вторник, 25 октября 2016 г.

улица Радио

Расположение:

Улица проходит по Басманному району (ЦАО) от Токмакова переулка до Лефортовской набережной и Лефортовского моста реки Яузы и Красноказарменной улицы.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и по большей части улицы по ее середине проходят трамвайные пути и движение автотранспорта осуществляется по этим путям. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 800 метров.

История:

Возникла в 17 в. в районе Немецкой слободы. 

В 18 в. застраивалась дворцами знати и домами дворянства. 

В конце 18 в. сооружена церковь Вознесения (д. 2; отсюда прежнее название улицы). 

В конце 18 — начале 19 вв. построена городская усадьба Демидовых (д. 10а), в которой с 1825 размещался Елизаветинский институт благородных девиц, а с 1931 г. — Московский областной педагогический институт (ныне Московский педагогический университет). 

С 1915 г. в д. 17 находилась лаборатория Н. Жуковского (ныне Научно-мемориальный музей), с 1918 г. — Аэрогидродинамический институт.


До 1929 года — Вознесенская улица (по церкви Вознесения Господня, что на Гороховом поле, находящейся здесь).

Улица названа в 1929 году по первой советской радиовещательной станции, построенной в 1922 году в районе этой улицы.

В 1918-1932 годах квартал между улицей Радио, Большим Демидовским и Новокирочным переулками занимал Центральный аэрогидродинамический институт. В ЦАГИ действовала первая в Москве аэродинамическая труба. Отделившаяся в 1932 году от ЦАГИ в отдельную организацию лаборатория авиационных материалов переросла во Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). После расширения ЦАГИ и появления подразделений в городе Жуковский, на этой территории располагается одновременно два института Всероссийский институт авиационных материалов и Центральный аэрогидродинамический институт; в наши дни один из корпусов ЦАГИ на углу Бауманской улицы был передан реставрационному центру имени И. Э. Грабаря.

В доме № 22 жил москвовед Сергей Богоявленский (1871, Москва — 1947, там же), историк, архивист, член-корреспондент АН СССР (1929). Сын протоиерея Покровского собора К.И. Богоявленского. 

Нежилые объекты:

• Лефортовский мост – Дворцовый мост, через р. Яузу, соединяет улицу Радио с Красноказарменной улицей. 
До 1940 г. назывался Дворцовым, так как соединял Екатерининский и Слободской дворцы. 
Построен в 1777 г. (архитектор С. Яковлев); общая длина 42,5 м, ширина 15,5 м. 
В 1940 г. реконструирован (авторы проекта реконструкции инженер В. Пащенко, архитекторы К. Топуридзе и И. Ткаченко). Длина моста увеличена до 67,7 м (с подходами — 91,5 м), ширина — до 23,3 м. Мост арочный, пятипролётный (по 8,5 м каждый), каменный, три средних пролёта — речные, два крайних — береговые. 
С моста открывается вид на Екатерининский дворец на левом берегу р. Яузы и на парк с прудами.
• Православный храм Вознесения Господня на Гороховом поле (№ 2; Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Приделы: пророка Моисея и свт. Николая Чудотворца. История: построен 1793 в г., обновлялся в 19 в. В 1935 г. – закрыт и сильно пострадал (здесь были общежития, производства, театральные помещения). Снова открыт в 1993 г. Арх-ра: стиль – ранний классицизм; тип – ротондальный; состоит из основного объема, трапезной и трехъярусной колокольни с высоким шпилем. Декор: портик корифского ордера, треугольные и полуциркульные фронтоны. Интерьер: остатки дореволюционной росписи стен; пол – белокаменный (новый). Святыни: мироточивый образ царя Николая Второго; много чтимых икон (в том числе старинных) с частицами мощей изображенных на них святых; три ковчега (мощевика) с частицами мощей многих святых. Духовенство: настоятель – священник Василий Голованов; другие клирики: священник Сергей Горшков; дьяконы Владислав Ярмошенко и Владимир Минаев. Богослужение: по субботам, воскресеньям, большим праздникам и в некоторые другие дни утром в 8.00 (по воскресеньям – в 9.00), накануне – вечером – в 17.00; в некоторые дни на вечерне читают акафисты. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; 1 раз в 2 недели в 19.00 проходят встречи «Евангельский кружок» с чаепитием; оказывается помощь бездомным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Сайт есть, но достаточно бедный содержанием, к тому же небыстро обновляется).

Построена в 1788—93 гг. на землях графа А. Разумовского по проекту архитектора М. Казакова. Средства на сооружение церкви собирались прихожанами, при этом особенно крупным вкладом выделился Н. Демидов. 

Выстроенное в стиле раннего классицизма с элементами барокко здание является одним из лучших произведений московской архитектуры конца 18 в. Состоит из монументальной 2-светной ротонды храма, перекрытой куполом с люкарнами и изящным «бельведером», 2-придельной трапезной (престолы Николая Чудотворца и пророка Моисея) и высокой 3-ярусной колокольни. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера, пропорции которого повторены в пилястровых портиках на боковых фасадах трапезной и в 2-колонных портиках, оформляющих нижний ярус колокольни. Колокольня, по-барочному тяжеловесная, завершена шпилем. В декорировке её верхних ярусов использованы колонны и пилястры композитного ордера, поддерживающие энергично раскрепованные на углах антаблементы с развитыми белокаменными карнизами. Представительным формам здания соответствуют высокие прямоугольные окна, обрамлённые белокаменными с треугольными навершиями наличниками, сохранившимися в нижнем ярусе ротонды храма и на фасадах трапезной. 

Первоначальный декор верхнего яруса ротонды был уничтожен во время поновления храма в 1872 г. 

Окружающая здание территория обнесена оградой в конце 18 в. 

Церковь расположена на достаточно обширной площади, образованной пересечением улицы Казакова (бывшей Гороховой), улицы Радио (бывшей Вознесенской), а также Токмаковым и Доброслободским переулками. Особенно эффектный вид на храм с восточной стороны, в перспективе улицы Радио, ныне заслонён двухэтажным домом советского времени. 

Церковь была закрыта в 1935 — 1993 гг. Реставрирована в 1960-х и 1990-х гг.

Первая деревянная церковь Вознесения Господня, созданная в начале 1730-х годов, играла роль домовой при усадьбе канцлера Г.И. Головкина. После пожара 1737 года здание перестроили в камне. Позже владение перешло к фавориту императрицы Елизаветы – графу А.Г. Разумовскому. В 1773 году Вознесенская церковь из домовой стала приходской, в ней стало не хватать места. Старое здание разобрали, а новое возвели в 1788–93 годах чуть поодаль, ближе к реке Чечёре, на месте которой впоследствии появился Елизаветинский переулок. Соседняя улица стала Вознесенской (с 1929 года – улица Радио).
Проект, по одной из версий, был разработан знаменитым М.Ф. Казаковым (его именем в ХХ веке была названа Гороховская улица).
В трапезной храма было освящено два придела: во имя святого Николая Чудотворца и в честь Моисея Боговидца. Последнее наименование, уникальное для Москвы, появилось не случайно: во время строительства церкви на Гороховом поле был разобран Моисеевский монастырь на месте современной Манежной площади. Часть материала от разборки монастырского собора и его богослужебная утварь передали в новую церковь Вознесения, и название придела – это память об исчезнувшей обители. Никольский же придел создан в честь святого покровителя одного из храмоздателей – Николая Никитича Демидова, чей дворец располагался неподалеку.
В 1913 году храм посетил Николай II. В 1933 году церковь была закрыта. Здание использовалось сначала под клуб соседнего Аэродинамического института, затем под слесарную мастерскую и типографию, еще через некоторое время – под общежитие. Интерьеры были полностью уничтожены, внутреннее пространство разгорожено на этажи, но снаружи церковь почти не перестраивалась. В 1970-х годах здание перешло к производственному объединению «Упаковка».
В 1993 году церковь передали верующим и началась ее реставрация. Неподалеку по улице Радио сохраняется двухэтажный дом причта Вознесенской церкви, ныне театр «Сопричастность».
• Театр «Сопричастность» (№ 2). Драматический театр на 100 мест.

Открыт 27 марта 1990 г.

• Театрально-художественный колледж (№ 6/4; бывшая богадельня Вознесенского храма). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Ранее – Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии № 333. 

• Офисный центр (№ 7).

• Флигель бывшей городской усадьбы начала 19 века (№ 9). 
Одноэтажное здание начала 19 века, перестроено в 1896 г., архитектор П. Дриттенпрейс.
• Офисный центр (№ 10, стр. 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
• Московский государственный областной университет с православной церковью Троицы при бывшем Елизаветинском женском институте (№ 10а; начало 19 века, бывший Елизаветинский институт благородных девиц — для обучения дочерей дворян, военных чиновников, духовенства, купцов, с 1825 года, назван в честь императрицы Елизаветы Алексеевны; размещался в усадьбе 18 веке кн. Ф. Ромодановского, М. Головкина и Н, Демидова; в советское время – Московский областной педагогический институт им. Крупской, затем педагогический университет; храм возрожден в 2004 году). 
В начале XVIII века здесь, на окраине Немецкой слободы, у впадения в Яузу реки Чечоры, располагалась усадьба князя И.Ф. Ромодановского, бывшего в конце 1720-х гг. московским генерал-губернатором. От него усадьба, называемая иногда «Слободской дом», перешла к графу М. Г. Головкину, а после того, как он попал в опалу и был сослан, она, как и прочие его владения, была конфискована в казну.

В 1744 году усадьбу купил Никита Акинфиевич Демидов, представитель знаменитой династии уральских горнозаводчиков. Строительство нового каменного дома началось в 1762 году и было окончено во второй половине 1770-х. Одноэтажный с полуподвалом дом, сложный в плане, с несколькими ризалитами, был обращен главным фасадом к Вознесенской улице (нынешняя улица Радио). Дом был выполнен в стиле барокко, нарядность его фасаду придавали белокаменные оконные наличники изящной формы и пилястры с коринфскими капителями, расположенные в простенках между окнами. К парадному входу вела лестница с двумя всходами. Возможно, работами по строительству руководил архитектор Федор Аргунов. Слева к дому была сделана пристройка, в которой разместился домашний театр Демидова, здесь играли как его крепостные, так и приглашенные немецкие актеры. За домом располагался обширный регулярный парк, террасами спускавшийся к Яузе, с искусственными прудами, фонтанами, гротом, особым украшением служили мраморные и чугунные садовые скульптуры (последние были отлиты на уральских заводах Демидова). Растения хозяин выписывал из-за границы, а также привозил с Урала – здесь были высажены кедры, пихты, в теплицах росли южные деревья и кустарники – пальмы, тисы, фикусы. Достопримечательностью усадьбы были оранжереи, где выращивались апельсины, персики, ананасы, виноград, арбузы, а также разнообразные цветы.
Никита Акинфиевич Демидов, владелец Нижнетагильских заводов, успешный промышленник, был главным продолжателем семейного дела. Прославился как меценат, покровитель ученых и художников и коллекционер; жертвовал средства Московскому университету и Академии художеств. Собрал обширную библиотеку, где были, в том числе, и редкие европейские книги. Одно время состоял в переписке с Вольтером. Многого достиг самообразованием, знал иностранные языки, был чрезвычайно любознателен, интересовался новыми веяниями в культуре и науке. Особой страстью Демидова было коллекционирование – он собирал минералы, предметы старины и, конечно, произведения искусства. Обладая прекрасным художественным вкусом, Демидов приобретал и заказывал картины европейских и русских мастеров, в его собрании были полотна Ф. Снейдерса, Ж.-Б. Греза, А. Рослина, Ф.С. Рокотова, а также скульптуры, в частности, работы Ф.И. Шубина. В 1771-1773 годах Демидов совершил путешествие по Европе, записки о котором были изданы несколько лет спустя.
После его смерти усадьбу на Яузе унаследовал его единственный сын Николай Никитич Демидов. Он служил в армии, позже был членом Камер-коллегии. Много путешествовал, но также успешно занимался и семейным делом. Был известен как щедрый благотворитель, меценат и коллекционер. Участвовал в войне 1812 года. В 1815 году переселился за границу, жил во Флоренции, где так же занимался благотворительностью, за что флорентийцы поставили ему памятник на площади, названной в его честь Piazza Demidoff.
Свою усадьбу на Яузе Демидов в 1826 году пожертвовал для устройства Дома трудолюбия. В 1867 году здесь разместилось Елизаветинское женское училище (институт). Сам дом был перестроен на рубеже XIX – ХХ вв. в неоклассическом стиле, также к нему был пристроен учебный корпус с домовой церковью. Парк был застроен в советское время.
Сейчас здесь располагается Московский государственный областной университет.

Елизаветинский институт – один из институтов благородных девиц для обучения дочерей дворян, военных чиновников, духовенства, купцов. Основан в 1825 г., размещался в усадьбе с регулярным парком и системой прудов, которая в начале 18 в. принадлежала И. Ромодановскому, затем М. Головкину, а в середине 18 в. при Н. Демидове была увеличена вдвое и получила новый одноэтажный барочный дом. 
В конце 18 в. были возведены каменная оранжерея, а также комплекс одноэтажных зданий (дом и театр) в стиле раннего классицизма. 
После основания Елизаветинского института были выстроены парковое здание, церковь (вторая половина 19 в.); на рубеже 19—20 вв. главный дом был частично перестроен в неоклассицистических формах. 
После 1917 г. Елизаветинский институт упразднён, с 1931 г. здание занимает Московский областной педагогический университет.
Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 г. на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923 г.). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 — г. по современному адресу. В 1957—91 гг. носил имя Н. Крупской. 
Современные статус и название с 1991 г. 
В составе университета: 11 факультетов по направлениям педагогической профессии, а также факультеты послевузовской подготовки (психология) и повышения квалификации, довузовской подготовки и профессиональной ориентации; аспирантура и докторантура; 4 научно-исследовательских центра (в том числе Российский центр экономики образования); исследовательские лаборатории и др. В библиотеке свыше 1 млн. единиц хранения. 
На базе МПУ работают Академия администраторов образования, подразделения Международной академии информатизации и др. 
С 1931 г. подготовил свыше 90 тыс. педагогов и других специалистов образования. В 1997 обучалось свыше 10 тыс. студентов. Преподавательскую и научную работу вели свыше 800 человек, в том числе свыше 120 докторов наук.
Университет размещается в 5 корпусах в различных районах Москвы и ближайшем Подмосковье. 
Главное здание — бывший дом Демидова, в котором в 1825—1917 гг. располагался Елизаветинский институт благородных девиц.
Здание построено в 18-19 вв. Архитектор Д. Ухтомский, В. Баженов.
В начале 18 века здесь, на окраине Немецкой слободы, у впадения в Яузу реки Чечоры, располагалась усадьба князя И. Ромодановского, бывшего в конце 1720-х гг. московским генерал-губернатором. 
От него усадьба, называемая иногда «Слободской дом», перешла к графу М. Головкину, а после того, как он попал в опалу и был сослан, она, как и прочие его владения, была конфискована в казну.

В 1744 году усадьбу купил Никита Демидов, представитель династии уральских горнозаводчиков. 
Строительство нового каменного дома началось в 1762 году и было окончено во второй половине 1770-х. 
Одноэтажный с полуподвалом дом, сложный в плане, с несколькими ризалитами, был обращён главным фасадом к Вознесенской улице (нынешняя ул. Радио). Дом был выполнен в стиле барокко, нарядность его фасаду придавали белокаменные оконные наличники изящной формы и пилястры с коринфскими капителями, расположенные в простенках между окнами. К парадному входу вела лестница с двумя всходами. Возможно, работами по строительству руководил архитектор Фёдор Аргунов. Слева к дому была сделана пристройка, в которой разместился домашний театр Демидова, здесь играли как его крепостные, так и приглашённые немецкие актёры. 
За домом располагался обширный регулярный парк, террасами спускавшийся к Яузе, с искусственными прудами, фонтанами, гротом, особым украшением служили мраморные и чугунные садовые скульптуры (последние были отлиты на уральских заводах Демидова). Растения хозяин выписывал из-за границы, а также привозил с Урала – здесь были высажены кедры, пихты, в теплицах росли южные деревья и кустарники – пальмы, тисы, фикусы. Достопримечательностью усадьбы были оранжереи, где выращивались апельсины, персики, ананасы, виноград, арбузы, а также разнообразные цветы.

Никита Демидов, владелец Нижнетагильских заводов, успешный промышленник, был главным продолжателем семейного дела. Прославился как меценат, покровитель учёных и художников и коллекционер; жертвовал средства Московскому университету и Академии художеств. Собрал обширную библиотеку, где были, в том числе, и редкие европейские книги. Одно время состоял в переписке с Вольтером. Многого достиг самообразованием, знал иностранные языки, был чрезвычайно любознателен, интересовался новыми веяниями в культуре и науке. Особой страстью Демидова было коллекционирование – он собирал минералы, предметы старины и, конечно, произведения искусства. Обладая прекрасным художественным вкусом, Демидов приобретал и заказывал картины европейских и русских мастеров, в его собрании были полотна Ф. Снейдерса, Ж. Греза, А. Рослина, Ф. Рокотова, а также скульптуры, в частности, работы Ф. Шубина. В 1771–1773 годах Демидов совершил путешествие по Европе, записки о котором были изданы несколько лет спустя.

После его смерти усадьбу на Яузе унаследовал его единственный сын Николай Демидов. Он служил в армии, позже был членом Камер-коллегии. Много путешествовал, но также успешно занимался и семейным делом. Был известен как щедрый благотворитель, меценат и коллекционер. Участвовал в войне 1812 года. В 1815 году переселился за границу, жил во Флоренции, где так же занимался благотворительностью, за что флорентийцы поставили ему памятник на площади, названной в его честь Piazza Demidoff.

Свою усадьбу на Яузе Демидов в 1826 году пожертвовал для устройства Дома трудолюбия. В 1867 году здесь разместилось Елизаветинское женское училище. Институт благородных девиц предназначался для обучения дочерей дворян, военных чиновников, духовенства, купцов. Назван в честь императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Сам дом был перестроен на рубеже 19-20 вв. в неоклассическом стиле, также к нему был пристроен учебный корпус с домовой церковью (вторая половина 19 в.). 
После 1917 года Елизаветинский институт упразднён, с 1931 г. года здание занимает Московский областной педагогический университет. 
Парк также был застроен в советское время.
– Храм Троицы при Елизаветинском женском училище (№ 10а, стр. 2) в здании устроен в середине 19 в. 
По воспоминаниям современника, церковь была большая, очень уютная и располагающая к молитвенному настроению. 
После революции 1917 г. в ней разместилась секция гимнастики.

19 августа 2004 года на куполе бывшего храма был восстановлен крест, и церковь стала действующей.

21 сентября 2007 г. возродилась литургическая жизнь. Еженедельно настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе протоиерей Валентин Асмус служит в храме литургию. 
– Корпус № 1 МГОУ – сравнительно новый. Тут располагается бухгалтерия, юридический, психологический и экономический факультеты. В подвале – спортзал. Здание бывшей школы.

• Бывшая городская усадьба (№ 11, 19 век). 

Главный дом постройки начала 19 века. 

Постройка лишена симметрии, что придает особняку большей привлекательности, а над окнами второго этажа помещены человеческие лики и образы замысловатых существ, как будто охраняющие дом.
Комплекс усадьбы перестроен архитектором П. Дриттенпрейсом в 1885-1896 гг.

Флигеля – 1850, 1887 г.; службы – 1880-е гг.; ограда по Доброслободской ул. – 1910-е гг.; ограда с пилонами ворот по ул. Радио – кон. XIX в. 

Здесь был кожно-венерологический диспансер.

• Храм «Истинной Православной Церкви» Архангела Рафаила (№ 12, стр. 1).

• Офисный центр (№ 12, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание. 

В 1915 г. здесь разместилась лаборатория акционерного общества химической промышленности 1914 года «Русско-Краска» (с 1918 г. — центральная лаборатория Государственного треста анилино-красочной промышленности (Анилтреста), с 1928 г. — центральная научно-опытная лаборатория (ЦНОЛ) Анилтреста). 

На рубеже 1920-х – 1930-х гг. лаборатория переехала на Большую Садовую ул. и стала прообразом НИОПИК.

• Здание бывшего механический завода А. Дангауэра и В. Кайзера (№ 13, конец 19 – начало 20 веков).

• Компания «ВНИИОС-наука» (№ 14, стр. 1; исследования в области получения низших олефинов и продуктов основного органического синтеза из нефтехимического сырья; бывший НИИ органического синтеза). 

ООО "ВНИИОС-наука" выделилось из ОАО "ВНИИОС", которая более 50 лет ведет разработки в области получения низших олефинов и продуктов основного органического синтеза из нефтехимического сырья.

Стратегической целью компании является внедрение новейших научно-технических достижений и разработок в промышленности основного органического синтеза.

Основные направления деятельности:
• Выполнение научно-исследовательских работ, включая экспериментальную и теоретическую деятельность
• Разработка технологий для получения нефтехимических продуктов
• Разработка технологических решений для модернизации действующих химических и нефтехимических производств
• Проведение научно-экспериментальных исследований по испытанию новых типов катализаторов
• Оказание консультационных и информационных услуг для решения технических проблем производств мономеров и органического синтеза
• Оказание услуг по сертификации и стандартизации продукции нефтехимической промышленности.

Находится в двухэтажном особняке 19 века, который относится к исторической застройке бывшей Немецкой слободы.

• Флигель бывшего Елизаветинского института (№ 15). Двухэтажное с цоколем кирпичное отштукатуренное здание относится к исторической застройке бывшей Немецкой слободы.
• Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Жуковского (№ 17) (с 1918 года). 

Образован в 1918 г. 
Разрабатывает проблемы аэро- и гидродинамики с целью практического применения в различных отраслях техники. С работами ЦАГИ связаны становление и многие успехи отечественной авиации, достижения механики. Имеет мощную экспериментальную базу, уникальные установки для натурных и модельных исследований, стенды для динамики и прочности летательных аппаратов и др. 

Первый руководитель ЦАГИ Н. Жуковский (его имя присвоено институту в 1921), в 1921—42 гг. институт возглавлял академик С. Чаплыгин. 

В 1925—29 гг. при ЦАГИ была создана первая экспериментальная база с крупнейшей в мире аэродинамической трубой, гидравлической лабораторией, гидроканалом и другими установками. На самолётах, созданных в 1920—30-х гг. опытным заводом ЦАГИ под руководством А. Туполева, совершён ряд выдающихся перелётов. 

В 1930—41 гг. на базе научных отделов ЦАГИ организованы самостоятельные научно-исследовательские учреждения: Всероссийский институт авиационных материалов, Центральный институт авиационного моторостроения, Всероссийский институт гидромашиностроения, Центральный ветроэнергетический институт, Лётно-исследовательский институт. 

В 1956 г. в ЦАГИ открыт Научно-мемориальный музей Н. Жуковского.
Бывший особняк купца Михайлова на Вознесенской улице состоит из двух частей: постройки XVIII и XIX веков. Дом часто менял хозяев: в нем располагались склады товаров, мясная лавка, галантерея и даже трактир. Только в 1914 году двухэтажный каменный особняк стал общежитием и учебным помещением для летчиков с теоретических курсов авиации при Московском императорском техническом училище, которыми руководил Н.Е. Жуковский – выдающийся русский ученый, создатель аэродинамики как науки. Знаменитая Военно-инженерная академия имени Жуковского — преемница этих курсов.
В 1918 году ученый обратился в Высший совет народного хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального аэрогидродинамического института, проекта положения о нем и порядка развертывания его работы». Так определилась судьба дома, и особняк № 17 по улице Радио стал первым зданием ЦАГИ.
Здесь работали С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский, Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин и многие другие создатели отечественной науки и передовой авиационной техники. Неудивительно, что именно здесь устроили мемориальный комплекс. Постановление Совета министров СССР «Об увековечивании памяти Н.Е. Жуковского и к 100-летию со дня его рождения» вышло в 1947 году, а в 1956 г. состоялось торжественное открытие Научно-мемориального музея проф. Н.Е. Жуковского. У входа в здание установлен бронзовый бюст Жуковского работы скульптора Г.В. Нероды.
Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полета птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий полета. В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта.
Сегодня в музее развернута богатейшая экспозиция, отражающая всю историю отечественной авиации. В музее хранится более 50 000 экспонатов: документов, фотонегативов, модели практически всех российских самолетов, вертолетов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей, аэродинамических труб, самолетов, вертолетов, планеров, в т.ч. редкие экспонаты.
Экскурсии в музей проводятся по предварительной записи.
У музея – памятник Н. Жуковскому.
Николай Жуковский (1847—1921) — механик, создатель аэродинамики как науки.
Скульптор: Г. В. Нерода. Год установки: 1953.
Николая Жуковского принято считать «отцом русской авиации». Он открыл ряд законов в этой отрасли: закон динамики для центра тяжести планирующего тела, закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и многое другое. Бронзовый бюст ученого установлен у главного входа в мемориальный музей его имени.
• НИИ авиационных материалов (с 1932 г.) и художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря (№ 17 с несколькими строениями; здания 18 — 1-й половины 20 веков). «С 1934 г. по 2002 г. в ВИАМ работал выдающийся учёный, лауреат Сталинской, Государственной, Ленинской премий, премий Совета министров СССР, правительства РФ, академик Кишкин Сергей Тимофеевич».

Создан Приказом по народному комиссариату тяжелой промышленности СССР 28 июня 1932 г. об образовании Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ).

Крупнейшее материаловедческое государственное предприятие, которое на протяжении более 70 лет разрабатывает материалы, определяющие облик изделий авиакосмической техники.

Заказчиками института являются ведущие предприятия авиационно-космического комплекса России и мира.

До 1920-х годов здесь находилась лютеранская церковь св. Михаила (построена 1683 г.).

Здесь работали основоположники русской авиационной промышленности, учёные и конструкторы: Н. Жуковский, С. Чаплыгин, С. Королёв, А. Туполев и др.

Аэродинамическая лаборатория с трубой и ветросиловой башней 1924 г., (№ 17, стр. 12) архитекторы В. Кузнецов, В. Мовчан, И. Николаев, А. Фирсенко, 1950-е гг.

Гидроканал с модельными мастерскими, (№ 17, стр. 12) 1925 г., 1930-е гг., архитекторы В. Кузнецов, В. Мовчан, И. Николаев, А. Фирсенко, инженер-конструктор А. Туполев, гидромеханик Л. Седов, 1950-е гг.».

Первый сборочный цех завода ЦАГИ (№ 17, к. 6), ставшего потом заводом № 156 и перехавшим к Яузе. 

ЦАГИ начинался здесь. Постройка представляет собой большой ангар, предназначенный для аэродинамических испытаний самолётов. «Дом-самолет». 1925-1930 е гг., 1950-е гг.; архитекторы В. Кузнецов, В. Мовчан, И. Николаев, А. Фисенко. В настоящее время здесь находится Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря.

– Научно-мемориальный музей профессора Н. Жуковского (№ 17, к. 5). 

Здание музея состоит из двух разновременных и стилистически различных построек: 1786–1787 гг. и 1913 г. 

Дом часто менял хозяев: в нём располагались склады товаров, мясная лавка, галантерея и даже трактир. 

Только в 1914 г. двухэтажный каменный особняк стал общежитием и учебным помещением для лётчиков с теоретических курсов авиации при Московском императорском техническом училище, которыми руководил 

Н. Е. Жуковский — учёный, создатель аэродинамики как науки. Знаменитая Военно-инженерная академия им. Жуковского — преемница этих курсов.

Реконструкция 1913 г. была выполнена архитектором В. Вотковым по заказу купца М. Михайлова. 

Здание является единственной уцелевшей постройкой купца Михайлова среди снесённых в 1920 г. в период строительства корпусов ЦАГИ и является объектом культурного наследия федерального значения.

В 1918 г. Н. Жуковский обратился в Высший совет народного хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального аэрогидродинамического института, проекта положения о нём и порядка развёртывания его работы». Так определилась судьба дома, и особняк стал первым зданием ЦАГИ.

Здесь работали С. Чаплыгин, А. Туполев, Б. Стечкин, А. Архангельский, Б. Юрьев, В. Ветчинкин и многие другие создатели отечественной науки и передовой авиационной техники. Неудивительно, что именно здесь устроили мемориальный комплекс. Постановление Совета министров СССР «Об увековечивании памяти Н. Жуковского и к 100-летию со дня его рождения» вышло в 1947 г., а в 1956 г. состоялось открытие Научно-мемориального музея проф. Н. Жуковского.

Мемориальная доска на здании музея гласит: «В этом доме работал в 1915-1920 гг. отец русской авиации Николай Егорович Жуковский».

Сегодня в музее развёрнута богатейшая экспозиция, отражающая всю историю отечественной авиации. В музее хранится более 50 тыс. экспонатов: документов, фотонегативов, модели практически всех российских самолётов, вертолётов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей, аэродинамических труб.

Экскурсии в музей проводятся по предварительной записи.

• Противотуберкулезный диспансер (№ 18).

• Российский новый университет (№ 20; с 1991 года, бывшие проходная и КБ Туполева). На здании – мемориальные доски А. Туполеву и С. Капице.

• Центр развития предпринимательства ЦАО г. Москвы (№ 20). 

Раньше здесь находился сектор аэродинамических исследований АНТК им. Туполева и Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов (РосНИИземпроект).

• Бизнес-центры «Яуза Тауэр» и «Яуза Тауэр-2» (№ 24, кк. 1 и 2; с 2005 года, бывший конструкторский отдел ЦАГИ). Доска на стене: «Здесь с 1918 по 1972 год работал Генеральный конструктор самолетов, трижды Герой Социалистического труда, академик Андрей Николаевич Туполев».

Здание построено в 1932-35 гг., архитекторы А. Кузнецов, В. Веснин, С. Щербаков и В. Дементьев. 

Стиль позднего конструктивизма в каркасных конструкциях. На себя обращает особое внимание огромный цилиндрический элемент и превосходная пластика дома. Здание является ценным архитектурным памятником данного стиля.

Здесь находился ЦКБ-29 (конструкторский отдел ЦАГИ, «Туполевская шарага») — закрытое режимное учреждение НКВД, также располагалось авиационное конструкторское бюро, работами которого руководил авиаконструктор А. Туполев, находившийся в этот период под следствием. Именно в этом здании разрабатывались модели таких самолетов, как Ту-2 и Пе-2.

В 2005 г. здание было реконструировано в бизнес-центр. Здесь, в частности, располагается Учебный комплекс "Радио" центра компьютерного обучения "Специалист", много кафе, м-нов и пр.

Жилые дома:

3 этажа (№ 5, стр. 5; до 1917 года). Кирпичный.

5 этажей (№ 10, стр. 9, 1957 год постройки). Кирпичный, стандартный.

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм Вознесения Господня на Гороховом поле (№ 2).

Храм «Истинной Православной Церкви» Архангела Рафаила (№ 12, стр. 1).

Научно-мемориальный музей профессора Н. Жуковского (№ 17).

Театр «Сопричастность» (№ 2).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Бауманская» на трамваях №№ 37, 45 и 50; от метро «Красные Ворота» и «Авиамоторная» на троллейбусе № 24.


Видео:




Состояние на 12.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий