четверг, 6 октября 2016 г.

Гагаринский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от Гоголевского бульвара (Бульварное кольцо) до Плотникова переулка. 

Рядом – метро «Кропоткинская» (у начала переулка).

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 700 метров.

История:

В 16—17 вв. проходил по территории Старой Конюшенной слободы, где с начала 17 в. стояла каменная церковь Святого Власия (д. 20; неоднократно перестраивалась). 

В 18 в. переулок стал местом расселения знати: д. 4 — дом П. Нащокина (1820-е гг., выстроен заново в 1970-х гг. как мемориальный, здесь в 1831 останавливался А.С. Пушкин), д. 15 — декабриста В. Штейнгеля, затем Лопатиных (1815—17; перестроен в середине 19 в.; здесь бывали Л. Толстой, С. Соловьёв, В. Соловьёв, А. Фет, А. Писемский, В. Ключевский), д. 25 — деревянный особняк (1820-х гг.). Владение 21—27 до 1812 г. принадлежало Гагариным. Участком 29—31 в первой трети 19 в. владел Д. Новосильцев. 

В начале 20 в. масштаб переулка изменили доходные дома: д. 9/5 (1906, архитектор И. Герман), д. 23 (1911, архитектор Д. Челищев), д. 29 (1905, архитектор М. Кульчицкий), д. 35 (1905, архитектор А. Муравьёв), д. 37 (левая часть — 1907, архитектор С. Калугин, правая — поликлиника Комиссии по улучшению быта учёных, 1928, архитектор А. Мейснер). 

Застройка нечётной стороны состоит преимущественно из рядовых построек второй половины 19—20 вв.

В 18 — начале 19 веков — Старая Конюшенная улица (проходила по территории Старой Конюшенной слободы). Переулок назывался также Долгим (по своей длине – по меркам того времени).

Переулок назван в начале 19 века по фамилии князей Гагариных, владевших большой усадьбой в этих местах с конца 17 века. 

В 1962-1993 годах — улица Рылеева (в честь Кондратия Рылеева (1795-1826) — поэта, одного из руководителей Северного общества декабристов и восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_906.html.

В 2015 году в переулке обновили дорожную разметку и сделали несколько дополнительных пешеходных переходов. Тротуары рядом с переходами опустили и уложили на них тактильную плитку для слабовидящих. Кроме того, на улице установили дополнительные дорожные знаки, некоторые из которых выделили светоотражающими элементами. Постепенно начался процесс реставрации старинных зданий. Первые результаты реставрационных работ уже видны. Обновлен фасад особняка архитектора Фалеева, который сейчас занимает посольство Абхазии и несколько прилегающих к нему зданий. Перед ним установили забор, видимо, чтобы не допустить парковки на тротуаре.

Нежилые объекты:

• Здание бывшей усадьбы (№ 3, стр. 1; 18-19 века). Здание городской усадьбы, 18–19 века (в основе — палаты рубежа 17-18 веков). Теперь тут «Россельхозбанк».

• Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (№ 4/2; 1970-е годы постройки — на основе дома 19 века П. Нащокина, у которого бывал А. Пушкин). «В этом доме в 1831-1832 годах останавливался у П.В. Нащокина Александр Сергеевич Пушкин».

Дом сестёр Л. и А. Ильинских. 

Построен в 1970-х гг. заново по образцу и подобию того, который находился на этом месте 140 лет назад, в 1830-х гг. прошлого столетия. Тогда здесь стоял также двухэтажный дом, но с деревянным вторым этажом, принадлежавший дочерям надворного советника Ильинского, у которых в 1831—1832 гг. его снимал друг Пушкина Павел Нащокин. К нему Пушкин приехал 6 декабря 1831 г. Приезд в Москву был вызван необходимостью уладить расстроенные после женитьбы денежные дела. Нащокин тогда вел холостую жизнь. В письмах к Наталье поэт с юмором описывает быт и нравы в доме своего непутевого, но нежно любимого «Воиныча».

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Флигель бывшей городской усадьбы А. Ржевского — Лихачевых — М. Филиппа (№ 5, 19 век).

• Офисное здание (№ 5, стр. 1). 

Бывший жилой дом, где в квартире № 1 в 1972—1986 годах жил и работал художник А. Зверев.

• Офисное здание (№ 5, стр. 2).

• Посольство Абхазии в России (№ 11; 1885 год постройки; бывший дом архитектора Н. Фалеева; в 1920-е – 1930-е годы здесь жили иностранные дипломаты; здесь жил американский журналист Джон Рид).

Этот причудливый домик архитектор Н. Фалеев в 1885 году перестроил для себя из более раннего дома, построенного в 1810 году и перестраивавшегося в 1817—1845 годах.

В 1920-1930-х годах он предоставлялся иностранным дипломатам и назывался 10-м домом Наркоминдела. 

Над главным входом – масонская символика. 

До недавнего времени особняк назывался "Дом Стивенсов". Американский журналист Эдмунд Стивенс получил его после войны. В особняке проводились приемы для российских и иностранных деятелей культуры. Каким-то образом эти приемы были связаны с торговлей предметами искусства и спецслужбами. Лично слышал рассказы местных жителей от том, как гостям в саду наливали водку из самовара. 


Небольшой одноэтажный особняк, расположенный в Гагаринском переулке неподалеку от Чертольского, успел обрасти легендами. Чаще всего их сюжеты связаны с «масонским прошлым» владельцев дома и «тайными собраниями» вольных каменщиков. Виной тому — символы над входом в здание. На самом же деле, если к ним внимательно присмотреться и знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.
Каменный дом был построен вскоре после пожара Москвы 1812 года и расширен в 1845 году. В 1895 году владение приобрел гражданский архитектор Н.Г. Фалеев, который на основе старого здания выстроил собственный особняк. В ядре дома были сохранены деревянные стены и перегородки, а в новых объемах построены кирпичные стены. Тогда же фасад приобрел существующий облик.
Автор дома и его владелец, Николай Григорьевич Фалеев, окончил Московское реальное училище, а затем Институт гражданских инженеров, получив соответствующее звание и за успехи в обучении был отмечен золотой медалью. Ему принадлежат реализованные проекты доходного дома Гагарина в Варсонофьевском переулке, Казенных винных складов на Волочаевской улице, Ермаковского технического училища на Пречистенской набережной, доходный дом Фалеевых в Милютинском переулке. Большинство его построек представляют собой образцы эклектики, то есть сочетают элементы различных стилей. Не стал исключением и дом в Гагаринском переулке: в нем есть черты ренессанса, ампира и даже некоторые барочные элементы. К последним принадлежат маленькие раковины над центральным и боковыми окнами. Углы дома украшены небольшими фигурками крылатых львов, над окнами расположен орнаментальный пояс в виде меандра, в котором можно разглядеть стилизованную свастику. Одновременно с домом была сооружена и ограда с решеткой, сохранившаяся до сегодняшнего дня.
Особое внимание привлекает композиция над входом: перекрещенные между собой треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль и канат. Все это нередко воспринимается как масонские символы, однако Фалеев этим хотел лишь показать свою принадлежность к гражданским инженерам. Переплетение данных инструментов было профессиональной эмблемой гражданских инженеров, официально утвержденной законами Российской империи. Еще несколько частных особняков архитекторов в Москве были украшены такими же символами, но сохранились они только в Гагаринском переулке. Справа от эмблемы на фасаде расположена розетка с двумя вертикальными перекладинами — это стилизованный номерной знак дома, № 11.
После революции особняк был национализирован и перешел в ведение Народного комиссариата иностранных дел (НКИД), который стал использовать его в качестве «гостевого дома», предоставляя его зарубежным дипломатам и известным иностранцам. Официально особняк назывался «10-м домом Наркоминдела». Из постояльцев наиболее известен американский журналист Джон Рид, основавший Коммунистическую партию США, работавший в Коминтерне и создавший знаменитую книгу «10 дней, которые потрясли мир» — собственный взгляд на события Октябрьской революции в России. Здесь же Рид и умер, его прах был похоронен у Кремлевской стены.
К 2000-м годам фасад здания пришел в неудовлетворительное состояние и начал местами осыпаться, возникла угроза потери архитектурного декора. В 2010–2011 годах дом был отреставрирован, сохранившиеся части лепнины укреплены, а утраченные воссозданы. При этом полностью сохранилась планировка дома и многие детали интерьеров: лепнина, изразцовые и калориферные печи, камин с чугунным литьем, наборный дубовый паркет, мозаичный мраморный пол.

• Отделение архитектуры Академии художеств (№ 15/7; 19 век, бывший дом барона, участника Отечественной войны 1812 года, декабриста Владимира Штейнгеля, затем Лопатиных; здесь бывали Л. Толстой, С. Соловьев, В. Соловьёв, А. Фет, А. Писемский, В. Ключевский). 

Выстроен в 1813—17 гг., до 1819 г. принадлежал масону и декабристу В. Штейнгелю. 

Деревянный одноэтажный дом с антресолями — редкий, сохранившийся почти без изменений образец московского «послепожарного» ампира. Отличается гармоничными и простыми очертаниями, крупными членениями и чётким силуэтом, благодаря чему при небольших размерах приобрёл представительность и выразительно закрепил угол городского квартала при пересечении Гагаринского и Хрущёвского переулков. Имеет чрезвычайно характерное для ампира оформление фасадов, с рядом крупных прямоугольных окон в простых профилированных рамах, завершённых наверху тонко прорисованными дугами плоских архивольтов, с рельефной штукатуркой простенков под плоский руст. Со стороны Гагаринского переулка центр здания выделен ступенчатым аттиком и четырьмя поддерживающими его колоннами, которые соединены арками и украшены лепными медальонами с изображением грифонов. Над окнами центральной части и в верхней части междуоконных промежутков по главному фасаду также располагаются тонко проработанные лепные вставки и медальоны. 

Сохранилась первоначальная планировка парадной анфилады с угловым залом, гостиной и парадной спальней, частично — первоначальная отделка дверей, карнизов, подшивного потолка с росписью. В задних комнатах имеется резная дверь середины 19 в., прикрывающая потайную комнату.

Особняк 1815 года постройки принадлежал барону, полковнику, участнику Отечественной войны 1812 года, декабристу Владимиру Штейнгелю (1783-1862). 

В 1824 году здесь останавливался поэт, декабрист К. Рылеев (1795-1826). В. Штейнгель был масоном, и в те годы в доме часто проходили заседания членов масонского ордена Москвы. Сохранилась даже комната для собрания масонской ложи, вход в которую был умело замаскирован среди внутренних переходов и помещений.

В октябре 1830 года этот дом нанимает гвардии штаб-ротмистр Николай Тургенев, дядя известного писателя. В нем поселяется Варвара Тургенева со своими детьми, братьями Николаем, Иваном и Сергеем. Они прожили здесь год, а затем переехали в Сивцев Вражек.

В 1834 году в доме жил Л. Суворов-Рымникский, внук знаменитого полководца.

Позже владельцами дома становятся Лопатины, осуществившие перестройку особняка в середине 19 века. Гостями дома в разные годы были Л. Толстой, С. Соловьёв, В. Соловьёв, А. Фет, А. Писемский, В. Ключевский.

• Ресторан "Эларджи" (№ 15а).

• Поликлиника Управления делами Президента России (№ 17).

• Главный дом и флигель бывшей городской усадьбы Я. Казаринова – Н. Вишнякова (№№ 18/2, стр. 1, 3; 19 век; во флигеле с резными наличниками с 1904 по 1915 год жил композитор С. Танеев. Здесь устраивались знаменитые музыкальные «вторники», где бывали Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, ученые К. Тимирязев и А. Столетов, поэт Андрей Белый и др.).

• Мастерская московского отделения Художественного фонда России (№ 18/2, стр. 3).

• Православный храм cвященномученика Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной слободе (№ 20, стр. 2). Центральное викариатство, Центральное благочиние. Главный престол: Спаса Преображения. Приделы: священномученика Власия севастийского и Казанской иконы Божией Матери. История: построен в нач. 17 в. в дворцовой Большой Конюшенной слободе; перестраивался в 19-начале 20 вв. В 1939 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были мастерские, Росконцерт и народный оркестр «Боян»). Возвращен РПЦ в 1991 г., но первая литургия прошла только в 1997 г. Арх-ра: квадратный, кирпичный, одноглавый; состоит из основного объема, трапезной с приделами и трехъярусной колокольни, причем трапезная с 3-х сторон окружает нижний ярус колокольни. Декор: четырехколонный портик с аттиком в трапезной; лопатки, резной карниз, пояс-фриз ложных кокошников, барабан – глухой, восьмигранный с полуколонками на ребрах. Интерьер: сохранились фрагменты древних росписей. Святыни: чтимые иконы священномученика Власия и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Духовенство: настоятель – священник Алексей Новиков. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям – в 9.00), вечером – в 17.00; по пятницам – акафист священномученику Власию (в 17.00). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа, клуб многодетных семей, оказание помощи детскому дому № 19 и бездомным. Сайта нет).

Сооружена в дворцовой конюшенной слободе, по-видимому, в начале 17 в. (в письменных источниках впервые упомянута в 1625 г.), многократно перестраивалась. 

Окончательное формирование её композиции, состоящей из собственно храма (главный престол Преображения) с апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Власия Севастийского и Казанской Божией Матери) и колокольни, завершилось лишь во второй четверти 19 в. 

Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644 г., а его декор, выполненный в духе московского барокко, — к концу 17 в. Для этого времени характерны колончатые с фигурными гребнями обрамления окон и дверного проёма на южном фасаде, а также небольшие, акцентирующие центры боковых фасадов восьмигранные окна второго света. Завершение же стен четверика широким аттиком с рядом крупных кокошников и карнизом-пилой более свойственно середине века. Храм некогда имел по сторонам 2 придела (разобраны в 17 в. и во второй половине 19 в.). Полукруглая в плане апсида, сменившая в первой половине 19 в. первоначальный Трехчастный алтарь, получила скромную, характерную для позднего ампира декорировку стен в виде ленточного руста. Мотив рустованных «вразбежку» белокаменных обрамлений её окон повторен в наличниках трапезной, выстроенной в формах позднего классицизма в 1866—72 гг. 

Невысокая трехъярусная колокольня была сооружена в конце 18 в. и поновлена в 19 в., сохранив от первоначального декора обработку ярусов гладкими угловыми лопатками и фигурные «накладные панели», размещённые по сторонам широких арочных проёмов. 

В 1872 г. четверик основания колокольни был закрыт со всех сторон стенами новой трапезной и украшен на западном фасаде строгим белокаменным пилястровым портиком. 

В интерьере храма сохранились фрагменты настенной живописи 17 в. 

Церковь расположена на небольшой площадке при пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков. В окружении современной многоэтажной застройки она воспринимается как яркий архитектурный акцент. 

Была закрыта около 1939 г. 

Реставрационные работы проведены в 1980-х гг. 

В настоящее время здание занимает Русский народный оркестр «Боян».

Местность, где поставлен храм, именовалась в 14 в. Козьим болотом и была местом выпаса коз и проживания пастухов.

Деревянный храм св. Власия мог быть поставлен уже в то время — св. Власий почитался на Руси как покровитель домашних животных; на него перенесли верования, связанные с языческим богом Велесом.

По письменным источникам храм известен с 1625 г. — уже в Староконюшенной слободе.

В 1644 г. был построен первый каменный храм с главным престолом Преображения; один из приделов был освящен во имя священномученика Власия. Два других придела храма были во имя Казанской Богоматери и св. Николая.

В течение 17-18 вв. храм неоднократно перестраивался с сохранением частично старой постройки. Была построена первая трапезная, колокольня.

Около 1939 г. храм был закрыт. Здание приспособили под мастерские. Храм был обезглавлен, ограда уничтожена. Само здание со временем полностью потеряло вид, превратилось в обшарпанный рядовой дом.

С 1976 г. мастерские были выселены, и началась медленная реставрация. Придел Серафима Саровского при реставрации снесли.

• Поликлиника № 1 национального медико-хирургического центра имени Н. Пирогова (№ 37). 

Здание построено в 1907 году как частный особняк. 

• Гимназия № 1529 им. А. Грибоедова: здание № 2 (№ 20, стр. 1). 

В прошлом — школа № 70, затем — специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV видов № 67. 

Четырехэтажное кирпичное здание 1936 года постройки.

• Офисное здание (№ 25). 

Бывший дом декабристов. Начало 19 века; в 1867-79 годах здесь жил декабрист П. Свистунов; здесь бывали возвратившиеся из ссылки декабристы М. Муравьев-Апостол, М. Бестужев, А. Розен; в 1878 году здесь был Лев Толстой, работая над романом «Декабристы»; в 1912-47 годах здесь жил архитектор А. Щусев. Дом отреставрирован.

• Офисное здание (№ 33).

Жилые дома:

10 этажей (№ 6; 1975 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№№ 7, кк. 1 и 2; 1997–2000 годы постройки).

2 этажа (№ 8а; 1925 год постройки; бывший дом писателя С. Мстиславского).

3 этажа (№ 9/5; 1906 год постройки; бывший доходный дом).

9 этажей (№ 16; 1983 год постройки). Кирпичный.

13 этажей (№ 19/3; 1969 год постройки). Кирпичный.

13 этажей (№ 21; 1972 год постройки). Кирпичный.

3-4 этажа (№ 22, стр. 1; 1912 год постройки).

4-5 этажей (№ 23, стр. 1 и 2; 1911 год постройки; бывшие доходные дома О. Гартман).

12 этажей (№ 24/7, стр. 1; 1967 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – салон красоты «Чародейка».

5 этажей (№ 24/7, стр. 2; 1901 год постройки).

8 этажей (№ 26; 1974 год постройки). Кирпичный. Здесь квартира Г. Каспарова.

14 этажей (№ 27; 1970 год постройки). Кирпичный («башня Вулыха»).

4 этажа (№ 28; начало 20 века).

3 этажа (№ 29; 1905 год постройки; бывший дом Е. Эфрон, матери Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой). 

Дом с белыми наличниками, построенный в 1905 году архитектором М. Кульчицким. Он принадлежал Е. Эфрон, матери Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой.

В начале 19 века владельцем участка был бригадир Д. Новосильцев. На его дочери был женат писатель М. Загоскин, который до переезда в собственный дом жил здесь в 1827—31 годах. Он был хорошо знаком с А. Пушкиным, и не исключено, что поэт мог бывать здесь.

14 этажей (№ 31; 1969 год постройки). Кирпичный («башня Вулыха»).

4 этажа (№ 35; 1905 год постройки).

Достопримечательности:

Православный храм cвященномученика Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной слободе (№ 20, стр. 2).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий