воскресенье, 23 октября 2016 г.

Нащокинский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от Гагаринского переулка до переулка Сивцев Вражек. 

Рядом – Бульварное кольцо и метро «Кропоткинская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по фамилии капитана Нащокина, одного из местных домовладельцев 18 века (его дом числится по Гагаринскому переулку, 4/2).

В 1933-1993 годах – улица Фурманова (в честь советского писателя, автора повести «Чапаев», Дмитрия Фурманова (1891-1926), т. к. он жил в этом переулке (в доме № 14).

Во владении № 3-5 находился так называемый «Писательский дом». Дом, снесенный в 1974 г. при начале строительства дома Нащокина, несмотря на протесты литературной общественности и интеллигенции. Здесь в так называемой «писательской надстройке» жили К. Тренев, Антал Гидаш, В. Шкловский, В. Билль-Белоцерковский, Мате Залка и другие писатели. Любопытно, что в доме, который стоял здесь ранее, в 1864–65 гг. до переезда в собственный дом в Борисоглебском переулке квартировал писатель А. Писемский. В этом же доме Осипом Мандельштамом было написано знаменитое стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», и сюда в ночь с 13 на 14 мая 1934 г. пришли чекисты и увели поэта на Лубянку, о чем рассказала в своих записках А. Ахматова. Кроме того, здесь жил и умер М. Булгаков, здесь им был закончен роман «Мастер и Маргарита».

Нежилые объекты:

• Бывший доходный дом Шервуд-Верной (№ 3/18; 1910 год постройки; был куплен Варварой Шервуд-Верной; ее отец унтер-офицер Иван Шервуд, будучи посвященным в замыслы декабристов, донес о них властям; в награду за этоон получил аудиенцию императора, потомственное дворянство и приставку «Верный» к своей фамилии; в 2015 году этот дом отреставрировали – фасад отремонтировали, отмыли и перекрасили из желто-оранжевого в мягко-розовые тона).

• Бывший доходный дом И. Поздеева (№ 4; конец 19 века).

Построен в 1820 году и принадлежал сыну знаменитого терапевта Г. Захарьина, миллионеру С. Захарьину, умершему от туберкулеза в 1909 году.


Значительно перестроен в 1891 году архитектором И. Поздеевым для собственного доходного дома.

Сверху украшен двумя вазами. Балкон этого дома когда-то поддерживали два орла с распростертыми крыльями, а на воротах красовались фонари из матового стекла с надписями: «Дом Захарьина».

Ныне принадлежит адвокату Кучерене.

• Офисы (№ 5, стр. 4).

• Офисы (№ 5, стр. 5).

• Бывший доходный дом Московского акционерного общества (№ 8; конец 19 века).

Доходный дом К.Ф. Лазарева.


В 1897 г. архитектор Петр Павлович Щекотов выстроил красивый доходный дом в готическом стиле по заказу почетного гражданина Москвы Константина Федоровича Лазарева. Здание богато украшено портиками, резным декором, фигурными вставками, мозаикой, другими сложными архитектурными элементами и стилистически выделяется среди своих соседей.

В 2005 г. была проведена реконструкция здания. Особого интереса в ходе этой реставрации заслуживает работа специалистов из Центра историко-градостроительных исследований: они отступили от первоначального вида здания, но зато сумели воссоздать дух готики, разместив на фасаде изображения фантастических существ, в авторском проекте отсутствовавших. Так, на выступающем эркере появилась голова химеры, а над аркой бывшего проходного двора — единорог. Изящные, даже миниатюрные украшения не очень соответствуют авторскому стилю Петра Щекотова (элементы декора он предпочитал крупные), но этому зданию они «пришлись впору». Также в ходе последней реконструкции был надстроен мансардный этаж.

• Бывший доходный дом (№ 10, 19 век; здесь в 1860-х годах жил поэт А. Плещеев). 3 этажа.

Двухэтажный особняк в классическом стиле построен на месте сгоревшего в пожаре 1812 г. съезжего двора Пречистенской полицейской части.
Непродолжительное время в 1860-е здесь проживал поэт А.Н. Плещеев.
В конце XIX в. дом покупает крупный московский предприниматель и домовладелец Иван Александрович Коровкин. В 1884 г. он заказывает переоблицовку фасадов и перепланировку внутренних помещений архитектору В.П. Загорскому. После проведенных работ дом используется как доходный. Небольшие квартиры в нем сдаются внаем.
После революции, как и во всей Москве, здесь устраиваются коммунальные квартиры, в одной из которых в 1920-е–1930-е проживает известнейший врач М.П. Кончаловский.
Именно этот дом стал одним из главных героев любимого многими фильма «Покровские ворота». Во дворе дома со стороны Гоголевского бульвара герои кинокартины играли в домино и шахматы, грустили, мечтали, говорили о жизни.
На рубеже XX–XXI вв. здание перестраивается под бизнес-центр: надстраивается третий этаж, появляется еще один балкон со стороны Гоголевского бульвара, переоблицовывается и перекрашивается фасад.

Один из самых старых домов в переулке, выстроен после пожара 1812 года.

В нём короткое время в 1860-х годах жил поэт А. Плещеев.

В 1884 году перестроен в доходный дом по проекту архитектора В. Загорского.

Ещё одна реконструкция с перестройкой прошла в 1990-е годы.

Подходы к дому перегорожены заборами.

• Бывший доходный дом (№ 12, начало 20 века). 3 этажа.

• Офисы (№ 14).

В доме провел последние (1923-1926) годы жизни писатель, «художник революции» Д. Фурманов. 

• Бывший доходный дом (№ 16, конец 19 века). Архитектор Н. Марков. 678 тыс. руб. ($11 700) за кв. м Нащокинский переулок, д. 16.

Полностью реконструированный пятиэтажный особняк на восемь квартир. 

В отчете оценщиков датой постройки значится 1917 год, хотя, по данным Большой биографической энциклопедии, он был возведен в 1898 году архитектором Николаем Марковым, известным больше храмовыми, а не жилыми постройками.

Жилые дома:

5 этажей (№ 6; начало 20 века). 

Доходный дом Лазаревых. Построен в 1911 г. Проект принадлежал архитектору М.М. Черкасову.
Строгий лаконичный фасад почти не имеет украшений. Два первых этажа на полуподвале рустованные и как бы продолжают собой декор стоящего рядом особняка № 4.
В конце XIX в. владение принадлежало семье богородских купцов Лазаревых, а в 1914 и до революции С.Д. Синельникову.
Летом 1917 г. здесь в квартире 16 жил поэт Борис Пастернак. Квартира пустовала, занимавшая ее сестра давнишней приятельницы Пастернака Фанни Збарской летом получила место земского врача под Мытищами, и Пастернак ненадолго поселился в Нащокинском.
В «Людях и положениях» Пастернак вспоминал: «В июле 1917 года меня, по совету Брюсова, разыскал Эренбург». И.Г.Эренбург посетил Пастернака именно в этом доме и оставил его краткое описание:
«Я познакомился с Пастернаком в то самое лето, когда “ветер лускал семечки и пылью набухал”. Он жил недалеко от Пречистенского бульвара в большом доме. Это было время “Сестры моей жизни”. Он читал мне стихи. Не знаю, что больше меня поразило: его стихи, лицо, голос или то, что он говорил. Я ушел полный звуков, с головной болью. Дверь внизу была заперта — я засиделся до двух. Я поискал швейцара, его не оказалось. Я пошел назад, но не смог разыскать квартиру, где жил Пастернак. Это был дом с переходами, коридорами и полуэтажами. Я понял, что мне не выбраться до утра и сел на ступеньку. Лестница была чугунная, под ногами копошилась ночь. Вдруг дверь раскрылась. Я увидел Пастернака. Ему не спалось. Он вышел погулять. Я просидел добрый час возле той самой квартиры, где он жил. Он нисколько не удивился, увидев меня; я тоже не удивился».
Именно на этот адрес приходили письма от Елены Виноград, которой поэт посвятил свою книгу. «Когда я заканчивал «Поверх барьеров», девушка, в которую я был влюблен, попросила меня подарить ей эту книгу. Я чувствовал, что это нельзя — я увлекался в то время кубизмом, а она была сырая, неиспорченная, — и я тогда поверх этой книги стал писать для нее другую — так родилась „Сестра моя — жизнь“, она так и не узнала об этой подмене», - писал Пастернак.
В 1920-х в квартире 7 жили сестра Сергея Эфрона Вера Яковлевна Эфрон – драматург, педагог, преданный друг М. Волошина. «…Она всегда живет другими и о других… Я почти никого не знаю, в ком бы чувствовалось столько духовной чистоты, жертвенности и безвыходности, как в Вере, и кто побуждал бы к себе такую мучительную любовь…» - писал о ней поэт.
Сейчас это «элитный» дом в самом «элитном» районе Москвы, жильцы содержат охрану. Дежурный охраны высказал предположение, что упомянутый Эренбург заблудился потому, что пропустил лестничный марш, ведущий к выходу, и спустился в подвал, оттуда прямого выхода на улицу нет. В 1917 г. электричества на лестницах, видимо, не было, и ему пришлось сидеть в темноте на ступеньке, пока из квартиры не вышел Пастернак. Вспоминая эту встречу, Пастернак говорил А.К.Тарасенкову: «Я хочу вам сказать, что прочел страницы Эренбурга обо мне и Маяковском. Все это неверно. Не так. Я вовсе не читал стихи Эренбургу в первую встречу. Наоборот, он читал мне свои. Вначале Эренбург не понимал и не принимал меня и А.Белого. Это Брюсов убедил Эренбурга, заставил его читать и понимать мои стихи. Вообще мало мне нравится, как пишет Эренбург. Все это как-то бескостно, все у него взято с кондачка. Даже стиль. Он, конечно, пишет обо мне с самыми лучшими намерениями, я это знаю, но все же это все неверно».

Сейчас — студенческая еврейская организация «Гилель России».

5 этажей (№ 7). 2013 год постройки. Монолитно-кирпичный. Клубный дом «Академия» с 8 квартирами. На последнем этаже – пентхаус.

Достопримечательности:

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через Гагаринский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий