вторник, 25 октября 2016 г.

Подкопаевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Хохловского переулка до Подколокольного переулка. 

Рядом – Бульварное кольцо). 

Недалеко – метро «Китай город».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Подколокольного переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Переулок назван в начале 20 века по местности Подкопаи или Подкопаево, где в древности под холмом на берегу реки Рачки добывали глину, подкапывая холм.

До начала 20 века переулок, как и соседний Подколокольный, назывался Никольский (по церкви свт. Николая Чудотворца в Подкопаях, которая здесь находится).

Нежилые объекты:

• Бывший дом почетного гражданина Ф. Челнокова (№ 2¸стр. 1). Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.  

Главный дом бывшей городской усадьбы середины 19 века. 

Несколько лет назад восстановлен с надстройкой чердака.

• Бывший флигель дома почетного гражданина Ф. Челнокова (№ 2¸стр. 3 – ?). 

Построен в 1856 г., перестроен в 1896 г., перв. пол. 1990-х гг.

• Бизнес-центр «Ноев Ковчег» (№ 4). В подвале правого крыла есть ресторан. Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 4, стр. 3). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 4, стр. 6). Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 4, стр. 6а). Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 4, стр. 7). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Бывшие палаты Барятинских (№ 5). 

На склоне Ивановской горки в Подкопаевском переулке стоят древние палаты – одно из старейших сохранившихся каменных строений в Москве.

Первоначальный объём здания включает две одноэтажные палаты, стены которых выложены из белокаменных блоков, а своды из большемерного кирпича. Это южная (правая, если смотреть с Подкопаевского переулка) часть дома. Сохранилась обработка северного фасада древнейших палат, находящегося сейчас внутри здания, относящаяся к 50-70 годам XVII столетия. На протяжении XVII-XIX веков палаты неоднократно перестраивались.

Долгое время считалось, что в старину палаты принадлежали князьям Шуйским. Соответствующая информация зафиксирована и на охранной доске, укреплённой на фасаде дома: «Памятник древнерусского зодчества Палаты Шуйских. Образец каменной жилой застройки Москвы XVII века. Внутри здания сохранились сводчатые палаты с первоначальной архитектурной декорацией. Фасады частично перестроены в семидесятых годах XIX-го века. Охраняется государством». Доподлинно известно о владениях Шуйских в районе Кулишек. Их усадьба находилась неподалёку, но где точно – не известно. В 2007 году вышла прекрасная книга «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек» под редакцией историка архитектуры, специалиста по древнерусской архитектуре, заместителя генерального директора по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры Московского Кремля, профессора Андрея Леонидовича Баталова. Благодаря его изысканиям «нашёлся» истинный владелец палат - князь Иван Михайлович Барятинский. И Барятинские, и Шуйские относились к роду Рюриковичей, только первые были ветвью князей Черниговских, а вторые – Суздальских.

Ещё одна легенда связывает древние палаты с именем Яна Петра Сапеги, военного деятеля Великого княжества Литовского, активного сторонника Лжедмитрия II, упорно пытавшегося возвести последнего на российский престол. Якобы Я. П. Сапега жил в 1611 году какое-то время в этих палатах и здесь же умер. При этом часто путают Яна Сапегу с его двоюродным братом, великим гетманом Великого княжества Литовского Львом Сапегой, который в том же 1611 году также был в Москве, возглавляя войска Речи Посполитой во время польско-литовской интервенции Смутного времени. Возможно, кто-либо из Сапег и останавливался в палатах в нынешнем Подкопаевском переулке, но документального подтверждения этому нет.

В начале XVIII века к старинному дому по линии переулка была пристроена ещё одна палата, и здание получило Г-образную форму.

Следующая существенная перестройка относится к 1770-м годам. Вследствие этого палаты получили прямоугольную в плане конфигурацию.

В начале XIX столетия здание было перестроено ещё раз, тогда же появился антресольный этаж.

До наших дней сохранилась часть интерьеров XIX века: двери, печи, камин, наборные паркетные полы.

Последним дореволюционным владельцем дома был потомственный почётный гражданин А. Г. Корнилов.

Сейчас здесь различные конторы.

Палаты сильно выступают за красную линию Подкопаевского пер. и почти полностью занимают тротуар. Благодаря этому и природному рельефу местности палаты хорошо просматриваются даже с отдалённых точек. 

Существующее здание относится к разным строительным периодам. 

Первоначальный древнейший объём поставлен торцом к переулку (отмечен охранной доской), состоит из двух сводчатых палат и двух подвальных помещений под ними.

Первоначальный декор палат реставрирован, но благодаря поздним перестройкам обращён в интерьер существующего здания. 

Восстановленный декор наличников, железные оконные решётки, лопатки, профилированный цоколь относится к 1650-70-м гг. 

В северо-западной части палат обнаружены следы крыльца. 

Стены подвальных помещений выложены из белого камня, а их своды из кирпича. 

Первоначально палаты были двухэтажными — об этом говорят сохранившиеся части фасада.

В нач. 18 в. по линии нынешнего Подкопаевского пер. к древней части была пристроена ещё одна палата на месте крыльца, и здание в это время получило Г-образную форму. 

В 1770-х гг. здание было вновь перестроено, вследствие чего приобрело прямоугольную конфигурацию плана. 

В нач. 19 в. с востока были пристроен дополнительный объём и устроены антресоли. Во втором этаже и антресолях сохранилась характерная для дворянских особняков начала 19 в. планировка, а также фрагменты убранства: двери, печи, камин и наборные паркетные полы. 

В дворовой части сохранились старинные ворота и фрагмент первоначальной ограды. 

При доме небольшой сад. 

Подпорная стенка сделана из оштукатуренных и покрашенных бетонных блоков.

Долгое время считалось, что в старину палаты принадлежали князьям Шуйским. 

Соответствующая информация зафиксирована и на охранной доске, укреплённой на фасаде дома: «Памятник древнерусского зодчества Палаты Шуйских. Образец каменной жилой застройки Москвы 17 века. Внутри здания сохранились сводчатые палаты с первоначальной архитектурной декорацией. Фасады частично перестроены в семидесятых годах XIX-го века. Охраняется государством». 

Доподлинно известно о владениях Шуйских в районе Кулишек. Их усадьба находилась неподалёку, но где точно – не известно. 

В 2007 году вышла книга «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек» под редакцией историка архитектуры, профессора Андрея Баталова. Благодаря его изысканиям нашёлся владелец палат – князь Иван Барятинский. И Барятинские, и Шуйские относились к роду Рюриковичей, только первые были ветвью князей Черниговских, а вторые – Суздальских.

Ещё одна легенда связывает древние палаты с именем Яна Петра Сапеги, военного деятеля Великого княжества Литовского, активного сторонника Лжедмитрия II, упорно пытавшегося возвести последнего на российский престол. Якобы Я. Сапега жил в 1611 году какое-то время в этих палатах и здесь же умер. При этом часто путают Яна Сапегу с его двоюродным братом, великим гетманом Великого княжества Литовского Львом Сапегой, который в том же 1611 году также был в Москве, возглавляя войска Речи Посполитой во время польско-литовской интервенции Смутного времени. 

Возможно, кто-либо из Сапег и останавливался в палатах в нынешнем Подкопаевском переулке, но документального подтверждения этому нет.

Последним дореволюционным владельцем дома был потомственный почётный гражданин А. Корнилов.

• Офисный центр – офисы компаний Megapolis FM, Fashion TV и др. (№ 7). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывш. дом причта Церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. 

В советское время студенческое конструкторское бюро Московского института электронного машиностроения. 

• Представительство Саратовской области в Москве (№ 7, стр. 2 и 3). Двухэтажные с мансардами кирпичные отштукатуренные здания.

До конца 1990-х гг. это были жилые дома. 

• Бывшее доходное владение церкви Рождества Богородицы на Кулишках (№ 9, стр. 2, середина 19 – начало 20 веков). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисно-сервисный центр (№ 11, стр. 2). Двухэтажный кирпичный дом. 

Конец 19 – начало 20 веков, бывший доходный дом Елизаветы Ярошенко. 

Уже во второй половине XVII века здесь, во владении рядом с храмом Николы Чудотворца в Подкопаях, были возведены каменные палаты, принадлежавшие, скорее всего, стольнику и воеводе царя Алексея Михайловича Емельяну Ивановичу Бутурлину. Стоявшее в глубине двора строение было обращено парадным фасадом к современному Подколокольному переулку.

В последующие века палаты перестраивались. После пожара 1812 г. здание было отремонтировано при тогдашних владельцах – братьях Боборыкиных, и с западной стороны к нему был пристроен дополнительный объем.

При натурных исследованиях, проведенных в наши дни, кладка XVII века, включающая «орленые» кирпичи (клейменые кирпичи с изображением стилизованного двуглавого орла, изготовленные в «царских кирпичных сараях»), была обнаружена не только в первом, но и во втором этаже дома. На южном фасаде сохранились следы кирпичного декора 1660-х годов: оконные наличники, поребрики и т. п., а также остатки полихромных и зеленых монохромных рельефных изразцов – большая редкость в декоре гражданских построек того времени.

Владение меняло хозяев, с середины XIX века оно принадлежало действительному статскому советнику Платону Викторовичу Степанову. В 1860-е годы двухэтажный жилой корпус, располагавшийся по границе владения вдоль Хитровской площади, был перестроен. На месте сада вдоль Подколокольного переулка был выстроен Г-образный трехэтажный доходный дом, выходящий фасадом также и на Хитровскую площадь. Застройка владения была объединена в слитный комплекс. Для доступа во двор была устроена проездная арка.

После смерти Степанова в 1872 году усадьба перешла к его дочери Елизавете Платоновне, бывшей вторым браком замужем за Василием Александровичем Ярошенко, родным братом известного живописца. Ей владение принадлежало до 1917 года.

В 1888–90 годах здание было реконструировано по проекту архитектора А. Никифорова. Со стороны дворовых фасадов пристроены галереи (или как их называли в Москве – «галдарейки»), а также кирпичные «башни», в которых были размещены клозеты. Возведены две хозяйственные одноэтажные постройки (одна из них утрачена в 1970–80-е годы). Часть галерей была перестроена в 1920-е годы, другая часть заложена. Тем не менее, это один из немногочисленных сохранившихся в Москве домов с «галдарейками».

В доме до революции располагались дешевые комнаты, сдававшиеся внаем, и ночлежки для бедноты. Здесь находилась знаменитая «писучая» квартира, заселенная разорившимися дворянами, зарабатывавшими на жизнь перепиской пьес и рукописей. В эту квартиру Гиляровский приводил Станиславского, Немировича-Данченко, художника Симова и артистов Московского художественного театра перед постановкой горьковской пьесы «На дне». В этом же доме, скорее всего, находился и трактир «Каторга», «воспетый» Гиляровским.

В советские годы здесь были устроены коммунальные квартиры. В одной из них, во втором этаже, некоторое время жил будущий лауреат Нобелевской премии по физике Н. Басов, а также – в корпусе, выходящем фасадом в Подколокольный переулок – известный советский актер С. Крамаров.

В наши дни в здании располагаются мастерские художников, скульпторов, иконописцев, Московские православные регентские курсы, жилые квартиры.

Дом находится на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения и входит в состав пяти кварталов достопримечательного места «Хитровка».



Дом приобрела Елизавета Ярошенко, где устроила ночлежки и знаменитый трактир - «Каторгу». 

Дом мадам Ярошенко, трактир "Каторга", описанный Гиляровским "Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира – "Пересыльный" и "Сибирь", а в доме Ярошенко – "Каторга". Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. В "Пересыльном" собирались бездомники, нищие и барышники, в "Сибири"--степенью выше--воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была "Каторга" – притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. И только советская власть одним постановлением Моссовета смахнула эту не излечимую при старом строе язву и в одну неделю в 1923 году очистила всю площадь с окружающими ее вековыми притонами, в несколько месяцев отделала под чистые квартиры недавние трущобы и заселила их рабочим и служащим людом. Самую же главную трущобу «Кулаковку» с ее подземными притонами в «Сухом овраге» по Свиньинскому переулку и огромным «Утюгом» срыла до основания и заново застроила. Все те же дома, но чистые снаружи… Нет заткнутых бумагой или тряпками или просто разбитых окон, из которых валит пар и несется пьяный гул. Вот дом Орлова — квартиры нищих-профессионалов и место ночлега новичков, еще пока ищущих поденной работы… Вот рядом огромные дома Румянцева, в которых было два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а далее, в доме Степанова, трактир «Каторга», когда-то принадлежавший знаменитому укрывателю беглых и разбойников Марку Афанасьеву, а потом перешедший к его приказчику Кулакову, нажившему состояние на насиженном своим старым хозяином месте». 

Дворовая часть дома является бывшими палатами, принадлежавшими стольнику Емельяну Бутурлину, позднее разделенными между Волынскими и князьями Волконскими, в середине 18 в. вновь объединившимися в руках Ушаковых.

Со временем служебные строения усадьбы обступили и скрыли главный дом, а все владение получило известность хитрованской ночлежки, принадлежавшей Ярошенко, со знаменитым трактиром «Каторга» в необъяснимой близости от подкопаевского храма. 

Здесь проживала бездомная интеллигенция, возможно – самый знаменитый хитрованец, великий художник Саврасов. 

Именно сюда Гиляровский приводил Станиславского и актеров МХТ, готовивших постановку «На дне», и защищал их здесь от нападения воров. Задний фасад барского дома сохранил пристроенные лестницы в дешёвые квартиры. 

Замечательно, что дом остается жилым и сейчас, что среди жильцов есть художники и что это по-прежнему самые интеллигентные из хитрованцев. Они искренне обрадованы появлением реставраторов и их открытиями. 

Дома № 11, стр. 1 в переулке нет.

• Православный храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях (№ 15/9; Центральное викариатство, Богоявленское благочиние. Патриаршее подворье. Главный престол – Казанской иконы Божией Матери. Приделы: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. История: построен в 1625 г.; перестраивался и обновлялся в последующие века. Колокольня – 18 в., перестройка в 19 в.; трапезная – 19 в. В 1929 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был полиэтиленовый завод). Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: стиль – барокко; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и трехъярусной колокольни. Декор: портики с колоннами. Святыни: Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери; ковчеги с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, преподобного Зосимы Палестинского и преподобных старцев Оптинских. Духовенство: настоятель – игумен Савва Молчанов (род. в 1958 г.); другие клирики: дьякон Владимир Никитенко. Богослужение: по вторникам, средам, выходным, большим и чтимым праздникам; по субботам утром в 9.00, по воскресеньям – утром в 9.30; накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00; по вторникам – акафист Пресвятой Богородице – в 18.00; по средам – акафист свт. Николаю Чудотворцу – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; военно-патриотический клуб «Варяг»; паломнические поездки. Сайт есть: основное есть, но информации мало, а дизайн хороший. У храма – часовня (1887)).

Храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Подкопаях — один из первых храмов в Москве, посвященных этому святому.
Первое упоминание о деревянной церкви датируется концом 15 века. Название «в Подкопаях» связывают с местностью: здесь добывали глину, подкапывая холм. Строительство из камня храма датируют 1629 годом. Хотя недавние реставрационные работы показали, что центральная часть относится к 1550 году.
Здание располагается на углу переулка. Центральная часть представляет собой четверик с куполом с шестигранным завершением. На нем со всех сторон изображены лики святых. Вход в храм декорирован по бокам четырьмя колоннами, а в центре — гирькой. Рядом находится колокольня, также оформленная колоннами.
В середине 19 века церковь стала Александрийским подворьем. За счет чего здесь были приведены масштабные реставрационные работы. В 1859 году главным приделом назначен придел в честь Казанской Божьей Матери.
После Революции храм отдали греческой общине, поэтому его удалось сохранить от сноса. С 1929 года службы в нем прекратились, были уничтожены главы алтаря и кресты. Чуть позже помещения здания отдали под административные нужды и жилье. До начала 90-х годов здесь работал цех по переработке полиэтилена, а в колокольне — гальваническая установка.
Богослужения в храме возобновились в 1991 году. В настоящее время при нем открыта воскресная школа.


Построена на углу Подкопаевского переулка и Подколокольного переулка, вероятно, в середине 17 в. 

Небольшой двухсветный четверик с крупной полукруглой апсидой (главный престол Казанской Богоматери), возможно, повторяет пропорции и план предшествующего здания, известного с 1629 г. 

Деревянная же церковь на этом месте впервые упоминается в 1493 в связи с великокняжеским дворцом, стоявшим здесь, на берегу р. Рачки. 

Храм имеет высокое восьмигранное завершение, появившееся во время обновления церкви в 1700 г. и частично скрытое более поздней купольной крышей. 

После пожара 1812 г. церковь бездействовала до 1855 г., когда вместе с прилегающим к ней участком и отдельно стоящей колокольней, построенной на средства прихожан в 1759 г., была передана Александрийскому патриаршему подворью. 

Последовавшее за этим обновление здания продолжалось до 1858 г. по проекту Н. Козловского. К этому времени относится небольшая трапезная с двумя симметричными приделами (престолы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца), обработанная в стилизованных барочных формах (раскрепованные на углах пилястры, окна с лучковыми перемычками в рамочных наличниках), соответствующих облику храма, который он приобрёл к 19 в. 

От первоначального декора на четверике храма сохранились широкие угловые лопатки, а на апсиде — фрагмент поребрика и треугольное навершие наличника. 

Высокая 3-ярусная колокольня, стоящая севернее церкви на красной линии Подкопаевского переулка, — типичное для эпохи барокко сооружение с пластичной прорисовкой парных угловых пилястр, многообломных карнизов и обрамлений проёмов. 

С востока, по Подколокольному переулку, к церкви примыкает глухая стенка ограды середины 19 в. 

В линии ограды в 1885 г. по инициативе настоятеля подворья архимандрита Геннадия была возведена часовня. 

Прямоугольное в плане сооружение в «русском стиле» завершено рядом кокошников; его деревянное шатровое покрытие восстановлено в 1990-х гг. 

В глубине участка находится двухэтажный кирпичный жилой корпус середины 19 в. 

Церковь была закрыта в 1930-х гг. 

Богослужение возобновлено в 1991 г.

Жилые дома:

6 этажей (№ 9, стр. 1). Кирпичный. 

Построен до 1917 года, а впоследствии был надстроен.

3 этажа (№ 11). Построен в 1866 г., перестроен в 1902 г. Кирпичный, отштукатуренный. Есть и офисы.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм свт. Николая Чудотворца в Подкопаях (№ 15/9).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Китай город» пешком через улицы Солянка и Подколокольный переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 8.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий