажей (№ 28/6). 1959 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнолия», салон красоты и пр.

4 этажа (№ 29). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – полиция.

8 этажей (№ 30). 1940 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты.

4 этажа (№ 31). 1956 год постройки. Кирпичный. 

16 этажей (№ 34, к. 1). 1983 год постройки. Панельный.

10 этажей (№ 34, к. 2). 1994 год постройки. Панельный.

4-5 этажей (№ 35). 1957 год постройки. Кирпичный.

4-5 этажей (№ 37). 1956 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 47). 1929 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. На 1-м этаже – универсам «Дикси».

5 этажей (№ 49/1). 1928 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. Архитекторы И. Звездин, Е. Шервинский. На 1-м этаже – хинкальная. Относится к жилому массиву «Дангауэровка». 

8 этажей (№ 51). 1940 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – аптека.


16 этажей (№ 51а, к. 2). 1979 год постройки. Кирпичный.

Достопримечательностей нет.

Зоны отдыха:

Сквер – мемориально-парковый комплекс, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов (между домом № 49 и школой № 735; пешеходные дорожки; ограда, фонтан, скамейки; скульптура «Рабочий и солдат» – единство фронта и тыла; доски местных заводов с указанием числа участников и героев ВОВ – «книги памяти» на клумбах; деревья, кусты и газоны; цветочные клумбы; декоративная беседка; детская игровая площадка; искусственное освещение).

Скульптурная группа в честь Победы в ВОВ 1941-1945 гг. Скульптор: С. Щербаков. Год установки: 2010. Скульптурная группа из бронзы включает фигуру солдата в военной форме с мечом в руке и рабочего с молотом в руках, трудящегося за наковальней. На лицевой стороне постамента надпись бронзовыми буквами: 1941-1945. Рядом – 3 гранитные стелы. На центральной стеле изображение ордена Отечественной войны I степени, под ним – георгиевская лента.

Сквер имени Калинина (рядом с бывшим Лефортовским рынком и метро «Авиамоторная»; бюст М. Калинина, кафе, плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кусты и газоны, цветочные клумбы, искусственное освещение).

Бюст М. Калинина. Скульптор: С. Меркуров. Установлен в 1947 г., когда по решению руководства Калининского района на месте пустыря на пересечении шоссе Энтузиастов и Авиамоторной улицы был разбит сквер. Главное место в нем занял этот памятник. Реставрационные работы проводились в 2016 г.

Перспективы развития:


Дома №№ 3, 5, 11, 21, 23 и 27 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:


От метро «Авиамоторная» пешком и на автобусах №№ 59, 759 (проезжают практически всю улицу, кроме конечного отрезка).


Видео:



Состояние на 24.4.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий