воскресенье, 23 октября 2016 г.

Николоямская улица

Расположение:

Улица проходит по Таганскому району (ЦАО) от Яузской улицы и реки Яузы (недалеко от Москва-реки) до Андроньевской площади. 

Пересекает Садовое кольцо.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 5 км.

История:

Раньше это была часть древней дороги на Владимир. 

Улица названа в 16-17 веках по церкви Николая Чудотворца в Рогожской ямской слободе, именуемой в народе церковью Николая Чудотворца в Ямах (находилась на месте современного дома № 39; снесена в конце 1950-х годов). 

В конце 17 века в начале улицы, на месте нынешней библиотеки иностранных языков, стоял Яузский дворец Петра I. 


В 18-19 веках Заяузье, в том числе Николоямская улица, развивалось преимущественно как купеческий район.

В 1919 — 1993 годах  – Ульяновская улица (по фамилии Владимира Ульянова (Ленина)).

В доме № 45, строение 1 в 2000-х годах находилась редакция журнала «Архитектура и строительство Москвы». Этот журнал был основан в 1952 году под названием «Строительство и архитектура Москвы» как орган Мосгорисполкома (в 1991—94 годах не выходил). В 1995 году возобновлен под современным названием (учредители: правительство Москвы и редакция «Московского журнала»). Главным редактором была Анна Грушина. Выходил 1 раз в 2 месяца. Тираж – около 5000 экз. Освещал проблемы градостроительной политики, жилищного строительства, экологии, новые архитектурные проекты и др. Имел рубрики: Строительство. Архитектура; Строительство в особых условиях; Районная планировка. Градостроительство; Благоустройство населенных мест. Зеленое строительство. Судя по всему, в 2011 или 2012 году журнал перестал выходить. Теперь выходит журнал «Архитектура и строительство России».

Одна из древнейших улиц Москвы, Николоямская связывает ее исторический центр с востоком. Улица начинается у слияния Яузы с Москвой-рекой и завершается у Андроньевской площади. Николоямская - одна из тех немногих улиц, что пересекает трассу Садового кольца в районе Земляного вала и продолжает свой путь далее. Вероятно, трасса улицы уже существовала к моменту сооружения укреплений Земляного города в конце XVI в. Это косвенно подтверждается сохранением в названиях окрестных переулков старинных московских урочищ: Лыщикова гора, Тетерки.
Здесь на окраине Москвы в конце XVI в. Борис Годунов разместил государеву ямскую слободу – компактное поселение служилых людей одной профессии. Словом «Ям» тогда называли почтовую станцию с постоялым двором. Как правило, она располагалась на оживленном тракте. Ямщики были обязаны содержать за государево жалование большое количеством свободных лошадей для перевозки людей и грузов. Постепенно жители Николоямской слободы стали заниматься частным извозом и гужевым транспортом: они постоянно ездили с грузами от Москвы до села Рогожи (современный Ногинск) и далее. Сразу же на выезде из слободы слободой располагался перекресток Рязанской и Владимирской дорог.
Само название слободы и улицы связано с церковью Николы на Ямах, т.е. на почтовой станции. Святитель Николай считался в народе покровителем мореходов, купцов и путешественников, поэтому посвящение главной слободской церкви не удивительно. Впервые храм упоминается в 1697 г., в 1870-е г. он был перестроен в русском стиле. Храм стоял на месте дома 35 и был снесен в советское время.
После основания Рогожского кладбища в 1770-е гг. здесь стали селиться старообрядцы, чья жизнь носила патриархальный и замкнутый характер. А со строительством Нижегородской железной дороги и открытием станции в 1861 г. ямская служба постепенно теряет былое значение, а жители слободы – свое особое положение. Здесь появляются доходные дома, селятся небогатые купцы и торговцы. Оживление на улице наступало лишь в связи с подготовкой к Всероссийской Нижегородской ярмарке.

Несмотря на утрату главного слободского храма, на Николоямской сохранились и вновь действуют старинные храмы: Симеона Столпника, Святителя Алексия Московского, Покрова на Лыщиковой горе. Из примечательных зданий на улице сохранились палаты XVIII в., доходные дома и городские усадьбы. Являясь прямой связующей артетрией между Заяузьем, Таганкой и Рогожской слободой, улица до сих пор перегружена транспортом.


Нежилые объекты:

• Библиотека иностранной литературы (№ 1; на территории установлен памятник Г. Гейне). 

Учреждена в 1921 г. как библиотека Неофилологического института Наркомпроса РСФСР (институт находился в стадии организации и в том же году прекратил существование), в 1922 г. открылась как самостоятельная публичная библиотека, с 1924 г. Государственная центральная библиотека иностранной литературы, с 1948 г. Всесоюзная, с 1992 г. Всероссийская. 

С 1921 библиотеку возглавляла М. Рудомино (библиотека получила её имя в 1991). 

В 20-х гг. библиотека была центром организации изучения иностранных языков в стране; на базе её курсов создан Московский институт иностранных языков (ныне Лингвистический университет); в 30-х гг. при ней работало бюро переводчиков. 

В фондах (1995) свыше 4,5 млн. единиц хранения более чем на 130 языках: литература преимущественно гуманитарного характера, редкие издания 16-20 вв., коллекции («Шекспириана», «Дар испанского народа» и др.), материалы по антифашистскому движению и др. 

Имеет систему каталогов и картотек (в том числе переводов произведений иностранных писателей на русский язык, Росику — публикации произведений отечественных писателей за рубежом и др.). Издаёт библиографические указатели. 

Размещалась в Денежном переулке, 5/9, с 1924 г. в здании Исторического музея, с 1929 г. в здании церкви Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке, 2 (читальные залы и научные отделы), с 1943 г. в Лопухинском переулке, 5, с 1949 г. на улице Разина (ныне улица Варварка), 12, с 1967 г. в специально построенном здании (архитекторы Д. Чечулин, Н. Молоков, В. Ситнов).

– Американский и французский культурные центры.
Во дворе:
– Памятник Никколо Макиавелли.
Никколо Макиавелли (3 мая 1469 — 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств. 

Табличка на обратной стороне скульптуры гласит: "Бюст подарен Библиотеке итальянским бизнесменом Антонио Темилом в знак любви и почтения к России".
– Бюст Сигизмунда фон Гернберштейна.
Бюст Сигизмунда фон Герберштейна - австрийского дипломата, писателя, историка и путешественника - находится в атриуме Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Барон Сигизмунд фон Герберштейн родился в Словении и с детства знал славянские языки. Учился в Венском университете, после недолгой офицерской карьеры поступил на дипломатическую службу. Дважды побывал в Москве, составил самое подробное на то время политическое, историко-географическое и этнографическое описание России — «Записки о Московских делах», надолго ставшее для Европы основным справочником по России.
– Памятник-бюст Чарльза Диккенса.
Чарльз Диккенс — английский писатель и романист. Установлен в 1996 году в атриуме Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Этот бюст был преподнесен Великобританией (компанией Би-Би-Си) в дар к 75-летию Библиотеки иностранной литературы. На момент своей смерти Чарльз Диккенс был самым известным английским писателем в мире и самым популярным — у самих англичан. Он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века. Литературному успеху Диккенса предшествовал репортерский — он работал в парламентском пуле. Первое произведение — "Очерки Боза" — опубликовано в 1836 году, в том же году был издан роман "Посмертные записки Пиквикского клуба", принесший начинающему писателю известность. Вершинами его творчества считаются романы "Приключения Оливера Твиста", "Дэвид Копперфильд", "Тяжелые времена" и "Большие надежды".
– Памятник Джеймсу Джойсу.
Памятник ирландскому писателю и поэту Джеймсу Джойсу установлен  во дворе Библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. 
В 1999 году Джойс вошел в список "100 героев и кумиров XX века" по версии журнала Time. Годом раньше, три самых крупных его произведения вошли в список "100 лучших романов новейшей библиотеки", который составило американское издательство Modern Library. 16 июня — день, когда разворачивается действие книги "Улисс", — почитатели писателя отмечают как праздник Блумсдей (по имени главного героя Леопольда Блума). В этот день публичные чтения романа проходят по всему миру, а в Дублине поклонники ходят маршрутами главных героев.
• Латиноамериканский культурный центр (№ 4; бывший дом причта церкви архидиакона Стефана, которая раньше здесь находилась, конец 19 века). Отреставрирован в середине 1990-х годов.

• Офисы (№ 6). Двухэтажный дом постройки конца 18 века.
• Офисы (№ 7/8). Когда-то здесь были коммуналки – их расселили в 1990-е.
• Посольство Маврикия (№ 8). Двухэтажный дом 19 века.
• Православный храм преподобного Симеона Столпника за Яузой (№ 10; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Патриаршее подворье. Приделы: святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского. История: построен в 1818 г. Трапезная – сер. 19 в. В 1929 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были мастерские, институт, учебный комбинат), колокольня почти полностью разрушена. Снова открыт в 1995 г. Арх-ра: стиль – классицизм; ротондальный; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и колокольни. Декор: двухколонные портики; килевидные фронтоны. Интерьер: главный иконостас – сер. 19 в. Святыни: мощевик с частью древа Животворящего Креста Господня и частицами мощей многих святых; чтимые иконы преподобного Симеона Столпника с частицей столпа, на котором он подвизался (19 в.), святителя Димитрия Ростовского (18 в.), святителя Николая Чудотворца, первомученика Стефана, великомученика Пантелеимона, преподобной Евфросинии Полоцкой с частицами мощей этих святых. Духовенство: настоятель – священник Алексей Муравейник. Богослужение: по средам, выходным дням и большим праздникам утром в 7.30 (по воскресеньям – в 8.00), вечером – в 17.00. Храм открыт ежедневно с 8.00 (7.00) до 19.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежный клуб; иконописная и реставрационная мастерские; помощь больным в больнице № 23 и Центре патологии речи и нейрореабилитации. Сайт есть: сделан он неплохо, но информации очень мало). С января 2018 года священник Вадим Бондаренко из храма преподобного Симеона Столпника за Яузой будет служить в домовом храме Архистратига Михаила при телеканале «Радость моя».

Строительство началось на средства суконного фабриканта А. Маленникова возведением в 1763—68 гг. трапезной, а вслед за ней, в 1789 г., колокольни. 

Основной объём был заложен другими ктиторами (С. Васильевым и И. Баташевым) в 1792 г., но из-за обрушившегося в 1789 г. свода завершён только к 1812 г. 

Трапезную с престолами Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского вновь перестроили в 1852—58 гг. 

Храм представляет собой крупную ротонду, поставленную на крещатое основание с узкими портиками на северном и южном фасадах. Ротонда, перекрытая высоким куполом с люкарнами, декорирована парными пилястрами с ионическими капителями. Фасады трапезной расчленены в простенках между арочными окнами тонкими пилястрами. От колокольни сохранился лишь нижний ярус, оформленный вместе с поздними боковыми палатками тосканскими портиками. 

В 1926—95 гг. храм был закрыт.

Церковь преподобного Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается под 1600 годом, когда Борис Годунов повелел поставить здесь, в ямской слободе, храм в честь святого, в день которого он венчался. 
Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже показан каменным. 
В 17 веке прихожане церкви преподобного Симеона Столпника решили на свои средства перестроить, обновить обветшавшее здание. 
В 1731 году основной объем старого храма разобрали и начали строить новый; по храмовым записям, Никольский придел был освящен в ноябре 1731 года, а главный придел во имя преподобного Симеона Столпника спустя почти два года. Старая трапезная прослужила еще некоторое время и была разобрана и заменена новой в 1763-68 годах. 
Новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского была построена на средства суконного фабриканта Алексея Маленькова по проекту И. Назарова. Он же в 1789 году пожертвовал средства и на строительство новой колокольни. 
В 1785 году была построена сохранившаяся по сей день церковная ограда с воротами.

Построенный купцами Семёновской слободы храм простоял недолго. 
В 1792 году началось строительство нового основного объёма храма, предположительно, по проекту М. Казакова. 
Строительство нового храма едва не закончилось катастрофой: в 1798 году рухнул почти законченный купол, значительно повредив стены. 
Работы по восстановлению купола затянулись до 1812 года. 
Храм был уже почти готов к освящению, но тут Москву заняли французские войска. Храм был разграблен, а новый иконостас разбит и сожжен. Освящение состоялось только в 1813 году. 
В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. 
Трапезная построена в 1852–58 годах. 
В 1863 году архитектором Козловским была возведена колокольня.

Первоначально здание закрытого в первые годы советской власти храма и передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома, а с 1965 года здесь расположился Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома, просуществовавший вплоть до 1990-х годов. 
Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде три ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Каким-то чудом сохранилась церковная ограда со стороны улицы. Две иконы из храма сохранились в церкви Покрова на Лыщиковой горе. 
В 1995 году возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. 
В настоящее время службы ведутся в трапезной части, роспись которой полностью восстановлена.
• Ассоциация учреждений культуры здравниц, санаториев и курортов (№ 11, стр. 1; бывший дом А. Верещагиной, 18-19 века). 
Построен в 18 веке в классицистическом стиле. Изменялся и перестраивался в 1803, 1836 и 1899 годах (архитектор А. Вебер).

Фасад здания обращает на себя внимание прекрасной обработкой рустом первого этажа, барельефные панно в боковых частях, выполненные на тему античности. Центральная часть фасада украшена лепниной и пилястрами с растительными мотивами. А вот лепнина капителей тяготеет к ордерным композициям сталинской неоклассики.
• Бывший дом причта церкви Симеона Столпника за Яузой (№ 12; конец 18 – начало 20 веков). 2 этажа.

Построен (предположительно) в конце 17 века, перестроен в 1829-34, 1902 гг. и после 1917 года. 

• МАТИ-РГТУ им. К. Циолковского (№№ 13-14).

• Бизнес-центр «Форум» (№ 13).

• Бизнес-центр «Форум-2» (№ 13, стр. 1). 

Бывший доходный дом Трапезниковых. Построен в 1889 году. Архитектор Б. Фрейденберг. 

Перестроен в 1917 году.

• Бизнес-центр «Форум-3» (№ 13, стр. 2).

• Бизнес-центр «На Берниковской набережной» (№ 13, стр. 17).

• Офисы (№ 14). 

Построен как жилой, доходный дом в конце 18 века. 

Перестроен в 1820-е, в 1880 и в середине 1920-х годов. 2 этажа.

• Бизнес-центр «Форум-1» (№ 15). Здание построено в 1982 году, реконструировано в 1995 году.
• Детский сад – центр дополнительного образования № 1685 (№ 15, стр. 2).

• Офисы (№ 16/2, стр. 4). 1 этаж
• Офисы (№ 16/2, стр. 6). 1 этаж
• Центр общепита (№ 16/2, стр. 7). 2 этажа 

• Бывшая городская усадьба Р. Фелистеровой (№ 18/1, стр. 1, начало 20 века). 1 этаж.
Построена в первой половине 19 века. 
Перестроена в 1903 году, архитектор А. Белевич. 
Отреставрирована в 1990-е годы. 
• Бывший доходный дом М. Шелудякова (№ 18/1, стр. 2; начало 20 века). 
Построен в 1903 году. Архитектор А. Белевич. 
Перестроен в 2000-е годы.
• Офисы (№ 19, стр. 4).
• Центр патологии речи и нейрореабилитации (№ 20, стр. 1). Государственное учреждение здравоохранения, осуществляющее комплексное лечение и нейрореабилитацию детей и взрослых по восстановлению высших психических функций, в том числе речи, возникших в результате очаговых поражений головного мозга вследствие перенесенного инсульта, черепно-мозговых травм (том числе полученных во время военных действий, терактов, катастроф и насилия), нейрохирургических операций, нейроинфекций, интоксикаций и др.; нарушений общения и коммуникации, расстройств голоса, а также сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний. 2 этажа.
• Офисы (№ 21/7, стр. 3). 
Построен в 1900 году под руководством архитекторов В. Властова как жилой двухэтажный дом.
• Офисы (№ 22). 2 этажа.
Бывший доходный дом. Построен в 1890 году. Архитектор Б. Фрейденберг. 
• Офисы (№ 24, стр. 1). 2 этажа.
• Рестораны вьетнамской и мексиканской кухни (№ 26, стр. 1). Трёхэтажное здание построено по проекту архитектора Дмитрия Бархина в 2002 году.
• Торгово-офисный центр с универсамом «Магнолия» (№ 29, к. 1). 3 этажа.
Бывший жилой дом. 
• Офисы (№ 29, к. 2). Пятиэтажное кирпичное здание. 
Построено в 1900 году. 
Бывшие коммунальные квартиры, расселённые в конце 1990-х годов.
• МФЦ (№ 29, стр. 3). Кафе, чебуречная, студия флористики, аптека и пр.

• Учебный корпус университета технологий и управления – МГУТУ (№ 29, к. 3).

• Библиотека МГУТУ (№ 32). 2 этажа.

• Медицинский колледж «На Таганке» (№ 33; бывшая медшкола, затем медучилище). 

Был организован в 1935 году как «Школа медицинских сестер». 

Первый выпуск состоялся в 1937 году. В тот период велась подготовка акушерок и ясельных медсестер. 

Первым директором был Малкин Иван. 

Выпуск 1941 года в полном составе ушел на фронт. В годы войны было выпущено 584 специалиста, многие из которых прошли дорогами войны, встретив Победу плечом к плечу с действующими воинскими соединениями.

Школа медицинских сестер просуществовала до 31 октября 1954 года. 

С 1 ноября 1954 года на основании приказа Мосгорздравотдела 9 октября 1954 года школа была переименована в медицинское училище № 7. 

В декабре 2008 года училищу по итогам аккредитации был присвоен статус колледжа, и распоряжением Правительства Москвы медицинское училище № 7 было переименовано в медицинский колледж № 7 департамента здравоохранения Москвы.

С 1935 года училище сменило четыре адреса. 

С 1972 года оно располагается на Николоямской улице (бывшей Ульяновской), 33. 

Здание было специально построено для медучилища и расположено в центре Москвы, недалеко от Таганской площади.

За время своего существования колледж подготовил более шестнадцати тысяч специалистов (медсестер, фельдшеров, акушерок), которые трудятся в различных лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждениях Москвы и России.

• Бизнес-центр в Рогожской Ямской слободе (№ 36, стр. 1). Построен в 2010 году.

• Офисы (№ 38/23, стр. 1). 3 этажа.

• Бизнес-центр «Мега-стройкомплекс» (№ 38/23, стр. 2).

• Гостиница «Румс бутик-отель» (№ 38/23, стр. 2а).

• Офисы (№ 40, стр. 1).
• Офисы (№ 40/22, стр. 4).
• Детская музыкальная школа № 30 им. Н. Алексеева (№ 42). 

Николай Алексеев (1852-1893) – московский градоначальник, директор Русского музыкального общества, меценат, построил в Москве 30 городских училищ для бедных детей, 18 для мальчиков, 10 для девочек и 2 смешанных. В 1884-м в память об отце Александре он построил и передал в дар городу 3-е Рогожское училище для мальчиков и передал его в дар городу, сохранив за собой его попечительство. 

Впоследствии эту должность занимал его двоюродный брат, великий русский режиссер К. Станиславский.

В 1948 году старейшее образовательное учреждение культуры в центре столицы было открыто вновь. 

К 50-летию школы в 1998 году ей было возвращено имя Н. Алексеева. В школе есть музейная комната Н. Алексеева, в фойе развернута фотовыставка.

• Офисы (№ 44/18). 2 этажа.
• Офисы (№ 46). 2 этажа.
• Бывшая городская усадьба Морозовых (№ 47, конец 18 – начало 19 века). Двухэтажное здание с подвалом и мезонином, построенное в 1894 г. 

Шелапутинский переулок в XIX веке мог называться Морозовским. Поселившись в начале переулка в 1830 году, Савва Васильевич Морозов, создатель и владелец пяти крупных текстильных фабрик в Орехово-Зуево, Твери и Богородске, приобрел все владения по нечетной стороне переулка.

Два больших владения на правой стороне Шелапутинского переулка у пересечения его с Николоямской улицей были приобретены средним сыном Абрамом Саввичем Морозовым. Главный дом владения № 47 выстроен в конце XVIII века. В 1842 году Абрам Саввич перестраивает главный дом для своей семьи. Фасад по улице имеет небольшой фронтончик. Три окна парадной залы украшают небольшие наличники. Со стороны двора дом был трехэатжный за счет жилых антресолей. Окна жилых помещений намного меньше парадных. После смерти Абрама Саввича дом унаследовал его сын Давид Абрамович. Он был совладельцем Тверской мануфактуры. Женат на дочери Павла Петровича Сорокоумовского Елизавете. В этом доме выросли их дети – сын и три дочери. Супруги были большими благотворителями. Создали в помещениях бывшей семейной фабрики богадельню им. Морозовых. В ее финансировании принимала участие вся большая семья.

После смерти мужа домом владела Елизавета Павловна Морозова. Но она сдавала дом в наем, а сама предпочитала жить в съемной квартире в Староконюшенном переулке. В советское время дом был разделен на большое количество коммунальных квартир. Уже много лет стоит выселенный, завешенный строительной сеткой и ждет, когда его отреставрируют.


Усадьбу реконструируют и она будет отдана под соц. службы.

• Бывший главный дом усадьбы 19 века (№ 48, стр. 1, конец 19 века).

• Бывший главный дом и палаты усадьбы купца Федора Птицына — Залогиной (№ 49, стр. 2 и 3, 18 век).

– Стр. 2. Главный дом усадьбы Птицына – Залогиной. Дом построен в 1754 году, пристройки возведены в 19 веке.
– Стр. 3. Палаты Ф. Птицына. Одноэтажный дом на высоком подклете, стоящий на линии улицы, построен в 1754 г. купцом Федором Птицыным. 
Стариная усадьба возникла на углу Николоямской улицы и Шелапутинского переулка еще в середине XVIII века. Одноэтажный дом на высоком подклете построен в 1754 году купцом Федором Птицыным. Он купил владение в 1738 году и увеличил его, приобретая соседние участки.

Дом представляет собой характерный образец жилой застройки середины XVIII века. Он стоит торцом на улицу, что выдает его древность. Его внутренние стены крестообразно делят объем на четыре части. Первоначальная лестница в основной этаж уничтожена при постройке нового корпуса в 1837 г. Здание хорошо сохранило наружную обработку эпохи развитого «московского барокко». Парные пилястры отмечают углы здания и места примыкания внутренних стен. Характерны окна с лучковыми завершениями и барочными «ушастыми» наличниками, четко прорисованные на голубом фоне стен. При реставрации 1967 г. восстановлены характерные для эпохи шатровое покрытие и яркая, насыщенная окраска стен. На самом углу переулка в 1760-х годах было построено торцом к улице еще одно строение в три этажа. На его фасаде по переулку сохранился характерный для зрелого классицизма тонкий декор с псевдоготическими деталями. Возможно, в нем помещалась фабрика владельцев усадьбы на рубеже XVIII–XIX веков, купцов Шелапутиных. Оба дома соединены невысоким забором с воротами посередине.

В 1834 году у Шелапутина усадьбу приобрела купчиха Агафья Михайловна Залогина. В 1874 году архитектор Д.А. Корицкий переделал для нее западный корпус, выходящий в Шелапутинский переулок, украсив его эклектичным декором. Торец получил фронтон над тремя центральными окнами, украшенными цветочными гирляндами, соединяющими пилястры с небольшими капителями. Залогины владели небольшой шелково фабрикой в Рогожской части, которая и помещалась в строених усадьбы, которой семья владела до революции.

Представляют собой характерный образец жилой застройки середины 18 в. 
Относится к четырёхпалатному типу, внутренние стены крестообразно делят объем на четыре части. 
Первоначальная лестница в основной этаж уничтожена при постройке нового корпуса в 1837 г.

Здание хорошо сохранило наружную обработку эпохи развитого «московского барокко». Парные пилястры отмечают углы здания и места примыкания внутренних стен. Характерны окна с лучковыми завершениями и барочными наличниками, четко рисующиеся на голубом фоне стен. 
При реставрации 1972-73 гг. восстановлены характерные для эпохи шатровое покрытие и яркая, насыщенная окраска стен.
• Офисы (№ 50, стр. 1). 3 этажа.
• Сейсмологический центр ин-та Геоэкологии РАН и Израильский культурный центр (№ 51, стр. 1; бывшая городская усадьба 18-19 веков).

Бывшая городская усадьба, главный дом которой, поставленный боком к современной красной линии улицы, находится в глубине парадного двора. Такая необычная постановка главного дома говорит о его древности, и действительно, в его составе находится каменная палата конца 17 в. (если считать с левой стороны здания - 4-я, 5-я и 6-я оси). 
Вообще, это протяженное здание представляет собой настоящий конгломерат разновременных строений, датируемых, начиная с конца 17 и кончая второй половиной 19 вв. 
Большие перестройки были сделаны в середине 18 в. богатым купцом С. Васильевым, тем самым, на средства которого были возведена величественная колокольня Андроникова монастыря. При нём к правому торцу палат пристраивается ещё одна палата (это 7, 8 и 9-я оси, считая слева). 
Позднее усадьба переходит к купцам Пищальниковым, при которых дом еще удлиняется пристройкой справа (с восточной стороны). 
Современный вид дом приобретает при купце А. Скороспелове – он в начале 1870-х гг. пристраивает к левому торцу дома парадные лестницу и вестибюль (в тамбуре левой двери на полу выложено мозаикой "1871" – очевидно, дата окончания строительства). 
Следы многочисленных переделок можно видеть внутри этого здания, реставраторы сохранили фрагменты, когда-то украшавших фасады - барочный и псевдоготический наличники. 
В интерьере можно видеть следы позднего убранства дома - мраморные камины и подоконники, лепные карнизы, живописные плафоны потолков, дубовые двери
– 51, стр. 2. Западный (двухэтажный) флигель городской усадьбы, 19 в.
– 51, стр. 3 и 5. Два флигеля, построенные в 18 веке. 
Перестроены в 1853 году.
– 51, стр. 4. Восточный (одноэтажный) флигель городской усадьбы, 18 в. 
Скорее всего здесь находились каретный сарай и конюшня.
Всемирный фонд природы– московский офис 19, к. 3. 
Располагается в доме с верхним бревенчатым этажом, построенном в 1870 году.
• Бывший жилой дом Н. Баулина (№ 52, стр. 1, середина 19 века). 1820-е гг., 1880-е гг., архитектор Н. Струков (в основе палаты 18 в.) 
Отреставрирован в период 2012–2017 гг. восстановили парадную лестницу со ступенями из доломита, вернули откосы проемов, металлические козырьки над входами. В усадьбе привели в порядок въездные ворота и парапетную решетку. Кроме того, внутри помещения появились печи, карнизы и паркет по планировке конца 19 века. 
Н. Баулин – владелец фабрики платков, которая располагалась здесь же. Дом перешел к Баулину в 1860-х годах. Он открыл в здании фабрику по производству платков. 
Во времена Советского Союза там располагались жилые квартиры.
• Бывший жилой дом (№ 52, стр. 2). Кон. 18 - нач. 19 вв. 2 этажа.
• Бывшая городская усадьба (2 дома с 2 флигелями) А. Ильина (№ 53, 19 в.).

Усадьба, которая в 18 в. также принадлежала богачу С. Васильеву, купившему ее по просроченной закладной у купца И. Медовщикова. 
Новый владелец строит в начале 1780-х гг. две каменные палаты по красной линии улицы, перешедшие после кончины Васильева к его родственнику купцу П. Пищальникову. 
Эти строения после пожара 1812 г. стояли долгое время обгорелые, пока усадьба не разделилась на две части (№№ 53 и 55) и на обеих частях не были построены в 1836 г. по образцовым проектам сохранившиеся доныне дома. 
– 53, стр. 2. Западный (двухэтажный) флигель городской усадьбы, 19 в.
• Бизнес-центр «Мосэнка Плаза 5» (№ 54; бывш. бывший Рогожский полицейский дом с пожарной каланчой, 19 век). 
Здание Рогожской полицейской части на Николо-Ямской улице. Дом относится к эпохе застройки Москвы времён строгого классицизма. Сначала это был просто жилой дом — городской особняк 18-19 вв., позже перестроенный для нужд полиции. 
С 1818 г. здесь размещалась Рогожская полицейская часть. 
В 1830 г. во дворе выстроен большой 2-этажный служебный корпус, несколько позже — типовой арестный дом — узкое 2-этажное здание с цилиндрическими сводами. На крыше — деревянная пожарная башня-каланча.
В середине 1990-х гг. по заказу фирмы-арендатора архитекторами была произведена реконструкция здания — снаружи отреставрированы фасады, внутри произведена перепланировка, восстановлена снесённая пожарная каланча со смотровой площадкой, нашпигованная современными коммуникациями.
• Автотехцентр (№ 54б).
• Бывший жилой дом (№ 55). Усадьба, которая в 18 в. принадлежала богачу С. Васильеву, купившему ее по просроченной закладной у купца И. Медовщикова. 
Новый владелец строит в начале 1780-х гг. две каменные палаты по красной линии улицы, перешедшие после кончины Васильева к его родственнику купцу П. Пищальникову. 
Эти строения после пожара 1812 г. стояли долгое время обгорелые, пока усадьба не разделилась на две части (№№ 53 и 55) и на обеих частях не были построены в 1836 г. по образцовым проектам сохранившиеся доныне дома. 
• Православный храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (№ 57-59; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Главный престол – Живоначальной троицы. Приделы: преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1818 г.; обновлялся в 19 в. В 1938 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были склад, скульптурные мастерские, проектно-сметное бюро и филиал музея им. Андрея Рублева). Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: стиль – состоит из основного объема, трапезной и четырехъярусной колокольни. Интерьер: росписи – кон. 19 в. Святыни: ковчежец с частицами мощей многих святых; чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также святителя Николая Чудотворца, праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей. Духовенство: настоятель – священник Валентин Радугин (род. в 1928 г.); другие клирики: священники Алексей Кузнецов и Александр Михеев; дьякон Константин Афонин. Богослужение: ежедневно (кроме понедельника) утром в 8.00, вечером – в 18.00 (по вторникам вечером – акафист прп. Сергию Радонежскому, по четвергам вечером – акафист свт. Николая Чудотворцу, по воскресеньям вечером – акафист иконе «Утоли моя печали»). Внебогослужебная деятельность: выпуск газеты-бюллетеня «Служение милосердию». Сайт есть, но весьма скромный и слабый по дизайну и содержанию).

Построена на месте каменного храма начала 18 в., сменившего деревянную церковь, существовавшую в слободе, заселённой ямщиками, ещё в 17 в. 

В 1796 г. была сооружена трапезная с престолами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца; в 1818 г. на средства Г. Смолянского возведён собственно храм с главным престолом Троицы; в 1864 г. построена колокольня. 

Храм в стиле ампир представляет собой крупный четырёхстолпный кубический четверик, завершённый пятиглавием. Его центральный световой барабан, перекрытый куполом, значительно превышает по размерам угловые декоративные барабаны. Полукруглой апсиде соответствует на западной стене такой же выступ, выходящий в интерьер трапезной. Боковые фасады четверика, обработанного в нижних частях стен квадровым рустом, акцентированы большими арочными нишами, в которых над входами, оформленными четырёхколонными тосканскими портиками, помещены полуциркульные окна второго света. Широкая, со скруглёнными углами четырёхстолпная трапезная сооружена в стиле зрелого классицизма и обладает изысканно-строгим декором. Четырёхколонные портики на её боковых фасадах, завершённые треугольными фронтонами, украшены изящным фризом с тонко прорисованными белокаменными розетками. Круглые окна второго света имеют обрамления, составленные из ионик. 

Церковь поставлена на высоком левом берегу р. Яузы и вместе с Андрониковым монастырем определяет своеобразие панорамы этой части города, открывающейся с противоположного берега реки. 
Церковная ограда восстановлена в 1990-х гг. в формах 19 в. 

Храм был закрыт в 1938—91 гг. 

Реставрирован в 1988—92 гг. 

В церкви хранится прядь волос Иоанна Кронштадтского.

• Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ (№ 57, стр. 7). Подразделение Русской Православной Церкви, отвечающее за дела милосердия и добровольчество. Именно во дворе этого дома летом 2010 около 200 добровольцев ежедневно и круглосуточно приносили, сортировали, и загружали в машины таких же добровольцев гуманитарную помощь для доставки ее погорельцам и пожарным. 3 эт.
• Аптека (№ 58).
• Православный храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе (№ 60; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Патриаршее подворье. Главный престол: Феодоровской иконы Божией Матери. Приделы: свт. Алексия Московского и свт. Николая Чудотворца. История: построен в сер. 18 в. В 1929 – 1992 гг. – закрыт и сильно пострадал. С 1992 г. проходило восстановление храма, но только в 2012 г. был освящен Алексеевский придел храма, а в 2013 г. — Никольский. Арх-ра: стиль – елизаветинское (зрелое) барокко. Состоит из основного объема – четверика с полукруглой апсидой, трапезной с 2 приделами и колокольни. Декор: пилястры, многообломные карнизы, арочные окна четверика с фигурными наличниками и окна второго света с завершениями в виде разорванных фронтонов. Святыни: икона прп. Симеона Мироточивого. Духовенство: настоятель – священник Владимир Духович (род. в 1958 г.); другие клирики: священник Николай Савушкин. Богослужение: не ежедневно, но часто (20-25 богослужебных дней в месяц); утром литургия в 8.00, а по субботам, воскресеньям и большим праздникам – в 10.00, накануне воскресений и больших праздников – бдение в 17.00; молебен о даровании детей – по субботам – в 16.30; в воскресенье перед литургией (в 9.00) – водосвятный молебен, а по субботам в это же время — панихида; по субботам после литургии читается акафист (прп. Симеону, Феодоровской иконе и др.), а по воскресеньям в 12.00 читаются молитвы о беременных. Храм открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. Внебогослужебная деятельность: помогают беременным женщинам при рождении ребенка; совершаются молебны о даровании детей (настоятель – руководитель программы «Против абортов»); по воскресеньям в 12. 30 бывают беседы со священником. Сайт есть, но редко обновляется и достаточно беден содержанием. Разное: Фрагменты дореволюционного иконостаса этого храма сейчас находятся в музее Коломенское).

По преданию, на месте церкви на пригорке стояла деревянная палатка самого митрополита Алексия, из которой он наблюдал за строительством соседнего Спасо-Андроникова монастыря. Однако деревянная церковь во имя самого митрополита Алексия впервые упомянута лишь в 1625 году. В 1700–1701 году возведён каменный храм с Никольским приделом, но и он оказался недолговечным. Наконец, в 1748–1751 году построено новое здание, сохранившееся до наших дней.

Архитектором Алексеевской церкви был Дмитрий Ухтомский – известный зодчий елизаветинской эпохи, прославившийся такими выдающимися шедеврами, как колокольня Троице-Сергиевой Лавры и Красные ворота (последние, к сожалению, были уничтожены в ХХ веке). Кубический храм, увенчанный двухъярусной главой, прорезан двумя ярусами вытянутых окон, украшенных пышными барочными наличниками с сандриками и овальными медальонами. С запада к храму примыкает трапезная и трёхъярусная колокольня. При церкви существовала небольшая богадельня на десять прихожанок, которые помимо жилья получали дополнительно из приходских средств ещё 7-8 рублей ежемесячно.

Главный престол храма был освящён во имя Фёдоровской иконы Божией Матери – образа, особо почитавшегося династией Романовых (им был благословлён на царство Михаил Фёдорович). Это единственная сохранившаяся в столице церковь, освященная во имя данного образа. Посвящение во имя митрополита Алексия осталось за приделом в трапезной, но сам храм по-прежнему именовался Алексиевским. Ещё один придел, как и прежде, был наименован в честь святого Николая Чудотворца.

Именно в Алексеевском приходе находилась усадьба купцов Алексеевых, к которой принадлежал и знаменитый театральный режиссёр К.С. Станиславский. Рядом располагалась их золотоканительная фабрика, переделанная в начале ХХ века в кабельный завод – его здания, ставшие теперь офисным центром, сохраняются на улице Станиславского. Алексеевы принимали участие в жизни Алексеевской церкви, дали средства на её обновление в 1898 году. А в своей усадьбе на Большой Алексеевской улице они создали Дом призрения купеческих вдов и сирот.

В 1930–1931 году Алексеевский храм был закрыт и предназначен к сносу, но всё же устоял. Однако здание сильно пострадало: интерьеры, включая барочный иконостас елизаветинского времени, уничтожены, главы церкви и колокольни срублены, фасады со временем сильно осыпались и имели неухоженный вид, новые пристройки исказили облик храма. Внутри размещался завод по изготовлению специальных сплавов, позднее – ремонтно-строительное управление. Лишь в 2000-х годах церковь была передана общине верующих, после началась долгая и сложная реставрация. Сегодня храм получил свои завершения и приобрёл более благородный вид, но работы ещё не завершены.


Одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. 
По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря.

Изначально деревянная, она была выстроена только в начале 17 века как обыкновенная приходская церковь для местного населения государевой слободы, названной по церкви Алексеевской. Так, строительством слободского храма именно здесь, напротив Спасо-Андроникова монастыря и на месте легендарной палатки его основателя почтили память московского святителя. Более того, жителями слободы были черные тяглецы, то есть обязанные к исполнению государственных повинностей. Может быть, именно поэтому главный престол храма был посвящен покровительнице правящей царской династии России.
До революции эту церковь считали лучшим и классическим образцом архитектуры московского елизаветинского барокко.

И интерьер лучшего образца московского елизаветинского барокко оставил о себе воспоминания. Богатым, позолоченным и со стороны алтаря барочным иконостасом, в котором были ценные иконы Новгородского письма 15-16 вв., восторгался Аполлинарий Васнецов. Более того, даже позднюю настенную роспись 18 столетия он считал произведением искусства.

Еще одной достопримечательностью Алексеевской церкви был древний крест над ее центральной главой – он был перенесен туда с первого, разобранного храма. 
А в 1747 году, когда Ухтомский начал строительство этой церкви, при ней была устроена богадельня на 10 прихожанок, где помимо квартиры, старушки получали еще 7-8 рублей на руки ежемесячно. Разумеется, что средства на храм и на благотворительность собирали его прихожане – а православный приход этой церкви был замечательный. Достаточно только назвать имена Алексеевых и Челышевых.

Алексеевская церковь, поновленная в 1898 году, была ограблена весной 1922 года и спустя 8 лет закрыта. 
В 1931 году ее начали ломать, но, к счастью, не сломали, хотя снесли колокольню до второго яруса, барабан с главой и крестом – тем самым, древним. В полуразрушенном здании с трубами и уродливыми навесными лестницами трудно было угадать церковь, – в нем работал завод, потом ремонтно-строительное управление.
А в годы перестройки вновь заговорили о лучшем московском памятнике елизаветинского барокко. И появились планы устроить тут заповедный островок вкупе с соседними старинными усадьбами на Николоямской. Потом пошли слухи о том, что здесь разместится культурный центр посольства Франции, но в итоге на свободной площади выстроили банк, а Алексеевскую церковь вернули верующим, и начался титанический труд ее восстановления.

Несмотря на крайне медленные темпы, в настоящее время она реконструирована уже настолько, что можно увидеть ее силуэт. Особенно красива она зимой, когда на фоне белого снега празднично сверкают ее золотые главки и играют на солнце яркие краски пряничной, красно-белой старомосковской церкви.

• Торгово-офисное здание с универсамом «Покупай» (№ 62). 3 этажа + мансарда.

В этом доме находилась булочная Филипова (на Тверской была еще одна), а за ним – пекарня. 

Жилые дома:

12 этажей (№ 9, 1968 год постройки). Блочный.

11 этажей (№ 11, стр. 5; 2000-е – 2010-е годы постройки). Жилой комплекс «Bernikov». Состоит из 10 этажей + технический этаж. Этажи с 1-го по 5-й приспособлены под офисы. С 6-го по 10-й – жилые апартаменты. Верхний этаж отдан под мансарды. 

Здание полностью построено в 2007 году, но по каким-то причинам не используется. В настоящее время в здании есть только охрана.

5 этажей (№ 19, нач. 20 века, бывший доходный дом Тюляевых). 

В 1932 году надстроен и переделан по проекту архитектора М. Приёмышева.

6 этажей (№ 31, 1959). Кирпичный. На 1-м этаже – сбербанк.

8 этажей (№ 34, стр. 2; начало 20 века). Кирпичный. На 1-м этаже – офисы. 

В 2000 году дом был реконструирован: полностью заменены все коммуникации, выполнен качественный ремонт.

8 этажей (№ 39/43, к. 1). 1964 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты. 

До конца 1950-х гг. на этом месте стоял храм Николая Чудотворца на Ямах. 

8 этажей (№ 39/43, к. 2). 1964 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже –кафедра «Холодильные системы и технологии» МГУТУ, аптека, цветы и пр.

8 этажей (№ 43, к. 3, 1964 год постройки). Кирпичный.

9 этажей (№ 43, к. 4, 1964 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 45, к. 1; 1926 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, редакция «Московского журнала».

6 этажей (№ 45, к. 2; 1926 год постройки). Кирпичный.

Нумерация домов не полностью строгая и упорядоченная.

Достопримечательности:

Православный храм преподобного Симеона Столпника за Яузой (№ 10).

Православный храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (№ 57-59).

Православный храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе (№ 60).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Китай Город» и «Площадь Ильича» на троллейбусе № 45 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий:

  1. Название улицы - НиколоЯмская, затем переулка произошло из-за храма Николая Чудотворца (не сохранился) что на Ямах, но никак не на ямщикАх. Ямы образовались за храмом на левом высоком берегу Яузы, из которого жители близлежащих слобод Гончарной, Каменщиков брали глину для своей работы. Обжигали изразцы, делали раствор для строительства. В том числе эту глину использовали для производства раствора при строительстве итальянскими зодчими московского Кремля. Самая удобная дорога для телег с грузом от Земляного вала к Владирскому тракту и Таганке проходила по мосту (не сохранился) через Яузу именно в этом месте т.к. оба берега были пологими, нежели чем крутые берега Садового кольца.

    от читателя Валерия

    ОтветитьУдалить